Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ФОНДА ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ "ИСТОРИЯ КОСТЮМА И КРОЯ"'

ФОРМИРОВАНИЕ ФОНДА ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ "ИСТОРИЯ КОСТЮМА И КРОЯ" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
96
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ / ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА / РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ / АЛЬБОМ ЭСКИЗОВ / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА / МАСТЕР-КЛАСС / FUND OF EVALUATION TOOLS / EVALUATION TOOLS / WORKBOOK / SKETCHBOOK / RESEARCH WORK / MASTER CLASS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бахлова Наталья Анатольевна, Львова Инна Алексеевна

В статье рассматриваются особенности проектирования фондов оценочных средств в современной высшей школе. Предложена структура ФОС по дисциплине «История костюма и кроя». Выполнен анализ оценочных средств по дисциплине: рабочая тетрадь, альбом эскизов «Костюмы разных эпох и народов», интерьерная кукла в историческом костюме, исследовательская работа, мастер-класс.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бахлова Наталья Анатольевна, Львова Инна Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF A FUND OF EVALUATION FUNDS FOR THE DISCIPLINE "HISTORY OF SUIT AND FITTING"

The article discusses the design features of assessment funds in modern higher education. The structure of the FOS in the discipline «history of costume and cut» is proposed. The analysis of evaluation tools for the discipline was performed: a workbook, an album of sketches «Costumes of different eras and peoples», an interior doll in a historical costume, research work, a master class.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ФОНДА ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ "ИСТОРИЯ КОСТЮМА И КРОЯ"»

профессионального образования https://legalacts.ru/doc/prikaz-minzdravsotsrazvitija-rf-ot-11012011-n-1n/ (дата обращения 4.08.2020).

7. Совещание по текущей ситуации в системе образования 21 мая 2020 г. [Электронный ресурс]. URL:http://kremlin.ru/events/president/news/63376 (дата обращения 4.08.2020).

8. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-Ф3. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 20.05.2020).

9. Disadvantages of E-learning. [Электронный ресурс]. URL: https://e-student.org/disadvantages-of-e-learning/ (дата обращения 12.08.2020).

10. Houghton Mifflin Harcourt. 5th Annual Educator Confidence Report 2019. [Электронный ресурс]. URL: https://www.hmhco.com/educator-confidence-report (дата обращения 26.05.2020).

Педагогика

УДК 378.146, 378.147

кандидат педагогических наук Бахлова Наталья Анатольевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского» (г. Калуга); кандидат педагогических наук, доцент Львова Инна Алексеевна Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области Московский государственный областной университет (МГОУ) (г. Мытищи)

ФОРМИРОВАНИЕ ФОНДА ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ИСТОРИЯ КОСТЮМА

И КРОЯ»

Аннотация. В статье рассматриваются особенности проектирования фондов оценочных средств в современной высшей школе. Предложена структура ФОС по дисциплине «История костюма и кроя». Выполнен анализ оценочных средств по дисциплине: рабочая тетрадь, альбом эскизов «Костюмы разных эпох и народов», интерьерная кукла в историческом костюме, исследовательская работа, мастер-класс.

Ключевые слова: фонд оценочных средств, оценочные средства, рабочая тетрадь, альбом эскизов, исследовательская работа, мастер-класс.

Annоtation. The article discusses the design features of assessment funds in modern higher education. The structure of the FOS in the discipline «history of costume and cut» is proposed. The analysis of evaluation tools for the discipline was performed: a workbook, an album of sketches «Costumes of different eras and peoples», an interior doll in a historical costume, research work, a master class.

Keywords: Fund of evaluation tools, evaluation tools, workbook, sketchbook, research work, master class.

Введение. На сегодняшний момент вузы получили права и возможности в проектировании как новых высокоэффективных образовательных программ, так и в создании и внедрении оптимальных контрольно-оценочных средств, позволяющих в полной мере раскрыть уровень сформированности компетенций обучающегося [3, С. 41-45.]. Именно эта позиция определяет актуальность формирования фонда оценочных средств, в частности, по направлению подготовки «Дизайн». Необходимо также указать, что существующие требования ФГОС ВО, направленные на результаты освоения образовательных программ, требуют от педагогов не только выполнения работы по формированию фондов оценочных средств (ФОС), но, прежде всего, решения проблемы разработки оценочных средств внутри конкретной дисциплины.

Изложение основного материала статьи. Фонд оценочных средств определяется сегодня как комплекс методических и контрольно-измерительных материалов, которые необходимы для оценки сформированности компетенций студентов на каждом этапе обучения по программе высшего образования.

Проектирование фондов оценочных средств требует соблюдение ряда требований: проведение последовательно все видов контроля (текущего, рубежного, промежуточной и итоговой аттестации); последовательность проведения оценки на основе матрицы формирования компетенций; многоступенчатость оценки, позволяющей сочетать оценку и самооценку, обязательная «работа над ошибками»; соблюдение сопоставимости результатов оценивания для всех студентов [9].

Крылышкова Л.Ю., Кутепова Л.И. выделили факторы, которые необходимо учитывать при создании фонда оценочных средств. Прежде всего, они указали на зависимость формирования компетенций обучающихся не только от усвоения содержания образовательной программы, но и от образовательной среды вуза и используемых в ней образовательных технологий, они отметили обязательную оценку этих параметров. Объективная оценка сформированности компетенций обучающихся может быть получена только при создании условий, максимально имитирующих профессиональную деятельность. Кроме этого, наравне с индивидуальной оценкой возможно использовать и групповое оценивание, когда идет оценка обучающимися работ друг друга, а также оценка внешних оппонентов. При выполнении оценки должна проходить «работа над ошибками» - анализ положительных и отрицательных сторон результата, после чего, идет обсуждение планов на дальнейшее развитие [4, С. 261-264].

Представленный перечень факторов можно дополнить. Так, отметим, что на формирование компетенций в достаточно большой степени влияют практические и самостоятельная работы обучающегося [2, С. 31-34]. Для построения эффективного процесса оценки компетенций в вузе необходимо придерживаться в ее организации единой методологической основы, учитывающей показатели процесса оценивания образовательных результатов: валидности, надежности, справедливости, развития, своевременности, эффективности [5]. Методики по проведению контроля и оценки компетенций обязательно должны включать подробное описание структурных элементов, которые позволят составить полное представление «о готовом продукте»: основные требования к готовому продукту; образцы выполненных заданий; критерии оценки их выполнения.

Процесс оценки должен строиться, исходя из интересов обучающегося, путем объективной и регулярной демонстрации уровней его подготовленности. Объективность оценки обеспечивается ее системностью и

цикличностью, а также путем привлечения внешних экспертов к разработке надежных и валидных оценочных средств [8, С. 221].

Возрастает роль самооценки учебно-профессиональной деятельности обучающегося, превращаясь в регулярное оценочное средство.

Перечисленные факторы позволяют нам говорить о том, что процесс оценки уровня освоения компетенций обучающимися нуждается в создании новой инновационной технологии комплексного оценивания.

На сегодняшний момент типовую структуру ФОС для конкретной дисциплины можно представить, включив следующие элементы: перечень компетенций - планируемых результатов освоения ОПОП; матрицы компетенций и программы оценивания компетенций в соответствии с уровнями обучения и профилем направления подготовки; виды и формы контроля, критерии и шкалы оценивания; совокупность методических материалов, определяющих процедуру оценивания.

Главная задача ФОС - контроль и оценка компетенций, при этом выбор средств оценки в достаточной степени диктуется направленностью подготовки и отчасти креативным подходом самого преподавателя.

Нам бы хотелось представить сценарий построения ФОС на конкретном примере. Для этой цели нами была выбрана дисциплина «История костюма и кроя». Дисциплина «История костюма и кроя» относится к вариативной части образовательной программы «Дизайн» профиль «Дизайн костюма». В соответствии с учебным планом по направлению подготовки «Дизайн» дисциплина изучается студентами на втором курсе в течении двух семестров. Переоценить значение данной дисциплины для будущих модельеров невозможно, поскольку в ходе изучения дисциплины у будущего бакалавра дизайна костюма формируются представления о генезисе костюма в контексте истории, предпосылок возникновения и развитии индустрии моды, взаимосвязи стиля и моды; прогнозировании современных направлений развития моды. Всесторонний анализ исторических костюмов серьезно помогает в создании современных коллекций одежды.

Работа над содержанием ФОС начинается с определения планируемых результатов обучения по дисциплине. Принимая во внимание поуровневое развитие компетенций, можно предложить следующие уровни их сформированности: когнитивный - «знать», формирующий - «знать-уметь», творческий - «знать-уметь-владеть». Тогда в ФОС дисциплины оценочные средства проще всего выстроить в трех блоках (с учетом 3 уровней сформированности компетенций). Задания первого блока строятся с учетом того, что они контролируют степень владения обучающимся материалом дисциплины на уровне «знать», при этом оценивание происходит по шкале «правильно - неправильно». Задания второго блока направлены на оценивание уровня «знать и уметь», а задания третьего блока - на уровне «знать- уметь - владеть» [1].

Таким образом, можно предложить последовательность контроля и оценки уровня сформированности компетенций внутри дисциплины «История костюма и кроя»: знания (когнитивный уровень) выявляются через заполнение рабочей тетради по дисциплине; выполнение альбома с зарисовками моделей костюмов разных эпох; знания - умения (формирующий уровень) - через выполнение исследовательской работы по выбранной эпохе; выполнение элементов одежды исторического костюма; создание интерьерной куклы согласно выбранной эпохе; знания - умения - владение (творческий уровень) - разработка мастер-класса по выполнению элемента одежды исторического костюма; разработка эскизов современной одежды на основе исторического костюма; участие в выставках (интерьерная кукла, эскизы моделей); анализ портфолио [7].

Поскольку мы ограничены объемом статьи, остановимся лишь на некоторых оценочных средствах ФОС дисциплины «История костюма и кроя».

Так, заполнение рабочей тетради, в нашем случае, выступает альтернативой общепринятому тестированию студентов. Разделы рабочей тетради по дисциплине «История костюма и кроя» соответствуют темам рабочей программы дисциплины. Задания в ней включают вопросы как по дисциплине, так и вопросы на общую эрудицию (вопросы по истории, истории искусств). Структура каждого раздела едина: тестовые задания открытого и закрытого вида; задания, связанные с выполнением небольших зарисовок деталей и аксессуаров одежды, выбор цветовой гаммы композиции костюма и т.д. Тетрадь заполняется в течении изучения всего курса и проверяется преподавателем в конце каждого семестра (дисциплина изучается два семестра).

Зарисовка эскизов исторических костюмов - стандартное задание для данной дисциплины, но без него достаточно сложно построить эффективный образовательный процесс в дальнейшем. Для более четкого представления композиции костюма в целом, конфигурации отдельных элементов костюма, а также лучшего запоминания названий элементов, выполняется зарисовка исторических костюмов. Небольшая ремарка. Дисциплина «История костюма и кроя» имеет особенность - при ее изучении сталкиваешься с огромным количеством различных названий элементов костюма. Это одна из тех дисциплин, которая в большой степени способствует формированию «профессионального лексического запаса» будущего специалиста. Именно поэтому, работы рекомендуется выполнять в виде рабочего эскиза, т.е. эскиз предполагает сопроводительные и разъяснительные надписи непосредственно в поле рисунка. Задание для выполнения эскизов предлагается в начале изучения темы. Технику исполнения эскизов студент может предложить любую. Эскизы выполняются в цвете на листах формата А4. На листе обычно располагают два костюма -мужской и женский. По завершению изучения темы преподавателем совместно со студентами проводит просмотр работ и в соответствии с разработанными критериями эскизы оцениваются. При необходимости студент повторно выполняет задание. По завершению курса формируется альбом «Костюмы разных эпох и народов».

Выполняя исследовательскую работу, студент может продемонстрировать умение систематизировать и правильно излагать имеющиеся у него знания по дисциплине, работать со справочной литературой и другими источниками (журналы мод прошлых эпох), раскрывать основные термины и понятия по истории костюма. Наиболее важным моментом при выполнении работы можно назвать возможность обоснования собственной точки зрения по избранной тематике.

Характер исследовательской работы может быть различным. Так, работа может представлять собой обзор литературных источников, раскрывающих особенности построения костюма определенной эпохи или включать разработку эскизов костюмов по литературному произведению. Это может быть анализ исторических костюмов в отечественных и зарубежных художественных фильмах, например, «Исторический костюм в художественном фильме «Влюбленный Шекспир» Джона Мэддена (1998 г.) (премия Оскар -лучший дизайн костюма) или сравнительный анализ костюмов в разных художественных фильмах, снятых по

одному литературному произведению, например, «Сравнительный анализ костюмов в художественных фильмах «Гамлет» Григория Козинцева (1964 г.) и «Гамлет» Франко Дзеффирелли (1990 г.) (номинация на премию Оскар - лучший дизайн костюма)». Основным критерием выбора темы для нас остается интерес студента к данной тематике не только на данный момент, но и на перспективу, т.е. тема может быть реализована в имеющихся условиях (курсовая или дипломная работа, проектирование и отшив костюма для музея, театра и т.д.). Работа может носить реферативный характер, а может быть выполнена в форме эссе, статьи. Исследовательская работа может быть представлена внутри институтской конференции с участием работодателей, преподавателей кафедры, студентов старших курсов.

В качестве, своего рода, продолжения исследовательской работы мы выделяем создание интерьерной куклы или выполнение элемента одежды исторического костюма согласно выбранной эпохи. Остановимся на первом виде заданий.

Создание авторской интерьерной куклы - отчасти погружение в историческую профессиональную среду. Объясним свою позицию. Первые модельеры для пропаганды моды занимались изготовлением кукол. Дело в том, что до появления журналов Мод фасоны модной одежды «попадали в массы» благодаря специальным куклам Пандорам, которых облачали в модные туалеты портные. Для создания куклы студентам предлагаются инструкционно-технологические карты, включающие основные этапы ее изготовления. Кроме этого, в разделе самостоятельной работы запланированы регулярные посещения кукольных галерей и выставок («Кукольная Галерея ВахтановЪ», ежегодная Московская международная выставка «Искусство куклы» в Гостином дворе и выставки «На Тишинке» и т.д.), где студенты могут «вживую» пообщаться с мастерами по изготовлению кукол.

Формат куклы позволяет представить исторический костюм без относительно больших затрат. В тоже время при работе над куклой у студентов формируются определенные навыки работы с различными материалами, отрабатываются приемы технического моделирования и декорирования. И, конечно, интерьерная кукла в историческом костюме - это арт-объект, с которым начинающий дизайнер может заявить о себе на профессиональном конкурсе или выставке.

В начале второго семестра изучения дисциплины студенту предлагаются темы для подготовки им мастер-класса. Обычно темы мастер-класса связаны с предыдущей работой, но возможно и другая тема. Здесь инициатива должна идти от студента, поскольку на этом этапе студент уже делится своими наработками и достижениями.

Понятие мастер-класс широко используется в дизайнерской среде. Мастер-класс - это особый вид обобщения и распространения профессионального опыта. Для дизайнеров такая форма трансляции опыта особо ценна в виду того, что в процессе его проведения идет непосредственное обсуждение предлагаемого проекта и поиск творческого решения проблемы, как со стороны участников мастер-класса, так и со стороны Мастера (под Мастером подразумевается дизайнер, ведущий мастер-класс).

Характерными чертами мастер-класса обычно называют методы самостоятельной работы в малых группах, позволяющие вести непринужденный обмен мнениями, что благоприятствует созданию условий для включения всех участников мастер-класса в активную деятельность [6].

При подготовке мастер-класса особенно важно обратить внимание студентов на то, что данная форма направлена на демонстрацию конкретного дизайнерского приема, метода, технологии. В помощь студентам предлагается примерная схема проведения мастер-класса, включающая описание каждого этапа. При подготовке мастер-класса по дисциплине студенту рекомендуется придерживаться определенного плана (продолжительности мастер-класса составляет 0,5-1 ч.): тема мастер-класса выбирается согласно теме; составляется перечень оборудования и материалов, по заявленной теме выполняется технологическая схема изготовления продукта мастер-класса; изготавливается материализованный продукт; выполняется презентация мастер-класса и его видеозапись.

Мы уже указывали, что на этом этапе изучения дисциплины студент должен показать себя как Мастер, виртуозно владеющий определенными приемами. Но студенты в ходе проведения мастер - класса получают множество полезных навыков, не имеющих прямого отношения к дизайну, но без которых сложно представить компетентного специалиста, в частности, в искусстве общения (способность к педагогическому вниманию, эмпатии); в навыках педагогической импровизации (умение работать по плану «в голове», привлекать личный опыт, управлять незапланированными ситуациями; в коммуникативной культуре (умение вести диалог, дискуссию; чувство времени и т.д.). Форма взаимодействия через сотворчество и совместный поиск стимулирует процессы глубокого погружения в профессиональную дизайнерскую среду.

Представление студентами мастер-классов рекомендуется проводить как серию итоговых занятий по дисциплине.

Для всех оценочных средств внутри ФОС выполнены подробные описания показателей и критериев оценивания знаний, умений и навыков, предложены шкалы оценивания. В качестве примера в Таблице 1 представлены критерии и показатели оценивания мастер-класса.

Таблица 1

Критерии и показатели оценивания мастер-класса

Критерии Показатели

Эксклюзивность Ярко выраженная индивидуальность (высокий уровень реализации идеи). Полнота и оригинальность решения инновационных идей.

Знания о средствах, методах технологий, применяемых при изготовлении продукта мастер-класса Знание терминологии, используемой при изготовлении продукт мастер-класса; Последовательное раскрытие методов и средств технологий, применяемых при изготовлении продукта мастер-класса.

Владение навыками, необходимыми при изготовлении продукта мастер-класса Свободное применение на практике приемов, необходимых при изготовлении продукта мастер-класса.

Технологичность Четкий алгоритм занятия, наличие оригинальных приемов актуализации, мотивации; Умение адекватно анализировать результаты своей деятельности.

Артистичность Способность к импровизации, высокая степень воздействия на аудиторию, высокая степень готовности к распространению и популяризации своего опыта...

Общая культура Эрудиция, нестандартность мышления, владение определенным стилем изложения; Умение слышать других; Корректное ведение диалога.

Выводы. Мы можем резюмировать, что предложенный ФОС по дисциплине «История костюма и кроя» был организован с соблюдением последовательности проведения оценочных процедур, учитывающих поуровневое развитие компетенций; с сочетанием традиционных и аутентичных оценочных средств (в контексте современного оценивания под аутентичным понимается процесс, когда обучающийся помещается в условия, максимально приближенные к требованиям реальной профессиональной жизни); с выбором оценочного инструментария, исходя из особенностей изучаемого материала, конкретной ситуации, а, главное, исходя из особенностей контингента студентов; с учетом многоступенчатости оценки (участие работодателей; взаимооценка; самооценка студента); с использованием индивидуальных и групповых оценок (экспертные оценки группами из студентов, преподавателей и работодателей и др.); с выработкой чётких критериев оценивания.

В заключении хотелось бы сказать, что проектирование ФОС, а, главное, разработка средств оценивания контроля качества подготовки студента при реализации программ высшего образования, все еще остается сложной задачей, требующей дальнейшего детального обсуждения, осмысления и реализации.

Литература:

1. Бахлова Е.В., Интеграция как фактор построения процесса оценки профессиональных компетенций будущих дизайнеров / Н.А. Бахлова, Е.Н. Ковешникова // Проблемы современного педагогического образования. Сер.: Педагогика и психология. - Научный журнал: - Ялта: РИО ГПА, 2017. - Вып. № 56 -1 -С. 102-110

2. Ваганова О.И., Вебинар как средство организации самостоятельной работы студентов в условиях дистанционного обучения / О.И. Ваганова, М.Н. Гладкова, А.В. Гладков, М.О. Сундеева, М.А. Татаренко // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. - Т. 5. № 2 (15). С. 31-34.

3. Колдина М.И., Проектирование оценочных средств при реализации основной образовательной программы высшего профессионального образования нового поколения / М.И. Колдина // Научно-методический электронный журнал Концепт, 2015. - № 5. С. 41-45.

4. Крылышкова Л.Ю. Профессионально-важные качества личности специалиста в области ЖКХ / Л.Ю. Крылышкова, Л.И. Кутепова // Вестник Северо-Кавказского гуманитарного института. 2013. - № 1 (5). С. 261-264.

5. Кутепов М.М. Технология формирования профессиональных умений у будущих специалистов в области физической культуры: автореф. дис....канд. пед. Наук / М.М. Кутепов - Нижний Новгород, 2003. 24 с.

6. Львова И.А. Внедрение мастер-классов в процесс обучения дизайну / И.А. Львова, Н.С. Львова // Дизайн-образование XXI век: Материалы заочной международной научно-практической конференции. Москва, 2017. - С. 43-48.

7. Мальцева В.А. Практико-ориентированный подход в региональном художественном образовании / В.А. Мальцева // Региональная культура как компонент содержания непрерывного образования: Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной 70-летию ЛГПУ имени П.П. Семенова-Тян-Шанского, 2019. - С. 18-22

8. Прохорова М.П. Социальное партнерство как механизм инновационного развития профессионального образования / М.П. Прохорова, А.М. Петровский // Интернет-журнал Науковедение, 2015. - Т. 7. №5 (30). С. 221.

9. Хижная А.В. Педагогические условия подготовки аспирантов в системе дополнительного образования по направлению «Преподаватель высшей школы»: автореф. дис. канд. пед.наук / А.В. Хижная. -Н. Новгород, 2005. 19 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.