Научная статья на тему 'СВОЕОБРАЗИЕ СИСТЕМЫ ПОСТДИПЛОМНОГО ОБРАЗОВАНИЯ УЧИТЕЛЕЙ ТЕХНОЛОГИИ И ЭКОНОМИКИ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ'

СВОЕОБРАЗИЕ СИСТЕМЫ ПОСТДИПЛОМНОГО ОБРАЗОВАНИЯ УЧИТЕЛЕЙ ТЕХНОЛОГИИ И ЭКОНОМИКИ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
7
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ФГОС / БАЗИСНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН / КУРСОВАЯ ПОДГОТОВКА / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ УЧИТЕЛЕЙ ТЕХНОЛОГИИ И ЭКОНОМИКИ / РАЗНОУРОВНЕВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ / МОДУЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ И НАКОПИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ / TECHNOLOGICAL/ ECONOMIC EDUCATION / FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARDS / THE BASIC STUDYING PLAN / TERM PREPARATION / PROFESSIONAL COMPETENCE OF TEACHERS OF TECHNOLOGY AND ECONOMICS / EDUCATIONAL PROGRAMMES OF DIFFERENT LEVEL / UNIT TEACHING / ACCUMULATIVE SYSTEM OF PROFESSIONAL DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тужилкин А. Ю.

В статье обращается внимание на важность технолого-экономического образования и необходимость поиска новых подходов к совершенствованию системы повышения квалификации учителей технологии и экономики, исходя из требований ФГОС; рассматриваются варианты курсовой подготовки учителей технологии и экономики на основе использования классических схем и накопительной системы в зависимости от уровня квалификации слушателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The originality of the system in postdegree education of teachers of technology and economy of the Nizhny Novgorod Region

The author of the article pays attention on the importance of technological / economic education and on the necessity of searching the new approaches to the improvement of the system of professional development of the teachers of technology and economics. The author bases on the demands of the Federal State Educational Standards, regards the variants of term preparation of teachers of technology and economics on the foundation of using the classical schemes and accumulative system underneath the level of teachers qualification.

Текст научной работы на тему «СВОЕОБРАЗИЕ СИСТЕМЫ ПОСТДИПЛОМНОГО ОБРАЗОВАНИЯ УЧИТЕЛЕЙ ТЕХНОЛОГИИ И ЭКОНОМИКИ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ»

1. Алехина, С. В. Психологическая служба в образовании : перспективы развития / С. В. Алехина, М. Р. Битянова, Е. И. Метелькова // Материалы второй национальной научно-практической конференции. — М., 2005.

2. Вершловский, С. Г. Учитель о себе и профессии / С. Г. Вершловский. — Л., 1991.

3. Зимняя, И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетент-ностного подхода в образовании : авторская версия / И. А. Зимняя. — М. : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. — 19 с.

4. Зимняя, И. А. Ключевые компетенции — новая парадигма результата образования / И. А. Зимняя // Высшее образование сегодня. — 2003. — № 5.

5. Концепция развития системы психологического обеспечения образования в Российской Федерации на период до 2012 года // Психолого-педагогическое обеспечение национальной образовательной инициативы «Наша новая школа». — C. 179—188.

6. Никифоров, Г. С. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности: теория и практика / Г. С. Никифоров. — СПб. : Речь, 2010. — 816 с.

7. Реан, А. А. Социальная педагогическая психология / А. А. Реан, Я. Л. Коломенский. — СПб. : Питер, 1999.

В статье обращается внимание на важность технолого-экономического образования и необходимость поиска новых подходов к совершенствованию системы повышения квалификации учителей технологии и экономики, исходя из требований ФГОС; рассматриваются варианты курсовой подготовки учителей технологии и экономики на основе использования классических схем и накопительной системы в зависимости от уровня квалификации слушателей.

The author of the article pays attention on the importance of technological / economic education and on the necessity of searching the new approaches to the improvement of the system of professional development of the teachers of technology and economics. The author bases on the demands of the Federal State Educational Standards, regards the variants of term preparation of teachers of technology and economics on the foundation of using the classical schemes and accumulative system underneath the level of teachers qualification.

ЛИТЕРАТУРА

f

СВОЕОБРАЗИЕ СИСТЕМЫ П0СТДИПЛ0МН0Г0 ОБРАЗОВАНИЯ УЧИТЕЛЕЙ ТЕХНОЛОГИИ И ЭКОНОМИКИ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

А. Ю. ТУЖИЛКИН,

кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой теории и методики обучения технологии и экономике НИРО tau52@yandex.ru

Ключевые слова: технологе-экономическое образование, ФГОС, базисный учебный план, курсовая подготовка, профессиональные компетенции учителей технологии и экономики, разноуровневые образовательные программы, модульное обучение и накопительная система повышения квалификации

Key words: technological/ economic education, Federal State Educational Standards, the basic studying plan, term preparation, professional competence of teachers of technology and economics, educational programmes of different level, unit teaching, accumulative system of professional development

Формирование универсальных, обобщенных способов учебной, познавательной, коммуникативной, практической, творческой деятельности учащихся общеобразовательных учреждений, определенных ФГОС, требует нового понимания места и роли предметных областей «Технология» и «Экономика», их важности для создания инновационного образовательного пространства и модели развития школы, обеспечивающей воспитание, способной к самореализации, в условиях современного социума личности. При этом «Технология» как предмет базисного учебного плана, дополненный основами экономических знаний, а также «Экономика» как отдельный школьный предмет должны занимать достойное место среди других дисциплин как практико-ориентированные метапредметные области, знания которых должны использоваться как инструмент организации жизни каждого и его умения зарабатывать на жизнь.

Кафедра теории и методики обучения технологии и экономике ГБОУ ДПО НИРО (далее НИРО) постоянно работает над вопросами совершенствования профессионального мастерства учительских кадров и заинтересована в адекватной корректировке содержания и форм постдипломного образования учителей технологии и экономики, мастеров производственного обучения учебных центров и учебно-производственных комбинатов, педагогов дополнительного образования (технические направления), сообразно вызовам времени.

В связи с этим основная цель кафедры теории и методики обучения техноло-

гии и экономике предопределена как содействие непрерывному развитию профессиональных компетенций учителей технологии и экономики общеобразовательных учебных учреждений по формированию способностей выпускников общеобразовательной школы к успешному участию в решении профессиональных и жизненно важных задач в типичных и нестандартных ситуациях.

Достижение обозначенной цели предполагает в ходе профессиональной переподготовки учителей решение следующих задач:

3 обеспечение базовой теоретической компоненты слушателей по общепрофессиональным и специальным дисциплинам как основы дальнейшего непрерывного самообразован и я;

3 формирование у учителей технологии и экономики определенного стиля профессионального мышления на основе совершенствования содержания и методики технолого-экономического образования;

3 выработка у слушателей желания применять освоенную систему знаний как ориентировочную основу и в дальнейшем совершенствовать ее.

Достижение нового качества техноло-го-экономического образования и обеспечение подготовки грамотных специалистов, способных практически реализовы-вать требования ФГОС, возможно разными способами, среди которых:

«Технология» и «Экономика» как отдельный школьный предмет должны занимать достойное место среди других дисциплин как прак-тико-ориентированные метапредметные области, знания которых должны использоваться как инструмент организации жизни каждого и его умения зарабатывать на жизнь.

Накопительная система повышения квалификации предполагает создание условий для реализации возможностей непрерывного образования и представляет собой суммирование результатов усвоения специалистом учебных программ.

3 изучение и подбор нового содержания и методов обеспечения курсовой подготовки в соответствии с внедряемым образовательным стандартом, базисными учебными планами;

3 использование результатов фундаментальных и прикладных научных исследований, результатов опытно-экспериментальной работы (ОЭР), внедрение научно-методических разработок преподавательского состава кафедры;

3 систематическое изучение потребностей и запросов учителей практиков и гибкая корректировка содержания курсов повышения квалификации, а также формирование системы разнообразных модульных курсов в режиме «заказчик — исполнитель»;

3 разработка учебно-методических материалов для повышения квалификации по классическим схемам, а также освоение дистанционных форм обучения и повышение квалификации по накопительной системе.

Накопительная система повышения квалификации предполагает создание условий для реализации возможностей непрерывного образования, а также позволяет работнику конструировать индивидуальный образовательный маршрут с учетом своих профессиональных потребностей, уровня квалификации, и представляет собой суммирование результатов усвоения специалистом учебных программ.

Началом внедрения идей накопительной системы может служить повышение значимости интеграционных основ в традиционной курсовой подготовке для учителей технологии и экономики, предполагающее более широкое внедрение системы модульного обучения и разработки интегрированных курсов, в том числе с использованием информационно-коммуникативных технологий.

Руководствуясь положением о накопи-

тельной системе работников образования Нижегородской области, разработанным в НИРО, преподаватели кафедры теории и методики обучения технологии и экономике постоянно проводят ознакомление учителей с предлагаемой формой повышения квалификации.

Идеи, положенные в основу накопительной системы, вызывают интерес, одобряются учителями и руководителями образовательных учреждений. Например, чаще всего отмечается возможность оптимизации изучения надпредметного инвариантного модуля, а также возможность теоретической и практической подготовки учителей технологии и экономики, совмещающих преподавание своего предмета с другими школьными дисциплинами по программам других кафедр. Это дает возможность учителям на высоком уровне подготовиться к преподаванию совмещаемых предметов с учетом требований Федеральных государственных образовательных стандартов начального и основного общего образования.

При этом основными условиями для обновления организации и содержания учебной деятельности для преподавателей кафедры являются:

3 разработка инновационных программ и проектов, повышающих эффективность межкафедрального взаимодействия;

3 развитие интерактивных технологий в работе курсовой системы;

3 увеличение доли практико-ориенти-рованных занятий.

Вышесказанное дает кафедре теории и методики обучения технологии и экономике рассмотреть возможность реализации разноуровневых моделей повышения квалификации учителей технологии и экономики.

В зависимости от уровня квалификации педагогов кафедра имеет программы для начинающих учителей и учителей-неспециалистов; программы для учителей, подтверждающих свою квалификацию; программы, позволяющие конструировать учителям индивидуальный образовательный

маршрут. Все программы предусматривают инвариантную и вариативную части:

3 программы квалификационных курсов (108 часов) для начинающих учителей и учителей-неспециалистов (совместителей). При обучении начинающих учителей технологии и учителей-неспециалистов предусматривается инвариант из надпредмет-ного (24 часа) и предметного (84 часа) блоков;

3 программы квалификационных модульных курсов (144 часа) для учителей, подтверждающих свою квалификацию, предусматривающие инвариант из надпред-

метного (36 часов) и предметного (36 часов) блоков + 72 часа модули по выбору из предложенных предметной кафедрой;

3 накопительная система (от 144 часов и выше, из них не менее 72 часов по предметной кафедре) представляет собой суммирование результатов усвоения специалистом учебных программ курсов, отдельных модулей, семинаров, мастер-классов и т. д.; позволяет педагогу конструировать индивидуальный образовательный маршрут с учетом своих профессиональных потребностей и уровня квалификации.

Модель курсовой переподготовки учителей технологии и экономики в зависимости от уровня их квалификации

Повышение квалификации учителей технологии и экономики Нижегородской области

Начинающие и неспециалисты (108 часов)

Инвариант

ыа нс та еч

м d ТГ

ш см р(

пк д ок

а ло Нб

а)

>5 ё ыч н

н ^

е8 м(

дк

С VO

X

Учителя, подтверждающие свою квалификацию (144 часа)

Инвариант

(72 часа)

й

Надпредметны блок (24 часа Предметный блок (84 часа

Конструирование индивидуального образовательного маршрута (накопительная система)

Инвариант (72 часа)

й в) в)

ы о о

н с с

т а >s ®

е ч ыч у )

м со н ир в

д н со г " о

е р со Ш СО м( ды с а

п к дк ов ч

д а Н о л б С VO м о ип со со

J

Сумма модулей, семинаров, мастер-классов и т. д. (72—288 часов)

1 2 N

Модули по выбору

(72 часа)

1 2 N

Вариативную часть учебного плана составляют практико-ориенти-рованные модули по выбору, которые предполагают углубленное изучение вопросов, рассматриваемых предметной инвариантной частью учебного плана.

Рассмотрим подробнее базовые составляющие курсовой подготовки учителей технологии и экономики, преподавателей и мастеров производственного обучения учебно-производственных комбинатов, представленных на схеме.

Надпредметный инвариантный модуль для учителей технологии и экономики включает в себя вопросы, связанные с изучением государственной политики в сфере образования, предусматривает изучение нормативно-правовой базы ФГОС начального и основного общего образования и подходов к его реализации, вопросы профессиональной педагогики и психологии, охраны труда, обеспечения безопасности жизнедеятельности и здоровьесбережения всех участников учебного процесса.

Предметные инвариантные модули «Современное содержание технолого-экономи-ческого образования: вариативность, инициатива, устойчивое развитие», обязательный для всех учителей технологии, и «Новые подходы в преподавании экономических дисциплин» для учителей экономики предусматривают ознакомление их с требованиями ФГОС, предъявляемыми к изучению предметов, методических основ организации учебного процесса, и изучение основ организации инновационной деятельности на основе идей современных образовательных технологий и педагогических теорий (устойчивое развитие, продуктивное обучение, проектные технологии и др.), способствующих достижению целей технолого-экономического образования школьников.

Вариативную часть учебного плана составляют практико-ориентированные модули по выбору, которые предполагают углубленное изучение вопросов, рассматриваемых предметной инвариантной частью учебного плана. Тематика модулей задается исходя из необходимости обязательного освоения учителем наиболее

актуальных требований ФГОС, а также в соответствии с профессиональными интересами и запросами слушателей.

Большое внимание при обновлении содержания программ повышения квалификации учителей технологии и экономики уделяется необходимости воспитания предпринимательской активности школьников, построения учебного процесса на основе использования метода проектов и вовлечения учащихся в исследовательскую деятельность, разработке модифицированных программ по технологии и экономике в соответствии с требованиями образовательных стандартов и необходимости разработки учебно-методических материалов, в том числе с использованием ИКТ.

В связи с этим интерес представляют модули и мастер-классы, раскрывающие базовые экономические понятия и законы, связанные с бизнесом и предпринимательской деятельностью, организацией школьных компаний и учебных фирм, разработанные преподавателями кафедры и ведущими учителями-экспериментаторами в рамках проекта Еврокомиссии ТЕМПУС «Воспитание предпринимательского духа и деловой активности»:

3 «Бизнес-планирование» (Г. И. Гребе-нева);

3 «Правовые вопросы организации бизнеса» (И. А. Симонов);

3 «Налоги и налогообложение» (И. А. Симонов);

3 «Интеграция аспектов устойчивого развития в управлении предприятием» (В. Я. Бармина);

3 «Конкурентный анализ и маркетинговый план» (Т. Н. Мошагина);

3 «Финансирование и финансовый расчет» (Г. И. Гребенева);

3 «Персонал, организация, управление предприятием» (И. А. Симонов);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3 «Логистика» (В. Я. Бармина);

3 «Учебная фирма» (А. Н. Шарина) и др.

Актуальны модули в рамках, в которых рассматриваются вопросы методики организации современного урока, разра-

ботки и методики использования программно-методического обеспечения и дидактических материалов, в том числе с использованием ИКГ:

3 «Моделирование занятий и построение логических структур учебного материала по технологии» (В. Г. Соловьев, А. Ю. Тужилкин);

3 «Разработка дидактических материалов по различным разделам программы по технологии с учетом ФГОС» (В. Г. Соловьев, А. Ю. Тужилкин);

3 «Современные организационные формы организации учебной деятельности на уроках экономики» (Р. С. Лукьянова, Г. И. Гребен ева);

3 «Проектирование учебных программ в соответствии с образовательными стандартами» (А. Ю. Холодов);

3 «Использование современных образовательных технологий для достижения целей технолого-экономического образования» (В. Я. Бармина, А. Ю. Тужилкин);

3 «Организация опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности учащихся на уроках технологии и экономики» (В. Я. Бармина);

3 «Оптимизация использования ресурсов ИКТ в деятельности учителя технологии и экономики» (группа преподавателей кафедры).

Методические особенности организации профориентационной работы рассматриваются при изучении модуля «Педагогическая поддержка профессионального самоопределения школьников» (А. Ю. Тужилкин, И. А. Симонов), разработанного по результатам ОЭР по апробации программы «Выбор профессии. Стратегия трудоустройства на рынке труда» для учащихся 8—11-х классов. Актуализация вопросов изучения элементов графической грамоты и методики машиностроительного черчения происходит в рамках модуля «Изучение элементов графики на уроках технологии» (Н. А. Вздорова). Оптимизации возможностей использования учебно-материальной базы по технологии и созданию кабинетов — творческих лабораторий

уделяется на занятиях модуля «Особенности формирования учебно-материальной базы по технологии с учетом требований охраны труда» (А. Ю. Тужилкин).

Углубление изучения элементов экономики и предпринимательства происходит на мастер-классах:

3 «Решение экономических задач как способ развития креативного мышления» (Г. И. Гре-бенева);

3 «Налоги и налогообложение» (И. А. Симонов при участии УФНС России по Нижегородской области);

3 «Изучение основ экономики и предпринимательства на уроках технологии» (Г. И. Гребенева).

Также большой интерес представляют модули и мастер-классы, раскрывающие систему организации внеурочной деятельности и внеклассных мероприятий по технологии, а также изучение этнокультурного компонента:

3 «Основы технического творчества и конструкторско-технологической деятельности учащихся» (А. Ю. Холодов);

3 «Особенности подготовки учащихся к олимпиадам и конкурсам по технологии» (А. Ю. Холодов);

3 традиционные народные ремесла «Ткачество» (Е. Б. Аникина), «Лозоплете-ние» (В. И. Плакидин), «Валяние по шерсти» (Н. В. Гончарова).

В ходе курсовой подготовки для учителей предусмотрены различные формы организации учебной деятельности, также создаются все условия для их профессиональной и творческой самореализации. Кроме классических форм организации занятий (лекции, лабораторно-практиче-ские занятия, семинары и круглые столы), предусматриваются занятия, в основе которых — кооперированное обучение, индивидуальная работа, кейс-метод, проектный подход. Обязательным является посещение открытых уроков учителей-практиков, победителей приоритетного нацио-

В ходе курсовой подготовки для учителей предусмотрены различные формы организации учебной деятельности, также создаются все условия для их профессиональной и творческой самореализации.

нального проекта «Образование», активно использующих в своей деятельности педагогические инновации, деловые игры и другие формы организации учебной деятельности школьников.

По окончании курсовой подготовки учителя готовят учебные разработки уроков, которые ими защищаются на экзамене. Лучшие материалы отбираются для публикации в кафедральном сборнике по проблемам технолого-экономического образования. Также учителя имеют возможность принять участие в профессиональных конкурсах регионального и всероссийского уровней, организованных кафедрой:

3 Всероссийском интернет-конкурсе учебных проектов по технологии, проводимом совместно с издательским центром «Вентана-Граф»;

3 областной олимпиаде по основам налоговых знаний и игре по заполнению налоговой декларации, проводимых совместно с УФНС по Нижегородской области;

3 областном конкурсе «Мой лучший урок технологии (экономики, черчения)».

Таким образом, реализация представленной системы повышения квалификации учителей технологии и экономики дает возможность формирования у них определенного стиля профессионального мышления, обеспечивающего умение строить развивающее направленное обучение, применять и совершенствовать освоенные системы знаний как ориентировочную основу, а также качественной и справедливой оценки их компетентности в ходе аттестационных процедур.

В 2011 и 2012 годах в издательском центре учебной и учебно-методической литературы Нижегородского института развития образования вышли в свет книги:

Технологическая подготовка школьников в условиях модернизации образования: проблемы и перспективы. Н. Новгород: Нижегородский институт развития образования, 2011. 215 с.

В сборник вошли материалы, подготовленные участниками Всероссийского семинара «Современные подходы к формированию инновационного опыта учителя технологии», проведенного на базе кафедры теории и методики обучения технологии и экономике Нижегородского института развития образования.

В данном издании освещаются проблемы технолого-экономического образования школьников и учащихся средних профессиональных учебных заведений, реализации метода проектов на уроках технологии, вопросы повышения квалификации учителей технологии и подготовки их к осуществлению и руководству проектной деятельностью учащихся, а также представлен богатый опыт работы учителей-практиков разных регионов России.

Книга адресована преподавателям технологии, студентам факультетов технологии и предпринимательства педвузов, научным работникам и аспирантам, профессиональные интересы которых связаны с технолого-эконо-мическим образованием.

Школа гражданского сообщества: из опыта работы нижегородской МБОУ СОШ № 91 с углубленным изучением отдельных предметов / Авт.-сост.: И. М. Богданов, Н. А. Сысоева. Н. Новгород: Нижегородский институт развития образования, 2012. 147 с.

В сборнике представлен опыт работы образовательного учреждения нового типа — центра развития личности. Основой деятельности МБОУ СОШ № 91 с углубленным изучением отдельных предметов является разработанная ее педагогическим коллективом воспитательная система, которая реализуется посредством организации коллективных творческих дел и взаимодействия школы с социальными партнерами.

Ч_II_У

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.