Научная статья на тему 'Содержание социальной ответственности бакалавров направления «Землеустройство и кадастры» в контексте практико-ориентированного подхода'

Содержание социальной ответственности бакалавров направления «Землеустройство и кадастры» в контексте практико-ориентированного подхода Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
164
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / БАКАЛАВР / ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВО / КАДАСТР / ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД / КОМПЕТЕНЦИЯ / РЕЗУЛЬТАТ ОБУЧЕНИЯ / SOCIAL RESPONSIBILITY / BACHELOR / LAND MANAGEMENT / CADASTRE / PRACTICE-ORIENTED APPROACH / COMPETENCE / LEARNING RESULT

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Серякова Розалия Эримовна

Необходимость развития социальной ответственности как компонента профессионального облика бакалавра в области землеустройства и кадастров заявлена во многих документах, регламентирующих и нормирующих образовательный процесс (Федеральные государственные стандарты (ФГОС), критерии международных аккредитационных комиссий и т. д.), но единое мнение о сущности понятия «социальная ответственность» в настоящее время отсутствует. Статья посвящена выявлению структуры и содержания данного феномена с точки зрения практико-ориентированного образовательного подхода.На основании изучения тематических трудов исследователей были выделены и адаптированы для бакалавров в области землеустройства и кадастров компоненты социальной ответственности, образующие её структуру. Выявлено, что социальная ответственность включает в себя унифицированные (общие для инженерных специальностей) и уникальные (присущие только конкретной специальности) компоненты.Для обеспечения практической ориентации содержания социальной ответственности были изучены профессиональные стандарты «Землеустроитель», «Специалист в сфере кадастрового учета», проведен опрос 67 работодателей (в г. Томске), изучен рынок труда (120 неповторяющихся вакансий в разных городах) с целью выявления социально-ответственных трудовых функций будущих инженеров. в результате анализа было установлено, что компетенциями ФГОС 3, ФГОС 3+ и результатами обучения основной образовательной программы (ООП) бакалавриата направления «Землеустройство и кадастры» Томского политехнического университета обеспечены не все выявленные трудовые функции. При этом дефицитными оказались выявленные в результате опроса работодателей и анализа рынка труда, а указанные в профессиональных стандартах полностью обеспечены и компетенциями ФГОСов и результатами обучения ООП. Для устранения этого недочета результаты обучения ООП были модернизированы.В заключении сформулированы выводы о том, что структура социальной ответственности зависит от культурной среды общества, его социально-экономических условий, а содержание выявленных компонентов зависит от выполняемых трудовых функций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Серякова Розалия Эримовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONTENTS OF SOCIAL RESPONSIBILITY BACHELORS “LAND MANAGEMENT AND CADASTRE” IN THE CONTEXT OF PRACTICE-ORIENTED APPROACH

The need for social responsibility as a component of professional image BSc in Land Management and cadastre is stated in many documents, regulating and normalizing the educational process, but a consensus about the nature of the concept of “social responsibility” is missing. The article is devoted to the identification of the structure and content of this phenomenon from the perspective of practice-oriented educational approach. Based on the study methodic works about components of social responsibility that form its structure have been identified and adapted for bachelors in the field of Land Management and cadastre. It was found that social responsibility includes unified (common engineering specialties) and unique (peculiar to a particular specialty) components. To ensure the practical orientation of social responsibility content were studied professional standards “land manager”, “expert in the field of cadastral registration” conducted a survey of 67 employers (in Tomsk), studied the labor market (120 unduplicated jobs in different cities) in order to identify the social and responsible job functions future engineers. As a result of analysis, it was found that the competences of the GEF 3, GEF 3+ and learning outcomes of the basic educational program (OOP) Bachelor direction “Land management and cadastre” of Tomsk Polytechnic University provided not all the identified labor functions. deficient functions proved to identified as a result of a survey of employers and labor market analysis. In conclusion, the findings that the structure of social responsibility depends on the cultural environment of the society, its socio-economic conditions, and the content of the identified components depends on the performed work functions were formulated.

Текст научной работы на тему «Содержание социальной ответственности бакалавров направления «Землеустройство и кадастры» в контексте практико-ориентированного подхода»

УДК 378

Серякова Р.Э.

Национальный исследовательский Томский политехнический университет

E-mail: kh.rozali@gmail.com

СОДЕРЖАНИЕ СОцИАЛЬНОй ОТВЕТСТВЕННОСТИ БАКАЛАВРОВ НАПРАВЛЕНИЯ «ЗЕМЛЕУСТРОйСТВО И КАДАСТРЫ» В КОНТЕКСТЕ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА

Необходимость развития социальной ответственности как компонента профессионального облика бакалавра в области землеустройства и кадастров заявлена во многих документах, регламентирующих и нормирующих образовательный процесс (Федеральные государственные стандарты (ФГОС), критерии международных аккредитационных комиссий и т. д.), но единое мнение о сущности понятия «социальная ответственность» в настоящее время отсутствует. Статья посвящена выявлению структуры и содержания данного феномена с точки зрения практико-ориентированного образовательного подхода.

На основании изучения тематических трудов исследователей были выделены и адаптированы для бакалавров в области землеустройства и кадастров компоненты социальной ответственности, образующие её структуру. Выявлено, что социальная ответственность включает в себя унифицированные (общие для инженерных специальностей) и уникальные (присущие только конкретной специальности) компоненты.

Для обеспечения практической ориентации содержания социальной ответственности были изучены профессиональные стандарты «Землеустроитель», «Специалист в сфере кадастрового учета», проведен опрос 67 работодателей (в г. Томске), изучен рынок труда (120 неповторяющихся вакансий в разных городах) с целью выявления социально-ответственных трудовых функций будущих инженеров. в результате анализа было установлено, что компетенциями ФГОС 3, ФГОС 3+ и результатами обучения основной образовательной программы (ООП) бакалавриата направления «Землеустройство и кадастры» Томского политехнического университета обеспечены не все выявленные трудовые функции. При этом дефицитными оказались выявленные в результате опроса работодателей и анализа рынка труда, а указанные в профессиональных стандартах полностью обеспечены и компетенциями ФГОСов и результатами обучения ООП. Для устранения этого недочета результаты обучения ООП были модернизированы.

В заключении сформулированы выводы о том, что структура социальной ответственности зависит от культурной среды общества, его социально-экономических условий, а содержание выявленных компонентов зависит от выполняемых трудовых функций.

Ключевые слова: социальная ответственность, бакалавр, землеустройство, кадастр, практико-ориентированный подход, компетенция, результат обучения.

Проблематика формирования и развития социальной ответственности инженера стала широко обсуждаться в науке во второй половине XX в., когда природо- и культуроизменяющая силы научно-технического прогресса стали очевидны. до этого времени она рассматривалась преимущественно с точки зрения отношений между работником и работодателем, и употреблялась в контексте «корпоративной социальной ответственности» или «социальной ответственности бизнеса». Вплоть до 60-х гг. прошлого столетия считалось, что расчет социальных рисков или эффектов принятых решений не входит в компетенцию инженера [1], [2].

Изменение в ходе земельной реформы и развития гражданского общества содержания профессиональной деятельности бакалавров в области землеустройства и кадастров требует корректировки образовательного процесса выпускников данного направления. в настоящее

времяон во многих случаях несет персональную ответственность за результаты своей профессиональной деятельности, особенно выступая в качестве индивидуального предпринимателя. в таком случае само содержание социальной ответственности выходит на новый уровень и не может сводиться к решению сугубо технических задач.

Необходимость развития социальной ответственности у бакалавров в области землеустройства и кадастров отражена во многих документах, нормирующих и контролирующих образовательный процесс. Так, ФГОС ВПО направления 120700 «Землеустройство и кадастры» в списке компетенций содержал ОК-8, которая требовала от выпускника «осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание высокой мотивации к выполнению профессиональной деятельности» [3]. Аккредитационный критерий 5 Ассоциа-

ции инженерного образования России (АИОР) предписывает, что выпускники-бакалавры должны «демонстрировать понимание вопросов безопасности и здравоохранения, юридических аспектов, ответственности за инженерную деятельность, влияния инженерных решений на социальный контекст и окружающую среду» [4] и «следовать кодексу профессиональной этики, ответственности и нормам инженерной деятельности» [4]. Два из критериев международной аккредитационной комиссии ABET требуют наличие у студентов инженерных специальностей знаний влияния инженерно-технологических решений в социальном и глобальном контексте и приверженность этической ответственности [5], [6]. Стандарт 7 всемирной инициативы инженерного образования CDIO (Conceive -Design - Implement - Operate / «Планировать -Проектировать - Производить - Применять») предполагает интегрированное обучение, которое «способствует освоению дисциплинарных знаний одновременно с развитием личностных и межличностных навыков, навыков создания продуктов, процессов и систем» [7].

В учебном процессе следование вышеперечисленным нормам проявляется в необходимости выявления и развития компонентов общекультурных и профессиональных компетенций, связанных с социальной ответственностью, формировании междисциплинарных результатов обучения.

Но, несмотря на необходимость развития социальной ответственности бакалавров, в науке нет общепризнанного определения данного компонента профессионального облика, оно зависит от конкретной сферысоциально-направленной деятельности [8], [9].

В нашей работе, выполненной на кафедре общей геологии и землеустройства Томского политехнического университета (ТПУ), ведущей подготовку бакалавров направления «Землеустройство и кадастры», мы определяем социальную ответственность бакалавра в области землеустройства и кадастров как осознанное отношение к соблюдению социальных, экологических, экономических и иных требований при ведении профессиональной деятельности в интересах развития общества. Выбор практико-ориентированного подхода был предопределен важностью недопущения отрыва теоретической

подготовки студента от будущей профессиональной деятельности и удовлетворение потребностей рынка труда в специалистах данного профиля, способных ответственно выполнять трудовую деятельность в динамично изменяющихся условиях земельной реформы.

Структура и содержание социальной ответственности у студентов (бакалавров, специалистов) и инженеров изучается многими учеными в разных областях наук [1], [2], [6], [8]—[12], [15]. Проведя анализ научных трудов, можно сделать вывод, что структура социальной ответственности студентов (бакалавров) технических направлений имеет общие компоненты, унифицированные для всех специальностей и уникальные компоненты, присущие только конкретной специальности и выражающие специфику деятельности. Кроме того, в образовательной деятельности компоненты социальной ответственности должны быть измеряемыми, то есть поддающиеся однозначной оценке и выражаться в определенных результатах обучения, которые должны быть достигнуты каждым бакалавром и применимы на практике.

В связи с тем, что бакалавр в области землеустройства и кадастров является многопрофильным специалистом, а структура социал ьной ответственностимногокомпонетна и включает в себя осознанность на личном уровне, ответственность перед обществом в целом и перед профессиональным сообществом (фирмой, работодателем) [10], можно выделить следующие компоненты: морально-этическая, юридическая (правовая) и профессиональная ответственность.

Морально-этическая ответственность -связана с личностными качествами бакалавра иего отношением к социальным нормам, нормам морали [9] и включает следующие унифицированные компоненты: мотивацию [11], [12], социальную осведомленность (в том числе куль-турную)и знание профессиональных культуры (норм и ценностей) [там же]. Специфическим компонентом является ориентация на развитие культуры землепользования, которую можно определить как систему ценностных установок, определяющих степень рациональности и эффективности использования земельного фонда государства. Данная тематика крайне мало обсуждается в российской науке, существуют

исследования направленные на изучение исторических и религиозных аспектов изменения отношения к земле (в основном занятой сельскохозяйственными угодьями).

Культура землепользования в обществе зависит от профессиональной культуры землеустроителя. Здесь на первый план выходят отношения между субъектами и объектами земельных отношений, соотношение законов функционирования системы землепользования и ценностных установок общества, что в образовательном процессе выражается в отношение между естественно-научным и гуманитарным циклами дисциплин в учебных планах и уровнями их освоения [13].

Юридическая (правовая) ответственность характеризуется штрафным, карательным назначением [9], при котором бакалавр в области землеустройства и кадастров может быть как субъектом так и объектом наложения ответственности, в зависимости от выбранной сферы профессиональной деятельности. Базируется на развитии морально-этической ответствен-ности.Включает знание международного права (включая профильные программы и инициативы), гражданско-правовых норм и профильного законодательства Российской Федерации, а также систему наказаний (административных, уголовных) за преступления, совершенные в ходе профессиональной деятельности.

Профессиональная ответственность включает только уникальный компонент - профессиональные знания и умения, детерминированные морально-этической и юридической ответственностью и направленные насодействие прогрессу общества. Различается в зависимости от конкретного вида профессиональной деятельности: проектная, исследовательская, оценочная и т. д. [там же].

Многие исследователи данной тематики считают, что следует различать и разделять в учебном процессе развитие социальной ответственности и навыки социально-ответственной деятельности [8]. В нашей работе мы рассматриваем содержание социальной ответственности через средство её выражения, то есть призму конкретных профессиональных действий.

Для выявления содержания социальной ответственности бакалавра в области землеустройства и кадастров был проведен анализ

профессиональных стандартов «Землеустроитель», «Специалист в сфере кадастрового учета», а также изучены требования к соискателям, указываемые работодателями в размещаемых вакансиях (120 неповторяющихся вакансий в разных городах), а также проведен опрос 67 работодателей (г. Томск). Методом экспертной оценки выявлены трудовые функции, для которых необходимо развитие социальной ответственности и соотнесены с компетенциями ФГОС ВПО, ФГОС ВО и результатами обучения по основной образовательной программе бакалавриата направления «Землеустройство и кадастры» в ТПУ. под социально-ответственными трудовыми функциями припроведения анализа мы понимали такие, которые имеют непосредственный экологический, экономический, социальный эффект или непосредственно затрагивают права и обязанности конкретного индивидуума или группу личностей.

В результате проведенного анализа, были выявлены и укрупнены социально-ответственные виды трудовых функций бакалавров в области землеустройства и кадастров наименее обеспеченные результатами обучения основной образовательной программы. Дефицитные компоненты представлены в таблице 1.

Выявленные дефицитные трудовые функции определили необходимость корректировки результатов обучения в основной образовательной программе. в результате развития компетенций, слагающих основу развития социальной ответственности, как сложного многофакторного компонента, должны сформироваться комплексные результаты обучения, включающие в себя общекультурные и профессиональные компетенции, а также личное ответственное отношение к персональному результату обучения. Помимо этого, во ФГОС ВО отсутствует компетенция, посвященная социальной ответственности, но разработчикам основной образовательной программы можно дополнять результаты обучения [14].

Для корректировки результатов обучения основной образовательной программы бакалавриата мы руководствовались Стандартом 2 концепции CDЮ(CDЮSyПabш) [7], требованиями ФГОСВПО [3], ФГОС ВО [13], Критерием 5 АИОР «Подготовка к профессиональной деятельности» [4] (табл. 2).

Таблица 1. Результаты анализа социально-ответственных трудовых функций

Источник Трудовая функция РО ООП ФГОС 3 ФГОС 3+

анализ рынка труда умение оценивать потенциальные риски, в том числе нематериальные нет соответствия частичное соответствие ОК-1, ОК-5, ОК-9, ОК-11, ПК-1, ПК-2, ПК-6 частичное соответствие ОК-3, ОК-4, ОПК-2

анализ рынка труда консультирование физических и юридических лиц, иностранных граждан и предприятий нет соответствия частичное соответствие ОК-5, ОК-14 частичное соответствие ОК-5

требование работодателя / анализ рынка труда соблюдение и/или восстановление земельных интересов коренных малочисленных народов крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока частичное соответствие частичное соответствие ОК-5, ОК-9, ПК-2 частичное соответствие ОК-6, ОПК-2, ПК-1

требование работодателя создание программ стратегического развития территорий, основанных на международных концепциях частичное соответствие ОК-3, ОК-9, ПК-1, ПК-2, ПК-4, ПК-6, ПК-7, ПК-8, ПК-12, ПК-17, ПК-20 ОК-4, ОК-6, ОПК-2, ОПК-3, ПК-3, ПК-4, ПК-7

требование работодателя создание инновационных проектов комплексного развития территорий, проектов планировки и межевания территорий частичное соответствие ОК-3, ОК-9, ПК-1, ПК-2, ПК-4, ПК-6, ПК-7, ПК-8, ПК-12 ОК-4, ОК-6, ОПК-2, ОПК-3, ПК-3, ПК-4, ПК-7

Таблица 2. Дополненные и укрупненные результаты обучения ООП бакалавриата направления

«Землеустройство и кадастры»

код Предполагаемый результат обучения

Р1 способность применять знания об основах рационального использования земельных ресурсов, системных показателях повышения эффективности использования земель, экологической и экономической экспертизы программ, схем и проектов социально-экономического развития территории, способность оценить социальные, экономические, экологические,материальные и нематериальные эффекты профессиональных действий, включая репутационные

Р2 умение логически верно, аргументировано и ясно для заказчикастроить устную и письменную речь (в том числе на одном из иностранных языков), способность находить организационно -управленческие решения в нестандартных ситуациях и готовность нести за них осознанную ответственность, способность вести переговоры, осознавая себя частью (представителем) фирмы (команды) или государства

Р3 готовность к изучению научно-технической информации, отечественного и зарубежного опыта использования земли и иной недвижимости, руководствоваться мировыми инициативами для повышенияэффективности использования земель, создания стратегий, программ и проектов социально-экономического развития территории

Р4 способностью использовать знания о мероприятиях по снижению антропогенного воздействия на территорию и охране культурного, археологического и иного наследия, включая территории проживания коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, в пределах конкретного землепользования, муниципального образования, субъекта Федерации, региона

Выраженное в виде результатов обучение содержание социальной ответственности бакалавра в области землеустройства и кадастров отвечает требованиям измеряемости, практико-ориентированности и возможно для достижения всеми бакалаврами, а также требует развития всех выявленных компонентов структуры социальной ответственности.

Заключение

Таким образом, структура социальной ответственности зависит от культурной среды общества, его социально-экономических условий, социальной направленности профессии

и включает унифицированные и уникальные компоненты. Уникальным компонентами социальной ответственности бакалавра в области землеустройства и кадастров являются ориентация на развитие культуры землепользования, знания профильного законодательства и профессиональные умения и навыки.

Содержание выявленных компонентов зависит от выполняемых трудовых функций. с точки зрения практико-ориентированного подхода формулировка «социальная ответственность» должна быть интегрирована в конкретные достижимые и однозначно измеряемые результаты обучения.

14.04.2016

Список литературы:

1. Попова А.А. Формирование социальной ответственности студента в рамках инженерных программ технических университетов. Гуманитарный вестник, 2015, вып. 07/2015. URL: http://hmbul.bmstu.ru/catalog/hum/socio/267.html

2. Мертон Р. Социальная теория и социальная структура. Москва, АСТ, Хранитель, 2006, 873 с.

3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 18.11.2009 г. №»634. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 120700 Землеустройство и кадастры (квалификация (степень) «бакалавр») / Министерство образования и науки РФ. Режим доступа: 11йр://минобрнауки.рф/документы/1955 (Дата обращения 20.04.2016 г.)

4. Аккредитационный центр Ассоциации инженерного образования России. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.ac-raee.ru, свободный. - Заглавие с экрана. (Дата обращения 20.04.2016 г.).

5. ABET. Официальный сайт организации [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.abet.org (Дата обращения 20.04.2016).

6. A model for the development of personal and professional social responsibility for engineers. Nathan E. Canney. American Society for EngineeringEducation, 2012.

7. Всемирная инициатива CDIO. Стандарты: информационно-методическое издание / пер. с англ. и ред. А.И. Чучалина, Т.С. Петровской, Е.С. Кулюкиной. - Томск: Изд-во ТПУ 2011. - 17 с.

8. The social competence concept development in higher education. GenuteGedviliene, SilvijaGerviene, AusrinePasvenskiene, SimonaZiziene. European Scientific Journal October 2014, No.28 ISSN: 1857 - 7881 (Print) e - ISSN 1857- 7431.

9. Сенякин, И.Н. Теория государства и права: курс лекций: [учебное пособие]. / И.Н. Сенякин ; под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.bibliotekar.ru/teoria-gosudarstva-i-prava-1/index.htm (Дата обращения 20.04.2016г.)

10 Артюхович, Ю.В. Социальная ответственность инженера / Ю.В. Артюхович, А.А. Солоьев // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. - 2013. - №3. - с. 190-192.

11. Иванов Максим Геннадьевич. Формирование социальной ответственности студентов средствами правового воспитания: диссертация... кандидата педагогических наук: 13.00.02 / Иванов Максим Геннадьевич; [Место защиты: Тамб. гос. ун-т им. Г.Р. Державина].- Тамбов, 2009.- 279 с.: ил. РГБ ОД, 61 10-13/408

12 Донева, О.В. Педагогические условия развития социальной ответственности у студентов технологического вуза: автореф. дис. на соиск. учен.степ. кандид. пед. наук (13.00.08) / О.В. Донева; Пятигорский государственный лингвистический университет. - Пятигорск, 2014. - 25 с.

13. Кашин, В.В. Идея коэволюции человека и природы в культуре землепользования / В.В. Кашин // Известия Оренбургского государственного аграрного университета. - 2004. - Т. 1. - с. 107-109.

14. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования. Уровень образования бакалавриат. Направление подготовки 21.03.02 Землеустройство и кадастры / Портал государственных образовательных стандартов. Режим доступа: http://fgosvo.ru (Дата обращения 20.04.2016 г.).

15. Хунинг А. Инженерная деятельность с точки зрения этической и социальной ответственности // Философия техники в ФРГ -М.: Прогресс. 1989. - С. 69-74.

Сведения об авторе:

Серякова Розалия Эримовна, аспирант кафедры инженерной педагогики Института развития стратегического партнерства и компетенций Национального исследовательского Томского политехнического университета, старший преподаватель кафедры общей геологии и землеустройства Института природных ресурсов 634050, г. Томск, пр-т Ленина, д. 30, e-mail: kh.rozali@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.