УДК 373.2
Хаматвалиева И.И.
Студентка 5 курса гр. 7414 кафедры ТиМДиНО Елабужский институт ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет»
(Россия, Елабуга)
Галич Т.Н.
к.п.н., доцент кафедры ТиМДиНО, Елабужский институт ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет»
(Россия, Елабуга)
Газизова Ф.С.
Заведующий кафедры ТиМДиНО
к.п.н., доцент Елабужский институт ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет»
(Россия, Елабуга)
КОНСТРУКТОР LEGO КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ
Аннотация: в статье рассмотрены педагогические условия применения конструктора Lego в развитии творческой активности старших дошкольников.
Модернизация современного общества ставит систему дошкольного образования в новые условия, в которых педагоги должны по-новому взглянуть на проблему всестороннего развития ребенка. Это обусловлено тем, что «новое время» требует от человека высокоразвитых творческих способностей, поэтому, цель педагогов ориентирована на развитие творчески мыслящего и творчески активного ребенка.
В детском саду дошкольник включен в разные виды деятельности: игровую, трудовую, художественно-продуктивную, познавательно-исследовательскую. Для развития творческой активности дошкольника большое значение имеет конструирование с использованием конструктора Lego.
Ключевые слова: творческая активность, современное общество, всестороннее развитие, творческая способность, конструирование.
Модернизация системы образования привела к тому, что традиционная ее схема уже стала не актуальной, в основе которой лежала учебно-дисциплинарная модель взаимодействия педагога и ребенка. Современное образование сегодня основывается на личностно-ориентированную модель развития, то есть в приоритете творческий подход к развитию и образованию ребенка.
Творческое развитие - важный этап в становлении ребенка, его значимость и актуальность отражена в Федеральном Государственном стандарте дошкольного образования (далее ФГОС ДО), который гласит, что с раннего детства необходимо развивать творческий потенциал ребенка и приобщать его к творческой деятельности [11].
Творчество как деятельность рассматривается с точки зрения создания качественно нового продукта, который отличается уникальностью. Творчество отражает его новизну, оригинальность и необычность. Как отмечается в исследованиях Л.К. Веретенниковой, С.Г. Глуховой, П.Ф. Кравчука творческая деятельность осуществляется на основе воображения, которое воссоздает, а основе прошлого опыта новый продукт [12].
Согласно исследованиям Д.Б. Богоявленской, творческая активность тесно связана с работой мышления и интеллектом. По ее мнению, творчество это производная интеллекта и интеллект, и творчество - это единая человеческая способность, высшего уровня [3].
Творческая активность дошкольника определяется его стремлением к выполнению созидательной и продуктивной деятельности. В старшем
дошкольном возрасте происходит расцвет творчества, поэтому важно, чтобы педагоги уделяли этому процессу должное внимание.
Творческая активность развивается в условиях творческой деятельности, одним из видов которой выступает конструирование. Конструктор Lego является отличным практическим и творческим материалом для ребенка старшего дошкольного возраста. Конструирование как деятельность носит творческий характер, так как все усилия ребенка направлены на получение конкретного продукта. Конструктор Lego активизирует мыслительные операции, развивает конструкторское мышление, познавательный интерес, делает игровую деятельность ярче и интереснее.
Для эффективности процесса развития творческой активности старших дошкольников посредством конструктора Lego были выделены следующие педагогические условия:
обогащение предметно-развивающей среды творческим уголком с конструктором Lego, где детям представится возможность проявить творческую активность и самостоятельно реализовать свой творческий замысел,
организация и проведение совместной творческая деятельности педагога и детей через комплекс творческих занятий с конструктором Lego,
поэтапная организация творческой работы с конструктором Lego, которая будет проходить от этапа формирования и реализации творческого замысла до этапа анализа творческой работы и рефлексии.
Lego-конструктор является творческо-продуктивной деятельностью, так как она способствует реализовать в материальный мир задуманное и дает возможность творить и мыслить нестандартно.
Совместно с научным руководителем провели оценку уровня творческой активности старших дошкольников в соответствии с выделенными критериями, показателями и методиками диагностики на основе исследований Е.В. Котовой, Е.И. Кульчицкой, В. Синельникова, В. Кузнецова. Были выделены креативной, мотивационный и интеллектуальный критерий творческой активности. Были
проведены следующие методики: методика диагностики творческих способностей старших дошкольников при конструировании (Е.В. Котова), наблюдение за продуктивной деятельность (Е.И. Кульчицкая), методика «Как спасти зайку» (В. Синельников, В. Кудрявцев).
Анализ результатов констатирующего этапа показал, что у детей средний уровень развития творческой активности. В творческом процессе самостоятельные, но не инициативны, частично мотивированы, не доводят начатое дело до конца, имеют переменный интерес. Дети не творчески подходят к решению проблемы. Дети частично умеют самостоятельно создавать развернутый замысел конструкции и воплотить задуманное в конструкции, не используют над ситуативно-преобразовательный характер творческих решений. Результаты начальной диагностики позволили перейти к формирующему этапу эксперимента.
Рис. 1. Анализ уровня творческой активности у старших дошкольников на констатирующем этапе
Для эффективного решения задачи по развитию творческой активности у старших дошкольников необходимо прибегнуть к конструированию с помощью Lego. При этом важно обеспечить выполнение следующих педагогических условий: 1) обогащение предметно-развивающей среды творческим уголком с конструктором Lego, где детям представилась возможность проявить
творческую активность и самостоятельно реализовать свой творческий замысел, 2) организация и проведение совместной творческой деятельности педагога и детей через комплекс творческих занятий с конструктором Lego, 3) поэтапное проведение творческой работы с конструктором Lego, начиная с этапа формирования и реализации творческого замысла, заканчивая этапом анализа творческой работы и рефлексии. В ходе формирующего этапа все три условия были четко соблюдены.
Были проведены занятия с построением более простых конструкций «Построим дом для собаки», «Построим башню с флажком», с более сложными постройками «Волшебные рыбки», «Мельница», «Ракета», которые были ориентированы на то, чтобы обучить детей строить конструкции по схеме или инструкции. Развитию самостоятельности, инициативности в творческой деятельности способствовало занятие «Самостоятельная постройка мостика», творческому развитию способствовали занятия «Конструирование по замыслу», в которых они закрепляли навык видеть замысел своей будущей конструкции, описывать ее и воплощать в реальность.
■ Высокий уровень ■ Средний уровнь ■ Низкий уровень 60% -55%
ЭГ в нач эксп ЭГ в конц эксп КГ в нач эксп КГ в конц эксп
Рис. 2. Сравнительный анализ уровня творческой активности у старших дошкольников на контрольном этапе
На контрольном этапе эксперимента наблюдается положительная динамика в развитии общего уровня творческой активности у дошкольников
экспериментальной группы, а также и в развитии компонентов творческой активности. Дети научились самостоятельно придумать замысел к своей конструкции и воплощать ее в реальность. Дети научились правильно называть детали конструктора, озвучивать свою идею и рассказывать особенности строения своей конструкции. Дети стали проявлять самостоятельность, интерес и увлеченность во время конструирования, они проявляют инициативу, целенаправленные, завершают начатое до конца. Дети умеют использовать над ситуативно-преобразовательный характер в творческом решении, умеют переносить свойства знакомого предмета в новую ситуацию.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Ануфриев А. А. Психология творчества / А. А. Ануфриев. - М.: Инфра-М.: Академия, 2020. - 456 с.
Белова Д.Н. Использование LEGO-конструирования в дошкольном возрасте /Д.Н Белова // Научно-методический электронный журнал«Концепт». - 2017. -Т. 2. - С. 271-273. - URL: http://e-koncept.ru/2017/570056.htm Богоявленская, Д.Б. Психология творчества и одаренности: материалы всероссийской науч.-практической конференции. - М: Академия, 2018. - 500 с. Гросс Т.Ю. Продуктивная деятельность как средство развития творческих способностей детей / Т.Ю. Гросс // Традиции и инновации в педагогическом образовании: сб. науч. тр. V Междунар. конф. (Екатеринбург, 6 апр. 2019 г.) / науч. ред. Ю. Н. Галагузова. - Екатеринбург, 2019. - С. 89-91. Комарова Т.С. Развитие творческих способностей как необходимый компонент подготовки к обучению в школе / Т.С. Комарова, С.С. Казаненкова // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. - 2020. - № 5. - С. 7983.
Кульчицкая Е. И. Мотивация в структуре творческой деятельности / Е.И. Кульчицкая, Н. И. Литвинова // Измерение готовности к творчеству детей, 2015. - С. 41-46
Куцакова Л.В. Занятия по конструированию из строительного материала в разных группах детского сада /Л.В. Куцакова. - М.: Мозаика-Синтез, 2020. - 373 c.
Лапшина Н. Е. Газизова Ф. С. Галич Т. Н. Лего-конструирование в процессе развития творческих способностей дошкольников / Н.Е. Лапшина, Ф.С. Газизова, Т.Н.Галич // Проблемы современного педагогического образования. -Сборник научных трудов: - Ялта: РИО ГПА, 2019. - Вып. 65. - Ч. 4. С. 197-201 От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. - М.: Мозаика-Синтез, 2019. - 352 с.
Поддьяков Н.Н. Конструирование и художественный труд в детском саду. Программа и конспекты занятий.. - М.: ТЦ Сфера, 2009. - 407 с. Федеральный государственный образовательный стандарт
дошкольного образования (приказ Министерства образования и науки Российской федерации No 1155 от 17.10.2013г.)
Яблокова А.А. Развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста /А.А. Яблокова // Диалог культур в педагогическом и психологическом континууме: сб. ст. по итогам Междунар. науч. -практ. конф. (Магнитогорск, 10 нояб. 2019 г.). - Стерлитамак, 2019.
Hamatvalieva I.I.
5 th year student gr. 7414 of the department of TiMDiNO Yelabuga Institute Kazan Federal University (Russia, Yelabuga)
Galich T.N.
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of TiMDiNO, Yelabuga Institute Kazan Federal University (Russia, Yelabuga)
Gazizova F.S.
Head of the Department of TiMDiNO Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor Yelabuga Institute Kazan Federal University (Russia Elabuga)
LEGO CONSTRUCTOR AS A MEANS OF DEVELOPING CREATIVE ACTIVITY IN CHILDREN 5-6 YEARS OLD
Abstract: the article discusses the pedagogical conditions of using the Lego constructor in the development of creative activity of older preschoolers. The modernization of modern society puts the system of preschool education in new conditions in which teachers must take a fresh look at the problem of comprehensive development of the child. This is due to the fact that the "new time" requires highly developed creative abilities from a person, therefore, the goal of teachers is focused on the development of a creatively thinking and creatively active child. In kindergarten, a preschooler is involved in various types of activities: play, labor, artistic and productive, cognitive and research. For the development of creative activity of a preschooler, designing using a Lego constructor is of great importance.
Keywords: creative activity, modern society, comprehensive development, creative ability,
design.