Научная статья на тему 'Педагогические принципы формирования медиакомпетентности вторичной языковой личности'

Педагогические принципы формирования медиакомпетентности вторичной языковой личности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
526
126
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ / МЕДИАКОМПЕТЕНТНОСТЬ ВТОРИЧНОЙ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ / МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ / PEDAGOGICAL PRINCIPLES / MEDIA COMPETENCE OF SECONDARY LANGUAGE PERSONALITY / MEDIA EDUCATION / MEDIA

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хлызова Наталья Юрьевна

Выявляются основные положения процесса формирования медиакомпетентности вторичной языковой личности нового педагогического явления. В ходе анализа опыта известных отечественных и зарубежных педагогов в области медиаобразования и преподавания иностранного языка изучаются общие тенденции описываемого процесса, формулируются педагогические принципы, направленные на формирование медиакомпетентности вторичной языковой личности и способствующие ее успешной сформированности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogical principles of secondary language personality media competence formation

New conditions of the global-opened information society development give a possibility of media dialogue. The importance of media education, a priority branch of pedagogics in the 21st century (UNESCO), is admitted today all over the world. The media educational purpose is a planned result embodied in some subject form. Teaching a foreign language, the media education purpose is to form media competence of the secondary language personality. According to these reasons there is a new vector of research interests in the field of pedagogical, linguadidactic and methodological problems: simultaneous teaching and development of the communicative competence of foreign language and media competence at a foreign language class in a linguistic higher school. The article gives an investigated perspective direction which has not been researched yet. It is to study media competence of the secondary language personality, and pedagogical principles of its formation. Media competence of the secondary language personality is an integrative, strategic characteristic of the person having a set of special wishes and abilities, which allow the person to cooperate in the world information field, to communicate interlingually and interculturally at the mediated level. To organize a successful process of this phenomenon formation it is necessary to consider the complexity and versatility of the given process and to coordinate it according to the general principles of pedagogics, and also the specific principles reflecting the process of media education. The article presents and studies the pedagogical principles to form the media competence of the secondary language personality, such as: principle of co-evolution, purposefulness, system and sequence, scientific character, consciousness and activity, parity, efficiency, continuity, openness. The account of the given principles allows organizing the educational process, which forms pupils' media skills and abilities when learning foreign language. The pupil is put in an active subject position by means of various forms, methods, and tools promoting to achieve the planned purpose. The activation of media competence of the student's personality the level of foreign language skills increases. The described principles are a pedagogical basis to form media competence of the secondary language personality, they can be used in teaching and educational process, and they are interconnected and interdependent. Being guided by them, the teacher has a possibility to get positive results in the formation of media competence of the secondary language personality, a necessary characteristic of the modern person living in an information society.

Текст научной работы на тему «Педагогические принципы формирования медиакомпетентности вторичной языковой личности»

НЮ. Хлызова

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ МЕДИАКОМПЕТЕНТНОСТИ

ВТОРИЧНОЙ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ

Выявляются основные положения процесса формирования медиакомпетентности вторичной языковой личности - нового педагогического явления. В ходе анализа опыта известных отечественных и зарубежных педагогов в области медиаобразования и преподавания иностранного языка изучаются общие тенденции описываемого процесса, формулируются педагогические принципы, направленные на формирование медиакомпетентности вторичной языковой личности и способствующие ее успешной сформированности.

Ключевые слова: педагогические принципы; медиакомпетентность вторичной языковой личности; медиаобразование.

Для организации успешного процесса формирования медиакомпетентности вторичной языковой личности - интегративной, стратегической характеристики личности, состоящей из совокупности специальных готовностей и способностей, позволяющих личности взаимодействовать в едином мировом информационном пространстве, осуществлять межъязыковую и межкультурную коммуникацию на медиатизирован-ном, опосредованном современными медиа, уровне, -необходимо учитывать сложность, многосторонность данного процесса и осуществлять руководство его ходом, исходя из общих принципов педагогики, а также специфических принципов, отражающих процесс медиаобразования.

Педагогическим принципом называется «общее руководящее положение, требующее последовательности действий не в значении “поочередности”, а в значении “постоянства” при различных условиях и обстоятельствах» [1. С. 112]. Это «одна из педагогических категорий, представляющая собой основное нормативное положение, которое базируется на познанной педагогической закономерности и характеризует наиболее общую стратегию решения определенного класса педагогических задач (проблем), служит одновременно системообразующим фактором для развития педагогической теории и критерием непрерывного совершенствования педагогической практики в целях повышения ее эффективности» [2. С. 173]. Педагогические принципы отражают общественные заказы, ориентиры, требования к организации образовательного процесса.

Основным принципом организации процесса формирования медиакомпетентности вторичной языковой личности является принцип коэволюции, соизучения иностранного языка, культуры и медиа. Данный принцип построения педагогического процесса основан на идее интеграции дисциплины «иностранный язык» и медиаобразования. Весь процесс формирования медиакомпетентности вторичной языковой личности построен на соизучении иностранного языка, культуры и медиа, необходимой взаимосвязанной цепочке современной действительности. «Иностранный язык “беспредметен”, он изучается как средство общения, а тематика и ситуации для речи привносятся извне» [3. С. 15]. Медиаобразование, в свою очередь, представляет собой «множество новых путей деятельности и применение их в новых областях» [4]. Содержание дисциплин по иностранному языку открыто для информации из области медиаобразования. Без медиакомпетентности и новых информационных технологий учащиеся не имеют возможности аутентичной коммуникации - важного

условия в формировании вторичной языковой личности, устной и письменной практики, а также получения знаний и умений для анализа иноязычной информации, транслируемой чужими СМИ, закономерностей их функционирования и воздействия на реципиента. Коммуникативная направленность и общие цели - сформировать «способность высказать собственные суждения на основе полученной информации, интерпретировать и создавать сообщения» [5], данные дисциплины легко интегрируются, цель обучения иностранному языку и цель медиаобразования эффективно достигаются. Медиакомпетентность вторичной языковой личности является интегрированным результатом практического курса иностранного языка, целью и результатом которого является формирование вторичной языковой личности, и медиаобразования, цель и результат последнего - формирование медиакомпетентности личности.

Анализируя потенциальные возможности медиаобразования в процессе становления вторичной языковой личности, мы подтвердили наше убеждение в том, что содержательное наполнение дисциплины по иностранному языку медиаобразовательным компонентом не только представляет собой богатый материал для творческого представления, но и позволяет в ходе разработки существенно повысить уровень медиакомпетентности и владения английским языком. Это объясняется тем, что медиа обеспечивает множественные каналы подачи информации и создает условия, когда медиаобразовательное и лингвистическое пространства дополняют друг друга. Интеграция медиаобразования и английского языка обеспечила конструктивный подход, переводя студента из статуса пассивного приемника знаний в активного субъекта обучения, способного не только смотреть англоязычный медиатекст, но и видеть его, адаптировать и конвертировать. Познавательное действие, включенное в опосредованную иноязычную коммуникацию, обрело иную мотивацию и смысловую структуру. Вместо традиционной цели «запомнить и ответить» появилась цель реального достижения, а процесс обучения приобрел черты состязательности, сотрудничества, методологической рефлексии. Формирование медиакомпетентности вторичной языковой личности обучающихся перешло из управляемого процесса в процесс осознанного стремления студентов к самосовершенствованию в межкультурной коммуникации на межличностном и медиатизированном уровнях. Таким образом, формируется медиакомпетентность, максимально благоприятствующая раскрытию всех способностей студента в освоении английского языка.

Большое значение имеет и принцип целенаправленности. Исходя из понимания цели «как закона человеческой деятельности, которая предопределяет выбор средств и результат деятельности» [6], суть данного принципа состоит в том, что содержание процесса формирования медиакомпетентности вторичной языковой личности должно быть подчинено решению цели обучения иностранному языку - формированию медиакомпетентности вторичной языковой личности. В ходе аудиторных занятий и во внеурочное время учащиеся осуществляют деятельность по формированию искомой характеристики. Их мотивация создается за счет применения широкого спектра медиа на занятиях, разнообразия форм обучения, прослушивания аудиозаписей и просмотра видео до работы с компьютерными программами и общения в видеочате. Все эти виды деятельности являются источниками развлечений студентов во внеучебное время. Целью всех перечисленных форм и видов деятельности должно являться формирование медиакомпетентности вторичной языковой личности. Даже при использовании аутентичного фильма в процессе обучения нашими целями являются не только улучшение произношения, расширение вока-буляра или организация досуга студента, но прежде всего формирование их медиакомпетентности. Перед нами стоит задача научить студентов полноценно воспринимать и анализировать англоязычный аудиовизуальный медиатекст, характеры медийных персонажей, их поступки, мотивы, нравственность, принципы и т.д., сформировать критическое мышление студентов, их медиазнания, медиаумения и медиаотношения, позволяющие понимать язык медиа как посредник в формировании культуры страны изучаемого языка. Поэтому мы отказались от образовательных фильмов, специально снятых для изучения английского, а используем картины, снятые для носителей языка с живым языком, отражающие современные проблемы англоязычного социума, их реалии, юмор, невербалику и т.п., свойственные носителям языка.

Для работы с фильмом мы использовали методику анализа персонажей медиатекста, разработанную А.В. Федоровым [7]. Суть методики состоит в выполнении аудиторией разнообразных творческих заданий: литературно-имитационных, театрализованно-ролевых, изобразительно-имитационных, направленных на анализ персонажей медиатекстов. Так, студентам после просмотра фильма предлагалось описать и проанализировать конкретный эпизод из него, героев фильма, их поведение, речь или составить рассказ от имени главного / второстепенного персонажа медиатекста (обучающиеся должны были сохранить особенности его характера, языка); составить рассказ от имени неодушевленной вещи.

Принцип целенаправленности тесно связан с принципом систематичности и последовательности. При реализации этого принципа мы априори исходим из поставленной цели и все действия носят систематический и последовательный характер. Систематическое изложение иноязычного медиаматериала, представление иноязычных медиазнаний в системе, а также последовательность в работе делают процесс формирование медиакомпетентности вторичной языковой лично-

сти результативным. Необходимо отметить важность систематической и последовательной диагностики формирования указанной личностной характеристики. Такая диагностика проводится педагогом и обучающимися на всех этапах ее становления, при необходимости осуществляется коррекция в направлении ее совершенствования. Применяя принцип систематичности и последовательности, мы разделяем мнение А.В. Федорова и считаем, что «преподавателю вуза полезно иметь четкое представление об уровнях развития данной конкретной студенческой аудитории в области медиа» [8. С. 78]. Для получения такого четкого представления мы разработали шкалу уровней сформиро-ванности медиакомпетентности вторичной языковой личности: начальный, средний и продвинутый, которые соответствуют традиционной трехуровневой системе уровней владения иностранным языком (английским языком: Basic, Intermediate, Advanced; французским: Débutant, Intermédiaire, Avancé; немецким: Grundstufe, Mittelstufe, Oberstufe; итальянским: Еlementare,

Intermedio, Avanzato и др.). Выделенные уровни соотносятся с показателями сформированности медиакомпетентности вторичной языковой личности:

- когнитивный - оценивающий знания основных категорий и понятий медиаобразования, медийного спектра, дистинктивных признаков различных жанров, закономерностей процессов функционирования медиа в социуме, закономерностей восприятия и понимания иноязычной информации;

- операционный - оценивающий умения осуществлять поиск, сбор иноязычной информации, передавать, получать медиасообщения на иностранном языке, умения интерпретировать, оценивать, критически анализировать иноязычный медиатекст и авторскую позицию, создавать собственный медиапродукт;

- мотивационный - служит для определения формирования отношений, мотивов, готовностей к работе с медиатизированной иноязычной информацией.

Разработанные показатели основаны на таких критериях, как знание, умение, отношение (более подробно см. [9]).

При диагностике, контроле, коррекции и в ходе процесса формирования искомой характеристики мы опираемся на научные результаты зарубежных и отечественных исследователей [7, 10-13 и др.], используем имеющийся научный опыт, современные научные понятия, теории, учения из области медиаобразования и иностранного языка. Учет принципа научности в организации процесса формирования медиакомпетентности вторичной языковой личности необходим, поскольку медиаобразование носит исследовательский характер. «Существующие знания не просто передаются учителями или “открываются” учениками. Это предмет критического исследования и диалога, в ходе которых новые знания активно приобретаются педагогами и учащимися» [4].

В переходе студентов к роли активных и сознательных участников медиатизированной межъязыковой и межкультурной коммуникации мы исходили из принципа сознательности и активности. Сознательное и активное отношение учащихся к формированию медиакомпетентности вторичной языковой личности, разви-

тие у них самостоятельности, творчества, потребности к самообразованию средствами медиа лежат в основе представленного принципа. Сознательность учащихся в медиадеятельности напрямую связана с деятельностью педагога, которому необходимо поддерживать их внимание в процессе обучения, направлять, мотивировать его, в частности через постановку проблемных ситуаций, координировать процесс формирования медиакомпетентности вторичной языковой личности. Студенты самостоятельны в выборе средств по решению таких ситуаций, форм по созданию медиапродуктов. Отношение учащихся и педагога построено на диалоге и равноправии. Речь идет о принципе паритетности [14].

Важная роль в формировании медиакомпетентности вторичной языковой личности обучающихся отводится процессам самосовершенствования, саморазвития и самопознания. «В идеале оценка медиаобразования учащихся - это их самооценка» [4]. С этой целью была разработана серия практических занятий и самостоятельных работ, при проведении которых применяются следующие методы и приемы: диагностика, самодиагностика, самоанализ, игровые упражнения, творческие задания. В ходе занятий обучающиеся приобретают знания о способах самопознания и саморазвития. Для расширения представлений учащихся о себе как о ме-диакомпетентной вторичной языковой личности мы используем метод языкового web-портфолио, который является средством неформального оценивания достижений учащихся по предмету, стимулом к самосовершенствованию в иноязычной межкультурной коммуникации на межличностном и медиатизированном уровнях, способствует самооценке и рефлексии изучения иностранного языка и практического медиаобразования, обеспечивает признание всех усилий студента расширить и разнообразить свои лингвистическую и медиаобразовательную компетенции на всех уровнях. В документах Министерства образования и науки РФ отмечается, что данный метод помогает решать такие педагогические задачи, как формирование высокой учебной мотивации; поощрение активности и самостоятельности учащихся, расширение возможностей для обучения и самообучения; развитие навыков рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности учащихся.

По мнению Н.Д. Гальсковой, «языковой портфель (портфолио) дает возможность расширить рамки учебного процесса за счёт включения в систему оценки достижений учащихся опыта в аутентичном межкультур-ном непосредственном и опосредованном общении». [15. С. 7]. В силу специфики нашего исследования главный акцент мы сделали именно на опыте учащихся в аутентичном опосредованном общении и на их практических медиаумениях по созданию языкового web-портфолио.

Как было уже сказано, «медиаобразование в основном активно и призвано развить более открытых и демократичных педагогов» [4] и активных, сознательных учащихся. Этому в большой степени способствует широкое применение средств медиа в организации педагогического процесса, что позволяет эффективно формировать исследуемый феномен с минимальными учебно-временными затратами. Налицо принцип эффективности, предполагающий минимальные времен-

ные затраты при обеспечении формирования медиакомпетентности вторичной языковой личности. Нет сомнения, что медиаобразование является особой областью, эффективность которой может быть оценена двумя критериями: «способностью учащихся применить свое критическое мышление в новых ситуациях и количеством обязательств и мотиваций, выраженных ими по отношению к медиа» [Там же].

В соответствии с выводами нашего исследования, роль медиа в решении задачи формирования медиакомпетентности вторичной языковой личности велика. Осмысление возможностей медиа убедительно показало, что это тот инструмент, который обеспечит переход на новые педагогические стандарты в соответствии с новыми требованиями и заказом общества на вторичную языковую личность нового типа, способную грамотно оперировать иноязычным медиатекстом. Анализируя медиасредства относительно их использования на занятиях по медиаобразованию и обучению иностранному языку, мы пришли к выводу, что они, будучи интерактивными средствами, обладают большими преимуществами и возможностями.

Сегодня актуально непрерывное образование, «образование через всю жизнь» как основной принцип современной системы образования. Принимая во внимание выводы исследователей о том, что медиаобразование - это «процесс, продолжающийся всю жизнь человека» [4], связанный «с принципом продолжающихся изменений» [Там же], в своей работе мы руководствуемся принципом непрерывности и считаем, что «теоретически увеличивать степень медиакомпетентности можно в течение всей человеческой жизни, воспринимая, интерпретируя и анализируя познавательную, эмоциональную, эстетическую и этическую медиаинформацию» [8. С. 8].

Следуя принципу открытости, процесс формирования медиакомпетентности вторичной языковой личности, в частности педагогические условия формирования искомого феномена, характеризуется как открытая система, допускающая возможность ее пересмотра, переосмысления, уточнения, дополнения, применения новейших достижений педагогической науки и изменений потребностей личности студента.

Вышеизложенные принципы являются педагогической основой формирования медиакомпетентности вторичной языковой личности, реализуются в учебновоспитательном процессе, взаимосвязаны и взаимообусловлены. Руководствуясь ими, педагог имеет возможность добиться положительных результатов в процессе формирования медиакомпетентности вторичной языковой личности, необходимой характеристики современного человека, живущего в информационном обществе.

Итак, мы представили педагогические принципы формирования медиакомпетентности вторичной языковой личности: принцип коэволюции, целенаправленности, систематичности и последовательности, научности, сознательности и активности, паритетности, эффективности, непрерывности, открытости. Учет представленных принципов позволяет организовать образовательный процесс, который вооружает учащихся медиаспособностями и готовностями в рамках изучения

иностранного языка. Учащийся ставится в активную нию намеченной цели. За счет активизации медиаком-

субъектную позицию при помощи различных форм, петентности личности студента происходит повышение

методов, средств обучения, способствующих достиже- его уровня владения иностранным языком.

ЛИТЕРАТУРА

1. Педагогика : учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Ю.К. Бабанский, В.А. Сластенин, Н.А. Сорокин и др. ; под ред. Ю.К. Бабанского. 2-е

изд., доп. и перераб. М. : Просвещение, 1988. 479 с.

2. Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. 2-е изд. Казань : Центр инновационных технологий, 2002. С. 171.

3. Зимняя И А. Психология обучения иностранным языкам в школе. М. : Просвещение, 1991. 222 с.

4. Федоров А.В. Словарь терминов по медиаобразованию, медиапедагогике, медиаграмотности, медиакомпетентности. Таганрог : Изд-во Та-

ганрог. гос. пед. ин-та, 2010. 64 с.

5. Council of Europe, 2000. URL: http://www.ifap.ru/pr/2006/060914a.htm (дата обращения: 20.02.11).

6. Прозументова Г.Н. Школа совместной деятельности. Эксперимент: развитие цели воспитания в исследовательской деятельности педагогов

школы. Томск : Изд-во Том. ун-та, 1994. 41 с.

7. Федоров А.В. Развитие медиакомпетентности и критического мышления студентов педагогического вуза. М. : Изд-во МОО ВПП ЮНЕСКО

«Информация для всех», 2007. 616 с.

8. Федоров А.В. Медиаобразование будущих педагогов. Таганрог : Кучма, 2005. 314 с.

9. Хлызова НЮ. Педагогические условия формирования медиакомпетентности вторичной языковой личности : дис. ... канд. пед. наук. М.,

2011. 210 с.

10. Buckingham D. Media Education: Literacy, Learning and Contemporary Culture. Cambridge, UK : Polity Press, 2003. 219 p.

11. Potter W.J. Media Literacy. Thousand Oaks. London : Sage Publication, 2001. 423 p.

12. Иванова ЛА. Формирование медиакоммуникативной образованности школьников-подростков средствами видео (на материале уроков французского языка) : дис. . канд. пед. наук. Иркутск, 1999. 246 с.

13. Григорьева ИВ. Характеристика медиаобразовательного пространства вуза с точки зрения социальной потребности государства в медиа-компетентном педагоге // Magister Dixit : электронный научно-педагогический журнал Восточной Сибири. 2011. № 3. URL: http://md.islu.ru/sites/md.islu.ru/files/rar/statya_grigoreva_i.v._magister_dixit_ot_22.08.111.pdf

14. Ковалева ЮЮ. Модульное обучение иностранному языку студентов технического вуза // Вестник Томского государственного университета. 2011. № 352. С. 180-182.

15. Гальскова Н.Д. Языковой портфель как инструмент оценки и самооценки учащихся в области изучения иностранных языков // Иностранные языки в школе. 2000. № 5. С. 7-8.

Статья представлена научной редакцией «Психология и педагогика» 18 июня 2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.