Целью научно-исследовательской деятельности кафедры являются прогнозирование изменений образовательной ситуации в Нижегородской области, разработка и апробация управленческих технологий, способствующих решению управленческих задач, возникающих в образовательном учрежде-
развитие образовательных учреждений как открытых и результативных систем.
Задачи учебной деятельности:
3 сбор и анализ информации о реальных практиках управления образовательными учреждениями;
3 разработка и апробация различных управленческих технологий в конкретных исторических условиях, таких как реструктуризация ОУ, сетевое взаимодействие, внедрение новых систем материального стимулирования и мотивация в сфере образования;
3 научно-методическое сопровождение повышения квалификации руководителей ОУ с учетом различных форм обучения.
Новые учебные курсы кафедры:
3 «Организация работы руководителя образовательного учреждения по разработке и внедрению программы развития ОУ»;
3 «Технология формирования, обучения и сопровождения управленческого резерва муниципальных систем образования»;
3 «Актуальные вопросы реструктуризации ОУ»;
3 «Управление школой на базе 1С»;
3 «Переход ОУ в статус автономных образовательных учреждений».
Целью научно-исследовательской деятельности кафедры являются прогнозирование изменений образовательной ситуации в Нижегородской области, разработка и апробация управленческих технологий, способствующих решению управленческих задач, возникающих в образовательном учреждении.
Задачи научно-исследовательской деятельности:
3 сбор и анализ оперативной информации об изменениях образовательной ситуации в Нижегородской области с помощью современных информационно-коммуникационных технологий;
3 определение проблемных полей и конкретизация социального заказа на образовательные услуги в сфере управленческих технологий;
3 создание условий для выполнения конкретных социальных заказов на образовательные услуги ресурсами кафедры.
Новые направления в научно-исследовательской работе кафедры:
3 адаптация и применение в руководстве ОУ эффективных бизнес-технологий;
3 применение комплексного подхода к выполнению социального заказа в сфере образования;
3 ориентация на измеряемый, практический результат научно-исследовательской деятельности для конкретного образовательного учреждения.
15 ЛЕТ В СТРУКТУРЕ НИРО
(из опыта работы факультета профессионального образования)
В сентябре 1996 года на основании приказа ДОН «О реорганизации ОНМЦ» № 320 от 8.07.1996 и приказа НИРО «О создании факультета профессионального образования» № 26 от 22.09.1996 было создано новое структурное подразделение — факультет профес-
106
сионального образования. ФПО НИРО в своем составе объединил три структурных подразделения: кафедру профессионального образования и трудового обучения (зав. кафедрой — канд. тех. наук, доцент М. И. Гуревич); организационно-методический отдел (зав. отделом —
Подготовка современного руководителя ОУ...
НИРО - 80 лет
Н. В. Сивова) и лабораторию профессионального образования и трудового обучения.
Первым деканом ФПО был назначен директор организационно-методического центра, отличник профессионального образования РФ О. А. Шпенглер, заместителем декана — методист отдела координации информационно-диагностических служб НИРО А. В. Полякова.
Актуальность создания нового факультета НИРО была продиктована идеей развития непрерывного профессионального образования в регионе, что, по сути, явилось перспективным шагом в реализации региональной программы «Стабилизация и развитие образовательного комплекса Нижегородской области», направленной на реформирование системы профессионального образования.
Развитие рыночных отношений, становление рынка труда, внедрение государственных образовательных стандартов в середине 90-х годов прошлого столетия поставили перед профессиональной школой задачу подготовки высококвалифицированного, компетентного, активного, профессионально мобильного, конкурентоспособного специалиста. В связи с этим возросли требования к профессиональной компетентности педагога ОУ НиСПО. Однако исследования практики начального профессионального образования подтвердили, что в регионе существует немало проблем, связанных с подготовкой, повышением квалификации и аттестацией педагогических кадров: процесс снижения качественных показателей в среде управленческих и педагогических кадров был обусловлен как объективными, так и субъективными причинами. Организация принципиально новой системы квалификации и аттестации инженерно-педагогических кадров ОУ НиСПО явилась основой для открытия факультета профессионального образования НИРО. Цели, задачи и функции факультета соответствовали целям, задачам и функциям НИРО. Создавая условия для удовлетворения потребностей работников НиСПО
в получении новых знаний о передовых достижениях в области педагогики и психологии, в современной дидактике, в профессиональной педагогике и практике начального профессионального образования, в организации практикоориентиро-ванной, опытно-методической работы, анализе и экспертизе состояния системы НиСПО, организационно-методическом сопровождении аттестации педагогических кадров, аттестации и экспертизы деятельности ОУ НиСПО, факультет профессионального образования постоянно развивался и двигался вперед. За прошедшие 15 лет (с 1996 по 2009 год) в Нижегородской области, как подтверждает современный опыт, сложилась система повышения квалификации педагогических кадров ОУ НиСПО, которая является сложным, полифункциональным социально-педагогическим явлением, тесно связанным с политической, культурной, экономической сферами жизнедеятельности региона. Для нее характерны разнообразные формы повышения квалификации: проблемные, целевые (по заявкам ОУ), квалификационные курсы; педагогические мастерские, проблемные семинары, мастер-классы, стажировки. На основе теоретических положений и в соответствии с требованиями Госстандарта дополнительного профессионального образования разработаны и реализуются учебные программы:
3 «Теоретические и методические основы профессионального образования» (для мастеров п/о и преподавателей предметов профессиональной подготовки);
3 «Менеджмент в образовании» (для руководителей ОУ НиСПО);
3 «Развитие творческого потенциала педагога»;
3 «Аналитико-диагностическая культура педагога»;
3 «Мониторинг качества профессионального образования в условиях реализации Госстандартов НПО»;
3 «Технология модульно-компетент-ностного обучения».
Нижегородское образование 3, 2009
107
В регионе в 2009 году разработан, реализован и модернизирован механизм аттестации управленческих и педагогических кадров ОУ НиСПО. Ежегодно ФПО НИРО совместно с министерством образования Нижегородской области организует региональные, республиканские и международные научно-практические конференции по исследованию проблем начального и среднего профессионального образования, в которых принимает участие профессорско-преподавательский коллектив. Тематика конференций разнообразна:
3 «Инновационные процессы в НиСПО» (1999 г.);
3 «Теоретические и практические результаты внедрения модульно-компетент-ностного обучения в системе НПО и СПО РФ» (2003 г.);
3 «Роль образовательных учреждений НиСПО в реализации областной целевой программы «Подготовка квалифицированных рабочих кадров для различных отраслей экономики Нижегородской области на 2007—2010 годы» (2006 г.);
3 «Изучение опыта регионов Приволжского федерального округа по реализации результатов международных проектов в НПО» (2007 г.);
3 «Обновление содержания профессионального образования в контексте современного рынка труда» (2007 г.).
Одним из наиболее эффективных способов реформирования системы образования является использование инновационных педагогических технологий обучения. С 1996 года ФПО НИРО активно участвует в международных проектах по внедрению инновационных технологий обучения в систему начального профессионального образования. Совместно с Шотландским квалификационным управлением реализованы проекты: «Блочно-модульная технология обучения, основанная на компетентностном подходе» и «Модернизация системы повышения квалификации и переподготовки педагогических работников учреждений НиСПО Ни-
жегородской области с использованием дистанционной формы обучения». В рамках данных проектов подготовлено 20 тренеров, имеющих сертификат Шотландского квалификационного управления.
По технологии блочно-модульного обучения, основанного на компетентностном подходе, работают 37 образовательных учреждений НиСПО.
Ежегодно более 300 специалистов системы проходят на факультете аттестационные процедуры. Процесс аттестации педагогов и руководителей образовательных учреждений обеспечен научно-методическим комплексом, что способствует его успешному осуществлению.
В настоящее время факультет профессионального образования — стабильно развивающееся структурное подразделение НИРО, имеющее хорошую материально-техническую базу: аудитории, компьютерную технику, библиотеку и читальный зал для посетителей. На факультете работает высококвалифицированный профессорско-преподавательский коллектив.
Структура факультета включает две кафедры: «Организация и менеджмент профессионального образования», «Теория и методика профессионального образования», лабораторию профессионально-педагогических технологий, службу обеспечения.
Ежегодно около 500 педагогических работников и руководителей ОУ НиСПО повышают свой профессиональный уровень и квалификацию в структуре ФПО. Для них разработаны разнообразные образовательные программы, проблемно-тематическое семинары, тренинги, ОДИ, стажировки, мастер-классы.
В учебный процесс активно внедряются инновационные и информационные технологии, совершенствуется качество подготовки специалистов ОУ НиСПО, развивается система начального профессионального образования, а в итоге — рынок труда обеспечивается квалифицированными, компетентными, конкурентоспособными выпускниками.
108
15 лет в структуре НИРО