Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ СТУДЕНТОВ ГУМАНИТАРНОГО ПРОФИЛЯ'

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ СТУДЕНТОВ ГУМАНИТАРНОГО ПРОФИЛЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
94
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ / СТУДЕНТ ГУМАНИТАРНОГО ПРОФИЛЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ПОЗИТИВНАЯ ПЕДАГОГИКА / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Крыжевская Наталья Николаевна, Кусакина Елена Аркадьевна

В статье представлены психолого-педагогические условия развития эмоциональной устойчивости студентов, обучающихся по направлению подготовки - 44.03.02 Психолого-педагогическое образование. Автором проведен анализ формируемых компетенций, где эмоциональная устойчивость является необходимым личностным свойством, обеспечивающим готовность выпускника к будущей профессиональной деятельности. Создание специальных психолого-педагогических условий позволит сформировать гармонично развитую личность с устойчивой жизненной позицией, готовой преодолевать жизненные трудности, сохраняя внутреннее самообладание. Анализ научных исследований подтверждает, что сочетание позитивной педагогики и позитивной психологии в образовательном пространстве вуза являются необходимым условием для развития эмоциональной устойчивости студентов. Созданные в вузах психологические лаборатории, службы и центры реализуют программы, позволяющие актуализировать личностный потенциал студентов, формируют качества личности необходимые для позитивного самовосприятия и гармоничного взаимодействия с окружающим миром. Организация учебно-воспитательного процесса с соблюдением принципов позитивной педагогики обеспечивает становление не только высокопрофессионального специалиста, но и способствует формированию позитивной личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Крыжевская Наталья Николаевна, Кусакина Елена Аркадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR THE DEVELOPMENT OF EMOTIONAL STABILITY OF STUDENTS HUMANITARIAN PROFILE

The article presents the psychological and pedagogical conditions for the development of emotional stability of students studying in the field of training - 44.03.02 Psychological and pedagogical education. The author conducted an analysis of the competencies being formed, where emotional stability is a necessary personal property that ensures the graduate's readiness for future professional activity. The creation of special psychological and pedagogical conditions will make it possible to form a harmoniously developed personality with a stable life position, ready to overcome life difficulties while maintaining inner self-control. The analysis of scientific research confirms that the combination of positive pedagogy and positive psychology in the educational space of the university is a necessary condition for the development of emotional stability of students. Psychological laboratories, services and centers established at universities implement programs that allow students to actualize their personal potential, form the qualities of personality

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ СТУДЕНТОВ ГУМАНИТАРНОГО ПРОФИЛЯ»

Поэтому первичная профилактика никотиновой зависимости среди обучающихся должна осуществляться в первую очередь на уровне семьи и школы. Родители должны вести здоровый образ жизни и быть примером и эталоном для подражания для своих детей, а не наоборот.

В общие методы первичной психолого-педагогической профилактики никотиновой зависимости в системе образования можно включить:

1) метод косвенной и скрытой психолого-педагогической профилактики;

2) выявление среди обучающихся лидеров, активное их приобщение к данному виду деятельности с использованием их творческого потенциала;

3) приобщение обучающихся и их родителей к внеурочной физкультурно-спортивной, физкультурно-оздоровительной, спортивно-массовой деятельности.

В качестве средства профилактики могут выступить: лекция, беседа, дискуссия, видео-лекторий, профилактический тренинг, игра, квесты, брей-ринг, акция, флешмоб, арт-встреча, баттл, эстафета и т. д. При этом в зависимости от цели и поставленных задач они могут являться как методами (формирование определенных ЗУНов), так и средствами (способ достижения) профилактики никотиновой зависимости в школе.

Литература:

1. Левшин, В.Ф. Табакизм. Патогенез, диагностика и лечение: руководство для врачей / В.Ф. Левшин. - М.: ИМА-ПРЕСС, 2012. - 125 с.

2. О состоянии санитарно-эпидемиологического благополучия населения в Российской Федерации в 2021 году: Государственный доклад. - М.: Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, 2022. - 340 с. - URL: https://www.rospotrebnadzor.ru/upload/iblock/594/.

3. Салагай, О.О. Анализ структуры и динамики потребления табака и никотинсодержащей продукции в Российской Федерации в 2019-2022 гг. / О.О. Салагай, Н.С. Антонов, Г.М. Сахарова // Профилактическая медицина. - 2022. - 25(9). -С. 15-23

4. Солдатова, С.В. Первичная профилактика употребления психоактивных веществ в образовательных организациях: Учебно-методическое пособие. - 2-е изд., испр. и доп. / С.В. Солдатова. - Орехово-Зуево: Редакционно-издательский отдел ГГТУ, 2018. - 152 с.

Психология

УДК 159.9

кандидат психологических наук Крыжевская Наталья Николаевна

Ставропольский филиал федерального государственного казенного образовательного учреждения высшего образования «Краснодарский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации» (г. Краснодар); кандидат психологических наук, доцент Кусакина Елена Аркадьевна Федеральное казенное образовательное учреждение высшего образования «Пермский институт федеральной службы исполнения наказаний» (г. Пермь)

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ

СТУДЕНТОВ ГУМАНИТАРНОГО ПРОФИЛЯ

Аннотация. В статье представлены психолого-педагогические условия развития эмоциональной устойчивости студентов, обучающихся по направлению подготовки - 44.03.02 Психолого-педагогическое образование. Автором проведен анализ формируемых компетенций, где эмоциональная устойчивость является необходимым личностным свойством, обеспечивающим готовность выпускника к будущей профессиональной деятельности. Создание специальных психолого-педагогических условий позволит сформировать гармонично развитую личность с устойчивой жизненной позицией, готовой преодолевать жизненные трудности, сохраняя внутреннее самообладание. Анализ научных исследований подтверждает, что сочетание позитивной педагогики и позитивной психологии в образовательном пространстве вуза являются необходимым условием для развития эмоциональной устойчивости студентов. Созданные в вузах психологические лаборатории, службы и центры реализуют программы, позволяющие актуализировать личностный потенциал студентов, формируют качества личности необходимые для позитивного самовосприятия и гармоничного взаимодействия с окружающим миром. Организация учебно-воспитательного процесса с соблюдением принципов позитивной педагогики обеспечивает становление не только высокопрофессионального специалиста, но и способствует формированию позитивной личности.

Ключевые слова: эмоциональная устойчивость, студент гуманитарного профиля, образовательный стандарт, психолого-педагогические условия, позитивная педагогика, психологическая лаборатория.

Annotation. The article presents the psychological and pedagogical conditions for the development of emotional stability of students studying in the field of training - 44.03.02 Psychological and pedagogical education. The author conducted an analysis of the competencies being formed, where emotional stability is a necessary personal property that ensures the graduate's readiness for future professional activity. The creation of special psychological and pedagogical conditions will make it possible to form a harmoniously developed personality with a stable life position, ready to overcome life difficulties while maintaining inner self-control. The analysis of scientific research confirms that the combination of positive pedagogy and positive psychology in the educational space of the university is a necessary condition for the development of emotional stability of students. Psychological laboratories, services and centers established at universities implement programs that allow students to actualize their personal potential, form the qualities of personality

Key words: emotional stability, humanitarian student, educational standard, psychological and pedagogical conditions, positive pedagogy, psychological laboratory.

Введение. Система высшего профессионального образования на современном этапе развития предъявляет серьезные требования к квалификации выпускника. При реализации федерального государственного образовательного стандарта высшего образования образовательная организация создает необходимые условия для формирования универсальных, общепрофессиональных и иных компетенций.

В соответствии со стандартом бакалавриат по направлению подготовки - 44.03.02 Психолого-педагогическое образование выпускник обязан осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с нормами профессиональной этики, организовывать совместную индивидуальную и групповую деятельность, осуществлять деловые коммуникации и

педагогическую деятельность. Каждая из компетенций предполагает в обязательном порядке наличие эмоциональной устойчивости как качества личности. Кроме этого, специалист данного профиля должен обладать навыками анализа собственной деятельности и способностью контролировать стабильность своего эмоционального состояния в работе с детьми. Опираясь на ФГОС ВО одним из показателей наличия психолого-педагогических условий для развития эмоциональной устойчивости является предоставление обучающимся возможности решения всех типов профессиональных задач: педагогических, методических, проектных, организационно-управленческих, культурно-просветительских и сопровождения. Педагогические условия рассматриваются как реализация в образовательном пространстве вуза содержания, форм и методов (приемов) в процессе педагогического взаимодействия между всеми участниками учебно-воспитательного процесса. Иными словами, образовательный стандарт создает необходимые педагогические условия для постановки и решения поставленных задач по формированию и развитию личности студента.

Изложение основного материала статьи. Психолого-педагогические условия развития эмоциональной устойчивости включают в себя учет индивидуально-психологических особенностей, обучающихся и преподавателей, создание благоприятной, комфортной среды для конструктивного взаимодействия в процессе общения, готовность субъектов образовательного процесса к реализации специальных психотехнологий по развитию эмоциональной устойчивости студентов. Как отмечается в научных исследованиях в гуманитарном образовании возрастает проблема негативного изменения в эмоциональной сферы личности [2. С. 112]. Во многом, по мнению исследователя это связано с профессионально-личностным самоопределением студентов. Представления о будущей профессии в процессе обучения меняются и не соответствуют ожиданиям, в связи с этим накапливается тревожность, агрессивность появляются первые признаки нервно-психической неустойчивости. Одним из условий для развития эмоциональной устойчивости студентов является создание в вузе психологических лабораторий, центров, служб и иных структурных подразделений. Так, в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования «Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет» создана лаборатория психологии образования и медиапсихологии, целью которой является развитие психологической практики актуализации личностного потенциала и гармонизации отношения студентов с окружающими. В рамках специальных встреч со студентами происходит освоение психотехник по раскрытию профессионального образа и овладению приемов позитивного самовосприятия. В Вятском государственном университете функционирует психологическая служба, «которая оказывает содействие по формированию

гармоничной личности, позитивного образа жизни обучающихся......, созданию позитивной мотивации к обучению...»

[6. С. 3]. Одной из задач психологической службы университета является формирование и организация позитивной социальной ситуации развития субъектов образовательного процесса в вузе. Сотрудники службы осуществляют все виды деятельности: просвещение, консультирование, диагностика, профилактика и коррекция. Необходимо отметить, что одной из функций является психологическая коррекция эмоциональных нарушений студентов на различных этапах освоения образовательной программы. Кроме традиционных направлений в деятельности психологов высшей школы возможна реализация специально-разработанных программ по развитию эмоциональной устойчивости, которая включает в себя психодиагностику, просвещение и коррекцию необходимых личностных проявлений в процессе групповой работы. Рассмотрим содержание и структуру реализуемой психотехнологии, которая является основной в обеспечении психологических условий развития эмоциональной устойчивости как интегративного свойства личности, которое обеспечивает психологическое благополучие личности студента. Реализуя программу, психологи ставят перед собой три взаимосвязанных задачи: развитие системы представлений в результате организации и проведения мини-лекционных занятий; проведение специальных упражнений направленных на развитие основных компонентов эмоционального устойчивости (интеллектуальный, мотивационный, волевой и поведенческий); создание специальных условий в рамках различных направлений деятельности вуза. Элементы программы могут быть использованы в преподавании цикла занятий психолого-педагогического содержания, в рамках спецкурсов и занятий с профессорско-преподавательским составом. Диагностика студентов направлена на изучение изначального уровня сформированности компонентов эмоциональной устойчивости. С этой целью можно использовать следующих психодиагностический инструментарий: методика изучения уровня тревожности студентов Дж. Тейлор (адаптация М.В. Рябых); личностный многофакторный опросник (16^); методика экспресс-диагностики уровня психоэмоционального напряжения и его источников (О.С. Копина, Е.А. Суслова, Е.В. Заикин) и др.. В рамках теоретического цикла студенты определяют феноменалогию изучаемого свойства. В завершении реализации программы особого внимания заслуживает практический блок, на котором осуществляется индивидуальная и групповая коррекция, консультирование и просвещение по аспектам, не прошедшим переосмысление и принятие участниками тренингов. Так, например, в сочинении «Самый счастливый период в жизни.», участникам необходимо описать различные сценарии в жизни, приносящие успех, радость, удовольствие, проблемные ситуации, которые удавалось разрешить с помощью позитивного мышления. Студентам предоставлена возможность самостоятельно проработать ряд тем, подготовить интересные, на их взгляд, вопросы для обсуждения и представить их для групповой дискуссии, подготовить эссе и в процессе выполнения домашнего задания стать модератором на социально-психологическом тренинге.

Позитивная психология представляет собой направление, которое включает в себе техники и приемы по развитию качеств личности, позволяющие накапливать жизненную энергию, преодолевать трудности, управлять психическим состоянием. Все участники образовательного процесса по мере своих возможностей, которые определены должностными полномочиями должны использовать элементы позитивной психологии в отношении студентов.

Не вызывает сомнения, что в вузе осуществляется необходимое психологическое сопровождение и создаются психологических условия, обеспечивающие психическое, личностное и социальное развитие субъектов образовательного процесса.

Одним из условий развития эмоциональной устойчивости студентов является использование в образовательном пространстве вуза положений позитивной педагогики, которая будет выступать существенным дополнением к использованию практического инструментария позитивной психологии. Позитивная педагогика в понимании исследователей позволяет пересмотреть образовательный подход, где важным является не академический уровень знаний студентов, а внутренняя гармония личности. Некоторые сторонники позитивной педагогики отмечают целесообразность использования позитивной психологии в образовательном процессе, дополняя необходимость высокого уровня знаний. Использование методов позитивной психологии в развитии эмоциональной устойчивости студентов возможно в случаи модернизации образовательного процессе вуза, где происходит смещение с субъект-объектной парадигмы на субъект-субъектную. Как отмечает в своем исследовании С.В. Колесова, позитивная педагогика предоставляет возможность личности управлять своими отрицательными чертами личности, самосовершенствоваться и выстраивать продуктивную стратегию взаимодействия [3. С. 235]. Необходимо отметить, что именно в рамках позитивной педагогики, возможно согласование с принципами позитивной психологии. Внимательный подход к студентам, снижение груза ответственности за ошибки и неудачи, наличие «обратной связи», «эффективного поощрения» способствует психологическому

благополучию обучающегося. Рассматривая позитивную педагогику как условие развития эмоциональной устойчивости студентов на различных этапах овладение профессией в образовательном пространстве вуза можно говорить о становлении и развитии позитивной личности. Важнейшим элементом в создание психолого-педагогических условий является учет принципов позитивной педагогики в организации образовательного процесса. Так в принципе уважения и принятия студента отражается способность педагогов принимать и в корректной форме корректировать недостатки обучающихся, не использовать в учебно-воспитательном процессе сарказм, агрессивность, надменность и предвзятость. Как совершенно справедливо заметил Г. Мюнстерберг, - «Садовод любит свои тюльпаны и ненавидит сорную траву. А для ботаника сорная трава - такое же настоящее растение, следовательно, такое же важное, как самый красивый цветок». Для педагога, как для ботаника все обучающиеся представляют ценность и заслуживают уважения, независимо от каких-либо социальных или психологических особенностей. Принцип поддержки заключается в подчеркивании самых незначительных успехов студентов. Несовпадение уровня притязаний и реальных возможностей в освоении студентами образовательной программы приводит к неадекватной самооценке, повышенной тревожности, скованности и эмоциональным срывам. В процессе педагогического общения очень важно заметить достижение студента, обратить на него внимание и создать условия для самоутверждения. Соблюдение принципа справедливости и ответственности позволяет педагогам признавать свои ошибки и брать на себя ответственность за свои действия и слова. Студенты отличаются не толь уровнем академических знаний, но и особенностями нервной системы. Обязательный учет психических особенностей (ригидность мышления, тревожность, слабость нервной системы, неуверенность в себе) в учебном процессе должен стать основной методической работы. Принцип индивидуальности отражает личную мотивацию педагога высшей школы к повышению качества образовательного процесса. Останавливаясь, на основных принципах позитивной педагогики, необходимо отметить, что основная ее задача заключается в раскрытии позитивных возможностей студентов. Осознание студентом потребности в позитивном мышлении, позитивном восприятии себя и окружающих несомненно раскроет возможности самосовершенствования как личности и саморазвития как будущего специалиста и профессионала.

В научных исследованиях при выявлении психолого-педагогических условий прослеживается смежность подходов. Так, в диссертационном исследовании М.Ю. Буславева отмечает, что развитие эмоциональной устойчивости возможно лишь в результате проведения специально организованной работы. Первоначальным является выделение критериев, показателей и уровней эмоциональной устойчивости студентов колледжа, учет индивидуальных особенностей студентов, создание стимулирующей среды психолого-педагогического взаимодействия субъектов образовательного процесса. Кроме этого одним из обязательных условий является реализация научно-обоснованной модели формирования эмоциональной устойчивости студентов [1. С. 15].

Рассматривая педагогические условия эффективного формирования эмоциональной устойчивости студентов-психологов В.Е. Медведева выделила 3 основные группы: организационно-педагогические (использование педагогики сотрудничества и принципов личностно-ориентированного подхода); субъектно-личностные (учет индивидуальных особенностей); практико-ориентированные (учет профессиограммы и ориентация на будущую профессиональную деятельность) [5. С.12].

Особый интерес для нашей темы вызывает научный труд А.А. Черниковой, в котором указывается, что формирование эмоциональной устойчивости возможно в случаи создания специальных условий на всех этапах освоения образовательной программы. Очень важным является формирование установки и готовности к будущей педагогической деятельности, личная заинтересованность студентов в развитии эмоциональной устойчивости, поэтапное измерение с помощью методов психодиагностики изначального уровня сформированности всех компонентов и обязательное педагогическое общение в рамках педагогики сотрудничества [8. С. 10].

С. М. Хапачева при изучении эмоциональной устойчивости студентов психологов определила, что необходимо в преподавание дисциплин включать специальные блоки, содержащие техники развития эмоциональной устойчивости. В процессе преподавания дисциплин других циклов необходимо создавать условия по применению интерактивных методов обучения и воспитания. Неотъемлемой частью развития эмоциональной устойчивости является личная заинтересованность самих студентов-психологов и использование техник самопознания и саморазвития [7. С. 4858].

Разделяя выше обозначенную позицию, А.А. Крехова, обосновывает необходимость использование предметных областей дисциплин психологического и педагогического профиля в развитии эмоциональной устойчивости. В рамках психологического сопровождения необходимо проводить социально-психологические тренинги с целью формирования профессионально-значимых качеств. Как отмечается в ранее представленных исследованиях, развитие эмоциональной устойчивости невозможно без четкой и осознанной позиции студентов на самореализацию в профессии [4, С. 147].

Интересен подход Т.Л. Шабановой в организации психолого-педагогических условий формирования эмоциональной устойчивости студентов в процессе обучения. По мнению автора, профессорско-преподавательский состав при организации учебно-воспитательного процесса должен использовать приемы и методы актуализирующие положительные эмоции, в особенности в ситуации неудач. В ситуации успеха и достижении результатов по отношению к себе необходимо использовать одобрение и поощрение. В годовой план деятельности вуза по психологическому сопровождению необходимо включать обучающие программы - тренинги по формированию компонентов эмоциональной устойчивости студентов, начиная с первого курса [9. С. 1715].

Сущность психолого-педагогических условий определяется содержанием формируемого качества личности студента и возможностями вуза по достижению поставленной цели. Для использования позитивной психологии как инструментария в развитии личности студента неотъемлемой частью является построение позитивного педагогического процесса, в котором усвоение компетенций происходит одновременно с достижением психологического благополучия и стабильности, одним из показателей которого является эмоциональная устойчивость.

Выводы. Анализ проведенных нами исследований по проблеме создания психолого-педагогических условий в вузе, способствующих развитию эмоциональной устойчивости будущих специалистов подтверждает их эффективность в развитии и становлении гармоничной личности, готовой противостоять эмоциогенным ситуациям и, опираясь на личностный потенциал быть социализированной в обществе. Одним из условий, которое заслуживает особого внимания, в контексте нашего исследования, является обязательное функционирование в вузе специальных структурных подразделений, обеспечивающих профессионально-личностное становление будущих специалистов. Реализация специальных психотехнологий сотрудниками психологических лабораторий и служб позволит осуществить целенаправленное воздействие на психоэмоциональную сферу личности студента. Использование профессорско-преподавательским составом в своей педагогической деятельности принципов позитивной педагогики позволит раскрыть потенциал студентов, будет способствовать поиску у обучающихся позитивного в самом себе и окружающих, создаст в системе межличностных отношений атмосферу человечности, добра, искренности и любви. Процесс обучения в рамках позитивной педагогики возможен лишь при условии готовности самого педагога, то есть наличием необходимых профессиональных качеств и уровня мотивации к педагогической деятельности с соблюдением принципа гуманизма. Основой позитивного воспитания

выступают такие важные аксиомы как, уважение к личности студента, признание право на ошибку и желание видеть ребенка хорошим, несмотря на его поведение. Позитивное педагогическое восприятие образовательного процесса является необходимым условием развития эмоциональной устойчивости студентов гуманитарного профиля и способствует формированию позитивной личности готовой на высоком уровне реализовывать свои профессиональные знания.

Литература:

1. Буслаева, М.Ю. Психолого-педагогические условия формирования эмоциональной устойчивости студентов педагогического колледжа: автореферат. дис. .. канд.пед.наук: 19.00.07 / Буслаева Марина Юрьевна. - Челябинск, 2009. - 24 с.

2. Калинина, Т.В. Формирование эмоциональной устойчивости студентов в условиях вузовского образования / Т.В. Калинина, М.Б. Колесникова // Современные исследования социальных проблем. - 2016. - №3. - С. 109-115

3. Колесова, С.В. Позитивная педагогика: постановка проблемы / С.В. Колесова // Мир науки, культуры, образования. - 2013. - №6. - С. 234-237

4. Крехова, А.А. Психолого-педагогические условия формирования эмоциональной устойчивости будущего психолога / А.А. Крехова // Материалы XI Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум». - 2019. - URL: https://scienceforum.ru/2019/article/2018015011 (дата обращения: 01.02.2023).

5. Медведева, В.Е. Педагогические условия формирования эмоциональной устойчивости студентов -психологов: автореферат. дис. .. канд.пед. наук: 19.00.07 / Медведева Вера Евгеньевна. - Орел, 2011. - 24 с.

6. Положение о психологической службе ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет». - 2019. - URL: https://www.vyatsu.ru/files/admin_ftp/pdf_departments/Polozhenie_PsichSluzhba.pd. (дата обращения: 02.02.2023).

7. Хапачева, С.М. Психолого-педагогические условия формирования эмоциональной устойчивости будущего психолога / С.М. Хапачева // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2014. - URL: http://e-koncept.ru/2014/55236.htm (дата обращения: 01.2023).

8. Черникова, А.А. Психолого-педагогические условия развития эмоциональной устойчивости будущего учителя: автореферат. дис. .. канд.пед. наук: 19.00.07 / Черникова Алла Анатольевна. - Барнаул, 2009. - 23 с.

9. Шабанова, Т.Л. Психолого-педагогические условия формирования эмоциональной зрелости у студентов в процессе обучения в вузе / Т.Л. Шабанова, И.В. Лебедева // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2015. - URL: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=8226 (дата обращения: 29.01.2023).

Психология

УДК 159.922.72

учитель начальных классов/логопед Кузичева Василина Александровна

Государственное казенное общеобразовательное учреждение

«Школа-интернат № 65 для слабослышащих» (г. Нижний Новгород);

кандидат педагогических наук, доцент Цветкова Светлана Евгеньевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород);

старший преподаватель Быкова Лилия Марсовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ ВРАЧЕЙ-ВЕТЕРИНАРОВ КАК СЛЕДСТВИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С

ТРУДНЫМИ КЛИЕНТАМИ - ХОЗЯЕВАМИ ЖИВОТНЫХ

Аннотация. В условиях роста востребованности профессии ветеринара в современном социуме актуальной проблемой психологической деонтологии в сфере ветеринарии является профессиональное выгорание врачей - ветеринаров. Целью статьи является определение способов и средств решения проблемы профессионального выгорания врачей-ветеринаров, как следствия их взаимодействия с трудными клиентами - хозяевами животных. В теоретической части освещена проблема медицинской деонтологии, изложены принципы медицинской этики; дан обзор трудов по вопросам этики ветеринарной медицины и в области психологии профессиональной деятельности; подчеркнута значимость проблемы профессионального выгорания врачей-ветеринаров и поиска путей ее устранения. В результатах исследования представлен рекомендации для психологической поддержки специалистов ветеринарной отрасли и студентов выпускных курсов ветеринарного факультета с целью профилактики их профессионального выгорания. В заключение подведен итог, сделаны основные выводы проведенного исследования.

Ключевые слова: врачи ветеринарной медицины, клиенты - хозяева животных; профессиональное выгорание; медицинская деонтология; профилактика; рекомендации для психологической поддержки.

Annotation. In the context of the growing demand for the profession of a veterinarian in modern society, the actual problem of psychological deontology in the field of veterinary medicine is the professional burnout of doctors-veterinarians. The purpose of the article is to identify the ways and means of solving the problem of professional burnout of veterinarians as a result of their interaction with difficult clients - pet owners. The theoretical part covers the problem of medical deontology, outlines the principles of medical ethics; a review of works on the ethics of veterinary medicine and in the field of psychology of professional activity is given; the importance of the problem of professional burnout of veterinarians and the search for ways to eliminate it is emphasized. The results of the study present the recommendations for psychological support for veterinary specialists and graduate students of the veterinary faculty in order to prevent their professional burnout. In conclusion, the results are summarized, the main conclusions of the study are made.

Key words: veterinarians, clients - pet owners; professional burnout; medical deontology; prevention; recommendations for psychological support.

Введение. В условиях возрастания роли и востребованности профессии ветеринара в современном социуме актуальной проблемой психологической деонтологии в сфере ветеринарии является профессиональное выгорание врачей -ветеринаров, как следствие их взаимодействия с трудными клиентами - владельцами животных.

Благополучие домашних питомцев играет важную роль в жизни их владельцев, жителей небольших городов и современных мегаполисов. Хозяева животных трепетно относятся к здоровью своих подопечных, и в этом смысле многое зависит от достойного ветеринарного сервиса и компетентного, преданного своему делу «доктора Айболита». Однако поиски хорошего специалиста и стоимость ветеринарной помощи зачастую не оправдывают надежд, причиняют много

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.