Научная статья на тему 'Значение просвещения педагогов и родителей в области психологических комплексов Медеи и Иокасты'

Значение просвещения педагогов и родителей в области психологических комплексов Медеи и Иокасты Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
406
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС / КОМПЛЕКС МЕДЕИ / КОМПЛЕКС ИОКАСТЫ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К МАТЕРИНСТВУ / ТАНАТОС / ЛИБИДОЗНАЯ ЭНЕРГИЯ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ СУПРУГ / СИНДРОМ МЮНХАУЗЕНА-ПРОКСИ / PSYCHOLOGICAL COMPLEX / MEDEA COMPLEX / IOCASTA COMPLEX / PSYCHOLOGICAL READINESS FOR MOTHERHOOD / THANATOS / LIBIDINAL ENERGY / PSYCHOLOGICAL SPOUSE / MUNCHHAUSEN-PROXY SYNDROME

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кольцова Ирина Владимировна, Хилько Ольга Владимировна

В статье рассмотрены психологические комплексы Медеи и Иокасты, которые помогут объяснить особенности взаимоотношений матери и детей. Определена роль материнских психологических комплексов в психическом развитии и социализации ребенка. Обосновано значение просвещения педагогов и родителей в области психологических материнских комплексов: комплекса Медеи и комплекса Иокасты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE VALUE OF EDUCATING TEACHERS AND PARENTS IN THE FIELD OF PSYCHOLOGICAL COMPLEXES OF MEDEA AND IOCASTA

The article discusses the psychological complexes of Medea and Iocasta, which will help explain the peculiarities of the relationship between mother and children. The role of maternal psychological complexes in the mental development and socialization of the child is determined. The importance of educating teachers and parents in the field of psychological maternal complexes: the Medea complex and the Iocasta complex has been substantiated.

Текст научной работы на тему «Значение просвещения педагогов и родителей в области психологических комплексов Медеи и Иокасты»

Открыв для себя заново и назвав прежде вытесненную внутреннюю ценность, клиент одновременно видит свою задачу включить эту ценность в свою повседневную жизнь. Тем самым личность становится способна изучить не только собственные ведущие мотивы, но и оценить соподчиненные мотивы-стимулы, проявляющиеся в сознании в виде эмоций.

Применение метафор в изучении ценностных ориентаций позволяет качественно оценить субъективное эмоциональное отношение личности к собственным ценностным ориентациям. Тем самым реализуется понимание личностью собственных движущих мотивов. Понимание собственных ценностных ориентаций является значимым процессом, поскольку представляет собой часть более глобального процесса самопознания.

Литература:

1. Закревский А. Метафорические модели как инструмент работы с внутриличностными ценностными конфликтами // Проблемы современного педагогического образования. - 2018 - № 60 - Ч.4 - С. 421 - 424

2. Закревский А. Достижение личностной интегрированности: авторская техника // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия Познание. - 2018 - №12 - С. 55-61

3. Лакофф Дж., Джонсон М. Метафоры, которыми мы живем // Теория метафоры. М., 1990.С. 407.

4. Липская Т. А. Возможности метафоры как психологического метода // Известия Самарского научного центра РАН. 2009. №4-3.

5. Мандельштам О. Слово и культура. М., 1987. С. 161.

6. Рекунчак М. П. Метафоры в психологии как инструмент изучения Я // Психологический журнал, 2010, том 31, № 5, с. 68-78

7. Сорокоумова Е. А., Фадеев Д. С. Изучение ценностных ориентаций посредством метафоры // Известия Самарского научного центра РАН. 2015. №1-1

8. Трунов Дмитрий Геннадьевич Объективация психического опыта // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2010. №3.

Психология

УДК:159.99

кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии Кольцова Ирина Владимировна

Ставропольский государственный педагогический институт (г. Ставрополь);

кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии Хилько Ольга Владимировна

Ставропольский государственный педагогический институт (г. Ставрополь)

ЗНАЧЕНИЕ ПРОСВЕЩЕНИЯ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ В ОБЛАСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ

КОМПЛЕКСОВ МЕДЕИ И ИОКАСТЫ

Аннотация. В статье рассмотрены психологические комплексы Медеи и Иокасты, которые помогут объяснить особенности взаимоотношений матери и детей. Определена роль материнских психологических комплексов в психическом развитии и социализации ребенка. Обосновано значение просвещения педагогов и родителей в области психологических материнских комплексов: комплекса Медеи и комплекса Иокасты.

Ключевые слова: психологический комплекс, комплекс Медеи, комплекс Иокасты, психологическая готовность к материнству, танатос, либидозная энергия, психологический супруг, синдром Мюнхаузена-Прокси.

Annotation. The article discusses the psychological complexes of Medea and Iocasta, which will help explain the peculiarities of the relationship between mother and children. The role of maternal psychological complexes in the mental development and socialization of the child is determined. The importance of educating teachers and parents in the field of psychological maternal complexes: the Medea complex and the Iocasta complex has been substantiated.

Keywords: psychological complex, Medea complex, Iocasta complex, psychological readiness for motherhood, thanatos, libidinal energy, psychological spouse, Munchhausen-Proxy syndrome.

Введение. Возникнув в рамках психоаналитической теории, понятие «комплекс» получило свое развитие именно в этом направлении, большое внимание классики психоаналитических концепций и представители модификаций психоанализа уделяли различного рода сексуальным комплексам, количество которых на настоящий момент превышает пятьдесят. Анализ классических исследований психологического комплекса показывает, что с одной стороны, понятие «психологический комплекс» имеет вполне конкретное определение в науке, а с другой стороны, оно изменяется, акцентируются другие стороны этого понятия в зависимости от исследователя, его принадлежности к тому или иному психологическому направлению. Кроме того, нередко видно привнесение житейских аспектов понимания данного феномена, что запутывает и делает понятие «психологический комплекс» неполным. Значительным минусом исследований психологических комплексов можно считать их представленность практически исключительно в психоаналитических направлениях. Тем не менее, следует отметить, что понятие «психологический комплекс», используется и в современных работах. Исследователи акцентируют внимание на возрастных аспектах психологического комплекса, на ролевых, профессиональных аспектах, существуют попытки выделить личностные особенности людей с психологическим комплексом, больше всего внимания уделяется комплексу неполноценности как обобщенному психологическому комплексу [1, с. 298]. Среди изучаемых комплексов важное место в современной науке занимают и психологические материнские комплексы, комплекс Медеи и комплекс Иокасты, знания о которых позволят лучше осветить процесс воспитания подрастающего поколения.

Изложение основного материала статьи. Комплексы Эдипа и Электры достаточно популярны в психоаналитических исследованиях, их связывают с выбором родителя другого пола в качестве образца сексуального партнера, что может привестилибо к подавлению сексуальности («мама идеальна, ни одна женщина с ней не сравнится»), либо квыбору спутника жизни, похожего на родителя внешне и / или характерологически. И все еще плохо изучена категория скрытой сексуальности взрослого [5].

В результате в воспитательном процессе не учитывается роль материнских комплексов в социализации ребенка. Учителя и родители являются не просвещенными в области расстройств взаимоотношений матери и ребенка. Просветительская работа с родителями и педагогами, проводимая психологом, способствовала бы повышению психологической компетентности родителей и учителей в области материнских комплексов и помогла бы избежать многих ошибок воспитания, вредящих социализации ребенка.

Материнские комплексы Медеи и Иокасты позволяют выявить многие скрытые мотивы в материнско-детских отношениях. Медея- персонаж мифа, описывающего путешествие Язона в Колхиду в поисках золотого руна. Медея влюбляется в Язона, в результате чего предает царя Эета, своего отца и владельца руна, Медея объясняет Язону, как выкрасть руно. Язон похищает руно, и Медея, опасаясь мести отца, вынуждена бежать с Язоном. Медея выходит замуж за Язона и становится матерью двоих его сыновей. Впоследствии Язон предает Медею, и имеет намерение развестись с ней и жениться на другой женщине. Медея придумывает месть: она убивает соперницу и своих собственных детей. По наиболее древнему известному варианту мифа она приготовляет из детей кушанье и подает его на стол Язону, отцу детей [2].

Комплекс Медеи зачастую связывают с нанесением вреда детям, и даже их убийством, с оставлением их в опасной для жизни ситуации. Подобные проявления могут быть при полном развитии комплекса Медеи у матери. Но все, что проявляется при психопатологии, может встретиться в минимизированной форме и у психически нормальных людей. Некоторые проявления комплекса Медеи могут быть присущи многим матерям.

Вторым признаком комплекса Медеи является нанесение моральных травм ребенку, которые можно охарактеризовать как «моральное уничтожение» [4]. Подобный моральный вред заключается в словах и действиях матери, способствующих развитию у ребенка комплекса неполноценности и желания умереть (самоубийства детей, начиная с младшего подросткового возраста). Такая мать постоянно упрекает ребенкав бесталанности, нескладности, никчемности, постоянно сравнивает его с другими детьми не в его пользу. Мать морально убивает ребенка, уничтожая на корню его уверенность в себе, также подобная мать может применять стиль гиперопеки, лишая ребенка какой бы то ни было инициативы. Ребенок всячески ограждается подобной матерью от жизни, от самостоятельных решений, ребенок косвенно лишается, таким образом, жизни.Также для матери-Медеи характерно прививать своим детям чувство вины с целью лишения их воли («если бы не ты, я бы .... », далее ребенку говорится об упущенных из-за его рождения возможностях). Риск подобных проявлений возрастает у матери, если она воспитывает ребенка в одиночку в результате не сложившихся отношений с отцом ребенка. В данном случае мать косвенно винит ребенка еще и за родство с отцом, перекладывая свою вину за неналаженные отношения с отцом ребенка или за неудачный выбор партнера по отношениям на ребенка, родившегося от него.

Также комплекс Медеи может проявляться в явлениях, традиционно относимых к синдрому Мюнхаузена-Прокси, связанному с вызываем у себя, или, (на фоне комплекса Медеи), у другого лица, у собственного ребенка, воспитанника, заболевания, чаще всего посредством отравления ребенка. Например, мать добавляла ребенку на протяжении длительного времени в пищу чрезмерное количество поваренной соли, вызвав тем самым гипернатриемию. Ребенок умер. Мать впоследствии признала вину в совершении этого преступления лечащему ее врача-психиатру [4].

Проявление синодрома Мюнхаузена-Прокси по отношению к собственным детям, а также социальное наследование этого синдрома и психологических материнских комплексов от собственной матери продемонстрировано в телевизионном художественном сериале «Острые предметы» (2018) режиссера Жана-Марка Валле. Дочери матери-отравительницы Адоры в той или иной степени наследуют психические отклонения матери: старшая дочь - саморазрушительное поведение и отказ от длительных отношений и создания семьи (мазохистическая линия поведения как вариант избегания роли матери-Медеи или матери-отравительныцы), средняя дочь медленно умирает, залеченная, а по сути отравленная Адорой, а младшая дочь демонстрирует склонности Адоры - к психоманипуляции и психологическому насилию. К тому же, в кинокартине прослеживается линия семейного наследования Адорой комплекса от своей матери: линия воспоминаний о том, как она страдала от психологического насилия от матери (комплекс Медеи в чистом виде). Таким образом, комплекс Медеи может переходить в комплекс Мюнхаузена-Прокси, -причинения физического вреда детям посредством отравления, а может оставаться в «чистом» виде - причинение физического и / или психологического вреда в более непосредственной форме: через нанесение вреда

посредством унижения, словесных оскорблений или причинения физического вреда травматическим путем, более явным, чем яд, оружием.

В случае если мать является психологически зрелой личностью, развитие инстинкта Медеи у нее невозможно. Мать, лишенная эгоцентризма, способна рассматривать ребенка как цель, один из смыслов жизни,что приводит к тому, что мать не идентифицирует ребенка с его отцом, и не переносит свои «претензии» к отцу на ребенка, рожденного от него. В результате, женщина с развитой материнской позицией обращает энергию либидо на своего ребенка, то есть способна любить своего ребенка. Таким образом, формулируем положения, исходя из вышесказанного:

• Комплекс Медеи связан с неосознаваемым желанием матери уничтожить ребенка / детей, чтобы отомстить отцу ребенка / детей;

• С комплексом Медеи связано также «моральное убийство» ребенка / детей, развитие у ребенка / детей комплекса неполноценности, чувства вины, возможно даже доведение ребенка до самоубийства;

• Комплекс Медеи характерен для женщин, которых можно отнести к типу «женщины-проститутки» или женщины-подруги по О. Вайнингеру. У подобных женщин главной ценностью являются взаимоотношения с противоположным полом, а дети рассматриваются как средство укрепления данных взаимоотношений, или как досадное недоразумение, возникшее в результате данных отношений [6].

Другим психологическим комплексом, развивающимся у матерей, является, на первый взгляд, противоположность комплекса Медеи, - комплекс Иокасты. Иокаста известна как персонаж мифа древней Греции об Эдипе. Иокаста являлась матерью Эдипа. Эдип, в результате жизненных перипетий не знал о своих родителях. Однажды Эдипу предсказали, что его судьба будет развиваться так, что приведет его к убийству его отца и к женитьбе на его родной матери. Шокированный предсказанием Эдип, был вынужден покинуть своих усыновителей, которых считал своими истинными родителями, в результате предсказание воплощается в жизнь. В чужой, как он считает, стране ему случается убить царя, самому стать царем и жениться на царице, вскоре его царица-жена рожает ему детей. Впоследствии выясняется, что его жена-царица является ему родной матерью, а убитый им ее муж-царь, - его родной отец [2].

Достаточно широко применяется в психологических кругах термин «психологический супруг». Сын может стать для женщины таким психологическим супругом, она неосознанно стремится компенсировать недостаток любви от мужа сыновней любовью. Происходит перераспределение энергии либидо с мужа на сына, в результате сыну отводится роль психологического супруга матери. У матери развивается ревность и нежелание сына «никому отдавать», она убеждает сына в никчемности всех женщин, которым «нужны от него только положение и деньги», «которые обязательно изменят ему», «женщин может быть много, а мама одна» и т.д. И, хотя подобная мать все время может упоминать свою материнскую роль и злоупотребляет ею, ей присуще поведение, типичное, скорее, для подруги мужчины, нежели для его матери: она постоянно требует внимания от сына, просит денег, помощи и заботы. Из ее поведения полностью вытесняется позиция матери, в результате чего она препятствует осуществлению выбора сыном спутницы жизни, жены и матери его детей. Такая мать часто ругает сына, устраивает ему скандалы. Скандалы она применяет как значимую меру в установлении власти над сыном и борьбы за сына с другими женщинами, и как способ альтернативного сексуального удовлетворения (открытые проявления сексуальности к сыну недопустимы и подавляются, а «скандалы замещают секс при его невозможности») [3].

Мать-Иокаста в кинематографе ярко показана в полнометражном художественном фильме «Если свекровь - монстр» (2005) режиссера Р. Лукетича. Очень типична и показательна там фраза героини (мать-Иокаста), которая говорит: «Я не отдам ей [невестке] моего парня». Не «сыном» называет мать-Иокаста своего выросшего ребенка, в ее речи всегда можно заметить терминологию, скорее, любовницы, чем матери.

Комплекс Иокасты связан с повышенной, гиперболизированной материнской опекой, как правило, над сыном. Комплексу Медеи же характерен повышенный контроль за ребенком. Но мотивация подобной гиперопеки в этих комплексах различна. Комплексу Медеи характерна гиперопека ребенка, основанная на танатосе: мать вредит ребенку, чтобы отомстить его отцу. При комплексе Иокасты мать на ограничение свободы ребенка толкает либидозная энергия. Мать-Иокаста формирует у ребенка комплекс неполноценности, препятствующий сыну найти сексуальную партнершу или спутницу жизни, и, таким образом сохраняет своего психологического супруга для себя. От матери сын часто выслушивает установки типа «кому же ты нужен, кроме матери». В результате у сына матери с комплексом Иокасты формируется страх перед женским полом, интимофобия (боязнь личных доверительных взаимоотношений), из страха перед женским полом он даже может стать гомосексуалистом. В результате, мать-Иокаста снижает шансы сына на вступление в брак: она не довольна ни одной из его спутниц, а, в случае заключения брака сыном, она стремится его разрушить: это превращается в смысл ее жизни. Такие матери часто оговариваются, называя сына своим мужем, в особенностикогда говорят о подруге / жене сына или с нею.

Матери-Иокасты часто плетут интриги против подруги сына или его жены. Матери с комплексом Иокасты без конца провоцируют невестку, пытаясь ее дискредитировать в глазах сына, могут использовать обман, пытаясь доказать неверность невестки. Мать-Иокаста упрекает невестку во множестве недостатков: в том, что она «плохая хозяйка», распущенна, подчеркивая в том же время свои собственные достоинства.Она рушит все отношения, которые у сына образуются. Мать с комплексом Иокасты, как только у нее появится «соперница» в роли подруги сына, требует постоянного внимания от сына и занимает все его время. Претворяется больной (комплекс Мюнхаузена-Прокси), либо у нее развивается истерическая симптоматика (устраивает истерики или «по-настоящему» заболевает, как она считает, - у нее развиваются истерическая, ложная симптоматика реальных болезней).

Подобные взаимоотношения с матерью приводят к тому, что у сына формируется табу на отношения, он начинает их связывать с той эмоциональной травлей, которую устраивает ему мать, когда отношения появляются.Такие матери не хотят и появления внуков. Поскольку материнская роль у матери с комплексом Иокасты подавлена, она не хочет становиться бабушкой, она равнодушна к внукам, что, однако, не исключает возможности в дальнейшем переноса роли психологического супруга уже на внука мужского пола.

Поскольку материнская позиция при наличии комплекса Иокасты подавляется, мать-Иокаста чинит препятствия появлению собственных внуков: настаивает на том, чтобы подруга или жена сына сделала аборт в случае беременности.

Таким образом, комплекс Иокасты представляет собой навязчивую фиксацию внимания матери к сыну, которая выражается в создании культа его поклонения матери. Большую роль в формировании комплекса Иокасты играют патриархальные установки. В наше время они не так сильны, как были ранее. У женщины может доминировать собственное эго, эгоцентризм, однако оно сочетается с желанием реализовать себя в обществе.

Комплекс Иокасты может развиваться только по отношению к сыну, а комплекс Медеи, может развиваться вне зависимости от пола ребенка. Но, однако,мать может отождествлять ребенка с его отцом больше, и если он того же пола, что отец, могут усиливаться проявления комплекса. Исходя из вышесказанного, материнские комплексы, - комплекс Медеи и комплекс Иокасты, могут возникать чаще по отношению к сыновьям (комплекс Иокасты - всегда, комплекс Медеи - зачастую). Комплекс Медеи проявляетсявне зависимости от пола детей.

Исходя из сказанного выше, можно отметить следующее:

• Комплекс Иокасты заключается в неосознанном желании инцеста со своим сыном;

• Комплекс Иокасты связан с наделение матерью сына ролью своего психологического супруга;

• Комплекс Иокасты приводит к гиперопеке над сыном или другим потомком или воспитанником мужского пола, побочным следствием чего является препятствие взаимоотношениям сына с противоположным полом и препятствование матерью продолжению рода ее сыном.

Значимым факторомпсихологически здорового материнства является наличие у женщины психологической готовности к материнству. Ее несформированность провоцирует тревожность во время беременности и материнства, вызывает послеродовую депрессию и может в дальнейшем способствовать развитию формированию материнских комплексов: комплекса Медеи и комплекса Иокасты.

Психологическая готовность к материнству включает:

• отсутствие эгоцентризма;

• наличие желаниястать матерью;

• необходимый минимум знаний по детской психофизиологии, которые облегчат уход за ребенком и его воспитание.

Эгоцентризм у женщиныявляется показателем психологической незрелости.Такая женщина не готова стать матерью, поскольку у нее самойразвита инфантильная позиция «Дитя» (по Э. Берну).

Положение осложняется тем, что в Интернет и через массмедиа пропагандируется незрелая жизненная позиция. При анализе телеэфирапопулярных телевизионных каналов и содержания интернет-пабликов можно отметить пропаганду детского потребительского отношения к жизни и свободных сексуальных отношений.Подростки, которые переживают половое созревание, являются падкими на такие внушения. Секс отождествляется подростками с главным признаком взрослости. В результате,подростки завязывают сексуальные отношения с целью получения статуса «взрослого». Психологической готовности к материнству и отцовству у них, разумеется, нет, в результате, подростки женского пола, в случае беременностимогут стать матерями-Медеями, и данный комплекс еще и сопроводиться эффектом непреодолимости, бесконтрольности своих поступков, характерным для подросткового возраста.

Таким образом, основные причины формирования комплекса Медеи и комплекса Иокасты: отсутствие психологической готовности к материнству и наличие эгоцентризма у женщины. Психологическая готовность к материнству может быть несформированной у женщины в любом возрасте, но наиболее часто психологическая неготовность к материнству встречается в случае раннего материнства.

Выводы. Психологическое просвещение педагогов и родителей в средних общеобразовательных школах будет способствовать повышению их психологической компетентности в области детско-родительских отношений и развитию у них зрелой позиции родителя во взаимоотношениях с ребенком / детьми. У матерей с начальной, легкой формой комплекса Медеи или комплекса Иокасты существует потенциал для осознания собственной не вполне зрелой позиции во взаимоотношениях с ребенком. Популярные лекции и мастер-классы для родителей и учителей на темы зрелых детско-родительских отношений позволили бы родителям выявлять признаки незрелости и несформированности детской-родительских отношений, а мастер-классы и тренинги будут способствовать формированию у них адекватной зрелой позиции родителя. Для учителей просвещение в области детско-родительских отношений весьма полезно, поскольку способствует повышению психологической компетентности для первичного выявления проблем семейного воспитания.

Наиболее серьезные формы комплекса Медеи и комплекса Иокасты требуют психоконсультационной и психокоррекционной работы индивидуально с такими матерями и своевременной коррекции процесса семейного воспитания для избегания причинения психологического вреда детям подобными матерями.

Психологические материнские комплексы Медеи и Иокасты являются весьма распространенными в жизни, но малоизвестными учителям и родителям, популяризация психологических знаний позволит избежать многих ошибок семейного воспитания и оптимизирует процесс воспитания в школе, и полового воспитания в том числе.

Литература:

1. Кольцова И.В., Попова Т.В. Комплекс Иокасты как форма взаимоотношения матери и сына // Приоритеты педагогики и современного образования: сборник статей IV Международной научно-практической конференции / Отв. ред. Г.Ю. Гуляев. Пенза: издательство: МЦНС «Наука и Просвещение», 2018. С. 298-300.

2. Кун Н.А. Легенда и мифы древней Греции. Махачкала: Дагучпедгиз, 1986. 528 с.

3. Литвак М.Е. Психологическое айкидо. Ростов-на-Дону: Феникс, 2011. 217 с.

4. Мосин А.В. Синдром Мюнхаузена-Прокси или почему матери убивают своих детей // https://www.b17.ru/article/93398/ (04.03.2019).

5. Швецова (Хилько) О.В. Материнские комплексы: комплекс Медеи, комплекс Иокасты // Вестник Ставропольского государственного педагогического института. 2011. Т. 1. № 15-1. С. 86-92.

6. Швецова О.В. Комплекс Медеи и комплекс Иокасты // Прикладная психология и психоанализ. 2011. № 3.С. 12.

Психология

УДК:316.6

кандидат педагогических наук, доцент Манакова Марина Вячеславовна

Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт (филиал) Российского государственного профессионально-педагогического университета (г. Нижний Тагил)

МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ДИАГНОСТИКИ УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА

Аннотация. В стать представлены результаты проведения диагностики учебно-профессиональной мотивации студентов педагогического вуза. Первая методика позволяет выявить преобладающие группы мотивов во внешней и внутренней мотивации учения, вторая — определить ведущий тип мотивации при выборе профессии, третья — выявить преобладающую группу мотивов обучения в вузе. Исследование проводилось среди первокурсников и второкурсников социально-гуманитарного факультета Нижнетагильского государственного социально-педагогического института (ф) РГППУ методом письменного опроса.

Ключевые слова: студенты, мотивация, профессиональная мотивация, профессиональное становление личности, профессиональный выбор, направленность и активность личности, педагогическая деятельность.

An^tatton. The article deals with theoretical approaches to the problem of professional motivation of students. The periodization of professional formation of personality and its content is presented. Psychological mechanisms, factors and conditions of formation of educational and professional motivation of future teachers are revealed.

Keywords: students, motivation, professional motivation, professional formation of the personality, professional choice , orientation and activity of the personality, pedagogical activity.

Введение. В настоящее время студенты испытывают значительные затруднения при выборе будущей профессии, вследствие неумения проектировать свой жизненный и профессиональный путь в современных условиях. Чаще всего выбираемые студентами профессии либо не в полной мере соответствуют потребностям рынка труда, либо не соотносятся с личностными качествами самих студентов.

Теоретической основой исследования для определения учебно-профессиональной мотивации студентов явились следующие методики: «Мотивация учения студентов педагогического вуза» (С. А. Пакулина и С. М. Кетько), «Мотивы выбора профессии» (Р. В. Овчарова), «Мотивация обучения в вузе» (Т. И. Ильина). Первая методика позволяет выявить преобладающие группы мотивов во внешней и внутренней мотивации учения, вторая — определить ведущий тип мотивации при выборе профессии, третья — выявить преобладающую группу мотивов обучения в вузе. Исследование проводилось среди первокурсников и второкурсников социально-гуманитарного факультета Нижнетагильского государственного социально-педагогического института (ф) РГППУ методом письменного опроса.

Методика «Мотивация учения студентов педагогического вуза» Пакулина С. А., Кетько С. М. (Приложение 1) проводится с применением одного бланка, состоящего из 37 вопросов. В нем выделяются внутренняя и внешняя мотивация учения, в каждую из которых включены три группы мотивов: мотивы поступления в вуз, реально действующие мотивы учения, профессиональные мотивы. Методика может быть полезна для изучения взаимосвязи мотивации достижения успеха, мотивации учения и адаптации студентов в вузе, ценностных установок студентов в процессе обучения в вузе, психодиагностике в мотивационном тренинге и в целом для построения прогноза социального развития личности [2].

Текст опросника «Мотивы выбора профессии» Р. В. Овчаровой (Приложение 2) состоит из 20 утверждений, характеризующих любую профессию. По пятибалльной шкале необходимо оценить, в какой мере каждое из них повлияло на выбор профессии. С помощью методики можно выявить преобладающий вид мотивации (внутренние индивидуально-значимые мотивы, внутренние социально-значимые мотивы, внешние положительные мотивы и внешние отрицательные мотивы).

Методика «Мотивация обучения в вузе» Т. И. Ильиной (Приложение 3) включает в себя три шкалы: «Приобретение знаний» (стремление к приобретению знаний, любознательность), «Овладение профессией» (стремление овладеть профессиональными знаниями и сформировать профессионально важные качества), «Получение диплома» (стремление приобрести диплом при формальном усвоении знаний, стремление к поиску обходных путей при сдаче экзаменов и зачетов). При создании данной методики автор использовала ряд других известных методик. В опросник для маскировки Т. И. Ильина включила ряд фоновых утверждений, которые в дальнейшем не обрабатываются [1, с. 433].

Цель исследования — определение уровня учебно-профессиональной мотивации студентов первого и второго курсов СГФ НТГСПИ.

Выборка — исследование проводилось среди студентов первого и второго курсов СГФ НТГСПИ.

В исследовании приняли участие 39 респондентов, среди которых 14 (35,9%) мальчиков и 25 (64,1%) девочек. Количество респондентов первого курса составило 20 (51,2%) человек, второго — 19 (48,7%) человек. Возраст респондентов составляет от 17 лет до 21 года.

Изложение основного материала статьи. При исследовании внутренней и внешней мотивации учения (методика «Мотивация учения студентов педагогического вуза») студентов первого курса было обнаружено, что и во внутренней, и во внешней мотивации ведущей группой мотивов является группа «Реально действующие мотивы учения». В первом случае результат составляет 65% (Рис. 1), а во втором — 85% (Рис. 2). Необходимо отметь, что данные показатели ярко выражены по сравнению с другими группами мотивов. Это говорит о том, что деятельность студентов связана с реальными, актуальными мотивами и ближайшими целями, которые заложены в самом процессе обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.