2. Петраш, Е.А. Социально-психологическая адаптация личности в структуре профессиональной идентичности на разных этапах профессионализации: автореферат дис. ... канд. психол. наук: 19.00.05 / Петраш Екатерина Анатольевна. -Курск, 2009. - 28 с.
3. Поваренков, Ю.П. Психологическая характеристика профессиональной идентичности субъекта труда / Ю.П. Поваренков // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. - 2014. - Том 20. - № 3. - С. 9-16
4. Фетискин, Н.П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп: Учеб. пособие для студентов вузов / Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов. - Москва: Изд-во Ин-та Психотерапии, 2002. - 488 с.
5. Шнейдер, Л.Б. Личностная, гендерная и профессиональная идентичность: теория и методы диагностики / Л.Б. Шнейдер. - Москва: Московский психолого-социальный институт, 2007. - 128 с.
6. Шнейдер, Л.Б. Профессиональная идентичность: теория, эксперимент, тренинг: Учеб. пособие / Л.Б. Шнейдер. -Москва: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2004. - 600 с.
Психология
УДК 159.9
кандидат психологических наук Крыжевская Наталья Николаевна
Федеральное государственное казенное образовательное учреждение высшего образования «Краснодарский университет МВД России Российской Федерации» (г. Ставрополь); кандидат психологических наук, доцент Кусакина Елена Аркадьевна Федеральное казенное образовательное учреждение высшего образования «Пермский институт федеральной службы исполнения наказаний» (г. Пермь)
ВОЗМОЖНОСТИ ПОЗИТИВНОЙ ПСИХОЛОГИИ В РАЗВИТИИ ЭМОЦИНАЛЬНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ
СТУДЕНТОВ
Аннотация. В статье представлен анализ зарубежных и отечественных психотехнологий развития эмоциональной устойчивости студентов в образовательном пространстве вуза. Подчеркивается актуальность и значимость эмоционального благополучия обучающихся в достижении учебно-профессиональных целей на этапе овладения профессией. Изменения, происходящие в стране, внесли существенные коррективы в систему высшего образования. Автор подчеркивает значимость психологического сопровождения развития личности студента, обладающего способностью оценивать степень влияния стрессогенных факторов на внутреннее эмоциональное состояние, а также адекватно реагировать на них. Используемые отечественные и зарубежные программы психологического воздействия на эмоциональную сферу обучающихся формируют позитивный эмоциональный настрой, укрепляют социальные отношения, повышают чувство собственной значимости. Создание специальных психолого-педагогических условий в высшей школе позволит использовать позитивную психологию в развитии эмоциональной устойчивости студентов.
Ключевые слова: позитивная психология, эмоциональная устойчивость, социально-психологический тренинг, психологические интервенции, психологическое благополучие, студент.
Annotation. The article presents an analysis of foreign and domestic psychotechnologies for the development of students' emotional stability in the educational space of the university. The relevance and importance of the emotional well-being of students in achieving educational and professional goals at the stage of mastering a profession is emphasized. The changes taking place in the country have made significant adjustments to the system of higher education. The author emphasizes the importance of psychological support for the development of the student's personality, who has the ability to assess the degree of influence of stress factors on the internal emotional state, as well as adequately respond to them. The used domestic and foreign programs of psychological impact on the emotional sphere of students form a positive emotional mood, strengthen social relations, increase the sense of self-worth. The creation of special psychological and pedagogical conditions in higher education will allow the use of positive psychology in the development of students' emotional stability.
Key words: positive psychology, emotional stability, socio-psychological training, psychological interventions, psychological well-being, student.
Введение. Подготовка будущих специалистов в системе высшего профессионального образования, обладающих необходимым уровнем психологического благополучия, является одной из ведущих задач вуза. Позитивная психология в России за последнее десятилетие приобрела статус научной психологии, имеющей ряд положений, которые позволяют говорить о ее актуальности и практической значимости. Позитивная психология, в отличие от традиционной, изучает особенности личности, которые являются базовыми для индивида и построения субъективно счастливой жизненной стратегии. Ситуация в стране существенным образом изменила привычную жизнь студентов. Несмотря на то, что сфера высшего образования пострадала менее всего от пандемии COVID-19, вузы столкнулись с существенными проблемами. Система образования строится на тесной связи, непосредственном общении и установлении взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса. Дистанционный формат обучения лишает студентов возможности получить ответы на все возникающие вопросы при освоении образовательной программы. В свою очередь профессорско-преподавательский состав не имеет возможности осуществлять индивидуально-воспитательную работу, кроме этого ряд прикладных дисциплин, естественно-научного и технического профиля не возможны для освоения в онлайн-формате. Коренным образом на некоторые направления образовательного процесса повлияли Западные санкции, которые были введены в результате военной специальной операции. Так, сегодня Российские студенты не имеют возможности опубликовывать результаты своих научных достижений в изданиях международного уровня. Прекратилась практика обмена студентами в рамках международного сотрудничества, в связи с этим прекратился приток иностранных студентов. Российские студенты, проходившие обучение на международных онлайн-площадках, исключены из списков, обучающихся без права последующего восстановления. Закрываются международные проекты, научные мероприятия и денонсируются соглашения о сотрудничестве.
Процесс вузовского обучения в связи с серьезными экономическими и политическими изменениями в стране сопровождается повышенным уровнем психоэмоциональной напряженности, стрессогенности и тревожности. Вполне закономерным становится появление у студентов неуверенности в завтрашнем дне, чувства неопределенности и раздражительности. Возникающие кризисы в студенческом возрасте предъявляют серьезные требования к внутренним психологическим ресурсам личности, в том числе и к эмоционально-волевой сфере. Как известно, студенческий возраст
является наиболее сенситивным к развитию эмоциональной устойчивости, как важнейшего показателя психического здоровья студента и соответственного, определяющего результативность академической успеваемости. В связи с этим возникает необходимость внедрения в деятельность психологической службы вуза современных эффективных психотехнологий по развитию эмоциональной устойчивости студентов. Программы, методы и тренинги используемые в рамках позитивной психологии направлены на актуализацию сильных сторон личности, конструирование позитивных мыслей, развитие способности анализировать свой опыт, осуществлять поиск решений в сложных жизненных ситуациях и создавать условия для реализации положительных эмоций. В зарубежной практике широко используются групповые и индивидуальные активности - психологические интервенции, направленные на активизацию положительных эмоций, формирование социально-одобряемого поведения, а также стимулирование психологического благополучия.
Эмоциональная устойчивость является ведущим интегративным свойством эмоциональной сферы личности студента, которое позволит достигать поставленных учебно-профессиональных задач гибко реагируя на сложные стрессовые ситуации.
Изложение основного материала статьи. М.Ю. Буславева разработала спецкурс «Формирование эмоциональной устойчивости студентов педагогического колледжа», который представляет собой взаимосвязь трех блоков. В первом осуществляется диагностика по определения уровня сформированности личностных качеств, в том числе эмоциональной устойчивости. В рамках второго блока студентам была предложена серия лекционных и семинарских занятий, дискуссии. В третий блок были включены тренинги повышающие уровень компонентов эмоциональной устойчивости: эмоциональный, мотивационный, волевой и когнитивный [1. С. 115]. Аналогичная программа предложена в монографическом исследовании В.И. Долговой и Г.Ю. Гольевой, где в практическом блоке, кроме социально-психологического тренинга, авторами используется тренинг прогрессивной мышечной релаксации, аутогенная тренировка, индивидуальные и групповые консультации. С учетом, того что программа предназначена для специалистов-психологов, которые в будущем будут осуществлять профилактику психического неблагополучия и психологической безопасности личности, программа рассчитана на 78 академических часов [2. С. 145].
В работе С.М. Хапачевой для формирования эмоциональной устойчивости рекомендованы аутогенные и релаксационные упражнения, коммуникативный тренинг и тренинг психорегуляции. Приоритетной психотехнологией в работе исследователя является тренинговый метод, в рамках которого у студентов формируются образцы профессионального поведения, адекватные своим возможностям и способностям, в том числе в выборе тактики конструктивного поведения в конфликтных и эмоционально-напряженных ситуациях. Система упражнений, включенных в тренинг психорегуляции способствовала снижению возбуждения и восстановлению внутренних психологических ресурсов, овладению физиологическим потенциалом [8. С. 4858].
В диссертационном исследовании Ю.А. Рокицкой «Развитие адаптационного потенциала эмоциональной устойчивости в профессиональном самоопределении студентов» автором необходимость коррекционно-развивающей деятельности как психолого-педагогического условия адаптационного потенциала эмоциональной устойчивости студентов, где ведущая роль отводится использованию психогимнастики, психотерапевтическим и консультативным техникам, психодиагностическим процедурам и техникам саморегуляции [6. С. 175].
Интересны результаты исследования Третьякова А.А. на тему «Технология повышения устойчивости студентов к нервно-эмоциональному напряжению в процессе образовательной деятельности с использованием средств физической культуры», в котором выдвигается положение, что одним из эффективных средств снижения эмоционального напряжения является двигательная активность и физическая нагрузка. Автором предлагается в качестве технологии психофизические тренинги, которые содержат сложно-координированные упражнения, упражнения статической направленности и гимнастику для глаз, что позволит улучшить функциональное и психологическое состояние [7. С. 221].
Предложенная модель воспитания эмоциональной устойчивости юных спортсменов в области пулевой стрельбы Завирохина Д.С. включает в себя развивающую диагностику, диагностику индивидуальных особенностей на уровне психофизиологических задатков способностей и на уровне различных компонентов готовности к их развитию, а также техники по развитию психических процессов и свойств личности [3. С. 18].
Несмотря на длительный и сложный путь своего становления в научном мире на сегодняшний день методы позитивной психологии достаточно широко используются в психологической практике. Особенно широко в зарубежной научной литературе представлены практические методики и упражнений в виде позитивных психологических интервенций, которые выступают элементом педагогического воздействия на личность в образовательном пространстве. Программы, методы психологического воздействия и тренинги направлены на в первую очередь на эмоциональную сферу личности обучающихся. Возникающие положительные эмоции связаны с социально-одобряемым позитивным поведением и оптимистичным восприятием действительности. Как отмечает А.А. Реан, «используемые в образовательном пространстве вуза позитивные психологические интервенции положительно стимулируют психологическое благополучие через воздействие на личностные характеристики индивидов, формируя такие аспекты жизнедеятельности, как позитивные эмоции, вовлеченность и занятость делом, приносящим удовольствие, социальные взаимоотноешния, самооценка, чувство собственной значимости, смысл жизни и достижения» [5. С. 40].
Рассмотрим позитивные психологические программы, используемые в зарубежной практике. Методика «Визит благодарности» (Froh, Yurkewicz, Kashdan, 2009) является универсальной позитивной психологической интервенцией. Участникам предлагается написать письмо в форме обращения, в котором необходимо выразить благодарность человеку, к котором обращается автор. Смысл метода заключается в формировании позитивного эмоционального настроя, укрепления социальных отношений, которые напрямую связаны с психологическим благополучием. Позитивная психологическая интервенция «Прийти в норму» способствует повышению психологического благополучия и устойчивости всех участников образовательного процесса. Программа направлена на овладение социальными и эмоциональными навыками и умениями выявлять и контролировать положительные эмоции, выстраивая при этом позитивные отношения со всеми субъектами. Р. Стернберг разработал «Курс обучения мудрости», который направлен на формирование правильной системы ценностей, необходимых качеств личности для достижения поставленной цели. Реализация программы предполагает развитие критического и позитивного мышления. В программе «Уроки индивидуального благополучия» (Boniwell, Osin, Martinez, 2016) акцент сделан на социальных проблемах без концентрации внимания на психологическом благополучии. На протяжении 36 академических часов обучающиеся получали представление о таких понятиях как «счастье», «позитивные взаимоотношения», «положительные эмоции». Позитивная психологическая интервенция - Программа устойчивости Пенна (The Penn Resiliency Program, PRP), получившая широкое распространение во многих европейских странах и США, включает в себя техники когнитивного рефреймнга. В процессе занятий происходит перестройка механизмов восприятия и мышления, которые способствуют психологической адаптации. Использование позитивных психологических интервенций в системе Российского образования достаточно новая практика. В большинстве своем методики ориентированы на модернизацию процесса социализации школьников. Однако необходимо отметить, что в высшей школе возникает
необходимость в формировании и развитии специалиста, обладающего не только необходимыми компетенциями, но и личности способной противостоять трудностям и сохранять психологическое благополучие. Как отмечает М. Селигман «Я теперь считаю, что предметом позитивной психологии служит благополучие, что золотой стандарт для измерения благополучия - процветание, и цель позитивной психологии - увеличить процветание» [4. С. 44]. В отечественной психологической науке и практике позитивной психологи рассматривается два подхода. В первом случае - индивидуальное восприятие счастья (позитивное мышление, позитивное восприятие себя, уверенность в своих силах, удовольствие от достигнутых результатах, наслаждение и оптимизм). Во втором случае - психологические качества личности (духовность, любовь, смысл жизни). Методы позитивной психологии позволяют сформировать необходимые качества, позволяющие почувствовать внутреннюю гармонию и внешнюю адаптивность к окружающей действительности.
Выводы. Резюмируя вышеизложенное необходимо констатировать, что имеющиеся в современной психологической практике психотехнологии позитивной психологии позволяют сформировать личность, обладающей важным интегративным свойством - эмоциональная устойчивость. В условиях современного общества востребованы специалисты, обдающие высоким уровнем физического, морального, духовного развития и способные противостоять трудностям, сохраняя при этом уверенность в себе и эмоциональную стабильность. Основой задачей высшей, как социального, является создание условий для формирования психологически-устойчивого студента. Несомненно, для развития эмоциональной устойчивости в вузе должны быть созданы психолого-педагогические условия, позволяющие воздействовать на личность студента. Во-первых, это ориентация профессорско-преподавательского состава и иных субъектов учебно-воспитательного процесса на реализацию принципов позитивной педагогики, использование личностно-ориентированного подхода, формирование целевой установки на сохранение и приумножение психологического здоровья всех участников образовательного процесса, применение интерактивных методов обучения с учетом специфики будущей деятельности. Во-вторых - учет индивидуально-психологических особенностей студентов в различных видах образовательной деятельности. В-третьих - реализация психологической службой вуза специально разработанной программы с использованием специальных психологических технологий позитивной психологии.
Литература:
1. Буслаева, М.Ю. Психолого-педагогические условия формирования эмоциональной устойчивости студентов педагогического колледжа: диссертация ... канд. психол. наук: 19.00.07 / Буслаева Марина Юрьевна. - Екатеринбург,
2009. - 210 с.
2. Долгова, В.И. Эмоциональная устойчивость личности / В.И. Долгова, Г.Ю. Гольева. - М.: Изд-во «Перо», 2014. - 173 с.
3. Завирохин, Д.С. Воспитание эмоциональной устойчивости юных спортсменов в области пулевой стрельбы: автореферат. дис. .. канд. пед. наук:13.00.04 / Завирохин Дмитрий Сергеевич. - Челябинск, 2012. - 23 с.
4. Леонтьев, Д.А. Позитивная психология - повестка для нового столетия / Д.А. Леонтьев // Психология. - 2012. -№4. - С. 36-58
5. Реан, А.А. Позитивные психологические интервенции как профилактика школьного неблагополучия, агрессии и булинга / А.А. Реан, А.А. Ставцев, А.В. Егорова // Вопросы образования. - 2020. - №3. - С. 37-59
6. Рокицкая, Ю.А. Развитие адаптационного потенциала эмоциональной устойчивости в профессиональном самоопределении студентов: диссертация ... канд. психол. наук: 19.00.07 / Рокицкая Юлия Александровна. - Екатеринбург,
2010. - 215 с.
7. Третьяков, А.А. Технология повышения устойчивости студентов к нервно-эмоциональному напряжению в процессе образовательной деятельности с использованием средств физической культуры: диссертация ... канд. пед. наук: 13.00.04 / Третьяков Андрей Александрович. - Белгород, 2011. - 264 с.
8. Хапачева, С.М. Психолого-педагогические условия формирования эмоциональной устойчивости будущего психолога / С.М. Хапачева // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2014. - URL: http://e-koncept.ru/2014/55236.htm (дата обращения: 07.01.2023)
Психология
УДК 159.9.07
доктор психологических наук, доцент, профессор кафедры практической психологии Лебедева Оксана Валерьевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры языкознания и иностранных языков Коларькова Оксана Геннадьевна
Приволжский филиал Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российский государственный университет правосудия» (г. Нижний Новгород); магистрант факультета психологии и педагогики Тагирова Лилия Хамзиевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)
ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЭТИЧЕСКИХ НОРМ У МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ
Аннотация. Статья посвящена сложной и чрезвычайно актуальной проблеме формирования этических норм взаимодействия с социумом в период подросткового возраста. Анализ отечественной и зарубежной психологической литературы по проблеме развития морали, нравственности, этики позволил выделить различные подходы к пониманию сущности данного явления; выделить и описать наиболее значимые факторы, влияющие на формирование этических норм у младших подростков как наиболее сензитивной к различного рода воздействиям со стороны социума возрастной группы. Особое внимание в статье уделяется воздействию интернета и социальных сетей, так как в определенном смысле этот агент социализации не просто конкурирует с социальным институтом семьи и школы в плане формирования, осознания и следования в собственной жизни этическим нормам общественной и личной жизни, но оказывает на подростка большее влияние в силу своей привлекательности и доступности.
Ключевые слова: этика, мораль, нравственность, этические нормы, младший подросток, факторный анализ, социальные институты, агенты социализации.
Annotation. The article is devoted to the complex and extremely urgent problem of the formation of ethical norms of interaction with society during adolescence. The analysis of domestic and foreign psychological literature on the problem of the development of