Научная статья на тему 'РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОПИСАНИЮ ВЕТЕРИНАРНЫХ КЛИНИЧЕСКИХ СЛУЧАЕВ'

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОПИСАНИЮ ВЕТЕРИНАРНЫХ КЛИНИЧЕСКИХ СЛУЧАЕВ Текст научной статьи по специальности «Ветеринарные науки»

CC BY
126
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЕЙС / КЕЙС-МЕТОД / СТРУКТУРА КЕЙСА / ВЕТЕРИНАРНАЯ МЕДИЦИНА / ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по ветеринарным наукам, автор научной работы — Акчурин Сергей Владимирович, Дюльгер Георгий Петрович, Акчурина Ирина Владимировна, Бычков Владислав Сергеевич, Латынина Евгения Сергеевна

Проблема и цель. Проблемой в системе высшего ветеринарного образования является дефицит ветеринарных клинических кейсов на русском языке, находящихся в свободном доступе, что оказывает негативное влияние на процесс непрерывного повышения качества подготовки студентов ветеринарных специальностей и повышения квалификации практикующих врачей. Библиометрический анализ публикаций, проведенный по материалам библиотеки eLIBRARY, позволил установить, что доля работ, посвященных использованию кейсов в ветеринарии, в общем количестве публикаций на тему кейсов составляет всего 0,04 %. Целью настоящего исследования является создание рекомендаций по разработке ветеринарных клинических кейсов. Методология. На основании результатов анализа отечественной и зарубежной литературы, в первую очередь, ветеринарного и медицинского профилей, личной практики авторов ими разработаны и представлены рекомендации по составлению ветеринарных клинических кейсов. Результаты. В результате проведенных исследований предложена структура ветеринарного клинического кейса, который включает в себя 12 разделов (заголовок, контактная информация, ключевые слова, аннотация, введение, кейс, обсуждение кейса, благодарности, ссылки, приложение, разрешения, конфликт интересов) и содержит рекомендации по написанию каждого из разделов. Разработанные рекомендации предлагают практикующим ветеринарным врачам, исследователям, преподавателям и студентам готовую структуру для написания и публикации кейсов, что будет способствовать увеличению числа публикуемых случаев из практики. Заключение. Большое количество и доступность качественных и актуальных кейсов в области ветеринарии, безусловно, будет способствовать повышению квалификации ветеринарных кадров, а, следовательно, и росту качества оказания ветеринарных услуг населению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по ветеринарным наукам , автор научной работы — Акчурин Сергей Владимирович, Дюльгер Георгий Петрович, Акчурина Ирина Владимировна, Бычков Владислав Сергеевич, Латынина Евгения Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RECOMMENDATIONS FOR THE DESCRIPTION OF VETERINARY CLINICAL CASES

Problem and purpose. A problem in the system of higher veterinary education is the lack of freely available veterinary clinical cases in Russian, which has a negative impact on the process of continuous improvement of the quality of training veterinary students and advanced training of practicing doctors. The bibliometric analysis of publications based on eLIBRARY made it possible to establish that the share of works devoted to the use of cases in veterinary medicine in the total number of publications on cases is only 0.04 %. The purpose of this study is to create recommendations for the development of veterinary clinical cases. Methodology. Based on the results of the analysis of domestic and foreign literature of primarily veterinary and medical profiles, and personal practice of the authors, recommendations were developed to prepare veterinary clinical cases. Results. As a result of the research, the structure of the veterinary clinical case is proposed, which includes 12 sections (title, contact information, key words, abstract, introduction, case, case discussion, acknowledgments, links, appendix, permissions, conflict of interest) and contains recommendations for writing each of the sections. The developed guidelines offer practicing veterinarians, researchers, teachers and students a readymade structure for writing and publishing cases, which will contribute to an increase in the number of published cases from practice. Conclusion. At the same time, a large number and availability of high-quality and relevant cases in the field of veterinary medicine will undoubtedly contribute to an increase in the qualifications of veterinary personnel, and, consequently, the quality of veterinary services to the population.

Текст научной работы на тему «РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОПИСАНИЮ ВЕТЕРИНАРНЫХ КЛИНИЧЕСКИХ СЛУЧАЕВ»

сел ьскохозяйСТвенные науки

3

I

УДК 619:616-084 10.36508/RSATU.2020.48.4.001

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОПИСАНИЮ ВЕТЕРИНАРНЫХ КЛИНИЧЕСКИХ СЛУЧАЕВ

АКЧУРИН Сергей Владимирович, канд. вет. наук, доцент кафедры ветеринарной медицины, sakchurin@rgau-msha.ru

ДЮЛЬГЕР Георгий Петрович, д-р вет. наук, зав. кафедрой ветеринарной медицины, dulger@ rgau-msha.ru

АКЧУРИНА Ирина Владимировна, канд. вет. наук, доцент кафедры ветеринарной медицины, sakchurin@rgau-msha.ru

БЫЧКОВ Владислав Сергеевич, канд. вет. наук, преподаватель кафедры ветеринарной медицины, buchkov@rgau-msha.ru

ЛАТЫНИНА Евгения Сергеевна, преподаватель кафедры ветеринарной медицины, evgenialatynina@rgau-msha.ru

Российский государственный аграрный университет - МСХА имени К.А. Тимирязева

Проблема и цель. Проблемой в системе высшего ветеринарного образования является дефицит ветеринарных клинических кейсов на русском языке, находящихся в свободном доступе, что оказывает негативное влияние на процесс непрерывного повышения качества подготовки студентов ветеринарных специальностей и повышения квалификации практикующих врачей. Библиометриче-ский анализ публикаций, проведенный по материалам библиотеки eLIBRARY, позволил установить, что доля работ, посвященных использованию кейсов в ветеринарии, в общем количестве публикаций на тему кейсов составляет всего 0,04 %. Целью настоящего исследования является создание рекомендаций по разработке ветеринарных клинических кейсов.

Методология. На основании результатов анализа отечественной и зарубежной литературы, в первую очередь, ветеринарного и медицинского профилей, личной практики авторов ими разработаны и представлены рекомендации по составлению ветеринарных клинических кейсов. Результаты. В результате проведенных исследований предложена структура ветеринарного клинического кейса, который включает в себя 12 разделов (заголовок, контактная информация, ключевые слова, аннотация, введение, кейс, обсуждение кейса, благодарности, ссылки, приложение, разрешения, конфликт интересов) и содержит рекомендации по написанию каждого из разделов. Разработанные рекомендации предлагают практикующим ветеринарным врачам, исследователям, преподавателям и студентам готовую структуру для написания и публикации кейсов, что будет способствовать увеличению числа публикуемых случаев из практики.

Заключение. Большое количество и доступность качественных и актуальных кейсов в области ветеринарии, безусловно, будет способствовать повышению квалификации ветеринарных кадров, а, следовательно, и росту качества оказания ветеринарных услуг населению.

Ключевые слова: кейс, кейс-метод, структура кейса, ветеринарная медицина, образование.

Введение греческого метода рационального познания, кото-

Повышение качества подготовки ветеринар- рый ввел практику наблюдения и рассуждения о ных кадров напрямую связано с применением ин- болезни. Первая известная школа древнегрече-терактивных методов обучения, одним из которых ской медицины была открыта в Книде в 700 году является кейс-метод. Он был предложен в 1924 до н. э., и именно в этой школе была впервые при-году Гарвардской школой бизнеса для обучения менена практика наблюдения за пациентами [6]. менеджеров [4]. В настоящее время именно Гар- В российском опыте преподавания данный ме-вардская школа бизнеса является лидером по тод используется с 90-х годов. При этом большее разработке и использованию кейсов в образова- внимание уделяется решению кейсов, чем их нательных программах. И хотя кейс-метод получил писанию и публикации [4].

широкое распространение благодаря его популя- В кейс-методе используются следующие поня-ризации Гарвардской школой бизнеса, образова- тия и определения [4].

тельная технология, основанная на рассмотрении Кейс (от англ. case - случай) представляет со-конкретных случаев, берет свое начало с древне- бой подробное описание реальных событий, ко© Акчурин С. В., Дюльгер Г. П., Акчурина И. В., Бычков В. С., Латынина Е. С., 2020 г

торые происходили в прошлом, и конкретной ситуации, сложившейся в определенных условиях. Важно подчеркнуть, что кейсы дают представление не просто об отдельном, пусть и интересном, случае, а о процессе принятия решений. Это способствует переосмыслению врачами и студентами собственных подходов и практик.

Кейс-метод (от англ. case method, case study -метод кейсов, кейс-стади, метод конкретных ситуаций, метод ситуационного анализа) - это метод проведения детального анализа одной конкретной ситуации, который используется для достижения определенных целей (обучения, исследования).

Для ветеринарной медицины кейсы клинических случаев являются бесценным материалом и имеют конкретные цели:

• предоставить опытным врачам в доступной форме информацию о случаях из практики, в том числе с применением новых методов диагностики и терапии;

• улучшить качество подготовки кадров и помочь студентам сформировать профессиональные компетенции;

• повысить качество оказываемых ветеринарных услуг.

Повышение качества подготовки кадров с помощью кейс-метода может быть обеспечено за счет:

• демонстрации студентам всего многообразия клинических ситуаций. В ранее упомянутой Гарвардской школе бизнеса за два года студенты изучают более 500 кейсов [7];

• усиления практического аспекта подготовки будущих ветеринарных врачей. Кейс-метод может быть эффективно применен для преподавания всех профессиональных дисциплин;

• оптимизации традиционных средств, методов и форм обучения;

• возможности качественной визуализации методов и результатов диагностики и терапии;

• совершенствования методов контроля не только знаний, но и умений;

• возможности более широкого применения веб-технологий обучения, способствующих повышению эффективности преподавания и обучения;

• формирования у студентов метакомпе-тентности за счет развития и совершенствования следующих умений и навыков:

- коммуникации;

- слушания других, аргументации и контраргументации;

- представления информации;

- рационального поведения в условиях неполной информации при решении комплексных задач;

- эффективного взаимодействия с партнерами и принятия коллективных решений;

- оценки деятельности персонала;

- самооценки и на ее основе самокоррекции индивидуального стиля общения и поведения;

- формирования партнерских отношений и приобретения навыков сотрудничества;

- самостоятельного поиска знаний для решения ситуационной проблемы, усвоения алгоритма

управленческих решений [5].;

• повышения уверенности в себе и в своих силах;

• повышения мотивации к обучению.

Вместе с тем вопросу создания российских

кейсов в области ветеринарии в настоящее время уделяется недостаточно внимания в отличие от других сфер.

Данный факт подтверждается результатами библиометрического анализа [1], проведенного по материалам библиотеки eLIBRARY, являющейся крупной информационной площадкой (29 млн научных статей и публикаций). Авторами в библиотеке eLIBRARY была заполнена поисковая форма: Что искать - Кейс; Где искать - в названии публикации; в аннотации; в ключевых словах; Тип публикации - статьи в журналах; книги; материалы конференций; Параметры - искать с учетом морфологии; Поступившие - за все время. Остальные поля не заполнялись.

Исходя из введенного запроса, системой было представлено 12210 публикаций.

При повторении поискового запроса с добавлением в разделе «Тематический рубрикатор» названия рубрики «Ветеринария» системой было представлено 22 публикации, из них:

• 1 публикация содержала в аннотации слово «Кейс» в понятии «небольшой чемодан, плоская прямоугольная ёмкость с ручкой для переноски и хранения предметов»;

• 5 публикаций были посвящены использованию кейс-метода при подготовке ветеринарных врачей;

• 0 публикаций предлагали структуру кейса для использования при описании ветеринарных клинических случаев.

Таким образом, доля работ, посвященных использованию кейсов в ветеринарии, в общем количестве публикаций на тему кейсов в библиотеке eLIBRARY составляет всего 0,04 %. При этом отсутствуют публикации, содержащие рекомендации по разработке кейсов по ветеринарной клинической практике.

Очевидно, что для увеличения количества кейсов необходимо активнее задействовать потенциал практикующих ветеринарных врачей, исследователей, преподавателей клинических дисциплин, студентов.

Именно поэтому целью настоящей работы являлась разработка рекомендаций по составлению ветеринарных клинических кейсов.

Основная часть На основании анализа литературы, посвященной вопросу разработки кейсов [1-5, 7, 9, 10], и с учетом особенностей ветеринарной практики было разработано руководство по составлению кейсов ветеринарных клинических случаев.

Общие рекомендации по разработке кейсов:

1. В качестве кейса может быть описан интересный случай из практики, в том числе:

• неизвестное ранее или редко встречающееся заболевание, его необычное проявление и течение;

• новые симптомы заболевания;

• новые варианты диагностики, лечения и профилактики заболеваний;

• необычное действие/бездействие лекарственных средств, в том числе побочные эффекты;

• неблагоприятное взаимодействие лекарственных средств;

• неординарное клиническое событие, наблюдаемое при диагностике или терапии пациента;

• клиническое открытие, проливающее свет на возможный патогенез болезни или формирование побочного явления;

• неожиданное осложнение болезней;

• находки при патологоанатомическом вскрытии животного;

• и другие.

2. При написании кейса необходимо придер-

живаться фактов. Важно показывать как положительные, так и отрицательные примеры. Ценность кейса в честном описании клинических событий.

3. Для описания кейса целесообразно использовать простой, доходчивый язык (желательно, при необходимости, приводить выражения и аргументацию персонала и клиентов), выразительно демонстрировать «сердцевину» проблемы.

4. Кейс должен содержать необходимое и достаточное количество информации, в том числе результаты анализов, терапевтических процедур и др.

5. Кейс ветеринарных клинических случаев -это, прежде всего, описание процесса принятия решения о лечении пациента и его результатах.

Рекомендации по структуре и содержанию разделов кейса представлены в табл. 1.

Таблица 1 - Структура написания кейса ветеринарных клинических случаев

Наименование раздела/ подраздела Рекомендации по разделу

1. Заголовок Заголовок должен четко описывать случай. Это важно для облегчения поиска статьи в Интернете. Изучите стиль формулировок заголовка статей в своей области исследований. Учитывайте, что первая часть заголовка должна привлекать внимание аудитории, читателей, а вторая часть должна придать определенный фокус, отразить специфику исследования. Заголовок может содержать фразы: «описание клинического случая», «исследование клинических случаев», «серии случаев» и др. Не рекомендуется использовать в заголовке даты, аббревиатуры и сокращения. Оптимальное количество слов в заголовке - 8-9 слов

2. Контактная информация Представьте информацию об авторах: Фамилия И.О., должность, квалификация, e-mail. Важно, чтобы соответствующее признание могли получить все авторы. Поэтому при описании клинического случая желательно указать на интеллектуальный вклад каждого автора в публикацию данного клинического случая. Например, «А. был лечащим врачом. Б. провел хирургическую операцию. В. взял биопсию и определил характер патологического состояния тканей». Лиц, которые оказали содействие в подготовке и публикации материалов кейса, но не являются его авторами, можно упомянуть в разделе 8.

3. Ключевые слова Укажите ключевые слова, по которым может быть найдена статья с помощью поисковых систем. Для повышения шансов найти статью читателями не дублируйте в ключевых словах те слова, которые уже использовали в заголовке

4. Аннотация Представьте в аннотации краткую версию всей статьи

5. Введение Приведите сведения о том, почему информация в статье может быть полезна для ветеринарной медицины. Полезно начать с указания исторического или социального контекста. Если подобные случаи были известны ранее, опишите их. Каждый раз, ссылаясь на предыдущее исследование, приведите ссылку (обычно в конце предложения)

6. Кейс

6.1. Сведения о пациенте Укажите вид, породу, возраст, пол животного, сведения о вакцинации, стерилизации и другие при необходимости.

6.2. Жалоба Укажите главную жалобу, при этом важно и полезно использовать собственные слова владельцев животных.

Заключение

В настоящее время ветеринарные клинические случаи не получили широкого распространения в виде публикаций в научных журналах и в практике их применения при реализации учебного процесса в ветеринарных вузах. Об этом косвенно свидетельствуют результаты библиометрического анализа, проведенного по материалам библиотеки eLIBRARY.

При этом следует отметить высокую потребность в них у ветеринарных специалистов и студентов, так как данный вид информации удобен для понимания, и может быть подготовлен в более короткие сроки в отличие от научных статей, требующих наличия доказательной базы.

Продолжение таблицы 1

Разработанные рекомендации по составлению кейсов ветеринарных клинических случаев предлагают практикующим ветеринарным врачам, исследователям, преподавателям и студентам готовую структуру для написания и публикации кейсов, что будет способствовать увеличению числа публикуемых случаев из практики.

При этом большое количество и доступность качественных и актуальных кейсов в области ветеринарии, безусловно, будет способствовать повышению квалификации ветеринарных кадров, а, следовательно, и росту качества оказания ветеринарных услуг населению.

Список литературы 1. Библиометрический анализ как способ вхож-

6.3. История болезни Приведите сведения об условиях питания, перенесенных заболеваниях, проведенном лечении и др.

6.4. Результаты клинического обследования и поставленный диагноз Приведите сведения о результатах осмотра, проведении диагностических процедур. Укажите поставленный диагноз. Рекомендуется описать алгоритм дифференциально-диагностического поиска и процесса формирования диагноза, диагностические проблемы и их обсуждение, включая дифференциальный диагноз.

6.5. Управление лечением и его результат В этом разделе необходимо четко описать план лечения, а также сведения о фактическом лечении и его результатах. Читателю важно знать, как долго лечение находилось под контролем врача, и сколько раз пациент проходил лечение. Кроме того, необходимо быть максимально конкретными в описании лечения, в том числе, желательно указать применяемые техники. В описание процедуры лечения можно включить мнения владельцев животных о состоянии питомцев.

7. Обсуждение кейса Обобщите предыдущие разделы. Здесь можно ознакомить читателей с имеющейся литературой по схожим случаям, представить и сопоставить мнения. На всю литературу должны быть ссылки и сноски. Полезно включить в этот раздел сведения о том, как и почему было завершено лечение.

8. Благодарности Если кто-то оказал помощь в подготовке кейса, можно кратко поблагодарить, но нет необходимости благодарить владельцев животных

9. Ссылки Ссылки должны быть указаны в соответствии с требованиями издательства для авторов. Используйте только те ссылки, которые фактически использовались для написания кейса. Не используйте более 15 ссылок без четкого обоснования. Избегайте использования учебников в качестве ссылок, поскольку предполагается, что большинство читателей уже имеют эту информацию.

10. Приложение Таблицы, рисунки и фотографии должны быть указаны в конце рукописи.

11. Разрешения Если какие-либо таблицы, рисунки или фотографии были заимствованы из других публикаций, необходимо приложить письмо-разрешение от издателя. Кроме того, если были использованы какие-либо фотографии, которые могут идентифицировать владельца животного, необходимо приложить его письменное разрешение.

12. Конфликт интересов (рекомендуемый раздел) В данном разделе необходимо сообщить о наличии конфликта интересов при написании клинического случая. О конфликте интересов следует говорить в тех случаях, когда публикация или интерпретация кейса может повлиять на финансовые или личные отношения автора(ов) с другими людьми или организациями. В этом разделе указывается информация о том, что работа поддержана или выполнена по гранту (при наличии). При отсутствии конфликта интересов необходимо указать следующее: «Автор(ы) заявляют об отсутствии конфликта интересов»

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

дения в проблему исследования / Л.А. Даринская, А.С. Гуслина // Вестник Санкт-Петербургского университета. - 2010. - В.3. - С. 71-79. с. 71. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=15519105

2. Кейс-метод: история разработки и использования метода в образовании / С.Ю. Грузкова, А.Р. Камалеева // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). - 2013. - №6. - С. 24. URL: https://elibrary.ru/ item.asp?id=20210867

3. Методические рекомендации по формированию медицинских кейсов / Р.М. Гаранина, А.А. Гаранин // Учебно-методическое пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальностям 310501 - «Лечебное дело», 310502 - «Педиатрия», 320501 - «Медико-профилактическое дело», 310503 - «Стоматология», 330501 - «Фармация» / Самара. - 2015. - 61 с. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=23537415

4. Разработка и применение учебных кейсов: практическое руководство / Н. Д. Стрекалова, В. Г. Беляков; Санкт-Петербургский фил. Нац. исслед. ун-та «Высш. шк. Экономики», Фак. менеджмента. - Санкт-Петербург : НИУ ВШЭ, 2013. - 77 с. URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01007555115

5. Технология «кейс-стади» в компетентност-

но-ориентированном образовании: учебно-методическое пособие / А.В. Кирьякова, И.Д. Белонов-ская, Д.С. Каргапольцева; Оренбургский гос. ун-т. - Оренбург : ОГУ, 2011. - 105 с. URL: https://www. elibrary.ru/item.asp?id=26271216

6. Annas J. Classical Greek Philosophy. In Boardman, John; Griffin, Jasper; Murray, Oswyn (ed.) The Oxford History of the Classical World. Oxford University Press: New York, 1986.

7. Budgell B. Guidelines to the writing of case studies / J Can Chiropr Assoc. - 2008. - № 52(4). Р. 199-204 URL:. https: / /www.researchgate. net/ publication /23642058_ Guidelines_ to_the_ writing_ of _case_ studies

8. Jack A. Why Harvard's case studies are under fire? / Financial Times. - 2018. Available at: https://www.ft.com/content/0b1aeb22-d765-11e8-a854-33d6f82e62f8 (accessed 07 October 2020).

9. Scanlan N. Complementary Medicine for Veterinary Technicians and Nurses. 2013. - Р. 297305. DOI: https://doi.org/10.1002/9781118788950. app8

10. Solomon, J. Case Studies: why are they important? Nat Rev Cardiol. - 2006. № 3. - Р. 579. DOI: https://doi.org/10.1038/ncpcardio0704

RECOMMENDATIONS FOR THE DESCRIPTION OF VETERINARY CLINICAL CASES

Akchurin Sergey V., Candidate of Veterinary Sciences, Associate Professor of the chair of Veterinary medicine,

Dyulger Georgy P., Doctor of Veterinarian Sciences, Head the chair of Veterinary Medicine, dulger@rgau-msha.ru

Akchurina Irina V., Candidate of Veterinarian Sciences, Associate Professor of the chair of Veterinary Medicine

Bychkov Vladislav S., Candidate of Veterinarian Sciences, Associate Professor of the chair of Veterinary Medicine, Teacher of the chair of Veterinary Medicine

Latynina Evgeniya S., Teacher of the chair of Veterinary Medicine, evgenialatynina@rgau-msha.ru RGAU-MSHA named after K.A. Timiryazev

Problem and purpose. A problem in the system of higher veterinary education is the lack of freely available veterinary clinical cases in Russian, which has a negative impact on the process of continuous improvement of the quality of training veterinary students and advanced training of practicing doctors. The bibliometric analysis of publications based on eLIBRARY made it possible to establish that the share of works devoted to the use of cases in veterinary medicine in the total number of publications on cases is only 0.04 %. The purpose of this study is to create recommendations for the development of veterinary clinical cases.

Methodology. Based on the results of the analysis of domestic and foreign literature of primarily veterinary and medical profiles, and personal practice of the authors, recommendations were developed to prepare veterinary clinical cases.

Results. As a result of the research, the structure of the veterinary clinical case is proposed, which includes 12 sections (title, contact information, key words, abstract, introduction, case, case discussion, acknowledgments, links, appendix, permissions, conflict of interest) and contains recommendations for writing each of the sections. The developed guidelines offer practicing veterinarians, researchers, teachers and students a ready-made structure for writing and publishing cases, which will contribute to an increase in the number of published cases from practice.

Conclusion. At the same time, a large number and availability of high-quality and relevant cases in the field of veterinary medicine will undoubtedly contribute to an increase in the qualifications of veterinary personnel, and, consequently, the quality of veterinary services to the population.

Key words: case, case method, case structure, veterinary medicine, education

Literatura

1. Bibliometricheskij analiz kak sposob vhozhdeniya v problemu issledovaniya / L.A. Darinskaya, A.S. Guslina // Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. - 2010. - V.3. - S. 71-79. s. 71. URL: https://www. elibrary.ru/item.asp?id=15519105

2. Kejs-metod: istoriya razrabotkiiispol'zovaniya metoda vobrazovanii/S.YU. Gruzkova, A.R. Kamaleeva

//Sovremennye issledovaniya social'nyh problem (elektronnyj nauchnyj zhurnal). - 2013. - №6. - S. 24. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=20210867

3. Metodicheskie rekomendacii po formirovaniyu medicinskih kejsov / R.M. Garanina, A.A. Garanin // Uchebno-metodicheskoe posobie dlya studentov vysshih uchebnyh zavedenij, obuchayushchihsya po special'nostyam 310501 - «Lechebnoe delo», 310502 - «Pediatriya», 320501 - «Mediko-profilakticheskoe delo», 310503 - «Stomatologiya», 330501 - «Farmaciya» /Samara. - 2015. - 61 s. URL: https://www.el/brary. ru/item.asp?id=23537415

4. Razrabotka i primenenie uchebnyh kejsov: prakticheskoe rukovodstvo / N. D. Strekalova, V. G. Belyakov; Sankt-Peterburgskij fil. Nac. issled. un-ta «Vyssh. shk. Ekonomiki», Fak. menedzhmenta. - Sankt-Peterburg: NIU VSHE, 2013. - 77 s. URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01007555115

5. Tekhnologiya «kejs-stadi» v kompetentnostno-orientirovannom obrazovanii: uchebno-metodicheskoe posobie/A.V. Kir"yakova, I.D. Belonovskaya, D.S. Kargapol'ceva; Orenburgskijgos. un-t. - Orenburg: OGU, 2011. - 105 s. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=26271216

6. Annas J. Classical Greek Philosophy. In Boardman, John; Griffin, Jasper; Murray, Oswyn (ed.) The Oxford History of the Classical World. Oxford University Press: New York, 1986.

7. Budgell B. Guidelines to the writing of case studies / J Can Chiropr Assoc. - 2008. - № 52(4). R. 199-204 URL:. https: //www.researchgate. net/publication /23642058_ Guidelines_ to_the_ writing_of _case_ studies

8. Jack A. Why Harvard's case studies are under fire? / Financial Times. - 2018. Available at: https:// www.ft.com/content/0b1aeb22-d765-11e8-a854-33d6f82e62f8 (accessed 07 October 2020).

9. Scanlan N. Complementary Medicine for Veterinary Technicians and Nurses. 2013. - R. 297-305. DOI: https://doi.org/10.1002/9781118788950.app8

10. Solomon, J. Case Studies: why are they important? Nat Rev Cardiol. - 2006. № 3. - R. 579. DOI: https://doi.org/10.1038/ncpcardio0704

БЫСТРОВА Ирина Юрьевна, д-р с.-х. наук, профессор, зав. кафедрой зоотехнии и биологии, ibystrova66@mail.ru

КИСЕЛЕВА Елена Владимировна, канд. биол. наук, доцент кафедры ветеринарно-санитар-ной экспертизы, хирургии, акушерства и внутренних болезней животных, super.juliakiseleva2013@ yandex.ru

ГЕРЦЕВА Ксения Аркадьевна, канд. биол. наук, доцент кафедры ветеринарно-санитарной экспертизы, хирургии, акушерства и внутренних болезней животных, okavet@ya.ru

ЛОЗОВАНУ Михаил Иванович, аспирант, ветеринарный врач ООО «Авангард» Рязанского района Рязанской области, lozovanu95@mail.ru

Рязанский государственный агротехнологический университет имени П.А. Костычева

Проблема и цель. Целью исследований стало изучение распространения послеродовой гипокальци-емии и установление факторов, способствующих ее развитию у крупного рогатого скота. Методология. Объектами исследований являлись коровы голштино-фризской породы. В ходе исследований была проведена диспансеризация поголовья, проанализирована зоотехническая и ветеринарная документация в период 2017-2019 гг. с целью установления распространения послеродовой гипокальциемии. Диагноз «послеродовая гипокальциемия» устанавливали по клиническим признакам, а также на основании результатов биохимического анализа крови коров. Исследования сыворотки крови были проведены в условиях ГБУ РО «Рязанская облветлаборатория», а также в научном центре лабораторных исследований ФГБОУ ВО РГАТУ. Для установления факторов риска развития послеродовой гипокальциемии был проведен анализ соблюдения технологии эксплуатации животных, изучены гигиенические параметры содержания коров, кормовая база животных. Результаты. Установлено, что в 2019 году распространение послеродовой гипокальциемии у крупного рогатого скота в новотельный период составило 95,2 % от всего поголовья новотельных коров. Наиболее подвержены послеродовой гипокальциемии коровы 3-й и 4-й лактации в зимние периоды года с декабря по февраль. Выявлено, что в 2019 году 45,6 % новотельных животных нуждались в медикаментозной коррекции гипокальциемии с помощью парентерального введения препаратов

УДК 619:618.7-009.11

10.36508/RSATU.2020.48.4.002

РАСПРОСТРАНЕНИЕ И ФАКТОРЫ РИСКА РАЗВИТИЯ ПОСЛЕРОДОВОЙ ГИПОКАЛЬЦИЕМИИ У КРУПНОГО РОГАТОГО СКОТА

© Быстрова И. Ю., Киселева Е. В., Герцева К. А., Лозовану М. И., 2020 г

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.