Научная статья на тему 'МАСС-ПРОПАГАНДА В СРЕДСТВАХ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ: ВЛИЯНИЕ НА ГРАЖДАНСКУЮ ПОЗИЦИЮ НАСЕЛЕНИЯ'

МАСС-ПРОПАГАНДА В СРЕДСТВАХ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ: ВЛИЯНИЕ НА ГРАЖДАНСКУЮ ПОЗИЦИЮ НАСЕЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
51
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАСС-ПРОПАГАНДА / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КРИЗИС / ИНФАНТИЛИЗМ / ГЕНДЕРНЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ КОМПЛЕКСЫ / БЭБИ-БОКС / ГРАЖДАНСКАЯ ПОЗИЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кузнецова Елена Николаевна, Хилько (Швецова) Ольга Владимировна

Статья посвящена масс-пропаганде как средству социализации населения и её роли в формировании гражданской позиции населения, а также особенностям социалистической и капиталистической пропаганды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кузнецова Елена Николаевна, Хилько (Швецова) Ольга Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MASS PROPAGANDA IN THE MEDIA: IMPACT ON THE CIVIC POSITION OF THE POPULATION

The article is devoted to mass propaganda as a means of socialization of the population and its role in shaping the civic position of the population, as well as the features of socialist and capitalist propaganda.

Текст научной работы на тему «МАСС-ПРОПАГАНДА В СРЕДСТВАХ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ: ВЛИЯНИЕ НА ГРАЖДАНСКУЮ ПОЗИЦИЮ НАСЕЛЕНИЯ»

Выводы. Итак, в статье рассмотрена актуальная проблема психологической деонтологии в сфере ветеринарной медицины. На основе проведенного опроса и исследования научных источников, выделены и рассмотрены рекомендации для психологической поддержки ветврачей и студентов-выпускников ветеринарных факультетов, и профилактики их профессионального выгорания.

Условия труда врачей ветеринарной отрасли характеризуются значительной степенью ответственности, стресса и переживаниями, как следствие взаимодействия с клиентами - хозяевами животных, которые не редко способствуют доведению эмоционального состояния медработников до критичной точки; а также в связи с возможными неблагоприятными исходами у животных. Метод психологической профилактики должен быть широко и успешно использован для решения и устранения проблем психологической деонтологии в сфере ветеринарии.

Литература:

1. Ахмиров, Н.Х. От медицинской этики к медицинской биоэтике / Н.Х. Ахмиров, В.Ю. Альбицкий, Ф.Т. Нежметдинова // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. - 1999. - N 2. - С. 40.

2. Барабашина, Э.В. Принцип автономии пациента: возможное и действительное / Э.В. Баракбашина. - Вестник Томского государственного университета. - 2019. - № 449. - С. 64-70

3. Белышева, А.Н. Стрессоустойчивость педагогов дошкольного образования / А.Н. Белышева, В.А. Борокина. -Вестник Миниского университета. - 2021. - № 2. - С. 99-108

4. Деонтология: краткий курс лекций для студентов I курса специальности (направления подготовки) 36.05.01 Ветеринария / Сост. И.Ю. Доминицкий // ФГБОУ ВО «Саратовский ГАУ». - Саратов, 2017. - 51 с.

5. Иванова, Е.Н. Эффективное общение и конфликты / Е.Н. Иванова. - СПб., «Эксперимент», 1997. - 74 с.

6. Лопатин, П.В. Биоэтика: учебник для вузов / [П.В. Лопатин, О.В. Карташова]; под ред. П.В. Лопатина. - 4-е изд. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. - 272 с.

7. Мудрова, П.Б. Ветеринарный врач и общество / П.Б. Мудрова, М.Н. Капустянская, М.Н. Балтанова // Вестник современных исследований. - 2019. - 1.14 (28). - С. 38.

8. Прикладная конфликтология. Хрестоматия. Серия: Библиотека практической психологии / сост. К.Н. Сельченок. -Минск: «Харвест» - 624 с.

9. Профессиональная этика врача ветеринарной медицины: учебное пособие / под ред. И.С. Панько. - СПб: «Лань» 2004. - 288 с.

10. Тарабакина. Л.В. Изучение эмоциональной зрелости у преподавателей вузов с позиции системного подхода /Л.В. Тарабакина, Т.Л. Шабанова. - Весник Мининского университета. - 2016. - № 2 (15). - С. 34.

11. Тишина, О.А. Деонтология советского периода отечественной медицины первой половины XX века / О.А. Тишина //Инновационная экономика: Перспективы развития и совершенствования. - 2016 - № 3. - С. 85-89

12. Хубирьянц, В. Ожидания и реальность: ветеринарный врач - клиенты [Электронный ресурс]. - URL.: https://vetmanager.ru/blog/ozhidaniya-realnost-veterinar-protiv-klientov/ (дата обращения: 15.02.2023).

13. Aseeva, I. Transformation of value priorities in the Russian medical ethics and bioethics / I. Aseeva, N. Volokhova // Czech Journal of Social Sciences, Business and Economics. University service publishing. - Volume 4, Issue 1. - 2015. - P. 6-16

Психология

УДК 159.9

кандидат психологических, доцент кафедры психолого-педагогического и естественнонаучного образования Кузнецова Елена Николаевна

Ставропольский филиал

Московского педагогического государственного университета (г. Ставрополь); кандидат психологических наук, доцент кафедры общей и практической психологии и социальной работы Хилько (Швецова) Ольга Владимировна

ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт» (г. Ставрополь)

МАСС-ПРОПАГАНДА В СРЕДСТВАХ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ: ВЛИЯНИЕ НА ГРАЖДАНСКУЮ

ПОЗИЦИЮ НАСЕЛЕНИЯ

Аннотация. Статья посвящена масс-пропаганде как средству социализации населения и её роли в формировании гражданской позиции населения, а также особенностям социалистической и капиталистической пропаганды.

Ключевые слова: масс-пропаганда, психологический кризис, инфантилизм, гендерные психологические комплексы, бэби-бокс, гражданская позиция.

Annotation. The article is devoted to mass propaganda as a means of socialization of the population and its role in shaping the civic position of the population, as well as the features of socialist and capitalist propaganda.

Key words: mass propaganda, psychological crisis, infantilism, gender psychological complexes, baby box, civil position.

Введение. Йозефу Геббельсу, сподвижнику Адольфа Гитлера и, в числе прочих должностей, начальнику управления пропаганды НСДАП, приписывают фразу «Дайте мне средства информации, и я из любого народа сделаю стадо свиней». А вот английская поговорка: «Если ежедневно показывать по ТВ лошадиный зад, то через некоторое время он станет популярным».

Средства массовой информации транслируют в массы поведенческие паттерны, мнения, образ жизни и выполняют функцию воспитания народа, формируют его гражданскую позицию. В предыдущие века воспитательная функция была закреплена за религиозными организациями.

Народу прививался одобряемый образ жизни в церкви, в мечетях, в синагогах, например, внушалось, что у правящей верхушки «власть от бога» и существующее деление на классы справедливо, народ учили смирению и тщательно дозировали знания, которые разрешалось иметь представителям различных классов: до XX века во многих странах до восьмидесяти процентов населения было неграмотно: люди не умели читать и писать [2].

Изложение основного материала статьи. Всеобуч - достижение социализма в СССР, хотя первые шаги для обеспечения всему народу доступа к образованию были сделаны ещё в царской России. В результате получения доступа к образованию для населения в прошлом веке, в четверти стран мира в настоящее время законодательно закреплено право на начальное или на среднее образование. Население стало грамотным и получило возможность пользоваться письменными носителями информации, читать газеты.

В последней четверти XX развилась глобальная информационная мировая сеть Интернет, которая, в настоящее время доступна населению (от 99% до 60%) почти в ста странах мира, в России - 74,8% населения.

В результате, появилось небывалое в предыдущие эпохи явление - феноменальная скорость распространения информации, и слухов, в том числе, и относительная доступность информации, поскольку, народным массам доступна, в основном, только одобряемая Государством информация.

Масс-пропаганда в современном обществе распространяется через телевидение, газеты, сеть Интернет.

Развал страны СССР, осуществленный компрадорами в 1990 году, вверг Россию и её бывшие союзные республики в капитализм, - в экономическую систему производства и распределения, построенную на власти капитала, частной собственности и на получении прибыли, как главной цели существования. При этом, в России с 1990 года упразднена государственная идеология, в Конституции РФ, согласно Статье 13, признается идеологическое многообразие и «никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной». Разумеется, данный постулат не мог не привести к злоупотреблениям, и всё чаще речь идет об «идеологическом кризисе» в России, и даже кризисе смысла жизни [9].

Кризис смысла жизни - есть результат негласного следования России, в результате принятия капиталистического строя, капиталистической идеологии потребительства, построенной на инфантилизации населения [5; 11].

В постиндустриальном обществе при высокой производительности труда освобождается все больше времени у населения. Развивается сфера услуг, промышленность составляет не более четверти ВВП. В таких условиях важнейшей задачей капиталиста является воспитание потребителя товаров и услуг. Но, в тоже время, если потребителей станет слишком много, то рухнет хрупкое равновесие современного капиталистического строя. Необходимо будет накормить и обеспечить всеми удобствами возрастающее в геометрической прогрессии население. При этом, современная энергетика функционирует, в основном, на потреблении природных минеральных ресурсов и на ядерной энергии [2].

Во многих странах, в том числе и в России, в XXI веке искусственно тормозится развитие новых технологий получения энергии, поскольку разработка технологических новинок является весьма затратным делом. На самоокупаемость новые изобретения могут перейти только через десятки лет, и капиталистам придется забыть о сверхприбылях, которые они получают путем продажи минеральных ресурсов.

Э. Фромм в своей работе «Бегство от свободы» отмечает, что «нерациональное [капиталистическое] общество должно быть заменено обществом плановой экономики» [8], такие выводы Фромм сделал, наблюдая за бурными темпами индустриализации СССР в 30-х годах XX века. При постиндустриальном обществе происходит стагнация общественного развития и новых технологий, несмотря на то, что в этом обществе доминируют информационные технологии. Когда основным критерием эффективности считается прибыль, неизбежно наступает экономическая депрессия.

Капиталисту нужен послушный потребитель, который будет способствовать наращиванию его прибылей. Производство товаров и услуг подчинено идее получения максимальной прибыли при минимальных затратах, поэтому рост новых технологий тормозится, если только развитие этих технологий не являются малозатратным на стадии разработки и сверхприбыльным уже на стадии внедрения. Таким образом, стимулируются только прикладные исследования и замораживаются фундаментальные, как наиболее затратные.

В условиях бурного роста населения в развитых странах, понадобится развитие энергетики, не построенной на минеральных ресурсах, поскольку они конечны, и капиталистам придется распрощаться со сверхприбылями, потратив немалые ресурсы на развитие новых технологий. Поэтому демографический бум в развитых странах приведет к краху олигархических капиталов, и чтобы предотвратить убытки, капиталисты финансируют технологии воспитания инфантильного населения, не способного к самовоспроизводству.

В 60-х годах XX века стартовала политика неомальтезианства. Данная теория названа именем английского экономиста Т.Р. Мальтуса (1766 - 1843 гг.), который считал безработицу и нищету трудящегося населения следствием «абсолютного избытка людей» [13].

В XX веке Н. Чемберлен, У. Фогт и Г. Бутуль продолжают дело Т.Р. Мальтуса и развивают идею, доказывая, что естественный прирост населения в экономически развитых странах выступает причиной «мирового кризиса», единственным средством предотвращения которого является сокращение рождаемости [13].

Открытое ограничение на продолжение рода привело бы к социальной напряженности, поэтому были внедрены технологии скрытого геноцида, заключающиеся в воспитании народа, в пропаганде аддикций, саморазрушающего стиля поведения как эталонного.

В середине XX века в мире производится смягчение законодательства, связанного с проституцией, наркоманией, различными перверсиями. На фоне этого идет бурный рост табачной и алкогольной [1], а также порноиндустрии, разрабатывается и внедряется огромное количество лекарств, побочное действие которых многократно превышают их пользу, активно пропагандируются компьютерные игры, разрушающие зрение и психику. Посредством игрового кино и компьютерных игр, идет внедрение агрессивных и аддиктивных паттернов поведения в психологию масс. Таким образом, населению прививаются шаблоны поведения, направленные на разрушение и уничтожение себя и окружающих.

Популярный образ мужчины и женщины, предъявляемый населению как эталонный посредством имиджа популярных актеров, певцов, моделей, содержит явный отсыл к пропорциям лица и тела младших подростков десяти-двенадцати лет, в результате чего немодным становится выглядеть как взрослый мужчина или взрослая женщина. У многих девушек и женщин, в результате пропаганды образа неполовозрелого подростка как эталонного, развивается нервная анорексия.

К крайним формам пропаганды, направленной на сокращение населения, относится пропаганда культа «вселенской грусти» и эстетики суицида, когда многие модные интернет паблики содержат от двадцати до тридцати процентов шуток, связанных с пропагандой различных видов зависимостей и суицида. Внедрение культа смерти в детскую психику начинают с самого раннего возраста, запуская моду на мультипликационную продукцию и игрушки, стимулирующие развитие некромании (посредством кукол-монстров с зеленым или синим цветом лица и кукол в гробах). Таким образом, первым средством сокращения населения является развитие у него саморазрушающих тенденций через воспитание и массовую пропаганду.

Также средством развития инфантилизма населения является пропаганда движения «Чайлдфри» в социальных сетях. В последние годы наблюдается рост в интернет пабликах числа шуток, связанных со скрытой агрессией к детям, черного юмора на детскую тему и шуток, демонстрирующих зависть к беззаботному состоянию детей, а также шуток на тему «мне сорок лет, а я еще не чувствую себя взрослым» и шуток на тему «кошечка / собачка лучше мужа / жены или ребенка».

Признаком психологической зрелости является наличие у человека потребности и способности заботиться о подрастающем поколении, о престарелых родителях, о молодых специалистах на работе, а также готовности действовать в интересах подопечных и нести за них определенную ответственность (в зависимости от степени их самостоятельности). Отсутствие потребности в заботе о других людях, зацикливание только на своих нуждах, инфантильность является показателем эгоцентризма мышления, который Ж. Пиаже относил к детскому возрасту [6].

В настоящее время многие взрослые люди, зрелые с точки зрения периодизации возрастного развития, на самом деле являются эгоцентриками, по некоторым признакам интеллектуально полноценными, но не вполне овладевшими абстрактным мышлением, не способными абстрагироваться от собственной личности, сиюминутных желаний, выйти за рамки своей инфантильности, не владеют эмпатией, рефлексией [12].

Среди взрослого населения процветают различные виды психологических зависимостей: алкоголизация и наркотизация, игромания, эффект непреодолимости (гневливость, отсутствие самоконтроля), негативизм, культ печали, агрессия на противоположный пол, противопоставление мужского и женского как оппозиционного в юморе и фразеологизмах, увлечение социальными сетями и постами селфи по пятьдесят раз в день, являющееся крайним проявлением нарциссизма. Все это характерно для подросткового возраста: увлечение внешней стороной взрослости без возникновения подлинной психологической зрелости.

Также для подростков характерна пристрастность к тематике секса и взаимоотношений полов, связанных, как правило, исключительно с эротическим компонентом отношений. Для современных взрослых людей также характерны черты подростковой сексуальности, когда эротический и романтический компонент слиты [4].

В обществе наблюдается трансформация гендерных паттернов поведения, взрослые, но незрелые люди, инициируя любовные взаимоотношения, ведут себя даже не как подростки, а как дети. Юноши и мужчины дарят девушкам и женщинам на праздники мягкие игрушки, любовь к которым характерна для маленьких детей. Тревожные дети даже спят с игрушками. Молодые пары ходят в кинотеатры на просмотр детских мультфильмов с примитивным сюжетом [14, С. 371-372]. У взрослых пар встречается масса «незапланированных» беременностей вопреки развитым современным технологиям контрацепции.

Опасной тенденцией является в наше время и попытка внедрения бэби боксов, в том числе и в г. Ставрополе. Недавняя показательная история с оставленной в боксе девочкой продемонстрировала противоречие такой идеи законам РФ и здравому смыслу. Первый же случай показал, что оставить ребенка в боксе из-за анонимности может кто угодно, в данном случае ребенка оставила бабушка вопреки воле матери [10].

Зрелый человек, в ситуации невозможности воспитывать свое потомство самостоятельно по причине тяжелого финансового положения или неизлечимой болезни, подойдет ответственно к судьбе своих детей/ребенка и найдет им опекунов-частных лиц, либо отдаст детей под опеку государства или в интернат. Зрелый человек будет действовать официально, а скрывать беременность и подкидывать, выбрасывать детей на произвол судьбы характерно как раз для подростков, не способных отвечать даже за свои поступки.

Беби боксы - это попытка предприимчивых капиталистов заработать на неучтенном живом товаре, что противоречит конституции РФ. Аргумент сторонников бэби боксов, что боксы спасают жизни, не состоятелен, поскольку мать, страдающая комплексом Медеи [3; 15; 16], мотивирована на причинение вреда новорожденному / младенцу. При подобном синдроме оставление ребенка в боксе невозможно, поскольку психически нездоровая женщина сочтет оставление ребенка в боксе недостаточной мерой агрессии по отношению к нему.

Выводы. Таким образом, многие тенденции современной пропаганды являются попыткой инфантилизации населения. Эгоцентричный «не выросший» взрослый, не способный критически относиться к своим желаниям, а также планировать (поскольку для полноценного планирования нужен высокий уровень абстрактного мышления и способность к антиципации), является идеальным потребителем. Такой взрослый легко берет кредиты, не давая себе отчета в том, способен ли он выполнить условия кредитования и погасить кредит, живет сегодняшним днем и следует сиюминутным желаниям, которые, как правило, связаны исключительно с потреблением товаров и услуг. Духовные потребности у инфантилов не развиты.

У психологически незрелого человека легко развивается шопингомания, которая является отражением «недостатка любви в детстве», как традиционно считается в психологии, но инфантил - это невыросший взрослый, который будет все время требовать заботы и развлечений, будучи не способным проявлять заботу по отношению к другим.

Инфантилизация современного населения, как процесс и как результат этого процесса, требует самого пристального внимания и деятельности по воспитанию и перевоспитанию населения. Спад рождаемости, полученный в США и в Европе благодаря пропаганде инфантильного / подросткового образа жизни, в том числе и половому просвещению в школе [11; 17], является не единственным последствием инфантилизации населения, - возрастает количество катастроф по причине человеческого фактора. Подростковый эффект непреодолимости, отсутствие самоконтроля, внедренные в массовое сознание, могут привести человечество к самым плачевным последствиям.

Литература:

1. Волобуева, Е.В. Алкогольная псевдотрадиция: отражение в массовом искусстве / Е.В. Волобуева, О.В. Хилько // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. - № 71-2. - С. 426-428

2. Информационная реальность, информационная культура и информационная деятельность в системе обучения, воспитания и социализации личности: монография / С.В. Бобрышов, Л.В. Суменко, В.С. Тоискин [и др.]; под общ. ред. С.В. Бобрышова. - Ставрополь: Изд-во «Тимченко О.Г.», 2022. - 148 с.

3. Кольцова, И.В. Значение психологического просвещения педагогов и родителей в области материнских комплексов Медеи и Иокасты / И.В. Кольцова, О.В. Хилько // Психологическое благополучие современного человека: мат-лы научно-практической конференции. - Екатеринбург, 2019. - С. 80-86

4. Кузнецова, Е.Н. Кризис среднего возраста, синдром Анны Карениной у матерей и его влияние на детей / Е.Н. Кузнецова, О.В. Швецова (Хилько) // Инновационные результаты исследований в сфере естественных, технических и гуманитарных наук: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 12 ноября 2021 г. - Белгород: ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2021. - С. 120-123

5. Профессиональные кризисы личности педагога в условиях глобальных трансформаций социальной средыных: учебно-методическое пособие / Е.А. Андреева, И.В. Кольцова и др. / Под ред. Погребной О.С., Ториковой Е.Ф. -Ставрополь: Изд-во «Тимченко О.Г.», 2022. - 150 с.

6. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка / Ж. Пиаже. - М., 2008. - 448 с.

7. Профессиональные кризисы личности педагога в условиях глобальныхных трансформаций социальной среды: учебно-методическое пособие / Е.А. Андреева, И.В. Кольцова, О.С. Погребная, и др. / Под ред. Погребной О.С., Ториковой Е.Ф. - Ставрополь: Изд-во «Тимченко О.Г.», 2022. - 150 с.

8. Фромм Э. Бегство от свободы / Э. Фромм. - М., 2008. - 256 с.

9. Халдей А. Россия в тисках идеологического кризиса / А. Халдей // Конт. - URL: https://cont.ws/@alex-haldey/778612 (дата обращения: 03.02.2023).

10. Хилько, О.В. Внедрение в России ювенальной технологии бэби-боксов: антропологический аспект понимания и оценки / О.В. Хилько // Учитель в системе современного антропологического знания: мат-лы XII Международной научно-практической конференции. - Ставрополь, 2016. - С. 323-327

11. Хилько, О.В. Инфантилизация населения: истоки и последствия / О.В. Хилько // Педагогическая наука и практика - региону: мат-лы XVI региональной научно-практической конференции. - Ставрополь: Изд-во СГПИ, 2016. - С. 225-230

12. Хилько, О.В. Психологическая зрелость как центральный компонент психологического и физического здоровья / О.В. Хилько // Проблемы современного педагогического образования. - 2017. - № 55-7. - С. 324-328

13. Цели и задачи инфантилизации общества [Электронный ресурс]. - URL: http://whatisgood.ru/theory/media/celi-i-zadachi-infantilizacii-obshhestva/ (дата обращения: 03.02.2023).

14. Чернобров, В.А. Формула любви / В.А. Чернобров, В.Г. Головина. - М., 2006. - 416 с.

15. Швецова (Хилько), О.В. Материнские комплексы: комплекс Медеи, комплекс Иокасты / О.В. Швецова (Хилько) // Вестник Ставропольского государственного педагогического института. - 2011. - Т. 1. - № 15-1. - С. 86-92

16. Швецова, О.В. Комплекс Медеи и комплекс Иокасты / О.В. Швецова // Прикладная психология и психоанализ. -2011. - № 3. - URL: https://www.ppip.idnk.ru/ (дата обращения: 06.02.2023).

17. Швецова, О.В. Секспросвещение детей: социально-психологические последствия / О.В. Швецова // Актуальные проблемы современной науки: Материалы IV международной научно-практической конференции (27-30 апреля 2015 г.). -Алушта: Изд-во Сев Кав ГТИ, 2015. - Выпуск 4 в 3 томах, Том 1. - С. 342-345

Психология

УДК 372.881.1

доцент кафедры психологии Кулеш Елена Васильевна

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего образования «Тихоокеанский государственный университет» (г. Хабаровск); доцент кафедры английского языка Азаренкова Марина Ивановна

Санкт-Петербургский государственный университет морского и речного флота имени адмирала Макарова С.О. (г. Санкт-Петербург)

МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ КАК РЕСУРС СОХРАНЕНИЯ ЯЗЫКОВОГО МНОГООБРАЗИЯ В ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

Аннотация. Публикация посвящена осмыслению опыта по развитию межкультурной коммуникации сохранения языкового многообразия в цифровой образовательной среде различных российских регионов многонациональной высшей школы. Раскрыта специфика по организации проектной деятельности в сохранении языкового многообразия высшей школы на примерах педагогического университета имени А. Герцена и Тихоокеанского государственного университета с использованием цифровой образовательной среды. Представленные технологии проектной деятельности, основанные на междисциплинарном подходе позволяют объединять различного рода ресурсы и получать в результате интегративно определяемую деятельность, направленную на достижение уникальных результатов в области организации поисковой активности, развития мотивации к познавательно-учебной или исследовательской деятельности, регулятивных процессов в развитии личности обучающегося, что позволяет интерпретировать как процесс межкультурной коммуникации в сохранении языкового многообразия. Придерживаясь системного и деятельностного подходов к изложению полученных результатов, авторы свидетельствуют о необходимости расширения практики обеспечения учебного процесса цифровыми инструментами индивидуализации учебных достижений обучающихся.

Ключевые слова: межкультурная коммуникация, межкультурная компетенция, дидактические инструменты, интерактивный контент, проектная деятельность, междисциплинарный подход, сетевой Дальневосточный ресурсный центр межкультурного взаимодействия, цифровой образовательный процесс высшей школы.

Annotation. The publication is devoted to the understanding of the experience in the development of intercultural communication and preservation of linguistic diversity in the digital educational environment of various Russian regions of a multinational higher school. The specifics of the organization of project activities in preserving the linguistic diversity of higher education are revealed using the examples of the A. Herzen Pedagogical University and Pacific State University using a digital educational environment. The presented technologies of project activity based on an interdisciplinary approach allow combining various kinds of resources and resulting in integratively defined activities aimed at achieving unique results in the organization of search activity, the development of motivation for cognitive-educational or research activities, regulatory processes in the development of the student's personality, which can be interpreted as a process of intercultural communication in the preservation of linguistic varieties. Adhering to a systematic and activity-based approach to the presentation of the results obtained, the authors indicate the need to expand the practice of providing the educational process with digital tools for individualizing students' educational achievements.

Key words: intercultural communication, intercultural competence, didactic tools, interactive content, project activity, interdisciplinary approach, network Far Eastern resource Center for intercultural Interaction, digital educational process of higher education.

Введение Внешние признаки современного общества, его содержание и структура в современных условиях существования и взаимодействия с другими социумами подвержены изменениям, существенно влияющим на условия и средства непрерывного его развития. Неизменным остается лишь многонациональный состав, контент этого общества, без которого невозможно его устойчивое развитие в самых разных сферах и средах. Множественные запросы общества не просто по логике выживания, но по стремлению именно к непрерывному развитию, могут быть решены лишь на основе научно спрограммированного положительного результата принятия решений как в заданных условиях, так и в условиях неопределенности всеми представителями многонациональных регионов, гарантирующих целостность страны [1, C. 89].

Процесс взаимодействия культур и языков приобретает сегодня значимость ориентационной схемы в цифровом образовательном процессе высшей школы. Независимо от специфической направленности, межкультурная коммуникация в процессе обучения и воспитания будущего лидера современного общества приобретает самостоятельное значение как условие и средство компетентностной направленности высшего образования в целом. Глобальное осознание этого процесса означает и внедрение его составляющих в содержание учебных программ в структуре общих образовательных и культурно-воспитательных задач. Такой подход, создает возможность научно-технического и личностного прогресса, ориентирован в будущее как главная с позиции психологии экологическая ниша для профессионально-ценностного, нравственного и интеллектуального развития поколений нынешнего и грядущих. Отрадно, что этому вопросу уделяется внимание сегодня на разных уровнях, и именно образовательные учреждения, педагогические университеты, охватывающие различные территории регионов с запада и до востока России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.