МАРКИРОВКА КАК ЭЛЕМЕНТ КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОГО ОПИСАНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ТОВАРА
MARKING AS AN ELEMENT OF CRIMINALISTIC DESCRIPTION
OF A CONSUMER PRODUCT
УДК 343. 98
О.Б. ДРОНОВА,
кандидат юридических наук, доцент (Волгоградская академия МВД России, Россия, Волгоград) [email protected]
OLGA B. DRONOVA,
candidate of law, associate professor (Volgograd Academy of the Ministry of Interior of Russia, Russia, Volgograd)
Аннотация: в статье систематизированы основные виды маркировочных обозначений, наносимых на потребительские товары продовольственного и бытового назначения, предназначенные для реализации на территории РФ, являющиеся необходимым индивидуализирующим элементом описания в ходе составления процессуальных документов.
Ключевые слова: маркировочные обозначения, потребительские товары, национальные стандарты, технические регламенты.
Abstract: the article systematizes the main types of marking used for consumer goods for food and household purposes intended for sale on the territory of the Russian Federation, which are an indispensable individualizing element in the description of procedural documents.
Keywords: labeling, consumer products, national standards, technical regulations.
В рамках проведения проверочных оперативно-разыскных мероприятий, а также первоначальных и последующих следственных действий субъектам расследования требуется неоднократно производить осмотр и описание внешних признаков потребительских товаров и сопутствующих им элементов оформления, которые содержат многочисленные маркировочные обозначения.
Основной целью данных мероприятий является выявление и фиксация фактов наличия, расположения, размерных характеристик и информационной сущности знаков, предусмотренных соответствующими международными и национальными нормативными документами, которые могут быть представлены в виде буквенно-цифровых записей (нумераций, аббревиатур, контрольных (идентификационных) знаков и т.д.), а также установленных символов и условных обозначений.
Существенной проблемой, влияющей на качественное содержание процессуального документа, содержащего описание маркировочных обозначений на потребительских товарах, является бланкетность большинства законодательных норм, регламентирующих товарооборот,
и многочисленность национальных стандартов и технических регламентов, содержащих требования к их оформлению, способам нанесения, размерным характеристикам, местам расположения и иным параметрам.
В этой связи нами предпринята попытка систематизации основных требований, действующих на территории Российской Федерации, предъявляемых к маркировке потребительских товаров.
Само понятие маркировки происходит от нем. «markieren», от фр. «marquer», англ. «marking», дословно обозначающих «отмечать, ставить знак» в целях идентификации объекта, а также информирования, мотивирования и предупреждения участников товарооборота.
Информация о нанесении на изделия маркировочных обозначений в виде рисунков и пиктограмм известна с III тысячелетия до н.э. и впервые встречается на глиняных сосудах Древнего Египта. В дальнейшем обозначения в виде рисунков, клейм, этикеток, ярлыков и прочих способов наносились на разные предметы утвари, товары, продукты, скот, здания, затрагивая практически все сферы деятель-
ности товарооборота [1]. По мере развития информационных технологий появлялись новые способы идентификации продовольственных и бытовых товаров с использованием современных телекоммуникационных систем. Кроме того, получили свое законодательное закрепление требования, предъявляемые к содержанию и размещению информации на различных элементах потребительского товара.
Понятие маркировки потребительских товаров можно встретить лишь в техническом регламенте Таможенного союза ТР ТС 022/2011 «Пищевая продукция в части ее маркировки», который определяет ее как информацию о пищевой продукции, нанесенной в виде надписей, рисунков, знаков, символов, иных обозначений и (или) их комбинаций на потребительскую упаковку, транспортную упаковку или на иной вид носителя информации, прикрепленного к потребительской упаковке и (или) к транспортной упаковке, или помещенного в них либо прилагаемого к ним. Отдельно оговаривается перечень обязательных требований к маркировке, который включает: четкость и разборчивость; устойчивость к воздействию химических веществ, климатических факторов; сохранность в течение гарантийного срока хранения, выполнение основной (дублирующей) маркировки на русском языке вне зависимости от страны изготовителя. Маркировка должна быть понятной, легкочитаемой, достоверной и не вводить в заблуждение потребителей (приобретателей), при этом надписи, знаки, символы должны быть контрастными фону, на который нанесена маркировка.
В настоящее время согласно ст. 458 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) предусмотрена обязанность продавца идентифицировать товар посредством нанесения необходимой маркировки, а ст. 1515 ГК РФ содержит норму об ответственности за незаконное нанесение предупредительной маркировки по отношению к не зарегистрированному в Российской Федерации товарному знаку.
Размещение на товарах необходимых идентифицирующих обозначений осуществляется согласно требованиям статей 7, 10 Закона «О защите прав потребителей», обязывающих производителя (исполнителя) в целях безопасности использования товаров указывать правила соблюдения условий жизненного цикла для конкретной продукции в установленных сопутствующих и сопроводительных документах в целях последующего информирования потребителя. В качестве обязательной информации, которая должна найти свое отражение в маркировочных обозначениях, должны быть указаны сведения:
- конкретного технического регламента (национального, межгосударственного стандарта) или иного предписывающего документа, действующего на территории РФ, требованиям которого должен соответствовать товар;
- о назначении продукции, ее основных потребительских свойствах, конкретных компонентах, входящих в состав, количественных характеристиках, сроках изготовления, упаковки (расфасовки), хранения,использования,сведения о наименовании и адресах (размещения производства и юридический адрес организации) производителя (импортера), правообладателя, а также данные о противопоказаниях применения отдельными группами потребителей;
- о прохождении при необходимости процедуры обязательного подтверждения соответствия в форме обязательной сертификации или декларации о соответствии.
Дополнительная регламентация требований к содержанию маркировочных обозначений содержится в законодательстве, регулирующем оборот конкретных потребительских товаров. К ним относятся: Федеральный закон от 02.01.2000 № 29-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «О качестве и безопасности пищевых продуктов», Федеральный закон от 22.11.1995 № 171-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017), Федеральный закон от 08.01.1998 № З-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О наркотических средствах и психотропных веществах» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017), Федеральный закон от 12.04.2010 № 61-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об обращении лекарственных средств» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017), Федеральный закон от 22.12.2008 № 268-ФЗ «Технический регламент на табачную продукцию» и т.д.
Совокупность маркировочных обозначений позволяет не только довести до потребителя информационную сущность о товаре, но и является определенной гарантией легальности нахождения продукции в товарообороте, законности деятельности ее производителей, соблюдение обязательных стандартов качества и выполнение установленных требований по изучению необходимых характеристик и свойств. Они могут быть проверены в ходе изучения и сопоставления со сведениями, указанными в сопроводительно-разрешительной документации на товар, а также посредством письменных и телекоммуникационных запросов к поставщикам, импортерам и производителям оригинальной продукции.
В настоящее время существующие маркировочные обозначения могут быть дифференцированы:
1. По профилю организации, осуществляющей нанесение обозначений на упаковку и (или) основной товар, среди которых различают производственную и торговую маркировку.
Производственная (промышленная) маркировка наносится на этикетки, кольеретки, вкладыши, ярлыки, бирки, контрольные ленты. Дополнительно могут применяться клейма и штампы, которые различаются по ведомственной принадлежности организаций, их наносящих, с учетом предназначения готовой продукции и подразделяться на: ветеринарные, карантинные, товароведные.
При этом в зависимости от вида товара, специфики изготовления его первичной и вторичной упаковки будут различаться способы нанесения маркировочных обозначений, среди которых можно выделить: клеймение, электрохимическую термопечать, термотрансферную печать, термотиснение, каплеструйную (чернильную) маркировку, лазерную маркировку, ударно-точечную маркировку, маркировку прочерчиванием и т.д.
Отдельно могут быть выделены способы нанесения транспортной маркировки, которая может быть выполнена типографским, литографским, электролитическим способами, окраской по трафарету, штемпелеванием, штампованием, выжиганием, продавливанием, печатанием на машинке, маркировочными машинами и т.д.
Правила, размерные характеристики, места и способы нанесения, а также особенности информационного содержания и смыслового обозначения символических изображений регламентируются межгосударственными стандартами маркировка грузов (ГОСТ 14192-96 Маркировка грузов; ГОСТ ИСО/МЭК 15459-1-2008 Автоматическая идентификация. Идентификаторы уникальные международные; ГОСТ 19433-88 Грузы опасные. Классификация и маркировка и т.д.).
Торговая маркировка, наносимая преимущественно на ценники, товарные и кассовые чеки, эксплуатационные документы, в большинстве случаев содержит сведения о продавце товара и лишь в минимальной степени информацию о самом продукте. В случаях реализации продукции, которая расфасована в торговой точке, на этикетке возможно указание сведений лишь о наименовании продукта, дате его изготовления, сроке годности и условиях хранения. Остальные данные (состав, калорийность, информация об изготовителе и т.д.) могут быть размещены на ценнике, информационной табличке, листках-вкладышах и иных носителях. Дополнительно торговая маркировка может быть представ-
лена электронным отображением информации с использованием грифельных досок, стендов, световых табло.
Требования, предъявляемые к содержанию торговой маркировки, регламентируются Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 № 55 (ред. от 23.12.2016) «Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации».
2. По основным направлениям выполняемых ими функций, среди которых могут быть выделены: идентификационная, сертификационная, информационная (предупредительная), эмоциональная, мотивационная и т.д.
Идентификационная функция маркировки предназначена для:
- определения принадлежности проверяемого объекта конкретному роду, классу, ассортименту (виду), сорту потребительских товаров на основе изучения информации, нанесенной на этикетки, потребительскую упаковку, листки-вкладыши и иные сопутствующие элементы. Они должны содержать название товара (в ряде случаев оно может быть вымышленным и не отражать потребительские свойства товара, при этом оно не должно полностью заменять наименование продукции); документ, в соответствии с которым он изготовлен и может быть идентифицирован; предназначение; компонентный состав и его процентное соотношение в массовых долях; физические свойства и (или) способы обработки. Отдельно должны быть изучены изображения, нанесенные на потребительскую упаковку и этикетку продукции, на которых не должны быть размещены изображения компонентов, не являющихся основными составляющими для конкретного товара;
- установления официального имени производителя, а также территориальности размещения предприятия (организации, индивидуального предпринимателя), осуществляющего производство или являющегося представителем производителя, импортером, определяемого местом государственной регистрации. Данные сведения могут быть изложены с использованием буквенно-цифровых обозначений, цифр, символов и иных способов. Так, для ряда товаров возможно установление указанных сведений путем расшифровки содержания маркировки, например, наименования продукции по ассортиментному номеру Общероссийского классификатора продукции,
предприятия-изготовителя по порядковому номеру Общероссийского классификатора предприятий и организаций, индекса ведомства, которому принадлежит предприятие-изготовитель, номера смены, даты, месяца и последних цифр года изготовления (или срока годности). Отдельное внимание при этом должно быть уделено изучению информации о товарном знаке (логотипах, эмблемах), торговой марке, сведений об обладателе исключительного права на него, а также наименования и месте нахождения лицензиара.
Сертификационная функция маркировочных обозначений предназначена для декларирования производителем (импортером) своих прав на ввоз, производство, реализацию конкретных потребительских товаров, получение которых связано с необходимостью прохождения обязательной процедуры по лицензированию определенных видов деятельности. Сертификационные маркировочные обозначения могут быть представлены в виде отдельно наклеенных на товар (упаковку, тару) элементов, содержащих установленный перечень защитных элементов, содержащих рисунки, тексты, символы по профилю потребительского товара.
Изучение данных сведений позволяет дополнительно проверить возможность отнесения проверяемых объектов к перечню товаров, запрещенных (имеющих специальный режим) к свободному обороту на территории страны, например, товаров, входящих в санкционные перечни.
В ходе изучения внешнего вида и содержания сертификационных маркировочных обозначений осуществляется:
- проверка подлинности специальных защитных и регистрационно-учетных средств, позволяющих отличить оригинальные объекты от их имитаций и осуществлять контроль над продуктом посредством установления стадии нахождения товара в обороте. Существуют обязательные средства, к которым предъявляются жесткие требования, предназначенные для ограниченного круга товаров (алкогольная продукция, табачные изделия). К ним относятся федеральные специальные марки, акцизные марки и региональные специальные марки, являющиеся документами государственной отчетности, подтверждающие нахождение объектов, которыми они снабжены в законном товарообороте, дополнительно региональная специальная марка, свидетельствующая о проведении субъектом Российской Федерации комплекса процедур по проверке качества и безопасности продукции. Данные средства снабжаются установленными элементами защиты от подделки, обладают совокупностью свойств, позволяющих визуально или с использованием специализированной
аппаратуры установить их подлинность. Кроме того, возможна идентификация специальных защитных средств путем дистанционного доступа к информационным ресурсам единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (ЕГАИС);
- уточнение необходимости прохождения потребительским товаром процедуры сертификации. При этом лицо, уполномоченное осуществлять проверочные мероприятия, может осуществить сверку имеющихся данных в маркировочных обозначениях со сведениями Росстандарта, представленных в нормативных документах «Информации о продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия (в форме обязательной сертификации) в Системе ГОСТ Р» и «Информации о продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия (в форме принятия декларации о соответствии), с указанием нормативных документов, устанавливающих обязательные требования для продукции, находящейся в ведении Росстандарта (Система сертификации ГОСТ Р)». Кроме того, изучается наличие информационных сведений о соответствии потребительских товаров требованиям единых санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований к продукции (товарам), подлежащей санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) (с изменениями на 10 ноября 2015 года), изложенных в техническом регламенте Таможенного союза ТР ТС 022/2011 «Пищевая продукция в части ее маркировки»;
- изучение обоснованности и соблюдения порядка применения знаков обращения, к которым относятся: Единый знак обращения продукции на рынке Евразийского экономического союза [2]; Знак обращения на рынке РФ; Знак Европейского Соответствия [3] и т.д.
Информационная (предупредительная) функция маркировочных обозначений предусматривает доведение до заинтересованных субъектов товарооборота сведений о наименовании продукции, адресе расположения производства, данных об основных потребительских свойствах, составе товара, в том числе информации о включении в состав пищевых, биологически активных добавок, а также компонентов, полученных с применением генно-инженерно-модифицированных организмов. Кроме того, указываются дата изготовления и сроки годности (для импортной продукции дата окончания срока годности и срок годности вскрытой упаковки), условия и рекомендации соблюдения режимов хранения и эксплуатации товаров. Данные сведения могут быть сопоставлены с документацией производителя (импорте-
ра), осуществляющего производство товара, а также со сведениями, указанными в сертификатах соответствия и декларациях качества и иных товаросопроводительных документах.
Помимо сведений, изложенных в буквенно-цифровой форме, они могут дублироваться условными обозначениями в виде знаков установленной конфигурации, которые в силу своей краткости, узнаваемости и наглядности позволяют получить представление о компонентном составе товара, его размерных (объемных, весовых и т.д.) параметрах; эксплуатационных свойствах; правилах манипуляции с товаром; о возможной опасности в случаях неправильного обращения; экологических свойствах продукции, полученных в процессе производства, использования и утилизации.
Эмоциональная и мотивационная функция маркировок служит в основном рекламным целям и содержит изображение конкретного товара, призванного стимулировать потребителя к покупке. На товарах могут присутствовать надписи: «Для похудения», «Фермерские», «Детские» и т.д., которые не всегда отражают реальные свойства
товара и не соответствуют данным информационных маркировок.
Знание основных видов и форм маркировки товаров, а также законодательства, регламентирующего правила и требования к их нанесению, позволит субъектам расследования преступлений в сфере потребительского рынка правильно индивидуализировать предметы противоправного посягательства в ходе их фиксации в процессуальных документах. Кроме того, сопоставление полученных данных с сопроводительно-разрешительными документами на товары, а также сведениями, взятыми из информационно-поисковых телекоммуникационных систем, позволят дополнительно получить необходимые криминалистически значимые сведения.
Привлечение к данным действиям специалистов соответствующего профиля (товароведа, криминалиста) позволит не только расшифровать особенности характеристик условных обозначений, их соответствие профилю и характеристикам товара, но и установить способ нанесения знаков, а также выявить факты внесения изменений в их первоначальное содержание.
Литература
1. Маркировка [Электронный ресурс]. - Режим доступа - http://www.ajaxtech.ru. Дата обращения 24.02.2017.
2. Решение Комиссии Таможенного союза от 15 июля 2011 года №711 (с изменениями на 17 марта 2016 года) «О едином знаке обращения продукции на рынке Евразийского экономического союза и порядке его применения».
3. Регламент (Решение) №768/2008/EC (Директива 93/68/EEC 93/465/EEC) правила для маркировки знаком СЕ (CE Marking) DECISION No 768/2008/EC (COMMISSION REGULATION).
= References =
1. Markirovka [Elektronnyi resurs]. - Rezhim dostupa - http://www.ajaxtech.ru. Data obrashcheniya 24.02.2017.
2. Reshenie Komissii Tamozhennogo soyuza ot 15 iyulya 2011 goda №711 (s izmeneniyami na 17 marta 2016 goda) «O edinom znake obrashcheniya produktsii na rynke Evraziiskogo ekonomicheskogo soyuza i poryadke ego primeneniya».
3. Reglament (Reshenie) №768/2008/EC (Direktiva 93/68/EEC 93/465/EEC) pravila dlya markirovki znakom SE (CE Marking) DECISION No 768/2008/EC (COMMISSION REGULATION).
(статья сдана в редакцию 17.03.2017)