Научная статья на тему 'Оценочные средства в методико-математической подготовке бакалавров: компетентностный подход'

Оценочные средства в методико-математической подготовке бакалавров: компетентностный подход Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
78
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАТЕМАТИКА / БАКАЛАВР / МЕТОДИКО-МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ / ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА / MATHEMATICS / STUDENT / METHODOLOGICAL AND MATHEMATICAL TRAINING OF STUDENTS / EVALUATION TOOLS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Павлова Оксана Алексеевна, Чиркова Наталья Ивановна

В условиях компетентностного подхода роль инструментов для оценки результатов сформированности профессиональных компетенций студентов возрастает. При этом оценочные средства имеют ту же природу, что и задания, направленные на формирование компетенций. В статье представлен опыт использования средств оценки компетенций в разрезе её аксиологического, когнитивного и праксиологического компонентов. Это такие практико-ориентированные задания как «резюме», проект и самообследование. Для каждого средства выделены критерии и показатели оценивания, описана процедура проведения и оценивания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Павлова Оксана Алексеевна, Чиркова Наталья Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Assessment tools in methodical and mathematical training of students: competence approach

The role of tools for assessing the results of the formation of students’ professional competencies is increasing. Tasks aimed at the formation of competencies and their assessment are distinguished by the presence of a system of criteria and indicators. The article presents the experience of using competency assessment tools. It describes such practice-oriented tasks as a “resume”, a project and self-examination. Criteria and indicators for evaluating each means are indicated. The procedure for conducting and evaluating is described.

Текст научной работы на тему «Оценочные средства в методико-математической подготовке бакалавров: компетентностный подход»

9. юрьев г.П. Практическая биоэтика третьего смысла: диагностика гуманитарных рисков и самодостаточности субличностей с помощью эгоскопии // Известия юФУ. Технические науки. Тематический выпуск, 2009.С.230-234

10. Lancing, Michigan State, University Press, 1988. 205 p.

11. Potter V.R. Global Bioethics: Building on the Leopold Legacy. East Lancing, Michigan State, University Press, 1988. 205 p.

Павлова O.A., Чиркова Н.И.

оценочные средства в методико-математической

подготовке бакалавров: компетентностныш подход

ключевое место в современном образовании занимает компетентностный подход, направленный на результаты обучения, соотносимые с новыми целями и содержанием обучения. Бакалавр, обучающийся по направлению «Педагогическое образование», должен быть готов решать профессиональные задачи в области педагогической деятельности. Обозначим круг задач, которые соответствуют методико-математическому компоненту данной подготовки, опираясь на заявленные в стандарте виды деятельности: изучение возможностей, потребностей и достижений учащихся в области изучения математики; обучение и воспитание средствами математики в соответствии с требованиями ФгОС; использование современных технологий обучения математике, соответствующих возрастным особенностям учащихся; формирование образовательной среды, включая потенциал информационно-коммуникационных технологий, для обеспечения качества математического образования [1].

Профессиональные компетенции бакалавров, которые позволят им решать данные задачи, формируются в рамках изучения дисциплин методико-математи-ческой направленности, при выполнении заданий во время прохождения педагогической практики, при написании курсовых и выпускных квалификационных работ.

Для проверки сформированности компетенций, соответствующих заявленным задачам, должны применяться оценочные средства. Их разработка, применение и в большей степени верификация в настоящее время относятся к основ-

ным направлениям образовательной деятельности вуза.

В данной статье приведем примеры оценочных средств, направленных на проверку сформированности отдельных структурных элементов профессиональных компетенций, соответствующих методико-математической подготовке бакалавров.

Как отмечает Н. Ю. Данилова, «единого мнения о компонентном составе формируемых компетенций не существует» [2]. При этом нам близка такая точка зрения, когда профессиональные компетенции рассматриваются в разрезе трех основных компонентов: когнитивного, праксиологического (деятельностного) и аксиологического (ценностного) (И.А. Зимняя, Ю.Г. Тагур).

когнитивный компонент - знание и понимание - соотносится со знаниями,

0 которых говорится в традиционном подходе, но не со всеми, а с теми из них которые необходимы для освоения конкретной компетенции. Деятельностный или праксиологический компонент - практическое и оперативное применение знаний - соотносится с умениями, связанными с применением конкретной компетенции. Ценностный компонент - осознанная потребность в освоении данной компетенции - является в этой связке наиболее уязвимым, так как не имеет собственного прообраза в рамках традиционного подхода.

В целом все оценочные средства имеют ту же природу, что и задания, направленные на формирование компетенций. Отличие заключается в наличии научно-обоснованной, валидной и верифицированной системы оценивания, включающей описание критериев и их показателей, а также уровней сформиро-ванности конкретных компонентов компетенции.

1. Проверка готовности реализовывать образовательные программы по математике в соответствии с требованиями стандартов (аксиологический компонент ПК-1) через резюмирование ключевых положений вводной лекции по дисциплине методико-математической направленности.

Данный вид задания связан с поиском ответа на вопрос «Какие пять ключевых идей преподаватель хотел донести до вас в рамках вводной лекции?» Студенты должны дать письменный ответ - так называемое «резюме»1, так как основная мысль вводной лекции - это демонстрация значимости приобретения опыта математической деятельности и наличия положительного отношения к ней для будущего учителя начальных классов через привлечение запоминающихся образов-меток, соответствующих теоретических положений.

например, распространенный образ математики такой: зарождающаяся наука развивалась из семени (первый образ), посаженного в землю, в качестве которого можно рассматривать понятие числа; и когда-то была юной, как молодое неокрепшее деревце (второй образ), с её основными разделами арифметикой и геометрией, а теперь она имеет в своей структуре много разных направлений -ветвей как взрослое дерево (третий образ).

Или: математика - как «авокадо» - не все могут понять его вкус, но нужно

1 Резюме - краткая самопрезентация в письменной форме будущих профессиональных навыков, достижений и личных качеств, которые студент планирует успешно реализовать на будущем месте работы (учитель начальных классов, преподаватель математики) с целью его получения.

пробовать разные блюда и, возможно, тебе удастся его распробовать.

За каждый тезис можно получить по 1 баллу (таб. 1), а значит максимально набрать за выполнение задания 5 баллов. При этом все ответы должны отражать разные аспекты, а не дублировать друг друга.

Таблица 1.

критерии и показатели оценивания тезиса, представленного в «резюме»

Критерии Показатели (наличие - 0,5 балл, отсутствие - 0 баллов) Баллы

Содержание отдельного тезиса Тезис содержит законченную, понятную мысль, соответствующую поставленной задаче Тезис имеет грамотное речевое оформление 0,5 0,5

Приведем примеры ответов, получивших полный балл, сгруппировав их по признаку общности заложенной в них мысли (таб.2).

Таблица 2

1 Математика присутствует во всех сферах жизни, даже если мы это и не осознаем. Математика как солнце, так как освещает все сферы нашей жизни. Математика играет большую роль в нашей жизни, и есть виды деятельности, в которых без математики человек не сможет преуспеть. Математика часто встречается в быту, и будущему учителю надо уметь это подмечать. Математика все время развивается, появляются новые знания, открытия.

2 Если у преподавателя нет любви к предмету, то он не сможет привить эту любовь детям. У учителей начальных классов должна быть любовь к математике - одной из основных наук, изучаемых в школе, дабы привить эту любовь детям. Интерес ребенка к предмету зависит от учителя.

3 Математика может нравиться, а может и не нравиться, но не следует спешить говорить, что ты не любишь математику, если ты не попробовал в ней разобраться. Математика наука сложная, но интересная.

4 Мы (студенты) научимся доступно объяснять материал и грамотно оперировать математическими терминами. Для понимания изучаемого материала учебник математики лучше читать как классическую литературу, не выборочно, а все подряд. Современный студент должен сам ставить перед собой цель и идти к ней.

Ответы студентов иногда превосходят наши ожидания, так как соответствующие мысли не доносились нами сознательно. Таковым был самостоятельный вывод первокурсницы о том, что «использование аналогий (или образов) очень полезно для восприятия абстрактного и сложного материала».

Использование в ответах словосочетаний или определений понятий, вопросная форма ответов «что такое математика для нас», «зачем учителю нужно

знать математику», «как я представляю себе математику», «зачем учителю любить математику» не соответствуют поставленному заданию, так как не позволяют продемонстрировать студентам осознание ценности самой математики и роли учителя в математическом образовании детей.

Для продвижения студентов по пути профессионального самосовершенствования необходима обратная связь по каждому выполненному заданию, направленная на осознание следующих вопросов: правильно ли выполнено задание, почему так получилось.

В целом такие задания относятся к математике косвенно и реализуют профессиональную направленность, поэтому мы называем их практико-ориентиро-ванными (ПОЗ).

2. Проверка способности осуществлять педагогическое сопровождение профессионального самоопределения обучающихся (когнитивный компонент ПК-5) через подготовку проекта, в рамках которого выявляется роль математики в различных профессиональных областях.

В основе педагогического сопровождения профессионального самоопределения учащихся лежит осознанность будущими учителями того потенциала, которым обладает конкретная учебная дисциплина для представителей различных профессий.

Приведем примеры формулировок игровых или имитационных проектов, позволяющих проиллюстрировать значимость геометрии.

Видеосюжет с ярмарки вакансий «геометрия в профессиональной сфере»

В городе проводится ярмарка вакансий, в рамках которой вы можете познакомиться с людьми разных профессий. Вы работаете на телевидении, и вам поручили снять видеосюжет о том, как люди разных профессий используют геометрию в своей работе. Очертите круг профессий, которые вам подойдут. Сформулируйте вопрос, который вы будете задавать людям и их предполагаемые ответы. Представьте материал в формате презентации, дополнив интервью необходимыми иллюстрациями.

Мастер-класс «Геометрия в изобразительном искусстве»

Представьте, что вам нужно провести мастер-класс по современным техникам рисования. Какую роль играют в построении рисунка геометрические формы, линии, их сочетания и преобразования? Продумайте общую теоретическую часть мастер-класса и её практический момент.

Модный обзор «геометрия и мода»

Вам поручили провести обзор «новинок» в области моды (на выбор одежда, обувь или аксессуары - сумки, головные уборы). Обзор вы начинаете с исторического аспекта, показываете, как менялась форма костюма, обуви или выбранного аксессуара и какие вариации с точки зрения геометрии возможны в настоящее время. Продумываете и показываете, как вы рекомендуете (можете) применить модные «геометричные» новинки в своем образе.

Ярмарка мастеров «Геометрия в украшениях»

Вы являетесь организатором ярмарки дизайнерских украшений в рамках

международного форума. Тема ярмарки «Геометрия в украшениях». Произведите отбор украшений различных типов (бусы, ожерелья, серьги, кольца, браслеты, запонки, пуговицы и т.п.) от дизайнеров разных стран мира. Систематизируйте отобранные модели по некоторому признаку. Составьте каталог и презентуйте его публике.

Критерии и показатели оценивания продукта проекта представлены в таблице 3.

Таблица 2

Критерии и показатели оценивания проекта

Критерии Показатели (наличие - 1 балл, отсутствие - 0 баллов) Баллы

Оформление проекта Сформулированы проблема и цель проекта Соблюдены основные требования по оформлению проектов Дизайн продукта проекта эстетичен и оптимален 1 1 1

Презентация проекта Представлен продукт проекта Выступление построено логично и структурировано Даны аргументированные ответы на вопросы 1 1 1

Достигнутый результат Проявлена самостоятельность в выполнении проекта. Прослеживается оригинальность идеи и/или содержания и/или технологии создания проекта Полученный результат соответствует целям и задачам проекта Продемонстрирована значимость проекта 1 1 1 1

ИТОГО: 10

ИТОГО: 10

В результате выполнения подобных заданий студенты учатся видеть, как представители разных профессий могут обращаться к математике, что позволит будущим учителям проводить профориентационную работу среди школьников в рамках изучения соответствующего учебного предмета.

3. Проверка умения применять современные методы диагностики

(праксиологический компонент ПК-2) различных универсальных учебных действий, а также непосредственно математических представлений и способностей через подбор конкретной методики, её изучение и проведение самообследования с последующим самоанализом и саморекомендациями.

на проверку сформированности пространственных представлений учащихся направлен тест Тейлора. Диагностируемый ребенок на пустом листе бумаги должен нарисовать фигуру, представленную на образце (рис. 1).

Для анализа используемой стратегии копирования предлагается использовать несколько цветных карандашей в определенной последовательности (по договоренности). Диагностика должна показать, с чего начинает работу ребенок, какие детали рисует сначала, как размышляет, какие ошибки допускает.

Студенты проводят самообследование, применяя ту же технику (рис. 2), и

определяют возможные критерии оценивания и их показатели в ходе групповой дискуссии, учитывая особенности детского пространственного мировосприятия и вытекающие из этого возможные недостатки в изображении фигуры.

Рисунок 1 Фигура Тейлора (образец) Рисунок 2 Фигура Тейлора (копия)

К таким критериям можно отнести: расположение рисунка на листе и его масштаб, пропорциональность и последовательность изображения крупных и мелких деталей (более крупные должны предшествовать более мелким), внимательность к деталям. Применяемые для оценивания критерии и показатели выполнения задания студентами представлены в таблице 4.

Таблица 4

Критерии и показатели оценивания практико-ориентированного задания

Критерии Показатели (наличие - 1 балл, отсутствие - 0 баллов) Баллы

Оформление задания Соблюдены основные требования к оформлению отчета Дизайн предоставленного отчета эстетичен и оптимален 1 1

Содержание самоанализа Количество критериев оценивания оптимально Самоанализ проведен и изложен логично и структурировано 1 1

Достигнутый результат Полученный результат соответствует целям и задачам В отчете содержатся оценочные суждения 1 1

Итого: 6

В результате выполнения данного задания студент может продемонстрировать не только знание соответствующей методики и умения её использования в практике, но и сформировать собственное ценностное отношение к данному виду деятельности, что проявляется в наличии оценочных высказываний в предоставленном отчете о выполнении задания.

В вышеописанных примерах мы выделяли два уровня по каждому показателю (наличие и отсутствие), но возможно и их количество больше (например, базовый, продуктивный и творческий уровни).

Использование данного подхода к оцениванию сформированности профессиональных компетенций, основанного на выделении аксиологического, когнитивного и праксиологического компонентов компетенции, выполняет не только обучающую и диагностическую роль с точки зрения преподавателя, но и позволяет студенту увидеть и осознать причины своих неудач и задуматься о путях своего дальнейшего профессионального самосовершенствования.

ЛИТЕРАТУРА

1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (уровень бакалавриата) URL : http://fgosvo. ru/440305

2. Данилова, Н.Ю. Компоненты профессиональных компетенций и пути их формирования у студентов - будущих педагогов // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. 2017. № 2. С. 258-267

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.