Научная статья на тему 'ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ ВРАЧЕЙ-ВЕТЕРИНАРОВ КАК СЛЕДСТВИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ТРУДНЫМИ КЛИЕНТАМИ - ХОЗЯЕВАМИ ЖИВОТНЫХ'

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ ВРАЧЕЙ-ВЕТЕРИНАРОВ КАК СЛЕДСТВИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ТРУДНЫМИ КЛИЕНТАМИ - ХОЗЯЕВАМИ ЖИВОТНЫХ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
231
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ / МЕДИЦИНСКАЯ ДЕОНТОЛОГИЯ / ПРОФИЛАКТИКА / РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кузичева Василина Александровна, Цветкова Светлана Евгеньевна, Быкова Лилия Марсовна

В условиях роста востребованности профессии ветеринара в современном социуме актуальной проблемой психологической деонтологии в сфере ветеринарии является профессиональное выгорание врачей - ветеринаров. Целью статьи является определение способов и средств решения проблемы профессионального выгорания врачей-ветеринаров, как следствия их взаимодействия с трудными клиентами - хозяевами животных. В теоретической части освещена проблема медицинской деонтологии, изложены принципы медицинской этики; дан обзор трудов по вопросам этики ветеринарной медицины и в области психологии профессиональной деятельности; подчеркнута значимость проблемы профессионального выгорания врачей-ветеринаров и поиска путей ее устранения. В результатах исследования представленs рекомендации для психологической поддержки специалистов ветеринарной отрасли и студентов выпускных курсов ветеринарного факультета с целью профилактики их профессионального выгорания. В заключение подведен итог, сделаны основные выводы проведенного исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Кузичева Василина Александровна, Цветкова Светлана Евгеньевна, Быкова Лилия Марсовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL BURNOUT OF VETERINARIANS AS A RESULT OF INTERACTION WITH DIFFICULT CLIENTS-OWNERS OF ANIMALS

In the context of the growing demand for the profession of a veterinarian in modern society, the actual problem of psychological deontology in the field of veterinary medicine is the professional burnout of doctors-veterinarians. The purpose of the article is to identify the ways and means of solving the problem of professional burnout of veterinarians as a result of their interaction with difficult clients - pet owners. The theoretical part covers the problem of medical deontology, outlines the principles of medical ethics; a review of works on the ethics of veterinary medicine and in the field of psychology of professional activity is given; the importance of the problem of professional burnout of veterinarians and the search for ways to eliminate it is emphasized. The results of the study present the recommendations for psychological support for veterinary specialists and graduate students of the veterinary faculty in order to prevent their professional burnout. In conclusion, the results are summarized, the main conclusions of the study are made.

Текст научной работы на тему «ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ ВРАЧЕЙ-ВЕТЕРИНАРОВ КАК СЛЕДСТВИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ТРУДНЫМИ КЛИЕНТАМИ - ХОЗЯЕВАМИ ЖИВОТНЫХ»

выступают такие важные аксиомы как, уважение к личности студента, признание право на ошибку и желание видеть ребенка хорошим, несмотря на его поведение. Позитивное педагогическое восприятие образовательного процесса является необходимым условием развития эмоциональной устойчивости студентов гуманитарного профиля и способствует формированию позитивной личности готовой на высоком уровне реализовывать свои профессиональные знания.

Литература:

1. Буслаева, М.Ю. Психолого-педагогические условия формирования эмоциональной устойчивости студентов педагогического колледжа: автореферат. дис. .. канд.пед.наук: 19.00.07 / Буслаева Марина Юрьевна. - Челябинск, 2009. - 24 с.

2. Калинина, Т.В. Формирование эмоциональной устойчивости студентов в условиях вузовского образования / Т.В. Калинина, М.Б. Колесникова // Современные исследования социальных проблем. - 2016. - №3. - С. 109-115

3. Колесова, С.В. Позитивная педагогика: постановка проблемы / С.В. Колесова // Мир науки, культуры, образования. - 2013. - №6. - С. 234-237

4. Крехова, А.А. Психолого-педагогические условия формирования эмоциональной устойчивости будущего психолога / А.А. Крехова // Материалы XI Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум». - 2019. - URL: https://scienceforum.ru/2019/article/2018015011 (дата обращения: 01.02.2023).

5. Медведева, В.Е. Педагогические условия формирования эмоциональной устойчивости студентов -психологов: автореферат. дис. .. канд.пед. наук: 19.00.07 / Медведева Вера Евгеньевна. - Орел, 2011. - 24 с.

6. Положение о психологической службе ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет». - 2019. - URL: https://www.vyatsu.ru/files/admin_ftp/pdf_departments/Polozhenie_PsichSluzhba.pd. (дата обращения: 02.02.2023).

7. Хапачева, С.М. Психолого-педагогические условия формирования эмоциональной устойчивости будущего психолога / С.М. Хапачева // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2014. - URL: http://e-koncept.ru/2014/55236.htm (дата обращения: 01.2023).

8. Черникова, А.А. Психолого-педагогические условия развития эмоциональной устойчивости будущего учителя: автореферат. дис. .. канд.пед. наук: 19.00.07 / Черникова Алла Анатольевна. - Барнаул, 2009. - 23 с.

9. Шабанова, Т.Л. Психолого-педагогические условия формирования эмоциональной зрелости у студентов в процессе обучения в вузе / Т.Л. Шабанова, И.В. Лебедева // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2015. - URL: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=8226 (дата обращения: 29.01.2023).

Психология

УДК 159.922.72

учитель начальных классов/логопед Кузичева Василина Александровна

Государственное казенное общеобразовательное учреждение

«Школа-интернат № 65 для слабослышащих» (г. Нижний Новгород);

кандидат педагогических наук, доцент Цветкова Светлана Евгеньевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород);

старший преподаватель Быкова Лилия Марсовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ ВРАЧЕЙ-ВЕТЕРИНАРОВ КАК СЛЕДСТВИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С

ТРУДНЫМИ КЛИЕНТАМИ - ХОЗЯЕВАМИ ЖИВОТНЫХ

Аннотация. В условиях роста востребованности профессии ветеринара в современном социуме актуальной проблемой психологической деонтологии в сфере ветеринарии является профессиональное выгорание врачей - ветеринаров. Целью статьи является определение способов и средств решения проблемы профессионального выгорания врачей-ветеринаров, как следствия их взаимодействия с трудными клиентами - хозяевами животных. В теоретической части освещена проблема медицинской деонтологии, изложены принципы медицинской этики; дан обзор трудов по вопросам этики ветеринарной медицины и в области психологии профессиональной деятельности; подчеркнута значимость проблемы профессионального выгорания врачей-ветеринаров и поиска путей ее устранения. В результатах исследования представлен рекомендации для психологической поддержки специалистов ветеринарной отрасли и студентов выпускных курсов ветеринарного факультета с целью профилактики их профессионального выгорания. В заключение подведен итог, сделаны основные выводы проведенного исследования.

Ключевые слова: врачи ветеринарной медицины, клиенты - хозяева животных; профессиональное выгорание; медицинская деонтология; профилактика; рекомендации для психологической поддержки.

Annotation. In the context of the growing demand for the profession of a veterinarian in modern society, the actual problem of psychological deontology in the field of veterinary medicine is the professional burnout of doctors-veterinarians. The purpose of the article is to identify the ways and means of solving the problem of professional burnout of veterinarians as a result of their interaction with difficult clients - pet owners. The theoretical part covers the problem of medical deontology, outlines the principles of medical ethics; a review of works on the ethics of veterinary medicine and in the field of psychology of professional activity is given; the importance of the problem of professional burnout of veterinarians and the search for ways to eliminate it is emphasized. The results of the study present the recommendations for psychological support for veterinary specialists and graduate students of the veterinary faculty in order to prevent their professional burnout. In conclusion, the results are summarized, the main conclusions of the study are made.

Key words: veterinarians, clients - pet owners; professional burnout; medical deontology; prevention; recommendations for psychological support.

Введение. В условиях возрастания роли и востребованности профессии ветеринара в современном социуме актуальной проблемой психологической деонтологии в сфере ветеринарии является профессиональное выгорание врачей -ветеринаров, как следствие их взаимодействия с трудными клиентами - владельцами животных.

Благополучие домашних питомцев играет важную роль в жизни их владельцев, жителей небольших городов и современных мегаполисов. Хозяева животных трепетно относятся к здоровью своих подопечных, и в этом смысле многое зависит от достойного ветеринарного сервиса и компетентного, преданного своему делу «доктора Айболита». Однако поиски хорошего специалиста и стоимость ветеринарной помощи зачастую не оправдывают надежд, причиняют много

хлопот и становятся причиной разочарования клиентов. Сегодня уровень ветеринарного сервиса и психологическое здоровье врача-ветеринара вызывают немалый интерес специалистов психологической деонтологии.

Цель статьи: исследование проблемы профессионального выгорания врачей ветеринаров; определение способов и средств решения этой проблемы; рассмотрение рекомендаций, выделенных на основе анализа источников, с целью профилактики профессионального выгорания специалистов ветеринарной отрасли и студентов-выпускников ветеринарных факультетов.

Изложение основного материала статьи. Сфера ответственности современной ветеринарии включает в себя не только обследование, диагностику и лечение животных, но и другие обязанности, связанные с охраной территории государства и населения от заболеваний, общих для животных и человека [4, С. 19].

Важную роль при этом играет тесное взаимодействие вет. работников с хозяевами животных, которые своей некомпетентностью в ветеринарном деле и безответственным отношением к рекомендациям врачей-ветеринаров зачастую неосознанно наносят вред своим питомцам.

Таким образом, в компетенцию ветеринарного врача входит ряд вопросов, значимых в масштабах государства. Зона ответственности ветеринарных работников значительно шире в отличие от врачей медицинских. Это пагубно сказывается на их эмоциональное и психологическое состояние, а также ведет к профессиональному выгоранию.

Обращение к проблеме медицинской /ветеринарной деонтологии позволяет получить представление о требованиях к профессиональной личности и этических стандартах деятельности ветеринарного врача.

Вопросы медицинской этики [1], биоэтики и ветеринарной медицины [9] широко освещены в научных и учебно-методических трудах (Н.Х. Ахмиров [1], Э.В. Барабашина [2], И.Ю. Доминицкий [4], П.В. Лопатин [6], П.Б. Мудрова [7], И.С. Панько [9], О.А. Тишина [11] и др.).

Труды исследователей позволяют отследить историю становления и развития медицинской /ветеринарной деонтологии. Как отмечает О.А. Тишина, «истоки деонтологии уходят в глубокую древность. Можно предположить, что первый человек именно из чувства сострадания и желания облегчить боль, оказал первую помощь своему ближнему» [11, С. 85].

В развитие Российской деонтологии значительный вклад внесли такие выдающиеся ученые-медики, как В.А. Манассеин, М.Я. Мудров, Н.Н. Петров, Н.А. Семашко и другие. Л. Асеева, Н. Волохова выделяют четыре этапа в развитии этических норм и ценностей отечественной медицины [13].

Необходимость пересмотра этических стандартов во второй половине XX столетия была вызвана стремительным развитием биомедицинских технологий, внедрение которых вступило в противовес с существовавшими в то время моральными и этическими ценностями общества. Тогда возникло новое направление деонтологии - биоэтика, основателем которого стал американский биолог В.Р. Поттер. Он определил биоэтику как «соединение биологических знаний и человеческих ценностей» [4, С. 19].

В 1994 г. Т.Л. Бошан и Дж.Ф. Чайлдрес выделили принципы, провозглашающие этические стандарты деятельности врача [4, С. 19]:

1) Принцип автономии (respect for autonomy) [4, С. 19] - состоит в том, что врач уважительно относится к мнению пациента и готов к принятию решений без ущерба для его физического и морального благополучия. Например, для животных данный принцип применим в целях профилактики стрессов во время фиксации и т.п. [4, С. 19].

2) Не навреди (nonmaleficence) [4, С. 19]. При исполнении врачебного долга врач не вправе причинять боль и страдание; применять лекарственные/обезболивающие препараты, способные вызвать у пациента побочные явления.

3) Принцип великодушия (beneficence) [4, С. 20] Наряду с необходимыми познаниями в медицине и опытом исцеления от болезней, доктор должен обладать эмпатией и позитивно относиться к пациентам. Помимо проведения обследования и назначения лечения, врач должен обладать готовностью к проявлению участия и альтруизма.

4) Принцип справедливости (justice) провозглашает честное распределение материальных и духовных ценностей в целях необходимого удовлетворения потребностей человека [4, С. 20].

Ветеринарный врач должен быть толерантным к моделям поведения своих клиентов. Во время взаимодействия с ними, он должен осознавать, что животное - очень дорогое и любимое для хозяина существо. К примеру, если собака предана своему хозяину, то хозяин испытывает к ней взаимную глубокую привязанность. Конечно, не следует позволять клиенту излишнего проявления эмоций. Но, с другой стороны, надо иметь и быть способным проявить долю сострадания.

Оказывая помощь животному, ветеринар должен помнить о добросовестном выполнении своего врачебного долга; гуманно и высоко квалифицированно обращаться с животным; неукоснительно следовать принципам «ветеринарной деонтологии, проявляя нравственное, бережное и милосердное отношение» [4, С. 20].

В настоящее время в ветеринарной отрасли есть значительное число специалистов, которые глубоко неудовлетворены своей профессией. Причиной разочарования отчасти становится несоответствие их собственных представлений о работе и реалий будней ветеринарного врача [12], который не только обследует и лечит зверей, но и работает с их владельцами.

Главным ожиданием вет. врача является уважение со стороны клиентов - хозяев животных. Доктор рассчитывает, что клиенты станут безоговорочно принимать его решения и послушно следовать рекомендациям.

Частым ожиданием клиентов является доступность ветеринарного врача. Многие из них полагают, что лечащий врач их питомца будет с ними на связи круглосуточно. Однако большинство врачей рассчитывают на исполнение своих служебных обязанностей в урочное время; не ожидают подобного потребительского отношения со стороны владельцев животных, и не готовы «прилететь к ним по первому зову» лишь потому, что их питомец - приоритет «number one» в их жизни.

Другим ожиданием клиентов является уровень ухода за животным. У них, как правило, имеются свои собственные мысли и представления о том, какой уровень ухода необходим их любимому питомцу [12]. При этом ветврачу бывает достаточно сложно переубедить их в правильности своих рекомендаций и необходимости их выполнения.

Ветеринару бывает довольно тяжело взаимодействовать с конфликтными клиентами, которые считают своим долгом дать врачу свои «ценные» указания («так моего котика не держите», «не делайте больно моему питомцу», «ему страшно, не надо так обследовать» и т.д.) Всякому специалисту сложно сосредоточится на грамотном выполнении своей работы, если кто-то стоит рядом и дает ему некомпетентные советы.

Особенно трудно приходится ветеринару, когда целью его тесного контакта с владельцем становится выяснение того, что именно беспокоит животное, и назначение правильного обследования. Не редко хозяева животных мешают своей излишней опекой над питомцем, и в конце концов страдает беззащитное животное.

Вопросы психологии профессиональной деятельности освещены в работах А.Н. Белышевой, В.А. Борокиной [3], Е.Н. Ивановой [6], К.Н. Сельченок [8], Л.В. Тарабакиной, Т.Л. Шабановой [11], В. Хубирьянц [12] и многих других. Психологи отмечают, что профессиональное выгорание становится одной из ключевых проблем психического здоровья личности.

Профессиональное выгорание как следствие взаимодействия с трудными клиентами, несет большую угрозу нестабильного психического здоровья ветеринара. Определение путей и способов ее устранения является актуальной проблемой психологической деонтологии.

В настоящее время в постановке и изучении проблемы профессионального выгорания врачей-ветеринаров эффективно используется метод психологической профилактики. Ученые отмечают результативность использования профилактики профессионального выгорания врачей-ветеринаров посредством сотрудничества с клиентами - хозяевами животных. Тем не менее, сфера межличностного взаимодействия ветврачей и клиентов остается недостаточно изучена. Программы, которые объединили бы в себе разнообразные виды психологической профилактики, все еще недостаточно разработаны и исследованы, что свидетельствует об актуальности и важности нашего исследования в области общей психологии и ветеринарной практики.

Исходя из данных, полученных путем опроса врачей - ветеринаров, а также их клиентов - владельцев животных, и на основе обзора источников по проблеме, в статье выделен список рекомендаций для психологической поддержки специалистов - вет. работников и студентов выпускных курсов ветеринарного факультета, с целью профилактики их профессионального выгорания.

Когда Ваше ожидание - уважение со стороны клиентов - владельцев животных.

1. Вы должны принять как должное, что Вашим клиентам доступны самые разные источники информации, и они не в малой степени осведомлены в «премудростях ветеринарной науки». Поэтому они не редко будут проявлять свое недоверие к Вашим доводам, и пытаться предложить «более эффективные» методы лечения для своего любимца.

Вы можете оказаться в такой ситуации, когда, обследуя животное, назначаете самое передовое лечение, а клиент при этом пытается противоречить и оспорить Ваше решение. Например, он с надеждой смотрит на Вас и, пытаясь заставить выслушать его, настойчиво твердит ценную, на его взгляд, информацию, полученную на форумах и из других источников в интернете. И это тем более странно, если учесть, что он пришел к Вам как раз с целью узнать правильный диагноз и получить компетентный совет врача. Лечение, предложенное ему на форуме профессиональными заводчиками, не оказало ожидаемого действия, и животное по-прежнему страдает.

И Вы должны быть готовы к тому, чтобы проявить толерантность в подобных случаях; корректно коммуницировать с клиентом; доступно для его понимания и достойно отстоять свою профессиональную позицию; убедить его в правомерности своих решений.

2. Вокруг нас не мало доброжелательных людей, уверенных, что они обладают широкими познаниями в сфере ветеринарии, всегда готовых поделиться своим бесценным опытом с хозяином животного. И чаще всего клиенты охотно доверяют сомнительным рекомендациям этих людей, полагаясь на их некомпетентные и, порой, ничем не обоснованные доводы.

Владельцам нравится, когда кто-то «знающий» ставит диагноз их подопечным. Как правило, их не сильно заботит то, насколько этот диагноз точный. Коммуникабельные «ветеринары старой школы», в свою очередь, очень любят быть сопричастными делу и ставить неподтвержденные диагнозы. Они искренне уверены, что их «наметанный глаз» точнее любого диагностического теста [12]. Отсутствие ветеринарного образования и недостаток опыта работы с животными не дают им понять, что схожие симптомы могут проявляться при нескольких разных недугах.

Итак, Вам стоит принять к сведению, что поведение и реакции клиентов во многом определены тем, что они склонны доверять людям, которых хорошо знают. Многое зависит и от того, насколько уверенным тоном им сообщают ту или иную информацию [12]. Вы, в свою очередь, должны быть способны и готовы, уверенно и четко разъяснить хозяину животного, что нельзя поставить диагноз в одночасье, руководствуясь отдельными симптомами. Для этого нужно провести обследование и сделать тесты.

Когда ожидание клиента - доступность лечащего ветврача.

3. Некоторые обладатели зверей и птиц будут пытаться остановить Вас на улице, в супермаркете и других общественных местах, ожидая, что Вы с удовольствием обсудите с ними самочувствие их любимого существа. Они способны нагрянуть в клинику за пять минут до окончания работы, рассчитывая на двухчасовую беседу о проблемах со здоровьем у своего подопечного. Другие будут писать Вам на электронную почту, звонить в любое неурочное время, и, если вы не ответите им в течение получаса, могут сильно огорчиться, так как «Вам до них нет никакого дела».

Рекомендуем Вам не принимать подобное проявление «дружелюбия» как повод для излишнего раздражения. Ведь люди всего лишь желают общения с Вами. Отпустите нахлынувшее в первый момент негодование. Оставайтесь приветливы и вежливы в обращении с клиентами. Но в то же время дайте им ясно понять, что всегда готовы с радостью принять своих пациентов, обсудить их проблемы и оказать необходимую помощь в кабинете вет. врача и в специально назначенное для этого время.

4. Многие из нас настолько мило обращаются с животными и услужливо ведут себя с их владельцами, что последние начинают ощущать себя по-настоящему «особенными людьми» С одной стороны, они осознают, что у вас также есть интересы и дела за пределами вет. клиники. Но, с другой стороны, полагают, что Вы обожаете «их собачку или кошечку», и пара неоплаченных часов работы доставит Вам истинное удовольствие. А многие из них убеждены, что, если услуга платная, значит доктор должен осмотреть их безоговорочно сразу же, как только они переступили порог лечебницы, и при этом совсем не важно, что там происходит в этот момент.

5. В силу высокой конкуренции ветеринарного сервиса главным девизом ветеринарного работника всегда остается фраза «клиент всегда прав». Мы стараемся безупречно выполнять нелепые требования и заботимся о том, чтобы клиент чувствовал себя не уязвимым, и все во имя того, чтобы наш бизнес оставался прибыльным [12]. Более того, удовлетворенность клиентов и признание с их стороны, безусловно, подкрепляет чувство собственной ценности ветеринарного врача.

Когда ожидание клиента - надлежащий уровень ухода.

6. Конечно, ветврачи такие же люди, со свойственными им взглядами и амбициями. Не редко собственные амбиции и убеждения начинают преобладать в тот момент, когда врач обследует животное, и иногда не лучшим образом влияют на то, какое лечение и как он рекомендует клиентам. В итоге клиенты покидают ветклинику с чувством неудовлетворенности работой ветеринара, так как тот не захотел прислушаться к их мнению и не сумел подобрать оптимальный вариант лечения для их питомца. Наши представления о надлежащих вмешательствах, которым следует подвергнуть пациента, не редко расходятся с позицией его хозяина [12].

Всегда помните! Наши собственные предпочтения и амбиции не должны превалировать во время работы, так как такой стиль общения не лучшим образом сказывается на ощущениях клиентов и репутации вет. врача. Наши убеждения и амбиции могут доминировать только тогда, когда мы ухаживаем за своим собственным питомцем. В остальных случаях функции ветврача заключаются в том, чтобы поставить диагноз, предложить варианты оптимального лечения и предоставить хозяину животного альтернативу, исходя из его собственных ценностей [12].

Выводы. Итак, в статье рассмотрена актуальная проблема психологической деонтологии в сфере ветеринарной медицины. На основе проведенного опроса и исследования научных источников, выделены и рассмотрены рекомендации для психологической поддержки ветврачей и студентов-выпускников ветеринарных факультетов, и профилактики их профессионального выгорания.

Условия труда врачей ветеринарной отрасли характеризуются значительной степенью ответственности, стресса и переживаниями, как следствие взаимодействия с клиентами - хозяевами животных, которые не редко способствуют доведению эмоционального состояния медработников до критичной точки; а также в связи с возможными неблагоприятными исходами у животных. Метод психологической профилактики должен быть широко и успешно использован для решения и устранения проблем психологической деонтологии в сфере ветеринарии.

Литература:

1. Ахмиров, Н.Х. От медицинской этики к медицинской биоэтике / Н.Х. Ахмиров, В.Ю. Альбицкий, Ф.Т. Нежметдинова // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. - 1999. - N 2. - С. 40.

2. Барабашина, Э.В. Принцип автономии пациента: возможное и действительное / Э.В. Баракбашина. - Вестник Томского государственного университета. - 2019. - № 449. - С. 64-70

3. Белышева, А.Н. Стрессоустойчивость педагогов дошкольного образования / А.Н. Белышева, В.А. Борокина. -Вестник Миниского университета. - 2021. - № 2. - С. 99-108

4. Деонтология: краткий курс лекций для студентов I курса специальности (направления подготовки) 36.05.01 Ветеринария / Сост. И.Ю. Доминицкий // ФГБОУ ВО «Саратовский ГАУ». - Саратов, 2017. - 51 с.

5. Иванова, Е.Н. Эффективное общение и конфликты / Е.Н. Иванова. - СПб., «Эксперимент», 1997. - 74 с.

6. Лопатин, П.В. Биоэтика: учебник для вузов / [П.В. Лопатин, О.В. Карташова]; под ред. П.В. Лопатина. - 4-е изд. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. - 272 с.

7. Мудрова, П.Б. Ветеринарный врач и общество / П.Б. Мудрова, М.Н. Капустянская, М.Н. Балтанова // Вестник современных исследований. - 2019. - 1.14 (28). - С. 38.

8. Прикладная конфликтология. Хрестоматия. Серия: Библиотека практической психологии / сост. К.Н. Сельченок. -Минск: «Харвест» - 624 с.

9. Профессиональная этика врача ветеринарной медицины: учебное пособие / под ред. И.С. Панько. - СПб: «Лань» 2004. - 288 с.

10. Тарабакина. Л.В. Изучение эмоциональной зрелости у преподавателей вузов с позиции системного подхода /Л.В. Тарабакина, Т.Л. Шабанова. - Весник Мининского университета. - 2016. - № 2 (15). - С. 34.

11. Тишина, О.А. Деонтология советского периода отечественной медицины первой половины XX века / О.А. Тишина //Инновационная экономика: Перспективы развития и совершенствования. - 2016 - № 3. - С. 85-89

12. Хубирьянц, В. Ожидания и реальность: ветеринарный врач - клиенты [Электронный ресурс]. - URL.: https://vetmanager.ru/blog/ozhidaniya-realnost-veterinar-protiv-klientov/ (дата обращения: 15.02.2023).

13. Aseeva, I. Transformation of value priorities in the Russian medical ethics and bioethics / I. Aseeva, N. Volokhova // Czech Journal of Social Sciences, Business and Economics. University service publishing. - Volume 4, Issue 1. - 2015. - P. 6-16

Психология

УДК 159.9

кандидат психологических, доцент кафедры психолого-педагогического и естественнонаучного образования Кузнецова Елена Николаевна

Ставропольский филиал

Московского педагогического государственного университета (г. Ставрополь); кандидат психологических наук, доцент кафедры общей и практической психологии и социальной работы Хилько (Швецова) Ольга Владимировна

ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт» (г. Ставрополь)

МАСС-ПРОПАГАНДА В СРЕДСТВАХ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ: ВЛИЯНИЕ НА ГРАЖДАНСКУЮ

ПОЗИЦИЮ НАСЕЛЕНИЯ

Аннотация. Статья посвящена масс-пропаганде как средству социализации населения и её роли в формировании гражданской позиции населения, а также особенностям социалистической и капиталистической пропаганды.

Ключевые слова: масс-пропаганда, психологический кризис, инфантилизм, гендерные психологические комплексы, бэби-бокс, гражданская позиция.

Annotation. The article is devoted to mass propaganda as a means of socialization of the population and its role in shaping the civic position of the population, as well as the features of socialist and capitalist propaganda.

Key words: mass propaganda, psychological crisis, infantilism, gender psychological complexes, baby box, civil position.

Введение. Йозефу Геббельсу, сподвижнику Адольфа Гитлера и, в числе прочих должностей, начальнику управления пропаганды НСДАП, приписывают фразу «Дайте мне средства информации, и я из любого народа сделаю стадо свиней». А вот английская поговорка: «Если ежедневно показывать по ТВ лошадиный зад, то через некоторое время он станет популярным».

Средства массовой информации транслируют в массы поведенческие паттерны, мнения, образ жизни и выполняют функцию воспитания народа, формируют его гражданскую позицию. В предыдущие века воспитательная функция была закреплена за религиозными организациями.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Народу прививался одобряемый образ жизни в церкви, в мечетях, в синагогах, например, внушалось, что у правящей верхушки «власть от бога» и существующее деление на классы справедливо, народ учили смирению и тщательно дозировали знания, которые разрешалось иметь представителям различных классов: до XX века во многих странах до восьмидесяти процентов населения было неграмотно: люди не умели читать и писать [2].

Изложение основного материала статьи. Всеобуч - достижение социализма в СССР, хотя первые шаги для обеспечения всему народу доступа к образованию были сделаны ещё в царской России. В результате получения доступа к образованию для населения в прошлом веке, в четверти стран мира в настоящее время законодательно закреплено право на начальное или на среднее образование. Население стало грамотным и получило возможность пользоваться письменными носителями информации, читать газеты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.