4. Картавых, М.А. Формирование гражданской идентичности как актуальная проблема современного образования / М.А. Картавых, Г.С. Камерилова, И.А. Воронина // Проблемы современного педагогического образования. - 2019. - № 62-3. - С. 111-114.
5. Картавых, М.А. Модель формирования у учащихся актиэкстремистской личностной позиции в обучении ОБЖ / М.А. Картавых, А.А. Аракелян // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - № 60-2. - С. 187-189.
6. Картавых М.А. Образование в области безопасности жизнедеятельности и устойчивое развитие / М.А. Картавых, И.Б. Бичева, Л.В. Попова // Вестник Мининского университета. - 2016. - № 1-1(13). - С. 21.
7. Тишков, В.А. Очерки теории и политики этничности в России / В.А. Тишков. - М.: Институт этнологии и антропологии РАН, 1997.
8. Ядов, В.А. Социальные и социально-психологические механизмы формирования социальной идентичности личности / В.А. Ядов // Мир России. - 1995. - № 3-4. - С. 158-181.
Педагогика
УДК 373.24
кандидат педагогических наук, доцент Газизова Фарида Самигулловна
Елабужский институт (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет (г. Елабуга); старший преподаватель Нуриева Алеся Радиевна
Елабужский институт (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет (г. Елабуга); студент Цыбулина Елена Викторовна
Елабужский институт (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет (г. Елабуга)
РАЗВИВАЮЩАЯ ИГРА В РАЗВИТИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА
Аннотация. В данной работе рассматривается значение развивающих игр в развитии познавательной активности детей дошкольного возраста. Раскрываются функции игры, ее социально-культурное назначение, видовое разнообразие (классификация игр), её природа и структура. Представлены информационные материалы, связанные с развитием познавательной активности детей дошкольного возраста. Анализированы взгляды и подходы ученых по данной проблеме.
Ключевые слова: познавательная активность, игра, дошкольный возраст, инициатива, мышление, кругозор, самостоятельность, игровая деятельность, классификация.
Annotation. This paper examines the importance of developing games in the development of cognitive activity in preschool children. The functions of the game, its socio-cultural purpose, species diversity (classification of games), its nature and structure are revealed. Information materials related to the development of the cognitive activity of preschool children are presented. The views and approaches of scientists on this problem are analyzed.
Key words: cognitive activity, play, preschool age, initiative, thinking, outlook, independence, play activity, classification.
Введение. В свое время Сергей Рубинштейн первый психолог, член-корреспондент Академии наук, писал: «показателем зрелости развития ребенка является свободная и самостоятельная игровая деятельность» [7]. Изучив теоретический материал по данной проблеме, и учитывая практический опыт, нельзя не согласиться с высказыванием С.Л. Рубинштейна.
Ученые, педагоги считают, что игра - это ведущий вид деятельности ребенка. Естественно, в игре зарождаются и первоначально развиваются все другие формы деятельности детей дошкольного возраста.
Нельзя не согласиться с утверждением педагогов, что только через игру ребенок познает окружающий мир и учится с ним взаимодействовать.
Изложение основного материала статьи. В дошкольном возрасте потребность в игре очень высокая. Мы наблюдаем разнообразные сюжеты детских игр. Дети в играх отражают и те стороны действительности.
Обычно самые младшие дети выбирают наиболее типичны игры с сюжетом на бытовые темы («Дочки - матери»), а дети среднего дошкольного возраста начинают более интересоваться играми с производственным сюжетом («Железная дорога», «Строительство»); старшие дошкольники любят играть в игры с общественно-политическим сюжетом («Космос», «Война, Супермены») [2, С. 25].
Е.И. Добринская и Э.В. Соколов классифицируют игры:
- по содержательному признаку (военные, спортивные, художественные, экономические, политические);
- по составу и количеству участников (детские, взрослые, одиночные, парные, групповые);
- по тому, какие способности они обнаруживают и тренируют (физические, интеллектуальные, состязательные, творческие и др.) [8, С. 12-14]. Многие ученые считают, что это наилучший системный подход к классификации игр.
Н.С. Чинькова, Е.Ю. Никитина в учебно-методическом пособии «Игровые технологии в культурно-досуговой деятельности детей и подростков» представляют информационные материалы, связанные с освоением игровых технологий и изучением теоретических аспектов феномена игры. Они рассматривает развивающие игры, групповые и мелкогрупповые, ролевые, подвижные, игры малой подвижности (строительно-конструкторские игры, настольные игры, дидактические игры) [8, С. 14].
Организуя, малоподвижные игры важно:
- учитывать возрастные особенности детей дошкольного возраста;
- знать методику проведения данных игр;
- уметь придумать конструкторскую игру с предложенным материалом;
- знать, что такое оригами;
- знать условные знаки при создании игрушек из бумаги;
- знать методику организации работы с оригами и т.д.
Строительно-конструкторские игры основаны на творческой игре. Строительных игры формируют у детей дошкольного возраста умения, качества и свойства личности, которые подготавливают его переход к новому виду деятельности.
Педагоги отмечают, что эти игры развивают моторику, помогают в совершенствовании мыслительного аппарата, воспитывают у детей самостоятельность, пытливость, творческую направленность личности, воспитывают трудолюбие и целенаправленность.
Игра для детей - это не просто развлечение. Именно игра оказывает огромное влияние на формирование психики ребенка. Общеизвестно, что игровые переживания оставляют глубокий след в сознании ребенка. Многократное повторение действий взрослых, подражание их поступкам постепенно приводят к формированию определенных душевных качеств самого ребенка. Поэтому, игра должна быть формой организации детской жизни и ее не стоит ничем подменять. Конечно же, руководить игрой не просто, для этого нужен такт, знания законов игры, понимание ребенка, уважение к нему.
Сложность руководства игрой связана также с тем, что она является свободной детской деятельностью. Важно в процессе общения с ребенком сохранить эту свободу и непринужденность. В ходе игры требования взрослого положительно воспринимаются детьми значительно чаще, чем в реальной жизненной ситуации. Важно использование игровых, проблемных ситуаций, вопросов, советов и т.п. Эти приемы относятся к косвенным способам руководства игрой. Иногда возникает необходимость прямыми способами обучать детей игре (показ, объяснение), предлагать новые роли, игровые ситуации, действия, побуждать детей к игре.
Игра - самостоятельная деятельность, в которой дети вступают в общение со сверстниками. Их объединяют общая цель, совместные усилия к ее достижению, общие переживания. Игровые переживания оставляют глубокий след в сознании ребенка и способствуют формированию добрых чувств, благородных стремлений, навыков коллективной жизни. Задача воспитателя состоит в том, чтобы сделать каждого ребенка активным членом игрового коллектива, создать между детьми отношения, основанные на дружбе, справедливости, ответственности перед товарищами.
Вовлеченность в игровую деятельность, выполнение соответствующих возрасту творческих заданий, проектов, построенных взрослым, доступных проблемных ситуаций, решение творческих задач позволяют формировать оригинальные способности ребенка. Все это помогает развитию общей эвристической структуры личности ребенка, которая благоприятствует самостоятельному поиску и выделению ребенком в окружающей действительности незнакомого, формулированию вопросов, проблемных ситуаций и задач.
Посредством развивающей игры естественно, органически развивается познавательная деятельность дошкольников, обладающих разными уровнями познавательной активности.
Соответственно, важнейшими путями развития познавательной активности детей является развитие интересов и потребностей детей, осмысление и осознание ими себя в окружающем мире, своей индивидуальности, а также средства и способы добывания знаний.
Считается, что развивающие игры это:
- головоломки;
- логические игры с кубиками;
- иногда сюда же относят занятия, развивающие мелкую моторику рук;
- игры, закладывающие основы чтения и письма;
- пособия, расширяющие кругозор малыша и повышающие его эрудицию.
На самом же деле круг развивающих игр гораздо более широк: они включают в себя практически всю окружающую среду, в которой живёт и которую познаёт ребёнок.
Парк, двор, магазин, автобус, комната, кухня, для него всё вокруг - это одна огромная развивающая среда. Важно лишь уметь пользоваться ею для развития ребёнка.
В настоящее время существует множество развивающих игр и упражнений на развитие памяти, внимания, логического мышления, игры для развития речи, для обучения раннему чтению, развивающие математические игры, сюжетно-ролевые, компьютерные, подвижные, театральные, музыкальные, игры для всей семьи и др. Чтобы всё это принесло ощутимую пользу, необходимо помнить о главных составляющих успеха.
Их когда-то сформулировала замечательный психолог Мария Монтессори. В нём изложены основные положения и принципы, которые важно соблюдать при воспитании ребёнка. Малышу, как считала знаменитый педагог, в числе прочих условий крайне необходимы:
- любовь, тепло, защита, нежность;
- знания взрослых;
- ощущение успешности;
- осознание собственной уникальности;
- свобода для познавательной деятельности и необходимые для гармоничного развития личности средства и предметы.
Таким образом, игра связана со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада. В ней
отражаются и развиваются знания и умения, полученные на занятиях, закрепляются правила поведения, к которым приучают детей в жизни.
Именно так трактуется роль игры в программах воспитания в дошкольных образовательных организациях: «В дошкольном детстве игра является важнейшей самостоятельной деятельностью ребенка и имеет большое значение для его физического и психического развития, становления индивидуальности и формирования детского коллектива».
Итак, рассмотрев теоретические основы развития познавательной активности детей дошкольного возраста, мы пришли к выводу:
Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста определяется качественными изменениями, которые отражаются в энергетическом и содержательном показателях.
Благодаря энергетическому показателю мы видим заинтересованность ребенка в деятельности, настойчивость в познании. А содержательный показатель показывает нам результативность деятельности детей дошкольного возраста в процессе получения знаний, выделение различных культурных содержаний в ситуации.
Что касается особенности развития познавательной активности в дошкольном возрасте, здесь познавательная активность ребенка старшего дошкольного возраста характеризуется оптимальностью отношений к выполняемой деятельности, интенсивностью усвоения различных способов позитивного достижения результата, опытом творческой деятельности, направленностью на его практическое использование в своей повседневной жизни.
Каждый педагог дошкольной образовательной организации в своей педагогической деятельности для достижения основных целей в развитии ребенка-дошкольника уделяет большое внимание познавательной активности детей.
В процессе развития познавательной активности, развивая познавательную сферу ребёнка-дошкольника, педагог необходимым условием считает создание такой «атмосферы» вокруг ребенка, чтобы богатое эмоционально-чувственное восприятие мира помогло дошкольнику стать социально активным. Для развития ребенка в данном направлении на практике применяют различные средства. Средство мы понимаем как прием, способ действия для достижения определенного результата.
В педагогике средства развития познавательной активности подразделяют на две группы:
- деятельность ребенка;
- продукт духовной и материальной культуры.
В процессе познания окружающего мира важным условием является личный опыт ребенка, эффективнее будет, если начинать с раннего возраста. В последующем развитии перед детьми дошкольного возраста открываются уже другие пути познавательной деятельности.
Воспитатели дошкольных образовательных организаций уверены, что важным средством развития познавательной активности детей дошкольного возраста является занятие. Они считают, что на занятиях обязательно должен присутствовать занимательный материал.
Потому что, одним из средств развития познавательной активности является занимательность. Элементы занимательности, игра, все необычное, неожиданное вызывают у детей чувство удивления, живой интерес к процессу познания, помогают им усвоить любой учебный материал.
В процессе игры на занятиях дети сами даже не замечая выполняют различные упражнения, где им приходится сравнивать предметы находить общее и отличное в строение, свойствах, объектов, делать логические выводы и умозаключения. Благодаря игровой деятельности оказываются в условиях поиска. Игра ставит им такое условие.
Выводы. Анализируя выше сказанное можно сделать выводы: с ростом и развитием ребенка его познавательная активность все больше начинает устремляться к познавательной деятельности, которая как любая деятельность, характеризуется определенной структурой.
Ее элементами являются:
- побудительно-мотивационная часть (потребность, мотивы, цели);
- предмет деятельности;
- соответствие предмета и мотива деятельности;
- средства ее осуществления (действия и операции).
Отсюда следует, что необходимым условием развития познавательного интереса
В период дошкольного детства происходит зарождение первичного образа мира благодаря познавательной активности ребенка, имеющей свою специфику на каждом возрастном этапе. Все выше сказанное очень ярко выражается в учебных занятиях дошкольников.
Поэтому, развитие познавательной активности личности ребенка во время занятий, проявляется наиболее полно, и просматривается во всей воспитательной деятельности. Роль педагога в данном случае очень важна, т.к. направляет личность на правильное, гармоничное развитие.
В дошкольном возрасте на базе полученного опыта учебной, игровой и трудовой деятельности, складываются предпосылки для развития познавательной активности.
Значение игры педагоги, воспитатели не нельзя исчерпывают и оценивают развлекательно-занимательными возможностями. Игра является развлечением и отдыхом. Но, нельзя забывать, что она способна перерасти в игру-творчество, игру-обучение, игру-терапию, игру-модель типа человеческих отношений, взаимодействий и проявлений в общении, деятельности, в действиях.
Литература:
1. Авдулова, Т.П. Психология игры: учебник для академического бакалавриата / Т.П. Авдулова. - Москва: Издательство Юрайт. - 2019. - 232 с.
2. Гилева, А.В. Игра и развитие ребенка в дошкольном возрасте / А.В. Гилева. - 2007. - 39 с.
3. Дымова, Н. Русские народные игры / Н. Дымова // Воспитание и обучение дошкольников. - 2016. - № 2. - С. 58-64.
4. Кашицина, Т. Играем в народные игры / Т. Кашицына // Воспитание и обучение дошкольников. - 2016. - №1. -С. 19-23.
5. Климкова, Р.В. Основные понятия об игре и методика проведения подвижных игр: Методические рекомендации для студентов дневной и заочной форм обучения / Р.В. Климкова, Е.В. Кузьмичева, Е.С. Салахудинова, А.М. Томашевич, Р.В. Климкова. - М.: РГУФКСМиТ. - 2010. - 100 с.
6. Кумарина, Г.Ф.Теория и методика игры: учебник и практикум для СПО / Г.Ф. Кумарина, О.А. Степанова, М.Э. Вайнер, Н.Я. Чутко; под ред. Г.Ф. Кумариной, О.А. Степановой. - 2-е изд., испр. и доп. - М. Издательство Юрайт. -2017. - 276 с.
7. Петрова, Л. Развивающая предметно-пространственная среда в группе как зона опережающего развития детей. Оптимальные условия / Л. Петрова. - URL: https://www.maam.ru/detskijsad/razvivayuschaja-predmetno-prostranstvenaja-sreda-v-grupe-kak-zona-operezhayuschego-razvitija-detei-optimalnye-uslovija.html.
8. Федорова, Л.И. Игра: дидактическая, ролевая, деловая. Решение учебных и профессиональных проблем / Л.И. Федорова. - М.: ФОРУМ. - 2009. - 176 с.
9. Чинькова, Н. С. Игровые технологии в культурно-досуговой деятельности детей и подростков / Н.С. Чинькова, Е.Ю. Никитина; Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет. - [Челябинск]: Южно Уральский центр РАО. - 2019. - 227 с.
10. Шуть, Н.Н. Секреты эффективных игр для развития ребенка / Н.Н. Шуть. - СПб.: Речь. Образовательные проекты. - М.: Сфера. - 2010. - 176 с.
11. Яковлева, И.А. Педагогическая система руководства строительно-конструктивными играми / И.А. Яковлева // Актуальные задачи педагогики: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2014 г.). - Чита: Издательство Молодой ученый. - 2014. - С. 89.
12. Эльконин, Д.Б. Воспитательное значение сюжетной ролевой игры / Д.Б. Эльконин // Дошкольное воспитание. -2008. - № 8. - С. 17-23.