Научная статья на тему 'Профессионально-ориентированные подходы в контексте освоения дисциплины "физика" бакалаврами направления 21. 03. 02 "Землеустройство и кадастры"'

Профессионально-ориентированные подходы в контексте освоения дисциплины "физика" бакалаврами направления 21. 03. 02 "Землеустройство и кадастры" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
232
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ПОДГОТОВКА / ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВО И КАДАСТРЫ / ФИЗИКА / БАКАЛАВРИАТ / ВОСТРЕБОВАННОСТЬ НА РЫНКЕ ТРУДА / ЗЕМЕЛЬНО-ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНАЯ КАРТИНА МИРА / VOCATIONAL-ORIENTED TRAINING / LAND MANAGEMENT AND CADASTRES / PHYSICS / BACHELOR''S DEGREE / DEMAND ON THE LABOR MARKET / LAND AND PROPERTY RELATIONS / NATURAL SCIENCE PICTURE OF THE WORLD

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ревунов Сергей Вадимович

В статье рассматриваются возможности получения бакалаврами направления «Землеустройство и кадастры» профессионально-ориентированных навыков с младших курсов обучения по программам высшего профессионального образования в рамках изучения дисциплины «Физика». Потребность рынка труда в высококвалифицированных, конкурентоспособных и готовых решать практические производственные задачи кадрах накладывает на образовательные организации в рамках Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования, Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" обязательства по качественной профессионально-ориентированной подготовке будущих специалистов в области земельно-имущественных отношений не только в рамках изучения дисциплин профессиональной направленности, но и при изучении дисциплин, открывающих естественно-научную картину мира. На примере введения в учебный план подготовки бакалавров направления 21.03.02 «Землеустройство и кадастры» расчетно-графической работы «Расчет координат и скорости искусственного спутника Земли в момент съемки» в рамках изучения курса физики анализируются практико-прикладные аспекты использования полученных знаний в процессе будущей профессиональной деятельности специалиста в области землеустройства и земельно-имущественных отношений. Синтезируются методические подходы к интеграции физики в производственные области с целью повышения конкурентоспособности будущего специалиста на рынке труда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ревунов Сергей Вадимович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONALLY-ORIENTED APPROACHES IN THE CONTEXT OF THE DEVELOPMENT OF DISCIPLINE "PHYSICS" BY BACHELORS OF DIRECTION 21.03.02 "LAND MANAGEMENT AND CADASTRAS"

The article examines the opportunities for bachelors to receive the "Land management and cadastres" direction of professionally-oriented skills from junior courses on programs of higher professional education within the framework of studying the discipline "Physics". The labor market demand in highly qualified, competitive and ready-to-solve practical personnel tasks is imposed on educational organizations in the framework of the Federal State Educational Standard of Higher Education, the Federal Law "On Education in the Russian Federation" on qualitative, professionally oriented training of future specialists in the field of land and property relations not only within the framework of studying the disciplines of a professional orientation On the example of introduction of the direction of preparation of bachelors of the direction of 21.03.02 "Land management and cadastres" of the calculation and graphic work "Calculation of the coordinates and speed of satellites at the time of shooting", the practical aspects of using the acquired knowledge in the course of the future professional activity of a specialist in the field of land management and land and property relations. Synthesis of methodological approaches to the integration of physics in manufacturing areas in order to increase the competitiveness of the future specialist in the labor market.

Текст научной работы на тему «Профессионально-ориентированные подходы в контексте освоения дисциплины "физика" бакалаврами направления 21. 03. 02 "Землеустройство и кадастры"»

педагогические науки

Ревунов Сергей Вадимович ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ...

УДК 372.853

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ПОДХОДЫ В КОНТЕКСТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ФИЗИКА» БАКАЛАВРАМИ НАПРАВЛЕНИЯ 21.03.02 «ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВО И КАДАСТРЫ»

© 2018

Ревунов Сергей Вадимович, доцент кафедры «Экологические технологии природопользования» Донской государственный аграрный университет, филиал -Новочеркасский инженерно-мелиоративный институт (346428, Россия, Новочеркасск, улица Пушкинская, 111, e-mail: [email protected])

Аннотация. В статье рассматриваются возможности получения бакалаврами направления «Землеустройство и кадастры» профессионально-ориентированных навыков с младших курсов обучения по программам высшего профессионального образования в рамках изучения дисциплины «Физика». Потребность рынка труда в высококвалифицированных, конкурентоспособных и готовых решать практические производственные задачи кадрах накладывает на образовательные организации в рамках Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования, Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» обязательства по качественной профессионально-ориентированной подготовке будущих специалистов в области земельно-имущественных отношений не только в рамках изучения дисциплин профессиональной направленности, но и при изучении дисциплин, открывающих естественно-научную картину мира. На примере введения в учебный план подготовки бакалавров направления 21.03.02 «Землеустройство и кадастры» расчетно-графической работы «Расчет координат и скорости искусственного спутника Земли в момент съемки» в рамках изучения курса физики анализируются прак-тико-прикладные аспекты использования полученных знаний в процессе будущей профессиональной деятельности специалиста в области землеустройства и земельно-имущественных отношений. Синтезируются методические подходы к интеграции физики в производственные области с целью повышения конкурентоспособности будущего специалиста на рынке труда.

Ключевые слова: профессионально-ориентированная подготовка, землеустройство и кадастры, физика, бакалавриат, востребованность на рынке труда, земельно-имущественные отношения, естественно-научная картина мира.

PROFESSIONALLY-ORIENTED APPROACHES IN THE CONTEXT OF THE DEVELOPMENT OF DISCIPLINE "PHYSICS" BY BACHELORS OF DIRECTION 21.03.02 "LAND MANAGEMENT AND CADASTRAS"

© 2018

Revunov Sergey Vadimovich, associate Professor of the department "Ecological technologies of nature management" Don State Agrarian University, branch of Novocherkassk Engineering Institute Reclamation (346428, Russia, Novocherkassk, Pushkinskaya street, 111, e-mail: [email protected])

Abstract. The article examines the opportunities for bachelors to receive the "Land management and cadastres" direction of professionally-oriented skills from junior courses on programs of higher professional education within the framework of studying the discipline "Physics". The labor market demand in highly qualified, competitive and ready-to-solve practical personnel tasks is imposed on educational organizations in the framework of the Federal State Educational Standard of Higher Education, the Federal Law "On Education in the Russian Federation" on qualitative, professionally oriented training of future specialists in the field of land and property relations not only within the framework of studying the disciplines of a professional orientation On the example of introduction of the direction of preparation of bachelors of the direction of 21.03.02 "Land management and cadastres" of the calculation and graphic work "Calculation of the coordinates and speed of satellites at the time of shooting", the practical aspects of using the acquired knowledge in the course of the future professional activity of a specialist in the field of land management and land and property relations. Synthesis of methodological approaches to the integration of physics in manufacturing areas in order to increase the competitiveness of the future specialist in the labor market.

Keywords: vocational-oriented training, land management and cadastres, physics, bachelor's degree, demand on the labor market, land and property relations, natural science picture of the world.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Анализ рынка труда [1; 2] на территории Российской Федерации показал, что современная экономическая ситуация в стране требует от образовательных учреждений высшего профессионального образования подготовки высококвалифицированных специалистов, обладающих помимо фундаментальной теоретической подготовки глубокими профессионально-прикладными знаниями в предметной области. Работодатель в эпоху рыночных отношений не заинтересован в долгосрочном переобучении молодого специалиста непосредственно на рабочем месте, следовательно, важным конкурентным преимуществом в условиях современного рынка труда для потенциального работника является умение приложить полученные в ходе обучения по образовательным программам знаний для решения поставленных работодателем производственных задач. Следовательно, актуальность вопроса подготовки профессионалов-практиков остро стоит перед образовательными учреждениями с первых лет обучения по образовательным программам высшего профессионального образования. Дадим опре-

деление термину обучение как «...целенаправленному процессу организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни» [3]. Утвердиться в целесообразности выбора будущей профессии, по нашему мнению, студенты первого года обучения могут лишь при условии чёткого осознания потенциальной применимости полученных знаний, навыков и компетенций в условиях трудовой деятельности.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Рынок труда требует [4-5] междисциплинарного подхода в обучении, неразрывную связь теории и практики, поэтому осознанность выбора профессии даст молодому специалисту необходимые стимулы к непрерывному самообразованию. Перед высшими учебными заведениями, на самых ран-

Revunov Sergey Vadimovich PROFESSIONALLY-ORIENTED ..

pedagogical sciences

них этапах обучения [6], при изучении дисциплин естественно-научного направления стоит актуальная задача построения фундамента для освоения последующих дисциплин профессионального цикла. Рассмотрим профессионально-ориентированную методику преподавания дисциплины «Физика» в рамках обучения студентов по образовательной программе бакалавриата 21.03.02 «Землеустройство и кадастры». В зависимости от особенностей составления учебных планов образовательной организацией, сфера профессиональных интересов выпускников данного направления охватывает широкий круг вопросов, связанных с принятием организационно-управленческих решений, научно-исследовательской и проектной деятельностью. В связи с этим, анализируя нормативно-правовые документы в области будущей профессиональной деятельности, абитуриент или учащийся на соответствующем направлении бакалавриата приходит к выводу о неприменимости полученных знаний, навыков и компетенций в области физики для решения конкретных производственно-прикладных задач. Вследствие этого, будущий специалист теряет мотивацию к дальнейшему обучению. В эру цифровых технологий молодые люди могут без особых усилий средствами общедоступных электронных правовых библиотек «Гарант», «Консультант+» ознакомиться с необходимыми документами.

Формирование целей статьи (постановка задания). Проанализируем место физики в учебном плане подготовки бакалавров направления 21.03.02 «Землеустройство и кадастры» ФГБОУ ВПО «Новочеркасский инженерно-мелиоративный институт» им. А.К. Кортунова филиал Донского ГАУ. Дисциплина изучается в течение двух семестров в объеме 218 часов. На данном этапе Новочеркасский инженерно-мелиоративный институт применяет классические дидактико-методологические подходы в подготовке по физике бакалавров-землеустроителей. Традиционно они основаны на описании процессов и явлений окружающего мира, переходя от «механической» научной картины мира по И. Ньютону, предопределённой трудами Г. Галилея, Н. Коперника, И. Кеплера, до электродинамических и квантово-меха-нических теорий Дж. Максвелла, Н. Бора, А. Эйнштейна и других известных ученых. Анализ рабочих программ дисциплины «Физика», читаемых в вузах сельскохозяйственной и общетехнической направленности, учебно-методических и дидактических материалов показал, что вопрос профессионально-ориентированной и практико-прикладной подготовки по физике проработан недостаточно эффективно. По мнению автора, удовлетворение запроса рынка труда в квалифицированных инженерно-технических специалистах определяется дифференциацией образовательных подходов применительно к требованиям профессиональных стандартов.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Синтезировав требования нормативно-правовых документов, регулирующих трудовые взаимоотношения выпускника направления «Землеустройство и кадастры» с работодателем, а также сферы потенциального применения полученных знаний после освоения образовательной программы бакалавриата, можно сделать вывод, что одним из важнейших профессионально-ориентированных [7, 8] приложений законов и методов физики в системе подготовки специалистов в области земельно-имущественных отношений является изучение в рамках данной дисциплины теоретико-прикладных основ дистанционного зондирования Земли. Современные геоинформационные комплексы, системы спутниковой навигации GPS, ГЛОНАСС автоматизированы, однако значительную роль в понимании методов космической геодезии, триангуляции, картографирования играют законы классической механики и электромагнетизма. Понимание физического смысла процессов, с которыми специалист-землеустроитель сталкивается в процессе

ежедневной деятельности создаст необходимые предпосылки к повышению уровня профессионального мастерства. Предлагаемый профессионально-ориентированный подход в изучении физики на младших курсах направления «Землеустройство и кадастры» основан на поэтапном освоении в ходе учебного процесса специфических для выбранной профессии теоретико-практических знаний, тесно взаимосвязанных с основными физическими законами [9-17], а именно:

- так как для координатно-временной привязки к местности необходимо учитывать орбитальное движение искусственного спутника Земли (ИСЗ), в разделе физики кинематика материальной точки при рассмотрении понятий «перемещение», «радиус-вектор» «система отчета» целесообразно ознакомить бакалавров-землеустроителей со специфическими для их профессии системах координат, описывающих орбитальное движение искусственного спутника Земли: экваториальную геоцентрическую и геоцентрическую гринвичскую;

- в теории невозмущенного движения ИСЗ полагают, что ИСЗ вращается вокруг сферической Земли с абсолютно равномерным распределением масс в ее теле, и сила притяжения между Землей и ИСЗ является единственной причиной ее орбитального движения. Всю массу Земли при этом можно считать сосредоточенной в центре масс и рассматривать движение в гравитационном поле, создаваемом центром масс Земли. Так как при этом ИСЗ рассматривают как материальную точку с единичной массой. При изучении процесса движения тела по окружности и закона всемирного тяготения в курсе физике бакалаврами-землеустроителями акцент необходимо сместить на приложение законов Кеплера применительно к описанию движения ИСЗ;

- при решении задач космической съемки и геодезических изысканий [18] необходимо особенно точное интегрирование уравнений движения ИСЗ, выведенных на основе фундаментальных законов механики Ньютона, изучаемых в разделе «Динамика поступательного движения», с учетом возмущающих факторов. Вследствие этого, при рассмотрении данного раздела бакалаврами-землеустроителями следует отметить, что реальное движение ИСЗ отличается от идеализированного наличием большого числа других сил (помимо гравитационной), следовательно элементы кеплеровской орбиты ИСЗ непрерывно меняются;

- при рассмотрении вопросов механики жидкости и газов в курсе физики следует акцентировать внимание на профессионально-ориентированный вопрос построения адекватной физической модели атмосферы с учетом ее плотности, расположения Солнца относительно перигея орбиты и географической широты ИСЗ;

- последовательное описание иных возмущающих факторов: магнитного поля Земли, солнечного излучения, аномалий гравитационного поля в соответствующих параграфах курса физики.

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Апробация методики профессионально-ориентированной подготовки бакалавров-землеустроителей в Новочеркасском инженерно-мелиоративном институте в курсе физики нашла свое отражение в интеграции в учебный план расчетно-гра-фической работы «Расчет координат и скорости ИСЗ в момент съемки», включающей следующие теоретико-прикладные вопросы:

- выбор системы отсчета в космической съемке;

- анализ возмущенного движения ИСЗ;

- анализ невозмущенного движения ИСЗ;

- построение трассы ИСЗ в координатах широта-долгота;

- построение орбитального эллипса спутника вокруг сферической Земли для дистанционного зондирования.

Анализ результатов введения в учебный процесс подготовки бакалавров-землеустроителей расчетно-гра-фической работы показал, что по результатам ее выпол-

286

Baltic Humanitarian Journal. 2018. Т. 7. № 3(24)

педагогические науки

Ревунов Сергей Вадимович ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ...

нения будущий специалист получает ряд специфических знаний и навыков, во многом предопределяющих качество его работы по выбранному направлению обучения, а именно:

- знакомство со спецификой будущей профессиональной деятельности на младших курсах обучения;

- изучение физических основ спутниковых навигации;

- выработка комплексной физической картины систем геодезии и картографии;

- анализ и практическое применение базовых математических расчетов, применяемых при дистанционном зондировании Земли;

- навыки автоматизации вычислительных процессов средствами системы MathCAD;

- подготовка в рамках выполнения расчетно-графи-ческой работы к изучению более широких методов исследования объектов на поверхности Земли;

- понимание взаимосвязи физики с профессиональной сферой деятельности;

- развитие самостоятельности и умения работать со специализированной литературой.

Вектор развития современной образовательной парадигмы предполагает постепенное смещение в область тесной взаимосвязи обучения и производства. Междисциплинарный, синтезированный на стыке многих фундаментальных исследований, профессионально-ориентированный подход в подготовке специалиста залог устойчивого экономического развития страны. Изучение педагогом высшей школы специфики профессиональной деятельности студента на предмет включения в учебный процесс с самых первых дней обучения в вузе специализированных прикладных задач будущей профессии весьма перспективное направление развития системы высшего образования.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Портал поиска вакансий HeadHunter.ru // [электронный ресурс]. Заглавие с экрана: https://www.hh.ru (дата обращения: 25.07.2018).

2. Портал поиска вакансий superjob.ru // [электронный ресурс]. Заглавие с экрана: https://www.superjob.ru (дата обращения: 25.07.20l8).

3. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 27.06.2018) «Об образовании в Российской Федерации» // http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_140174/ (дата обращения: 25.07.2018).

4. Федеральный закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ (ред. от 28.02.2018) «О кадастровой деятельности» // http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_70088/ (дата обращения: 25.07.2018).

5. Постановление Минтруда РФ от 20.12.2002 N 82 «Об утверждении Квалификационного справочника должностей руководителей и специалистов организаций геологии и разведки недр // http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_58320/ (дата обращения: 25.07.2018).

6. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования. Уровень высшего образования бакалавриат. Направление подготовки 21.03.02 Землеустройство и кадастры // http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_187900/ (дата обращения: 25.07.2018).

7. Кондаурова И.К. Организация производственной практики студентов программы магистратуры «Профессионально ориентированное обучение математике» // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 1 (18). С. 83-87

8. Кондаурова И.К., Гусева М.А. Формирование у будущих педагогов-математиков умений и навыков педагога-исследователя в контексте развития профессиональной биографии // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 4 (9). С. 69-72.

9. Трофимова Т.И. Курс физики: учеб. пособие для инж.-техн. спец. вузов / Т.И. Трофимова. - 15-е изд., сте-

реотип. - М.: Академия, 2007. 558 с.

10. Грабовский Р.И. Курс физики: учеб. пособие для вузов / Р.И. Грабовский. - 10-е изд., стереотип. СПб.: Лань, 2007. 607 с.

11. Чертов А.Г. Задачник по физике / под ред. Чертова А.Г., Воробьева А.А. М: Физматлит, 2005. 640 с.

12. Артамонов П.И., Моисеев В.В., Свистунов Б.Л. Программно-аппаратный обучающий комплекс «Элементы математического моделирования в курсе общей физики» // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2013. № 6 (10). С. 213-222.

13. Тищенко Л.В. Уроки-практикумы по физике (углубленный уровень) как способ организации учебно-исследовательской деятельности обучающихся // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 4 (17). С. 266-271.

14. Талалов С.В. Математическое моделирование сложных систем в магистратуре: структура специального курса // Карельский научный журнал. 2017. Т. 6. № 4 (21). С. 89-91.

15. Кан В.В., Свистунов Б.Л. Опыт формирования исследовательской компетенции в экспериментальной части курса физики // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2014. № 4 (20). С. 155-161.

16. Шурыгин В.Ю., Сабирова Ф.М. Реализация смешанного обучения физике средствами LMS MOODLE // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 4 (17). С. 289-293.

17. Кулагина О.Ю. Применение мнемотехники при обучении физике // Самарский научный вестник. 2013. № 4 (5). С. 101-102.

18. Спутниковая навигация. Методы и средства / под ред. Карлащука В.И. М.: СОЛОН-ПРЕСС, 2008. 284 с.

Статья поступила в редакцию 03.07.2018

Статья принята к публикации 27.08.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.