Научная статья на тему 'Клинические сценарии в подготовке врача-педиатра'

Клинические сценарии в подготовке врача-педиатра Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
419
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
case-based learning (CBL) / клинический сценарий / кейс / медицинское образование / симуляционное обучение / case-based learning (CBL) / clinical scenario / case / medical education / simulation training

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Лисовский Олег Валентинович, Гостимский Александр Вадимович, Лисица Иван Александрович, Новак Ксения Егоровна, Карпатский Игорь Владимирович

Статья посвящена интерактивному обучению слушателей с использованием симуляционного оборудования. В основе формирования клинических сценариев лежит методика Case-based learning. В данной работе детально описаны параметры и структура кейсов. Разработанные чек-листы позволяют оценить технические и нетехнические навыки у обучающихся как при индивидуальной работе, так и при работе в команде, работе с симулированным пациентом. Особое внимание уделено детализации клинического случая с различными вариантами течения, зависящими от действий курсантов. Учитывая конкретный выбор или рандомизированное распределение ролей, каждый участник имеет возможность проявить себя лидером, врачом, медицинской сестрой или случайным прохожим. Для примера приведены клинические сценарии, успешно внедренные в практическую работу при обучении студентов старших курсов, клинических ординаторов и врачей-педиатров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Лисовский Олег Валентинович, Гостимский Александр Вадимович, Лисица Иван Александрович, Новак Ксения Егоровна, Карпатский Игорь Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CLINICAL sCENARIos IN TRAINING of A PEDIATRICIAN

The article is devoted to interactive training of students using simulation equipment. The clinical scenarios formation is based on the «Case-based learning» methodology. The parameters and structure of the cases are described in detail. The developed checklists allow assessing technical and non-technical skills of students in individual work, in teamwork and when a student is working with a simulated patient. Particular attention is paid to detailing a clinical case with different outcomes depending on specialist's actions. Considering a specific choice or a random distribution of roles, each participant has the opportunity to prove himself as a leader, doctor, nurse or bystander. As an example, clinical scenarios are given that have been successfully implemented into practical work in teaching senior students, clinical residents and pediatricians.

Текст научной работы на тему «Клинические сценарии в подготовке врача-педиатра»

клинические сценарии в подготовке врача-педиатра

Лисовский О.В., Гостимский А.В., Лисица И.А., Новак К.Е., Карпатский И.В., Завьялова А.Н.

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «санкт-петербургский государственный педиатрический медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, 194100, г. Оанкт-петербург, Российская Федерация

Статья посвящена интерактивному обучению слушателей с использованием симуляционного оборудования. В основе формирования клинических сценариев лежит методика Case-based learning. В данной работе детально описаны параметры и структура кейсов. Разработанные чек-листы позволяют оценить технические и нетехнические навыки у обучающихся как при индивидуальной работе, так и при работе в команде, работе с симулированным пациентом. Особое внимание уделено детализации клинического случая с различными вариантами течения, зависящими от действий курсантов. Учитывая конкретный выбор или рандомизированное распределение ролей, каждый участник имеет возможность проявить себя лидером, врачом, медицинской сестрой или случайным прохожим. Для примера приведены клинические сценарии, успешно внедренные в практическую работу при обучении студентов старших курсов, клинических ординаторов и врачей-педиатров. Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки. конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. Для цитирования: Лисовский О.В., Гостимский А.В., Лисица И.А., Новак К.Е., Карпатский И.В., Завьялова А.Н. Клинические сценарии в подготовке врача-педиатра // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2020. Т. 11, № 3. С. 41-54. DOI: 10.2441 1/2220-8453-2020-13004 статья поступила в редакцию 28.07.2020. принята в печать 07.09.2020.

ключевые слова:

case-based learning

(CBL), клинический

сценарий, кейс,

медицинское

образование,

симуляционное

обучение

CLINICAL sCENARIos IN TRAINING oF A PEDIATRICIAN

Lisovskii O.V., Gostimskii A.V., Lisitsa I.A., Novak K.E., Karpatskii I.V., Zavyalova A.N.

st. Petersburg state Pediatric Medical University of the Ministry of Healthcare of the Russian Federation, 194100, saint Petersburg, Russian Federation

The article is devoted to interactive training of students using simulation equipment. The clinical scenarios formation is based on the «Case-based learning» methodology. The parameters and structure of the cases are described in detail. The developed checklists allow assessing technical and non-technical skills of students in individual work, in teamwork and when a student is working with a simulated patient. Particular attention is paid to detailing a clinical case with different outcomes depending on specialist's actions. Considering a specific choice or a random distribution of roles, each participant has the opportunity to prove himself as a leader, doctor, nurse or bystander. As an example, clinical scenarios are given that have been successfully implemented into practical work in teaching senior students, clinical residents and pediatricians. Funding. The study had no sponsor support. Conflict of interests. The authors declare no conflict of interests. For citation: Lisovskii O.V., Gostimskii A.V., Lisitsa I.A., Novak K.E., Karpatskii I.V., Zavyalova A.N. Clinical scenarios in training of a pediatrician. Meditsinskoe obrazovanie i professional'noe razvitie [Medical Education and Professional Development]. 2020; 11 (3): 41-54. DOI: 10.24411/2220-8453-2020-13004 (in Russian) received 28.07.2020. Accepted for publication 07.09.2020.

Keywords:

case-based learning (CBL), clinical scenario, case, medical education, simulation training

том 11, №3 2020

41

Применение инновационных форм обучения в системе высшего медицинского профессионального образования в XXI в. - обязательный компонент при формировании набора профессиональных компетенций [1-3]. Одним из образовательных инструментов служит неигровая имитационная активная методика CBL (case-based-learning) - обучение на основе клинического случая [4-6]. Кейс-метод представляет собой интегрированный основанный на обсуждении способ обучения, посредством которого у обучающихся формируются принципы как критического мышления, так и командного взаимодействия [7, 8].

цель - анализ внедрения интерактивного обучения в образовательную деятельность кафедры общей медицинской практики Санкт-Петербургского государственного педиатрического медицинского университета. Разработка клинических сценариев и чек-листов по методике Case-based learning для повышения эффективности обучения слушателей.

материал и методы

В настоящей работе при создании клинических сценариев в виде кейсов в структуре компетентностного подхода использована методологическая основа Case-based-learning. Разработаны обучающие сценарии и чек-листы для подготовки и непосредственного проведения кейсов. Обобщены результаты учебно-методической деятельности кафедры общей медицинской практики и Симуляционного центра ФГБОУ ВО СПбГПМУ Минздрава России по использованию методики в образовательном процессе.

результаты и обсуждение

Принцип СВ1_-методики основан на решении определенных клинических сценариев - кейсов. Процесс обучения предполагает имитацию потенциально возможной реальной ситуации, незначительные временные, материально-технические затраты и возможность изменения сценария [6, 9]. Ключевые признаки СВ1_: существование возможной клинической ситуации, наличие общей цели, программируемой преподавателем в зависимости от вида занятия, необходимость командного взаимодействия при принятии решений, наличие нескольких правильных вариантов решения кейса, индивидуальная и групповая оценка выполненного задания [10, 11]. Метод дает возможность обучающимся решать неструктурированные проблемы путем работы в команде при неэффективности использования аналитических методик. Признаки, позволяющие выделить методику СВ1_ из группы традиционных форм обучения: наличие ситуации, позволяющей сочетать теоретические вопросы подготовки и практические и коммуникативные навыки; свобода действий членов команды для решения поставленных задач; возможность многократного повторения для закрепления полученных компетенций [12, 13].

Вовлечение всех членов команды позволяет проявить знания и имеющиеся навыки каждому участнику. Возможность принятия самостоятельных решений студентами при работе с кейсом и отсутствие авторитарного давления со стороны преподавателя позволяют имитировать реальные ситуации в клинической практике. От обучающихся требуются исходные теоретические знания для решения практи-

ческих заданий (установление диагноза, проведение дифференциальной диагностики, интерпретация результатов инструментальных и лабораторных исследований, выбор оптимального метода лечения). Совокупность теоретических знаний, практических умений, формирование навыков командного взаимодействия, используемых в ходе реализации методики СВ1_, позволяет добиться долгосрочного закрепления теоретического материала и владения мануальными навыками [10, 12].

Одна из составляющих полученных в вузе компетенций - командная работа, обучение которой возможно при использовании методики СВ1_. Задачи, поставленные перед командой обучающихся, формирует преподаватель исходя из потребностей конкретного практического занятия. Такими задачами могут быть выявление основной проблемы, описанной в сценарии, проведение дифференциальной диагностики состояния, анализ информации, полученной в результате проведения комплекса диагностических и лечебных мероприятий, отработка практических мануальных навыков, работа с симулированным пациентом.

В ходе решения сценариев преподаватель теряет свою привычную роль учителя и становится диспетчером, роль которого заключается в придании правильного направления реализации кейса, коррекции при отклонении [14]. Новыми задачами преподавателя становятся выявление в группе обучающихся многообразия точек зрения, помощь при обмене информацией, формирование личного опыта студентов. Таким образом, преподаватель становится экспертом, консультантом и фасилитатором. В этой связи методика

СВ1_ имеет особенности: необходимость коллективного обучения (командообразо-вание), комплексность кейса (анализ ситуации, исследовательский процесс, закрепление нетехнических и мануальных навыков), контекстность задачи (формирование компетенций по отдельным но-зологиям,тактике оказания медицинской помощи) [15].

Разрабатываемая клиническая задача, помимо содержательной части, имеет следующие важные технические разделы: необходимость использования помещений (их расположение, площади), мебели, манекенов (преимущественно высокореалистичных, с возможностями дистанционного управления и обратной связи), расходного материала (лекарственных средств, перевязочных материалов, средств иммобилизации, иных изделий медицинского назначения, канцелярских товаров), подготовка результатов лабораторных и инструментальных исследований (при необходимости их использования в ходе реализации кейса), подготовка манекенов (заполнение вен кровью, установка необходимых катетеров, зондов) [7, 16].

Любой кейс состоит из 3 основных частей: методической, информационной и сюжетной. Методическая часть устанавливает место в структуре учебной дисциплины, четко определяет конкретные рекомендации по разбору клинической ситуации, рекомендуемую методику проведения занятия, а также необходимый для занятия раздаточный (иллюстративный) материал [17, 18]. Информационная часть позволяет преподавателю и обучающимся понять суть кейса (порядок развития событий, варианты, необходимые дополнительные ресурсы: помещения,

СИМУЛЯЦИ0ННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Таблица 1. Чек-лист подготовки к занятию CBL

№ п/п Наименование Отметка о наличии Примечание

1. Общее

1.1. Регистрационная ведомость

1.2. Анкеты обратной связи

1.3. Анкеты проверки теоретических знаний (при необходимости)

1.4. Бейджи с ролями участников команды (на цветной бумаге)

1.5. Канцелярия (скотч узкий, ручки, карандаши, чистая писчая бумага)

2. Кейсы: чек-листы, сценарии

2.1. Сценарий (ситуационная задача) по теме занятия

2.2. Результаты лабораторного, инструментального обследования пациента (при необходимости)

2.3. Оценочный чек-лист

2.4. Клинические рекомендации, протоколы лечения заболеваний по теме занятия (при необходимости)

2.5. Необходимые бланки первичной медицинской документации (амбулаторные или стационарные карты больных, информированные добровольные согласия на осмотр и манипуляции, температурные листы, листы назначений и т.д.)

3. Оборудование помещений, необходимость использования мебели

3.1. Учебный класс №_

3.2. Число столов (парт):

3.3. Число стульев:_

3.4. Дополнительная мебель (кушетка, пеленальный стол...)

3.5. Необходимость использования информационно-вычислительной техники (компьютер, многофункциональное устройство, принтер, проектор)

3.6. Раздаточный материал: буклеты, брошюры, методические пособия и т.д.

3.7. Необходимые медицинские устройства (тонометр, термометр, фонендоскоп и т.д.)

3.8. Необходимые изделия медицинского назначения (шпатели, шприцы и т.д.)

3.9. Лекарственные средства (при необходимости)

3.10. Оборудование и изделия, не нужные для решения кейса (чашки, лекарственные средства и изделия медицинского назначения с истекшим сроком годности)

3.11. Манекен пациента (грудь, живот, ротоглотка)

4. Манекен

4.1. Необходимый манекен

4.2. Необходимая работа с манекеном (заправка вен кровью, установка периферического венозного катетера, смазывание носовых ходов, ротоглотки, уретры лубрикантами и т.д.)

4.3. Потребность в симулированном пациенте (при необходимости: ФИО, мобильный телефон)

5. Место проведения брифинга и дебрифинга

5.1. Учебный класс №_

5.2. Магнитно-маркерная доска

5.3. Магниты

5.4. Маркеры - красный, зеленый, синий, черный

5.5. Длинная линейка (для графиков на доске)

5.6. Губка-стиратель для маркерных досок

мебель, канцелярские принадлежности). Сюжетная часть описывает клиническую ситуацию, ход кейса, роли главных героев.

В ходе подготовки сценария оптимально использование чек-листа, в котором необходимо отметить все нужные технические моменты (табл. 1) [19].

В структуре кейса определяются актуальность, четко поставленная цель, а также уровень сложности [20, 21]. Задача иллюстрируется типичными и неординарными случаями в нескольких аспектах. Студентам предоставляется возможность продемонстрировать теоретические знания и практические навыки, стимулируется аналитическое мышление.

При разработке клинического сценария необходимо выделить группы участников.

1. Преподаватель (инструктор, эксперт) -участник симуляции, анализирующий вводные данные, создающий кейс, определяющий цели, задачи и этапы сценария, проводящий брифинг и оценивающий действия курсантов.

2. Лаборант - участник симуляции, занимающийся подготовкой помещений, оборудования, манекенов для проведения симуляции.

3. Оператор (технический персонал) -участник симуляции, управляющий параметрами манекена-симулятора пациента или симулированный пациент.

4. Курсанты-обучающиеся (студенты, клинические ординаторы, врачи) - основные участники тренинга, задача которых - правильное применение своих медицинских знаний и навыков в процессе решения кейса.

Наш опыт проведения занятий на основе методики СВ1_ позволил сделать заключение о высокой эффективности за-

нятия при работе с малыми группами (до 6-10 человек) [6, 22]. Такое число обучающихся позволяет, с одной стороны, преподавателю контролировать процесс обучения, анализировать действия всех участников, с другой - создает для обучающихся комфортные условия командного взаимодействия, необходимость каждого участника проявлять себя, выявить лидера или лидеров команд [23].

Кейсы состоят из следующих разделов.

1. Основная проблема (Case objectives): тема занятия и целевая аудитория.

2. Цель тренинга (Learning Goals of Scenario): результат, к которому следует стремиться при проведении учебного занятия (формирование и закрепление профессиональных компетенций).

3. Краткое описание и блок-схема сценария (Teaching Case Description and Flowchart): описание развития сценария при правильных и неправильных действиях обучающихся.

4. Руководство для оператора (Teaching Case Simulation Description & Progression Timeline) с описанием процесса проведения занятия.

5. Инструкция для лаборанта (Technician Case - Equipment, Tools, Simulator Room and Manikinset-up): алгоритмы подготовки помещений, необходимого оборудования, инструментария, расходных материалов, манекенов.

6. Информация для обучающихся (Case Briefing): вводные данные для курсантов, участвующих в симуляции больного, первичных данных, используемых во время брифинга.

7. Дополнительная информация (Additional Information): результаты лабораторных и инструментальных исследований.

Таблица 2. Классификация типов кейсов по содержанию

Тип кейса Специфика кейса Цель кейса

Иллюстра- Описание приближенной к реальной ситуа- Обучение алгоритму действий в конкрет-тивный ции, связанной с будущей специализацией ной ситуации

Проблемный Описание максимально детализированной ситуации in situ с четкой формулировкой проблемы Обучение алгоритму выявления причины события, анализ ситуации в режиме реального времени, алгоритм принятия решения на основе имеющихся данных

Контекстный Описание ситуации без детального описания Обучение алгоритму выявления «корневых» проблемы с указанием анамнеза, данных проблем, выделения основного патологиче-объективного обследования, результатов ского синдрома; обучение алгоритму оказа-лабораторного, инструментального исследо- ния экстренной и неотложной медицинской вания и проведенного ранее лечения помощи в условиях ограниченного времени

Прикладной Описание конкретной ситуации с четким указанием на формирование или закрепление определенного навыка Обучение навыкам выполнения определенных мануальных и нетехнических навыков, закрепление полученных профессиональных компетенций

8. Параметры оценки действий обучающихся (Parameters for Evaluating Actions Students): созданные оценочные листы для каждого этапа симуляции.

9. Контрольный лист (Checklist).

10. Темы для дебрифинга (Major Debriefing Points) с обсуждением разных сторон проведенной симуляции:полноценность собранного анамнеза, жалоб, правильность постановки диагноза, выполнения дополнительных исследований, назначения лечения,определения тактики ведения пациента.

11. Список литературы (References): клинические рекомендации, протоколы лечения и стандарты оказания медицинской помощи по заболеваниям, инструкции к лекарственным средствам [24].

Формируя цель любого тренинга в своей работе, мы основываемся на методе SMART, предложенном П. Мэйром в 1965 г. Так, цель симуляции должна быть конкретной (Specific) с указанием на достижение желаемого результата; измеряемой (Measurable) с выделением

оцениваемых параметров; достижимой (Attainable) с указанием механизмов реализации поставленной цели; актуальной и осуществимой (Relevant & Realistic), когда имеется реальная вероятность наступления и реализации при формировании тех или иных профессиональных компетенций, ограниченной во времени (Time-bound) для выполнения каждого этапа в отдельности и раунда симуляции в целом [16, 21]. Применяемый нами SWOT-анализ позволяет выявить факторы внутренней и внешней среды и разделить их на категории: Strengths (сильные стороны), Weaknesses (слабые стороны); Opportunities (возможности); Threats (угрозы) [19]. При этом Strengths и Weaknesses являются факторами внутренней среды объекта анализа (т.е. теми, на которые объект имеет возможность влиять), в то время как Opportunities и Threats - факторы внешней среды (т.е. те, которые могут влиять на объект симуляции и не могут контролироваться последним).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

По содержанию кейсы бывают иллюстративными, проблемными, контекстными и прикладными (табл. 2) [25].

Кейсы могут быть основаны как на имеющихся оконченных клинических случаях (при обучении алгоритму постановки диагноза по сложному диагностическому случаю), так и на незавершенных клинических случаях (при обучении анализу имеющихся данных, прогнозированию динамики течения заболевания) и на вымышленных клинических случаях (при обучении алгоритмам оказания помощи при редких заболеваниях и неотложных состояниях) [26-28].

Практическое занятие на основе методики CBL состоит из следующих этапов.

1. Подготовительный (составление кейса, распределение ролей).

2. Тестирование по теме занятия (оценка теоретических знаний обучающихся).

3. Брифинг (краткая пресс-конференция с объявлением вводных данных кейса).

4. Разделение обучающихся по ролям.

5. Первый раунд симуляционного занятия.

6. Дебрифинг (процесс получения обратной связи от обучающихся после раунда с выявлением правильных и неправильных действий, чувств и переживаний обучаемых, разработка собственных алгоритмов).

7. Второй раунд симулированного занятия.

8. Окончание занятия и подведение итогов.

В ходе обучения студентов, клинических ординаторов и курсантов на кафедре общей медицинской практики ФГБОУ ВО СПбГПМУ Минздрава России успешно применяется методика CBL, разработаны кейсы различных клинических ситуаций [29]. Ниже приведены 2 примера проведения занятий.

РЕАЛИЗАЦИЯ КЛИНИЧЕСКОГО СЦЕНАРИЯ «ГЕНЕРАЛИЗОВАННАЯ ФОРМА МЕНИНГОКОККОВОЙ ИНФЕКЦИИ»

В соответствии с методикой CBL разработан клинический сценарий «Генерализованная форма менингокок-ковой инфекции» (ГФМИ), в рамках которого курсанты обучаются алгоритму оказания экстренной медицинской помощи ребенку, поступающему в приемное отделение стационара [6]. Занятие состоит из трех этапов: подготовительного (изучение теоретического материала по учебно-методическим пособиям, клиническим рекомендациям, стандартам и протоколам лечения, а также по санитарно-эпидемиологическим правилам), который проходит на профильных кафедрах (в ФГБОУ ВО СПбГПМУ Минздрава России: кафедры инфекционных болезней у детей им. проф. М.Г. Данилевича, инфекционных болезней взрослых и эпидемиологии, поликлинической педиатрии, госпитальной терапии).

В ходе II этапа обучающиеся выполняют сценарий, в ходе III (дебрифинга) происходит разбор решенной задачи. Оба этапа проходят в симулированных условиях на кафедре общей медицинской практики. Обучающиеся разделяются на 3 группы: группу медицинских работников (врач-педиатр, врач анестезиолог-реаниматолог, медицинская сестра-анестезист), группу «родителей» и группу наблюдателей. Предварительно зачитывается общее условие задачи, определяются диагностические, лечебные возможности учебного стационара. Общими задачами для медицинских работников являются качественный и своевременный сбор анамнеза жизни и заболевания, полноценный осмотр ребенка по системе ABCDE с «макушки до пят» (по условию задачи ге-

моррагическая сыпь и rash-сыпь имеются только на нижних конечностях, скрытых под одеждой), своевременный забор биологического материала (венозная кровь, мазки из ротоглотки и носоглотки) для лабораторных и бактериологических исследований, ранний старт интенсивной терапии (в соответствии с имеющимися клиническими рекомендациями), терапия возникших осложнений (по условию задачи, после осмотра вне зависимости от предполагаемого диагноза возникает генерализованный тон и ко-клон и чески й судорожный приступ), решение о месте госпитализации ребенка, работа с симулированным пациентом.

В задачи «родителей» входит, с одной стороны, помощь медицинским работникам при сборе анамнеза и обследовании, а с другой - демонстрация чрезмерной заботы о ребенке (паника) и тем самым отвлечение внимания медработников от работы по сценарию. Задача наблюдателей - заполнение оценочного листа, состоящего из 20 пунктов. Отдельно оцениваются командная работа и выбор лидера. Ребенка имитирует высокореалистичный манекен Sim Junior с технологией обратной связи, обладающий возможностью дистанционного управления.

По условию задачи, при введении антибактериальных препаратов в условиях некупированной гипотензии происходит остановка кровообращения, резистентная к реанимационным мероприятиям. Судорожный приступ купируется введением противосудорожных препаратов в терапевтических дозах, рассчитанных на массу тела ребенка.

При решении кейса исходно оценивают знания курсантов по решению ситуационной задачи (с видеофиксацией).

Общее направление развития сценария при необходимости задает ведущий, однако при достаточной подготовленности обучающихся этого не требуется. После проведения сценария проводится де-брифинг, в ходе которого определяют ход кейса, допущенные ошибки, возможные пути их устранения. Затем проводится 2-я часть занятия со сменой ролей и эталонным решением задачи.

В 2018-2019 гг. по методике СВ1_ проведено 47 практических занятий по теме «ГФМИ» как в виде практического занятия, так и в формате мастер-классов. Занятия проводили в ходе подготовки студентов старших курсов и клинических ординаторов по предмету «Инфекционные болезни» на базе Симуляционного центра ФГБОУ ВО СПбГПМУ Минздрава России, а также на курсах повышения профессиональной квалификации врачей-педиатров. Обучены 379 человек. Полученный опыт эффективно использован на практическом этапе VI и VII Всероссийской олимпиады по педиатрии. Интерактивное обучение алгоритмам и навыкам оказания экстренной и неотложной медицинской помощи больным ГФМИ позволяет объективно оценить знания и навыки курсантов на всех этапах оказания помощи.

реализация клинического сценария «острый эпиглоттит»

Необходимость обеспечения и поддержания проходимости дыхательных путей при оказании экстренной медицинской помощи при остром эпиглот-тите у ребенка определяет потребность в заблаговременном формировании соответствующих навыков у медицинских работников [30]. Качественное обучение на всех этапах медицинского

образования (теоретические знания анатомо-физиологических особенностей строения дыхательных путей у детей, эпидемиология, патофизиология, клиническая картина заболевания; практические навыки оценки тяжести состояния пациента, поддержания проходимости дыхательных путей неинвазивным и инвазивным способами, проведение сердечно-легочной реанимации у пациента с «трудными дыхательными путями») подразумевает использование симуляторов и манекенов высокой степени реалистичности с возможностью многократных повторов. Отдельного внимания заслуживает формирование таких навыков при оказании медицинской помощи пациентам на догоспитальном этапе в условиях командного взаимодействия.

В соответствии с интерактивной методикой СВ1_ разработан клинический сценарий «Оказание неотложной медицинской помощи при остром эпиглот-тите у ребенка на догоспитальном этапе». Данная методика успешно внедрена в практическую работу кафедры общей медицинской практики ФГБОУ ВО СПбГПМУ Минздрава России в 2018-2020 гг. Обучены 216 студентов старших курсов и 46 клинических ординаторов. Занятие состояло из 3 частей - теоретическая подготовка студентов на профильных кафедрах (инфекционных заболеваний, поликлинической педиатрии, анестезиологии, реаниматологии и неотложной педиатрии им. проф. В.И. Гордеева), затем практическая часть и дебрифинг на базе кафедры общей медицинской практики. После брифинга, в ходе которого обучающиеся знакомились с условиями клинического сценария и распределяли роли, прово-

дилась 1-я практическая часть занятия с видеофиксацией. В симулированных условиях, приближенных к реальным, моделировался квартирный вызов к ребенку с нарушением проходимости дыхательных путей. Обучающиеся разделялись на роли: участковый врач-педиатр и клинический ординатор или студент, проходящий производственную практику, врач и фельдшер бригады скорой медицинской помощи. Обязанностями участников были своевременная диагностика патологического состояния (путем сбора анамнеза жизни и заболевания, объективного осмотра по системе ABCDE) и оказание экстренной и неотложной медицинской помощи в соответствии с клиническими рекомендациями. Для отработки навыков объективного осмотра в экстренных условиях, а также интубации трахеи использовался современный симулятор Sim Junior с высокой степенью реалистичности и возможностью дистанционного управления и тренажер для обучения интубации с управляющим устройством (BT-CSIE). При необходимости проведения коникотомии операция выполнялась на разработанном на кафедре общей медицинской практики ФГБОУ ВО СПбГПМУ Минздрава России высокореалистичном манекене шеи с анатомическими образованиями с использованием специальных коникотомов. Симулированный пациент (мать ребенка) озвучивала вводные анамнеза жизни и заболевания, проявляла беспокойство о жизни и здоровье ребенка, а также стимулировала обучающихся вербализировать совершаемые ими действия. 3-я группа (наблюдатели) заполняла оценочный лист, состоящий из 20 пунктов. Отдельно оценивались: командное взаимодействие, выбор лидера

СИМУЛЯЦИ0ННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

и его работа, знания противоэпидемического режима. В каждом клиническом кейсе предусмотрена ситуация с развитием асфиксии у ребенка (как правило, при осмотре задней стенки глотки пациента или при укладывании его на спину). Задачей медицинских работников были своевременная диагностика угрожающего состояния и оказание экстренной медицинской помощи - интубации трахеи или коникотомии. 3-я этап занятия заключался в проведении дебрифинга с анализом допущенных ошибок, сменой ролей обучающихся и последующим эталонным выполнением полного алгоритма оказания неотложной помощи.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Обучающая методика СВ1_ позволяет применить теоретические знания при решении практических задач, способствует закреплению имеющихся навыков и умений, позволяет развить у обучающихся аналитическое мышление, необходимое для анализа клинической ситуации, выявления проблем,поиска оптимальных путей решения и их реализации. Внедрение клинических сценариев при практическом обучении на симуляторах позволяет выявить типичные ошибки и эффективно отработать навыки командного взаимодействия при оказании неотложной помощи в реальном времени.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

ФГБОУ ВО СПбГПМУ Минздрава России, Санкт-Петербург, Российская Федерация:

Лисовский Олег Валентинович (Oleg V. Lisovskii)* - кандидат медицинских наук, доцент, доцент кафедры общей медицинской практики E-mail: oleg.lisovsky0rambler.ru https://orcid.org/0000-0002-1749-169X

Гостимский Александр Вадимович (Alexandr V. Gostimskii) - доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой общей медицинской практики E-mail: gostimsky0mail.ru https://orcid.org/0000-0002-6825-8302

Лисица Иван Александрович (Ivan A. Lisitsa) - ассистент кафедры общей медицинской практики

E-mail: ivan_lisitsa0mail.ru https://orcid.org/0000-0003-3501-9660

Новак Ксения Егоровна (Kseniya Е. Novak) - кандидат медицинских наук, доцент кафедры инфекционных болезней взрослых и эпидемиологии E-mail: kseniya.novak0mail.ru https://orcid.org/0000-0001-9633-4328

Карпатский Игорь Владимирович (Igor V. Karpatskii) - кандидат медицинских наук, доцент кафедры общей медицинской практики E-mail: Ikar1220list.ru https://orcid.org/0000-0003-0047-6327

*Автор для корреспонденции.

Завьялова Анна Никитична (Anna N. Zavyalova) - кандидат медицинских наук,

доцент кафедры общей медицинской практики E-mail: anzajalova@mail.ru https://orcid.org/0000-0002-9532-9698

литература

1. Рогожкина Ю.А., Мищенко Т.А., Кузьмина Ю.С. и др. Образовательные технологии в медицинском университете // Медицинская наука и образование Урала. 2018. Т. 19, № 1 (93). С. 181-185. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32660732

2. Панина Т.С. Современные способы активизации обучения: учебное пособие для студентов вузов. Москва : Академия, 2006. 176 с. URL: https://www.academia-moscow.ru/ftp_share/_books/fragments/ fragment_4660.pdf

3. Pitt L., Watson R. View from practice. The case for cases: writing and teaching cases for the emerging economies // Inf. Technol. Dev. 2011. Vol. 4. P. 319-326. URL: https://www.researchgate. net/publication/254245251_The_case_for_cases_Writing_and_teaching_cases_for_the_emerging_ economies

4. Бегайдарова Р.Х., Стариков Ю.Г. Использование активных методов обучения на кафедре детских инфекционных болезней // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. № 4. С. 456-459. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25724435

5. Thistlethwaite J.E., Davies D., Ekeocha S. et al. The effectiveness of case-based learning in health professional education. A BEME systematic review: BEME Guide No. 23 // Med. Teach. 2012. Vol. 34, N 6. P. 421-444. URL: https://www.researchgate.net/publication/224947341_The_effectiveness_of_case-based_ learning_in_health_professional_education_A_BEME_systematic_review_BEME_Guide_No_23

6. Лисовский О.В., Гостимский А.В., Лисица И.А. и др. Симуляционный тренинг диагностики и терапии генерализованной формы менингококковой инфекции // Журнал инфектологии. 2020. Т. 12, № 1S1 (Материалы научно-практической конференции «Менингококковая инфекция - недооцененные проблемы. Другие бактериальные и вирусные поражения нервной системы». Санкт-Петербург, 11-12 февраля 2020 г.). С. 20-21. URL: https://congress-ph.ru/istorija_1_1/2020/meningokok20/tezis

7. Погорелова И.Г., Жукова Е.В., Калягин А.Н. Использование кейс-метода в высшем медицинском образовании // Сибирский медицинский журнал. 2010. № 93 (2). С. 147-149. URL: https://elibrary.ru/item. asp?id=13756459

8. Barrows H.S. A taxonomy of problem-based learning concepts // Med. Teach. 1986. Vol. 20, N 6. Р. 481486. URL: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/3796328

9. Хожаев А.А. CBL kased-based learning) - метод в медицинском образовании по дисциплине «онкология» // Вестник Казахского национального медицинского университета. 2016. № 1. С. 615-616. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=28997778

10. Лисовский О.В., Гостимский А.В., Карпатский И.В. и др. Роль и место методики симулированного пациента в обучении студентов и клинических ординаторов // Детская медицина Северо-Запада. 2018. № 7 (1). С. 201. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35646757

11. Лила А.М., Лопатин З.В. Построение занятия с использованием симуляционных методик // Специалист медицинского симуляционного обучения глава в книге. Москва : Росомед, 2016. С. 72-95. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35363241

12. Кобринский Б.А., Путинцев А.Н. О принципах построения интеллектуальных медицинских обучающих систем на основе case-метода // Искусственный интеллект и принятие решений. 2016. № 2. С. 30-37. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=26336700

13. Lincoln D.J. Student authored cases: combining benefits of traditional and live case methods of instruction // MER (Marketing Education Review). 2006. Vol. 16, N 1. P. 1-7. URL: https://www.researchgate. net/publication/290910232_Student_Authored_Cases_Combining_Benefits_of_Traditional_and_Live_ Case_Methods_of_Instruction

14. Воздвиженская А.В., Ольховик Н.Г., Лопатин З.В. Интеграция системы оценки коммуникативных умений и навыков в процесс подготовки будущего врача // Евразийское научное объединение. 2018. № 12-5 (46). С. 334-335. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36773617

15. Свистунов А.А., Грибков Д.М., Колыш А.Л. и др. Система управления симуляционным центром // Виртуальные технологии в медицине. 2016. № 2 (16). С. 9-11. URL: https://www.elibrary.ru/item. asp?id=36487784

16. Рипп Е.Г., Цверова А.С., Тропин С.В. Создание стандартизированного клинического сценария // Симуляционное обучение по анестезиологии и реаниматологии. Москва : Росомед, 2014. С. 188-209. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35318052

17. Зарипова З.А., Лопатин З.В., Чернова Н.А. Концепция создания единого информационного пространства в сфере симуляционного обучения в структуре медицинского образования на территории Российской Федерации // Виртуальные технологии в медицине. 2014. № 1 (11). С. 24-25. URL: https:// elibrary.ru/item.asp?id=36937240

18. Mumford A. The case method - does learning theory matter? // Dev. Learn. Organ. 2005. Vol. 19, N 4. P. 17-19. URL: https://www.researchgate.net/publication/235264996_The_case_method_-_Does_learning_ theory_matter

19. Лисовский О.В., Гостимский А.В., Лисица И.А. и др. Освоение инструментов бережливых технологий в симулированных условиях // Виртуальные технологии в медицине. 2019. № 2 (22). С. 59. URL: https:// elibrary.ru/item.asp?id=41344275

20. Кобринский Б.А., Путинцев А.Н. О принципах построения интеллектуальных медицинских обучающих систем на основе case-метода // Искусственный интеллект и принятие решений. 2016. № 2. С. 30-37. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=26336700

21. Рипп Е.Г., Кологривова Л.В., Рипп Т.М. и др. Использование информационной модели при разработке клинических сценариев // Виртуальные технологии в медицине. 2018. № 1 (19). С. 24-30. URL: https:// www.elibrary.ru/item.asp?id=35646096

22. Орел В.И., Гостимский А.В., Лисовский О.В. и др. Контроль практических навыков выпускников ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет» в рамках аккредитации // Медицина и организация здравоохранения. 2017. № 2 (4). С. 10-18. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32367992

23. Гостимский А.В., Кузнецова Ю.В.,Лисовский О.В. Организация симуляционного обучения в СПбГПМУ // Педиатр. 2015. № 6 (3). С. 118-122. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25031940

24. Бегайдарова Р.Х., Стариков Ю.Г., Алшынбекова Г.К. и др. Использование активных методов обучения на кафедре детских инфекционных болезней // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. № 4-2. С. 456-459. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25724435

25. Гаджикурбанова Г.М. Анализ подходов к классификации кейсов // Мир науки, культуры, образования. 2013. №. 3 (40). С. 9-11. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-podhodov-k-klassifikatsii-keysov

26. Гостимский А.В., Лисовский О.В., Селиханов Б.А. Симуляционное обучение клинических ординаторов различных специальностей // Оргздрав: новости, мнения, обучение. 2018. № 2 (12). С. 56-57. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35417630

27. Новак К.Е., Эсауленко Е.В., Лисица И.А. Завозной случай тропической малярии с летальным исходом в Санкт-Петербурге // Журнал инфектологии. 2017. № 9 (4). С. 139-143. URL: https://www.elibrary.ru/ item.asp?id=32367352

28. Khan K., Pattison T., Sherwood M. Simulation in medical education // Med. Teach. 2011. Vol. 33, N 1. P. 1-3. URL: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/21182376

29. Гостимский А.В., Лисовский О.В., Лисица И.А. Первичная аккредитация специалистов. Опыт, проблемы и возможные пути решения // Виртуальные технологии в медицине. 2018. № 2 (20). С. 35. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36434094

30. Лисовский О.В., Гостимский А.В., Новак К.Е. и др. Материалы научно-практической конференции «VI Конгресс Евро-Азиатского общества по инфекционным болезням». Санкт-Петербург, 20-21 мая 2020 г. // Журнал инфектологии. 2020. Т. 12, № 2S. С. 76. URL: http://congress-ph.ru/event/ EA-congress2020/tezis

REFERENCES

1. Rogozhkina Yu.A., Mishchenko T.A., Kuz'mina Yu.S., et al. Educational technologies in medical university. Meditsinskaya nauka i obrazovaniye Urala [Medical Science and Education of the Urals]. 2018; 19 (1): 181-5. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32660732 (in Russian)

2. Panina T.S. Modern ways to activate learning: a textbook for University students. Moscow: Akademiya, 2006: 176 p. URL: https://www.academia-moscow.ru/ftp_share/_books/fragments/fragment_4660.pdf (in Russian)

3. Pitt L., Watson R. View from practice. The case for cases: writing and teaching cases for the emerging economies. Inf. Technol. Dev. 2011;. 4: 319-26. URL: https://www.researchgate.net/publication/254245251_ The_case_for_cases_Writing_and_teaching_cases_for_the_emerging_economies

4. Begaydarova R.Kh., Starikov Yu.G. The use of active methods of training at the department of children infectious diseases. Mezhdunarodniy zhurnal prikladnikh i fundamental'nikh issledovaniy [International Journal of Applied and Fundamental Researches]. 2016; (4): 456-9. URL: https://elibrary.ru/item. asp?id=25724435 (in Russian)

5. Thistlethwaite J.E., Davies D., Ekeocha S., et al. The effectiveness of case-based learning in health professional education. A BEME systematic review: BEME Guide No. 23. Med Teach. 2012; 34 (6): 421-44. URL: https://www.researchgate.net/publication/224947341_The_effectiveness_of_case-based_learning_ in_health_professional_education_A_BEME_systematic_review_BEME_Guide_No_23

6. Lisovskii O.V., Gostimskii A.V., Lisitsa I .A., et al. Simulation training for diagnostics and therapy of generalized meningococcal infection. Materials of the scientific and practical conference «Meningococcal infection-underestimated problems. Other bacterial and viral lesions of the nervous system», Saint Petersburg, February 1 1-1 2, 2020. Zhurnal infektologii [Journal of Infectology]; 12 (1s1): 20-1. URL: https://congress-ph.ru/istorija_1_1/2020/meningokok20/tezis (in Russian)

7. Pogorelova I.G., Zhukova E.V., Kalyagin A.N. Use of case-method in higher medical education. Sibirskiy meditsinskiy zhurnal [Siberian Medical Journal]. 2010; 93 (2): 147-9. URL: https://elibrary.ru/item. asp?id=13756459 (in Russian)

8. Barrows H.S. A taxonomy of problem-based learning concepts. Med Teach. 1986; 20 (6): 481-6. URL: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/3796328

9. Hozhaev A.A. CBL (cased-based learning) - method in medical education on the subject «oncology». Vestnik Kazakhkogo natsional'nogo meditsinskogo universiteta [Bulletin of the Kazakh National Medical University]. 2016; (1): 615-6. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=28997778 (in Russian)

10. Lisovskii O.V., Gostimskii A.V., Karpatskii I.V., et al. The role and place of the simulated patient technique in teaching students and clinical residents. Detskaya meditsina Severo-Zapada [Children's Medicine of the North-West]. 2018; 7 (1): 201. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35646757 (in Russian)

11. Lila A.M., Lopatin Z.V. Building a class using simulation techniques. Moscow: Rosomed, 2016: 72-95. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35363241 (in Russian)

12. Kobrinskiy B.A., Putintsev A.N. On the principles of construction of intelligent medical case based learning systems. Iskusstvenniy intellekt i prinyatie resheniy [Artificial Intelligence and Decision Making]. 2016; (2): 30-7. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=26336700 (in Russian)

13. Lincoln D.J. Student authored cases: combining benefits of traditional and live case methods of instruction. MER (Marketing Education Review). 2006; 16 (1): 1-7. URL: https://www.researchgate.net/ publication/290910232_Student_Authored_Cases_Combining_Benefits_of_Traditional_and_Live_Case_ Methods_of_Instruction

14. Vozdvizhenskaya A.V., Ol'khovik N.G., Lopatin Z.V. Integration of the system of assessment of communication skills in the process of training a future doctor. Evraziyskoe nauchnoe ob'edinenie [Eurasian Scientific Association]. 2018; 12-5 (46): 334-5. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36773617 (in Russian)

15. Svistunov A.A., Gribkov D.M., Kolysh A.L., et al. Simulation center management system. Virtual'nye tekhnologii v meditsine [Virtual Technologies in Medicine]. 2016; 2 (16): 9-11. URL: https://www.elibrary. ru/item.asp?id=36487784 (in Russian)

16. Ripp E.G., Tsverova A.S., Tropin S.V. Creating a standardized clinical scenario. Simuljacionnoe obuchenie po anesteziologii i reanimatologii [Simulation training in anesthesiology and reanimatology]. Moscow: Rosomed, 2014: 188-209. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35318052 (in Russian)

17. Zaripova Z.A., Lopatin Z.V., Chernova N.A. The concept of creating a unified information space in the field of simulation training in the structure of medical education in the Russian Federation. Virtual'nye tekhnologii v meditsine [Virtual Technologies in Medicine]. 2014; 1 (11): 24-5. URL: https://elibrary.ru/ item.asp?id=36937240 (in Russian)

18. Mumford A. The case method - does learning theory matter? DevLearn Organ. 2005; 19 (4): 17-9. URL: https:// www.researchgate.net/publication/235264996_The_case_method_-_Does_learning_theory_matter

19. Lisovskii O.V., Gostimskii A.V., Lisitsa I.A., et al. Mastering the tools of lean technologies in simulated conditions. Virtual'nye tekhnologii v meditsine [Virtual Technologies in Medicine]. 2019; 2 (22): 59. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=41344275 (in Russian)

20. Kobrinskiy B.A., Putintsev A.N. O principah postroenija intellektual'nyh medicinskih obuchajushhih sistem na osnove case-metoda. Iskusstvenniy intellekt i prinyatie resheniy [Artificial Intelligence and Decision Making]. 2016; (2): 30-7. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=26336700 (in Russian)

21. Ripp E.G., Kologrivova L.V., Ripp T.M., et al. Use of the information model for the development of clinical scenarios. Virtual'nye tekhnologii v meditsine [Virtual Technologies in Medicine]. 2018; 1 (19): 24-30. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35646096 (in Russian)

22. Orel V.I., Gostimskii A.V., Lisovskii O.V., et al. Control of the practical skills of graduates of the FSBEI HE «St. Petersburg state pediatric medical university» in the framework of accreditation. Meditsina i organizatsiya zdravookhraneniya [Medicine and Organization of Health Care]. 2017; 2 (4): 10-8. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32367992 (in Russian)

23. Gostimskii A.V., Kuznetsova Yu.V., Lisovskii O.V. Organization of a simulation study in SPBSPMU. Pediatr [Pediatrician]. 2015; 6 (3): 118-22. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25031940 (in Russian)

24. Begaydarova R.Kh., Starikov Yu.G., Alshynbekova G.K., et al. The use of active methods of training at the department of children infectious diseases. Mezhdunarodniy zhurnal prikladnikh i fundamental'nikh issledovaniy [International Journal of Applied and Fundamental Researches]. 2016; (4-2): 456-9. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25724435 (in Russian)

25. Gadzhikurbanova G.M. Analysis of approaches to case classification. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya [The World of Science, Culture, Education]. 2013; 3 (40): 9-11. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-podhodov-k-klassifikatsii-keysov (in Russian)

26. Gostimskii A.V., Lisovskii O.V., Selikhanov B.A. Simulation training of clinical residents of various specialties. ORGZDRAV: novosti, mneniya, obuchenie [ORGZDRAV: news, Opinions, Training]. 2018; 2 (12): 56-7. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35417630 (in Russian)

27. Novak K.E., Yesaulenko E.V., Lisitsa I.A. Imported case of tropical malaria with a lethal outcomein Saint-Petersburg. Zhurnal infektologii [Journal of Infectology]. 2017; 9 (4): 139-43. URL: https://www.elibrary. ru/item.asp?id=32367352 (in Russian)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

28. Khan K., Pattison T., Sherwood M. Simulation in medical education. Med Teach. 2011; 33 (1): 1-3. URL: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/21182376

29. Gostimskii A.V., Lisovskii O.V., Lisitsa I.A. Primary accreditation of specialists. Experience, problems and possible solutions. Virtual'nye tekhnologii v meditsine [Virtual Technologies in Medicine]. 2018; 2 (20): 35. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36434094 (in Russian)

30. Lisovskii O.V., Gostimskii A.V., Novak K.E., et al. Materials of the scientific and practical conference «VI Congress of the Euro-Asian society for infectious diseases». Saint Petersburg, May 20-21, 2020. Zhurnal infektologii [Journal of Infectology]. 2020; 12 (2S): 76. URL: http://congress-ph.ru/event/EA-congress2020/ tezis (in Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.