Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ В СОВРЕМЕННОМ ВУЗЕ'

ОРГАНИЗАЦИЯ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ В СОВРЕМЕННОМ ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
301
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССОМ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ / СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ЭЛЕКТРОННЫМ ОБУЧЕНИЕМ / LMS MOODLE / ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / МЕТОД МОДЕЛИРОВАНИЯ / E-LEARNING / E-LEARNING PROCESS MANAGEMENT / E-LEARNING MANAGEMENT SYSTEM / E-EDUCATIONAL TECHNOLOGIES / A MODELING METHOD

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Баканова Ирина Геннадьевна, Елизарова Евгения Анатольевна

Данная статья акцентирует внимание на положительных сторонах применения электронного обучения. Внедрение ЭО в образовательный процесс предоставляет новые возможности, обеспечивает всех желающих получением необходимых знаний, развивает компетенции цифровой грамотности. Статья обобщает некоторые теоретические вопросы применения LMS Moodle как с положительной стороны, так и с отрицательной, и предлагает практические предложения по качественной интеграции электронного обучения в процесс преподавания и обучения в образовательном учреждении высшего образования «Самарский государственный университет путей сообщения» на основе эффективного управления процессом электронного обучения и хорошем менеджменте. Разработана система управления электронным обучением в СамГУПС на основе метода моделирования, главной целью которой является применение современных электронных образовательных технологий в образовательном процессе, в подготовке методической базы электронных образовательных ресурсов, усовершенствовании электронных образовательных технологий в формате электронного обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF ELECTRONIC LEARNING IN A MODERN UNIVERSITY

This article focuses on the positive aspects of using e-learning. The introduction of EL in the educational process provides new opportunities, provides everyone with the necessary knowledge, and develops digital literacy competencies. The article summarizes some theoretical issues of LMS Moodle application both on the positive the negative sides, and offers practical suggestions for the qualitative integration of e-learning in the process of teaching and learning in the higher education institution "Samara state Transport University" on the basis of effective e-learning management and good management. The system of e-learning management in "Samara state Transport University" is developed based on the modeling method, the main purpose of which is to apply modern electronic educational technologies in the educational process, to prepare the methodological base of electronic educational resources, and to improve electronic educational technologies in the e-learning format.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ В СОВРЕМЕННОМ ВУЗЕ»

неготовность педагогов адаптировать элементы такой среды и соответствующие им ресурсы (предметные, дидактические, пространственные, организационные, социально-психологические) к особенностям обучающегося с ОВЗ, принимая во внимание специфику его индивидуального психосоциального развития и выстраивая гибкие педагогические стратегии.

Необходимо отметить, что индивидуализация образовательной среды выступает для педагогов объективно трудной задачей, поскольку, кроме «табуированности» ее многих элементов, индивидуализированная среда школы характеризуется сложностью и нелинейностью сочетания ресурсов, требует быстрой трансформации, иной акцентировки в отношении воспитания и обучения - не на том, что обучающийся «должен», а на том, что он «может», как самостоятельно, так и с необходимой и достаточной адресной помощью, оказываемой ему педагогами коллегиально.

В заключение подчеркнем, что вовлечение самого обучающегося с ОВЗ, его родителей, широкого круга специалистов школы в решение проблемы индивидуализации образовательной среды является обязательным условием успешного движения в направлении развития инклюзивного образования.

Литература:

1. Алехина С.В. Инклюзивное образование: от политике к практике [Текст] / С.В. Алехина // Психологическая наука и образование. - 2016. - Т. 21. №1. - С. 136-146.

2. Афонькина Ю.А. Социальные аспекты инклюзивного образования. Монография. Мурманск: МАГУ - Мурманск: МАГУ, 2018. - 105 с.

3. Зарецкий В.К., Гордон М.М. О возможности индивидуализации образовательного процесса на основе рефлексивно-деятельностного подхода в инклюзивной практике // Психологическая наука и образование. 2011. №. 3. С. 19-26.

4. Зубарева Т.Г., Глаголева Д.В., Гаранина Л.А., Российская Е.Н. От теории инклюзивного образования к практике (опыт Курской области) // Дефектология. 2018. № 6. С. 3-9.

5. Калашникова С.А. Человек с ограниченными возможностями здоровья: психосинергетический подход к развитию личности в особых условиях // Гуманитарный вектор. 2013. № 1 (33). С. 171-179.

6. Кантор В.З., Матасов Ю.Т., Пенин Г.Н., Антропов А.П. Инклюзия разумная: интеграция и дифференциация // Вестник Герценовского университета. 2012. № 1. С. 44-49.

7. Коробейников, И.А., Кузьмичева Т.В. Интеграционная модель подготовки бакалавров по направлениям «Педагогическое образование» и «Специальное (дефектологическое) образование» // Дефектология. - 2016. - № 5. - С. 82-90.

8. Петров В.Н., Кантемирова И.Б. Феномен социальной эксклюзии/инклюзии в аспекте образовательной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья // Вестник АГУ. 2019. Вып. 2 (239). С. 129-137.

9. Сигал Н.Г. Инклюзия сегодня: за и против: монография. Казаеь: Отечество. 2017. 200 с.

10. Соловьева, Т.А. Системный подход к организации включения младших школьников с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательную среду [Текст]: дисс... на соискание ученой степени доктора педагогических наук: специальность 13.00.03 «Коррекционная педагогика» / Соловьева Татьяна Александровна. - М., 2018. - 372 с.

11. Теория и практика инклюзивного образования в России и за рубежом: [коллективная монография] / М.А. Акопян, Ю.А. Афонькина, Т.В. Кузьмичева и др.; под ред. О.П. Чигишевой. - Ростов-на-Дону: Общество с ограниченной ответственностью Международный исследовательский центр «Научное сотрудничество». 2016. - 202 с.

Педагогика

УДК 378.14

кандидат педагогических наук, доцент Баканова Ирина Геннадьевна

ФГБОУ ВО Самарский государственный университет путей сообщения (г. Самара); кандидат педагогических наук, доцент Елизарова Евгения Анатольевна

ФГБОУ ВО Самарский государственный технический университет (г. Самара)

ОРГАНИЗАЦИЯ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ В СОВРЕМЕННОМ ВУЗЕ

Аннотация. Данная статья акцентирует внимание на положительных сторонах применения электронного обучения. Внедрение ЭО в образовательный процесс предоставляет новые возможности, обеспечивает всех желающих получением необходимых знаний, развивает компетенции цифровой грамотности. Статья обобщает некоторые теоретические вопросы применения LMS Moodle как с положительной стороны, так и с отрицательной, и предлагает практические предложения по качественной интеграции электронного обучения в процесс преподавания и обучения в образовательном учреждении высшего образования «Самарский государственный университет путей сообщения» на основе эффективного управления процессом электронного обучения и хорошем менеджменте. Разработана система управления электронным обучением в СамГУПС на основе метода моделирования, главной целью которой является применение современных электронных образовательных технологий в образовательном процессе, в подготовке методической базы электронных образовательных ресурсов, усовершенствовании электронных образовательных технологий в формате электронного обучения.

Ключевые слова: электронное обучение, управление процессом электронного обучения, система управления электронным обучением, LMS Moodle, электронные образовательные технологии, метод моделирования.

Annotation. This article focuses on the positive aspects of using e-learning. The introduction of EL in the educational process provides new opportunities, provides everyone with the necessary knowledge, and develops digital literacy competencies. The article summarizes some theoretical issues of LMS Moodle application both on the positive the negative sides, and offers practical suggestions for the qualitative integration of e-learning in the process of teaching and learning in the higher education institution "Samara state Transport University" on the basis of effective e-learning management and good management. The system of e-learning management in "Samara state Transport University" is developed based on the modeling method, the main purpose of which is to apply modern

electronic educational technologies in the educational process, to prepare the methodological base of electronic educational resources, and to improve electronic educational technologies in the e-learning format.

Keywords: e-learning, e-learning process management, e-learning management system, LMS Moodle, e-educational technologies, a modeling method.

Введение. В педагогическом сообществе сегодня активно дискуссируется вопрос о системе образования в «поствирусную эпоху». Согласно экспертной оценке ректора ВШЭ Я. Кузьминова произойдет тотальный переход университетского образования и офисной работы в онлайн формат [4]. Принимая во внимание более широкие возможности передачи материалов в электронном виде, трудно не согласиться с изменениями, ожидающими классическую модель, которая транслирует знания аудиторно.

При этом акцентируется внимание на смещении вектора в сторону позитивных возможностей, которые ранее были недостаточно освоены. Таким образом, мы являемся свидетелями новой реальности, в основе которой лежит технологическая революция и достижения индустрии 4.0 и сели раньше электронное обучение (ЭО, e-learning, с англ. electron learning) было одной из возможных форм образовательного процесса, то теперь становится одной из ведущих функциональных технологий. Так, согласно данным Similarweb, российская образовательная онлайн-платформа Учи.ру в апреле 2020 года вошла в десятку лучших в мире сайтов в категории «Образование». По данным сервиса для видеоконференций Zoom, количество ежедневных платных и бесплатных пользователей в марте 2020 года превысило 200 млн, в то время как в декабре 2019 года максимальное количество пользователей в день составляло 10 млн [5].

Следовательно, в ближайшем будущем развитие электронного образования будет во многом зависеть от качества работы информационных технологий. Согласно докладу «State of Technology in Education», представленным аналитиками Promethean, в последующие 1-3 года лидирующую позицию займут облачные инструменты для организации и проведения занятий (35,8%). Далее следуют ресурсы онлайн-оценивания студентов (31,4%), третье место занимает виртуальная и дополненная реальность (25,3%), затем идут технологии программирования и робототехники (21,8%) и замыкающим звеном является дистанционное обучение (21,6%). Исследователи убеждены, отсутствие границ будет характерной особенностью образования будущего [10].

Целью исследования является акцентирование внимания на положительных сторонах использования ЭО в отличие от традиционного формата в современном вузе, а также на необходимости эффективного управления электронным обучением в целях улучшения качества образования.

Изложение основного материала статьи. На совещании по текущей ситуации в системе образования 21 мая 2020 г. В.В. Путин отметил колоссальные возможности, которые открывают цифра» и телекоммуникации: «Мы все приобрели уникальный опыт. И он должен работать на повышение качества, доступности образования, на развитие передовых дистанционных образовательных технологий. Чтобы дети, где бы они ни жили, могли слушать лекции, уроки ведущих преподавателей. Чтобы учитель мог индивидуально работать с учениками, которым необходима дополнительная поддержка. В этой связи необходимо ускорить нашу работу по развитию современной информационной инфраструктуры в образовании» [7]. Принимая во внимание данные недавнего опроса, выполненного Houghton Mifflin Harcourt, большая часть преподавателей, а именно более 85%, рассматривают потенциал технологий, помогающих им сделать процесс обучения более доступным и расширить его возможности, очень позитивно [10].

Особую значимость ЭО приобретает в условиях введения ФГОС ВО 3++, для которого актуальным является увеличение самостоятельного контента обучающихся и сокращение аудиторной работы. Согласно ФГОС ВО 3++, ЭО видится одной из ведущих функций электронной информационно-образовательной среды (ЭИОС) вуза [8].

В последние годы актуальны площадки с открытым исходным кодом для создания онлайн-курсов. С помощью EdX, Google course builder, Coursera, Udacity, и т.д. преподаватели могут создать массовые открытые онлайн-курсы MOOCs и BOOCs - площадки открытых электронных курсов на базе ведущих вузов Европы, США, России, позволяющих получать образование дистанционно при помощи глобальной сети Интернет. МООК могут быть интегрированы как часть ЭО в LMS. Большинство таких курсов бесплатны, что позволяет любому человеку во всем мире записаться на эти курсы, посещать их онлайн и получать сертификаты об образовании [2].

Одной из самых значимых онлайн платформ, созданной на государственном уровне и университетами, является Coursera, на которой уже представлено более 3800 программ бесплатного онлайн-обучения, 65 миллионов обучающихся, в том числе 1,8 миллиона в России, более 4000 курсов от ведущих мировых университетов и отраслевых преподавателей, поэтому Coursera располагает одним из крупнейших датасетов для выявления современных тенденций в сфере компетенций. Согласно последним показателям (июль 2020) Глобального индекса компетенций (Global Skills Index, GSI) от Coursera, Россия занимает лидирующие позиции по компетенциям в рейтинге 60 стран в сфере технологий, а именно: человеко-компьютерное взаимодействие, программирование, защиту информационных систем, создание системного ПО, навыки работы с компьютерными сетями и базами данных, а также по компетенциям в сфере науки о данных (data science), включающие: статистическое программирование и статистику, управление данными, , машинное обучение, визуализацию данных, математику. Первое место в сфере технических навыков Россия занимает благодаря высококачественному техническому образованию в университетах Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска и Томска [2].

Однако, одной из самых больших проблем данных онлайн курсов является поддержание мотивации студентов. Так только 30% обучающихся на платформе Coursera, завершают процесс обучения успешно. Другой важной проблемой видится эффективная оценка знаний студентов, а также создание и управление продуктивной средой сотрудничества (Zheng et al., 2015). Существует также проблема для студентов ознакомиться с несколькими системами, поскольку разные преподаватели могут использовать разные системы.

Образовательное учреждение высшего образования «Самарский государственный университет путей сообщения» использует LMS (Learning Management System) Moodle, являющейся частью ЭИОС СамГУПС.

Данная система управления учебным контентом имеет ряд положительных особенностей, основными из которых являются возможность выдавать права доступа (администратор, создатель курса, учитель с правом редактирования и без него, студент, гость), вести счет обучающихся, показывать аналитическую отчетность,

результаты выполнения заданий и тестирования, использовать внешние информационные системы и применять механизмы как синхронного, так и асинхронного общения, организовывать персонализацию.

Данная он лайн платформа обладает большими возможностями для организации теоретических и практических занятий, обеспечивает индивидуальной и групповой учебной деятельностью студентов.

Более того, для LMS Moodle характерен удобный интуитивно понятный интерфейс, который предоставляет преподавателям возможность самим наполнять электронный курс необходимым контентом, прибегая только к помощи справочной системы, и управлять данным курсом. Различные элементы курса: задание, лекция, wiki, глоссарий, форум, чат, блоги и т.д. - добавляются в электронный курс достаточно просто. Преподаватель может структурировать курс как календарно, так и тематически.

Кроме того, LMS Moodle предоставляет большой инструментарий для создания тестов и проведения обучающего и контрольного тестирования, что особенно актуально для электронного обучения, при котором тестирование является важной формой контроля знаний [1]. Несмотря на ряд положительных сторон, в LMS Moodle имеются некоторые отрицательные моменты, не позволяющие качественно обучать студентов СамГУПС и, следовательно, полноценно реализовать образовательные программы.

Одним из негативных моментов относительно внедрения ЭО в СамГУПС рассматривается не совершенная система обеспечения техническими ресурсами. Нельзя также сказать, что данные ресурсы достаточно активно задействуются в образовательном процессе.

Другая существенная отрицательная сторона - это инертность образовательной системы в вузе, которая не готова эффективно откликаться на вызовы современности, а также неспособность преподавателей организовывать работу электронного образовательного контента с методической точки зрения. Следует отметить и возрастные особенности большей части преподавательского состава вуза - это люди третьего возраста, которые не сомневаются в том, что учебный процесс возможен и без применения современных технологий. Однако, в связи с быстро изменяющейся ситуацией в современном мире, в системе образования востребованы специалисты грамотные в применении цифровых технологий, способные задействовать новые образовательные технологии для создания разнообразных электронных ресурсов.

Усугубляет ситуацию по созданию полноценных электронных контентов в Самарском государственном университете путей сообщения отсутствие временных ресурсов у преподавателей в связи с их высокой нагрузкой. Более того, требуется не только создание качественного контента, но и своевременное его обновление для поддержания в надлежащем состоянии в связи с постоянными изменениями. Однако, вносить вовремя изменения очень сложно, что, в свою очередь, требует создания сетевого взаимодействия вузов, которое сегодня достаточно трудно предположить, когда оно будет реализовано.

Более того, отдел технических и электронных средств обучения, призванный помогать преподавателям осуществлять техническую поддержку, эффективно организовывать и администрировать он лайн обучение на платформе LMS Moodle, не располагает достаточным количеством специалистов. В итоге, большая часть курсов, разработанных преподавателями, представляют из себя хранилища материала в pdf формат. Однако замена живой лекции электронным учебником является грубейшим нарушением требований государственных образовательных стандартов. Очевидна необходимость в пересмотре учебных планов и, как итог, внесение изменений в федеральные государственные стандарты.

Кроме того, изучение учебных пособий вместо «живых» лекций, электронных учебников вызывает большую сложность в освоении материала у обучающихся, так как самостоятельное изучение дисциплины требует прилагать усилия.

Низкая мотивация обучающихся также существенным образом снижает качество обучения в условиях онлайн-среды, где существует гораздо меньше внешних факторов, способствующих хорошей успеваемости. Во многих случаях обучающиеся предоставлены сами себе во время учебной деятельности, и никто систематически не мотивирует их к достижению целей обучения. В результате соблюдение дедлайна во время онлайн-обучения может стать трудным для студентов, которые не имеют сильной самомотивации и навыков управления временем [1].

Принимая во внимание тот факт, что промежуточная и итоговая аттестация обучающихся проходит в формате тестов, то еще одним каверзным моментом электронного обучения является некомпетентность многих преподавателей в составлении корректных тестов, способных эффективно оценивать результат освоения дисциплин студентами.

Поэтому активное использование не качественных онлайн технологий вызывает большую обеспокоенность в связи с ухудшением уровня подготовки обучающихся в данный момент времени, ведь даже обучающиеся заочной формы имеют значительно более высокий уровень подготовки, чем студенты дистанционной формы обучения. Следовательно, существует опасение относительно не востребованности выпускников учреждений высшего образования на рынке труда в связи с не качественной подготовкой. Данная ситуация не удовлетворит ни общество, ни государство, ни обучающихся.

Таким образом, предоставление качественного образования, а следственно, и реализация приоритетной цели системы высшего образования, обозначенной в ст. 69 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» - «подготовка высококвалифицированных кадров по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии, углублении и расширении образования, научно-педагогической квалификации» [8] сопровождается рядом сложностей в образовательном учреждении высшего образования «Самарский государственный университет путей сообщения». Исключительно эффективное управление процессом электронного обучения и хороший менеджмент способны содействовать качественному внедрению электронного обучения. Нами была разработана система управления электронным обучением в образовательном учреждении высшего образования «Самарский государственный университет путей сообщения» на основе метода моделирования. В научной литературе под моделированием рассматривается «процесс в ходе которого происходит изучение интересующих исследователя сторон объекта (в том числе и его скрытых свойств) и построение модели, отражающей признаки, свойства, связи объекта изучения в виде простой и наглядной формы удобной для анализа» [3]. Основой разработанной системы управления электронным обучением в СамГУПС является системный подход, при котором процесс управления электронным обучением видится как система, включающая совокупность элементов.

Проектируемая система управления электронным обучением в образовательном учреждении высшего образования «Самарский государственный университет путей сообщения» имеет следующие функции управления: планирование, организация, мотивация, координация, контроль и состоит из трех взаимосвязанных элементов: организационно-управленческого; технологического; документационного.

Функция планирования подразумевает создание концептуальной базы для управления электронным обучением, разработку стратегических и тактических планов профилактических мероприятий, развитие ресурсов для реализации технологии управления электронным обучением.

Функция организации предполагает создание отдела по управлению электронным обучением и делегированию полномочий по управлению ЭО. а также за такие ресурсы как персонал, денежные средства, материал, оборудование.

Функция мотивации видится как совершенствование информационных навыков у преподавателей, заведующих кафедрой, деканов, директоров институтов и создание располагающей обучающей среды; инициирование внутриуниверситетских конкурсов по проектированию электронных учебных курсов; развитие эффективной организационной культуры у штата сотрудников учебного заведения, создание технологий экономического и морального стимулирования работы по управлению электронным обучением.

Функция координации рассматривает анализ аналитических материалов по управлению электронным обучением; дискурс проблем относительно системы управления электронным обучением на таких мероприятиях, как семинары, тренинги, курсы повышения квалификации, совещаниях; а также помощь пользователям и ответственным структурных подразделений при регистрации к ресурсам системы ЭО; работа над утверждением локальных нормативных актов, подтверждающих экспертизу онлайн-ресурсов, разработка открытых онлайн-курсов (МООК и МООК- формата) для размещения их на различных платформах, в том числе на платформах Университета; обсуждение с учебно-методическими советами институтов оценки качества электронных учебных ресурсов; написание методических рекомендаций для организации эффективных электронных учебных курсов; разработка методик и технологий учебных занятий с применением ЭО.

Под функцией контроля рассматривается учет и анализ организации всех программ и мероприятий по управлению электронным обучением в образовательном учреждении высшего образования «Самарский государственный университет путей сообщения»; уточнение обстоятельств невыполнения плана мероприятий по управлению электронным обучением; контролирование плана информационного наполнения ЭИОС; маркетинг образовательных онлайн программ; диагностика частоты и продолжительности обращений к курсу и его модулям обучающимися и преподавателями; администрирование баз данных, программного обеспечения, резервного копирования; установление экспертизы, разработанных онлайн-курсов; написание отчетов по внедрению ЭО в СамГУПС; внесение исправлений в систему управления электронным обучением.

Выводы. Основной целью разработки системы управления электронным обучением в образовательном учреждении высшего образования «Самарский государственный университет путей сообщения» видится развитие инновационного образования, активное применение электронных форм обучения в современном образовании согласно мировым стандартам, распространение научных знаний благодаря применению современных образовательных технологий в образовательном процессе, популяризация вуза на рынке образовательных услуг, конкурентоспособности его выпускников.

В основе системы управления электронным обучением в образовательном учреждении высшего образования «Самарский государственный университет путей сообщения» должна лежать диагностика уровня развития электронного обучения в вузе, оценивание имеющихся в организации методов, форм и элементов системы управления электронным обучением, оценивание уровня навыков разработки программ по развитию системы электронного обучения. Система управления ЭО в СамГУПС должна быть ориентирована на развитие образовательной организации и управлении ЭО, разработке модели информационной компетентности преподавателей; определении целей и задач по разработке и внедрению электронного обучения; становлении принципов и стратегических направлений электронного обучения; анализе результатов и корректировке системы управления электронным обучением и строится на высокопрофессиональном штате сотрудников.

Таким образом, система управления электронным обучением в образовательном учреждении высшего образования «Самарский государственный университет путей сообщения» рассматривается как информационно-управляющая система, главной целью которой является применение современных электронных образовательных технологий в образовательном процессе, в подготовке методической базы электронных образовательных ресурсов, усовершенствовании электронных образовательных технологий в формате дистанционного образования.

Литература:

1. Бикмухаметов И.Х., Колганов Е.А., Шайхисламов Р.Б., Сагманова Н.Р. Факторы обеспечения качества электронного обучения в вузе // Электронный науч. журнал «Управление экономическими системами». - 2012. - № 11. - С. 62.

2. Глобальный индекс компетенций Coursera 2020: Россия — самая высококвалифицированная страна в области технологий и науки о данных. [Электронный ресурс]. URL: https://www.cossa.ru/news/270829/ (дата обращения 4.08.2020).

3. Землянская Е.Н. Моделитрование как метод педагогического исследования. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.rU/article/n/modelirovanie-kak-metod-pedagogicheskogo-issledovaniya-1/viewer (дата обращения 13.08.2020).

4. Кузьминов Я. Вирусная революция: как пандемия изменит наш мир. 2020. [Электронный ресурс]. URL: https://www.rbc.ru/opinions/society/27/03/2020/5e7cd7799a79471ed230b774 (дата обращения 20.05.2020).

5. Ольховская Т.А., Приходько О.В. Организация электронного обучения в современном вузе [Электронный ресурс]. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=29860 (дата обращения 4.08.2020).

6. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 11.01.2011 N 1н Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного

профессионального образования https://legalacts.ru/doc/prikaz-minzdravsotsrazvitija-rf-ot-11012011-n-1n/ (дата обращения 4.08.2020).

7. Совещание по текущей ситуации в системе образования 21 мая 2020 г. [Электронный ресурс]. URL:http://kremlin.ru/events/president/news/63376 (дата обращения 4.08.2020).

8. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-Ф3. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 20.05.2020).

9. Disadvantages of E-learning. [Электронный ресурс]. URL: https://e-student.org/disadvantages-of-e-learning/ (дата обращения 12.08.2020).

10. Houghton Mifflin Harcourt. 5th Annual Educator Confidence Report 2019. [Электронный ресурс]. URL: https://www.hmhco.com/educator-confidence-report (дата обращения 26.05.2020).

Педагогика

УДК 378.146, 378.147

кандидат педагогических наук Бахлова Наталья Анатольевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского» (г. Калуга); кандидат педагогических наук, доцент Львова Инна Алексеевна Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области Московский государственный областной университет (МГОУ) (г. Мытищи)

ФОРМИРОВАНИЕ ФОНДА ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ИСТОРИЯ КОСТЮМА

И КРОЯ»

Аннотация. В статье рассматриваются особенности проектирования фондов оценочных средств в современной высшей школе. Предложена структура ФОС по дисциплине «История костюма и кроя». Выполнен анализ оценочных средств по дисциплине: рабочая тетрадь, альбом эскизов «Костюмы разных эпох и народов», интерьерная кукла в историческом костюме, исследовательская работа, мастер-класс.

Ключевые слова: фонд оценочных средств, оценочные средства, рабочая тетрадь, альбом эскизов, исследовательская работа, мастер-класс.

Annоtation. The article discusses the design features of assessment funds in modern higher education. The structure of the FOS in the discipline «history of costume and cut» is proposed. The analysis of evaluation tools for the discipline was performed: a workbook, an album of sketches «Costumes of different eras and peoples», an interior doll in a historical costume, research work, a master class.

Keywords: Fund of evaluation tools, evaluation tools, workbook, sketchbook, research work, master class.

Введение. На сегодняшний момент вузы получили права и возможности в проектировании как новых высокоэффективных образовательных программ, так и в создании и внедрении оптимальных контрольно-оценочных средств, позволяющих в полной мере раскрыть уровень сформированности компетенций обучающегося [3, С. 41-45.]. Именно эта позиция определяет актуальность формирования фонда оценочных средств, в частности, по направлению подготовки «Дизайн». Необходимо также указать, что существующие требования ФГОС ВО, направленные на результаты освоения образовательных программ, требуют от педагогов не только выполнения работы по формированию фондов оценочных средств (ФОС), но, прежде всего, решения проблемы разработки оценочных средств внутри конкретной дисциплины.

Изложение основного материала статьи. Фонд оценочных средств определяется сегодня как комплекс методических и контрольно-измерительных материалов, которые необходимы для оценки сформированности компетенций студентов на каждом этапе обучения по программе высшего образования.

Проектирование фондов оценочных средств требует соблюдение ряда требований: проведение последовательно все видов контроля (текущего, рубежного, промежуточной и итоговой аттестации); последовательность проведения оценки на основе матрицы формирования компетенций; многоступенчатость оценки, позволяющей сочетать оценку и самооценку, обязательная «работа над ошибками»; соблюдение сопоставимости результатов оценивания для всех студентов [9].

Крылышкова Л.Ю., Кутепова Л.И. выделили факторы, которые необходимо учитывать при создании фонда оценочных средств. Прежде всего, они указали на зависимость формирования компетенций обучающихся не только от усвоения содержания образовательной программы, но и от образовательной среды вуза и используемых в ней образовательных технологий, они отметили обязательную оценку этих параметров. Объективная оценка сформированности компетенций обучающихся может быть получена только при создании условий, максимально имитирующих профессиональную деятельность. Кроме этого, наравне с индивидуальной оценкой возможно использовать и групповое оценивание, когда идет оценка обучающимися работ друг друга, а также оценка внешних оппонентов. При выполнении оценки должна проходить «работа над ошибками» - анализ положительных и отрицательных сторон результата, после чего, идет обсуждение планов на дальнейшее развитие [4, С. 261-264].

Представленный перечень факторов можно дополнить. Так, отметим, что на формирование компетенций в достаточно большой степени влияют практические и самостоятельная работы обучающегося [2, С. 31-34]. Для построения эффективного процесса оценки компетенций в вузе необходимо придерживаться в ее организации единой методологической основы, учитывающей показатели процесса оценивания образовательных результатов: валидности, надежности, справедливости, развития, своевременности, эффективности [5]. Методики по проведению контроля и оценки компетенций обязательно должны включать подробное описание структурных элементов, которые позволят составить полное представление «о готовом продукте»: основные требования к готовому продукту; образцы выполненных заданий; критерии оценки их выполнения.

Процесс оценки должен строиться, исходя из интересов обучающегося, путем объективной и регулярной демонстрации уровней его подготовленности. Объективность оценки обеспечивается ее системностью и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.