Научная статья на тему 'МАСТЕР-КЛАСС КАК ФОРМА ОЦЕНКИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩЕГО ДИЗАЙНЕРА'

МАСТЕР-КЛАСС КАК ФОРМА ОЦЕНКИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩЕГО ДИЗАЙНЕРА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
56
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДИЗАЙНЕРА / МАСТЕР-КЛАСС

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бахлова Наталья Анатольевна, Львова Инна Алексеевна

В статье на основе анализа современной педагогической науки предлагается краткий обзор понятия «педагогическая деятельность». Авторы рассмотрели педагогическую деятельность в традициях системного подхода, выделив в ее структуре характерные элементы. Далее в статье предложено авторское определение «педагогическая деятельность дизайнера». В статье было отмечено, что владение педагогической деятельностью необходимо дизайнеру для трансляции своего профессионального опыта, для этого применяются различные методические формы, при этом самой «дизайнерской формой» считается мастер-класс. Авторы выделили основные причины обращения дизайнеров к форме мастер-классов. В статье определено, что студенты за время подготовки и проведения мастер-класса получают множество полезных навыков педагогической деятельности, результативность проведения мастер-классов проверяется с помощью критериев, которые включены в две группы - дизайнерские и педагогические. Авторы определили мастер-класс - одной из основных форм в процессе оценки степени владения будущего дизайнера педагогической деятельностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бахлова Наталья Анатольевна, Львова Инна Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MASTER CLASS AS A FORM OF EVALUATION OF THE PEDAGOGICAL ACTIVITY OF THE FUTURE DESIGNER

Based on the analysis of modern pedagogical science, the article offers a brief overview of the concept of "pedagogical activity". The authors examined pedagogical activity in the traditions of a systematic approach, highlighting the characteristic elements in its structure. Further in the article the author's definition of "pedagogical activity of a designer" is proposed. It was noted in the article that the possession of pedagogical activity is necessary for a designer to broadcast his professional experience, various methodological forms are used for this, while the most "design form" is considered a master class. The authors identified the main reasons for designers' appeal to the form of master classes. The article determines that students receive a lot of useful teaching skills during the preparation and conduct of the master class, the effectiveness of conducting master classes is checked using criteria that are included in two groups - design and pedagogical. The authors identified a master class as one of the main forms in the process of assessing the degree of proficiency of a future designer in pedagogical activity.

Текст научной работы на тему «МАСТЕР-КЛАСС КАК ФОРМА ОЦЕНКИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩЕГО ДИЗАЙНЕРА»

Таким образом, с 1958 по 1990 гг. происходило переформатирование системы профессионального образования, смена трудовых резервов на всеобщее профобразование с организацией научных центров профессионального образования.

Период с 1991 года ознаменован большими идеологическими, политическими и экономическими изменениями в стране. Реформирование общества происходило на основе демократических ценностей, рыночная экономика изменила рынок труда и стала ориентироваться на новые профессии и квалификации. При этом большие коррективы были внесены и в систему среднего профессионального обучения, так как четко регулируемая подготовка специалистов стала неактуальной. В данный момент СПО находится в процессе становления и модернизации.

Выводы. Итак, в статье акцентируется внимание на соотношении запросов времени и становлении профессионального образования, показаны причины и факторы возникновения образовательных реформ и их последствия. Так период до 1917 г. обращает на себя внимание выдающимися личностями в виде государственных деятелей, министрами, стоявшими во главе ведомства народного просвещения в XIX-XX вв и их большой вклад и усилия, направленные на усовершенствование данной сферы. Целью советской системы профессионального образования было воплощение новой идеологии, реализация коллективных решений партийных съездов, поднятие уровня образования в стране и привлечение большей части молодежи в средние профессиональные учебные заведения.

Литература:

1. Баканова, И.Г. Вызовы современной системе среднего профессионального образования и пути их решения / И.Г. Баканова, Л.В. Капустина // Научно-методический электронный журнал Концепт. - 2022. - № 4. - С. 50-64.

2. Гусарова, Ю.В. Основные направления исследований системы среднего профессионального образования в конце XX века / Ю.В. Гусарова // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. - 2009. - Т. 15. -№ 4. - С. 431-434.

3. Захаровский, Л.В. Советская система профтехобразования и процесс мобилизационной модернизации в СССР / Л.В. Захаровский // Научный диалог. - 2015. - № 5(41). - С. 48-76

4. История профессионального образования в России / под ред. С.Я. Батышева. - Москва: Профессиональное образование, 2003.

5. Лурье, Л.О. О реформаторской деятельности Константина Черненко / Л.О. Лурье // Огонёк. - 2014. - №26. - С. 34. - URL: https://www.kommersant.ru/doc/2503378 (дата обращения 10.08.2022).

6. Нуретдинов, Р.И. Становление и развитие среднего профессионального образования России / Р.И. Нуретдинов // Человек и образование. - 2021. - № 1(66). - С. 151-156.

7. Народное хозяйство СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.: Статистический сборник. - М.: Информационно-издательский центр, 1990. - 235 с.

8. О государственных трудовых резервах СССР: указ Президиума Верховного Совета СССР № 37 // Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам. 1917-1967 гг. Сборник документов за 50 лет. - М.: Политиздат, 1967. - Т.2. 1929-1940 гг. - C. 774-775.

9. Пурин, В.Д. Педагогика среднего профессионального образования / В.Д. Пурин. - Ростов н/Д.: Феникс, 2006. - 256 с.

10. Ражова, Н.А. История развития профессионального образования в России / Н.А. Ражова // Молодой ученый. -2019. - № 25 (263). - С. 429-431.

11. Российский работник: образование, профессия, квалификация / Под ред. В.Е. Гимпельсона, Р.И. Капелюшникова; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». Вопросы экономики. - 2011. - №11. - С. 155-157.

12. Ситаров, В.А. История образования в России: досоветский и советский периоды / В.А. Ситаров // Знание. Понимание. Умение. - 2019. - № 1. - С. 201-211.

13. Ситаров, В.А. Дидактика / под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 368 с.

14. Скоробогатов, А.В. История становления и развития профессионального образования в России (XVHI-XX вв.) / А.В. Скоробогатов, Е.А. Иуков // Профессиональное образование в России и за рубежом. - 2017. - № 2(26). - С. 181-185.

15. Столяренко, Л.Д. Педагогика среднего профессионального образования / Л.Д. Столяренко. - Москва, 2003. - 179 с.

Педагогика

УДК 378.147

кандидат педагогических наук Бахлова Наталья Анатольевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского» (г. Калуга); кандидат педагогических наук, доцент Львова Инна Алексеевна Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области Московский государственный областной университет (МГОУ) (г. Мытищи)

МАСТЕР-КЛАСС КАК ФОРМА ОЦЕНКИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩЕГО ДИЗАЙНЕРА

Аннотация. В статье на основе анализа современной педагогической науки предлагается краткий обзор понятия «педагогическая деятельность». Авторы рассмотрели педагогическую деятельность в традициях системного подхода, выделив в ее структуре характерные элементы. Далее в статье предложено авторское определение «педагогическая деятельность дизайнера». В статье было отмечено, что владение педагогической деятельностью необходимо дизайнеру для трансляции своего профессионального опыта, для этого применяются различные методические формы, при этом самой «дизайнерской формой» считается мастер-класс. Авторы выделили основные причины обращения дизайнеров к форме мастер-классов. В статье определено, что студенты за время подготовки и проведения мастер-класса получают множество полезных навыков педагогической деятельности, результативность проведения мастер-классов проверяется с помощью критериев, которые включены в две группы - дизайнерские и педагогические. Авторы определили мастер-класс - одной из основных форм в процессе оценки степени владения будущего дизайнера педагогической деятельностью. Ключевые слова: педагогическая деятельность, педагогическая деятельность дизайнера, мастер-класс. Annotation. Based on the analysis of modern pedagogical science, the article offers a brief overview of the concept of "pedagogical activity". The authors examined pedagogical activity in the traditions of a systematic approach, highlighting the characteristic elements in its structure. Further in the article the author's definition of "pedagogical activity of a designer" is proposed. It was noted in the article that the possession of pedagogical activity is necessary for a designer to broadcast his professional experience, various methodological forms are used for this, while the most "design form" is considered a master class. The authors identified the main reasons for designers' appeal to the form of master classes. The article determines that students receive a lot of

useful teaching skills during the preparation and conduct of the master class, the effectiveness of conducting master classes is checked using criteria that are included in two groups - design and pedagogical. The authors identified a master class as one of the main forms in the process of assessing the degree of proficiency of a future designer in pedagogical activity.

Key words: pedagogical activity, pedagogical activity of the designer, master class.

Введение. Современная действительность такова, что требует от дизайнера регулярно делиться своими находками, транслировать свой опыт, учить новым технологиям подрастающее поколение. А для этого дизайнеру необходимы знания и навыки, выражающиеся в необходимости учитывать психологические особенности людей (обучающихся), приемы организации учебного процесса, структуру методической работы и т.д., это те закономерности, которые в дизайнерском вузе развернуто никогда не изучались. И поэтому специалисту-дизайнеру, выбравшему для себя просветительскую стезю, по сути дела, необходимо освоить еще одну профессиональную деятельность - педагогическую.

Так уж сложилось, что ведя разговор о деятельности дизайнера, в большинстве случаев вопрос касается художественной и проектной деятельности. Современная же дизайнерская деятельность уже давно наполнилась новым содержанием, что нашло отражение в федеральных государственных стандартах высшего образования по направлению подготовки Дизайн. Сегодня, представляя дизайнерскую деятельность, необходимо включить художественную, проектную, информационно-технологическую, организационно-управленческую, научно-исследовательскую и педагогическую деятельности.

Мы хотим более подробно остановиться на такой деятельности дизайнера как педагогическая. На наш взгляд, педагогическая деятельность лучше всего раскрывается в традициях системного подхода, т.е. ее структуру представляют совокупностью характерных элементов.

В данной публикации мы рассматриваем несколько определений педагогической деятельности, предлагаем свою версию понятия «педагогическая деятельность дизайнера», а также делаем попытку определиться с наиболее «удобной» формой оценки педагогической деятельность дизайнера в образовательной процессе.

Изложение основного материала статьи. На сегодняшний момент педагогическая практика располагает достаточным разнообразием трактовок «педагогическая деятельность», исследователи для раскрытия этого понятия прибегают к различным категориям. Так, в интерпретации В.А. Сластенина, педагогическую деятельность следует рассматривать особым видом социальной деятельности, основная функция которой заключается в передаче молодому поколению накопленного знания, а также создание условий, способствующих как личностному развитию молодого поколения, так и подготовке молодых людей к полноценной, активной жизни в современном обществе [9, С. 24].

Н.В. Кузьмина при описании педагогической деятельности использует такую категорию как «искусство», предлагает рассматривать педагогическую деятельность «искусством формирования личности другого человека средствами своей специальности» [4]. Анализируя выводы исследователя, можем заключить, что к основному свойству педагогической деятельности относится стремление к воплощению в жизнь «идеала» - гармонично развитой личности.

Ряд исследователей видят в педагогической деятельности специфический вид практического искусства, основной целью которого можно назвать решение наставником педагогических задач, создание среды своей деятельности, на основе организации процесса обучения и развития обучающихся. Педагогическая деятельность находиться в непрерывном развитии, что включает: обновление содержания образования, синтезирование новых педагогических идей и методов, совершенствование разнообразных форм обучения [1, 2].

Е.Н. Ковешникова предлагает рассматривать дизайнерскую и педагогическую деятельность как некое сочетание, сплав действий, имеющих два начала, с одной стороны, приобретенные путем систематических, регулярных упражнений и, с другой, самостоятельно найденные, новые в той или иной мере оригинальные действия [3].

Как было отмечено выше, педагогическая деятельность дизайнера рассматривается нами с использованием категорий системного подхода. В Таблице 1 предлагается краткая характеристика педагогической деятельности дизайнера.

Таблица 1

Краткая характеристика педагогической деятельности дизайнера

№/п Компоненты деятельности Содержание компонентов

1 Субъект деятельности Дизайнер.

2 Объект деятельности Обучающийся, коллектив обучающихся.

3 Мотив Удовлетворение потребностей в трансляции своих знаний подрастающему поколению, коллегам по творческому цеху.

4 Цель деятельности Формирование гармоничной, образованной личности, подготовка конкурентоспособного специалиста в области дизайна

5 Методы и средства деятельности Эмпирические и теоретические методы научного познания (наблюдение, эксперимент, анализ и синтез, аналогия, абстрагирование, дедукция и индукция и др.).

6 Действие Целенаправленное воздействие дизайнера - педагога на коллектив обучающихся и отдельного обучающегося для достижения заданных результатов обучения.

7 Результат Сформированные положительные качества обучающегося, профессиональные приемы, компетенции.

8 Рефлексия Дизайнер, обучающийся.

Характеристика педагогической деятельности дизайнера будет не полной без ряда небольших уточнений. Так, структуру педагогической деятельности дизайнера можно представить аналогично структуре педагогической деятельности, рассмотренной Б.Т. Лихачевым, и включающей четыре компонента: система требований, предъявляемые к профессионалу-дизайнеру обществом, работодателем и т.д.; общая культура дизайнера; система научных знаний, умений и навыков, компетенций в области дизайна, необходимых будущему дизайнеру для профессиональной деятельности; система педагогических знаний, необходимых дизайнеру для трансляции профессионального опыта [5].

При этом, мы понимаем, что говорить о результативной педагогической деятельности дизайнера возможно лишь тогда, когда дизайнер-педагог обладает достаточным объемом художественно-проектных компетенций. Также от дизайнера требуются умения, связанные с поиском и анализом информации, ее структурирования в учебный материал.

Эффективность педагогической деятельности дизайнера прямо пропорционально умению донести свои мысли до других людей, этому способствует культура речи, разносторонняя эрудиция, проявление интереса к новинкам в профессиональной сфере дизайна, литературе, искусстве. Кроме этого, дизайнер в педагогическом процессе должен проявить себя как талантливый организатор, критериями эффективности этой деятельности могут выступить: умение просчитать педагогические ситуации, скорость нахождения адекватных решений проблемных ситуаций и т.д.

Педагогическая деятельность дизайнера строится на качествах творческой личности - инициативность, самостоятельность, стремление к познанию нового и др. Но это далеко не все, ведя разговор о личностных качествах дизайнера-педагога, следует помнить о гуманистической природе педагогической деятельности, что находит выражение в каких качествах как эмоциональная отзывчивость, эмпатия, душевная щедрость и т.д., все это обуславливает условия взаимного общения между дизайнером - педагогом и обучающимся.

На основе проведенной работы, мы готовы предложить такую трактовку педагогической деятельности дизайнера, при которой она представляется интегративной деятельностью, направленной на развитие личности обучающегося и подготовку его к активной профессиональной жизни, требующей от специалиста-дизайнера педагогических знаний, включая основы психологии личности и социальной психологии, знаний проблем обучения и воспитания обучающихся, владение приемами методической работы, а также предполагающей определенный набор личностных качеств [1, 2].

Как было отмечено ранее, владение педагогической деятельностью необходимо дизайнеру, прежде всего, для трансляции своего профессионального опыта, для этого можно организовать различного рода конференции, научные кружки, проблемные группы, мастер-классы. На наш взгляд, из перечисленных форм самой «дизайнерской формой» является мастер-класс. Мы неоднократно обращались в своей работе с будущими дизайнерами именно к этой форме, и тому есть ряд причин: это и наличие глубокой связи между теорией и практикой, и возможность организации активного взаимодействия участников мероприятия, и высокая наглядность и доступность, и возможность проявления творчества, инициативности.

Особенность заключается еще и в том, что мастер-классы организуют и проводят студенты. В своей практике мы используем мастер-классы как один из элементов, включенный в структуру ФОСов дисциплин, перечень которых довольно обширен: «Проектирование», «Декоративно-прикладное искусство», «Дизайн аксессуаров», «Конструирование одежды», «Народный костюм», «История костюма» и т.д. В помощь студентам для проведения мастер-класса разработано методическое пособие «Требования к построению мастер-классов в дизайн-образовании», в содержании которого включено: примерная тематика мастер-классов по различным дисциплинам (самая распространенная тема - демонстрация конкретного дизайнерского приема), алгоритм проведения мастер-класса, подробное описание каждого этапа, инструктаж по поведению Мастера во время проведения мероприятия, критерии оценки мастер-класса, примеры его оформления.

Проведению мастер-класса предшествует серьезная подготовительная работа обучающегося: посещение музеев, выставок, участие в мастер-классах в качестве слушателя, детальное изучение литературных источников, знакомство с научно-методическим сопровождением и т.д.

Обязательным условием проведения мастер-класса также является ведение видеозаписи занятия, это необходимо для возможности в дальнейшем уточнить слабые и сильные стороны, проанализировать самостоятельно свою работу. Видеозапись позволяет студенту посмотреть на себя со стороны, и, на наш взгляд, это хорошее упражнение для проведения «работы над ошибками» [1, 2].

Обучающиеся за время подготовки и проведения мастер-класса получают множество полезных навыков педагогической деятельности, начиная от элементарных коммуникативных навыков и до приемов педагогической импровизации, так сказать, высокого пилотажа, когда студент учится работать по плану «в голове», приобретает навыки управления незапланированными ситуациями и т.д. [1, 2]. На основе этого у нас сложились критерии результативности мастер-классов, состоящих из двух групп - дизайнерские и педагогические. Дизайнерские критерии: эксклюзивность, знания о средствах, методах технологий, применяемых при изготовлении продукта мастер-класса, владение навыками, необходимыми при изготовлении продукта мастер-класса и т.д. К педагогическим критериям относятся: презентативность; уровень представления идеи; оптимальность - достаточность и рациональность предложенных средств, форм и методов; связь с целью и результатом проведения мастер-класса; технологичность - проведение мастер-класса по алгоритму действий [1].

Выводы. Можно заключить, что педагогическая деятельность дизайнера - это интегративная деятельность, включающая педагогические знания, позволяющая делиться профессиональным опытом с подрастающим поколением. Условия развития современного общества детерминируют в дизайнерской педагогической деятельности различные методические формы, среди которых «самой дизайнерской» считаются мастер-классы. Студенты при подготовке и проведении мастер-классов во время образовательного процесса в вузе обогащаются значительными навыками педагогической деятельности, что благоприятно сказывается на их дальнейшей профессиональной дизайнерской жизни.

Литература:

1. Бахлова, Н.А. Этнодизайн. Мастер-классы в профессиональной подготовке будущих дизайнеров / Н.А. Бахлова // Проблемы современного педагогического образования. - 2022. - Вып. 74 (1). - Ч.1. - С. 28-31.

2. Бахлова, Н.А. Формирование фонда оценочных средств по дисциплине "История костюма и кроя" / Н.А. Бахлова, И.А. Львова // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. - № 68-3. - С. 28-32.

3. Ковешникова, Е.Н. Теория и методика художественного профессионального образования: На материале подготовки дизайнеров: дис. ... док. пед. наук 13.00.08 / Ковешникова Елена Николаевна. - Москва, 2000. - 388 с.

4. Кузьмина, Н.В. Методы исследования педагогической деятельности / Н.В. Кузьмина. - Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1970.

5. Лихачев, Б.Т. Сущность, критерии и функции научной педагогики / Б.Т. Лихачев // Педагогика. - 1997. - №6.

6. Львова, И.А. Внедрение мастер-классов в процесс обучения дизайну/ И.А. Львова, Н.С. Львова // Дизайн-образование XXI век: Материалы заочной международной научно-практической конференции. - Москва, 2017. - С .43-48.

7. Михнюк, М. Мастер-класс как форма обмена передовым педагогическим опытом профессионально-технического обучения / Педагогика в начальной школе. - 2016. - № 2. - С. 49-51.

8. Рунге, В.Ф. История дизайна, науки и техники. Учебное пособие. Издание в двух книгах. Книга 1 / В.Ф. Рунге -М.: Архитектура-С, 2006. - 368 с.

9. Сластёнин, В.А. Избранные труды: моногр. / В.А. Сластёнин. - М.: Магистр-Пресс, 2000. - 488 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.