Научная статья на тему 'ОСВОЕНИЕ РУКОВОДИТЕЛЯМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ НАЧАЛЬНОГО И СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ МОДЕЛЕЙ УПРАВЛЕНИЯ (ПО МАТЕРИАЛАМ КАФЕДРЫ ОРГАНИЗАЦИИ И МЕНЕДЖМЕНТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ)'

ОСВОЕНИЕ РУКОВОДИТЕЛЯМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ НАЧАЛЬНОГО И СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ МОДЕЛЕЙ УПРАВЛЕНИЯ (ПО МАТЕРИАЛАМ КАФЕДРЫ ОРГАНИЗАЦИИ И МЕНЕДЖМЕНТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы —

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСВОЕНИЕ РУКОВОДИТЕЛЯМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ НАЧАЛЬНОГО И СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ МОДЕЛЕЙ УПРАВЛЕНИЯ (ПО МАТЕРИАЛАМ КАФЕДРЫ ОРГАНИЗАЦИИ И МЕНЕДЖМЕНТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ)»

Так, в 2008—2009 годах кафедра осуществляла научное руководство тремя экспериментальными площадками: «Выявление условий эффективности использования ИКТ в изучении иностранного языка», «Совершенствование процесса коммуникативно-психологической адаптации лицеистов к языковой сфере как одно из условий формирования успешной личности», «Методические основы системы подготовки к ЕГЭ».

3 Экспертно- аналитическое — рецензирование и экспертиза УМК, авторских программ, пособий, спецкурсов, учебно-методических материалов.

3 Аттестационное — разработка учебно-методических материалов к аттестации учителей, определение форм и разработка критериев оценок квалификационных испытаний.

3 Организационное и координационное — поддержка и распространение новаторского опыта общественных инициа-

тив преподаватепей иностранных языков, участие в формировании регионального сообщества учителей иностранных языков.

Рассматривая перспективы дальнейшего развития, кафедра иностранных языков принимает во внимание стоящие перед ней методические и содержательные проблемы.

В связи с этим планируются: реализация личностно ориентированных моделей подготовки и переподготовки преподавателей иностранных языков (курсы по накопительной системе, модульные курсы, дистанционные формы обучения, мастер-классы, квалификационные курсы); обновление и разработка программ квалификационных, модульных курсов, курсов по накопительной системе; создание электронных вариантов учебных пособий; межкафедральное сотрудничество; методическая помощь ОУ в организации научно-исследовательской работы.

ОСВОЕНИЕ РУКОВОДИТЕЛЯМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ НАЧАЛЬНОГО И СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ МОДЕЛЕЙ УПРАВЛЕНИЯ (по материалам кафедры организации и менеджмента профессионального образования)

Изменение общественно-экономических условий в России, высокие темпы развития реального сектора экономики определяют требования к системе профессионального образования, составляющей основу формирования кадрового потенциала. В 1990-х годах прошлого века актуальными вопросами для системы профессионального образования региона стали, во-первых, сохранение и развитие учреждений начального и среднего профессионального образования, во-вторых, организационные изменения образовательного процесса на основе требований работодателей, в-треть-

их, организация взаимодействия регионального рынка труда и рынка образовательных услуг. Кафедра была создана по инициативе заместителя министра образования Нижегородской области, кандидата технических наук, доцента Н. Ю. Ба-банова, который являлся ее первым руководителем. Под его началом за прошедшие годы кафедрой профессионального образования были проведены исследования по актуальным проблемам профессионального образования, разработаны механизмы интеграции начального и среднего профессионального образования, в практику образовательного про-

122

Актуальные проблемы современного языкового образования

НИРО - 80 лет

цесса внедрены современные технологии обучения.

Переход образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования (далее ОУ НиСПО) на качественно новый уровень развития потребовал системного учебно-методического и научного сопровождения. В соответствии с этим по приказу ректора ГОУ ДПО НИРО от 5.08.2007 № 129 была создана кафедра организации и менеджмента профессионального образования, заведующей которой назначена кандидат педагогических наук Е. В. Перенкова.

В основу концепции деятельности кафедры положены современные требования к подготовке современных руководителей для системы начального и среднего профессионального образования, адекватные социально-экономическим условиям региона, обеспечивающие соответствие образовательных услуг запросам личности и кадровым потребностям рынка труда. Концепция развития кафедры предполагает переход на новую модель многоуровневой подготовки руководителей для системы начального и среднего профессионального образования региона, основанную на компетентностном подходе, проектных методиках. К числу основополагающих идей образовательной деятельности кафедры относятся:

3 системность и непрерывность повышения квалификации руководителей ОУ НиСПО;

3 дифференциация и индивидуализация учебной деятельности;

3 мобильность, гибкость, оперативность обновления тематики курсов и опережающий характер учебной и научной деятельности;

3 ориентация на практикоориентиро-ванный подход и организационно-деятель-ностные формы организации учебной деятельности слушателей.

Данный подход к организации образовательной деятельности позволяет обеспечивать профессиональное развитие руководителей ОУ НиСПО, требования го-

Верхний ряд (слева направо): В. И. Назин, Ю. С. Мануйлов, С. А. Варакса, Н. В. Сильвеструк, Н. Ю. Бабанов, М. В. Сивов, Е. Е. Рейх; нижний ряд (слева направо): Л. П. Носкова, 3. А. Полоскина, Е. В. Перенкова (зав. кафедрой с 2007 по 2009 год), Т. И. Борисова

сударственных программ к подготовке управленцев нового поколения. Современный руководитель образовательного учреждения начального и среднего профессионального образования должен стать носителем особой профессиональной культуры — культуры инновационного развития и позиционирования учреждения на рынке образовательных услуг.

В последнее время важной составляющей образовательной деятельности кафедры является переход на модульные технологии организации учебной деятельности, что не только позволяет постоянно обновлять программы повышения квалификации, но и дает возможность администраторам системы начального и среднего профессионального образования знакомиться с происходящими изменениями образовательного процесса в инновационных ОУ, получать доступ к информационным ресурсам и овладевать новыми технологиями взаимодействия с работодателями, бизнесом и государством, формировать системное мышление, стратегическое видение путей и средств развития экономического и образовательного потенциала образовательных учреждений.

Особое внимание кафедра уделяет подготовке резерва руководителей образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования. С 2007 года сотрудниками кафедры реализуется экспериментальная программа «Образовательный менеджмент для резерва руководителей ОУ НиСПО», в рамках которой осуществляется подготовка управленческих кадров нового поколения для системы начального и среднего профессионального образования. Реализация данной программы является одной из стратегических задач не только развития самой кафедры, но и формирования стажерских площадок, постоянного изменения форм и технологий взаимодействия с различными образовательными учреждениями высшего и дополнительного профессионального образования. Особое значение в деятельности кафедры имеет научно-экспериментальная работа. Основной темой научных исследований ее сотрудников является проблема модернизации системы начального и среднего профессионального образования в рамках перехода на новые стандарты, механизмы экономического развития системы образования региона. Кафедрой осуществляются научно-исследовательские проекты, имеющие практическое значение для стратегического развития системы образования, позволяющие находить новые пути взаимодействия бизнеса, государства в рамках подготовки нового поколения рабочих кадров для высокотехнологичных отраслей производственного сектора Нижегородской области.

Повышению квалификации руководителей способствует проведение авторских школ, авторских мастерских, экспериментальных курсов, в реализации которых активно участвует профессорско-преподавательский состав кафедры. В его составе — директор ГОУ СПО «Сормовский механический техникум», кандидат

Особое внимание кафедра уделяет подготовке резерва руководителей образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования.

экономических наук М. В. Сивов; профессор кафедры, доктор педагогических наук Ю. С. Мануйлов; кандидат технических наук, доцент Н. Ю. Бабанов; кандидат педагогических наук Л. П. Носкова.

Ведущие специалисты кафедры

Н. Ю. Бабанов — кандидат технических наук, доцент, заместитель министра образования Нижегородской области, член Ученого совета ФГОУ ВПО «Нижегородский инженерно-экономический институт», заместитель председателя учебно-методического объединения по начальному профессиональному образованию Приволжского федерального округа, межрегиональный эксперт НФПК (Москва) по инновационным проектам, член редколлегии журнала «Нижегородское образование»; награжден почетными грамотами Министерства образования и науки РФ, министерства образования Нижегородской области, губернатора Нижегородской области, орденом «За заслуги в образовании» Геральдической палаты РФ, медалью им. Ю. А. Гагарина Федерации космонавтики, нагрудным знаком «Почетный радист СССР». Николай Юрьевич возглавляет научно-исследовательскую деятельность кафедры, связанную с разработкой инновационных направлений развития системы начального и среднего профессионального образования.

Под его руководством защищена диссертация на соискание ученой степени кандидата наук, два человека работают над диссертационными исследованиями. Реализован ряд международных проектов: по проблемам внедрения модульного подхода, основанного на компетенциях; по использованию дистанционных технологий в системе повышения квалификации руководителей и педагогов учреждений начального и среднего профессионального образования. С 2008 года в рамках проекта «Рабочий нового поколения» Н. Ю. Бабанов возглавляет региональный эксперимент «Разработка

НИРО - 80 лет

и апробация учебных программ по подготовке специалистов и рабочих начального и среднего профессионального образования для работы в условиях высокотехнологичных производств» на базе ГОУ НПО «Профессиональное училище № 4», ГОУ НПО «Профессиональное училище № 31».

Н. Ю. Бабанов является автором свыше 150 научных и научно-методических работ, среди которых две монографии. «Государственная политика в области образования», «Инновационный менеджмент», «Личность руководителя и его профессиональная компетентность», «Интеграция профессионального образования и отраслевых предприятий» — вот далеко не полный перечень учебных программ, разработанных профессором кафедры.

Ю. С. Мануйлов — доктор педагогических наук, профессор. Являясь создателем и руководителем авторской школы по средовому подходу, он умело апробирует свою теорию применительно к ОУ НиСПО. Под его руководством создается новое направление научно-педагогической школы — «ОУ НиСПО как среда становления и развития будущих рабочих и специалистов для высокотехнологичных производств».

В логике средового подхода работа авторской школы носит многоуровневый характер, включая разработку технологий создания профессиональной среды, выстраивание системы опосредованного управления ОУ НиСПО.

М. В. Сивов — кандидат экономических наук, профессор кафедры. Имея большой опыт организационной и управленческой деятельности, он обеспечивает качественную подготовку руководителей ОУ НиСПО.

В своем курсе лекций он освещает темы, связанные с новыми экономическими механизмами в системе начального и среднего профессионального образования, а также современные подходы

к проектированию системы управления ресурсами ОУ НПО и СПО, современное видение развития этой системы.

Кроме того, М. В. Сивов активно внедряет в практику модель многоуровневого отраслевого взаимодействия образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования по подготовке специалистов и рабочих для сферы ЖКХ региона.

Под его руководством ГОУ СПО «Сормовский механический техникум» в 2009 году стал победителем приоритетного национального проекта «Образование».

М. В. Сивов является членом координационного комитета при главе администрации Нижнего Новгорода по комплексному управлению кадровым потенциалом, членом президиума совета директоров ОУ НПО и СПО Нижегородской области, председателем совета директоров ОУ НПО и СПО Сормовско-Московского округа и Нижнего Новгорода. Является почетным работником системы ПТО, награжден почетной грамотой Министерства образования и науки РФ. Автор более 50 научных и научно-методических работ.

Существенный вклад в развитие системы повышения квалификации руководителей ОУ НПО и СПО вносят и другие сотрудники кафедры: кандидат технических наук, доцент В. И. Назин; кандидат педагогических наук, доцент Л. П. Носко-ва; кандидат педагогических наук, доцент 3. А. Полоскина; старший преподаватель Н. В. Сильвеструк и главный специалист кафедры Т. И. Борисова.

На протяжении многих лет на кафедре работает канд. техн. наук, доцент В. И. На-зин. Сфера его научных интересов включает в себя проблему создания единого информационного образовательного пространства ОУ НПО и СПО региона.

Под руководством сотрудников кафедры успешно реализуются международные проекты: по проблемам внедрения модульного подхода, по использованию дистанционных технологий в системе повышения квалификации.

По основной тематике исследований имеет более 97 публикаций, среди которых 12 учебно-методических пособий и рекомендаций, 17 авторских свидетельств на изобретения.

Значительный вклад в развитие системы профессионального образования вносит канд. пед. наук 3. А. Полоскина, в научно-методических работах которой акцентируется внимание на организации учебного процесса в ОУ НПО и СПО в соответствии с переходом данных учреждений на образовательные стандарты нового поколения. З. А. Полоскина, имея большой опыт управленческой работы в системе профессионального образования, осуществляет научно-методическое обеспечение деятельности заместителей директора по учебной работе, учебно-производственной деятельности.

По основной тематике исследований имеет более 40 публикаций, среди которых 8 учебно-методических пособий и рекомендаций. За многолетний и добросовестный труд в системе профессионального образования З. А. Полоскиной присвоено звание «Почетный работник среднего профессионального образования», она награждена почетными грамотами Министерства образования и науки РФ и министерства образования Нижегородской области.

Проблемами создания воспитательной системы в ОУ НПО и СПО занимается канд. пед. наук Л. П. Носкова. В своих научно-методических работах она уделяет внимание вопросам активизации профессионального творчества руководителей и обучающихся. Научную работу Л. П. Носкова сочетает с практической

В исследованиях ведущих специалистов кафедры находят отражение актуальные вопросы профессионального образования.

деятельностью руководителя Центра технического и профессионального творчества ОУ НПО и СПО. За вклад в развитие системы профессионального образования региона Л. П. Носковой присвоено звание «Почетный работник начального профессионального образования», она награждена почетными грамотами Министерства образования и науки РФ и министерства образования Нижегородской области.

Старший преподаватель кафедры Н. В. Сильвеструк имеет многолетний опыт практической работы в должности руководителя образовательного учреждения. В ее научных исследованиях находят отражение актуальные вопросы профессионального образования: интеграционные механизмы в профессиональном образовании и новые формы его организации, возможности компетентностного подхода в реализации профессиональных образовательных программ и переход ОУ НПО и СПО к новой оценке результатов обучения.

Н. В. Сильвеструк награждена почетной грамотой министерства образования Нижегородской области.

Более 15 лет методическую и координационную работу кафедры осуществляет Т. И. Борисова, специалист методической службы. Свою деятельность она строит на основе диагностики индивидуальных потребностей и запросов руководителей ОУ НПО и СПО. Анализируя эффективность курсовой подготовки, Т. И. Борисова организует квалификационные курсы, семинары, творческие мастерские для директоров ОУ НПО и СПО и их заместителей. Своим добросовестным трудом Татьяна Ивановна снискала уважение и признательность руководителей ОУ НПО и СПО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.