Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ЗАПРОСОВ ВРЕМЕНИ НА СИСТЕМУ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ: ДОСОВЕТСКИЙ И СОВЕТСКИЙ ПЕРИОДЫ'

ВЛИЯНИЕ ЗАПРОСОВ ВРЕМЕНИ НА СИСТЕМУ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ: ДОСОВЕТСКИЙ И СОВЕТСКИЙ ПЕРИОДЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
42
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / РЕФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / РЕГЕНЕРАТИВНАЯ ЭКОНОМИКА / НОВЫЕ МЕТОДЫ И ПОДХОДЫ К ОБУЧЕНИЮ / АВТОМАТИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Баканова Ирина Геннадьевна, Постникова Екатерина Вячеславовна

В статье рассматривается соотношение запросов времени на развитие системы профессионального образования в России в досоветский и советский периоды. Предприняты попытки рассмотреть предпосылки зарождения термина «профессиональное образование». Для этого были проанализированы времена зарождения христианства, образования Киевской Руси, эпоха Просвещения, годы правления Павла I и императрицы Марии Федоровны, Александра I. В это время еще не существовало термина «профессиональное образование», но уже появилась почва для его возникновения во второй половине ХIХ века после реформ Александра II, преобразивших экономическое и социальное лицо России. Вторая половина XIX в. - 1917 г. связана с промышленным бумом в России, развитием крупного машинного производства. Это делает запрос на актуальные знания, профессиональные умения и развитие государственной системы профессиональных учебных заведений. Революция 1917 года внесла фундаментальные изменения в жизнь России и в образовательный процесс в том числе. Были представлены реформы, основу которых составляли коммунистические идеи воспитания, трудового обучения, политехнического образования. Увеличение числа промышленных предприятий и индустриализация потребовали переформатирование среднего профессионального образования. И уже к началу 80-х годов в СССР наблюдалась эффективно работающая система среднего профессионального образования, составляющая основной тип профессиональных образовательных учреждений. С 1991 года начались изменения в идеологическом, политическом и экономическом строе страны, что внесло свои коррективы в систему профессионального образования. В данный момент система среднего профессионального образования находится в процессе становления и модернизации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Баканова Ирина Геннадьевна, Постникова Екатерина Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMPACT OF TIME DEMANDS ON THE SYSTEM OF SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION IN RUSSIA: PRE-SOVIET AND SOVIET PERIODS

The article examines the correlation of time demands on the development of the vocational education system in Russia in the pre-Soviet and Soviet periods. Some attempts have been made to consider the prerequisites for the origin of the term "vocational education". For this purpose, the times of the birth of Christianity, the formation of Kievan Rus, the age of Enlightenment, the reign of Paul I and Empress Maria Feodorovna, Alexander I were analyzed. At that time, the term "vocational education" did not yet exist, but the ground had already appeared for its emergence in the second half of the nineteenth century after the reforms of Alexander II, which transformed the economic and social face of Russia. The second half of the XIX century - 1917 was associated with the industrial boom in Russia, the development of large-scale machine production. This makes a request for relevant knowledge, professional skills and the development of the state system of vocational educational institutions. The revolution of 1917 made fundamental changes in the life of Russia and in the educational process as well. Reforms based on the communist ideas of upbringing, labor training, and polytechnic education were presented. The increase in the number of industrial enterprises and industrialization required the reformatting of secondary vocational education. And by the beginning of the 80s in the USSR there was an effectively functioning system of secondary vocational education, which is the main type of vocational educational institutions. Since 1991, changes have begun in the ideological, political and economic structure of the country, which has made its own adjustments to the system of vocational education. At the moment, the system of secondary vocational education is in the process of formation and modernization.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ЗАПРОСОВ ВРЕМЕНИ НА СИСТЕМУ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ: ДОСОВЕТСКИЙ И СОВЕТСКИЙ ПЕРИОДЫ»

- создание обучающего курса для преподавателей по программной реализации электронного образовательного ресурса и использованию языков программирования для создания образовательного контента «Возможности применения языков и сред программирования при создании электронных средств обучения».

После реализации мероприятий программы была проведена повторная диагностика, которая позволила отметить улучшение показателей по самостоятельной регуляции учебной деятельности, а также констатировать увеличение высокого уровня развития учебной мотивации среди студентов. В группе студентов очного отделения вуза увеличился уровень мотивации - с 12% до 22%, в группе студентов заочного отделения - с 12% до 17%. Уровень учебной мотивации студентов, свидетельствующий их осознанное отношение к учению, отмечается тенденцией к возрастанию.

Выводы. На развитие мотивации к осознанному учению в техническом вузе обращается недостаточно внимания. Между тем, технология формирования мотивации к учению на уровне осознания значимости своего учения в условиях цифровизации может стать значимым средством повышения качества знаний студентов и их мотивационной активности. Следовательно, разработка целостной технологии развития мотивации к осознанному учению имеет две линии: первая линия - непосредственная работа со студентами на уровне апробации нашей программы, вторая линия - это разработка и реализация спецкурса для преподавателей вуза с целью научения их развитию мотивации студентов к осознанному учению через рефлексивное осознание значимости и фундаментальности инженерного образования и аксиологического подхода к оценке собственного труда, имеющего значение в развитии страны на уровне его государственной значимости.

Литература:

1. Арестова, О.Н. Коммуникация в компьютерных сетях: психологические детерминанты и последствия / О.Н. Арестова, Л.Н. Бабанин, А.Е. Войскунский // Вестник Московского университета. - М.: Издательство Моск. ун-та., 1996. - Том 14, № 4. - С. 14-20

2. Белинская, Е.П. Психология интернет-коммуникации / Е.П. Белинская. - Москва-Воронеж, 2013. - С. 28-30

3. Лем, Станислав. Сумма технологии [Текст]: [Пер. с пол.] / Предисл. В.В. Парина; Ред. и послесл. [С. 538-605] Б.В. Бирюкова и Ф.В. Широкова. - Москва: Мир, 1968. - 608 с.

4. Саглам, Ф.А. Педагогические условия коррекции интернет-аддикции у подростков: автореферат дис. ... кандидата педагогических наук: 13.00.01 / Саглам Фируза Альбертовна; [Место защиты: Казан. гос. ун-т им. В.И. Ульянова-Ленина]. -Казань, 2009. - 23 с.

5. Трудности и перспективы цифровой трансформации образования / Уваров А.Ю., Гейбл Э., Дворецкая И. В. [и др.]; под редакцией А.Ю. Уварова, ИД. Фрумина. - Москва: Издательский дом Высшей шк. экономики, 2019. - 342 с.

6. https://classes.childrenscience.ru > osoznannoe_obuchenie (Дата обращения 7 августа 2022 года)

Педагогика

УДК 378.2

кандидат педагогических наук, доцент Баканова Ирина Геннадьевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего

образования Самарский государственный университет путей сообщения (г. Самара),

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего

образования «Самарский государственный технический университет» (г. Самара);

кандидат педагогических наук, доцент Постникова Екатерина Вячеславовна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования

«Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева» (г. Самара)

ВЛИЯНИЕ ЗАПРОСОВ ВРЕМЕНИ НА СИСТЕМУ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В

РОССИИ: ДОСОВЕТСКИЙ И СОВЕТСКИЙ ПЕРИОДЫ

Аннотация. В статье рассматривается соотношение запросов времени на развитие системы профессионального образования в России в досоветский и советский периоды. Предприняты попытки рассмотреть предпосылки зарождения термина «профессиональное образование». Для этого были проанализированы времена зарождения христианства, образования Киевской Руси, эпоха Просвещения, годы правления Павла I и императрицы Марии Федоровны, Александра I. В это время еще не существовало термина «профессиональное образование», но уже появилась почва для его возникновения во второй половине XIX века после реформ Александра II, преобразивших экономическое и социальное лицо России. Вторая половина XIX в. - 1917 г. связана с промышленным бумом в России, развитием крупного машинного производства. Это делает запрос на актуальные знания, профессиональные умения и развитие государственной системы профессиональных учебных заведений. Революция 1917 года внесла фундаментальные изменения в жизнь России и в образовательный процесс в том числе. Были представлены реформы, основу которых составляли коммунистические идеи воспитания, трудового обучения, политехнического образования. Увеличение числа промышленных предприятий и индустриализация потребовали переформатирование среднего профессионального образования. И уже к началу 80-х годов в СССР наблюдалась эффективно работающая система среднего профессионального образования, составляющая основной тип профессиональных образовательных учреждений. С 1991 года начались изменения в идеологическом, политическом и экономическом строе страны, что внесло свои коррективы в систему профессионального образования. В данный момент система среднего профессионального образования находится в процессе становления и модернизации.

Ключевые слова: профессиональное обучение, реформирование профессионального образования, экономические и социальные преобразования в России, устойчивое развитие, регенеративная экономика, новые методы и подходы к обучению, автоматизация.

Anmtation. The article examines the correlation of time demands on the development of the vocational education system in Russia in the pre-Soviet and Soviet periods. Some attempts have been made to consider the prerequisites for the origin of the term "vocational education". For this purpose, the times of the birth of Christianity, the formation of Kievan Rus, the age of Enlightenment, the reign of Paul I and Empress Maria Feodorovna, Alexander I were analyzed. At that time, the term "vocational education" did not yet exist, but the ground had already appeared for its emergence in the second half of the nineteenth century after the reforms of Alexander II, which transformed the economic and social face of Russia. The second half of the XIX century - 1917 was associated with the industrial boom in Russia, the development of large-scale machine production. This makes a request for relevant knowledge, professional skills and the development of the state system of vocational educational institutions. The revolution of 1917 made fundamental changes in the life of Russia and in the educational process as well. Reforms based on the communist ideas of upbringing, labor training, and polytechnic education were presented. The increase in the number of industrial enterprises and industrialization required the reformatting of secondary vocational education. And by the beginning of the 80s in the USSR there

was an effectively functioning system of secondary vocational education, which is the main type of vocational educational institutions. Since 1991, changes have begun in the ideological, political and economic structure of the country, which has made its own adjustments to the system of vocational education. At the moment, the system of secondary vocational education is in the process of formation and modernization.

Key words: vocational training, vocational education reform, economic and social transformations in Russia, sustainable development, regenerative economy, new methods and approaches to learning, automation.

Введение. В современном мире акцентируется большое внимание росту благосостояния граждан России, что является недостижимым без вклада в человеческий капитал, при этом, сфере профессионального образования, в которой формируется этот капитал, отводится значительная роль. Безусловно, от качества профессионального образования, навыков и компетенций выпускников зависит функционирование общества, развитие производства и экономики.

Целью данной работы является возможность проследить корреляцию запросов времени, ее идеологии, экономического развития на становление системы среднего профессионального образования (СПО) в России и формирование человека.

Изложение основного материала статьи. Ученые акцентируют внимание на разных периодах развития системы среднего профессионального образования. Так, выделяют до 1917 г, с конца 1917 г. до начала 90-х гг. и с начала 90-х гг XX в. по настоящее время [2]. Научные исследования А.В. Скоробогатова и Е.А. Иукова показывают 5 этапов формирования профессионального обучения в России: XVI-XIX века - образование профессиональной школы; промышленный бум XIX -нач. XX века; Октябрьская революция 1917г. и реформирование системы профессионального обучения после; 1940-1958 гг. - становление системы государственных трудовых резервов; 1959-1990 гг. - преобразование трудовых резервов в профессиональное образование; с 1991 г по настоящее время наблюдается стадия становления и нового развития в системе профессионального обучения [14].

Принятие христианства на Руси (988 г.) послужило началом для развития древнерусской православной педагогики. Во времена правления князей Владимира (980-1015) и Ярослава (1015-1054) при церквах открывались школы, с целью подготовки государственных чиновников и священников в Новгороде было построено училище на 300 учеников. Религиозность, а именно изучение книг Ветхого Завета - «притчи Соломона» и «Премудрости Иисуса - сына Сирахова» и др., представляющие собой житейский опыт и советы мудрого родителя юноше, составляла основу обучения [13, C. 88]. Христианская педагогика была ориентирована на воспитание «душевного строения» человека, нравственно-добродетельном образе жизни. Главными качествами русского человека, истинного христианина должны были быть покорность, доброта, кротость, терпеливость [12].

Период Киевской Руси считается началом профессионального образования, так как начинает развиваться ремесленное ученичество, означающее передачу практических навыков от мастера ученику или группе учеников в определенном виде ремесла и их усовершенствование [6]. Экономический рост в России сделал необходимым акцентировать внимание не только на получении образования большим количеством населения, но и на структуре и методике обучения, хотя и на достаточно низком уровне. В качестве примера можно назвать открытие Славяно-греко-латинской академии и Типографской школы при Московском печатном дворе во времена патриарха Филарета [12].

Эпоха Просвещения, при которой Россия начала экономически и социально преобразовываться, делала запрос на большое количество людей с хорошим образованием и профессионально обученными в различных сферах деятельности, что, в свою очередь, привело к созданию светской образовательной системы для служения государственным интересам. Зарождающаяся государственная образовательная система ориентировалась на западноевропейский образец и отличалась вестернизацией. Безусловно, реформаторская деятельность Петра I и Екатерины II позитивно влияли на необходимость обязательного образования в специально организованных учебных заведениях (государственных и частных), хотя и встречались религиозной общественностью с предубеждением и достаточно сложно внедрялись в педагогическую практику. Главная идея образования заключалась в «создании» светски образованного, обладающего широким взглядом на мир и в тоже время сохраняющего национальные и религиозные традиции человека [12].

Высокий уровень развития ремесел в европейских странах мотивировал Петра I на строительство профильных учебных заведений в стране: «Школа математических и навигационных наук» (1701 г.), Московская госпитальная школа (1708 г.), Инженерная школа (1712 г.), Академия морской гвардии (1715 г.), горнозаводские профессиональные учебные заведения при Петровском пушечно-литейном заводе, на Урале и Алтае. При Петре I рабочим профессиям в училищах обучались талантливые молодые люди из числа детей мастеровых, солдат и крестьян.

Екатерина II (1729-1796 гг.) продолжила политику в отношении профессионального образования, начатую еще Петром I. Так, открывается Сухопутный шляхетский корпус, Академия художеств (1763), Воспитательный дом в Москве (1764 г.), в Петербурге - Смольный институт и училище при нем (1770 г.), училище при Академии наук, Коммерческое училище (1772), театральная школа (1779 г.). Кроме того, при Екатерине II уделялась большая роль женскому образованию («Императорское воспитательное общество благородных девиц» (1764 г.) и было положено начало третьего чина (сословия), так как выпускники Воспитательного дома и Коммерческого училища получали освобождение от крепостной зависимости [12]. Согласно Уставу народных училищ в конце XVIII века были представлены: главные училища (4 года обучения) и малые народные училища (2 года обучения), появились разные предметы, введена урочная система, оговорены одинаковые сроки начала и окончания учебных занятий и единые учебные планы. Народные училища, шляхетские корпуса, благородные пансионы и гимназии относились к средним учебным заведениям того времени [6].

Павел I и императрица Мария Федоровна (1752-1828) продолжают образовательные тенденции и акцентируют внимание на всесословном образовании. При них были открыты Повивальный институт (1797 год), медико-хирургические академии в Москве и в Санкт-Петербурге, Воспитательные дома, Санкт-Петербургское училище глухонемых (1806 г, институты благородных девиц (1797-1798 гг.), Школа практического земледелия (1797 г.), Рисовальное училище (1798 год) [10].

Более заметное развитие системы образования связано с именем императора Александра I (1777-1825). Параллельно с университетами (Казанский, Харьковский (1804), Киевский (1834), Петербургский педагогический институт, Виленский и Демидовское училище высших наук (1803), Дерптский университет (1802), Московская Духовная Академия (1814 г.) появились первые лицеи - Царскосельский, Ришельевский, Нежинский и профессиональные училища: Архитектурное училище, Училище гражданских инженеров, Горыгорецкое земледельческое училище. Александром I 20 сентября 1802 года был издан Манифест «Об учреждении министерств» в России, что означало преобразование коллегий в министерства, появилось и Министерство народного просвещения. Новая система отличалась единоличной властью и личной ответственностью министра за работу министерства в отличие от прежнего коллегиального начала. Народное образование рассматривалось значимой составляющей «государственной попечительности» [14].

Подводя итоги выше представленного исторического периода можно сказать, что система профессионального образования, заложенная Петром I, за достаточно небольшой срок смогла дать знания и навыки, соответствующие запросам

того времен большому количеству людей. Однако почва для применения термина «профессиональное образование» появилась только во второй половине XIX века после реформ Александра II, изменившим социальную и экономическую ситуацию в России.

Вторая половина XIX в. - 1917 г. ознаменована отменой крепостного права Александром II в 1861г., развитием крупного машинного производства в стране. Существующая система профобразования не удовлетворяла вызовы того времени на актуальные знания и профессиональные умения рабочего класса [14].

Огромную историческую роль в развитии профессионального образования сыграло Русское техническое общество (1866-1929) (РТО) и Постоянная комиссия во главе с А.Г. Неболсиным, который инициировал съезд русских деятелей по техническому и профессиональному образованию (1903г.), съезд директоров училищ и предпринимателей фабрично-заводской промышленности, акцентировал внимание на образовании рабочих и их детей, уменьшении рабочего дня и улучшении бытовых условий. В 1910г. в России насчитывалось более 80 тыс. обучающихся в 1423 ремесленных школах и училищах [4]. В целом, образование было ориентировано на потребности общества и трансформировано из сословного элитарного во всесословное эгалитарное.

Революция 1917 года кардинально изменила жизнь России и образовательный процесс в том числе, основу которого составляли коммунистические идеи воспитания, трудового обучения, политехнического образования. Системе профессионального образования уделялось особо значимое внимание. Так, С 1917 по 1922 год было представлено более 20 законодательных актов по вопросам профобразования. С 1919 года вся система образования в стране была унифицирована и контролировалась Главным комитетом профессионально-технического образования при Народном комиссариате просвещения РСФСР [9].

Государственные мужи страны предпринимали успешные попытки вовлечь все юное поколение в новую систему профобразования. В 1920 году была основана новая школа фабрично-заводского ученичества для работающей молодежи (4 года обучения), начали свою деятельность школы рабочих подростков, курсы, учебно-показательные мастерские, студии, и т.п. Так, к началу 1939 года число школ и училищ, где обучались более чем 400 профессиям и специальностям, насчитывало 1549 [15].

Система профессионального образования Советского Союза являлась частью советского модернизационного проекта, идея которого, согласно Захаровскому, заключалась в создании «мощного и самодостаточного хозяйственного комплекса нерыночного типа, подразумевающего отсутствие рынка рабочей силы и безработицы, а наращивание рабочих кадров происходило через планово-мобилизационную систему подготовки, находящуюся на полном государственном обеспечении» [3]. Следует отметить, что «в системе централизованного планирования часто наблюдались расхождения, дефициты работников разной квалификации и разных профессий или их избыток» [11].

Система фабрично-заводского ученичества, нацеленная на формирование профессиональных специалистов в период с 1917-1940 гг. не отвечала потребностям быстро развивающейся промышленности, так как готовила рабочего-универсала. В итоге, в 1940 году Президиумом Верховного Совета СССР был опубликован Указ «О государственных трудовых резервах СССР», предполагающий создание двух типов учебных заведений: школы фабрично-заводского обучения и железнодорожные и ремесленные училища. Первые занимались обучением рабочих массовых профессий в течение 6 месяцев, вторые готовили квалифицированных рабочих в течение двух лет [8]. К 1940 году в СССР насчитывалось 3773 средних специальных учебных заведения, в которых обучалось около миллиона человек, что подтверждает их популярность, так как образование было бесплатным, проходило в сжатые сроки, обучающиеся награждались знаками отличия, предоставлялись общежития [7].

В годы Великой Отечественной войны система трудовых резервов была единственной организованной опорой промышленности, подготовившей 2,5 млн молодых квалифицированных рабочих, оперативно эвакуированных в восточные районы.

Послевоенный период характеризуется увеличением втрое выпуска промышленной продукции, оснащением производства новой техникой, механизацией самых трудоемких работ. Время требовало большего числа рабочих новой квалификации. Всего за 1941-1958 годы более 10 млн молодых квалифицированных рабочих было подготовлено для народного хозяйства СССР [9].

Резюмируя данный период (1940-1958 гг.), становится очевидным, что система профессионального образования отвечала вызовам различных сфер промышленности и соответствовала запросам экономики страны.

60-е годы XX века характеризуются качественно новым этапом научно-технического развития, связанным с использованием ЭВМ, началом промышленной автоматизации. Работа на станках с числовым программным управлением требовала подготовки специализированных квалификационных рабочих, которых начали обучать в профессионально-технических училищах (ПТУ), срок обучения варьировался от 1 до 3 лет в зависимости от сложности обучения. ПТУ совместно с техникумами ориентировались как на предоставление общего среднего образования, так и на приобретение обучающимися профессиональной квалификации [6].

Советская система образования подчинялась не только центральным органами управления профессионально техническим образованием, но и отраслевым ведомствам - министерствам легкой, мясомолочной, пищевой промышленности, бытового обслуживания, торговли, сельского хозяйства, морского и железнодорожного транспорта и др. Министерства принимали решения относительно руководителей, плановых показателей набора студентов, финансировали обновление учебной и производственной базы и другие расходы. Представляя из себя структурные подразделения советских предприятий, профессионально-технические училища использовали их производственные площади, заводское и лабораторное оборудование, активно использовали социальную инфраструктуру предприятий, привлекали к образовательному процессу мастеров наставников, что делало данные «микстовые» образовательные программы достаточно востребованными среди абитуриентов [4].

Необходимо отметить, что к началу 80-х годов в СССР наблюдалась эффективно работающая система среднего профессионального образования. Средние профессиональные учебные заведения вместе с техническими училищами являлись основным типом профессиональных образовательных учреждений в нашей стране, готовивших специалистов практически для всех отраслей промышленности по более чем 500 специальностям [14].

В 1984 году было принято постановление «Об основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы», основная идея которой заключалась в «выработке у молодежи высоких нравственных качеств, любви к Родине и готовности к ее защите» [5], а также заострялось внимание на повышении уровня профессиональной ориентации в общеобразовательной школе, актуализировалось трудовое воспитание и обучение, ставился вопрос о всеобщем профессиональном образовании молодого поколения. Как итог, старшеклассники проходили трудовое обучение по наиболее востребованным специальностям данного региона в целях успешного сознательного выбора будущей профессии [12].

Таким образом, с 1958 по 1990 гг. происходило переформатирование системы профессионального образования, смена трудовых резервов на всеобщее профобразование с организацией научных центров профессионального образования.

Период с 1991 года ознаменован большими идеологическими, политическими и экономическими изменениями в стране. Реформирование общества происходило на основе демократических ценностей, рыночная экономика изменила рынок труда и стала ориентироваться на новые профессии и квалификации. При этом большие коррективы были внесены и в систему среднего профессионального обучения, так как четко регулируемая подготовка специалистов стала неактуальной. В данный момент СПО находится в процессе становления и модернизации.

Выводы. Итак, в статье акцентируется внимание на соотношении запросов времени и становлении профессионального образования, показаны причины и факторы возникновения образовательных реформ и их последствия. Так период до 1917 г. обращает на себя внимание выдающимися личностями в виде государственных деятелей, министрами, стоявшими во главе ведомства народного просвещения в XIX-XX вв и их большой вклад и усилия, направленные на усовершенствование данной сферы. Целью советской системы профессионального образования было воплощение новой идеологии, реализация коллективных решений партийных съездов, поднятие уровня образования в стране и привлечение большей части молодежи в средние профессиональные учебные заведения.

Литература:

1. Баканова, И.Г. Вызовы современной системе среднего профессионального образования и пути их решения / И.Г. Баканова, Л.В. Капустина // Научно-методический электронный журнал Концепт. - 2022. - № 4. - С. 50-64.

2. Гусарова, Ю.В. Основные направления исследований системы среднего профессионального образования в конце XX века / Ю.В. Гусарова // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. - 2009. - Т. 15. -№ 4. - С. 431-434.

3. Захаровский, Л.В. Советская система профтехобразования и процесс мобилизационной модернизации в СССР / Л.В. Захаровский // Научный диалог. - 2015. - № 5(41). - С. 48-76

4. История профессионального образования в России / под ред. С.Я. Батышева. - Москва: Профессиональное образование, 2003.

5. Лурье, Л.О. О реформаторской деятельности Константина Черненко / Л.О. Лурье // Огонёк. - 2014. - №26. - С. 34. - URL: https://www.kommersant.ru/doc/2503378 (дата обращения 10.08.2022).

6. Нуретдинов, Р.И. Становление и развитие среднего профессионального образования России / Р.И. Нуретдинов // Человек и образование. - 2021. - № 1(66). - С. 151-156.

7. Народное хозяйство СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.: Статистический сборник. - М.: Информационно-издательский центр, 1990. - 235 с.

8. О государственных трудовых резервах СССР: указ Президиума Верховного Совета СССР № 37 // Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам. 1917-1967 гг. Сборник документов за 50 лет. - М.: Политиздат, 1967. - Т.2. 1929-1940 гг. - C. 774-775.

9. Пурин, В.Д. Педагогика среднего профессионального образования / В.Д. Пурин. - Ростов н/Д.: Феникс, 2006. - 256 с.

10. Ражова, Н.А. История развития профессионального образования в России / Н.А. Ражова // Молодой ученый. -2019. - № 25 (263). - С. 429-431.

11. Российский работник: образование, профессия, квалификация / Под ред. В.Е. Гимпельсона, Р.И. Капелюшникова; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». Вопросы экономики. - 2011. - №11. - С. 155-157.

12. Ситаров, В.А. История образования в России: досоветский и советский периоды / В.А. Ситаров // Знание. Понимание. Умение. - 2019. - № 1. - С. 201-211.

13. Ситаров, В.А. Дидактика / под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 368 с.

14. Скоробогатов, А.В. История становления и развития профессионального образования в России (XVHI-XX вв.) / А.В. Скоробогатов, Е.А. Иуков // Профессиональное образование в России и за рубежом. - 2017. - № 2(26). - С. 181-185.

15. Столяренко, Л.Д. Педагогика среднего профессионального образования / Л.Д. Столяренко. - Москва, 2003. - 179 с.

Педагогика

УДК 378.147

кандидат педагогических наук Бахлова Наталья Анатольевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского» (г. Калуга); кандидат педагогических наук, доцент Львова Инна Алексеевна

Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области Московский государственный областной университет (МГОУ) (г. Мытищи)

МАСТЕР-КЛАСС КАК ФОРМА ОЦЕНКИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩЕГО ДИЗАЙНЕРА

Аннотация. В статье на основе анализа современной педагогической науки предлагается краткий обзор понятия «педагогическая деятельность». Авторы рассмотрели педагогическую деятельность в традициях системного подхода, выделив в ее структуре характерные элементы. Далее в статье предложено авторское определение «педагогическая деятельность дизайнера». В статье было отмечено, что владение педагогической деятельностью необходимо дизайнеру для трансляции своего профессионального опыта, для этого применяются различные методические формы, при этом самой «дизайнерской формой» считается мастер-класс. Авторы выделили основные причины обращения дизайнеров к форме мастер-классов. В статье определено, что студенты за время подготовки и проведения мастер-класса получают множество полезных навыков педагогической деятельности, результативность проведения мастер-классов проверяется с помощью критериев, которые включены в две группы - дизайнерские и педагогические. Авторы определили мастер-класс - одной из основных форм в процессе оценки степени владения будущего дизайнера педагогической деятельностью. Ключевые слова: педагогическая деятельность, педагогическая деятельность дизайнера, мастер-класс. Annotation. Based on the analysis of modern pedagogical science, the article offers a brief overview of the concept of "pedagogical activity". The authors examined pedagogical activity in the traditions of a systematic approach, highlighting the characteristic elements in its structure. Further in the article the author's definition of "pedagogical activity of a designer" is proposed. It was noted in the article that the possession of pedagogical activity is necessary for a designer to broadcast his professional experience, various methodological forms are used for this, while the most "design form" is considered a master class. The authors identified the main reasons for designers' appeal to the form of master classes. The article determines that students receive a lot of

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.