УДК 00 - 373.2
Лазарева А. С. студент
Научный руководитель: Миннуллина Р.Ф., к.п.н.
доцент
преподаватель кафедра теории и методики дошкольного и начального образования Елабужский институт
КФУ
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА, ОДНА ИЗ ФОРМ НАПРАВЛЕННАЯ НА
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА
Аннотация: В статье рассмотрено познавательное развитие детей дошкольного возраста. Дидактическая игра как основная форма работы по познавательному развитию. Взаимоотношения между дошкольниками в группе регулируются правилами и задачами дидактических игр.
Ключевые слова: игра, образование, познавательное развитие, воспитание.
Lazareva A.S. student
Scientific supervisor: Minnullina R.F., Ph.D.
associate professor teacher
department of theory and methodology ofpreschool and primary education
Elabuga Institute KFU
A DIDACTIC GAME, ONE OF THE FORMS AIMED AT THE
COGNITIVE DEVELOPMENT OF PRESCHOOL CHILDREN
Abstract: The article discusses the cognitive development of preschool children. Didactic play as the main form of cognitive development work. The relationship between preschoolers in the group is regulated by the rules and tasks of didactic games.
Keywords: game, education, cognitive development, upbringing.
В соответствие с ФГОС ДО, игра не включена ни в одно из направление образования дошкольника. Игра, опять же в соответствие с ФГОС ДО должна присутствовать везде и во всем. Т.е. дошкольник познает мир через игру. Если обратится к истокам педагогики, то мы
можем с уверенностью говорить, что игра являлась и является одним из главных форм воспитания дошкольника. Через игру дошкольник может прожить все, что связанно с воспитанием и обучением. До того момента как ребенок встает взрослым, он всегда находится в игре. Так ему понятнее дается усвоит весь социум окружающий его. Игра для дошкольника - не просто интересное времяпрепровождение, но способ моделирования внешнего, взрослого мира, способ моделирования его взаимоотношений, в процессе которого, ребенок вырабатывает схему взаимоотношений со сверстниками. Если наблюдать за свободной деятельность дошкольника, в рамках дошкольного учреждения, мы можем отметить что ребенок в игре пародирует взрослого человека. В процессе игры у дошкольника развивается воображение, фантазия. Находясь в игре, ребенок находится в своем маленьком мире. Ни одно детство не проходит без игры, это своего рода потребность растущего организма. В игре так же развивается гибкость, ловкость, сообразительность. Дошкольник анализирует свои действия. В дошкольном возрасте для детей игра для них все, учеба, совместный труд, взаимопомощь и прочее. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие школьника в целом. То, что известно взрослому, дошкольник проживает все это в игре.
Многими исследователями, такими как, Е. И. Радиной, Ф. Н. Блехер, Б. И. Хачапуридзе и др.в последнее время все больше исследуется и разрабатывается, как самостоятельное направление - игровая педагогика. Отталкиваясь от данных исследований можно с уверенностью говорить, что между игрой и обучением есть большая взаимосвязь.
Рассмотрим один из видов игры - дидактическую игру. Что такое дидактическая игра, вернее игровая деятельность в целом. В первую очередь это конечно же активность направленная на получение удовольствия от выполненной игры.
Еще с древних времен идет установка, что игра, одно из важных направлений подготовки дошкольника к взрослой жизни. И да, игра несет в себе генетическую связь абсолютно со всеми сферами жизнедеятельности дошкольника. Отсюда и названия игр: познавательные, интеллектуальные, строительные, игра - труд, игра-общение, музыкальные игры, художественные, игры-драматизации, подвижные, спортивные...
Дидактическая игра - игра с открытыми правилами
Проанализировав литературу, мы установили, что есть более 700 дидактических игр. Часто игры соотносятся с содержанием обучения и воспитания.
Попробуем выделить несколько основных видов дидактических игр. Игры-путешествия. Игры-поручения. Игры-предположения. Игры-загадки. Игры-беседы (игры-диалоги). Игры-путешествия имеют сходство со сказкой, ее развитием, чудесами. Цель игры-путешествия усилить
впечатление, придать познавательному содержанию чуть-чуть сказочную необычность, обратить внимание детей на то, что находится рядом, но не замечается ими. Игры-путешествия обостряют внимание, наблюдательность, осмысление игровых задач, облегчают преодоление трудностей и достижение успеха.
Игры-поручения имеют те же структурные элементы, что и игры-путешествия, но по содержанию они проще и по продолжительности короче. В основе их лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения.
Так как мы работаем по книге «от Рождения до школы» мы понимаем что ФГОС ДО требовательно относится к дидактическим играм. Процитируем то что в ней говорится относительно дидактических игр.. «С помощью дидактических игр воспитатель осуществляет сенсорное воспитание детей, развивает познавательные процессы (любознательность, понимание взаимосвязи простейших явлений и т. д.). Он использует игру как средство развития мышления, речи, воображения, памяти, расширения и закрепления представлений об окружающей жизни».
Мы всегда говорим, что у дошкольника должно быть достаточное количество дидактических игр, что дает ему всестороннее развитие во всех направлениях. Мы знаем, что все новое вводим в обиход дошкольника постепенно.
Дошкольник должен понять смысл данной игры и реализовать в своих творческих процессов.
Ну и конечно же одним из правил любой дидактической игры должна быть заложена педагогическая задача, соответствующая цели реализации программы на каждом этапе. Все игры, будь это дидактическая либо познавательная должна идти параллельно плану образовательного учреждения. Все остальные элементы подчинены этой задаче и обеспечивают ее выполнение.
Правилам отводится большая роль в дидактических задачах. Именно правила задают правильный ритм и направление поставленной задачи.
Мы в своих целях научить ребенка, применяем игры, дидактические игры всегда. Так намного легче донести до дошкольника всю информацию.
Мы рассматриваем дидактическую игру, как одну из форм направленную на познавательное развитие детей дошкольного возраста. Свою работу мы проводили на базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида №53" Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан.
В процессе нашей работы мы на начало учебного года составляем календарный план, где четко прописываем все дидактические игры направленные на развитие дошкольника во всех направлениях. Работа по
данному направлению велась на протяжении учебного года. В эксперименте участвовало 40 детей 6-7 лет. Так же детей мы поделили на 2 группы. Экспериментальную 20 детей. И контрольную, где так же было задействовано 20 детей. На начало учебного года мы выявили уровень познавательного развитие детей дошкольного возраста. Для выявления познавательного развития дошкольников мы выбрали методику «Диагностика индивидуального развития детей дошкольного возраста», авторами которой являются М.В. Савченко, Л.Е. Котова, Н.В. Губанова. На основании выявленных результатов в процессе диагностики дошкольников, в контрольной группе можем с уверенностью говорить о том, что, больший %(75%) в возрасте 5-6 лет познавательное развитие частично сформировано, 20 % полностью сформировано и 5% не сформировано. Та же диагностика проводилась и с дошкольниками экспериментальной группы, где результат показал следующее, 85% было частично сформировано и 15% было полностью сформировано. Показателей с низким уровнем сформированности в экспериментальной группе не выявилось. Применялись такие виды дидактических игр как, «Виды транспорта», «А знаешь ли ты?», «Что из чего?» для того что бы дошкольник легко усваивал поставленные задачи обучения, мы должны четко понимать какой уровень познавательного развитие на данном этапе обучения. Важно отметить что дошкольника в процессе игры в первую очередь все таки интересует сам игрой момент, что дает ему полное чувство удовлетворение его внутреннего Я. На основании полученных результатов констатирующего этапа мы составили план на правленый на дальнейшее познавательное развитие посредством дидактических игр. На формирующем этапе эксперимента мы начали нашу работу с организации предметно-развивающей среды в группе, что позволило создать необходимые психолого-педагогические условия для стимулирования познавательной деятельности детей. Создали множество уголков в которых были собраны дидактические игры по направлениям. Т.Е. дошкольнику было легко ориентироватся в тематике. Обучение детей строилось на основе программы «От рождения до школы». Учитывая тот факт, что основной формой развития ребенка является игровая мотивация, работа с детьми была направлена на познавательное развитие
Так, очень интересно проходили мероприятия с использованием мультимедийных технологий: «Путешествие в королевство МАТЕМАТИКИ», интегрированное ООД (ФЭМП + физическая культура), использовали игры: «Назови дни недели», «Сосчитай мячи», «Найди ошибки».
Проводя методику на конец учебного года, (работали по той же методике что и на начало учебного года) мы сделали следующие выводы. Несомненно в экспериментальной группе уровень познавательного развития стал выше, а это 90% и в контрольной группе 80 %. то есть у
дошкольников уровень познавательного развития стал полностью сформирован. Частично сформирован 20 и 10 % и не сформирован не оказалось ни одного дошкольника. Можем с уверенностью говорить что если наши действия будут правильно направлены в нужное русло то и результат будет соответствующим.
Что же все-таки так увлекает детей в дидактических играх? В первую очередь со 100% уверенностью можем говорить, что это само игровое действие. Еще раз повторимся, что игра полноценно удовлетворяет потребность дошкольника в действии. Незаметно для себя, без особого напряжения, играя, он выполняет дидактическую задачу. Дидактические игры способствуют и художественному воспитанию — совершенствованию движений, выразительности речи, развитию творческой фантазии, яркой, проникновенной передаче образа.
Использованные источники:
1. Никитин Б.П. Развивающие игры. / Б.П. Никитин - 2-е изд. - М. Педагогика, 2006 - 200 с.
2. Удальцова Е. И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников: / Е.И. Удальцова - Минск, 2003 - 210 с.
3. Захарчук А.Л. Методические особенности формирования представлений о малой Родине у старших дошкольников // Вопросы дошкольной педагогики. -2015. -№2. -С. 25-27.
4. Малюгина Н.А. Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного воз-раста средствами игровой деятельности / Н.А. Малюгина // ScienceJuice2020: сборник статей и тезисов. - М.: ПАРАДИГМА, 2021.-С.168 - 174.