3. Пензин, С. Н. Кино и эстетическое воспитание: методологические проблемы [Текст] / С. Н. Пензин. - Воронеж : Изд-во Воронеж. ун-та, 1987. - 176 с.
4. Усов, Ю. Н. Кинообразование как средство эстетического воспитания и художественного развития школьников [Текст] : дис. ... д-ра пед. наук / Ю.
Н. Усов. - М., 1989. - 362 с.
5. Федоров, А. В. Медиаобразование: история, теория и методика [Текст] / А. В. Федоров. - Ростов н/Д. : Изд-во ЦВВР, 2001. - 708 с.
6. Федоров, А. В. Развитие медиакомпетентности и критического мышления студентов педагогических вузов [Текст] / А. В. Федоров. - М. : Изд-во МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех», 2007. - 616 с.
7. Федоров, А. В. Медиаграмотность будущих педагогов в свете модернизации образовательного процесса в России [Текст] / А. В. Федоров, А. А. Новикова, И. В. Челышева, И. А. Каруна. - Таганрог : Изд-во Кучма, 2004. - 188 с.
8. Челышева, И. В. Теория и история российского медиаобразования [Текст] / И. В. Челышева. - Таганрог, 2006. - 206 с.
Хлызова Наталья Юрьевна
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры американистики Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Иркутский государственный лингвистический университет», г. Иркутск, Россия
УДК 378.225 ББК 74.204
МАССМЕДИА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ МЕДИАКОМПЕТЕНТНОСТИ ВТОРИЧНОЙ ЯЗЫКОВОЙ
ЛИЧНОСТИ
В данной статье рассматривается проблема формирования медиакомпетентности вторичной языковой личности средствами масс медиа. Цель исследования - выявить потенциал и возможность эффективного использования масс медиа в организации интегрированного процесса медиаобразования и обучения иностранному языку.
Ключевые слова: массмедиа; медиакомпетентность; вторичная языковая личность; медиакомпетентность вторичной языковой личности; медиаобразование.
MASSMEDIA AS MEANS TO FORM SECOND LANGUAGE PERSON’S
MEDIA COMPETENCE
The article deals with the phenomenon of second language person’s media competence, studies the ways to form it by mass media. The purpose of the research is to define the potential of mass media to form second language person’s media competence phenomenon and use it in media education and teaching foreign language.
Key words: massmedia; media competence; second language person; second language person’s media competence; media education.
В эру массмедиа и коммуникационных технологий человек столкнулся с необходимостью грамотно работать с информацией, ориентироваться в информационном пространстве, осуществлять поиск, оценивать, самостоятельно создавать и передавать сообщения в профессиональной и в повседневной деятельностях, осуществлять медиатизированное общение между представителями разных языков и культур. С целью удовлетворения возникших требований педагогический процесс необходимо реорганизовать в соответствии с учетом развития современного общества. В этих условиях высшее профессиональное образование должно обеспечить регулярное и педагогически обоснованное использование коммуникативных технологий, которые способствуют формированию медиакомпетентности специалистов, понимающих принципы функционирования медиа и умеющих осуществлять навигацию в иноязычном информационном пространстве.
По словам И.В. Челышевой, «современные информационные технологии, появление все новых медиаканалов, широкие мультимедийные возможности и т.п. предъявляют к специалистам различных областей требования, касающиеся не только собственно профессиональных знаний, но и развитой медиакомпетентности» [Челышева, 2009, с. 8]. Л.А. Иванова отмечает, что «от рождения до смерти человека сопровождают радио- и телепередачи, кинофильмы, газеты, журналы; сравнительно недавно этот перечень пополнился Интернетом, мобильной и спутниковой связью, благодаря которой можно принимать информацию из самых разных стран» [Иванова, 2011, http://md.islu.ru/]. Налицо необходимость выявления потенциала и возможностей использования массмедиа в организации интегрированного процесса медиаобразования и обучения иностранному языку.
Проведенный анализ массмедиа относительно их использования в образовательном процессе позволил сделать вывод, что массмедиа как средство обучения обладают рядом преимуществ.
Прежде всего это доступность информации. Как отмечает Н.В. Чичерина «иноязычные медиатексты расширяют границы мира студентов, широко открывая для них окно в мир современной иноязычной культуры. Более того, они во многом определяют формируемую иноязычную картину мира, устанавливая пределы познаваемой реальности» [Чичерина, 2008, с. 3]. Средствами массмедиа студенческая аудитория получает вполне доступный, экономичный, сравнительно с бумажным источником информации медиатекст. Кроме этого, массмедиа предоставляют возможность получения информации из любой точки вселенной за короткий промежуток времени. Для организации соизучения медиаобразования и иностранного языка это, безусловно, большой плюс. Одновременно Т.С. Панина указывает на возможность интенсифицировать процесс понимания, усвоения и творческого применения полученных знаний средствами массмедиа, что «обеспечивается за счет более активного включения в процесс не только получения, но и непосредственно-
го (здесь и теперь) использования знаний» [Панина, 2006, с. 12]. Это значит, что применение массмедиа в качестве средства формирования медиакомпетентности вторичной языковой личности в организации процесса соизучения медиаобразования и иностранного языка способствует прочному усвоению материала за сравнительно короткий промежуток учебного времени. За счет незамедлительной реализации полученной в результате самостоятельного поиска англоязычной медиа информации, через отбор искомых сведений на иностранном языке в информационном гиперпространстве эффективно формируется медиакомпетентность вторичной языковой личности студентов.
Массмедиа дают возможность аутентичной коммуникации. Исходя из того, что английский язык в идеале, как и любой другой язык, представляет собой средство получения и передачи информации, является средством общения, то в условиях информатизированного общества справедливо следует говорить также об английском языке как о средстве медиатизированного, опосредованного техническими средствами, общения, как о средстве получения и передаче медиаинформации. Поскольку англоязычное общение это традиционно основная учебная деятельность студентов лингвистических специальностей, то средствами массмедиа предоставляется возможность организации образовательного процесса вуза через медиатизированное англоязычное общение, формирование вторичной языковой личности через аутентичную медиатизированную коммуникацию. Медиатизированное общение выступает альтернативой искусственно созданного, проходящего без участия носителей языка. Средствами масс медиа речевые поступки осуществляются на меж-культурном уровне с представителями любых англоговорящих стран через виртуальные путешествия в страну изучаемого языка, осмотр достопримечательностей, изучение реалий, традиций, культуры государства.
Как известно, изучение иностранного языка должно быть синтезировано с изучением культуры, постичь которую традиционно представляется возможным через непосредственное общение с носителями языка, с помощью чтения аутентичной художественной и публицистической литературы. С другой стороны исследователи А.А. Новикова и А.В. Федоров указывают на «поколение школьников и студентов, для которых более привычным является восприятие аудиовизуальной информации, нежели печатной», так называемое дот ком поколение (Generation Dot Com). Ученые отмечают, что сложившаяся ситуацию необратима, «телевидение, видео, компьютер, Интернет и другие телекоммуникационные сети неумолимо изменяют аудиторию, постепенно превращая «читателей» в большей мере в «зрителей»» [Новикова, Федоров, 2008]. Нельзя не согласиться, что библиотека и бумажные издания в целом не выдерживают конкуренции с более быстрым, доступным, экономичным медиатекстом. Мультимедийные приоритеты студентов позволяют им не только сэкономить время, но и получить более прочные знания. Очевидной становится потребность студентов в умениях грамотно работать с информацией особенно на английском языке, используя различные массме-диа, которые транслируют культурные реалии страны изучаемого языка, что еще раз подтверждает необходимость формирования медиакомпетентности
вторичной языковой личности средствами массмедиа, личности способной к поиску, восприятию, получению иноязычной информации через различные массмедиа, умеющие критически оценивать и адекватно реагировать на полученные сведения.
Использование массмедиа в процессе обучения повышает мотивацию к обучению. Как известно, успех обучения во многом зависит от интереса учащихся к предмету, от их желания заниматься им. «Процесс обучения может быть эффективным только при условии, что учащийся обладает учебной мотивацией к изучаемому предмету....Под мотивацией следует понимать генетическое стремление человека к самореализации в определенных видах деятельности в соответствии с его врожденными задатками - способностями». С другой стороны, «учитывая потребности студенческой аудитории, мы также должны «расширять рамки» анализируемых изданий» [Мурюкина, 2009, с. 26]. Безусловно, интерес студентов к медиаобразованию и английскому языку стимулирует развитие их умений, навыков, творческих устремлений. В состоянии интереса у студентов повышается восприятие, внимание, любознательность, увлеченность объектом. Наблюдается большой интерес и высокая мотивация студентов к образовательному процессу, ведущим средством которого выступает массмедиа. Массмедиа дает разнообразие форм обучения, которые являются источниками развлечений студентов во внеучебное время. Процесс обучения становится интересным, легким, а вследствие этого результативным. Развитие языковых навыков и медиаумений осуществляется не только в вузе в рамках занятия английского языка, но и в повседневной жизни студентов.
Ян Амос Коменский считал наглядность «золотым правилом обучения». В современных педагогических условиях реализация данного принципа может эффективно происходить средствами массмедиа. Аудиовизуальный контакт с аудиторией увеличивает восприятие информации, интерес к прослушиванию, сосредоточение внимания и долгосрочное запоминание. Выступление, объяснение педагога или студента, иллюстрированное медиаматериалом повышают эффективность педагогического процесса.
Большим преимуществом массмедиа является возможность одновременного воздействия на несколько органов чувств человека, передачи информации в разнообразных ощущениях, воздействия на долговременную память, а вследствие этого достижение учебной цели, в нашем случае формирование медиакомпетентности вторичной языковой личности. На наш взгляд, массмедиа делает процесс медиаобразования и обучения английскому языкуэф-фективным. Он может быть организован с учетом ведущей репрезентативной системы, обеспечивая более эффективное обучение, повышая работоспособность студентов и качество обучения в целом.
Немаловажным фактом является и то, что использование массмедиа как ведущего средства медиаобразования и обучения английскому языку в организации учебного процесса способствует интеграции медиаобразования и английского языка, поскольку в условиях медиатизированного общества обу-
чение английскому языку средствами массмедиа становится невозможным без медианавыков и медиаумений учащихся.
Итак, на наш взгляд, роль массмедиа в решении задачи формирования медиакомпетентности вторичной языковой личности очень весома. Осмысление возможностей массмедиа убедительно показало, что использование потенциала массмедиа в образовательном процессе способствуют переходу на новые педагогические стандарты в соответствии с новыми требованиями и заказом общества на личность, способную грамотно оперировать с иноязычной медиатизированной информацией.
Библиографический список
1. Иванова, Л. А. Некоторые размышления о гендерной и возрастной обусловленности отношения к СМИ [Электронный ресурс] // Электронный научно-образовательный журнал ВГПУ «Грани познания». No3(4). Октябрь 2009 — URL : www.grani.vspu.ru (дата обращения 23.07.2012).
2. Иванова, Л. А. Проблема формирования медиакомпетентности будущего учителя назрела и требует обсуждения [Электронный ресурс] // «Magister Dixit» - научно-педагогический журнал Восточной Сибири No1 (03). Март 2011 — URL : http: //md. islu.ru/(дата обращения 03.05.2012).
3. Мурюкина, Е. В. Основные виды печатных изданий, применяемые на медиаобразовательных занятиях со студентами [Текст] / Е. В. Мурюкина // МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ. - 2009. - № 1. - С. 26-34.
4. Новикова, А. А. Медиаобразовательные квесты [Текст] /А. А. Новикова, А. В. Федоров // Инновации в образовании. - 2008. - № 10. - С. 71-79.
5. Панина, Т. С. Современные способы активизации обучения [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Т. С. Панина, Л. Н. Вавилова. - М. : Академия, 2006. - 176 с.
6. Челышева, И. В. Интерактивные формы и методы работы в развитии медиакомпетентности школьников [Текст] / И. В. Челышева // Медиаобразование. - 2009. - С. 60-68.
7. Чичерина, Н. В. концепция формирования медиаграмотности у студентов языковых факультетов на основе иноязычных медиатекстов [Текст] : автореф ... д-ра пед. наук : 13.00.02 / Н. В. Чичерина - СПб., 2008. - 50 с.
Григорьева Ирина Валерьевна
Старший преподаватель кафедры педагогики Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Иркутский государственный лингвистический университет», г. Иркутск, Россия
УДК 37.075.8 ББК 74
АЛЬТЕРНАТИВНЫЙ ВЗГЛЯД НА СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ «МЕДИАКОМПЕТЕНТНОСТЬ ЛИЧНОСТИ БУДУЩЕГО
ПЕДАГОГА» В УСЛОВИЯ ФГОС-3