Научная статья на тему 'ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЭТИЧЕСКИХ НОРМ У МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ'

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЭТИЧЕСКИХ НОРМ У МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
421
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТИКА / МОРАЛЬ / МЛАДШИЙ ПОДРОСТОК / ФАКТОРНЫЙ АНАЛИЗ / СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ / АГЕНТЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Лебедева Оксана Валерьевна, Коларькова Оксана Геннадьевна, Тагирова Лилия Хамзиевна

Статья посвящена сложной и чрезвычайно актуальной проблеме формирования этических норм взаимодействия с социумом в период подросткового возраста. Анализ отечественной и зарубежной психологической литературы по проблеме развития морали, нравственности, этики позволил выделить различные подходы к пониманию сущности данного явления; выделить и описать наиболее значимые факторы, влияющие на формирование этических норм у младших подростков как наиболее сензитивной к различного рода воздействиям со стороны социума возрастной группы. Особое внимание в статье уделяется воздействию интернета и социальных сетей, так как в определенном смысле этот агент социализации не просто конкурирует с социальным институтом семьи и школы в плане формирования, осознания и следования в собственной жизни этическим нормам общественной и личной жизни, но оказывает на подростка большее влияние в силу своей привлекательности и доступности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Лебедева Оксана Валерьевна, Коларькова Оксана Геннадьевна, Тагирова Лилия Хамзиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FACTORS INFLUENCING THE FORMATION OF ETHICAL NORMS IN YOUNGER ADOLESCENTS

The article is devoted to the complex and extremely urgent problem of the formation of ethical norms of interaction with society during adolescence. The analysis of domestic and foreign psychological literature on the problem of the development of morality, morality, ethics allowed us to identify various approaches to understanding the essence of this phenomenon; to identify and describe the most significant factors affecting the formation of ethical norms in younger adolescents as the most sensitive to various kinds of influences from the society of the age group. The article pays special attention to the impact of the Internet and social networks, since in a certain sense this agent of socialization does not just compete with the social institution of the family and school in terms of formation, awareness and following in one's own life ethical norms of public and private life, but has a greater influence on the teenager due to its attractiveness and accessibility.

Текст научной работы на тему «ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЭТИЧЕСКИХ НОРМ У МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ»

необходимость в формировании и развитии специалиста, обладающего не только необходимыми компетенциями, но и личности способной противостоять трудностям и сохранять психологическое благополучие. Как отмечает М. Селигман «Я теперь считаю, что предметом позитивной психологии служит благополучие, что золотой стандарт для измерения благополучия - процветание, и цель позитивной психологии - увеличить процветание» [4. С. 44]. В отечественной психологической науке и практике позитивной психологи рассматривается два подхода. В первом случае - индивидуальное восприятие счастья (позитивное мышление, позитивное восприятие себя, уверенность в своих силах, удовольствие от достигнутых результатах, наслаждение и оптимизм). Во втором случае - психологические качества личности (духовность, любовь, смысл жизни). Методы позитивной психологии позволяют сформировать необходимые качества, позволяющие почувствовать внутреннюю гармонию и внешнюю адаптивность к окружающей действительности.

Выводы. Резюмируя вышеизложенное необходимо констатировать, что имеющиеся в современной психологической практике психотехнологии позитивной психологии позволяют сформировать личность, обладающей важным интегративным свойством - эмоциональная устойчивость. В условиях современного общества востребованы специалисты, обдающие высоким уровнем физического, морального, духовного развития и способные противостоять трудностям, сохраняя при этом уверенность в себе и эмоциональную стабильность. Основой задачей высшей, как социального, является создание условий для формирования психологически-устойчивого студента. Несомненно, для развития эмоциональной устойчивости в вузе должны быть созданы психолого-педагогические условия, позволяющие воздействовать на личность студента. Во-первых, это ориентация профессорско-преподавательского состава и иных субъектов учебно-воспитательного процесса на реализацию принципов позитивной педагогики, использование личностно-ориентированного подхода, формирование целевой установки на сохранение и приумножение психологического здоровья всех участников образовательного процесса, применение интерактивных методов обучения с учетом специфики будущей деятельности. Во-вторых - учет индивидуально-психологических особенностей студентов в различных видах образовательной деятельности. В-третьих - реализация психологической службой вуза специально разработанной программы с использованием специальных психологических технологий позитивной психологии.

Литература:

1. Буслаева, М.Ю. Психолого-педагогические условия формирования эмоциональной устойчивости студентов педагогического колледжа: диссертация ... канд. психол. наук: 19.00.07 / Буслаева Марина Юрьевна. - Екатеринбург,

2009. - 210 с.

2. Долгова, В.И. Эмоциональная устойчивость личности / В.И. Долгова, Г.Ю. Гольева. - М.: Изд-во «Перо», 2014. - 173 с.

3. Завирохин, Д.С. Воспитание эмоциональной устойчивости юных спортсменов в области пулевой стрельбы: автореферат. дис. .. канд. пед. наук:13.00.04 / Завирохин Дмитрий Сергеевич. - Челябинск, 2012. - 23 с.

4. Леонтьев, Д.А. Позитивная психология - повестка для нового столетия / Д.А. Леонтьев // Психология. - 2012. -№4. - С. 36-58

5. Реан, А.А. Позитивные психологические интервенции как профилактика школьного неблагополучия, агрессии и булинга / А.А. Реан, А.А. Ставцев, А.В. Егорова // Вопросы образования. - 2020. - №3. - С. 37-59

6. Рокицкая, Ю.А. Развитие адаптационного потенциала эмоциональной устойчивости в профессиональном самоопределении студентов: диссертация ... канд. психол. наук: 19.00.07 / Рокицкая Юлия Александровна. - Екатеринбург,

2010. - 215 с.

7. Третьяков, А.А. Технология повышения устойчивости студентов к нервно-эмоциональному напряжению в процессе образовательной деятельности с использованием средств физической культуры: диссертация ... канд. пед. наук: 13.00.04 / Третьяков Андрей Александрович. - Белгород, 2011. - 264 с.

8. Хапачева, С.М. Психолого-педагогические условия формирования эмоциональной устойчивости будущего психолога / С.М. Хапачева // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2014. - URL: http://e-koncept.ru/2014/55236.htm (дата обращения: 07.01.2023)

Психология

УДК 159.9.07

доктор психологических наук, доцент, профессор кафедры практической психологии Лебедева Оксана Валерьевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры языкознания и иностранных языков Коларькова Оксана Геннадьевна

Приволжский филиал Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российский государственный университет правосудия» (г. Нижний Новгород); магистрант факультета психологии и педагогики Тагирова Лилия Хамзиевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЭТИЧЕСКИХ НОРМ У МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ

Аннотация. Статья посвящена сложной и чрезвычайно актуальной проблеме формирования этических норм взаимодействия с социумом в период подросткового возраста. Анализ отечественной и зарубежной психологической литературы по проблеме развития морали, нравственности, этики позволил выделить различные подходы к пониманию сущности данного явления; выделить и описать наиболее значимые факторы, влияющие на формирование этических норм у младших подростков как наиболее сензитивной к различного рода воздействиям со стороны социума возрастной группы. Особое внимание в статье уделяется воздействию интернета и социальных сетей, так как в определенном смысле этот агент социализации не просто конкурирует с социальным институтом семьи и школы в плане формирования, осознания и следования в собственной жизни этическим нормам общественной и личной жизни, но оказывает на подростка большее влияние в силу своей привлекательности и доступности.

Ключевые слова: этика, мораль, нравственность, этические нормы, младший подросток, факторный анализ, социальные институты, агенты социализации.

Annotation. The article is devoted to the complex and extremely urgent problem of the formation of ethical norms of interaction with society during adolescence. The analysis of domestic and foreign psychological literature on the problem of the development of

morality, morality, ethics allowed us to identify various approaches to understanding the essence of this phenomenon; to identify and describe the most significant factors affecting the formation of ethical norms in younger adolescents as the most sensitive to various kinds of influences from the society of the age group. The article pays special attention to the impact of the Internet and social networks, since in a certain sense this agent of socialization does not just compete with the social institution of the family and school in terms of formation, awareness and following in one's own life ethical norms of public and private life, but has a greater influence on the teenager due to its attractiveness and accessibility.

Key words: ethics, morality, morality, ethical norms, younger teenager, factor analysis, social institutions, agents of socialization.

Введение. Острота и актуальность проблемы формирования личности младшего подростка с позиции этики, нравственности, морали обусловлена серьезными политическими, экономическими, социальными изменениями в жизни общества в целом, и отдельной личности, в частности. Неустойчивость, размытость принципов, норм морали и этики в «обществе потребления», отсутствие должного внимания со стороны общества, государства, семьи и школы к нравственному воспитанию детей и подростков приводит к тому, что современные подростки плохо ориентируются в категориях добра и зла, достоинства, чести, совести, порядочности, справедливости, идеала, свободы, выбора, ответственности. Отсутствие или искаженное восприятие нравственности в сознании подростка приводит к транслированию этих понятий в сферу отношения ребенка с окружающими людьми, предметным миром, самим собой. И эта проблема требует пристального внимания родителей, педагогов, общества в целом.

Изложение основного материала статьи. Еще древние философы исследовали вопросы формирования этических норм. Так, Сократ (от. 470-359 до н.э.) считал, что добродетель - единственная дорога к счастью, а все пороки человека происходят от лжи. Платон, являясь учеником и последователем Сократа, видел в добродетели проявление мудрости, умеренности, мужества, справедливости и набожности [18, С. 108-109]. Конфуций в своих трудах много внимания уделял этическому воспитанию китайского правителя, подчеркивая, что «малый» человек ищет выгоду, благородный человек стремится к справедливости: «Когда ведешь себя правильно, то за тобой пойдут и без приказа; когда же ведешь себя неправильно, то не послушают, хоть и прикажешь» [14, С. 83]. Несмотря на многовековую эволюцию человеческого общества, определение рассматриваемого феномена, данное древними философами, по-прежнему остается актуальным.

B.С. Бялт, разграничивая понятия «этика», «мораль» и «нравственность», указывает, что ряд авторов, например, А.В. Щеглов, считают, что данные понятия в обыденной жизни часто отождествляются. Однако Гегель в «Философии права» (1821) определил нравственность как «завершающий этап развития объективного духа», а предметом этики определил мораль.

В толковом словаре С.И. Ожегова понятие «этика» трактуется по-разному: как философское учение о морали, ее развитии, принципах, нормах и роли в обществе; как совокупность норм поведения относительно к какой-либо общественной группе [16]. В.В. Лихолетов говорит о морали как о «способе нормативного регулирования поведения человека, особой форме общественного сознания и вида общественных отношений» [4]. Признавая близость смыслового содержания, заложенного в понятиях «этика», «мораль» и «нравственность», нам представляется возможным опираться на понятие «этические нормы», вбирающее в себя следующие определения («этика», «мораль», «нравственность»).

Целью данной статьи является изучение в рамках факторного анализа проблемы формирования этических норм поведения подростка. Подростковый возраст (от лат. «adolescere») означает «расти» либо «становиться зрелым» - это период между детством и взрослостью, именно поэтому развитие личности подростка в аспекте формирования у него системы этических, моральных, нравственных норм и принципов взаимодействия с окружающей его социальной средой представляется чрезвычайно актуальным. Не случайно И.С. Кон подчеркивает, что «возраст индивида представляет собой количество лет в совокупности с духовным развитием личности [12, С. 103-104].

Ряд исследований в отечественной психологии направлен на изучение социально-психологических особенностей современных подростков (А.Н. Буреломова, М.И. Гореликов, Н.А. Журавлева, О.В. Лебедева, Ф.В. Повшедная, Е.А. Калашникова, Л.И. Копырина, Д.О. Королева, Т.Г. Пташко, Н.А. Соколова, Е.Г. Черникова, Д.И. Фельдштейн и др.), однако исследований по-прежнему недостаточно из-за «сложности изучаемой проблематики и постоянно меняющихся условий социальной жизни современного школьника» [15]. Как справедливо подчеркивает С.Д. Поляков, «значимых работ о соотношении психологических особенностей современных подростков и педагогических систем, практик, подходов немного» [17].

Необходимо обратиться к возрастной периодизации, в рамках которой существуют различные подходы к определению возрастных границ младшего подростничества. Д.Б. Эльконин, используя критерий смены ведущей деятельности, называет подростковым возрастом период 11-17 лет; при этом интимно-личностное общение характерно для среднего школьного возраста 11-15 лет и учебно-профессиональная деятельность - для старшего школьного возраста 15-17 лет. Согласно Л.С. Выготскому, кризисы 13 и 17 лет ограничивают данный возрастной этап, при этом возрастом кризиса, разделяющим подростков и юношей, Д.Б. Эльконин считал 15 лет, а отделяющим юность от взрослости - кризис 17 лет.

И, несмотря на то, что личность начинает формироваться с первых лет жизни ребёнка на протяжении всей жизни человека, именно подростковый период имеет критический, переходный характер, когда» ломаются и перестраиваются прежние отношения ребенка к самому себе, к окружающим и к миру в целом» [20]. Именно в этот период у подростков формируется система ценностных ориентаций, происходит понимание своего места в жизни, и поэтому мы говорим о важности формирования этических норм как основы становления зрелой личности. И.Н. Бердникова, анализируя теоретико-экспериментальные исследования в рамках данной проблематики, подчеркивает, что развитию этических норм у подростков младшего возраста способствует, прежде всего, система семейных ценностей, которые подросток впитывает на протяжении всех периодов взросления, начиная с младенчества [2].

C.В. Бутина-Гречаная подчеркивает принципиальную разницу в подходах представителей отечественной и зарубежной психологии к изучению различных аспектов детско-родительских отношений и роли семьи в процессе формирования мировоззрения ребенка. Представителями психоаналитической и гуманистической психологии (Дж. Боулби, М. Эйнсворт, З. Фрейд, А. Фрейд, Э. Эриксон, К. Хорни, Э. Фромм, К. Роджерс и др.) «ребенок рассматривается как уже сложившаяся и самодостаточная личность со своими переживаниями, потребностями и неисчерпаемым внутренним потенциалом» [3, С. 245]. Родители при этом являются носителями культурно-закрепленных общественных норм поведения и деятельности, помогая ребенку актуализировать потребности и реализовывать потенциальные возможности, не подавляя его личность.

В отечественной психологии (Л.С. Выготский, А.Н. Запорожец, М.И. Лисина, ИВ. Дубровина, Л.И. Божович, Д.Б. Эльконин А.Я. Варга, В.В. Столин, Э.Г. Эйдемиллер, О.А. Карабанова и др.) подчеркивается ведущая роль взрослого в формировании детско-родительских отношений. Л.С. Выготский, указывал, что для ребёнка родитель является носителем

правил, а его поведение - образцом. При взаимодействии со взрослыми у ребёнка формируется модель собственного поведения [6].

Влияние и значимость семьи на становление личности является неоспоримым фактом. Вместе с тем, ряд современных авторов (А.Н. Васильева, Н.М. Ноговицына, К.Н. Сивцева) указывают на то, что семейное воспитание находится в кризисе, и связывают это с низким уровнем психологической культуры родителей. Современные родители не имеют достаточного минимума знаний в области психологии и физиологии подросткового возраста, и, в связи с этим, не понимают закономерности развития психики ребенка, не учитывают его индивидуально-психологические особенности в процессе воспитания [5]. Поэтому необходимо не только осознавать значимость детско-родительских отношений в становлении личности растущего человека, но и предпринимать меры для просвещения родителей и повышения статуса семьи как социального института.

Духовно-нравственное воспитание ребенка в семье идет, в том числе, за счет приобщения к культуре религиозной. Л.А. Громова и А.Я. Данилюк подчеркивают роль семейных традиций в присвоении ребенком нравственных норм, заложенных в религиозной культуре [9]. Именно семья является тем определяющим фактором, который может противостоять расширению подростковой аудитории, подверженной риску вовлечения в деструктивные сообщества. Не случайно, Г.М. Гогиберидзе подчеркивает: «В настоящее время, несмотря на некоторый откат в общих показателях религиозности, сохраняется и даже усиливается живой интерес подростков к религии, причем как к традиционным конфессиям, так и к деструктивным культам» [7].

Школа как социальный институт, осуществляющий образовательно-воспитательные функции в современном обществе, также является немаловажным фактором формирования этических норм у обучающихся. Сегодня школа как общественно-государственная система призвана удовлетворять социальные запросы общества, государства, личности не только в возможности получения качественного и доступного образования, но, а первую очередь, в подготовке ребенка к жизни в обществе, к осознанному выбору профессии, к успешной самореализации и творческому саморазвитию.

В то же время, в исследовании о факторах суицидального риска Л.С. Акопян и С.С. Мишина приводят данные об эмоциональных состояниях разных возрастных групп школьников, согласно которым негативные эмоции, переживаемые детьми в образовательных учреждениях, увеличиваются к подростковому возрасту до 16,6% - этот показатель в сравнении с аналогичным показателем у младших школьников в 2,7%, не может не настораживать [1]. Когнитивные перегрузки, тревоги и страхи, связанные со сдачей единого государственного экзамена, установки на высокие достижения, проблемы буллинга, конфликты с педагогами и одноклассниками - со всеми этими проблемами сталкивается в той или иной мере каждый обучающийся. Младший подросток в связи с физиологическими, психоэмоциональными изменениями его психики, представляется наиболее подверженным указанным факторам риска. Поэтому, рассматривая школу как один из факторов, оказывающих влияние на формирование этических норм у младших подростков, следует принимать во внимание сложности, с которыми сталкиваются обучающиеся, и осознавать, каким образом эти сложности могут повлиять на формирование системы духовно-нравственных ценностей у детей.

Учреждения дополнительного образования, к которым относятся детские и юношеские спортивные школы и секции, музыкальные и художественные школы, наряду с образовательной школой, также оказывают влияние на становление личности ребенка. При том, что исходя из индивидуальных особенностей подростка, учитывая его интересы, потребности, способности, склонности, учреждения дополнительного образования могут внести свой вклад в развитие и укрепление необходимых личностных качеств подрастающего человека. Так, проблемы, связанные с формированием воли, смелости, целеустремлённости, настойчивости и социальной ответственности подростков могут быть решены в спортивных секциях [10]. Художественные и музыкальные школы, являясь творческим и просветительским центром, призваны решать вопросы духовного и интеллектуального развития подрастающего поколения путем приобщения к искусству.

С недавнего времени серьёзным фактором, влияющим на формирование личности подростка, является интернет и социальные сети. Более того, как справедливо подчеркивают А.А. Скорынин и А.А. Вихман, «сегодня они выступают одним из важнейших агентов социализации, который уже начинает конкурировать с семьей и школой» [19]. Вопросами формирования этики общения подростков в интернете занимаются В.С. Зеленецкий, О.О. Колесник, О.А. Колесник и др. исследователи, которые подчеркивают, что в настоящее время можно наблюдать множество примеров неформального общения, транслирующего употребление нецензурной лексики, проявление агрессии как с средствах массовой информации, так и в социальных сетях, и подростки их воспринимают как образцы поведения. Аффилиативная потребность принадлежности к группе сверстников, стремление определить свой социальный статус, противоречивая мотивация индивидуализации, и, одновременно, стремления «быть как все», потребность в эмансипации и присваивание внешних атрибутов взрослости, - все это толкает подростков к копированию образцов поведения, даже если они выходят за рамки этики. О.Г. Коларькова и Т.А. Серебрякова, анализируя подходы к процессу социализации индивида, подчеркивают, что с позиции создателей теории «социального научения» (Н. Миллер и Дж. Доллард), данная ситуация может быть спровоцирована такими механизмами как идентификация, подражание и конформность [11]. Безнаказанность общения в интернете побуждает подростка к использованию различных стилей общения, далёких от нравственности [13]. К сожалению, на еще несформированный стержень личности младшего подростка интернет может оказывать негативное влияние, поэтому и родители, и педагоги должны доносить до ребенка правила приемлемого общения, а также говорить про риски, связанные с бесконтрольным использованием возможностей Всемирной сети.

Выводы. Итак, мы рассмотрели факторы, влияющие на формирование этических норм поведения у младших подростков. Каждый из них является системообразующим фактором развития личности ребенка, формируются его духовно-нравственные и морально-волевые качества и, как следствие, образ мыслей и модели поведения. Поставив отношения в семье на первое место в перечне факторов, влияющих на формирование этических норм у младшего подростка, авторы определяют этому фактору главенствующую роль в исследуемой проблеме. Именно в семье закладываются фундаментальные нравственные качества личности подростка и формируется его отношение к религии. Такие агенты социализации как школа, учреждения дополнительного образования, интернет и социальные сети тоже находятся в тесной взаимосвязи с семьей, поскольку наличие хороших отношений со сверстниками в школе, развитие интересов и склонностей ребенка в системе дополнительного образования, формирование культуры и этики общения в социальных сетях - все это чрезвычайно важно для формирования личности современного подростка и для его успешной самореализации в будущем.

Литература:

1. Акопян, Л.С. Эмоциональные состояния подростков в школе как фактор суицидального риска / Л.С. Акопян, С.С. Мишина // Мир психологии. - 2020. - № 3(103). - С. 156-164

2. Бердникова, И.Н. Теоретический взгляд на отношения подростков с родителями как фактор тревожности у подростков / И.Н. Бердникова // Российская наука и образование сегодня: проблемы и перспективы. - 2021. - № 4(41). -С. 49-52

3. Бутина-Гречаная, С.В. Теоретические подходы к анализу детско-родительских отношений / С.В. Бутина-Гречаная // Ученые записки ЗабГГПУ. Психология. - 2012. - № 5. - С. 244-247

4. Бялт, В.С. К вопросу о соотношении понятий "этика", "мораль" и "нравственность" / В.С. Бялт // Инновации. Наука. Образование. - 2021. - № 47. - С. 2694-2697

5. Васильева, А.Н. Современная этика взаимоотношений между родителями и подростками / А.Н. Васильева, Н.М. Ноговицына, К.Н. Сивцева // Философия образования. - 2012. - № 2(41). - С. 77-83

6. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии / Л.С. Выготский. - Издательство Юрайт, 2019. - 160 с. -(Антология мысли)

7. Гогиберидзе, Г.М. Профилактика вовлечения подростков в деструктивные секты / Г.М. Гогиберидзе // Герценовские чтения: психологические исследования в образовании. - 2019. - № 2. - С. 240-247. - DOI 10.33910/herzenpsyconf-2019-2-29

8. Громова, Л.А. Преемственность проектной деятельности младших школьников и подростков в курсе "Основы религиозных культур и светской этики" / Л.А. Громова // Конференциум АСОУ: сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций. - 2016. - № 4. - С. 57-60

9. Данилюк, А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности и гражданина России / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. - М., 2010.

10. Логинов, Л.В. Влияние занятий спортом в детско-юношеских спортивных школах на нравственно-волевое развитие подростков / Л.В. Логинов, Н.М. Магомедов // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2009. - № 6. - С. 34-36

11. Коларькова, О.Г. Проблема социализации личности с позиций ретроспективного подхода / О.Г. Коларькова, Т.А. Серебрякова // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - 2015. - №3. - URL: https://online-science.ru/userfiles/file/5mg3locmemldw6az6pbzt5jq2ubao35e.pdf (дата обращения: 09.12.2022)

12. Кон, И.С. Социология личности / И.С. Кон. - М.: Политиздат, 1967. - 383 с.

13. Колесник, О.А. Формирования этики общения подростков в Интернете / О.А. Колесник, О.О. Колесник // Международный научно-исследовательский журнал. - 2015. - № 7-6(38). - С. 30-31

14. Конфуций. Беседы и суждения (Лунь юй) / Конфуций; пер. А.Е. Лукьянович, В.П. Абраменко; ред. Н. Ширяева. -М.: Издательство «Шанс», 2019 г. URL: https://www.labirint.ru/books/674140/ (дата обращения: 09.12.2022)

15. Лебедева, О.В. Социально-психологический портрет современного школьника / О.В. Лебедева, Ф.В. Повшедная // Вестник Мининского университета. - 2022. - Т. 10. - № 3. - С. 15. - URL: https://www.minm-vestnik.ru/jour/article/view/1375/907 (дата обращения: 09.12.2022)

16. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов. - URL: https://slovarozhegova.ru/word.php?wordid=36381 (дата обращения: 09.12.2022)

17. Поляков, С.Д. Современный подросток в культурно-образовательном контексте: опыт экспозиции // Отечественная и зарубежная педагогика. - 2019. - Т. 2. - № 1 (58). - С. 25-33. - URL: https://cyberleninka.ru/artide/n/sovremennyy-podrostok-v-kulturno-obrazovatelnom-kontekste-opyt-ekspozitsii/pdf (дата обращения: 09.12.2022)

18. Радлов, Э.Л. Очерк истории греческой этики до Аристотеля / Э.Л. Радлов // Аристотель. Этика. Политика. Риторика. Поэтика. Категории. - СПб.: Наука, 2002. - 319 с.

19. Скорынин, А.А. Интеллектуальные предикторы кибербуллинга и компьютерной зависимости в подростковом возрасте / А.А. Скорынин, А.А. Вихман // Вестник Мининского университета. - 2022. - Т. 10. - № 3. - С. 9. - URL: https://www.minin-vestnik.ru/jour/article/view/1314/901 (дата обращения: 09.12.2022)

20. Тарабаева, В.Б. Психологические причины конфликтов подростков с родителями: дис ... канд. психол. наук: 19.00.13 / Тарабаева Виктория Борисовна. - Москва, 1996. - 156 с.

Психология

УДК 159.9.07

доктор психологических наук, доцент, профессор кафедры практической психологии Лебедева Оксана Валерьевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); старший преподаватель кафедры практической психологии Сидорина Елена Валерьевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); магистрант факультета психологии и педагогики Шильникова Елена Николаевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

КОРРЕКЦИЯ НЕГАТИВНЫХ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО

ВОЗРАСТА

Аннотация. Статья посвящена исследованию проблемы коррекции негативных эмоциональных состояний в период дошкольного детства. В статье раскрываются понятия «эмоции», «эмоциональная сфера», «негативные эмоциональные состояния»; описаны особенности проявления негативных эмоциональных состояний на поведенческом уровне в детском возрасте; выявлены причины эмоционального неблагополучия в детском возрасте. На основе выделенных психолого-педагогических характеристиках проявления эмоциональных состояний у дошкольников обосновывается возможность использования различных психотерапевтических методов (игротерапия, арт-терапия, психогимнастика, музыкотерапия, сказкотерапия) по преодолению нарушений эмоционально-поведенческого спектра у детей-дошкольников.

Ключевые слова: эмоции, эмоциональная сфера, негативные эмоциональные состояния, психокоррекция, арт-терапия, игротерапия, психогимнастика, музыкотерапия, сказкотерапия, дошкольники.

Annotation. The article is devoted to the study of the problem of correction of negative emotional states during preschool childhood. The article reveals the concepts of "emotions", "emotional sphere", "negative emotional states"; describes the features of the manifestation of negative emotional states at the behavioral level in childhood; identifies the causes of emotional distress in childhood. Based on the identified psychological and pedagogical characteristics of the manifestation of emotional states in preschoolers, the possibility of using various psychotherapeutic methods (game therapy, art therapy, psychohymnastics, music therapy, fairy tale therapy) to overcome violations of the emotional and behavioral spectrum in preschool children is substantiated.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.