Научная статья на тему 'Эмоциональное выгорание врачей-ветеринаров'

Эмоциональное выгорание врачей-ветеринаров Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1930
257
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА / ЭМПАТИЯ / EMOTIONAL BURN-OUT / PROFESSIONAL IMPORTANT QUALITIES / EMPATHY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Солотина Елена Валерьевна

Статья посвящена изучению эмоциональной сферы врачей-ветеринаров. Описаны доминирующие симптомы эмоционального выгорания врачей-ветеринаров. Выявлены корреляционные связи эмоционального выгорания врачей-ветеринаров с различными психологическими показателями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Солотина Елена Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EMOTIONAL BURN-OUT OF VETERINARIANS

The article is devoted to study of emotional sphere of veterinarians. The dominate symptoms of emotional burn-out of veterinarians are described. The research revealed the correlational relations the emotional burn-out of veterinary with different psychological indicators.

Текст научной работы на тему «Эмоциональное выгорание врачей-ветеринаров»

UDC 159.9.07,159.9.316.6, 159.922.6

PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS OF ELDERLY AGE CRISIS

Anastasiya Vladimirovna RYBINSKAYA, Tambov State University G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Post-graduate Student, Social Psychology Department, e-mail: Nast.urtsiya@yandex.ru

The problems of old age crisis, its psychological characteristics, as well as the philosophical aspects of retired persons are analyzed.

Key words: crisis of elderly age; psychology of elderly people; acceptance of death.

УДК 301.085:15

ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ ВРАЧЕЙ-ВЕТЕРИНАРОВ

© Елена Валерьевна СОЛОТИНА

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедры клинической психологии, e-mail: bezhelena@yandex.ru

Статья посвящена изучению эмоциональной сферы врачей-ветеринаров. Описаны доминирующие симптомы эмоционального выгорания врачей-ветеринаров. Выявлены корреляционные связи эмоционального выгорания врачей-ветеринаров с различными психологическими показателями. Ключевые слова: эмоциональное выгорание; профессионально-важные качества; эмпатия.

Проблема эмоционального выгорания рассматривается в психологической науке достаточно широко. Современные научные исследования данного феномена указывают на распространенность данного синдрома среди медицинских работников (В.В. Болу-чевская, М.Ю. Будников, В.Л. Малыгин,

А.Б. Искандирова, Е.Е. Пахтусова, Д.В. Шевченко, Ю.А. Шуляк, АН. Вепрев, НЕ. Кондаков, В.Н. Стратий и др.) [1-4] и педагогов (М.В. Хватова, Е.А. Селиванова, Л.Г. Дикая, И.А. Курапова, Е.С. Дьячкова, Л.В. Сорокина, О.А. Попова и др.) [5-7]. Также имеется ряд работ, указывающих на то, что данный феномен в целом характерен для профессий сферы «человек - человек» (А.М. Лужецкая, П.И. Сидоров, А.Г. Соловьев, И.А. Новикова и др.) [8; 9].

Интерес к проблеме эмоционального выгорания врачей-ветеринаров был вызван, прежде всего, тем, что данная проблема не выносилась в психологической науке на самостоятельное рассмотрение. А также и тем, что сама профессия врач-ветеринар имеет специфическое содержание по предмету труда. Традиционно данную профессию относят к сфере «человек - природа», т. к. ответственность ветеринар несет за жизнь и здоровье животных. Но также следует учитывать, что оценку труда ветеринара осуществляет

человек, - хозяин животного, поэтому с этой точки зрения данную профессию можно отнести и к сфере «человек - человек». Профессия врач-ветеринар, таким образом, предполагает повышенные требования к психической устойчивости, что традиционно для коммуникативных профессий и особые требования к личностным качествам и способностям в связи с работой в сфере «человек -природа». Согласно профессиограмме Е.С. Романовой [10], к профессионально важным качествам врача-ветеринара следует отнести способность к эмпатии, гибкость мышления, способность переносить психическое и физическое напряжение, ответственность, терпимость, твердость, выносливость, активность. При этом такие качества, как неаккуратность, отсутствие сострадания, агрессивность, невнимательность, недоброжелательность, нелюбовь к животным рассматриваются в профессиограмме «врач-ветеринар» как анти-ПВК (профессионально-важные качества).

Таким образом, часто встречающимися сложностями в работе врача-ветеринара являются: сложность получения обратной связи в профессиональной деятельности (лечение животных, оценка качества работы - человеком); совмещение различных медицинских специализаций для оказания помощи

животным; риск заражения инфекциями, получения травм в процессе оказания врачебной помощи животным.

В связи с вышесказанным целью настоящего исследования является обследование эмоциональной сферы и выявление эмоционально-неблагоприятных состояний в структуре личности врачей-ветеринаров.

Исследование было проведено на базе ТОГБУ «Тамбовская областная ветеринарная лаборатория». Для выявления неблагоприятных эмоциональных состояний среди врачей-ветеринаров нами были организованы две группы для исследования: экспериментальная группа (далее - ЭГ) - врачи-ветеринары (24 человека) и контрольная группа (далее -КГ) - 22 человека. В контрольную группу вошли работники сферы «человек - знак»: бухгалтеры, инженеры, т. е. те, кто не имеет непосредственного взаимодействия с животными и не несет прямой ответственности за их жизнь и здоровье.

В исследовании были использованы следующие методики: исследование уровня эм-патийных тенденций; методика диагностики уровня эмоционального выгорания в профессии В.В. Бойко, шкала оценки уровня реактивной и личностной тревожности (Ч.Д. Спилберг, Ю.Л. Ханин); уровень субъективного контроля.

В результате исследования по методике

В.В. Бойко было выявлено, что по средним значениям в ЭГ и КГ наиболее выраженной фазой является фаза резистенции, наименее выражена фаза напряжения (табл. 1). При этом, по сравнению с КГ, средние значения по всем фазам (напряжение, резистенция, истощение) более высокие среди врачей-ве-теринаров.

Фаза напряжения является сформировавшейся только у одного испытуемого из ЭГ, в контрольной группе таких испытуемых не выявлено. Фаза резистенции является сформировавшейся у 29 % человек из ЭГ и 23 % испытуемых в КГ. Фаза истощения сформировалась у 13 % испытуемых в ЭГ. В контрольной группе испытуемых с сформировавшейся фазой истощения не выявлено.

Далее рассмотрим выраженность эмоционального выгорания по симптомам (табл. 2). Так, все симптомы фазы резистенции, а именно: неадекватное эмоциональное реагирование, эмоционально-нравственная дез-

ориентация, расширение сферы экономии эмоций, редукция профессиональных обязанностей наиболее выражены в ЭГ. При этом наибольший разрыв между ЭГ и КГ представлен по симптому: расширение сферы экономии эмоций.

Симптомы фазы напряжения: личностная отстраненность, психосоматические и психовегетативные нарушения в наибольшей степени выражены у испытуемых в ЭГ. При этом симптомы: эмоциональный дефицит, эмоциональная отстраненность несколько выше среди представителей контрольной группы.

Такие симптомы фазы напряжения, как психосоматические и психовегетативные нарушения также наиболее выражены в ЭГ.

Сравнительный анализ статистически значимых различий с помощью критерия Манна-Уитни показал наличие различий в ЭГ и КГ по шкале тревога и депрессия (р < 0,03).

Далее для сравнения результаты нашего исследования были сопоставлены с данными по степени сформированности эмоционального выгорания среди медицинских работников, работников исправительных учреждений, учителей и страховых агентов по исследованию А.М. Лужецкой [8] (табл. 3).

Сравнительный анализ показывает, что фаза резистенции среди врачей-ветеринаров по сравнению с медицинскими работниками и учителями выражена в большей степени. У 50 % врачей-ветеринаров данная фаза находится в стадии формирования, у 29 % сформирована. При этом фаза напряжения у врачей-ветеринаров выражена в меньшей степени по сравнению с медицинскими работниками, учителями и работниками исправительных учреждений. Среди большинства врачей-ветеринаров фаза напряжения не сформирована (66,7 %), при этом данная фаза преимущественно находится в стадии формирования у медицинских работников (75 %), учителей (66,7), работников исправительных учреждений (45,5).

Таким образом, сравнительный анализ показателей сформированности фаз эмоционального выгорания у врачей-ветеринаров с представителями таких профессий, как медицинские работники в целом и учителя также показывает, что фаза резистенции среди ветеринаров выражена в большей степени.

Таблица 1

Показатели эмоционального выгорания (по фазам) у врачей-ветеринаров

(по методике В.В. Бойко)

Напряжение Резистенция Истощение

ЭГ 28,21 51,88 34,83

КГ 20,68 45,09 30,73

Таблица 2

Средние значения показателей эмоционального выгорания у врачей-ветеринаров

(по методике В.В. Бойко)

Напряжение Резистенция Истощение

Переживание психотравмирующих обстоятельств Неудовлетворенность собой Загнанность в клетку О с е епр е д и а г о И си р Н Неадекватное избирательное эмоциональное реагирование аян ен с § & 1 оя ни л э І ё § к цр оо з ме П ^ Расширение сферы экономии эмоции Редукция профессиональных обязанностей ит е ны л на о цо м Э Эмоциональная отстраненность Є с о ен 3 & с т о яа тна с но Психосоматические и психовегетативные нарушения

ЭГ 11,67 4,25 4,58 7,71 15,92 11,42 9,33 15,21 9,00 7,75 8,00 10,08

КГ 6,55 4,41 5,36 4,36 15,50 10,41 6,00 13,18 9,05 8,09 6,14 7,45

Таблица 3

Степень сформированности фаз эмоционального выгорания у представителей различных профессий (по данным исследования А.М. Лужецкой) и среди врачей-ветеринаров

Профессиональная группа Фаза напряжения Фаза резистенции Фаза истощения

не сформирована в ио § & 3 1 с о И сформирована не сформирована в ио § & 3 1 с о и сформирована а ана в о рм о с е н в стадии формирования сформирована

по данным исследования А.М. Лужецкой

Медицинские работники 25 75 0 75 25 0 33,3 50 16,4

Работники исправитель- 55,5 45,5 0 2 2 33,3 45,5 55,5 33,3 11,2

ных учреждений

Учителя 33,3 66,7 0 77,8 22,2 0 0 55,6 44,4

Страховые агенты 0 46,2 53,8 0 13,3 86,7 0 46,1 53,9

по данным исследования Е.В. Солотиной

Врачи-ветеринары 66,7 29,2 4,2 20,8 50,0 29,2 54,2 33,3 12,5

По доминирующей фазе резистенции выраженность эмоционального выгорания врачей-ветеринаров более схожа с эмоциональным выгоранием работников исправительных учреждений.

Парадоксально, но несмотря на то, что общение с людьми в силу профессиональных обязанностей среди врачей-ветеринаров, по сравнению с вышеперечисленными профессиями, менее представлено, они все же испытывают усталость от общения. Пресыщение контактами с людьми, характерное для испытуемых, отражается на культуре их общения, в стремлении сокращения контактов с близкими.

Для того чтобы ответить на вопрос о том, какими же психологическими детерминантами обусловлены столь высокие показатели по фазе эмоционального выгорания «ре-зистенция», нами был проведен корреляционный анализ. Результаты представлены на рис. 1. Так, симптом фазы резистенции «экономия эмоций» взаимосвязан с реактивной

тревожностью. И это говорит нам о том, что на беспокойство, нервозность в профессиональной деятельности врачи-ветеринары склонны реагировать сведением эмоций в личностных контактах до минимума.

В то же время такое защитное поведение на события, вызывающие реактивную тревожность, в свою очередь, не проходит бесследно для психического здоровья врачей-ветеринаров и приводит к тревоге и депрессии, психосоматическим нарушениям. Данный результат подтверждается наличием положительной корреляционной связи (рис. 1) между шкалами «экономия эмоций», «тревога и депрессия», «психосоматические нарушения». Вполне понятно становится и то, что, в свою очередь, «тревога и депрессия», «экономия эмоций» приводит к «редукции профессиональных обязанностей». Испытывая тревогу и депрессию, врачи-ветеринары, по-видимому, стараются быть эмоционально безучастными и по отношению к выполнению своих профессиональных обязанностей.

Рис. 1. Корреляционные связи симптомов фазы «резистенции» с психологическими показателями (все корреляционные связи на уровне значимости р < 0,01)

Наличие отрицательной корреляционной связи между шкалами «интернальность в области здоровья» и «экономия эмоций» позволяет нам также сделать предположение о том, что такая своеобразная защитная стратегия врачей-ветеринаров в виде снижения эмоциональной стороны своей жизни не ведет к здоровью, а точнее, не ведет к оцениванию самого себя ответственным за свое здоровье.

Анализируя полученные данные исследования, мы обратили внимание на тот факт, что среди врачей-ветеринаров отмечается преимущественно средний уровень эмпатии к животным. Так, 83 % испытуемых ЭГ показали средний уровень эмпатии к животным. При этом в исследуемой нами группе врачей-ветеринаров не было выявлено ни одного врача с высоким уровнем эмпатии к животным. В контрольной же группе два испытуемых характеризуются высоким уровнем эмпатии к животным.

Корреляционный анализ эмпатийных тенденций (рис. 2) выявил наличие положительных связей между показателями «развитость эмпатийных тенденций», «эмпатия с животными» и «интернальность в области производства». То есть при повышении эм-патийности в целом и в частности эмпатии к животным у врачей-ветеринаров повышается уровень осознания собственной ответственности за результаты своей профессиональной деятельности.

В психологической науке известно, что снижение эмпатии при взаимодействии с подопечными является одним из признаков эмоционального выгорания, с одной стороны. С другой же стороны, чрезмерно высокий или чрезмерно низкий уровень эмпатии повышает риск развития синдрома эмоционального выгорания.

Тот факт, что врачи-ветеринары имеют преимущественно средний уровень эмпатии к животным, является фактором, помогающим врачам-ветеринарам сохранять психическое здоровье. Средний уровень эмпатии к животным, вероятно, является оптимальным уровнем для сохранения профессионального долголетия врача-ветеринара.

Подводя итог нашему исследованию, следует отметить, что эмоциональное выгорание врачей-ветеринаров характеризуется, прежде всего, тем, что они становятся сдержанными в эмоциях и эмпатии, склонны к тревоге и депрессии. При этом мы не исключаем, что возможно, данные психологические особенности являются не только симптомами эмоционального выгорания, но и личностными качествами, благодаря которым врач-ветеринар, собственно, и выбирает для себя данную профессию. В дальнейшем было бы целесообразно исследовать эмоциональную сферу врачей-ветеринаров в динамике: до того, как они приступили к своей профессиональной деятельности и во время нее.

Рис. 2. Корреляционные связи эмпатийных тенденций с психологическими показателями (все корреляционные связи на уровне значимости р < 0,01)

1. Болучевская В.В., Будников М.Ю. Эмоциональное выгорание врачей как актуальная медицинская и психологическая проблема // Вестник Волгоградского государственного медицинского университета. 2012. № 2. С. 6-9.

2. Малыгин В.Л., Искандирова А.Б., Пахтусова Е.Е., Шевченко Д.В., Шуляк Ю.А. Социальные и профессиональные факторы риска формирования эмоционального выгорания у врачей психиатров и наркологов // Прикладные информационные аспекты медицины. 2008. № 11. С. 71-75.

3. Вепрев А.Н., Кондаков Н.Е., Стратий В.Н. Влияние социально психологических факторов на формирование синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности медицинских работников скорой помощи // Скорая медицинская помощь. 2008. № 4. С. 47-51.

4. Селиванова Е.А., Хватова М.В. Рефлексивность в структуре личности педагогов как показатель их психологического здоровья // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2011. Вып. 11 (103).

С. 211-216.

5. Дикая Л.Г., Курапова И.А. Роль духовнонравственных ценностей в регуляции эмоционального выгорания педагогов // Соци-

альные и гуманитарные науки на Дальнем Востоке. 2009. № 4. С. 73-82.

6. Дьячкова Е. С. Личностные особенности педагогов с разной степенью профессионального выгорания // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2011. Вып. 10 (102). С. 102-109.

7. Сорокина Л.В., Попова О.А. Психологическое здоровье педагогов, факторы его определяющие // Вестник Тамбовского университета. Серия Естественные и технические науки. Тамбов, 2012. Т. 17. Вып. 2. С. 797-801.

8. Лужецкая А.М. Особенности проявления синдрома эмоционального выгорания у представителей различных профессий системы «человек-человек» // Сибирский психологический журнал. 2005. № 21. С. 150-153.

9. Сидоров П.И., Соловьев А.Г, Новикова И.А. Синдром эмоционального выгорания у лиц коммуникативных профессий // Гигиена и санитария. 2008. № 3. С. 29-33.

10. Романова Е.С. 99 популярных профессий: психологический анализ и профессиограммы. СПб., 2003.

Поступила в редакцию 10.04.2013 г.

UDC 301.085:15

EMOTIONAL BURN-OUT OF VETERINARIANS

Elena Valeryevna SOLOTINA, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Candidate of Psychology, Senior Lecturer of Clinical Psychology Department, e-mail: bezhelena@yandex.ru

The article is devoted to study of emotional sphere of veterinarians. The dominate symptoms of emotional burn-out of veterinarians are described. The research revealed the correlational relations the emotional burn-out of veterinary with different psychological indicators.

Key words: emotional burn-out; professional important qualities; empathy.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.