Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ СОЗДАНИЯ И ВНЕДРЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НПО И СПО СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПОДГОТОВКИ РАБОЧИХ КАДРОВ (ПО МАТЕРИАЛАМ ЛАБОРАТОРИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ)'

ОСОБЕННОСТИ СОЗДАНИЯ И ВНЕДРЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НПО И СПО СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПОДГОТОВКИ РАБОЧИХ КАДРОВ (ПО МАТЕРИАЛАМ ЛАБОРАТОРИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
8
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы —

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ СОЗДАНИЯ И ВНЕДРЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НПО И СПО СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПОДГОТОВКИ РАБОЧИХ КАДРОВ (ПО МАТЕРИАЛАМ ЛАБОРАТОРИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ)»

онно-методические основы вариативных гуманно-личностных моделей образования», посвященный различным аспектам гуманно-личностной педагогики.

Разработанная сотрудниками лаборатории диагностика психологической готовности ребенка к учению, проводимая на гуманистических позициях, фиксация результатов в когнитивной карте и карте наблюдений за особенностями личностного развития ребенка позволяют педагогам и психологам планировать и осуществлять индивидуальную коррекционно-развивающую работу с ребенком. Отмечается положительная динамика развития каждого ребенка, индивидуальных показателей уровня его готовности к учению. Сохраняется заинтересованность педагогических коллективов в продолжении экспериментальной деятельности,

в дальнейшем повышении психолого-педагогической компетентности.

Готовится к публикации методическое пособие, представляющее собой опыт работы педагогов-экспериментаторов, — «Растем вместе: основы гуманного взаимодействия детей и взрослых в предшколь-ный период». Полученные результаты исследования могут быть использованы в работе общеобразовательных учреждений, ориентированных на гуманизацию межличностного взаимодействия субъектов образовательной деятельности.

В 2009/2010 учебном году в экспериментальную работу по созданию вариативных гуманно-личностных моделей образования детей младшего школьного возраста включаются еще 14 экспериментальных площадок на базе образовательных учреждений Нижегородской области.

ОСОБЕННОСТИ СОЗДАНИЯ И ВНЕДРЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НПО И СПО СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПОДГОТОВКИ РАБОЧИХ КАДРОВ (по материалам лаборатории профессионально-педагогических технологий)

Лаборатория была открыта в 2003 году, входила в состав кафедры профессионального образования факультета профессионального образования и называлась лабораторией теории и методики профессионального образования. Заведовала ею В. Н. Фролова, являющаяся ее руководителем и сегодня.

Основное направление деятельности лаборатории на тот момент — участие в российско-британском проекте «Апробация технологии блочно-модульного обучения на основе компетентностного подхода», научным руководителем которого стал заведующий кафедрой профессио-

Слева направо: Л. А. Яснева, В. Н. Фролова (зав. лабораторией)

В. Н. ФРОЛОВА, заведующая лабораторией профессионально-педагогических технологий

нального образования, кандидат технических наук Н. Ю. Бабанов.

Экспериментальными площадками в рамках проекта были определены шесть образовательных учреждений системы НПО и СПО Нижнего Новгорода:

3 Нижегородский индустриально-коммерческий техникум;

3 Нижегородский машиностроительный техникум;

3 профессиональный лицей № 3;

3 профессиональное училище № 4 (в статусе федеральной площадки);

3 профессиональный лицей № 11;

3 профессиональный лицей № 41.

С 2003 по 2006 год лаборатория участвовала в российско-британском проекте «Модернизация системы повышения квалификации и переподготовки педагогических работников учреждений начального и среднего профессионального образования Нижегородской области с использованием форм дистанционного обучения».

Для реализации проекта были определены пять экспериментальных площадок:

3 Нижегородский индустриальный техникум (Нижний Новгород);

3 профессиональный лицей № 21 (Нижний Новгород);

3 профессиональное училище № 38 (Нижний Новгород);

3 Чкаловский агропромышленный техникум;

3 Пильнинский агропромышленный техникум.

Результатом работы над данным проектом явилось создание программы повышения квалификации педагогических кадров НПО «Ключевые компетенции

педагога» в дистанционном режиме. Обучение по программе прошли две группы мастеров производственного цикла и группа преподавателей предметов профессионального цикла.

С 2006 года лаборатория является самостоятельной структурой факультета профессионального образования.

В ее задачи входят:

3 изучение, создание и внедрение в образовательную деятельность ОУ НПО и СПО современных технологий подготовки рабочих кадров и специалистов к деятельности в современных условиях;

3 проведение практикоориентирован-ных научных исследований, опытно-экспериментальной работы в сфере начального и среднего профессионального образования;

3 научно-методическое обеспечение программ экспериментальных семинаров для преподавателей предметов профессионального цикла и мастеров производственного обучения ОУ НПО и СПО.

Ведущие специалисты лаборатории

В. Н. Фролова — заведующая лабораторией с сентября 2003 года, отличник профессионально-технического образования. Окончила Горьковский педагогический институт иностранных языков им. Н. А. Добролюбова. С 1987 по 1993 год работала методистом в Горьковском межобластном институте повышения квалификации, а также в областном научно-методическом центре.

В. Н. Фролова имеет более 15 научных трудов, среди которых два научно-методических пособия, тезисы докладов, статьи.

В лаборатории работают три старших научных сотрудника: кандидат педагогических наук С. А. Варакса, Н. В. Виноградова, Т. В. Ельчанинова.

Н. В. Виноградова окончила Горьков-ский политехнический институт, в настоящий момент обучается в аспирантуре

ГОУ ДПО НИРО. Осуществляет исследовательскую и проектно-исследовательскую деятельность по направлениям «Исследование требований современного рынка труда региона к ОУ НПО и СПО в контексте внедрения Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) нового поколения (исследование требований к качеству подготовки выпускника ОУ НПО и СПО по знаниям и умениям общетехнических дисциплин машиностроительного профиля)» и «Разработка общих и профессиональных компетенций в рамках дополнительного модуля ФГОС нового поколения основных образовательных программ профессий машиностроительного направления» соответственно.

Кандидат педагогических наук С. А. Ва-ракса — руководитель экспериментальной площадки по внедрению интегрированных программ подготовки специалистов СПО на базе НПО по специальностям «Сварочное производство», «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений».

Т. В. Ельчанинова — руководитель экспериментальной площадки по внедрению интегрированных программ подготовки специалистов СПО на базе НПО по специальности «Механизация сельского хозяйства».

С. А. Варакса и Т. В. Ельчанинова являются директорами образовательных учреждений СПО — Нижегородского индустриального колледжа и Шахунского агропромышленного техникума, имеют огромный практический опыт, знают о проблемах системы начального и среднего профессионального образования не понаслышке.

Основные направления деятельности лаборатории

В рамках реализации Комплексной целевой программы развития образования Нижегородской области, областной целевой программы «Подготовка квалифицированных рабочих кадров для различных отраслей экономики Нижегород-

ской области на 2007—2010 годы» лаборатория осуществляет научно-методическое сопровождение регионального эксперимента «Исследование, разработка и внедрение в учебный процесс интегрированных образовательных программ профессиональной подготовки специалистов со средним профессиональным образованием на базе начального профессионального образования». Эксперимент, научным руководителем которого является В. Н. Фролова, рассчитан на период от 2006 до 2010 года.

Экспериментальными площадками по данному направлению определены четыре образовательных учреждения системы СПО:

3 Шахунский агропромышленный техникум — проводит исследование по специальности «Механизация сельского хозяйства» со сроком обучения 1 год 10 месяцев (срок обучения сокращен на 1 год);

3 Нижегородский индустриальный колледж — реализует эксперимент по специальностям «Сварочное производство» (срок обучения 1 год 10 месяцев) и «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений» с тем же сроком обучения;

3 Сормовский механический техникум — разрабатывает интегрированную программу по специальности «Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования» (по отраслям);

3 Городецкий агропромышленный техникум — проводит исследование по специальности «Монтаж и техническое обслуживание судовых машин и механизмов».

Результатом первого (подготовительного) этапа эксперимента явилась разработка комплектов типовой учебно-программной документации к профессиональным образовательным программам подготовки специалистов со средним профессиональным образованием.

Результатом первого (подготовительного) этапа эксперимента явилась разработка комплектов типовой учебно-программной документации к профессиональным образовательным программам подготовки специалистов со средним профессиональным образованием.

Ко второму (практическому) этапу приступили лишь две экспериментальные площадки — Нижегородский индустриальный колледж и Шахунский агропромышленный техникум. Два образовательных учреждения не смогли осуществить набор абитуриентов по специальностям СПО на базе НПО.

Перед руководителями площадок в рамках практического этапа эксперимента были поставлены следующие основные задачи:

3 посещение занятий в экспериментальных группах с целью определения эффективности освоения образовательных программ;

3 периодическая аттестация и анализ результатов;

3 организация производственной практики на предприятиях, в организациях;

3 подведение итогов второго года эксперимента.

Второй этап реализации эксперимента предполагал расширение научно-исследовательской деятельности лаборатории, основными направлениями которой стали:

3 адаптация студентов СПО на базе НПО к новым условиям организации учебного процесса;

3 разработка инструментария входного контроля студентов НПО по итогам первого семестра в плане учебной деятельности;

3 анализ воспитательной работы студентов экспериментальной группы;

3 сопоставление профессиональных навыков студентов экспериментальных и контрольных групп.

По итогам второго этапа эксперимента подготовлены:

методические рекомендации по созданию интегрированных образовательных программ подготовки специалистов СПО на базе НПО для разработчиков подобных программ (В. Н. Фролова);

Научно-исследовательская деятельность лаборатории способствует обеспечению эффективности использования трудового потенциала региона в целом и отдельных предприятий в частности.

3 методические рекомендации «Мониторинг результатов образовательной деятельности студентов СПО, обучающихся на базе НПО» (Т. В. Ельчанинова);

3 методические рекомендации «Организация учебно-воспитательного процесса в условиях освоения интегрированных программ подготовки специалистов СПО на базе НПО в сокращенные сроки» (С. А. Варакса, Т. В. Ельчанинова).

Научно-исследовательская деятельность

В 2007—2008 годах основным направлением научно-исследовательской деятельности было определено изучение требований работодателей Нижегородской области к выпускникам ОУ НПО и СПО. Полученные в ходе проведенного исследования результаты способствуют:

3 достижению более точного соответствия структуры подготовки выпускников требованиям современного рынка труда;

3 повышению обеспеченности машиностроительной отрасли экономики квалифицированными кадрами;

3 обеспечению эффективности использования трудового потенциала региона в целом и отдельных предприятий в частности.

Ведущим направлением научно-исследовательской деятельности в 2009 году является научно-методическое обеспечение перехода образовательных учреждений НПО и СПО на Федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения.

В связи с постановлениями Министерства образования и науки РФ по внедрению ФГОС нового поколения при разработке основных профессиональных образовательных программ профессий и специальностей для учреждений НПО и СПО были организованы экспериментальные семинары по темам «Организационно-методические основы перехода ОУ НПО, СПО на Федеральные государственные

образовательные стандарты нового поколения» и «Методические основы проектирования УПД общетехнических дисциплин ОУ НПО, СПО в контексте перехода на ФГОС нового поколения».

Экспериментальные семинары направлены на создание проектного пространства для творческих групп образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования Нижегородской области.

Основным направлением деятельности лаборатории на 2009—2011 годы определено научно-методическое сопровождение Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения: разработка и апробация формирования вариативного (дополнительного) профессионального модуля основных профессиональных образовательных программ на основе результатов исследования требований работодателя к выпускнику.

ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ГРАЖДАНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЕГИОНЕ

(по материалам лаборатории гражданского становления личности)

Начало XXI столетия по праву можно считать переломным моментом в развитии гражданского образования. Сложившаяся в мире нестабильная социокультурная и политическая ситуация породила духовно-нравственный вакуум, заполнить который можно было, лишь в корне переосмыслив основы воспитания подрастающего поколения. Совершенно очевидно, что опора на незыблемые национальные традиции и гуманистические ценностные ориентации личности крайне необходима в условиях подготовки молодежи к активному участию в жизни демократического общества и правового государства — молодежи, уважающей права и свободы личности, являющейся носителем высокой нравственности. Вопросы гражданского образования обладают принципиальной важностью и поэтому, с одной стороны, находятся в центре внимания международных организаций (ООН, ЮНЕСКО, Совета Европы), а с другой — вызывают не менее широкий общественный резонанс в России в целом и в Нижегородской области в частности.

Эффективность гражданского обучения и воспитания на региональном уров-

не во многом определяет состояние правовой культуры и демократии в государстве, что, несомненно, актуально в условиях интеграции России в международное пространство. В этой связи важнейшим этапом формирования гражданского образования в регионе явилось создание в 2007 году лаборатории граждан-

Слева направо: И. А. Котина, протоиерей Алексий (Горин), В. К. Крючков (зав. лабораторией), Г. Б. Гречухин, Ф. В. Повшедная, Э. С. Иткин, М. Н. Крайникова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.