Научная статья на тему 'НАКОПИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА КАК ФОРМА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ В УСЛОВИЯХ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

НАКОПИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА КАК ФОРМА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ В УСЛОВИЯХ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
63
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / НАКОПИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ / ФОРМЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Калинкина Е. Г.

В статье раскрываются подходы к организации накопительной системы повышения квалификации в контексте тенденций развития современного образования и реализации образовательной инициативы «Наша новая школа». Существенное внимание уделяется анализу целевых, содержательных и процессуально-методических компонентов повышения квалификации по накопительной системе, принципам построения индивидуальных образовательных маршрутов, а также возможностям накопительной системы в решении профессиональных задач педагогических и руководящих работников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «НАКОПИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА КАК ФОРМА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ В УСЛОВИЯХ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Непрерывное

педагогическое образование

НАКОПИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА КАК ФОРМА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ В УСЛОВИЯХ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Е. Г. КАЛИНКИНА, кандидат педагогических наук, проректор по учебно-методической работе ГОУ ДПО НИРО

В статье раскрываются подходы к организации накопительной системы повышения квалификации в контексте тенденций развития современного образования и реализации образовательной инициативы «Наша новая школа». Существенное внимание уделяется анализу целевых, содержательных и процессуально-методических компонентов повышения квалификации по накопительной системе, принципам построения индивидуальных образовательных маршрутов, а также возможностям накопительной системы в решении профессиональных задач педагогических и руководящих работников.

Ключевые слова: непрерывное образование, накопительная система повышения квалификации, образовательная программа, индивидуальный образовательный маршрут, формы повышения квалификации

Тенденции развития российского образования, формирование модели «новой школы» требуют соответствия уровня профессиональной компетентности педагогических и руководящих работников вызовам времени, быстрой реакции на происходящие изменения, умения верно определять те характеристики профессиональной деятельности, которые станут ключом к успеху в ближайшем будущем. Достижение этого возможно лишь при условии непрерывного профессионального совершенствования педагогических и руководящих работников.

Возрастающие требования общества к качеству образования и педагогическому профессионализму обусловили приоритетную направленность процесса повышения квалификации педагогов на развитие профессиональных компетенций, на обеспечение условий для конструктивного решения проблем педагогической практики и реализации задач инновационного развития. Анализ современного этапа развития общества позволяет выявить факторы, которые влияют на тенденции изменений в процессе повышения квалификации, в частности:

3 ускорение темпов развития общества, расширение возможностей политического и социального выбора, что определяет необходимость подготовки специалистов к осуществлению этого выбора;

3 переход к постиндустриальному, информационному обществу, который предполагает потребность непрерывного совершенствования ИКТ-компетентности;

3 структурные изменения в сфере занятости, обусловливающие необходимость повышения профессиональной квалификации и переподготовки работников, роста их профессиональной мобильности;

3 возрастание роли «человеческого капитала», что определяет важность интенсивного опережающего развития сферы образования.

Обеспечение обозначенных приоритетов, в свою очередь, предполагает изменение содержания и форм повышения квалификации. Становится очевидным, что эпизодического повышения квалификации педагогов на квалификационных курсах раз в пять лет явно недостаточно для реализации потребностей развития образования в условиях формирования информационного общества. В связи с этим возникает задача обеспечения опережающего развития в процессе повышения квалификации и непрерывной методической поддержки в целях профессионального и личностного роста учителя. Значительные возможности в данной связи предоставляет накопительная система повышения квалификации, которая позволяет учителю, выбирающему необходимые ему модули, конструировать индивидуальный план повышения квалификации с учетом ее уровня и своих профессиональных потребностей, то есть выстраивать индивидуальную траекторию обучения.

Образовательная деятельность ГОУ ДПО НИРО учитывает весь комплекс изменений в образовании: инновационный характер и интенсификацию учебного процесса, новое содержание и формы его организации, социокультурную переориентацию образования, новые стратегии

управления и финансирования учебных заведений. В связи с этим в структуре учебной деятельности института наряду с традиционными квалификационными курсами (20 %) существенную долю составляют квалификационные модульные курсы (38 %), а также проблемно-тематические семинары, практикумы, педагогические мастерские, мастер-классы, в том числе на базе стажерских площадок (42 %), которые могут быть выбраны слушателями в рамках накопительной системы повышения квалификации, реализация которой регламентируется Положением о накопительной системе повышения квалификации педагогических работников Нижегородской области.

Накопительная система повышения квалификации является добровольной, отвечающей образовательным потребностям педагога; вводится с целью создания условий для реализации возможностей непрерывного образования и не противоречит традиционным формам повышения квалификации. Накопительная система представляет собой суммирование результатов усвоения специалистом учебных программ, входящих в структуру образовательной программы и реализующихся в Нижегородском институте развития образования, а также в учреждениях его партнерской сети, и подтверждается выдачей документов установленного образца. Данная форма повышения квалификации рекомендуется педагогам, имеющим стаж работы по специальности не менее трех лет и опыт повышения квалификации в учреждениях системы дополнительного профессионального образования. Количество часов повышения квалификации по накопительной системе должно быть не менее 108, но не более 500, а продолжительность обучения — от одного года до трех лет.

Эпизодического повышения квалификации педагогов на квалификационных курсах раз в пять лет явно недостаточно для реализации потребностей развития образования в условиях формирования информационного общества.

Ориентация на социальный заказ обусловила новые черты организации повышения квалификации по накопительной системе в Нижегородском институте развития образования:

3 опору на компетентностный подход и модульный принцип образовательных программ, позволяющие формировать необходимые компетенции для решения профессиональных задач педагогической деятельности;

3 открытость и доступность модулей по различной проблематике для всех категорий педагогических работников;

3 усиление значения деятельностного, личностного (нацеленность на удовлетворение потребностей слушателей) и практи-ко-ориентированного аспектов в процессе обучения для приобретения опыта решения разнообразных профессиональных задач;

3 повышение роли самообразования для обеспечения возможности непрерывного обучения в течение всей жизни;

3 предоставление возможности активного взаимодействия различных категорий слушателей в процессе обучения, консультирования и обмена опытом;

3 организацию работы сетевых социально-педагогических сообществ как формы непрерывного методического сопровождения и профессионального развития педагогов, где к существовавшему ранее вертикальному взаимодействию (преподаватель — слушатель) добавляется возможность горизонтального (слушатель — слушатель) и проблемно-ситуационного сотрудничества.

Центральной идеей современного процесса повышения квалификации педагогов в условиях реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» является идея непрерывности образования по отношению к личности, учебному процессу и организационной струк-

Системообразующим фактором непрерывного образования выступает его целостность, что предполагает соответствие, единство, взаимодополняемость содержания, функций, форм и результатов повышения квалификации педагогов.

туре образования. Только в этом случае его непрерывность обеспечивает возможность многомерного движения личности в образовательном пространстве и создания для нее оптимальных условий развития. Системообразующим фактором непрерывного образования выступает его целостность, что предполагает соответствие, единство, взаимодополняемость содержания, функций, форм и результатов повышения квалификации педагогов.

Целевой компонент процесса повышения квалификации выражается в профессионально-личностном развитии педагогов на основе осмысления профессионального опыта и дополняется самообразованием. Содержательный компонент процесса повышения квалификации позволяет педагогу обновить теоретические знания, переосмыслить современные требования к педагогической деятельности, приобрести на практических занятиях необходимые умения, что предполагает опору на следующие принципы:

3 многоуровневости непрерывного процесса повышения квалификации на протяжении всего периода педагогической деятельности;

3 компенсирующей дополнительности — освоения дополнительных квалификаций, повышающих общую профессиональную компетентность;

3 преемственности и гибкости содержания образовательных программ разной тематической направленности;

3 вариативности организационных форм, обеспечивающих свободное движение педагога в образовательном пространстве по всем векторам профессионального развития.

Процессуально-методический компонент повышения квалификации педагогов реализуется в разнообразных формах учебных занятий в рамках повышения квалификации (лекции, презентации, круглые столы, тренинги и др.).

Еще одной концептуальной идеей, определяющей эффективность процесса повышения квалификации педагогов в совре-

менных условиях, является практико-ори-ентированная направленность образовательного процесса, что предусматривает:

3 востребованность результатов повышения квалификации, которая достигается путем выявления и учета запросов образовательной практики в учреждениях общего образования;

3 преемственность процессов педагогической деятельности учителя в образовательном учреждении и повышения его профессиональной квалификации;

3 реалистичность постановки целей и задач обучения, позволяющих достичь результатов, адекватных способностям и интересам слушателей, уровню их базового педагогического образования, профессионально-личностным качествам и функциональным обязанностям;

3 целостность в обеспечении единства когнитивного, эмоционально-ценностного и личностного развития педагогов, всех системных компонентов образовательного процесса (содержание и логика построения учебных курсов, цели и результаты обучения, методы, формы организации учебных занятий, способы диагностики результатов процесса обучения, итогового контроля и аттестации педагогов, повышающих квалификацию);

3 психолого-педагогическое обеспечение образовательного процесса, которое выражается в создании атмосферы взаимной открытости его участников, эмоционального комфорта, способствующих формированию у каждого педагога положительного отношения к участию в процессе повышения квалификации.

Стремительное развитие информационно-коммуникационных технологий и осмысление их образовательного потенциала предопределяет использование возможностей организации непрерывного повышения квалификации учителей на основе сетевого педагогического взаимодействия. Оно рассматривается как система взаимообусловленных действий педагогов, позволяющих им осуществлять совместную деятельность в сети Интернет, где пове-

дение каждого из участников выступает одновременно стимулом и реакцией на поведение остальных. Субъектами сетевого образовательного взаимодействия в системе непрерывного повышения квалификации являются все участники образовательного процесса. Сетевые формы взаимодействия в процессе повышения квалификации представляют собой самонастраивающуюся и самосовершенствующуюся коммуникативную систему, предполагающую прямую и обратную взаимосвязь между преподавателем и учащимися, что способствует созданию комфортной среды непрерывного обучения благодаря следующим преимуществам: проявлению инициативы, коллективной поддержке и оценке своей инициативы, участию в поддержке и оценке других инициатив, в разработке общей цели, системы профессиональных ценностей, в формировании общих критериев эффективности деятельности, управлении совместной деятельностью.

Нижегородский институт развития образования осуществляет анализ образовательных и составляющих их учебных программ с точки зрения возможности использования в накопительной системе повышения квалификации; консультирует слушателей по вопросам реализации образовательной программы; оказывает помощь педагогическим работникам в конструировании индивидуального образовательного маршрута (см. схему на с. 20).

Образовательная программа представляет собой совокупность учебных программ и является индивидуальным образовательным маршрутом в накопительной системе повышения квалификации специалиста. Конструирование образовательной программы повышения квалификации специалиста предполагает обязательное включение в ее состав учебной программы надпредметного инвариантного модуля «Общепрофессиональные дисциплины», посвя-

Нижегородский институт развития образования осуществляет анализ образовательных и составляющих их учебных программ с точки зрения возможности использования в накопительной системе повышения квалификации.

Принципы построения индивидуальных образовательных маршрутов

Квалификационные модульные курсы

Надпредметный инвариантный модуль

Предметный инвариантный модуль

Модули по выбору

Модули по выбору

Модули по выбору

Модули по выбору, в том' числе метапредметные ,

[ Квалификационные I курсы

С Надпредметный инвариантный модуль

-N

Теория и методика преподавания предмета (возможны спецкурсы по выбору объемом 12—18 часов)

Накопительная система

Проблемно-тематические ] семинары

^ Мастер-классы ^

Педагогические | мастерские

^Дистанционные курсы ^

Метапредметные | модули

Надпредметный | инвариантный модуль

щенного современным, наиболее значимым проблемам развития образования, психологии и педагогики, образовательного права, объемом не менее 24 часов, а также предусматривает указание на конкретные сроки их освоения.

Рассмотрим пример формирования индивидуального образовательного маршрута учителя истории и обществоведческих дисциплин одной из школ Нижнего Новгорода, зачисленного на курсы повышения квалификации по накопительной системе в 2009 году сроком на 3 года. (Педагогический стаж — 17 лет, высшая квалификационная категория, последнее прохождение квалификационных курсов — в 2007 году, подтверждение высшей категории планируется в 2011/2012 учебном году.) В 2009 году педагогом были выбраны учебные программы модулей «Актуальные проблемы новейшей истории России» (18 часов), «Проблемные вопросы исторического краеведения» (18 часов), «Проектная деятельность учителя истории и обществознания с использованием ИКТ»

(18 часов); в 2010 году — «Интерактивные технологии в обучении. Интерактивная доска SMART BOARD /STAR BOARD» (18 часов), «Методика оценки заданий с развернутым ответом (часть С) ЕПЭ по истории и общест-вознанию» (36 часов), в 2011 году — надпредметный инвариантный модуль «Общепрофессиональные дисциплины» (36 часов). Данный пример иллюстрирует специфику формирования образовательной программы повышения квалификации объемом 144 часа на 2009—2011 годы как совокупности учебных программ, а также принцип выстраивания индивидуального образовательного маршрута с учетом индивидуальных образовательных потребностей. Так, актуальность освоения интерактивной доски именно в 2010 году обусловлена необходимостью сначала — в 2009 году — повысить уровень ИКТ-компетентности в области использования проектного метода, а затем — в 2011 году—пройти над-предметный инвариантный модуль, что связано также с аттестацией педагога (подтверждением квалификационной категории).

Процесс формирования содержания модулей образовательных программ, выбираемых в рамках накопительной системы, осуществляется на основе следующих принципов:

3 модульности построения образовательных программ, взаимодействия непрерывного и дискретного компонентов процесса повышения квалификации в его целостном содержании;

3 динамичности содержания повышения квалификации, обусловленной развитием социально-педагогической ситуации, изменениями в образовательном пространстве, требований к образованию;

3 включенности в содержание повышения квалификации современных технологий, методик преподавания;

3 дифференциации содержания повышения квалификации в зависимости от специфики состава слушателей и условий их деятельности;

3 опережающего характера содержания повышения квалификации в системе непрерывного образования;

3 «выращивания» нового в содержании повышения квалификации на основе инновационной деятельности в ее методологическом, теоретическом и технологическом проявлениях, а также формирования нового содержания, взятого из существующей педагогической практики.

Важно подчеркнуть, что реализация накопительной системы способствует трансформации функций преподавателей, переходу от репродуктивных способов деятельности к совместному со слушателями планированию обучения, определению его содержания и форм в целях успешного профессионального развития. Среди новых ролей преподавателя, осуществляющего повышение квалификации в условиях развития накопительной системы, можно отметить следующие: тьютор, фасилита-тор, консультант, сетевой педагог, проектировщик образовательных информационных сред и др. В связи с этим возникает потребность непрерывного внутрикорпоративного повышения квалификации профес-

сорско-преподавательского состава и сотрудников ГОУ ДПО НИРО, в частности, в области опережающего освоения информационно-коммуникационных технологий и возможностей их эффективного использования в образовательной практике (в 2009 году внутрикорпоративное повышение квалификации в различных формах прошли 75 % сотрудников Нижегородского института развития образования).

Реализация накопительной системы повышения квалификации позволяет обеспечить:

3 преемственность в развитии профессионализма педагогов при повышении квалификации на курсах и в межкурсовой период как практическое воплощение принципа непрерывности образования;

3 эффективное взаимодействие института с учреждениями-партнерами, муниципальными методическими службами, методическими объединениями учителей, что создает предпосылки для более полного удовлетворения образовательных запросов педагогов, учета особенностей развития образования в конкретных районах области, способствует индивидуализации и дифференциации постдипломного образования педагогов;

3 интеграцию в процессе организации повышения квалификации научного потенциала профессорско-преподавательского состава с передовым педагогическим опытом лучших образовательных учреждений и учителей — победителей приоритетного национального проекта «Образование».

Значительные возможности совершенствования накопительной системы связаны с развитием каскадной модели повышения квалификации, предполагающей подготовку по ряду образовательных программ, в частности в области ИКТ, педагогов-тьюторов, которые после обучения в ГОУ ДПО НИРО обучают своих коллег на районном и школьном уровнях.

Значительные возможности совершенствования накопительной системы связаны с развитием каскадной модели повышения квалификации, предполагающей подготовку по ряду образовательных программ, в частности в области ИКТ.

Для зачисления на курсы повышения квалификации по накопительной системе необходимо оформить заявку, подать заявление на имя ректора ГОУ ДПО НИРО и заполнить регистрационную анкету, которые представляются в учебный отдел института. После этого принимается решение о возможности повышения квалификации по накопительной системе, оформляется приказ о зачислении педагога на обучение. Затем учителю в соответствии с его профилем назначается тьютор, определяется ведущее структурное подразделение. Далее совместно с куратором обучения по накопительной системе и тьютором педагог составляет из модулей учебную программу и индивидуальный план, которые согласовываются с руководителем образовательного учреждения и (или) с руководителем муниципальной методической службы (района, города), а затем утверждаются проректором по учебно-методической работе ГОУ ДПО НИРО. Таким образом, педагог, выбравший накопительную форму повышения квалификации, зачисляется слушателем и проходит обучение в соответствии с индивидуальным учебным планом. Результаты освоения учебных программ фиксируются в индивидуальном плане. Обучение завершается промежуточной аттестацией в форме тестирования, собеседования, зачета, контрольной работы, экзамена, защиты проекта или итоговой работы. По итогам выполнения индивидуального плана повышения квалификации ректором ГОУ ДПО НИРО издается приказ об окончании обучения по накопительной системе и выдаче слушателю соответствующего документа о дополнительном профессиональном образовании государственного образца. В случае невыполнения индивидуального плана в установленные сроки слушателю выдается справка или удостоверение о прохождении учебных модулей с указанием часов, затраченных на обучение.

Педагог, выбравший накопительную форму повышения квалификации, зачисляется слушателем и проходит обучение в соответствии с индивидуальным учебным планом.

Анализ результатов итоговой диагностики слушателей курсов свидетельствует о высоком уровне удовлетворенности педагогов курсовой подготовкой, осознании значимости повышения своей профессиональной квалификации как условия инновационного развития школы. Это отражает сформированность убеждений в необходимости постоянного профессионального роста и понимание того, что совершенствующийся учитель является залогом совершенствуемого образования. Анализ регистрационных анкет слушателей, обучающихся по накопительной системе, свидетельствует о том, что большинство из них в качестве мотива, обусловившего выбор формы повышения квалификации, назвали стремление к саморазвитию.

Наиболее востребованными учебными программами, выбранными педагогами по накопительной системе из числа предложенных в разделе «Метапредметные модули» плана-графика курсовой подготовки на 2010 год, являются: «Технология разработки инновационных идей в образовании», «Проблема охраны здоровья учащихся в деятельности ОУ», «Интернет-поддержка профессионального развития педагога», «Методические аспекты использования электронных образовательных ресурсов (ЭОР) в учебном процессе образовательных учреждений», «Компьютерная презентация как дидактическая составляющая современного урока», «Основы безопасности в Интернете детей и молодежи», «Интерактивные технологии в обучении. Интерактивная доска SMART BOARD / STAR BOARD», «Использование ИКТ в проектной деятельности на основе технологий сотрудничества и критического мышления», «Мобильные технологии в обучении», «Работа в сети электронного класса E-Learning», «Издательская деятельность в школе», «Видеоматериалы и сетевые видеосервисы в работе учителя», «Дистанционные образовательные технологии в работе с одаренными детьми», «Информационно-коммуникационные технологии в дистанционном обучении», «Трудные во-

просы орфографии и пунктуации при подготовке к ЕГЭ», «Профессиональное саморазвитие и здоровье педагога», «Современные педагогические технологии со здоровьесберегающим потенциалом», «Управление опытно-экспериментальной работой в ОУ», «Инновационный менеджмент в управлении школой», «Инновации в воспитании», «Технология лидерства», «Интеграция общего и дополнительного образования в условиях ОУ: возможности и перспективы», «Психолого-педагогическое сопровождение учащихся в выборе профессионального пути», «Особенности работы учителя с детьми, имеющими трудности в обучении», «Психологическое сопровождение процесса подготовки к ЕГЭ», «Особенности работы с детьми группы риска», «Психолого-педагогическая диагностика в системе образовательной деятельности учреждений», «Коррекционно-раз-вивающее обучение детей с нарушением интеллекта», «Охрана детства», «Совре-

менные технологии организации учебной деятельности на основе метода проектов» и другие.

Развитие накопительной системы повышения квалификации способствует расширению рынка образовательных услуг, более полному удовлетворению образовательных запросов. Как показывает практика, выбор педагогами и руководителями образовательных учреждений цели, содержания, уровня и форм повышения квалификации создает вариативные возможности для устранения профессиональных затруднений и более эффективного решения профессиональных задач.

Перспективы накопительной системы связаны с развитием инновационного содержания, современных технологий и вариативных форм постдипломного образования, например, с расширением спектра модулей повышения квалификации, реализующихся на основе использования дистанционных образовательных технологий.

МОДУЛЬНЫЙ ПОДХОД К ПОСТДИПЛОМНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ ПЕДАГОГОВ

С. К. ТИВИКОВА,

кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой начального образования ГОУ ДПО НИРО

Статья посвящена описанию одного из основных направлений совершенствования системы повышения квалификации педагогов, связанного с модульным принципом организации учебного процесса. Рассматриваются преимущества модульного подхода в формировании профессиональной компетентности педагогов. Автор статьи, проследив историю формирования модульного обучения в мире и рассмотрев сам термин «модуль» в диалоге существующих научных концепций, знакомит читателя с опытом реализации основных задач повышения квалификации учителей начальных классов в рамках модульной системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.