Научная статья на тему 'Обеспечение качества информации о пищевой продукции'

Обеспечение качества информации о пищевой продукции Текст научной статьи по специальности «Прочие технологии»

CC BY
85
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук

Аннотация научной статьи по прочим технологиям, автор научной работы — В Г. Проселков

Статья посвящена национальному стандарту Российской Федерации ГОСТ Р 51074–2003 «Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие требования», который будет введен в действие с 1 июля 2005 г. Указанный стандарт разработан в связи с отменой с 1 июля 2003 г. ГОСТ Р 51074–97 того же наименования и регламентирует требования к информации для потреби3 телей о пищевых продуктах, поступающих на отечественный рынок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим технологиям , автор научной работы — В Г. Проселков

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Provision of quality information for food products

The article is dedicated to the National Standard of the Russian Federation, namely, GOST Р 5107432003 «Food Products. Information for end3user. General requirements.» to be entered into force starting from July 1, 2005. The above standard has been worked out due to canceling of GOST Р 51074397 bearing the same name. It is standardizing the requirements to information for end3users about food products entering the domestic market.

Текст научной работы на тему «Обеспечение качества информации о пищевой продукции»

ТЕХНИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

Обеспечение качества информации

о пищевой продукции

В.Г.Проселков

Московский государственный университет прикладной биотехнологии

В соответствии с постановлением Госстандарта России (в настоящее время Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии) от 29 декабря 2003 г. № 401-ст утвержден национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 5107422003 «Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие требования» с датой введения в действие с 1 июля 2005 г. с правом досрочного введения.

Указанный стандарт разработан в связи с отменой с 1 июля 2003 г. ГОСТ Р 51074-97 того же наименования и регламентирует требования к информации для потребителей о пищевых продуктах, поступающих на отечественный рынок. Исчерпывающая информация о продукте, ее полнота и достоверность призваны обеспечивать прежде всего безопасность жизни или здоровья граждан и предупреждение действий, вводящих в заблуждение покупателей (приобретателей), как это установлено Федеральным законом «О техническом регулировании». Предоставляемая изготовителем (продавцом) информация должна обеспечивать возможность правильного выбора продукта потенциальным потребителем.

Кроме того, необходимость разработки и утверждения национального стандарта как для производителей, так и для потребителей обусловлена и тем, что требования к информации на пищевые продукты содержатся в большом количестве законодательных и подзаконных актов федеральных органов исполнительной власти.

ГОСТ Р 51074-2003 разработан с целью защиты потребительского рынка России от проникновения некачественных товаров и устанавливает требования к информации на русском языке о продуктах питания, изготовляемых отечественными производителями различной формы собственности и на импортные продукты и включает сведения о наименовании продукта, изготовителе, стране происхождения, товарном знаке, массе нетто, объеме или количестве продукта, его составе, пищевой ценности с уче-

том специфики продукции, условиях хранения, сроке годности или сроке хранения, обозначения нормативного или технического документа, в соответствии с которым изготовлен продукт, о подтверждении соответствия (сертификации) и др.

Обязательной является также информация о применении при изготовлении пищевых продуктов и о содержании в использованном сырье пищевых добавок, биологически активных добавок к пище, ароматизаторов, пищевых продуктов нетрадиционного состава с включением несвойственных им компонентов белковой природы и о пищевых продуктах, полученных из генетически модифицированных источников (ГМИ).

Информация должна быть однозначно понимаемой, полной и достоверной, чтобы приобретатель не мог быть обманут (введен в заблуждение) относительно состава, свойств, пищевой ценности, природы, происхождения, способа изготовления и употребления, а также других показателей, прямо или косвенно характеризующих качество и безопасность пищевого продукта, и не мог ошибочно принять данный продукт за другой, близкий к нему по внешнему виду или другим органолептическим показателям.

Стандарт разработан в соответствии с законами Российской Федерации, постановлениями Правительства РФ, подзаконными актами федеральных органов исполнительной власти, а также с учетом требований директив и регламентов Европейского Экономического Сообщества (ЕЭС). В частности, в соответствии с Гражданским кодексом РФ и федеральными законами РФ «О защите прав потребителей», « О качестве и безопасности пищевых продуктов», «О техническом регулировании», «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров», «О рекламе», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртсодержащей продукции», с международным стандар-

том Комиссии Кодекс Алиментариус Codex Stan 1-1985 (Rev. 1-1991) «Кодекс-стандарт по маркировке предварительно расфасованных пищевых продуктов», Директивой Совета ЕЭС 79/112 ЕЭС «О сближении законодательств стран-участниц в отношении маркировки, представления и рекламы пищевых продуктов для продажи конечному потребителю», постановлением Правительства РФ от 27 декабря 1996 г., № 1575 «Об утверждении Правил, обеспечивающих наличие на продуктах питания, ввозимых в Российскую Федерацию, информации на русском языке» и др.

Никаких новых правовых норм, кроме установленных действующими нормативными правовыми документами Российской Федерации, национальный стандарт не содержит.

По сравнению с отмененным ГОСТ Р 51074-97 в новом стандарте исключены приложения А и Б (обязательные) с перечнем нормативных документов на термины и определения и определениями для конкретных наименований продуктов, не вошедшими в нормативные документы. Кроме того, уточнены требования к информации для потребителя по следующим группам пищевых продуктов: «Мясо и мясные продукты», «Мясо птицы, яйца и продукты их переработки», «Молоко, молочные и молокосодержащие продукты», «Рыба, нерыбные продукты промысла и продукты, вырабатываемые из них», «Консервы и пресервы из рыбы и морепродуктов», «Масложи-ровые продукты», «Винодельческие продукты», «Продукты пивобезалко-гольной промышленности», «Солодовые напитки, напитки на зерновом сырье, слабоалкогольные напитки», «Вода питьевая фасованная (бутили-рованная)».

В процессе публичного обсуждения проекта указанного национального стандарта, разработанного ФГУП «ВНИЦСМВ» Госстандарта РФ, ряд его положений был уточнен с учетом поступивших замечаний и предложений от заинтересованных организаций. Среди таких организаций, например, «Союзмаргаринпром», «Росчайкофе», Российский Союз Производителей Соков (РСПС), Организация производителей кофе в России, Национальный союз участников алкогольного рынка (СУАР), ТК 300 «Рыбные продукты пищевые, кормовые, технические и упаковка», Российский птицеводческий союз (Росптицесоюз), Московский жировой комбинат, Санкт-Петербургский молочный завод «Пискаревский», ОАО «Пивоваренная компания «Балтика», кондитерская фабрика «Красный Октябрь», ГУ ВНИИПП, ГУ ВНИИ

LEGISLATIVE TECHNICAL REGULATION

ПБ и ВП, МГУПП, ВНИИМП, ВНИМИ, ВНИИ жиров и др.

ГОСТ Р 51074-2003 включает четыре раздела, в том числе область применения, определения, общие требования к содержанию информации для потребителя и перечень информации по группам пищевых продуктов.

Стандарт распространяется на пищевые продукты отечественного и зарубежного производства, фасованные в потребительскую тару, реализуемые на территории РФ в оптовой и розничной торговле, поставляемые предприятиям общепита, школам, детским, лечебным учреждениям и другим организациям, непосредственно связанным с обслуживанием потребителей. При этом требования к маркировке продуктов, фасованных в потребительскую тару, установленные в национальных стандартах РФ, стандартах организаций и других документах, в соответствии с которыми изготовлены и могут быть идентифицированы продукты, применяются в части, не противоречащей требованиям ГОСТ Р 51074-2003.

В разделе «Определения» приведены 14 наименований общего характера, например, пищевой продукт, пищевая и биологически активная добавки, ингредиент (компонент), фантазийное (придуманное) наименование, даты изготовления и упаковывания (дата розлива для жидких продуктов), сроки хранения, годности и реализации. При этом надо иметь в виду, что для каждой из 22 групп пищевых продуктов, приведенных в настоящем стандарте, будут использоваться свои специфические определения и термины (стандартизованные). Например, ГОСТ Р 51917-2002 «Продукты молочные и молокосодержащие. Термины и определения» устанавливает основные термины и определения в области молочных и молокосодержащих продуктов (кроме масла коровьего и сыра), производимых и реализуемых на территории РФ. Причем они (термины) обязательны для применения во всех видах документации и литературы по молочным и молокосодержащим продуктам, входящих в сферу работ по стандартизации и/или использующих результаты этих работ.

В разделе «Общие требования к содержанию информации для потребителя», в частности, отмечено, что информацию представляют на русском языке непосредственно с пищевым продуктом в виде текста, условных обозначений и рисунков на потребительской таре, этикетке, контрэтикетке, кольеретке, ярлыке, пробке, листе-вкладыше способом, принятым для отдельных видов пищевых продуктов. При этом текст и

надписи на русском языке могут быть продублированы на государственных языках субъектов Российской Федерации, родных языках народов России и на иностранных языках в соответствии с нормами выбранного языка.

Наименование продукта должно быть понятным, конкретно и достоверно характеризовать продукт, раскрывать его природу, место происхождения, позволять отличать этот продукт от других и содержать информацию об его отличительных состояниях и специальной обработке. Если в национальных стандартах РФ, международных, зарубежных, региональных и национальных стандартах и регламентах конкретные наименования пищевых продуктов не установлены, их устанавливает сам изготовитель с учетом требований ГОСТ Р 51074-2003. Наименование продукта может быть дополнено фирменным названием, в том числе написанным буквами латинского алфавита, а фантазийным наименованием (слово или группа слов, которые могут не характеризовать потребительские свойства продукта, но позволяют отличить конкретные, близкие по составу и органолептическим показателям продукты друг от друга), наименованием по месту изготовления, по названию изготовителя продукта и другими, нанесением фирменной марки (знака). Допускается также наносить надпись «Изготовлено под контролем» (далее наименование компании, фирмы-изготовителя). После такой надписи наносят юридический адрес, включая страну указанной компании, фирмы-изготовителя. Во всех случаях не допускается: давать одно наименование разным пищевым продуктам; наносить на них надписи «Экологически чистый»; давать продуктам наименования, вводящие потребителя в заблуждение относительно природы, идентичности, состава, количества, срока годности или срока хранения, происхождения, метода его изготовления, приписывать особые свойства, в том числе лечебные, которыми продукт не обладает; использовать в наименованиях пищевых продуктов названия продуктов, если они или продукты их переработки не входят в их состав. Если в состав продуктов входят ароматизаторы, имитирующие наличие в них пищевых продуктов (ингредиентов), в их наименовании указывают, что эти продукты являются продуктами с их вкусом и/или ароматом. Для продуктов с ароматом, не присущим конкретному натуральному продукту, или с комплексным ароматом указывают, что они являются ароматизированными (без указания конкретного аромата). Информация о то-

варном знаке изготовителя сообщается в случае, если он утвержден или принят изготовителем в порядке, установленном в странах местонахождения изготовителя или фирмы, являющейся владельцем данного товарного знака.

Массу нетто или объем, или количество продукта указывают в зависимости от состояния продукта. Для жидких фасованных продуктов указывают объем (л, мл, см3, дм3), для других продуктов массу нетто (г, кг). Если основной компонент продукта находится в жидкой среде (в бульоне, маринаде, рассоле, сиропе, тузлуке, во фруктовом или овощном соке и др.), то кроме общей номинальной массы нетто указывается и масса нетто основного компонента.

Сведения о составе пищевого продукта должны включать перечень ингредиентов, входящих в него (за исключением продуктов, состоящих из одного ингредиента), пищевых добавок, биологически активных добавок (БАД) к пище, ароматизаторов, пищевых продуктов нетрадиционного состава с включением не свойственных им компонентов белковой природы, облученных ионизирующим излучением.

Так, например, после заголовка «Состав» перечисляются ингредиенты в порядке уменьшения массовой доли в момент изготовления продукта. Если массовая доля составного ингредиента в готовом продукте составляет менее 2 %, допускается не перечислять составляющие его ингредиенты в перечне. Для используемых в качестве ингредиентов известных продуктов, на которые имеются национальные стандарты РФ видов ТУ, общих ТУ или стандартизованные термины, могут использоваться такие наименования, как «глюкоза», «крахмал», «масло подсолнечное», «пряности», «мясо птицы», «рыба», «сыр» и др.

Не указываются в списке ингредиентов: вещества и вспомогательные материалы, функционально необходимые для производственного процесса, не входящие в состав готового продукта; вещества, используемые как растворители или носители; двуокись углерода (если в описании продукта указано, что он газированный); летучие компоненты, которые в процессе изготовления конкретного пищевого продукта временно выделяются, а затем вновь возвращаются в этот продукт, не превышая по количеству первоначальный уровень содержания; пищевые добавки, которые содержались в одном или нескольких ингредиентах, если в конечном продукте они уже не оказывают технологического эффекта.

Продолжение следует.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.