Научная статья на тему 'АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ВНЕДРЕНИЯ ФОНДА ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ "ФИЗИКА ЗЕМЛИ"'

АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ВНЕДРЕНИЯ ФОНДА ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ "ФИЗИКА ЗЕМЛИ" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
132
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ / КОМПЕТЕНЦИИ / КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА / СТУДЕНТЫ БАКАЛАВРИАТА / FUND OF ASSESSMENT TOOLS / COMPETENCIES / CONTROL AND ASSESSMENT TOOLS / BACHELORSTUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Крайнева Светлана Васильевна

В статье представленаоценка уровня сформированное™ компетенций в процессе освоения основной профессиональной образовательной программы. Проанализировано применение современных фондов оценочных средств, обеспечивающих комплексное оценивание совокупности знаний, умений с помощью разноуровневых заданий. Рассматривается применение разноуровневых заданий фонда оценочных средств для осуществления объективной оценки уровня сформированное™ компетенций в условиях максимального приближения системы оценивания к будущей профессиональной деятельности выпускников вузов. Представлены результаты апробации материалов фонда оценочных средств по дисциплине «Физика Земли», входящей в основную профессиональную образовательную программу по направлению подготовки «Землеустройство и кадастры» для бакалавров. Результаты исследования: 1. Рассмотрены ключевые подходы к методике разработки комплектов фонда оценочных средств, в соответствии с будущей профессиональной деятельностью выпускников. 2. Описан результат внедрения фонда оценочных средств по дисциплине «Физика Земли» по направлению подготовки «Землеустройство и кадастры» (уровень бакалавр), приведены варианты разноуровневых заданий из контрольно-оценочных средств и методические рекомендации по их использованию. 3. Исследована (на основе разработанных контрольно-оценочных средств) динамика изменения способностей студентов бакалавриата применять предметные знания и демонстрировать предметные умения в нестандартных ситуациях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Крайнева Светлана Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESULTS OF THE IMPLEMENTATION OF THE ASSESSMENT TOOLS FUND FOR THE COURSE “PHYSICS OF THE EARTH”

The article assesses the level of competence in the process of mastering the main professional educational program. The article analyzes the use of modem funds of assessment tools that provide a comprehensive assessment of the total amount of knowledge and skills with the help of multi-level tasks. The use of such tasks from the assessment fund allows the researchers to evaluate objectively the level of competence. Within these conditions the content of control and assessment tools is at most equal to the conditions that the university graduates will get within their future professional activities. The article presents the results of testing the Fund of assessment tools for the course "Physics of the Earth". This course is a part of the main professional educational program "Land Management and Cadastres" for bachelorstudents. Research results: 1. The authors consider the key approaches to the methodology of developing sets of assessment funds in accordance with the future professional activities. 2. The article describes the results of implementation of the fund of assessment tools for the course "Physics of the Earth" of the educational program "Land Management and Cadastres" (bachelor's level). Also the article provides variants of the multi-level tasks as well as methodological recommendations for their use. 3. The authors (with the help of the developed control and evaluation tools) have studied the dynamics of the abilities among bachelor students to apply subject knowledge and demonstrate subject skills in non-standard situations.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ВНЕДРЕНИЯ ФОНДА ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ "ФИЗИКА ЗЕМЛИ"»

УДК 378

Светлана Васильевна Крайнева, кандидат биологических наук, доцент, кафедра строительства, архитектуры и дизайна, Южно-Уральский технологический университет (г. Челябинск).

E-mail: q.79@mail.ru

АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ВНЕДРЕНИЯ ФОНДА ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ФИЗИКА ЗЕМЛИ»

Ключевые слова: фонд оценочных средств, компетенции, контрольно-оценочные средства, студенты бакалавриата.

Аннотация. В статье представленаоценка уровня сформированное™ компетенций в процессе освоения основной профессиональной образовательной программы. Проанализировано применение современных фондов оценочных средств, обеспечивающих комплексное оценивание совокупности знаний, умений с помощью разноуровневых заданий. Рассматривается применение разноуровневых заданий фонда оценочных средств для осуществления объективной оценки уровня сформированное™ компетенций в условиях максимального приближения системы оценивания к будущей профессиональной деятельности выпускников вузов. Представлены результаты апробации материалов фонда оценочных средств по дисциплине «Физика Земли», входящей в основную профессиональную образовательную программу по направлению подготовки «Землеустройство и кадастры» для бакалавров.

Результаты исследования:

1. Рассмотрены ключевые подходы к методике разработки комплектов фонда оценочных средств, в соответствии с будущей профессиональной деятельностью выпускников.

2. Описан результат внедрения фонда оценочных средств по дисциплине «Физика Земли» по направлению подготовки «Землеустройство и кадастры» (уровень бакалавр), приведены варианты разноуровневых заданий из контрольно-оценочных средств и методические рекомендации по их использованию.

3. Исследована (на основе разработанных контрольно-оценочных средств) динамика изменения способностей студентов бакалавриата применять предметные знания и демонстрировать предметные умения в нестандартных ситуациях.

Svetlana V. Kraineva, Cand. Sc. (Biology), Associate professor, Department of construction, architecture and design South Ural Technological University (Chelyabinsk).

E-mail: q.79@mail.ru

RESULTS OF THE IMPLEMENTATION OF THE ASSESSMENT TOOLS FUND FOR THE COURSE "PHYSICS OF THE EARTH"

Keywords: fund of assessment tools, competencies, control and assessment tools, bachelorstudents.

Abstract. The article assesses the level of competence in the process of mastering the main professional educational program. The article analyzes the use of modern funds of

assessment tools that provide a comprehensive assessment of the total amount of knowledge and skills with the help of multi-level tasks. The use of such tasks from the assessment fund allows the researchers to evaluate objectively the level of competence. Within these conditions the content of control and assessment tools is at most equal to the conditions that the university graduates will get within their future professional activities. The article presents the results of testing the Fund of assessment tools for the course "Physics of the Earth". This course is a part of the main professional educational program "Land Management and Cadastres" for bachelorstudents.

Research results:

1. The authors consider the key approaches to the methodology of developing sets of assessment funds in accordance with the future professional activities.

2. The article describes the results of implementation of the fund of assessment tools for the course "Physics of the Earth" of the educational program "Land Management and Cadastres" (bachelor's level). Also the article provides variants of the multi-level tasks as well as methodological recommendations for their use.

3. The authors (with the help of the developed control and evaluation tools) have studied the dynamics of the abilities among bachelor students to apply subject knowledge and demonstrate subject skills in non-standard situations.

Для цитирования: Крайнева, С.В.Анализ результатов внедрения фонда оценочных средств по дисциплине «Физика Земли» / С.В. Крайнева // Педагогический журнал Башкортостана. - 2020. - №4-5(89-90). - С. 19-31.

For citing:Kraineva S.V. (2020) Results of the implementation of the assessment tools fund for the course "Physics of the Earth"Pedagogical journal of Bashkortostan. No. 4-5(89-90): 19-31.(InRuss).

DOI: 10.21510/1817-3292-2020-89-90-4-5-19-31

Введение. Уровень сформированное™ компетенций выпускника в качестве образовательных результатов в контексте ФГОС ВО более продуктивно выстраивает диалог между работодателем (как заказчиком образовательного результата) и вузом (как поставщиком образовательного результата). При этом образовательные технологии рассматриваются как способ формирования компетенций (через использование активных и интерактивных методов обучения), а оценочные средства (посредством привлечения к их разработке работодателей, экспертов из профессиональной среды) - как инструмент доказательства сформированное™ компетенций.

Фонды оценочных средств (ФОС) - это «комплекты методических материалов, нормирующих процедуры оценивания результатов обучения и установления соответствия учебных достижений запланированным результатам и требованиям образовательных программ» [1], призванные фиксировать способы и средства оценивания результатов обучения, определять, что именно будет служить доказательством достижения целей образовательной программы и (или) учебной дисциплины (модуля). Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине, входящий в состав соответственно рабочей программы дисциплины, включает в себя:

1) перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы;

2) описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования, описание шкал оценивания;

3) типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы;

4) методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций» [2].

Фонды оценочных средств прилагаются к рабочей программе дисциплины (РПД), и представляет собой совокупность контрольно-измерительных материалов (проблемные задачи (задания), контрольные вопросы, практические задания, темы докладов (рефератов), эссе, тест, вопросы к экзамену) и методов их использования, предназначенных для измерения уровня достижения обучающимся установленных результатов обучения.

Для описания результатов апробации ФОС в процессе освоения бакалаврами по направлению подготовки 21.03.02 «Землеустройство и кадастры» [8] охарактеризуем дисциплину «Физика земли».

Дисциплина «Физика Земли» относится к вариативной части блока Б1 (математический и естественнонаучный цикл) основной образовательной программы по направлению подготовки ФГОС 3+ по направлению подготовки 21.03.02 «Землеустройство и кадастры». Цель преподавания дисциплины заключается в изучении современных представлений о физических процессах, протекающих в недрах Земли, ее строении, эволюции и методах изучения. В процессе освоения дисциплины у студентов бакалавриата формируются компетенции, приведенные в таблице 1 [3].

Таблица 1.

Паспорт компетенций, формируемых средствами дисциплины «Физика Земли»

Компетенция Сформированные когнитивные дескрипторы «знать», «уметь», «владеть» Темы

ОПК-2 Знать: методы рационального использования земельных ресурсов и определения мероприятий по снижению антропогенного воздействия на территорию; Уметь: -использовать знания для обоснования экологических принципов охраны природы и рационального природопользования; - прогнозировать экологические последствия своей профессиональной деятельности; Владеть: 1.1 Гравитационное и шумовое поле Земли 1.2 Электромагнитное поле Земли. 1.3 Тепловое и барическое поле Земли 1.4 Естественные и техногенные физические поля Земли.

способностью использовать знания о земельных ресурсах для организации их рационального использования и определения мероприятий по снижению антропогенного воздействия на территорию

ПК-5 Знать: основные требования к анализу результатов исследований в землеустройстве и кадастрах; Уметь: - проводить исследования в землеустройстве и кадастрах; - обосновать актуальность и практическую значимость избранной темы научного исследования; Владеть: способностью проведения и анализа результатов исследований в землеустройстве и кадастрах. 1.1 Гравитационное и шумовое поле Земли 1.2 Электромагнитное поле Земли. 1.3 Тепловое и барическое поле Земли 1.4 Естественные и техногенные физические поля Земли.

ОПК-2. Способность использовать знания о земельных ресурсах для организации их рационального использования и определения мероприятий по снижению антропогенного воздействия на территорию;

ПК-5. Способность проведения и анализа результатов исследований в землеустройстве и кадастрах.

Конечными результатами освоения дисциплины являются сформированные когнитивные дескрипторы «знать», «уметь», «владеть», расписанные по отдельным компетенциям. Формирование дескрипторов происходит в течение всего периода изучения дисциплины по этапам в рамках контактной работы, включающей различные виды занятий и самостоятельной работы, с применением различных интерактивных методов обучения.

Методика исследования. Разработка ФОС осуществляется на основе РПД, являться ее логическим продолжением, но при этом необходимо учитывать, что формат ФОС для промежуточной и итоговой аттестации должен быть разный, согласно федеральным образовательным стандартам высшего образования (ФГОС ВО) по всем направлениям подготовки. Особенности построения фондов оценочных средств конкретизированы в работах Н.Ф. Ефремовой [4], С.А. Карпова, Б.М. Кербель, О.П. Недоспасовой [5], Н.В. Лапиковой, O.P. Шефер, Т.Н. Лебедевой, Л.С. Носовой [6; 7; 8; 9], а также нами [10; 11]. Фонды оценочных средств по каждой учебной дисциплине включают в себя контрольно-оценочные средства (КОС), позволяющие оценить знания, умения и уровень приобретенных компетенций. Каждый оценочный материал должен обеспечивать проверку освоения конкретных компетенций и их составляющих.

Учет и оценка знаний, умений и уровня сформированное™ компетенций у обучающихся осуществляется в два этапа:

1 этап: проведение текущего контроля успеваемости по дисциплине -проверка усвоения учебного материала, регулярно осуществляемая на протяжении семестра.

К достоинствам данного типа относится его систематичность, непосредственно коррелирующая с требованием постоянного и непрерывного мониторинга качества обучения, а также возможность оценки успеваемости аспиранта. При текущем контроле успеваемости акцент делается на установлении подробной, реальной картины достижений и успешности усвоения учебной программы на данный момент времени.

Срок выполнения задания устанавливается по расписанию занятий. Обучающимся, пропустившим учебное занятие в форме лекции выдается дополнительное задание - представить конспект пропущенной лекции.

Подведение итогов текущего контроля проводится по графику, и результаты оценки успеваемости заносятся в ведомость и в электронное портфолио обучающегося [9].

2 этап: проведение промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины в конце семестра в форме экзамена.

Зачет проводится по расписанию в устной форме.

Результаты промежуточной аттестации доводятся до сведения обучающихся в день ее проведения. Заносятся в экзаменационно-зачетную ведомость, зачетную книжку и в электронное портфолио обучающегося.

Обучающиеся, не прошедшие промежуточную аттестацию по утвержденному расписанию, должны ликвидировать возникшую академическую задолженность в установленном порядке.

Для проведения первого и второго этапов оценки достигнутых результатов освоения дисциплины используются фонды оценочных средств, решающие следующие задачи:

• контроль и управление процессом приобретения студентами необходимых знаний, умений, навыков и уровня сформированное™ компетенций, определенных во ФГОС ВО по соответствующему направлению подготовки (специальности);

• контроль и управление достижением целей реализации ООП, определенных в виде набора общекультурных и профессиональных компетенций выпускников;

• оценка достижений обучающихся в процессе изучения дисциплины с выделением положительных/отрицательных результатов и планирование предупреждающих/корректирующих мероприятий;

• обеспечение соответствия результатов обучения задачам будущей профессиональной деятельности через совершенствование традиционных и внедрение инновационных методов обучения в образовательный процесс университета.

Фонды оценочных средствпо любой дисциплине соответствуют:

• ФГОС ВО по соответствующему направлению подготовки (специальности);

• ОПОП и учебному плану направления подготовки (специальности);

• рабочей программе дисциплины;

• образовательным технологиям, используемым в преподавании данной дисциплины (модуля), в реализации программы практики [5; 6].

Фонды оценочных средств содержат различные типы контрольно-оценочных средств (КОС), например:

• доклад, сообщение - продукт самостоятельной работы студента, представляющий собой публичное представление полученных результатов решения определенной учебно-практической, учебно-исследовательской или научной темы;

• разноуровневые задания для самостоятельной работы - средство проверки умений применять полученные знания по заранее определенной методике для решения задач или заданий по модулю или дисциплине в целом;

• тесты - инструмент, с помощью которого педагог оценивает степень достижения студентом требуемых знаний, умений, навыков. Составление теста включает в себя создание выверенной системы вопросов, собственно процедуру проведения тестирования и способ измерения полученных результатов

• кейс - проблемное задание, в котором обучающемуся предлагают осмыслить реальную профессионально-ориентированную ситуацию, необходимые действия по ее решению;

• контрольная работа - средство проверки умения применять полученные знания для решения задач определенного типа по теме или разделу.

Учитывая вышесказанное, охарактеризуем контрольно-оценочные средства по дисциплине «Физика Земли», предназначенные для определения степени сформированное™ компетенции ОПК-2 у обучающихся в результате аудиторной и внеаудиторной учебно-познавательной деятельности (таблица 2):

1) пороговый уровень:

- слабо (частично) знает правила межличностного и межкультурного взаимодействия; значение языка для межличностного и межкультурного взаимодействия;

- слабо (частично) умеет использовать знания для обоснования экологических принципов охраны природы и рационального природопользования; прогнозировать экологические последствия профессиональной деятельности;

- слабо (частично) владеет способностью использовать знания о земельных ресурсах для организации их рационального использования и определения мероприятий по снижению антропогенного воздействия на территорию;

2) базовый уровень:

- с незначительными ошибками и отдельными проблемами знает компонентный состав, морфологию и свойства почв; методы рационального использования земельных ресурсов и определения мероприятий по снижению антропогенного воздействия на территории;

- с незначительными затруднениями умеет использовать знания для обоснования экологических принципов охраны природы и рационального природопользования; прогнозировать экологические последствия своей профессиональной деятельности;

- с незначительными затруднениями владеет знаниями о земельных ресурсах для организации их рационального использования,знает о мероприятиях по снижению антропогенного воздействия на территорию;

3) продвинутый уровень:

-с требуемой степенью полноты и точности знает компонентный состав, морфологию и свойства почв; методы рационального использования земельных ресурсов и определения мероприятий по снижению антропогенного воздействия на территории;

- умеет использовать знания для обоснования экологических принципов охраны природы и рационального природопользования;

- умеет прогнозировать экологические последствия своей профессиональной деятельности;

- свободно владеет способностью использовать знания о земельных ресурсах для организации их рационального использования и определения мероприятий по снижению антропогенного воздействия на территорию.

Таблица 2.

КОС по дисциплине «Физика земли»

Наименование темы КОС Уровень освоения компетенции

1.1 Гравитационное и шумовое поле Земли 1.2 Электромагнитное поле Земли 1.3 Тепловое и барическое поле Земли 1.4 Естественные и техногенные физические поля Земли Тесты Пороговый

Доклад с презентацией Базовый

Разноуровневые задачи Кейс Продвинутый

Форма проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации для лиц с инвалидностью и ОВЗ устанавливается с учетом их индивидуальных психофизических особенностей (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.д.). При необходимости лицам с инвалидностью и ОВЗ предоставляется дополнительное время для подготовки ответа или выполнения задания.

Приведем пример КОС, предлагаемых студентам бакалавриата по направлению подготовки 21.03.02 «Землеустройство и кадастры» для

формирования компетенции ОПК-2.

Задача 1. Расскажите о методах очистки воздуха. Дайте обоснование преимущества предложенных методов.

Задача 2. Расскажите о методах очистки воды. Дайте обоснование преимущества предложенных методов.

Задача 3. Объясните, почему показатели воздуха рабочей зоны должны соответствовать установленным нормативам. Ответ обоснуйте.

Задача 4. Предложите ситуации, которые возможны при грубом нарушении параметров воздуха рабочей зоны. Спрогнозируйте, к каким последствиям могут привести эти ситуации.

Кейс по теме «Тепловое поле Земли»

Основные вопросы, которые должны обсудить обучающиеся, поделившись на группы:

1. Какова природа тепловых явлений, протекающих на Земле?

2. Как знания о тепловых явлениях помогают людям конструировать обогреватели для домов, тепловые двигатели (двигатели внутреннего сгорания, паровые турбины, реактивные двигатели и т.д.), предсказывать погоду, плавить металл, создавать теплоизоляционные и термостойкие материалы?

3. Какие физические законы лежат в основе обоснования тепловых явлений, протекающих на Земле?

4. Как влияют тепловые явления (природные и техногенные) на биоту Земли?

Студенты делятся на четыре подгруппы и работают с различными источниками информации, готовят к представлению результатов своей работы. Заслушиваются выступления каждой группы; сопоставляются полученные результаты и имеющиеся знания у обучающихся по рассматриваемым проблемам; формулируются выводы по каждой проблеме кейса. В процессе обсуждения, вместе с преподавателями обучающиеся приходят к следующему выводу: основной источник тепла на Земле -внешнее (солнечное) тепло, и только 5 % - тепло внутреннее, которое исходит из недр Земли и включает в себя несколько источников энергии. Нолюди , кроме того, используют много искусственных источников тепла: водяное отопление, газовые и электрические нагреватели, костер, печка. Температура на поверхности Солнца - 6000 К, а внутри - 15 000 000 К. Строение Солнца: солнечная атмосфера, фотосфера, хромосфера и корона звезды. Степень влияния поля на строение внешней атмосферы зависит от величины выходящего на поверхность магнитного потока. Температура в космическом пространстве вдали от звезд близка к абсолютному нулю. Существует три способа передачи теплоты - теплопроводность, конвекция, излучение, физическую суть которых обучающиеся описывают самостоятельно на основе обобщенного плана изучения физического явления, предложенного A.B. Усовой [8].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В заключение преподаватель делает общие выводы (анализ

проделанной работы) и оценивает работу согласно критериям, представленным в таблице 3.

Таблица 3.

Критерии оценивания проекта, выполняемого при разработке кейса

Критерии 5 балов 4 бала 3 бала 2 бала

Содержание Объяснение При объяснении Объяснение Объяснение

исследования проблемы проблемы проблемы не проблемы неполное

многоаспектно, рассмотрены как полно, но и неясное

детализировано и минимум два включает Основные выводы и

завершено (глубина аспекта. аналитический заключения не

раскрытия Большинство материал. поддержаны

содержания). основных выводов Некоторые исследованием.

Все основные и заключений основные Исследование

выводы и подтверждены моменты и основано на 1-2

заключения исследованием. выводы источниках

подтверждены Исследование подтверждаются Студенты не имеют

результатами основано на результатами личной позиции по

исследования разнообразных исследования исследуемой

учащихся. источниках. учащихся. проблеме.

Исследования Студенты могут Исследование Исследование не

основаны на четко выразить основано на достаточно полное

разнообразных свою личную однотипных или глубокое,

источниках позицию по источниках чтобы дать

информации. исследуемой (только аргументированные

Студенты проблеме и Интернет) ответ на

демонстрируют обозначить Студенты основополагающий

свою личную варианты решения оценивают вопрос

позицию и могут проблемы. исследуемую

аргументировано Основополагающий проблему как

предлагать решение вопрос отражен в реально

исследуемой результатах значимую для

ситуации исследования общества.

Исследование Исследование

выполнено в отвечает на

полном объёме и большинство

отвечает на проблемных

основополагающий вопросов

вопрос

Пояснения к Представление Представление Не продумана Манера изложения

презентации интересно и хорошо относительно логика подачи материала

подготовлено интересно и материала, что неудачная,

(удачная структура подготовлено, нарушает внимание

и логика подачи манера изложения естественный аудитории потеряно

материала), манера материала обычно ход презентации,

изложения удерживает манера

материала внимание изложения

удерживает аудитории материала

внимание привлекает

аудитории. внимание аудитории большую часть времени

Содержание Описана гипотеза, Описана гипотеза, Поставлена Не выдержана

презентации поставлена поставлена проблема, структура

проблема, отражена проблема, отражена отражена исследования.

структура структура структура Выводы

исследования. исследования. исследования. отсутствуют или не

Изложение Изложение Примеров и подтверждаются

результатов результатов ссылок на материалами

оригинально и иллюстрируется источники исследования.

выводы некоторыми недостаточно,

иллюстрируются примерами. Есть чтобы

примерами. Есть ссылка на подтвердить

ссылка на источники результаты

источники информации исследования

информации,

подтверждающие

результаты

исследования

• Максимальное количество балов — 15

• Оценка «5» - 13-15 балов

• Оценка «4» — 10-12 балов

• Оценка «3» — 7- 9балов

• Оценка «2» — 0-6 балов

Заключение. Внедрение разработанных нами фондов оценочных средств по дисциплине «Физика Земли» осуществлялось на базе ЮжноУральского технологического университета (г. Челябинск).

Приведены данные (рис. 1) о количестве студентов бакалавриата группы ЗиК-201, освоивших темы дисциплины «Физика Земли» и решивших разноуровневые задачи, представленных в ФОС текущего контроля.

Результаты освоения курса "Физика Земли"

Решение ситуационных задач Естественные и техногенные... I

Тепловое и барическое поле Земли ■

Электромагнитное поле Земли.

Гравитационное и шумовое поле... ■

0 5 10 15 го 25

■ отлично ■ хорошо ■ удовлетворительно ■ неудовлетворительно Рис. 1 Результаты текущего контроля в группе ЗиК-201

Результативность освоения дисциплины «Физика Земли» производится с помощью ФОС для проведения промежуточной аттестации. Приведем примеры вопросов для определения сформированное™ компетенции ОПК-2:

1. Предмет и задачи дисциплины «Физики Земли».

2. Физика Земли как самостоятельная наука.

3. Основные современные геофизические проблемы.

4. Естественные физические поля Земли.

5. Техногенные физические поля Земли.

6. Состав, свойства и основные параметры магнитного поля Земли.

7. Состав, свойства и основные параметры электрического поля Земли.

8. Происхождение, свойства и регистрация сейсмического поля Земли.

9. Геохимические и геофизические методы прогноза землетрясений.

10. Свойства и диагностика гравитационного поля Земли.

11. Шумовое поле Земли, регистрация, особенности и влияние на

биоту.

12. Тепловой градиент.

13. Характеристика и свойства теплового поля Земли.

14. Радиационный баланс Земли.

15. Свойства и основные параметры барического поля Земли.

16. Методы диагностики и свойства радиационного поля Земли.

По результатам проведения промежуточной аттестации было установлено, что всего 2% обучающихся из группы не преодолели пороговый уровень, 60% - показали результаты базового уровня, а 38% обучающихся - продвинутый уровень. Это свидетельствует не только об уровне сформированное™ компетенций, заложенных в РПД «Физика Земли», но и о качестве сконструированных преподавателем фондов оценочных средств. Проверка качества которых в течение трех лет проводилась нами на базе Южно-Уральского технологического университета г. Челябинска.

Именно правильно подобранные КОС в рамках текущей аттестации позволяют отследить изменения в применении обучающимися знаний в нестандартных ситуациях, в их способности обосновано презентовать свои выводы по рассматриваемым вопросам кейса о физических основах процессов, происходящих на Земле и в околоземном пространстве.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. О методике создания оценочных средств для итоговой государственной аттестации выпускников вузов: письмо Минобразования РФ от 16.05.2002 г. №14-55-353 ИН/15 -URL: http://www.consultant.ru (датаобращения 10.11.2020).

2. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 21.03.02 Землеустройство и кадастры (уровень бакалавриата): приказ Министерства образования и науки РФ от 1 октября 2015 г. N 1084 . - URL: http://fgosvo.ru/news/2/1413 (дата обращения 10.11.2020).

3. Основная профессиональная образовательная программа высшего образования «Землеустройство», разработана в соответствии с требованиями ФГОС ВО по направлению подготовки 21.03.02 Землеустройство и кадастры (уровень бакалавриата), утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 01 октября 2015 г. №о 1084. - URL: https://www.inueco.ru/flles/sveden/flles/education/OPOP_OPOP_Zik_29.05.18.pdf(дaтa обращения 10.11.2020).

4. Ефремова, Н. Ф. Формирование и оценивание компетенций в образовании: монография / Н.Ф. Ефремова. - Ростов-на-Дону: Аркол, 2010. - 386 с.

5. Карпов, С.А. Фонд оценочных средств для итоговой аттестации от обоснования общего формата к практическому применению/ С.А. Карпов, Б.М. Кербель, О.П. Недоспасова // Интеграция образования.2015- Т.9, №4.-С. 35-43.

6. Лапикова, Н.В. Электронная модель количественной оценки уровня сформированностикомпетенций бакалавров педагогического образования: монография/ Н.В. Лапикова, O.P. Шефер, Т.Н. Лебедева, Л.С. Носова. - Челябинск: Край Ра, 2016. -216 с.

7. Лебедева, Т.Н. Комплект диагностических средств для оценки уровня сформированное™ компетенций бакалавров педагогического образования / Т.Н. Лебедева, O.P. Шефер // Дистанционное и виртуальное обучение.- 2016.- №12,- С. 15-21.

8. Усова, A.B. Формирование у школьников научных понятий в процессе обучения / A.B. Усова. - 2-е изд., испр. - Москва : Издательство Ун-та РАО, 2007,- 309 с. - (Труды действит. чл. и чл.-кор. Российской академии образования (РАО).

9. Шефер, O.P. Электронное портфолио в системе подготовки студентов бакалавриата кбудущейпрофессиональнойдеятельности / O.P. Шефер, Л.С. Носова, Т.Н. Лебедева // Информатика и образование,- 2019.- № 2,- С. 56-62. DOI: 10.32517/02340453-2019-34-2-56-62

10. Крайнева, C.B. Ситуационные задачи как средство формирования компетенций при изучении дисциплины «Физика Земли» / C.B. Крайнева // Управление в современных системах.-2015.-№3(7).-С. 101-107.

11. Шефер, O.P. Использование информационно-коммуникационных технологий в процессе решения ситуационных задач по курсу «Физика Земли» / O.P. Шефер,С.В. Крайнева // Вестник научных конференций,- 2015.- № 4(44).-С. 155-158.

References

1. Letter of the Ministry of Education of the Russian Federation of May 16, 2002, No. 1455-353 IN / 15 " Ometodikesozdanijaocenochnyhsredstvdljaitogovojgosudarstvennojattestaciivypusknikovvu-zov» [On the methodology for creating assessment tools for the final state certification of university graduates] ". - URL: http://www.consultant.ru (dateline: 11.10.2020). (In Russ).

2. Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation of October

I, 2015 N 1084 " Obutverzhdeniifederal'nogogosudarstvennogoobrazovatel'nogostandartavysshegoobra-zovanijaponapravlenijupodgotovki 21.03.02 Zemleustrojstvoikadastry (uroven' baka-lavriata)» [On the approval of the federal state educational standard of higher education for the educational program 03.21.02 Land management and cadastres (bachelor's level)] ". - URL: http://fgosvo.ru/news/2/1413 (dateline: 11.10.2020).(In Russ).

3. The main professional educational program of higher education "Land management", developed in accordance with the requirements of the Federal State Educational Standard of Higher Education for the educational program 03.21.02 Land management and cadastres (bachelor's level), approved by order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation of October 01, 2015. No. o 1084.. - URL: https://www.inueco.ru/files/sveden/files/education/OPOP_OPOP_Zik_29.05. 18.pdf (dateline:

II.10.2020).(In Russ).

4. Efremova N.F.(201 0)Formirovanieiocenivaniekompetencijvobrazovanii [Formation and assessment of competencies in education]. Rostov-on-Don: Arkol. 386 p.(In Russ).

5. Karpov S.A(2015).Fondocenochnyhsredstvdljaitogovojattestaciiotobosnovanijaobshhegoformatakpraktic

heskomuprimeneniju [Fund of assessment tools for final certification from substantiation of the general format to practical application] Integration of education. V.9,-No. 4: 35-43.(In Russ).

6. Lapikova N.V., ScheferO.R., Lebedeva T.N., Lapikova N.V.,Nosova L.S.(2016)Jelektronnajamodel' kolichestvennojocenkiurovnjasformiro-vannostikompetencijbakalavrovpedagogicheskogoobrazovanija [Electronic model of quantitative assessment of the level of formation of competencies of bachelors of pedagogical education] : monograph. - Chelyabinsk: Edge of Ra. 216 p.(In Russ).

7. Lebedeva T.N.,Schefer O.R.(2016)Komplektdiagnosticheskihsredstvdljaocenkiurovnjasformiro-

vannostikompetencijbakalavrovpedagogicheskogoobrazovanija [A set of diagnostic tools for assessing the level of formation of competences of bachelors of pedagogical education]Distance and virtual learning. No. 12: 15-21.(In Russ).

8. Usova A.B. (2007)Formirovanieushkol'nikovnauchnyhponjatijvprocesseobuchenija [Formation of scientific concepts in schoolchildren in the learning process]. 2nd ed., Rev. Moscow: Publishing House of the University of RAO. Proceedings of Dr. and Corresponding Member Russian Academy of Education (RAO). 309 p.(In Russ).

9. Schefer O.R.,Lebedeva T.N.,Nosova L.S. (2019)Jelektronnoe portfolio v sisteme podgotovki studentov bakalav-riata k budushhej professional'noj dejatel'nosti [Electronic portfolio in the system of training undergraduate students for future professional activities]Informatics and Education. No. 2: 56-62. DOI: 10.32517 / 0234-0453-2019-34-2-5662 (In Russ).

10. Kraineva S.K(2015)Situacionnye zadachi kak sredstvo formirovanija kompetencij pri izuchenii discipliny «Fizika Zemli» [Situational tasks as a means of forming competencies in studying the discipline "Physics of the Earth"]Management in modern systems. No. 3 (7): 101-107.(In Russ).

11. Schefer O.R.,Kraineva S. K(2015)Ispol'zovanie informacionno-kommunikacionnyh tehnologij v processe reshenija situacionnyh zadach po kursu «Fizika Zemli» [The use of information and communication technologies in the process of solving situational tasks for the course "Physics of the Earth"]Bulletin of scientific conferences. No. 4-(44): 155-158. (InRuss).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.