В этой статье разъясняются студентам ВУЗов на занятиях по обеспечению безопасности жизнедеятельности также такие процедуры, как воздушные, солнечные и водные ванны для закаливания организма. Огромный эффект достигается от закаливания, включая ванны для ног, обтирание мокрым полотенцем, принятие душа, сауны, купание в русской бане.
Литература:
1. Артюхова Ю. Как закалить свой организм. - Минск: Харвест, 1999 - 224 с.
2. Воронцова И.М., Беленький Л.А. Закаливание детей с применением интенсивных методов. Метод. рекомендации. - СПб., 1990. - 27 с.
3. Даль В.И. «Толковый словарь живого великорусского языка». - 1989. - 699 с.
4. Иванченко В.Г. Тайны русского закала. - М., 1991. - 31 с.
5. Комушин А.И. Лекарство от простуды. - М.: Медицина, 1986. - 64 с.
6. Лаптев А.П. Закаливайтесь на здоровье. - М.: Медицина, 1991. - 79 с.
Педагогика
УДК: 13.00.02
студентка Босикова Тамара Иннокентьевна
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск); кандидат педагогических наук, доцент Андреева Любовь Дмитриевна Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск)
СКАЗКИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Аннотация. Статья посвящена вопросам формирования культуры безопасного поведения у детей среднего дошкольного возраста Авторы предлагают проведение познавательных бесед, основные задачи которых определены программным содержанием программы "От рождения до школы" под редакцией Н.Е. Вераксы, беседы предполагают интеграцию с образовательными областями: художественное творчество, речевое развитие.
Подобранные и составленные авторами дидактические материалы включают демонстрационный лист, иллюстрации к эпизодам сказки, текст сказки на якутском языке русских народных и авторских сказок, коммуникативно-диагностические вопросы. Игры и содержание методик исследования адаптированы с учетом возрастных особенностей детей среднего дошкольного возраста.
Ключевые слова: культура безопасного поведения; дети среднего дошкольного возраста, программа «Разноцветная планета» (под редакцией Е.А. Хамраевой, И.В. Мальцевой), дидактический альбом, авторские сказки.
Annotation. The article is devoted to the formation of a culture of safe behavior in children of middle preschool age. The authors propose conducting informative conversations, the main tasks of which are determined by the program content of the program "From birth to school" edited by N. Ye. Veraks, conversations suggest integration with educational fields: artistic creation, speech development.
The didactic materials selected and compiled by the authors include a demo sheet, illustrations for episodes of a fairy tale, a text of a fairy tale in the Yakut language of Russian folk and original fairy tales, and communicative-diagnostic questions. Games and content of research methods are adapted taking into account the age characteristics of children of middle preschool age.
Keywords: Culture of safe behavior; children of middle preschool age, the program "Colorful Planet" (edited by EA Hamraeva, IV Maltseva), didactic album, author's tales.
Введение. Одним из направлений реализации образовательной деятельности «социально-коммуникативное развитие», согласно Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС), является формирование основ безопасного поведения в быту, социуме и природе.
Понятие культура безопасного поведения у детей дошкольного возраста включает знания, умения и навыки применения правил безопасного поведения на практике: ребёнок чувствует и различает опасную обстановку, имеет возможность их предотвращения, понимает серьёзность безопасности не только своей жизни, но и других. Высокая результативность формирования культуры безопасного поведения у детей дошкольного возраста напрямую зависит от организации целесообразных педагогических условий.
Проблема формирования культуры безопасного поведения дошкольников признается во всем мире, и считается одной из наиболее важных. По мнению Н.Н. Авдеевой безопасность - это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно себя вести в различных ситуациях. Кроме того, дети могут оказаться в непредсказуемой ситуации на улице и дома, поэтому главной задачей взрослых является стимулирование развития у них самостоятельности и ответственности.
Изложение основного материала статьи. Недостаточная разработанность форм и методов использования фольклорных и авторских сказок в процессе формирования культуры безопасного поведения для якутскоговорящих детей обусловила выбор темы нашего исследования «Формирование культуры безопасного поведения детей среднего дошкольного возраста посредством сказок».
В качестве гипотезы выдвигаем предположение о том, что сказка является одним из эффективных условий формирования культуры безопасного поведения, так как этому будет способствовать целенаправленная совместная образовательная деятельность по чтению сказок, организация бесед познавательного характера, составление сказок по формированию культуры безопасного поведения у детей среднего дошкольного возраста.
Практическая значимость исследования: состоит в разработке дидактических альбомов сказок на якутском и русском языках с беседами и заданиями для детей среднего дошкольного возраста по культуре безопасного поведения дошкольников. Они могут быть использованы воспитателями ДОО.
База исследования: МБДОУ Батагайский детский сад «Кунчээн» №5 с. Хомустах (Батагайского наслега) Усть-Алданского улуса Респубики Саха (Якутия).
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования включает образовательную область «Социально- коммуникативное развитие», одним из задач, данного раздела это формирование безопасного поведения в быту, социуме и в природе.
Учёные-исследователи М.А. Котик, М.И. Дьяченко, Т.Г. Хромцевой в своих работах раскрыли проблемы формирования опыта культуры безопасного поведения в жизнедеятельности ребенка, связанных с опасностью.
В педагогике под безопасностью принято понимать «состояние защищенности жизненно-важных интересов личности, общества, организации, предприятия от потенциально и реально существующих угроз». Профессор И.А. Баева определяет безопасность как «свойство личности, характеризующее её защищенность от деструктивных воздействий за счет внутренних ресурсов сопротивляемости. По её утверждению, психологическая защищенность - это устранение всех угроз и травмирующих событий, а возможность совпадать с ними, наращивая сопротивляемость, устойчивость и посттравматический рост» [1, с. 33].
В дошкольном образовании проблема обеспечения безопасности детей дошкольного возраста внедрена благодаря трудам Н.Н. Авдеевой, К.Ю. Белой Л.А. Захаровой О.Г. Жуковой, О.Л. Князевой, Н.Т. Мельниковой, А.И. Садретдиновой, Р.Б. Стеркиной, Т.Г. Храмцовой и др.
Авторский коллектив: Р.Б. Стеркина, (Минобразования России), Н.Н. Авдеева (институт человека РАН), О.Л. Князева (институт педагогических инноваций РАО) - ставит важную цель обучения ребенка; правильно себя вести в опасных ситуациях на улице, в транспорте, при общении с незнакомыми людьми, взаимодействии с пожароопасными и другими предметами; животными и ядовитыми растениями.
Необходимо выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависят их здоровье и безопасность. Эти правила следует разъяснить детям подробно, а затем следить за их выполнением. Однако безопасность и здоровый образ жизни - это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях. Кроме того, дети могут оказаться в неожиданной ситуации на улице и дома, поэтому главной задачей является стимулирование развития у них самостоятельности и ответственности. Ведь все, чему учат детей, они должны уметь применить в реальной жизни, на практике [3, с. 3].
В настоящее время актуальна оптимизация путей формирования у детей сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих. К сожалению опасностей предостерегащих ребёнка в современном мире не становится меньше, появляются новые источники опасности. Представления о правилах культуры безопасного поведения поможет осознать художественная литература. Ребёнок в процессе восприятия сказки искренне сопереживает сказочным героям, внутренне активно пытается им помочь, такое отношение является действенным, насыщенным жизненными реалиями. Дети воспринимая и оценивая поведение героев, задумываются и над своим, начинают понимать, что вызывает затруднение и сложность в его повседневной жизни. Постепенно приходит понимание строго соблюдения правил безопасного поведения, реально представить возможные последствия их нарушения.
Одним из основных требований в работе со сказкой является ее выразительное чтение, чтобы дети могли понять не только смысл, но и глубину художественных образов. Организация работы со сказкой должна носить развивающий характер. Дети могут активно обсуждать действия и поступки персонажей, искать и оценивать их ошибки пути их исправления, выдвигать и обсуждать возможность дальнейшего развития сюжета сказки. Через чтение и пересказывание сказок у детей развиваем чувство ответственности, умение оценивать сложившиеся обстоятельства, поведение героев, а также осознанно использовать приобретённые знания на практике. Главной особенностью восприятия литературного произведения является сопереживание героям, ребенок мысленно ставит себя на его место, борется с врагами. Е.А. Флерина при восприятии художественного произведения отмечала наивность как особенность детей, они всегда ожидают хорошего конца, желают победы добра над злом.
При работе со сказками в процессе формирования навыков культуры безопасного поведения на соблюдать нижеуказанные принципы работы со сказочным сюжетом:
1. Осмысленность - понимание причины и последствий событий в развитии сюжета и роли каждого сказочного героя.
2. Многозначность - воспринятие одно и того же события, ситуации с различных точек зрения. Персонажи сказок тоже могут восприниматься неоднозначно.
3. Связь с действительностью - понимание, умение разглядеть в сказочном сюжете жизненную ситуацию.
Ребёнок среднего дошкольного возраста начинает более осмысленно понимать художественный текст, так как его жизненный и литературный опыт более обогатился. Он в этом возрасте понимает сюжетную линию, динамику событий, поступки сказочных героев.
Сказка учит, что не бывает событий только плохих. Некоторые обидчики помогают нам надо задуматься над тем, что у нас не получается, что мы не умеем или делаем плохо, или не с тем дружим, что за наказанием, часто скрывается забота. Сказки о безопасности - это учебники жизни. В них содержится опыт многих поколений, который учит детей обращаться за помощью, не преступать запреты взрослых, не сдаваться и не трусить.
В программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы достаточно чётко определены основные представления культуры безопасного поведения детей среднего дошкольного возраста по требованиям ФГОС. Исходя из задач данной программы, в целях выявления уровней представлений детей среднего дошкольного возраста о культуре безопасного поведения в быту, социуме и в природе нами составлены вопросы для детей по следующим критериям: «Безопасное поведение в природе», «Безопасность на дорогах», «Безопасность собственной жизнедеятельности».
Результаты исследования в контрольной и экспериментальной группах после диагностики на констатирующем этапе нашего исследования показали средний уровень представлений детей о культуре безопасного поведения.
В процессе воспитания культуры безопасного поведения дети учатся умениям и навыкам не только предвидеть опасность, но и справляться с ними.
Формировать культуру безопасного образа жизни стоит в дошкольном возрасте с учётом их возрастных и психофизиологических особенностей. Дети в таком возрасте любопытны, эмоциональны, подвижны, доверчивы, но вместе с тем у них нет опыта общения с незнакомыми людьми, природными явлениями и обитателями, различными электрическими и газовыми приборами и прочее, что может привести к серьёзным проблемам, угрожающим их жизни и здоровью.
По проблеме исследования в группе организована развивающая предметно-пространственная среда по безопасности. Создан книжный центр: нами разработаны шесть альбомов дидактических русских народных и литературных (авторских) сказок на якутском языке по формированию культуры безопасного поведения с заданиями и серия бесед по формированию представлений о безопасности с учетом интеграции образовательных областей, наглядный материал, иллюстрации к сказке.
При составлении дидактических альбомов сказок мы опирались на программу «Разноцветная планета» (под редакцией Е.А. Хамраевой, И.В. Мальцевой). Нами были составлены вопросы для детей по выявлению представлений о культуре безопасного поведения, которые помогают выявить, насколько у детей среднего дошкольного возраста сформирована культура безопасного поведения.
В работе по формированию культуры безопасного поведения у детей среднего дошкольного возраста мы провели познавательные беседы на якутском языке. Основные задачи бесед определены программным содержанием программы "От рождения до школы" под редакцией Н.Е. Вераксы, беседы предполагали интеграцию с образовательными областями: художественное творчество, речевое развитие.
Составлена следующая тематика бесед:
1. «Билбэт дьоннун кытта кэпсэтимэ» (Опасности в общении с незнакомцами);
2. «Айыл5а5а сылдьаа^ш» (Опасности в природе);
3. «Дьиэзэ баар куталлаах тэриллэр» (Опасные предметы дома);
4. «О5о уулусса5а, суол быраабылата», (Правила дорожного движения);
5. «Бэйдиэ сылдьар кыыллар», (Опасные животные).
Экспериментальная работа проводилась по трём блокам:
- 1 блок «Безопасное поведение в природе»;
- 2 блок «Безопасность собственной жизнедеятельности»;
- 3 блок «Безопасность на дорогах».
Мы в своей работе подобрали сказки по формированию культуры безопасного поведения у детей среднего дошкольного возраста:
«Волк и семеро козлят».
Эта сказка заставит детей задуматься о том, что правила поведения внутри дома и при общении с посторонними людьми так же важны, как и правила поведения на улице, эти сказки говорят - «Не пускай в дом чужих!».
Русская народная сказка «Кот, лиса и петух».
Учит детей: «Не принимай угощение от чужих!», «Не открывай дверь незнакомым людям», «Всегда слушайся старших -это залог твоей безопасности».
Сочинили авторские сказки на якутском языке: «Уотчаан» (Огонёк), «Колымана» и «Куобахчаан» (Зайчик).
Сказка «Уотчаан» учит детей распознавать причины возникновения пожара и правилам пожарной безопасности: нельзя детям играть с огнем, слушайться старших.
Сказка «Колымана» учит детей слушаться старших, не уходить без спросу одному: можешь потеряться.
Третья авторская сказка: «Куобахчаан», учит детей слушаться старших, никогда не играть с опасными предметами дома: опасные предметы - детям не игрушки!
Структура чтения сказок в основном была едина, проводились в первой или во второй половине дня. После чтения каждой сказки проводится беседа с детьми, выполняют дидактические задания : проводились словесное описание сюжетной картины, пересказ сказки с опорой на сюжетные картинки, нахождение такой же картинки как у взрослого, графические игры и упражнения, направленные на развитие мелкой моторики, мышления, внимания, памяти дошкольников.
Основные задачи чтения сказок определены программным содержанием образовательной области «Социально-коммуникативное развитие», направление «безопасность». Содержание работы по обогащению знаний, навыков культуры безопасного поведения, предполагало интеграцию с образовательными областями: речевое развитие по направлению «чтение художественной литературы», познавательное развитие, художественно - эстетическое развитие.
Организованная образовательная деятельность по сказке "Колымана".
Цель: учить безопасному поведению в незнакомых местах. Слушаться родителей. Не общаться с незкомцами, не следовать за неизвестным, необъяснимым из любопытства.
Давным-давно возле Северного Ледовитого океана жили-были белые медведи: мама с дочкой Колыманой. Мама очень любила свою ласковую доверчивую дочку, всегда просила её: "Колымана, ты такая маленькая, никогда не отходи от меня в незнакомых местах, не следуй за незнакомыми зверями, а то заблудишься. Всегда будь со мной рядом".
Шли дни за днями. Под необъятным небом, в всполохах северного сияния, окутывавшим тундру загадочным светом, росла Колымана послушным, веселым ребёнком. Любящая мама окружила её лаской и заботой. Как-то раз засобиралась мама Колыманы за рыбой, но Колымана не захотела на этот раз пойти с нею. Очень просила маму оставить её дома, обещала быть послушной. Пришлось медведице идти одной: " Моя Колыманушка, я скоро вернусь с рыбкой. Ты поиграй здесь, далеко не уходи. Я очень скоро вернусь".
Колымана заигралась в белом пушистом снегу, поджидая маму. Вдруг услышала удивительные звуки, они лились по белоснежной тундре. Она, конечно же, не знала, что это были звуки музыки. Колымана из любопытства побрела в ту сторону и не заметила , как забрела далеко-далеко, в незнакомые места. Колымана так пожалела, что не послушалась свою маму, от страха стала звать её и громко плакать.
Мама так торопилась, чтоб накормить свою дочку свежой рыбой, но уже не застала её, следы маленькой Колыманы давным-давно замело снегом. Белая медведица звала, искала свою Колыману, так и не нашла.
Нашли дрожащую от страха и слёз Колыману добрые люди, они пожалели и полюбили маленького детеныша белой медведицы и забрали с собой. А белая медведица-мать до сих пор плачет и ищет свою доченьку. Так говорят.
Маленькая Колымана. 2012 г.
Беседа
- Дети о ком прослушали вы сказку?
- Жалко ли вам маленькую Колыману?
- Как вы думаете, по чьей вине потерялась Колымана?
- Виновата ли мать, что оставила ее одну?
- Виновата ли Колымана, что не послушалась свою маму?
- А если бы Колымана послушалась маму, не пошла бы в сторону незнакомых удивительных звуков, попала бы она к людям?
- Кто знает маленького медвежонка Колыману? Где сейчас она находится?
Колымана с дочкой Харчааной (Снежана). 2016 г.
В 2012 г. вся Якутия следила за историей маленького осиротевшего медвежонка, обнаруженного членами "Медвежьего патруля", по поручению Росприроднадзора РФ определили в зоопарк "Орто-Дойду". Маленькая медведица Колымана стала очень популярной в Якутии, и в настоящее время является звездой инстограмма. За историей её жизни и любви следила вся Якутия. В 2013 г. из Северной столицы переехал в северный зоопарк медвежонок Ломоносов. В ноябре 2016 года у них родилась девочка Хаарчаана (Снежинка). Колымана была очень любящей, нежной матерью, привязанной к своей дочке. Когда Харчаану забирали, все очень тревожились за судьбу матери и дочери. В настоящее время она в Санкт-Петербурге, очень любима публикой, живёт с медведицей-бабушкой Усладой. История про белых медведей очень близка и любима всем якутянами, так что сказка про белого медвежонка понятна нашим детям. По этой сказке можно организовать театрализованную, игровую и образовательную деятельность.
Выводы. Подводя итоги практической части работы, можно сказать, что использование сказок в процессе формировании культуры безопасного поведения у детей среднего дошкольного возраста является эффективным.
Полученные в исследовании результаты позволяют утверждать, что в формировании культуры безопасного поведения у детей 4-5 лет эффективна целенаправленная совместная образовательная деятельность по чтению сказок, организация бесед познавательного характера, составление авторских сказок.
После проведенной работы в экспериментальной группе наблюдается положительная динамика формирования культуры безопасного поведения у детей среднего дошкольного возраста.
Литература:
1. Баишева М.И. Этнокультурно - ценностные основы безопасности личности детей. Якутск: Издательский дом СВФУ, 2014. 132 с.
2. Николаева Л.В. Этнопедагогические основы воспитания детей дошкольного возраста. Якутск: Издательский дом СВФУ, 2013. 164 с.
3. Чермашенцева О.В. Основы безопасного поведения дошкольников: занятия, планирование, рекомендации. Волгоград: Учитель, 2008. 207 с.
Педагогика
УД: 378.2
магистрант Братанова Юлия Юрьевна
Елабужский институт (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет (г. Елабуга); кандидат педагогических наук, доцент Газизова Фарида Самигулловна Елабужский институт (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет (г. Елабуга); старший преподаватель Нуриева Алеся Радиевна
Елабужский институт (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет (г. Елабуга)
ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УПРАВЛЕНИИ ДОО
Аннотация. В статье рассматривается проблема сформированности навыков взаимодействия у детей дошкольного возраста в ДОО. Проведена опытно-экспериментальная работа. Для реализации данной цели авторами была использована диагностическая методика Н.Ф. Комаровой «Исследование межличностных отношений в игре».
Ключевые слова: взаимодействие, понимание, сюжет, проблемная ситуация, справедливость, взаимопонимание, дошкольник, сочувствие.
Annotation. The article discusses the problem of the formation of interaction skills in preschool children in early childhood care. Pilot work was carried out. To achieve this goal, the authors used the diagnostic technique N.F. Komarova "The study of interpersonal relationships in the game".
Keywords: Interaction, understanding, plot, problematic situation, justice, mutual understanding, preschooler, sympathy.
Введение. Игра, как наиболее доступный для детей вид деятельности, является так же одним из способов анализа и понимания полученных знаний и впечатлений от окружающего его мира. Ученые считают, что средний дошкольный возраст является наиболее благоприятным возрастным периодом для формирования межличностных отношений детей, потому как именно в этом возрасте у детей проявляется непосредственный интерес к совместной деятельности, которая находит своё отражение в игре.
Нами была проведена опытно-экспериментальная работа на базе Международной школы «AlabugalnternationalSchool» Елабужского муниципального района Республики Татарстан.
В данном исследовании принимали участие дошкольники средней группы (дети 4-5 лет). Общая выборка составила 30 детей среднего дошкольного возраста, 16 из которых входили в число детей из экспериментальной группы, а 14 - из контрольной.
Для реализации данной цели была использована диагностическая методика Н.Ф. Комаровой «Исследование межличностных отношений в игре», где цель наблюдения заключалась в исследовании сформированности навыков взаимодействия детей дошкольного возраста в группе.
Изложение основного материала статьи. В основной общеобразовательной программе дошкольного образования игра считается ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста. В своей работе мы наблюдали за общением, взаимодействием детей. В процессе наблюдения детям была предложена сюжетно-ролевая игра «Ресторан». Большинство детей охотно приняли идею. Стоит отметить, что сюжет игры для многих из дошкольников был знаком и понятен. Однако некоторые из них не проявили никакого желания вступать в совместную игровую деятельность. Поговорив, объяснив ситуацию, мы добились участия всех ребят. Дети активно начали разбирать роли, на ходу придумывая возможные развития сюжета. Стоит отметить, что в сюжетно-ролевой игре «День рождения» девочки быстро распределили между собой привычные для них роли, но, несмотря на это, в ходе их совместной деятельности возникали конфликтные ситуации. Спорили, кому будет принадлежать сумочка, резинки, помада, зеркальца. Благополучно разрешили спор. На следующий день мы продолжили наблюдение за детьми экспериментальной группы. В ходе повторного наблюдения мы убедились, что почти все дети в группе, кроме одного ребенка, продемонстрировали высокий или средний уровень общительности. В беседе с ним приходилось задавать косвенные и наводящие вопросы, чтобы узнать его предпочтения или причины его нежелания принять участие в той или иной игре.
В ходе наблюдения мы отметили несколько ребят, которые чаще всего оказываются в центре конфликтной ситуации. Причинами конфликтов зачастую становятся неумение делиться игрушками, несправедливое отношение к другому участнику игровой деятельности и чрезмерная обидчивость.