ПОНЯТИЕ МАРКИРОВКИ ПИЩЕВОЙ ПРОДУКЦИИ И ТРЕБОВАНИЯ К НЕЙ ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
С.И. Шкляр
Кафедра земельного и экологического права Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198
В статье автор, касаясь темы маркировки пищевой продукции, раскрывает ее понятие и анализирует установленные требования к ее содержанию в соответствии с действующим российским законодательством. Особое внимание уделено требованиям, закрепленным в технических регламентах, ГОСТах и иных нормативно-правовых актах.
Ключевые слова: маркировка пищевой продукции, технический регламент, ГОСТ, информация о товаре.
Общее понятие потребительской маркировки закрепляется в ГОСТ 175272003 [1], как маркировка, информирующая об изготовителе, количестве и качестве упакованной продукции, на которой возможно нанесение информации о способах обращения при потреблении продукции, а также рекламы.
К сожалению, полноценного определения термина «маркировка» в российском законодательстве нет.
В самом общем виде, по мнению О.В. Литвинова, маркировка представляет собой комплекс сведений в виде текста, отдельных графических, цветовых знаков (условных обозначений) и их комбинаций, наносимых в зависимости от конкретных условий непосредственно на изделие, упаковку (тару), табличку, ярлык (бирку), или этикеток.
Следует сузить широкое понятие маркировки, встречающееся в нормативно-правовых актах, поскольку оно является «расплывчатым» и не раскрывает сути и содержания требуемого понятия.
Предлагаем следующее определение.
«Маркировка» — это совокупность сведений о товаре, выраженных в текстовой, знаково-символьной форме, а также изображений и схем, имеющих своей целью предоставление описательных, качественных и количественных свойств товара (продукции). То есть маркировка должна нести смысловую нагрузку только как источник сведений о специальных свойствах продукции и способах ее использования (потребления).
Если для безопасного использования товара, его хранения, транспортировки и утилизации необходимо соблюдать специальные правила, изготовитель
обязан указать эти правила в сопроводительной документации на товар, на этикетке, маркировкой или иным способом, а продавец обязан довести эти правила до сведения потребителя [3]. Требования к содержанию и способам предоставления такой информации, в зависимости от вида товара, установлены соответствующими законами, иными правовыми актами (указами Президента и постановлениями Правительства Российской Федерации, соответствующими решениями уполномоченных органов исполнительной власти) и техническими регламентами на конкретные виды или группы продукции. Эта и другая информация доводится до сведения потребителей с помощью маркировки, технической документации, прилагаемой к товарам, или иным способом, принятым для отдельных видов товаров.
Маркировка потребительской упаковки включает в себя следующую информацию: наименование продукта; наименование и местонахождение изготовителя; товарный знак изготовителя при его наличии; масса нетто, или объем, или количество продукта; состав продукта; пищевая ценность; условия хранения пищевых продуктов; срок годности; срок хранения; дата изготовления и дата упаковывания; информация о подтверждении соответствия пищевых продуктов.
Текст наносится на этикетку или поверхность упаковки (тары), причем данная информация должна быть четкой и легко читаемой. Маркировка пищевой продукции производится в соответствии с Постановлением Госстандарта России № 401-ст от 29 декабря 2003 г. [2].
Кроме указанных общих сведений, стандарт содержит требования к информации по группам продуктов. Текст на упаковке, этикетке, контрэтикетке, ярлыке, листе-вкладыше и надписи в маркировке наносят на русском языке, а дополнительно, например, по требованию заказчика — на государственных языках субъектов РФ и родных языках народов РФ и на иностранных языках (п. 3.3. ГОСТ Р 51074-2003) [2]. К тому же информация должна быть однозначно понимаемой, достоверной и полной.
Данные требования не случайны, чтобы потребитель не мог быть обманут или введен в заблуждение относительно состава, свойств, пищевой ценности, природы, происхождения, способа изготовления и употребления, а также других сведений, характеризующих качество и безопасность пищевого продукта, и чтобы потребитель не мог ошибочно принять данный продукт за другой, близкий к нему по внешнему виду или иным близким по назначению показателям (п. 3.4. ГОСТ Р 51074-2003) [2].
Продукты питания, продаваемые на территории России, должны сопровождаться следующими основными сведениями, размещаемыми на упаковке, этикетке, листе-вкладыше к каждой единице товара или иным способом, принятым для отдельных видов товаров:
- наименование продукта;
- фирма-производитель (наименование фирмы может быть обозначено и буквами латинского алфавита) и ее местонахождение;
- товарный знак изготовителя (при наличии);
- масса нетто, или объем продукта или количество продукта;
- состав продукта: перечень основных ингредиентов, входящих в состав продукта, включая пищевые добавки, информацию о ГМО;
- пищевая ценность с учетом специфики продукции (калорийность, наличие витаминов — для продуктов, предназначенных для детского, лечебного и диетического питания) (кроме алкогольной продукции, кофе, чая, пряностей и пищевкусовых добавок);
- назначение и условия применения для продуктов детского питания, продуктов диетического питания и биологически активных добавок, включая противопоказания при отдельных видах заболеваний;
- рекомендации по приготовлению готовых блюд (для концентратов, полуфабрикатов и предназначенных для детского питания продуктов);
- условия хранения (для продуктов, имеющих ограниченные сроки годности или требующих специального хранения);
- срок годности (конечная дата использования: «Годен... (часов, суток, месяцев, лет)», «Годен до... (дата)», «Использовать (употребить) до... (дата)» [4]);
- срок хранения (исчисляется с даты изготовления);
- срок реализации пищевого продукта (устанавливает изготовитель с учетом периода его хранения и использования по назначению в домашних условиях);
- дата изготовления и дата упаковывания (для вина, алкогольных и безалкогольных напитков, минеральных вод, пива, уксуса указывают дату розлива, для яиц — дату сортировки);
- обозначение документа, в соответствии с которым изготовлен и может быть идентифицирован продукт (допускается наносить без указания года утверждения), для импортных продуктов не обязателен;
- информация о подтверждении соответствия пищевых продуктов:
а) продукты, соответствующие техническим регламентам, маркируются знаком обращения на рынке;
б) продукты, подлежащие обязательной сертификации, маркируются до принятия соответствующих технических регламентов знаком соответствия; для добровольно сертифицируемых пищевых продуктов — в виде знака соответствия, применяемого в данной системе добровольной сертификации;
в) для пищевых продуктов, подлежащих обязательному подтверждению соответствия в форме декларации о соответствии, наносят в виде знака соответствия, применяемого на основании декларации о соответствии;
г) для неупакованных пищевых продуктов информация о подтверждении соответствия указывается в сопроводительных документах и вывешивается в торговом зале [3];
- иные сведения в соответствии с российским законодательством, требованиями технических регламентов, государственных стандартов, санитарных правил и норм и правил продажи продовольственных товаров.
На этикетках или ярлыках либо листках-вкладышах упакованных пищевых продуктов кроме информации, состав которой определяется законодательством Российской Федерации о защите прав потребителей, с учетом видов пищевых продуктов должна быть указана следующая информация на русском языке:
- о пищевой ценности (калорийности, содержании белков, жиров, углеводов, витаминов, макро- и микроэлементов);
- о назначении и об условиях применения (в отношении продуктов детского питания, продуктов диетического питания и биологически активных добавок);
- о способах и об условиях изготовления готовых блюд (в отношении концентратов и полуфабрикатов пищевых продуктов);
- об условиях хранения (в отношении пищевых продуктов, для которых установлены требования к условиям их хранения);
- о дате изготовления и дате упаковки пищевых продуктов [5].
Насколько мы видим, указанный выше список требований к маркировке
достаточно небольшой, более подробно они закреплены в соответствующих ГОСТах пищевой продукции, но ввиду того, что им предназначена роль лишь добровольно применяемых норм, автор считает необходимым введение в федеральное законодательство подробных требований для производителей (продавцов) и потребителей пищевой продукции посредством издания соответствующих технических регламентов или общего кодифицированного акта.
Также в ГОСТ Р 51074-2003 (п. 3.5.1.4.) [3] закрепляются требования к маркировке определенной категории товара, учитывающей их специфику и вид, а именно: не допускается в наименованиях пищевых продуктов указывать, что они являются продуктами типа другого известного продукта (например, минеральная вода Боржоми и т.д.), давать наименования, вводящие потребителей в заблуждение относительно природы пищевого продукта (например, крабовые палочки, выработанные из рыбы, и т.д.), использовать названия натуральных продуктов, если они не входят в состав товара, использовать фразу «Экологически чистый» в составе маркировки пищевых продуктов (что может негативно отразиться на спросе тех продуктов, на которых не будет такой маркировки, либо можно понять, что другие продукты не экологически чистые и не пригодны к употреблению).
Не допускается использование в описании продукта таких понятий, как «Выращенный с использованием только органических удобрений», «Выращенный без применения пестицидов» и т.п., допускается такое указание на продукции, если на данную информацию производителя имеется подтверждение уполномоченным учреждением Госсанэпидслужбы Минздрава России и Минсельхоза России.
КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение требований технических регламентов, стандартов при продаже товаров, но непосредственно ответственность за использование на упаковках пищевых товаров надписей «экологически чистый продукт» или «биопродукт», «экопродукт» не предусмотрена. Единственное требование по «экологичности» продукта на сегодняшний день представляет только пометка «без пестицидов» или «без консервантов» [2].
Для продуктов, в которых основной компонент находится в жидкой среде, помимо общей массы нетто должна быть указана масса основного продукта. Для всех продуктов обязательны данные о составе продукта в виде списка ингредиентов, за исключением однокомпонентных. Список ингредиентов начинается с заголовка «Состав», затем перечисляются все ингредиенты в порядке уменьшения массовой доли в рецептуре продукта. Рекомендуется указывать условия хранения после вскрытия упаковки для продуктов, чьи качества изменяются после вскрытия герметичной упаковки. Если продукт, его ингредиенты подверглись специальным способам обработки, таким как обработка, ионизирующим излучением, то информация должна быть расположена в непосредственной близости от наименования продукта.
Расположение информации на упаковке пищевых продуктов определяется в Госстандарте РФ, который выделяет несколько требований: располагается непосредственно на единице упаковки в удобном для прочтения месте; при небольших размерах единиц упаковки или этикетки допускается размещать информацию на листах-вкладышах; изготовитель должен располагать информацию на одном и том же месте.
Информация может быть нанесена любым способом и должна быть четкой и легко читаемой. Средства нанесения информации, контактирующие с продуктом, не должны влиять на качество продукта, должны обеспечить стойкость маркировки при хранении, транспортировании и реализации продуктов, а также должны быть изготовлены из материалов, допущенных учреждениями Госсан-эпидслужбы для контакта с пищевыми продуктами. Размеры и форма представления информации, в том числе и маркировки, должны соответствовать размерам и форме потребительской упаковки (п. 4.2.1 ГОСТ Р 51074-2003) [3]. Относительно требований к размеру шрифта предоставляемой информации на потребительской упаковке основная масса судебных дел связана с нарушениями при рекламе алкогольной продукции. Особенности рекламы алкогольной продукции предусмотрены ст. 21 Федерального закона «О рекламе» № 38 от 13.03.2006, что такая реклама в каждом случае должна сопровождаться предупреждением о вреде ее чрезмерного потребления, причем такому предупреждению должно быть отведено не менее чем десять процентов рекламной площади (пространства).
Для продуктов мясной промышленности помимо общих требований необходимо также ветеринарное клеймо и/или ветеринарные штампы в соответствии с действующей инструкцией и еще товароведческое клеймо (категория упитанности) и штампы; к диабетическим кондитерским изделиям дополнительные требования к маркировке включают указание на содержание в продукте ксилита, сорбита и.т.д., затем надпись: «Употребляется по назначению врача», указывается суточная норма потребления продукта и символ, характеризующий принадлежность продукта к группе диабетических изделий (п. 4.10.2 ГОСТ Р 51074-2003) [3].
С утверждением технического регламента в качестве обязательного для исполнения и применения документа и сведение стандартов к категории добровольно применяемых норм существенно изменилась вся существующая ранее система технических требований к продукции. По замыслу законодателя, технические регламенты будут содержать обязательные требования к безопасности, а добровольные стандарты — закреплять требования к качеству продукции. Все это, несомненно, направлено на приведение законодательного регулирования стандартизации и сертификации в РФ в соответствие с требованиями соглашений ВТО (Соглашение ВТО по техническим барьерам в торговле). Эти общие требования детализированы в технических регламентах в зависимости от вида и особенностей пищевых продуктов: Технический регламент на молоко и молочную продукцию № 88-ФЗ от 12.06.2008, Технический регламент на соковую продукцию из фруктов и овощей № 178-ФЗ от 27.10.2008, Технический регламент на масложировую продукцию № 90-ФЗ от 24.06.2008.
Техническим регламентом на молоко и молочную продукцию [6] определены требования к упаковке, маркировке и этикетке молочных продуктов. Так, они должны быть расфасованы в тару, изготовленную из экологически безопасных материалов, а продукты детского питания — исключительно в мелкоштучную и герметичную упаковку (п. 2 ст. 35 Техрегламента). Не допускается использование тары потребителя (покупателя) при реализации нерасфасованных и неупакованных скоропортящихся продуктов переработки молока (п. 4 ст. 35 Техрегламента).
Каждая упаковка продуктов переработки молока должна иметь маркировку, этикетку и при невозможности размещения на ней всего объема необходимой информации (ст. 36) — листок-вкладыш (п. 6 ст. 35 Техрегламента).
Наименование молока и молочной продукции должно наноситься на каждую единицу групповой упаковки, многооборотной тары или транспортной тары в точном соответствии с требованиями Техрегламента (пп. 1 п. 3 ст. 36).
Что касается маркировки молочной продукции, то Техрегламент обязывает производителей размещать на упаковке соответствующую информацию в том случае, если товар изготовлен с использованием сухих молочных продуктов, за исключением использования их в целях нормализации (п. 13 ст. 36 Техрегла-мента). Понятия «обогащенный», «обогащенное» при маркировке товара должны сопровождаться информацией о наличии и количестве введенных веществ, в том числе о рекомендуемой суточной норме их потребления, а также рекомендациями по применению таких продуктов (п. 17 ст. 36 Техрегламента).
Регламентом запрещается использование понятий, установленных этим документом для молока и молочных продуктов, при маркировке товаров, таковыми не являющихся.
Если информация, содержащаяся в сопровождающих молоко и молочную продукцию документах, или их этикетки не соответствуют наименованиям и (или) показателям их идентификации, установленным регламентом, или является недостоверной, то указанные продукты признаются фальсифицированными и подлежат принудительному отзыву (п. 2 ст. 24 Техрегламента).
При маркировании каждой единицы групповой упаковки молока и молочной продукции наносится маркировка, содержащая следующую информацию для потребителей:
1) наименование молока и молочной продукции в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона;
2) наименование и место нахождения изготовителя такой продукции. Допускается указывать юридический адрес изготовителя молока или молочной продукции, ввезенных на территорию Российской Федерации, на государственном языке страны по месту нахождения данного изготовителя, а наименование этой страны — на русском языке;
3) товарный знак изготовителя такой продукции (при его наличии);
4) масса нетто и масса брутто групповой упаковки, многооборотной тары или транспортной тары такой продукции (при необходимости);
5) количество единиц потребительской упаковки такой продукции в групповой упаковке, многооборотной таре или транспортной таре;
6) срок годности такой продукции;
7) дата производства такой продукции;
8) условия хранения такой продукции;
9) масса нетто потребительской упаковки такой продукции;
10) обозначение стандарта, нормативного или технического документа, в соответствии с которыми произведена такая продукция;
11) номер партии такой продукции;
12) информация о подтверждении соответствия такой продукции требованиям настоящего Федерального закона;
13) предупредительные надписи или манипуляторные знаки — «Беречь от солнечных лучей», «Ограничение температуры», «Беречь от влаги» (наносятся избирательно при необходимости) [6].
Требования к маркировке пищевой масложировой продукции по Техрегла-менту [7] достаточно сходны с требованиями, изложенными выше к молочной продукции, за исключением некоторых особенностей. Законодатель выделил необходимость предоставления информации на потребительской упаковке о составе пищевой масложировой продукции (в порядке уменьшения массовых долей ингредиентов с обязательным указанием пищевых добавок, биологически активных добавок к пище, витаминов, микронутриентов, ароматизаторов, компонентов из генно-инженерно-модифицированных организмов (ст. 7 Техрегла-мента). Относительно растительных масел дополнительно указывается информация в названии для масел растительных смесей «Масло растительное — смесь» и перечень этих масел в его составе (п. 7.ст. 7 Техрегламента). Техрег-ламент установил требования к размеру шрифта об информации по дате изготовления и срока годности на потребительскую упаковку масложировой продукции. Так, шрифт должен составлять:
1) при массе продукции до 100 грамм — не менее 8,5 кегля;
2) при массе продукции свыше 100 грамм — не менее 9,5 кегля.
На потребительскую и (или) транспортную упаковки масложировой продукции дополнительно могут быть нанесены наименование организации — разработчика рецептуры и (или) технологии изготовления, товарный знак, штриховой код и иная информация (п. 10 ст. 7 Техрегламента).
Основные требования к маркировке соковой продукции, наносимой на потребительскую упаковку, определяются Техническим регламентом [8] и заключаются в следующем:
- наименования соковой продукции из фруктов и (или) овощей должны включать в себя наименования этих фруктов и (или) овощей, использованных для производства такой продукции. Если же для производства соковой продукции использовалось два и более видов фруктов и (или) овощей, то они должны быть включены в наименование таких соков;
- в наименовании сока прямого отжима должны быть слова «прямого отжима»;
- в наименовании восстановленного сока должны быть указаны слова «изготовленный из концентрированного сока и (или) фруктового и (или) овощного пюре» или слово «восстановленный»;
- в наименовании соков, в которые добавлены сахар, и (или) сахара, и (или) их растворы, и (или) их сиропы, должны быть дополнены словами «с добавлением сахара» или «с добавлением сахаров», словами «с сахаром» или «с саха-рами»;
- если при производстве фруктового и (или) овощного нектара или фруктового и (или) овощного сокосодержащего напитка были использованы подсластители, то в наименовании такого нектара или такого сокосодержащего напитка должны быть слова «с подсластителем» или «с подсластителями»;
- на потребительской упаковке соковой продукции из фруктов и (или) овощей, произведенной с добавлением поваренной или морской соли, рядом с наименованием такой продукции допускается размещение надписи: «С солью».
Иные дополнения к наименованию соковой продукции из фруктов и (или) овощей словами, содержащими иные признаки (или) способы ее производства и обработки, не являются обязательными (ст. 11 Техрегламента).
Законодатель отдельным пунктом выделил требование к графическим изображениям на потребительской упаковке соковой продукции, а именно, не должны быть изображены те фрукты и (или) овощи, которые не использовались при производстве конкретной соковой продукции.
Состав соковой продукции из фруктов и (или) овощей должен быть указан на потребительской упаковке в следующей последовательности:
1) наименования сока и (или) фруктового и (или) овощного пюре, наименования входящих в состав такой продукции компонентов и пищевых добавок (в случае их применения) — в отношении сока;
2) наименования сока и (или) фруктового и (или) овощного пюре, наименования входящих в состав такой продукции компонентов и пищевых добавок и последней указывается вода — в отношении фруктового и (или) овощного нектара, морса, фруктового и (или) овощного сокосодержащего напитка. Также для
соковой продукции актуально указание на потребительской упаковке об условиях хранения после вскрытия данной упаковки.
Особое внимание уделено соковой продукции, предназначенной для детского питания. На потребительской упаковке соковой продукции из фруктов и (или) овощей для детского питания в наименовании должны быть указаны слова «для детского питания» или иные отражающие предназначение такой продукции для питания детей слова, а также размещены информация о возрастной категории детей, для которых предназначена такая продукция, и рекомендации об условиях и о сроке хранения такой продукции после вскрытия ее потребительской упаковки. На потребительской упаковке соковой продукции из фруктов и (или) овощей для детей первого года жизни указываются возраст ребенка (в месяцах), начиная с которого рекомендуется введение данной продукции в рацион ребенка, и рекомендации по потреблению. При этом не допускается указание возраста ребенка младше, чем три месяца (ст.11 Техрегламента) [8].
Обобщая указанные выше сведения о маркировке пищевых продуктов, можно выделить несколько моментов.
С одной стороны, законодательство РФ движется в сторону интеграции и обобщения требований к информации, маркируемой на пищевых продуктах.
С другой стороны, путем издания соответствующих технических регламентов законодатель пошел по пути детализации требований к маркировке потребительской упаковки по конкретному виду продукции. Следует обратить внимание, что в технических регламентах законодатель впервые выделил в отдельные статьи требования к маркировке продукции, наносимой на потребительскую упаковку. Также принятие технических регламентов привело к некоторым изъятиям из федеральных законов и ГОСТов, а также сведение стандартов к категории добровольно применяемых норм вносит некоторую сложность для производителей в плане ориентации в таком массиве законодательства. Важно, чтобы деталлизированность всех требований и знаков при маркировании продукции не мешала товарообороту. А также следует не забывать, что производителям следует аккуратно использовать информацию при маркировании продукции и знаками в ее составе, чтобы она не была излишней и трудно понимаемой для потребителя, что часто и происходит на российском рынке.
ЛИТЕРАТУРА
[1] ГОСТ 17527-2003. Упаковка. Термины и определения (введен Постановлением Госстандарта РФ № 85-ст от 09.03.2004) // ИПК Издательство стандартов. — 2004.
[2] ГОСТ Р 51074-2003. Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие требования (утв. Постановлением Госстандарта РФ № 401-ст от 29.12.2003) (ред. от 15.12.2009) // ИУС Национальные стандарты. — 2007. — № 9; 2011. — № 6.
[3] Закон РФ «О защите прав потребителей» № 2300-1 от 7 февраля 1992 г. (ред. от 18.07.2011) // Российская газета. — 2011. — 30 июня.
[4] Письмо Росстандарта «О сроке годности» № 130-42/2489 от 17 августа 2011 г. Документ опубликован не был.
[5] Федеральный закон «О качестве и безопасности пищевых продуктов» № 29-ФЗ от 2 января 2000 г. // Российская газета. — 2000. — № 5. — 10 янв.
[6] Федеральный закон «Технический регламент на молоко и молочную продукцию» № 88-ФЗ от 12 июня 2008 г. (в ред. Федерального закона от № 163-ФЗ от 22.07.2010) // Парламентская газета. — 2008. — № 39-40. — 19 июня.
[7] Федеральный закон «Технический регламент на масложировую продукцию» № 90-ФЗ от 24 июня 2008 г. // Российская газета. — 2008. — № 138. — 28 июня.
[8] Федеральный закон «Технический регламент на соковую продукцию из фруктов и овощей» № 178-ФЗ от 27 октября 2008 г. // Парламентская газета. — 2008. — № 69. — 7-13 ноября.
THE CONCEPT OF LABELING OF FOOD PRODUCTS AND THE REQUIREMENTS IT IN THE RUSSIAN FEDERATION
S.I. Shklyar
The Department of Civil and Labor Law Peoples' Friendship University of Russia
6, Miklukho-Maklaya st., Moscow, Russia, 117198
In the present article, concerning a theme of labeling of food products, gives the author concept and analyzes the requirements to its content according Russian legislation. A special attention to requirements of in the technical regulations, GOST and other legal acts.
Key words: labeling of food products, technical regulations, GOST, consumer information.