МАСТЕР-КЛАСС КАК МЕТОДИЧЕСКИЙ СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ
Николаевна Александрова Елена
Доцент кафедры русского языка, лингвистики и международной коммуникации Башкирского государственного медицинского университета, г. Уфа
Эл.почта: [email protected]
Азалия Михайловна Гумерова
Старший преподаватель кафедры русского языка, лингвистики и международной коммуникации Башкирского государственного медицинского университета, г. Уфа
azaHyagumerova14@gmail .com
Ксения Викторовна Чусова
Старший преподаватель кафедры русского языка, лингвистики и международной коммуникации Башкирского государственного медицинского университета, г. Уфа Эл.почта: [email protected]
АННОТАЦИЯ
В нашей статье представлен анализ формата мастер-класса как одного из интерактивных приёмов овладения иностранным языком (русским) с позиции наставника. Мастер-классы являются функциональной частью проблемного обучения и, встраиваясь в его общую парадигму, выступают в качестве продуктивного методического способа, который помогает лучшему освоению коммуникативных компетенций и совершенствованию личностных качеств студентов.
Ключевые слова: мастер-класс, языковое обучение, русский как иностранный, коммуникативные компетенции, проблемное обучение
ABSTRACT
Our article presents an analysis of the workshop format as one of the interactive techniques for mastering a foreign language (Russian) from the position of a mentor. Workshops are a functional part of problem learning and, while integrating into its general paradigm, act as a productive methodological method that helps to
39
April 26, 2024
better master communication competencies and improve the personal qualities of students.
Keywords: workshop, language teaching, Russian as a foreign language, communicative competencies, problem-solving teaching
Языковое образование последнего десятилетия стремится к максимальному привлечению ИТ-технологий. Это связано, во-первых, c общемировой тенденцией к технологизации, роботизации и использованию ИИ (в сервисах доставки, банковских услугах, образовании и даже медицине) и с высокой степенью мобильности и адаптивности обучения языкам, во-вторых, с объективной реальностью - временем изоляции в пандемию COVID-19 и потребностью человека к постоянному познанию и развитию. ИТ-технологии отлично зарекомендовали себя в этот непростой период жизни, поскольку во многом образовательный процесс переключился на онлайн-формат - различные учебные электронные платформы, сервисы и приложения, от процесса объяснения (электронная доска), через повторяемость и закрепление материала, до этапа контроля (и самоконтроля) на тестовых площадках [1. Гумерова А], [2. Коваленко Ю], [3. Петросян М].
В своей работе мы хотим обратиться к мастер-классу на иностранном языке - важному формату, помогающему формировать и улучшать коммуникативные навыки обучающихся в здоровых конкурентных условиях контактного общения.
В Башкирском государственном медицинском университете мастер-классы проводятся кафедрой русского языка, лингвистики и международной коммуникации уже более 5 лет в рамках Международного фестиваля языков в разных форматах: онлайн, офлайн и смешанном, - но наиболее зрелищным и эффективным, на наш взгляд, представляется очный формат «борьбы» учащихся, в ситуации непосредственного общения и взаимодействия с реальной аудиторией. Фестиваль завершается выявлением победителей среди обучающихся, которые продемонстрировали свои речевые навыки в условиях высокой конкуренции. Такая искусственно созданная конкурентная среда помогает не только развивать речевые умения, но и обнаруживать, воспитывать лидерские качества и стремление побеждать, что наделяет мастер-класс чертами проблемного обучения, среди которых «осознание общей проблемной ситуации, ее анализ, формулировка конкретной проблемы, решение проблемы <...> и проверка правильности решения проблемы» [4. Ситаров В].
40
April 26, 2024
Правильность решения проблемной ситуации проверяется победой или успешной реализацией проекта. Тем самым активизируются и укрепляются гибкие навыки (soft skills): стрессоустойчивость, креативность, адаптивность, лидерство.
Для достижения поставленной цели необходимо определиться со стратегией создания и представления мастер-класса, влияющей на эффективность коммуникации. Стратегия включает следующие значимые элементы: выбор темы мастер-класса, отбор материала и способы его подачи (включая языковые приёмы), психологическую и речевую готовность к привлечению внимания зрителей и к ответам на их вопросы. В качестве языковых приёмов обычно используются приветствия (меня зовут, я учусь, я из...); обращения (вспомните, подумайте, обратите внимание, повторите, посмотрите и пр.); поощрения (у вас отлично получается, прекрасно, хорошее произношение); апелляция к общим фоновым знаниям (каждый из нас сталкивался с проблемой); подведение итогов через совместно приобретённый опыт и анализ проделанной работы с подчёркиванием ценности участников (сегодня мы научились, у нас чудесно получилось, теперь вы сможете).
Исходя из многолетнего опыта проведения Фестиваля и экспериментирования с наполнением мастер-классов, мы выделяем три основных тематических направления. Первое - репрезентация родного языка через общее представление о фонетической, графической, грамматической системах; фразы этикета и самопредставления; скороговорки и поговорки. Например, в этом году студенты нашего университета подготовили выступления по темам: «Особенности персидского языка», «Язык каннада», «О любви на фарси», «Арабская каллиграфия», «Корейский язык для начинающих». Второе направление предполагает рассказ о культурных традициях и национальной кухне обучающегося на русском языке - «Как готовить магогу», «Приготовление чая масала для "чайников"», «Давайте танцевать! (Эмоции в танце)». Третье направление представлено мастер-классами по эффективным способам изучения иностранного языка, созданию презентаций, рисованию, нанесению мехенди, йоге, то есть студенты получают возможность продемонстрировать свои таланты и умения.
Формат мастер-класса продуктивен и стимулирует мотивацию студента (коммуникативную установку на представление себя, родного языка и своей культуры) к продуцированию речи на иностранном языке (русском). Осложняет задачу и ограничение по времени - выступление не должно превышать 10
41
April 26, 2024
минут. Студенту предстоит не только раскрыть заявленную в мастер-классе тему, но и взаимодействовать с публикой, заинтересовать её, быть убедительным. Подобные условия могут послужить катализатором стрессового состояния, а потому наставник-преподаватель необходим на всех этапах подготовки к выступлению: от выбора темы до финальной репетиции. Формат мастер-классов также осложняется ещё одним фактором, в основе которого лежит общение здесь-и-сейчас, тем самым несмотря на подготовленность говорящего, при взаимодействии с аудиторией всегда присутствует элемент спонтанности, что может положительно или негативно сказаться на задачах выступления и впечатлении о нём в целом. В этих условиях мы имеем возможность наблюдать в реальном времени совмещение первичной языковой личности (на родном языке) со вторичной (на изучаемом языке). Такой опыт раскрывает таланты и потенциал обучающегося, что напрямую влияет на его самооценку, узнаваемость и авторитет в студенческой среде. Отсутствие же недостающих психологических, социальных, образовательных и речевых навыков становится очевидным и побуждает студента к работе над собой. Таким образом формируется коммуникативная личность учащегося.
REFERENSES
[1]. Гумерова, А. М. Использование Quizlet и Телеграм-ботов для изучения русского языка как иностранного / А. М. Гумерова, З. Г. Кудрявцева, К. В. Чусова // Языки в диалоге культур: проблемы многоязычия в полиэтническом пространстве : материалы V Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Уфа, 05 мая 2022 года. - Уфа: Башкирский государственный университет, 2022. - С. 74-77. - DOI 10.33184/YVDKU-2022-05-05.16. - EDN HDPCQP.
[2]. Коваленко, Ю. И. Электронные образовательные ресурсы на уроках иностранного языка (на материале Quizlet) / Ю. И. Коваленко, З. Г. Кудрявцева // Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры : сборник материалов Всероссийской научно-методической конференции, Оренбург, 26-27 января 2023 года. - Оренбург: Оренбургский государственный университет, 2023. - С. 345-348. - EDN CPOKOO.
[3]. Петросян, М. М. Использование сервисов Google в онлайн-препо давании русского языка как иностранного / М. М. Петросян, А. А. Смирнова // Гуманитарные основы инженерного образования: методические аспекты в преподавании речеведческих дисциплин и проблемы речевого воспитания в
42
April 26, 2024
вузе : сборник материалов VI межвузовской всероссийской научно-практической конференции, Санкт-Петербург, Петергоф, 22 мая 2020 года. -Санкт-Петербург: Федеральное государственное казенное военное образовательное учреждение высшего образования "Военная академия материально-технического обеспечения имени генерала армии А.В. Хрулева" Министерства обороны Российской Федерации, Военный институт (ЖДВ и ВОСО), 2020. - С. 206-212. - EDN SLQKBL.
[4]. Ситаров, В. А. Проблемное обучение как одно из направлений современных технологий обучения // Знание. Понимание. Умение. 2009. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemnoe-obuchenie-kak-odno-iz-napravleniy-sovremennyh-tehnologiy-obucheniya (дата обращения: 09.04.2024).
43
April 26, 2024