и
МАСТЕР ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ: ВОЗМОЖНОСТИ МОДУЛЬНОГО ПОСТРОЕНИЯ СИСТЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
Л. Н. КАЗАКОВА, кандидат педагогических наук, заведующая кафедрой теории и методики профессионального образования ГОУ ДПО НИРО
В рамках парадигмы образования — от «образования на всю жизнь» до осмысления необходимости и возможности «образования в течение всей жизни» — идут поиски новых технологий и методик обучения, новых способов повышения профессиональной компетентности педагогов начального и среднего профессионального образования. В статье рассматриваются возможности модульного построения квалификационных курсов для мастеров производственного обучения.
Ключевые слова: индивидуальный образовательный маршрут, профессиональные компетенции, модульное обучение, производственно-педагогическая мастерская, профильное обучение, профессионализм, образованность
В новых социально-экономических условиях стало очевидно, что профессиональное образование должно ориентироваться на специализированную подготовку рабочих, обладающих высоким уровнем профессионализма и компетентности. Возникла необходимость коренных преобразований системы подготовки рабочих кадров на новых началах, происходит переосмысление роли знаний, в том числе в жизни взрослого человека, что предполагает разработку новых способов их освоения в системе повышения квалификации.
Когда говорят о профессионализме, подразумевают, в первую очередь, владение теми или иными технологиями — будь то технологии обработки материалов, бухгалтерского учета, конструирования машин, выращивания урожая или строительных работ. Компетентность же предполагает, помимо технологической подготовки, ряд других компонентов, которые носят в основном внепрофессиональный или над-профессиональный характер, но в то же
время необходимы сегодня в той или иной мере каждому специалисту. Это, безусловно, такие качества личности, как самостоятельность, способность принимать ответственные решения, а также умения творчески подходить к любому делу, постоянно учиться и обновлять знания.
Перед кафедрой теории и методики профессионального образования ГОУ ДПО НИРО стоит сложная задача повышения квалификации мастеров производственного обучения — специалистов более чем по 80 профессиям! Основой построения модели курсов повышения квалификации на кафедре является концепция модульного обучения.
Модуль в структуре квалификационных курсов представляет собой организационно-методическую структурную единицу, отвечающую определенным профессиональным, педагогическим и дидактическим задачам. В рамках модуля определены целесообразные виды и формы обучения, согласованные во времени и интегрированные в едином комплексе. Границы
модуля обусловлены установленной при его разработке совокупностью теоретических знаний, навыков и практических умений, необходимых обучающимся педагогам.
Программа квалификационных курсов «Теоретические и методические основы профессионального образования» для мастеров производственного обучения образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования разработана в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта дополнительного профессионального образования и включает в себя: учебный и учебно-тематический планы, программы учебных дисциплин, методические рекомендации к итоговой государственной аттестации, список литературы.
Цель программы — развитие общепрофессиональных и специальных компетент-ностей мастеров производственного обучения ОУ НиСПО. Кроме того, использование модулей позволяет успешно интегрировать учебное содержание, формируя его в логике содержания ведущих проблем курса, среди которых:
3 организация производственного обучения в ОУ НиСПО;
3 разработка комплексного методического обеспечения в соответствии с требованиями ФГОС НиСПО нового поколения;
3 внедрение инновационных технологий в производственное обучение;
3 применение современных информационных технологий обучения.
Нормативный объем программы — 144 академических часа. Программой предусмотрены два вида аттестации: промежуточная и итоговая. Первая представлена такими формами контроля, как зачет, собеседование, защита портфолио, тестирование. Итоговая аттестация может проходить в форме экзамена либо выпускной квалификационной работы — выбор предлагается сделать самому слушателю. Обучение очное: шестичасовой рабочий день с частичным отрывом от производства.
_Образовательная политика
Эффективными формами реализации программы являются лекции и практические занятия: тренинги, оргдеятельност-ные игры, тематические дискуссии, производственно-педагогические мастерские по профилю профессии. К числу дидактических средств, способствующих осуществлению учебной программы, относятся видео- и аудиоматериалы, мультимедийные презентации, методические материалы на электронных носителях, методическое пособие по итоговой аттестации, диагностические средства.
Программа квалификационных курсов «Теоретические и методические основы профессионального образования» предусматривает овладение слушателями комплексом ключевых ком-петентностей. Иными словами, по окончании обучения они должны знать:
3 основы государственной политики в сфере образования;
3 нормативно-правовую базу образовательной деятельности ОУ НиСПО;
3 основы профессиональной подготовки;
3 цели и задачи начального и среднего профессионального образования;
3 принципы организации учебно-производственного процесса в ОУ НиСПО;
3 принципы организации и содержание производственного (практического) обучения;
3 информационные компьютерные технологии и инновационные технологии обучения;
3 основы возрастной психологии.
Слушатели также должны уметь:
3 использовать нормативно-правовую документацию в практической деятельности;
3 проектировать рабочую учебно-программную документацию;
3 моделировать различные виды занятий производственного обучения;
Промежуточная аттестация представлена такими формами контроля, как зачет, собеседование, защита портфолио, тестирование. Итоговая аттестация может проходить в форме экзамена либо выпускной квалификационной работы.
Нижегородское образование 1, 2010
35
3 оценивать эффективность педагогической деятельности;
3 применять информационные компьютерные технологии;
3 организовывать учебно-производственную деятельность на основе лич-ностно ориентированного подхода;
3 проводить мониторинговые исследования качества обучения.
Важнейшей особенностью модульных квалификационных курсов на кафедре теории и методики профессионального образования ГОУ ДПО НИРО является повышение квалификации по профилю профессии. Согласно циклограмме работы до 2015 года этот профиль ежегодно меняется. Так, в 2008 году были обучены мастера по профессиям металлообработки: сварщик (электросварочные и газосварочные работы), станочник (металлообработка), слесарь. В 2009 году — мастера по профессиям сельскохозяйственного профиля: мастер сельскохозяйственного производства, тракторист-машинист, рабочий зеленного хозяйства.
В текущем году планируется осуществить повышение квалификации мастеров по строительным профессиям: мастера общестроительных работ, мастера отделочных строительных работ, мастера столяр-но-плотничных и паркетных работ. Производственно-педагогическая мастерская в 2010 году будет проходить на базе учебного центра КНАУФ ГИПС Дзержинск; по результатам обучения слушателям предстоит сдать зачет в форме творческой работы.
В структуре курса «Теоретические и методические основы профессионального образования» выделяются четыре модуля: 3 инвариантный — психолого-педагогический, общепрофессиональный (36 ч);
3 организация, содержание и методика производственного обучения (36 ч);
Важнейшей особенностью модульных квалификационных курсов на кафедре теории и методики профессионального образования ГОУ ДПО НИРО является повышение квалификации по профилю профессии.
3 производственно-педагогическая мастерская по профессии (36 ч);
3 вариативный — каждый из слушателей выбирает по два спецкурса объемом 18 часов.
Всего на кафедре разработано 12 спецкурсов, шесть из которых имеют сертификаты научно-методического экспертного совета ГОУ ДПО НИРО. Тематика курсов регулярно обновляется. Кроме того, ежегодно на один из спецкурсов мы приглашаем мастера производственного обучения, который проводит мастер-класс по конкретной специальности.
Помимо спецкурсов слушателям предлагаются следующие элективы: «Техническое обслуживание и ремонт тракторов и автомобилей»; «Основы рационализаторства и изобретательства»; «Контроль качества производственного обучения»; «Технология проектирования учебного занятия»; «Практикум по проектированию рабочей учебно-программной документации мастера производственного обучения»; «Коммуникативная культура педагога»; «Организация индивидуальной методической работы мастера производственного обучения, педагога»; «Современные производственные технологии (в сфере транспорта)»; «Современные производственные технологии (в сфере обслуживания)»; «Современные технологии отделочных и строительных работ»; «Интерактивные педагогические технологии в профессиональном образовании»; «Организация самостоятельной работы студентов и учащихся»; «Технология ТРИЗ как методология формирования творческого мышления» и др.
Представленная структура курсов позволяет слушателю — мастеру производственного обучения — повысить квалификацию в области профессиональной педагогики, психологии, инновационных технологий обучения, информационных компьютерных технологий, а также спроектировать индивидуальный маршрут повышения квалификации в рамках специальной подготовки с учетом своих знаний, потребностей и педагогического опыта.