Научная статья на тему 'КОРРЕКЦИЯ НЕГАТИВНЫХ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'

КОРРЕКЦИЯ НЕГАТИВНЫХ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
563
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМОЦИИ / ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СФЕРА / НЕГАТИВНЫЕ ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ СОСТОЯНИЯ / ПСИХОКОРРЕКЦИЯ / АРТ-ТЕРАПИЯ / ИГРОТЕРАПИЯ / ПСИХОГИМНАСТИКА / МУЗЫКОТЕРАПИЯ / СКАЗКОТЕРАПИЯ / ДОШКОЛЬНИКИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Лебедева Оксана Валерьевна, Сидорина Елена Валерьевна, Шильникова Елена Николаевна

Статья посвящена исследованию проблемы коррекции негативных эмоциональных состояний в период дошкольного детства. В статье раскрываются понятия «эмоции», «эмоциональная сфера», «негативные эмоциональные состояния»; описаны особенности проявления негативных эмоциональных состояний на поведенческом уровне в детском возрасте; выявлены причины эмоционального неблагополучия в детском возрасте. На основе выделенных психолого-педагогических характеристиках проявления эмоциональных состояний у дошкольников обосновывается возможность использования различных психотерапевтических методов (игротерапия, арт-терапия, психогимнастика, музыкотерапия, сказкотерапия) по преодолению нарушений эмоционально-поведенческого спектра у детей-дошкольников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Лебедева Оксана Валерьевна, Сидорина Елена Валерьевна, Шильникова Елена Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CORRECTION OF NEGATIVE EMOTIONAL STATES IN OLDER PRESCHOOL CHILDREN

The article is devoted to the study of the problem of correction of negative emotional states during preschool childhood. The article reveals the concepts of "emotions", "emotional sphere", "negative emotional states"; describes the features of the manifestation of negative emotional states at the behavioral level in childhood; identifies the causes of emotional distress in childhood. Based on the identified psychological and pedagogical characteristics of the manifestation of emotional states in preschoolers, the possibility of using various psychotherapeutic methods (game therapy, art therapy, psychohymnastics, music therapy, fairy tale therapy) to overcome violations of the emotional and behavioral spectrum in preschool children is substantiated.

Текст научной работы на тему «КОРРЕКЦИЯ НЕГАТИВНЫХ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

3. Бутина-Гречаная, С.В. Теоретические подходы к анализу детско-родительских отношений / С.В. Бутина-Гречаная // Ученые записки ЗабГГПУ. Психология. - 2012. - № 5. - С. 244-247

4. Бялт, В.С. К вопросу о соотношении понятий "этика", "мораль" и "нравственность" / В.С. Бялт // Инновации. Наука. Образование. - 2021. - № 47. - С. 2694-2697

5. Васильева, А.Н. Современная этика взаимоотношений между родителями и подростками / А.Н. Васильева, Н.М. Ноговицына, К.Н. Сивцева // Философия образования. - 2012. - № 2(41). - С. 77-83

6. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии / Л.С. Выготский. - Издательство Юрайт, 2019. - 160 с. -(Антология мысли)

7. Гогиберидзе, Г.М. Профилактика вовлечения подростков в деструктивные секты / Г.М. Гогиберидзе // Герценовские чтения: психологические исследования в образовании. - 2019. - № 2. - С. 240-247. - DOI 10.33910/herzenpsyconf-2019-2-29

8. Громова, Л.А. Преемственность проектной деятельности младших школьников и подростков в курсе "Основы религиозных культур и светской этики" / Л.А. Громова // Конференциум АСОУ: сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций. - 2016. - № 4. - С. 57-60

9. Данилюк, А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности и гражданина России / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. - М., 2010.

10. Логинов, Л.В. Влияние занятий спортом в детско-юношеских спортивных школах на нравственно-волевое развитие подростков / Л.В. Логинов, Н.М. Магомедов // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2009. - № 6. - С. 34-36

11. Коларькова, О.Г. Проблема социализации личности с позиций ретроспективного подхода / О.Г. Коларькова, Т.А. Серебрякова // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - 2015. - №3. - URL: https://online-science.ru/userfiles/file/5mg3locmemldw6az6pbzt5jq2ubao35e.pdf (дата обращения: 09.12.2022)

12. Кон, И.С. Социология личности / И.С. Кон. - М.: Политиздат, 1967. - 383 с.

13. Колесник, О.А. Формирования этики общения подростков в Интернете / О.А. Колесник, О.О. Колесник // Международный научно-исследовательский журнал. - 2015. - № 7-6(38). - С. 30-31

14. Конфуций. Беседы и суждения (Лунь юй) / Конфуций; пер. А.Е. Лукьянович, В.П. Абраменко; ред. Н. Ширяева. -М.: Издательство «Шанс», 2019 г. URL: https://www.labirint.ru/books/674140/ (дата обращения: 09.12.2022)

15. Лебедева, О.В. Социально-психологический портрет современного школьника / О.В. Лебедева, Ф.В. Повшедная // Вестник Мининского университета. - 2022. - Т. 10. - № 3. - С. 15. - URL: https://www.minm-vestnik.ru/jour/article/view/1375/907 (дата обращения: 09.12.2022)

16. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов. - URL: https://slovarozhegova.ru/word.php?wordid=36381 (дата обращения: 09.12.2022)

17. Поляков, С.Д. Современный подросток в культурно-образовательном контексте: опыт экспозиции // Отечественная и зарубежная педагогика. - 2019. - Т. 2. - № 1 (58). - С. 25-33. - URL: https://cyberleninka.ru/artide/n/sovremennyy-podrostok-v-kulturno-obrazovatelnom-kontekste-opyt-ekspozitsii/pdf (дата обращения: 09.12.2022)

18. Радлов, Э.Л. Очерк истории греческой этики до Аристотеля / Э.Л. Радлов // Аристотель. Этика. Политика. Риторика. Поэтика. Категории. - СПб.: Наука, 2002. - 319 с.

19. Скорынин, А.А. Интеллектуальные предикторы кибербуллинга и компьютерной зависимости в подростковом возрасте / А.А. Скорынин, А.А. Вихман // Вестник Мининского университета. - 2022. - Т. 10. - № 3. - С. 9. - URL: https://www.minin-vestnik.ru/jour/article/view/1314/901 (дата обращения: 09.12.2022)

20. Тарабаева, В.Б. Психологические причины конфликтов подростков с родителями: дис ... канд. психол. наук: 19.00.13 / Тарабаева Виктория Борисовна. - Москва, 1996. - 156 с.

Психология

УДК 159.9.07

доктор психологических наук, доцент, профессор кафедры практической психологии Лебедева Оксана Валерьевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); старший преподаватель кафедры практической психологии Сидорина Елена Валерьевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); магистрант факультета психологии и педагогики Шильникова Елена Николаевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

КОРРЕКЦИЯ НЕГАТИВНЫХ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО

ВОЗРАСТА

Аннотация. Статья посвящена исследованию проблемы коррекции негативных эмоциональных состояний в период дошкольного детства. В статье раскрываются понятия «эмоции», «эмоциональная сфера», «негативные эмоциональные состояния»; описаны особенности проявления негативных эмоциональных состояний на поведенческом уровне в детском возрасте; выявлены причины эмоционального неблагополучия в детском возрасте. На основе выделенных психолого-педагогических характеристиках проявления эмоциональных состояний у дошкольников обосновывается возможность использования различных психотерапевтических методов (игротерапия, арт-терапия, психогимнастика, музыкотерапия, сказкотерапия) по преодолению нарушений эмоционально-поведенческого спектра у детей-дошкольников.

Ключевые слова: эмоции, эмоциональная сфера, негативные эмоциональные состояния, психокоррекция, арт-терапия, игротерапия, психогимнастика, музыкотерапия, сказкотерапия, дошкольники.

Annotation. The article is devoted to the study of the problem of correction of negative emotional states during preschool childhood. The article reveals the concepts of "emotions", "emotional sphere", "negative emotional states"; describes the features of the manifestation of negative emotional states at the behavioral level in childhood; identifies the causes of emotional distress in childhood. Based on the identified psychological and pedagogical characteristics of the manifestation of emotional states in preschoolers, the possibility of using various psychotherapeutic methods (game therapy, art therapy, psychohymnastics, music therapy, fairy tale therapy) to overcome violations of the emotional and behavioral spectrum in preschool children is substantiated.

Key words: emotions, emotional sphere, negative emotional states, psychocorrection, art therapy, game therapy, psychohymnastics, music therapy, fairy tale therapy, preschoolers.

Введение. В связи с нестабильной социальной ситуацией во всем мире, а также в связи с ускорением темпа жизни, большими эмоциональными перегрузками как взрослого, так и подрастающего поколения, постоянным нахождением в хаотичном потоке информации сети Интернет и экранов телевизоров, проблема эмоционального благополучия в настоящее время приобретает большую значимость. Большинство родителей зациклены на своих проблемах и не уделяют должного внимания непосредственному общению со своими детьми. Многие родители нацелены на интеллектуальное развитие ребенка, забывая про важность развития эмоциональной сферы. Многие дошкольники не умеют осознавать и контролировать своё эмоциональное состояние, что приводит к импульсивности поведения, вследствие чего возникают межличностные конфликты внутри группы детского сада.

Проблема эмоционального развития является особенно актуальной в период дошкольного детства, как подчеркивают многие исследователи (Л.И. Божович, Г.М. Бреслав, Л.А. Венгер, Н.С. Вострецова, Л.С. Выготский, З.В. Денисова, А.В. Запорожец, Н.В. Имедадзе, Л.М. Костина, А.Д. Кошелева, С.В. Крюкова, Е.И. Кульчицкая, О.В. Лебедева, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, А.И. Модина, В.С. Мухина, ЯЗ. Неверович, Н.Н. Рябонеделя, Н.П. Слободяник, Е.В. Субботский, У.В. Ульенкова, Г.А. Урунтаева, Т.П. Хризман, Д.Б. Эльконин и др.), «чувства придают поведению дошкольника особую окраску и выразительность, ярко проявляясь в искренности, отзывчивости и непосредственности ребенка» [13, С. 6].

Ребенок уже к 5-7 годам имеет опыт общения не только со своей семьей, но и другими взрослыми, и, конечно, со сверстниками. Эмоции выполняют в жизни любого человека не только отражательную функцию, но и функцию оценивания ситуации с точки зрения ее полезности, благоприятности, помогают регулировать свое поведение и деятельность. К. Изард отмечает: «эмоция переживается как чувство, которое мотивирует, организует и направляет восприятие, мышление и деятельность» [9, С. 27]. В оценке ориентирующей и регулирующей роли эмоций в жизни ребенка нельзя не упомянуть об идее Л.С. Выготского об аффекте, о «встрече аффекта и интеллекта» на стыке дошкольного детства и школы, которая характеризуется переходом «от непосредственных отношений ребенка с действительностью к опосредованным социально выработанным нормам и способам действий» [18, С. 42].

Негативные эмоциональные переживания могут проявляться в поведении ребенка, если он практически не получает положительного подкрепления своим действиям со стороны взрослого, требования к ребенку со стороны взрослых несогласованны, не учитывают его интересы, склонности, способности, потребности и желания; разочарование, обида, гнев, тревожность проявляются как следствие не сложившихся взаимоотношений со сверстниками; во время семейных конфликтов. Не случайно, Е.Е. Алексеева, В.Н. Белкина, Г.М. Бреслав, Г.В. Бурменская, Н.С. Вострецова, И.В. Дубровина, И.О. Карелина, В.В. Ковалев, А.А. Осипова, Г.Е. Сухарева, Д.И. Фельдштейн и другие исследователи отмечают, что «развитие эмоциональной сферы ребенка способствует процессу социализации человека, становлению отношений во взрослом и детском сообществах» [10].

Дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы демонстрируют трудности в поведении, и, в дальнейшем, являются в этом отношении группой риска. Отечественный психолог И.В. Дубровина связывает негативные эмоциональные состояния с различными трудностями в поведении детей дошкольного возраста и выделяет наиболее часто встречающиеся трудности в поведении и развитии дошкольников такие как: агрессивность, вспыльчивость, пассивность, гиперактивность [16]. Согласно исследованиям Е.Е. Алексеевой, В.Н. Белкиной, Г.М. Бреслава, Н.С. Вострецовой, В.И. Гарбузова,

A.И. Захарова, Л.М. Костиной, Е.Б. Ковалевой, наиболее распространенными у детей являются такие негативные эмоциональные проявления как тревожность и страхи. Причиной повышенной тревожности и пугливости детей может быть как особая чувствительность нервной системы, так и конфликтная семейная атмосфера, когда «дети переживают очень сильные, беспредметные, неопределенные для них самих страхи и тревогу» [2].

Позитивный эмоциональный настрой относится к числу важнейших условий развития психики ребенка, однако в большинстве образовательных программ системы дошкольного образования эти вопросы рассматриваются фрагментарно, в образовательном процессе они решаются не в полном объеме. Несмотря на возросшие возможности дошкольника в проявлении эмоциональной децентрации, его поведение во многом зависит от конкретно-чувственного опыта взаимодействия с окружающей предметной и социальной средой. Именно поэтому так остро стоит проблема научной разработки и поиска новых форм, способов решения задач профилактики и коррекции негативных эмоциональных состояний дошкольников, и направление поиска заключается в использовании игровой терапии, различных направлений арт-терапии, психогимнастики в рамках воспитательно-образовательного процесса ДОУ.

Изложение основного материала статьи. Проблема профилактики и коррекции негативных поведенческих эмоциональных состояний у дошкольников, как подчеркивают исследователи (Е.Е. Алексеева, М.А. Ануфриева,

B.Н. Белкина, Г.В. Бурменская, И.В. Дубровина, Е.М. Елисеева, А.И. Захаров, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, О.А. Карабанова, Л.М. Костина, Е.Е. Кравцова, Е.М. Краснопеева, С.В. Крюкова, А.Г. Лидерс, Е.В. Маркман, B.C. Мухина, А.А. Нурахунова, А.А. Осипова, А.А. Романов, Т.О. Смолева, Н.М. Сорокина, А.С. Спиваковская, М.И. Чистякова и др.), может быть решена с позиции субъектно-деятельностного подхода посредством игровой деятельности, психогимнастики, сказкотерапии и т.п., актуальных именно для периода дошкольного детства. Исследователи предлагают следующие методы практической психологии: игротерапию, психогимнастику, методы поведенческой терапии, психодраму, арт-терапию и ее подвиды: музыкотерапию, библиотерапию, танцевальную терапию, сказкотерапию, куклотерапию, фототерапию, маскотерапию, изотерапию, аниматерапию, песочную терапию, глинотерапию.

Игровая терапия - метод воздействия, в котором используются возможности игровой деятельности, позволяющие разрядить обстановку за счет снятия напряжения, создать ощущение защищенности и комфорта от взаимодействия с окружающими, выработать навыки межличностного взаимодействия в сложных ситуациях общения. А.И. Захаров предложил рассматривать игру и как отдельный метод, и как составную часть рациональной и суггестивной психотерапии неврозов у детей и подростков [8]. Использование групповой формы игротерапии предполагает наличие социальной потребности в общении и позволяет повысить уверенность ребенка в своих силах, помочь ребенку осознать свои страхи и внутренние конфликты, убрать напряжение и освободиться от чувства вины. Многие исследователи (Л.М. Костина,

C.В. Крюкова, В.М. Минаева, Н.И. Монакова, А.А. Романов, Н.П. Слободяник и др.) подчеркивают значимость разработки программ коррекционно-развивающей направленности, основанных на использовании элементов игротерапии. В частности, метод директивной игровой терапии в программе коррекции тревожности «Само-чувствие», разработанной Л.М. Костиной, позволяет стимулировать положительные эмоции и проявление гуманных чувств у ребенка через жесты и мимику, а также снизить уровень тревожности посредством экспрессивного выражения эмоций и переключения ребенка с негативных на позитивные эмоции [11].

Арт-терапия - психологическое воздействие искусством через занятия художественным творчеством, которые дают возможность самовыражения и самопознания, снятия тревожности, агрессивности, недоверия, недоброжелательности, приобретения опыта положительных эмоций и чувств через переживания ситуации успеха. Кроме того, эмоционально позитивный опыт совместной деятельности, развитие общительности, актуализация ролей «зритель - художник», осознание ценности детских переживаний, - все это составляющие психотерапевтического воздействия, как отмечают исследователи (А.И. Аржанова, И.П. Воропаева, В.Г. Нечаева, Р.В. Овчарова и др.). Как подчеркивают Г.В. Бурменская, О.А. Карабанова,

A.И. Копытин, Е.Н. Краснопеева, А.Г. Лидерс, Е.В. Маркман, Е.Г. Макарова, А.И. Тургунова и др., арт-терапия может стать «мягкой гуманной поддержкой» для ребенка. Такие материалы как мел, клей, краски, глина в сочетании с техникой активного воображения направлены на столкновение сознательного и бессознательного в психике человека с целью снятия тревожности и напряжения посредством нейтрализации конфликта на эмоциональном уровне. Групповая арт-терапия способствует не только развитию художественных способностей, но и осознанию своих эмоций и чувств, помогает в процессе рефлексии и интерпретации вытесненных переживаний [19].

Б.В. Асафьев писал о «широких возможностях музыкального искусства передавать тончайшие нюансы человеческих чувств, их смену, взаимопереходы и определяют специфику музыкального содержания» [1, С. 15]. Исследователи (А.И. Буренина, Н.Г. Куприна, Т.Б. Нечаева, Т.Э. Тютюнникова и др.) подчеркивают творческий характер игры детей «в музыку»: «они могут импровизировать, активно проявлять и выражать свои эмоциональные переживания» [12, С. 5]. Музыкотерапия эффективна в профилактике и снятии агрессии, коррекции эмоциональных нарушений, работе со страхами, фобиями, при затруднениях в общении с целью: успокоить/активизировать, настроить, заинтересовать; установить контакт между ребёнком, психологом, другими людьми; развить коммуникативность и творческость; повысить самооценку; осознать чувства, развить навыки экспрессии, эмпатийные тенденции.

Система «сказкотерапевтической психокоррекции» (Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой) предполагает сотрудничество ребенка и взрослого в совместной работе со сказкой в поиске нестандартных поведенческих решений для выхода из различных ситуаций. Как справедливо подчеркивают М.И. Дедюкина, Т.Д. Соколова, для снижения агрессивных проявлений в детском возрасте целесообразно использовать «все возможности художественной литературы, в том числе художественное исполнение, сопровождающееся беседой, анализ и др.» [7, С. 127-128]. Исследователи (М.А. Ануфриева, Н.В. Воронкова, Е.М. Елисеева, О.В. Пустовойтова, Т.И. Силина, В.А. Чернобровкин, Э.В. Шелиспанская, Н.А. Шепилова и др.) отмечают, что сюжет сказки содержит возможности позитивной поддержки ребенка: «сказка понятна и доступна, предлагает различные выходы из сложных ситуаций, пути решения конфликтов, можно легко вжиться в роль того или иного героя, объяснить причины его поведения» [4, С. 33]. Согласно теоретико-экспериментальному исследованию

B.А. Грошенковой, эффективность коррекции агрессивного поведения у старших дошкольников с нарушением слуха во многом зависит от использования методов и приемов сказкотерапии на основе принципов системности, комплексности, индивидуального подхода, с учетом «структуры дефекта и психологических особенностей детей» [6].

Психогимнастика - метод реконструктивной психокоррекции, при котором участники общаются посредством жестов, мимики, пантомимики, не используя слова. Упражнения направленные на развитие внимания (например, «Зеркало»), снятие напряжения («Я иду по горячему песку»), развитие сотрудничества и взаимопомощи («Разойтись на узком мостике»), способности выражать свои чувства и мысли с помощью невербального поведения («Изобрази радость, страх, гнев, презрение и т.д».), в итоге приводят к «повышению сплоченности группы, росту доверия и уверенности, снятию напряжения» [20].

Выводы. Специалистами, работающими с детьми, было замечено, что ребенку-дошкольнику легче выражать свои эмоции, чувства, переживания, потребности, в игровой форме. Это определяет цель и задачи коррекционно-развивающей работы с дошкольниками через разные виды деятельности с элементами психотерапевтических практик: можно познакомить детей с фундаментальными эмоциями, помочь ребенку осознать мир своих переживаний, вербализовать их, отработать навыки эмоционально-волевой регуляции поведения, получить опыт проявления эмпатии, сочувствия, сопереживания. Безусловно, учитывая потенциал игровой деятельности в период дошкольного детства, можно говорить об игротерапии как наиболее эффективном методе коррекции негативных эмоциональных состояний у дошкольников. Однако, снятие напряжения, снижение уровня агрессивности и тревожности, работа с различными видами страхов, столь распространенными в дошкольном возрасте, достаточно эффективно может проходить с помощью различных техник арт-терапии, так как позволяет посредством работы с различным материалом (краски, карандаши, мелки, ткани, художественное слово, сказочные образы, движения тела) вывести в сферу сознания и помочь избавиться от негативных эмоциональных переживаний, внутреннего напряжения, тревоги и обрести внутреннюю гармонию тела и духа.

Литература:

1. Асафьев, Б.В. Речевая интонация / Б.В. Асафьев. - Москва: Музыка, 1965. - 314 с.

2. Белкина, В.Н. Психология раннего и дошкольного детства / В.Н. Белкина. - Москва: Феникс, 2014. - 272 с.

3. Бреслав, Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонения / Г.М. Бреслав. - Москва: Педагогика, 1990. - 144 с.

4. Воронкова, Н.В. Роль сказкотерапии в формировании эмоциональной сферы дошкольников / Н.В. Воронкова, Т.И. Силина // Вопросы дошкольной педагогики. - 2020. - №9(36). - С. 33-35

5. Вострецова, Н.С. Факторы эмоционального неблагополучия как особенности развития личности дошкольника в условиях ДОУ / Н.С. Вострецова // Мир педагогики и психологии. - №4(9). - 2017. - URL: https://scipress.ru/pedagogy/articles/faktory-emotsionalnogo-neblagopoluchiya-kak-osobennosti-razvitiya-lichnosti-doshkolnika-v-usloviyakh-dou.html (дата обращения: 04.12.2022)

6. Грошенкова, В.А. Коррекция агрессивного поведения у детей дошкольного возраста с нарушением слуха / В.А. Грошенкова // Вестник Мининского университета. - 2022. - Т. 10. - №3. - С. 11. - URL: https://www.mmin-vestnik.ru/jour/article/view/1341 (дата обращения: 04.12.2022)

7. Дедюкина, М.И. Влияние художественной литературы на агрессию детей среднего дошкольного возраста / М.И. Дедюкина, Т.Д. Соколова // Проблемы современного образования. - 2021. - №70-4. - С. 127-130

8. Захаров, А.И. Неврозы у детей / А.И. Захаров. - Санкт-Петербург: Дельта, 1996. - 480 с.

9. Изард, К.Э. Психология эмоций: перев. с англ. / К.Э. Изард. - Санкт-петербург: Питер, 2007. - 464 с.

10. Карелина, И.О. Развитие эмоциональной сферы детей в дошкольной образовательной организации: Избранные научные статьи. - Прага: Vedeckovydavatelskecentrum «Sociosfera-CZ», 2017. - 122 c.

11. Костина, Л.М. Игровая терапия с тревожными детьми / Л.М. Костина. - Санкт-Петербург: Речь, 2003. - 160 с.

12. Куприна, Н.Г. Диагностика и развитие личностных качеств ребенка дошкольного возраста в музыкально-игровой деятельности / Н.Г. Куприна. - Екатеринбург: УрГПУ, 2011. - 120 с.

13. Лебедева, О.В. Специфика восприятия и отражения дошкольниками эмоциональных состояний / О.В. Лебедева // Психологические исследования развития личности: возрастной, тендерный и профессиональный аспект: коллективная монография; под ред. Т.Н. Князевой. - Нижний Новгород: НГПУ им. К. Минина, 2014. - С. 6-18.

14. Маркман, Е.В. Использование метода арт-терапии в коррекции эмоциональных нарушений дошкольников / Е.В. Маркман // Психология человека в образовании. - 2020. - Т. 2. - №3. - С. 277-286

15. Музыкальная деятельность в речевом развитии младших дошкольников / З.И. Тюмасева, И.Л. Орехова, Е.Б. Быстрай [и др.] // Вестник Мининского университета. - 2020. - Т. 8. - №2. - С. 9. - URL: https://www.minm-vestnik.ru/jour/article/view/1091 (дата обращения: 04.12.2022)

16. Практическая психология образования / Под ред. И.В. Дубровиной. - Москва: ТЦ «Сфера», 2000. - 528 с.

17. Романов, А.А. Коррекция расстройств поведения и эмоций у детей: Альбом игровых коррекционных задач / А.А. Романов. - Москва: «Плэйт», 2004. - 112 с.

18. Ульенкова, У.В. Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии: 3-е изд., стереотип. / У.В. Ульенкова, О.В. Лебедева. - Москва: Издательский центр «Академия», 2007. - 176 с.

19. Хрестоматия по детской психологии: от младенца до подростка / Глав. ред. Д.И. Фельдштейн; ред.-сост. Г.В. Бурменская. - Москва: МПСИ, 2005. - 656 с.

20. Чистякова, М.И. Психогимнастика / М.И. Чистякова. - Москва: Просвещение, 1990. - 103 с.

Психология

УДК 159.9

кандидат психологических наук наук, доцент Мамонова Елена Борисовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); старший преподаватель Сидорина Елена Валерьевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); магистрант Ершов Вадим Юрьевич

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

К ПРОБЛЕМЕ ИЗУЧЕНИЯ ВЗАИМОСВЯЗИ РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ И СПЕЦИФИКИ СТРАХОВ В

МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

Аннотация. Статья посвящена актуальной для учащихся младших классов проблеме страхов, возникающих в процессе обучения в школе. Многочисленные исследования подтверждают, что именно в младшем школьном возрасте в страхах находят свое отражение и негативные переживания, и индивидуальный опыт взаимодействия ребенка с окружающим миром, и возрастные особенности познания, особенно в период начала обучения в школе. Будущее детей зависит от их эмоциональной устойчивости, желания жить свободно, и быть открытыми к новым переменам. Проведенное исследование показало, что у детей младшего школьного возраста имеются множество страхов, самые актуальные для испытуемых - это страх смерти родителей, страх собственной смерти, страх перед врачами, страх одиночества. Проведенное исследование особенностей материнского отношения выявило у большинства испытуемых ярко выражен неблагоприятный для развития детей стиль родительских отношений, часть семей имеют характеристики, мешающие ребенку развиваться актуально ему возрастному периоду. Так же в статье представлены показатели сравнительного анализа общего количества страхов у детей, воспитывающихся в семьях с благоприятным для развития ребенка стилем материнского отношения, и их сверстников из семей с неблагоприятным для развития стилем материнского отношения. Полученные результаты анализа показали, что в группе младших школьников из семей с преобладанием неблагоприятных для развития ребенка стилей материнского отношения общее количество страхов превышает количество страхов в группе детей из семей с преобладанием благоприятных для развития ребенка стилей материнского отношения. Для уточнения и конкретизации полученных данных в исследовании так же использовалась проективная методика «Рисунок семьи» (В.К. Лосева). В результате анализа детских рисунков было выявлено, что восприятие детьми своей семьи только частично отображает стили родительских (материнских) отношений. Выявленные отличия помогают увидеть, что некоторые дети воспринимают родительские отношения, как благоприятные, а материнский контроль способствует развитию близости, возможно не всегда безопасной.

Ключевые слова: младший школьный возраст, возрастные страхи, детско-родительские отношения, стиль материнского отношения, гиперсоциализация, инфантилизация.

Annotation. The article is devoted to the problem of fears that arise in the process of studying at school, which is relevant for primary school students. Numerous studies confirm that it is precisely at primary school age that negative experiences, the individual experience of the child's interaction with the outside world, and age-related features of cognition are reflected in fears, especially during the beginning of schooling. The future of children depends on their emotional stability, desire to live freely, and be open to new changes. The study showed that children of primary school age have many fears, the most relevant for the subjects are the fear of the death of their parents, the fear of their own death, the fear of doctors, the fear of loneliness. The study of the characteristics of the maternal relationship revealed in the majority of the subjects a style of parental relations that is unfavorable for the development of children, some families have characteristics that prevent the child from developing according to his age period. The article also presents indicators of a comparative analysis of the total number of fears in children brought up in families with a maternal attitude favorable for the development of the child, and their peers from families with an unfavorable maternal attitude for development. The results of the analysis showed that in the group of younger schoolchildren from families with a predominance of maternal attitude styles that are unfavorable for the development of the child, the total number of fears exceeds the number of fears in the group of children from families with a predominance of maternal attitude styles favorable for the development of the child. To clarify and concretize the data obtained in the study, the projective technique "Family Drawing" (V.K. Loseva) was also used. As a result of the analysis of children's drawings, it was revealed that the children's perception of their family only partially reflects the styles of parental (maternal) relationships. The revealed differences help to see that some children perceive parental relationships as favorable, and maternal control contributes to the development of intimacy, which may not always be safe.

Key words: primary school age, age-related fears, child-parent relationship, style of maternal attitude, hypersocialization, infantilization

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.