Научная статья на тему 'ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РЕГИОНЕ: СОДЕРЖАТЕЛЬНОЕ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ И НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ (ПО МАТЕРИАЛАМ КАФЕДРЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ)'

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РЕГИОНЕ: СОДЕРЖАТЕЛЬНОЕ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ И НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ (ПО МАТЕРИАЛАМ КАФЕДРЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
7
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РЕГИОНЕ: СОДЕРЖАТЕЛЬНОЕ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ И НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ (ПО МАТЕРИАЛАМ КАФЕДРЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ)»

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РЕГИОНЕ: СОДЕРЖАТЕЛЬНОЕ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ И НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ (по материалам кафедры теории и методики профессионального образования)

Кафедра теории и методики профессионального образования была открыта как самостоятельное структурное подразделение в августе 2007 года в связи с реорганизацией факультета профессионального образования.

Ведущие специалисты кафедры

Л. И. Казакова — заведующая кафедрой теории и методики профессионального образования, кандидат педагогических наук. Окончила филологический факультет Нижегородского государственного педагогического института им. М. Горького.

В 1990 году начала профессиональную деятельность в средней общеобразовательной школе № 4 Городца в должности учителя русского языка и литературы. В 1991 году перешла на работу в Городецкий педагогический колледж; с 2003 года — председатель предметно-цикловой комиссии преподавателей историко-филологических дисциплин. За успехи в работе награждена почетной грамотой министерства образования Нижегородской области, почетной грамотой Министерства образования и науки Российской Федерации. Практика работы в педагогическом колледже выявила необходимость теоретического исследования ряда проблем литературного образования. С целью разрешения этой задачи в 2001 году поступила на заочное отделение аспирантуры по кафедре теории и методики обучения русской словесности Нижегородского государственного педагогического университета. В 2001 году получила сертификат на внедрение авторской образовательной программы «Концепция литературного образования в пе-

Слева направо: В. Н. Фролова, А. В. Полякова, Л. Н. Казакова (зав. кафедрой), Л. Г. Тюрина, А. Ф. Амельченко

дагогическом колледже». В 2002 году прошла полный курс обучения по образовательной программе «Чтение и письмо для развития критического мышления» и получила международный сертификат.

В 2004 году завершила работу над диссертацией «Технология формирования логико-понятийной культуры учащихся на уроке литературы» и получила научную степень кандидата педагогических наук. Приоритетное направление научной деятельности Л. Н. Казаковой — современные образовательные технологии, формирование методологической компетентности и логико-понятийной культуры учащихся, развитие интеллектуальной компетентности. С 2006 года является заведующей кафедрой теории и методики профессионального образования ГОУ ДПО НИРО.

Л. Н. КАЗАКОВА, заведующая кафедрой теории и методики профессионального образования, кандидат педагогических наук

Л. Н. Казакова — эксперт областного конкурса «Мастер года», председатель областной аттестационной комиссии министерства образования Нижегородской области, эксперт по аттестации инженерно-педагогических кадров ОУ НПО и СПО.

Автор-разработчик квалификационных курсов, проблемно-тематических семинаров для слушателей ГОУ НПО и СПО: «Современные образовательные технологии в профессиональном образовании»; «Развитие мотивации студентов в процессе профессиональной подготовки через готовность педагога к инновационной деятельности»; «Формирование инженерно-технической культуры будущего специалиста»; «Коммуникативная культура педагога»; «Технология проектирования учебного занятия».

Л. Н. Казакова — автор 43 научных работ, среди которых 4 учебно-методических пособия:

3 «Формирование логико-понятийной культуры учащихся в процессе изучения русской литературы конца XIX — начала XX века»;

3 «Логико-понятийная культура учащихся как одна из составляющих компетент-ностного образовательного результата»;

3 «Методика составления разноуровневых контрольных работ и тестов по литературе для студентов НиСПО».

В настоящее время Л. Н. Казакова работает над докторской диссертацией по проблеме: «Полифункциональность межсубъектного диалога как ведущего принципа формирования интеллектуальной компетентности». Научный руководитель экспериментальной площадки по теме: «Развитие инженерно-технической культуры

студентов СПО как средство подготовки конкурентоспособного специалиста» на базе ГОУ СПО «Саровский политехнический техникум»; научный редактор методического вестника кафедры ТиМПО; постоянный участник областных, региональных, республиканских, международных научно-практических конференций по проблемам начального и среднего профессионального образования.

А. В. Полякова — кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики профессионального образования. А. В. Полякова является экспертом областного конкурса «Мастер года», секретарем областной аттестационной комиссии министерства образования Нижегородской области, экспертом по аттестации инженерно-педагогических кадров ГОУ НПО и СПО. Автор-разработчик программ и учебно-тематических планов квалификационных курсов, а также таких проблемно-тематических семинаров для инженерно-педагогических работников ГОУ НПО и СПО, как: «Теоретические и методические основы профессионального образования»; «Развитие творческого потенциала педагога»; «Экспертная деятельность в профессиональном образовании»; «Аналитико-диагностическая культура педагога»; «Мониторинг качества профессионального образования»; «Качество теоретического обучения в ГОУ НПО и СПО»; «Качество производственного обучения в ГОУ НПО и СПО».

А. В. Полякова являлась тьютором экспериментальной площадки региона в рамках российско-британского проекта «Модернизация системы повышения квалификации и переподготовки педагогических работников учреждений начального и среднего профессионального образования Нижегородской области с использованием форм дистанционного обучения» (2004—2006 годы). С 2008 года — научный руководитель экспериментальной площадки ГОУ СПО «Богородский кожевенный техникум» по проблеме: «Разработка модели подготовки специалиста

в системе НПО и СПО Нижегородской области для малого и среднего бизнеса на основе модульно-компетентностного подхода». Постоянный участник областных, региональных, республиканских, международных научно-практических конференций по проблемам начального и среднего профессионального образования.

А. Ф. Амельченко — кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики профессионального образования.

А. Ф. Амельченко является членом областной аттестационной комиссии министерства образования Нижегородской области, автором-разработчиком квалификационных курсов, проблемно-тематических семинаров, мастер-классов для слушателей ГОУ НПО и СПО, среди которых «Теоретические и методические основы профессионального образования», «Модульные технологии обучения, основанные на компетентностном подходе: содержание и методика преподавания», «Модульно-компетентностный подход в проектировании учебных материалов», мастер-класс «Силуэт» для мастеров и преподавателей спецдисциплин по профессии «Портной».

A. Ф. Амельченко является научным руководителем экспериментальной площадки по проблеме «Разработка модели подготовки специалиста для малого и среднего бизнеса в системе НПО и СПО Нижегородской области» на основе модуль-но-компетентностного подхода на базе ГОУ СПО «Чкаловский агропромышленный техникум, ГОУ СПО «Нижегородский технологический колледж»; организует подготовку и выпуск кафедрального научно-методического сборника «Методический вестник».

B. Н. Фролова — старший преподаватель кафедры теории и методики профессионального образования, отличник профессионально-технического образования.

В. Н. Фролова является автором-разработчиком учебных курсов: «Теоретические основы профессионального образо-

вания», «Организационно-методические основы перехода ОУ НПО и СПО на Федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения», «Инновационные технологии обучения», «Лич-ностно ориентированный подход в профессиональном образовании».

Основные направления

деятельности кафедры

Кафедра осуществляет содержательное и учебно-методическое обеспечение образовательного процесса, направленного на повышение квалификации инженерно-педагогических кадров ОУ НПО и СПО; научно-методическое сопровождение аттестации педагогических работников ОУ НПО и СПО, а также Комплексной областной целевой программы развития образования в Нижегородской области на 2006—2010 годы; областной целевой программы «Подготовка квалифицированных рабочих кадров для различных отраслей экономики Нижегородской области на 2007—2010 годы». Кафедра ведет разработку технологии и методики мониторинга сферы профессионального образования с учетом задач научно-исследовательской, учебно-методической работы; создает банк данных «Инновационный педагогический опыт системы начального и среднего профессионального образования Нижегородской области»; оптимизирует процесс развития профессионального образования в регионе через организацию научно-практических конференций, семинаров и других мероприятий по актуальным проблемам модернизации содержания образования; организует системное взаимодействие с образовательными учреждениями разного типа и вида регионального уровня по актуальным проблемам профессионального образования.

Кафедра осуществляет содержательное и учебно-методическое обеспечение образовательного процесса, направленного на повышение квалификации инженерно-педагогических кадров ОУ НПО и СПО.

Учебно-методическая работа кафедры:

3 Систематическое и системное повышение квалификации разных категорий работников сферы начального и среднего профессионального образования:

— разработка и реализация личност-но ориентированных моделей подготовки педагогических кадров;

— развитие теоретических знаний педагога — мастера производственного обучения в сфере философии образования, психологии, педагогики, теории и практики воспитания, инновационных технологий обучения, а также развитие умений применять эти знания в практике работы НПО и СПО;

— содействие становлению необходимых личностных и профессиональных качеств педагога — мастера производственного обучения, способности к самоопределению и саморазвитию;

— освоение и внедрение в практику учебно-методической работы современных технологий повышения квалификации, основанных на закономерностях андра-гогики, акмеологии;

— использование в системе курсовой подготовки современных информационных технологий.

3 Оптимизация образовательного процесса посредством разработки и реализации программно-методического обеспечения курсов, новых информационных технологий и методик обучения с учетом ряда факторов:

— тарификации и квалификации педагогических кадров, их возрастного и образовательного ценза;

— личностных особенностей, творческого потенциала и индивидуальных запросов педагогов;

— современного состояния теории и практики профессионального образования.

3 Проведение курсовой подготовки на основе научных исследований, научно-методических разработок, изучения и обобщения инноваций педагогической практики.

Научно-исследовательская работа кафедры сфокусирована на проблеме моделирования и проектирования технологического обеспечения компетентностного образовательного результата.

3 Внедрение и апробация инновационных форм организации курсовой, межкурсовой подготовки слушателей (модульные квалификационные курсы, экспериментальные мастерские, мастер-классы, конференции и др.).

3 Дальнейшая оптимизация процесса повышения квалификации путем:

— расширения категорий слушателей;

— организации обучения работников дальних районов области в наиболее приемлемых и эффективных формах (дистанционное обучение);

— расширения сферы услуг на хозрасчетной основе;

— активизации рекламной деятельности.

3 Обновление содержания регионального компонента профессионального образования на основе актуальных подходов (интегративный, коммуникативный, средовой).

Научно-исследовательская работа кафедры

Научно-исследовательская работа ведется под общей темой «Моделирование и проектирование технологического обеспечения компетентностного образовательного результата».

3 Разработка научно-исследовательских проблем по следующим направлениям:

— новые технологии профессионального образования;

— модель профессионального обучения студентов на основе модульно-ком-петентностного подхода;

— методика разработки комплексного методического обеспечения профессий и предметов НПО, учебно-методический комплекс специальностей и дисциплин СПО;

— аттестация педагогических кадров ОУ НПО и СПО как фактор саморазвития личности педагога.

3 Проведение практикоориентирован-ных исследований в сфере профессионального образования.

3 Разработка и внедрение экспериментальных, авторских курсов повышения квалификации.

3 Разработка и апробация новой модели квалификационных курсов для мастеров производственного обучения.

Маркетинговая деятельность кафедры ведется по следующим направлениям:

3 Оптимизация процесса развития профессионального образования в регионе через организацию научно-практических конференций, семинаров и других мероприятий по актуальным проблемам модернизации содержания образования.

3 Организация системного взаимодействия с образовательными учреждениями разного типа и вида регионального уровня по актуальным проблемам профессионального образования (руководство работой методических объединений).

3 Проведение организационных мероприятий по подготовке к аттестации педагогических кадров.

Кафедра ТиМПО сотрудничает:

3 со структурными подразделениями факультета: лабораторией профессионально-педагогических технологий, кафедрой организации и менеджмента профессионального образования;

3 с другими структурными подразделениями НИРО: общеинститутскими кафедрами (педагогики и андрагогики, психологии, теории и практики управления образованием), Ученым советом института, ректоратом, библиотекой;

3 с внешними структурами: министерством образования Нижегородской области, Нижегородским государственным педагогическим университетом, профессиональными училищами, колледжами, техникумами, издательствами «Просвещение», «Академия», журналами «Нижегородское образование», «Специалист», «Среднее профессиональное образование», «Профессионал», «Профессиональное образование» и др.

ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ТЕХНОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО

ОБРАЗОВАНИЯ В РЕГИОНЕ (по материалам кафедры теории и экономике)

Система повышения квалификации учителей трудового обучения в Горь-ковской области начала функционировать в середине 1950-х годов, когда этот предмет был вновь введен в учебные планы школ во всех классах. В то время в институте усовершенствования учителей работали профильные кабинеты по всем учебным дисциплинам.

Более чем за 30 лет кабинетом трудового обучения была создана научная школа и выполнена большая научно-методическая работа по совершенствованию трудового и профессионального обучения школьников и развитию системы повышения квалификации учителей и мастеров трудового и производственного обучения Горьковской области. Длительное время этот кабинет возглавлял М. П. Долов, активную помощь которому оказы-

и методики обучения технологии

Верхний ряд (слева направо): Н. В. Авдышо, А. Ю. Холодов, В. Я. Бармина, И. А. Симонов, Н. А. Новосельцева, Н. А. Смирнова, Е. Б. Аникина; нижний ряд (слева направо): Н. А. Вздорова, Р. С. Лукьянова, А. Ю. Тужилкин (зав. кафедрой), Г. А. Кириллова, В. Г. Соловьев

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.