Научная статья на тему 'Место происхождения пищевой продукции в контексте маркировки'

Место происхождения пищевой продукции в контексте маркировки Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
444
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Место происхождения пищевой продукции в контексте маркировки»

^ Панасюк Людмила Николаевна,

консультант по стандартизации пищевой продукции

МЕСТО ПРОИСХОЖДЕНИЯ ПИЩЕВОИ ПРОДУКЦИИ В КОНТЕКСТЕ МАРКИРОВКИ

Понятие «Место происхождения продукции» - актуальнейшее в настоящее время, которым на стадии обращения продукции интересуется не только ветеринарный инспектор, таможенный агент или менеджер торговых сетей, например, но и обыкновенный среднестатистический потребитель. Некоторые наблюдения позволяют утверждать - современный покупатель последние годы (так получилось) интересуется именно местом происхождения продукта, а не юридическим адресом Изготовителя или офиса его филиала, например, какими бы важными эти реквизиты не были.

«Откуда мясо говядины?», «Чьи яблоки?», «А рыба китайская или наша?» - так примерно звучат вопросы в обыденной жизни гражданами, которые сами и не подозревают о том, что говорят о месте происхождения самого продукта, именно о родине продукта.

Среди специалистов также нередки многочисленные вопросы, сомнения, разночтение, непонимание, затруднения и нестыковки. Ниже некоторый перечень разнообразных вопросов, которые зачастую остаются без ответа.

Что такое «Место происхождения продукции»? Это город, в котором производится «Сельдь атлантическая неразделанная пряного посола» в ведрах из полимерного материала, например, город Калининград? Это почтовый адрес предприятия - изготовителя это самой сельди или юридический адрес головной организации, находящейся в Москве (филиал предприятия-изготовителя)? Или Норвежское море, в котором выловлена атлантическая сельдь?

Вишневое варенье из села Большие Бакалды с незапамятных времен (XVII век), раскинувшегося на юге Нижегородской области - «Варзавод» по переработке ягод и фруктов, - здесь, вероятно, совпадает все: юридический и фактический адреса, а также непосредственно место произрастания вишневых плодоносов.

Аграрные предприятия Дагестана осваивают новые виды растительных культур - клубнику и малину - надо указывать реквизит «Место происхождения»? Или достаточно указать номер и наименование предприятия, учитывая, что это товарное выращивание.

Наклейка с красивой картинкой «Вологодское масло» на пачке сливочного масла - это маркировочный элемент упаковки «Место происхождения» или средство ндивидуализации и продукта и предприятия - «Наименование места происхождения товара (НМПТ)»? Похоже, на НМПТ, как будто - бы так и есть. А почему же тогда на этикетке нет надписи «Место происхождения продукции - г. Вологда»? Конечно, это особенная технология приготовления столь вкусного масла из молока коров, которые пасутся на пастбищах вологодчины - «по-вологодски»? Да и на Товарный знак (знак обслуживания) эта наклейка также похожа. Его еще называют «бренд»...

А настоящие лесные белые грибы, собранные в знаменитых Муромских лесах Владимирской области - на этикетке информация о месте происхождения будет значиться, как «Муромские леса»?

И почему камчатский краб, выловленный в Баренцевом море, считается мороженой рыбной продукцией из Мурманска? Ведь краб же, наверно, с Камчатки, он так и называется - «камчатский»,

и Баренцево море здесь не причем. Или все по-другому?

И еще несколько вопросов к рыбе. Например, знаменитый лосось атлантический, недавно поступающий к нам из Норвегии, его родина Норвежское море с рыбопромысловым квадратом № 27 РАО или Королевство Норвегия? Подходит и то, и другое.

Интересно - рыба из Курганской области? Правомочно ли звучание реквизита на этикетке «Место происхождения рыбы - Курганская область, поселение Ы, рыбзавод № 2»? Курганская область не имеет выхода ни к морю, ни к океану, а основными водными объектами являются внутренние замкнутые водоемы, небольшой площади, малой глубины, но при этом уникальны по своим кормовым характеристикам.

Еще один пример - недавно появившиеся устрицы компании «Крымские морепродукты» - это Крым, или озеро Донузлав, или Западное побережье Крыма?

И далее, кофе жареный «Арабика», место происхождения - Бразилия. Но Бразилия достаточно большая страна. Есть южные плантации и северные - это важно или нет? Точно также, как и Балтийское море велико, а треска, выловленная в Северо-Восточной Атлантике существенно отличается от трески, добытой в Балтийском море, хотя это одно и то же семейство - СаСиБ тогЬиа.

Нет, это должно быть страна (государство), на территории которого находится страусиная ферма и производится вкусное и диетическое мясо страусов, например, Аргентина. Значит, почтовый адрес фермы по выращиванию сельскохозяйственных птиц и есть «Место происхождения продукции»?

Каким образом отвечают этикетка, законодательные правовые документы и документы по стандартизации на поставленные вопросы?

К сожалению, ни Этикетка на потребительской упаковке пищевого продукта, ни Технические Регламенты, ни Стандарты не дают ответ. Единственным приятным исключением является рыбная отрасль, в которой технический регламент Евразийского экономического союза «О безопасности рыбы и рыбной продукции» (ТР ЕАЭС 040/2016) [1] определен обязательный показатель, выносимый на этикетку, -«Место происхождения гидробионтов». Но об этом выше...

На этикетках с продукцией практически не встретишь четкого и однозначного реквизита - надписи «Место происхождения продукта» с исчерпывающей расшифровкой - область, район, регион (пусть даже это повторяет место расположения предприятия-изготовителя - адрес). А предоставление возможности пользователю (с компетенциями и без) судить по умолчанию о происхождении продукта по фактиче-

скому месту расположения изготовителя не является надлежащим и правильным.

Базовые документы - «горизонтальные» технические регламенты Таможенного союза - не имеют в своем арсенале серьезного регламентирования определения. ТР ТС 022/2011 «Пищевая продукция в части ее маркировки» [2] трактует реквизит «Место происхождения продукции» всего лишь дополнительным (Статья 4, часть 4.2 и 4.3), не представляя при этом собственно определение термина.

В ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции» [3] также «не нашлось места» «Месту происхождения продукции», что позволило тем самым некоторым организациям самостоятельную и достаточно вольную трактовку понятия, а именно: «Место происхождения продукции - это фактический адрес производства/изготовления, включая страну» (Рекомендации компании X5Ritail Group к ТР ТС 021/2011). В статье 4 документа «проскакивает» несколько странная расшифровка понятия в определении: «Прослеживаемость пищевой продукции - возможность документарно ... установить изготовителя ... находящейся в обращении пищевой продукции, ... а также место происхождения (производства, изготовления) пищевой продукции и/или продовольственного (пищевого) сырья».

Специализированные отраслевые, так называемые, «вертикальные» технические регламенты -ТР ТС 033/2013[4] , ТР ТС 034/2013 [5], ТР ТС 015/2011 [6], ТР ТС 023/2011 [7], ТР ТС 024/2011 [8], ТР ТС 044/2017 [9] - также «молчат» о «Месте происхождения продукции». В многочисленных стандартах, как национальных, так и межгосударственных (ГОСТ Р , ГОСТ), как старых, так и новых, - на мясо, птицу, яйца, молоко и продукты их переработки отсутствует регламентация по данному показателю. А ведь именно эти продукты питания являются основными в продуктовой корзине населения.

Безусловно, специалисты и эксперты, работающие с документальными материалами в этом направлении, успешно (а возможно, и не очень) работают, предполагают и подразумевают, о чем идет речь, однако, юридическая сторона при этом не соблюдена - фактически, данные термины являются нелегитимными.

Таким образом, в правовых законодательных документах и документах по стандартизации слова «Место происхождения продукции» лишь используются без соответствующей их расшифровки (например, ТР ТС 023/2011 - «... 61. Информация о номере партии или дате изготовления соковой продукции

из фруктов ... место нахождения изготовителя и (или) лица, выполняющего функции иностранного изготовителя (адрес, в том числе страна и (или) место происхождения такой продукции) ...») [7].

Юридическое определение понятия «Наименования места происхождения товара (НМПТ)» мы находим в Гражданском кодексе Российской Федерации от 18 декабря 2006 г. № 230-Ф3 (Часть четвертая, §3, глава 69, статьи 1516 - 1530) [10].

Гражданский Кодекс Российской Федерации трактует данное понятие как «... современное или историческое, официальное или неофициальное, полное или сокращенное наименование страны, городского или сельского поселения, местности или другого географического объекта, а также ... производное ... наименования, ставшее известным в результате его использования в отношении товара, особые свойства которого исключительно или главным образом ... определяются характерными для данного географического объекта природными условиями и (или) людскими факторами».

Согласно статье 1519 «...использованием наименования места происхождения товара считается размещение этого наименования:

- на товарах, этикетках, упаковках товаров, которые производятся, предлагаются к продаже, продаются, демонстрируются на выставках и ярмарках или иным образом вводятся в гражданский оборот;

- в предложениях о продаже товаров, а также в объявлениях, на вывесках и в рекламе.

Товары, этикетки, упаковки товаров, на которых незаконно использованы наименования мест происхождения товаров или сходные с ними до степени смешения обозначения, являются контрафактными».

Схема получения Свидетельства следующая. Заявка на государственную регистрацию наименования места происхождения товара подается в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности - в России это Роспатент, и в частности, ФИПС - Федеральный институт промышленной собственности. При этом Заявка подается лишь на одно наименование места происхождения товара. Далее по результатам экспертизы принимается решение (или отказ) о государственной регистрации, предоставлении исключительного права на НМПТ и опубликовании его в Государственном Реестре наименований. Затем после уплаты государственной пошлины Заявителю выдается Свидетельство об исключительном праве на наименование места происхождения товара (Свидетельство на НМПТ).

Именно таким образом были зарегистрированы следующие НМТП - «Вологодские кружева», «Вологодское масло», « Русская водка», «Гжель», «Тульский пряник», «Белевская пастила» - (Государственный реестре наименований НМПТ).

Прошу обратить внимание - процедура и схема получения Свидетельства на НМПТ удивительным образом напоминает мероприятия и действия, предпринимаемые организацией или юридическим лицом для получения Товарного знака (знака обслуживания), а именно:

- также моделируется (создается, придумывается) словесная часть наименования,

- также подается заявка в Роспатент (ФИПС) от предприятия,

- также выдается Свидетельство об исключительном праве на наименование места происхождения товара,

- также необходимо указание и описание особых свойств товара,

- также продлевается срок действия Свидетельства,

- также могут вноситься изменения,

- также имеется предупредительная маркировка «зарегистрированное НМПТ», указывающая на то, что применяемое обозначение является наименованием места происхождения товара, зарегистрированным в Российской Федерации,

- также имеется Правообладатель на НМПТ.

А самое главное условие - для регистрации такого географического наименования оно должно приобрести известность среди потребителей, например, «Вологодское масло», «Вологодские кружева», «Калининградские шпроты», т. е. стать «брендовым», и лишь затем возможно обращение в Роспатент. Скорее всего, Свидетельство об исключительном праве на наименование места происхождения товара можно рассматривать как средство индивидуализации предприятия и продукции (наряду с Товарным знаком и Патентом).

Таким образом, в контексте Гражданского кодекса, а также на основании изложенного выше, складывается следующая ситуация, на мой взгляд, некоторым образом, странная:

- не у любой пищевой продукции есть Место происхождения, а только у той, предприятие-изготовитель которой обратится в Роспатент (рядом находящиеся пищевые предприятия, например, в Вологде и Вологодской области, не имеют места происхождения, если они не прошли данную процедуру по той или иной причине, даже имеющей отрицательную окраску);

- заявитель самостоятельно разрабатывает, а фактически придумывает наименование Места происхождения, его тестовую часть, и это может быть любая трактовка. Например, одно предприятие заявило «Калининградские шпроты», другое - «Балтийские шпроты», находясь при этом на одной территории и используя в качестве сырья балтийскую кильку (БргаМш БргаИиз ЬаШсиБ,) из одной акватории, выпуская одну и ту же продукцию;

- продукция должна приобрести известность у потребителей, следовательно, для, так называемой, обычной «неизвестной» продукции нельзя получить НМПТ и, таким образом, рядовая продукция остается без места происхождения.

Безусловно, не о таком «Месте происхождения продукта, идет речь. Представляется наличие общего «РЕЕСТРА наименований регионов, районов, пастбищ, склонов гор, предгорий, равнин, сельскохозяйственных угодий, стороны пойм рек, квадратов пахотных земель» (варианты могут продолжаться), из которого предприятием-изготовителем выбирается необходимый квадрат или плантация. Реестр, вероятно, пронумерованный, это должен быть своеобразный Атлас угодий, пастбищ и пр. (наряду с имеющимся Атласом дорог).

И здесь не должно быть никакой взаимосвязи между известностью продукции (т.н. «брендово-стью») и его родословной и не должно быть! Место происхождения должно быть у каждого пищево-

го продукта. И при этом не должно быть никакой путаницы с фактическим местом нахождения самого предприятия-изготовителя этой продукции. Да, именно «Место происхождения продукции», а не «Место расположения предприятия - изготовителя», юридическое или фактическое места расположения завода.

Место происхождения - это Родина продукта, а не организации. Совершенно разные вещи. Ранее считалось, что эту роль выполняет адрес фактического местонахождения организации. Выяснилось, что - нет!

Вот почему необходимо создание «Реестра мест происхождения (географических) пищевой продукции», особенно для пищевых отраслей - мясо, птица, молоко, овощи, грибы. (Для сведения. Именно такой «Реестр» имеется в рыбной отрасли - «Промысловые Районы вылова (квадраты, подквадраты, зоны, подзоны) по систематике ФАО»).

Вот и стандарты нового поколения демонстрируют нам следующее. ГОСТ ISO 9116-2013 «Кофе зеленый. Руководство по методам составления спецификаций» разработан на основе международного стандарта ISO 9116:2004 Green cooffe. Guidelines on methods of specification (Кофе зеленый. Руководство по методам составления спецификаций) [12]. Данный стандарт рекомендует пользователям к выполнению правила отбора проб, упаковку и маркировку зеленого кофе. В «Разделе 4 Методы описания партии и поставки зеленого кофе» в Перечне обязательной информации, сопровождающей каждую партию или поставку кофе, присутствует не только реквизит «Страна происхождения», но и, по возможности, «Регион, штат или плантация происхождения».

То есть на этикетке необходимо указывать № (номер) плантации, и при этом ни в Роспатент или иной государственный орган по выдаче этого самого номера плантации обращаться не надо.

Иные стандарты демонстрируют нам следующее:

ГОСТ 14192-77 «Лавровый лист сухой. Технические условия» [13] («4.5. Маркировка транспортной тары». На каждую упаковочную единицу прикрепляют ярлык, на котором несмываемой непахнущей краской указывают: наименование продукции; наименование заготовителя, его адрес и район заготовки; год урожая и дату упаковки».

ГОСТ 1938-90 «Чай черный байховый фасованный. Технические условия» [14] («1.4.1. На каждой упаковочной единице с чаем или пакетике для разовой заварки указывают: товарный знак и наименование

предприятия-изготовителя, его адрес и наименование продукта и место произрастания чайного листа; ...».

Вполне ожидаемым фактом является полная информация о «Месте происхождения» для винодельческой продукции - и по терминологии, и по маркировке потребительской тары. Именно нормативами на продукцию виноделия предусмотрены такие понятия, как «... вино из винограда, произрастающего в границах определенной территории ...», «... для вин географических наименований указывают район (географическую единицу) произрастания», «... в установленной географической зоне. Производство вина ограничено данной зоной», «...произрастающего и переработанного в местности, указанной в наименовании вина, и географическое расположение которой... обуславливает высокие устойчивые характерные органолептические свойства вина, производство которого ограничено данной местностью», «вино защищенного наименования места происхождения - ЗНМП» (ГОСТ Р 52335 - 2005 «Продукция винодельческая. Термины и определения», [15]. ГОСТ 32061-2013, ГОСТ 31782-2012, ГОСТ 32030-13, ГОСТ 33336-2015, ГОСТ 33805-2016 [16] - [20]).

Относительно новый ГОСТ 32715-2014 «Вина ликерные, вина ликерные защищенных географических указаний, вина ликерные защищенных наименований места происхождения. Общие технические условия» [21] однозначно «говорит» нам о «Месте происхождения продукта», о винах защищенных наименований места происхождения (ЗНМП), например: «..3.3 ликерное вино защищенного наименования места происхождения: Ликерное вино, изготовленное из сортов винограда вида Vitis уЫ1ега, произрастающего и переработанного в местности, указанной в наименовании ликерного вина, и географическое расположение которой наряду с использованием регламентированных агротехнических приемов, технологий и опытом производителей обуславливает высокие устойчивые характерные органолептические свойства ликерного вина защищенного наименования места происхождения, производство которого ограничено данной местностью».

Маркировка продукции виноделия предполагает указание на этикетке региона произрастания винограда для вин ЗНМП. Порядок присвоения категорий «защищенных наименований места происхождения» и осуществление контроля утверждается уполномоченными органами государства-изготовителя.

Учитывая алгоритм прохождения процедуры присвоения данных категорий, смею предположить - это также напоминает процедуру присвоения Товарного знака (знака обслуживания), это также из области средств индивидуализации продукции (да и предприятия также), также необходимо обращение в Роспатент (ФИПС). А в противном случае, место происхождения вина столового, например, отсутствует.

Однако, не о такого рода «Местах происхождения пищевой продукции» идет речь - крайне индивидуальных (распространяется только на одно предприятие), сугубо отраслевых (только продукция виноделия) и инициативных («желаю или не желаю» - то есть, только по желанию заявителя), с конкретными названиями городов.

И пример такой имеется. В рыбной отрасли существует указание реквизита «Место происхождения водного биологического ресурса (ВБР)», как для рыбы водного промысла, так и для рыбы аквакуль-туры. А самое главное в рыбной отрасли имеется тот самый «Реестр».

Это, пожалуй, единственное направление в пищевой сфере, где прямо, четко и однозначно регламентировано указание реквизита «Места происхождения» на этикетке, рассматриваемый аспект выполняет показатель «Район лова водного биологического ресурса». Технический регламент Евразийского экономического союза «О безопасности рыбы и рыбной продукции» (ТР ЕАЭС 040/2016) - Статья IX, пункт 73, перечисление б) гласит: «Маркировка упакованной пищевой рыбной продукции должна содержать следующие сведения:... - информация о принадлежности к району добычи, извлечения (вылова) или к объектам аквакультуры». И таким образом, на все многочисленные вопросы о происхождении рыбы и нерыбных объектов промысла, затронутые в начале настоящей статьи, ответы имеются, причем, прямые, четкие и конкретные.

В частности, на этикетке непереработанной рыбной продукции имеется детальная информация о районе промысла. Например, сельдь атлантическая - С1иреа ЬагепдиБ ЬагепдиБ («Северо-Восточная Атлантика, Норвежское море, рыбопромысловый квадрат ФАО № 27» или «РАО 27»); креветка северная - (Район вылова ФАО 61).

Для нашей страны - Российской Федерации -показатель «Место происхождения продукции» особенно важен и актуален в силу ее величины. Грибы из Ямало-ненецкого автономного округа (ЯНАО); дикорастущие грибы, ягоды и оленина - из Салехарда; дикорастущие ягоды (клюква, калина) - из Карелии. Полагаю, на этикетках с перечисленной продукцией необходимо более детальное указание места происхождения - область, регион, квадрат, зона.

Формирование товарного наименования мёда осуществляется: по названиям медоносов (липовый мед, вересковый, акациевый, донниковый); по видам угодьев, где он собирается (луговой, лесной, горный); по наименованиям географической местности (алтайский мед, башкирский, дальневосточный). Таким образом, указание места происхождения меда косвенным образом присутствует в наименовании меда: «Мед «Башкирский», например. Однако, речь идет о прямом указании маркировочной составляющей. Нельзя предлагать потребителю догадываться и предполагать о чем-либо, а также транспонировать нужную ему информацию из реквизита «Наименование продукции» на реквизит «Место происхождения продукции».

И для мяса оленины из Чукотки интересна детальная информация: не только страна, не только адрес юридический или фактический, а возможно, надпись «Южная часть Чукотки» или следующая редакция: Российская Федерация, остров, округ, пастбище, убойный пункт. (В 2017году представители консорциума финских компаний «COO Polarica Group заинтересовалась вопросами поставки именно чукотской олениной, а не салехардской. Транспортирование оленины в Европу - Северный морской путь. Убойный пункт животных - в Амгуэме).

Альтернативные способы обозначения реквизита на этикетке «Место происхождения пищевой продукции»

В настоящее время прослеживается ряд альтернативных способов обозначения реквизита «Место происхождения пищевой продукции», именно - без обязательного указания на этикетке соответствующей надписи «Место происхождения» (в основном это касается отечественной продукции):

1. Местная продукция - Красноярских моло-копроизводителей объединит бренд «Село родное» - прошедшая сертификацию и вступление в Ассоциацияю предпринимателей розничной торговли региона и государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний. Но только для тех, кто вступит в эту ассоциацию. Появление понятие - уровень самообеспеченности региона Это означает, что регион сам себя кормит, а значит, место происхождения продукции ясно и без указания соответствующего маркера на этикетке. В субъекте России -Калмыкия - зарегистрирован региональный «бренд» - товарный знак «Калмыцкое мясо».

2. Уголки отечественного производителя -

Предпринимательское сообщество предлагает открывать уголки малого и среднего отечественного производителя в крупных сетевых супермаркетах столицы. Указание места происхождения осуществляется косвенным образом. При этом сразу вы-

полнятся несколько задач: импортозамещение, интерес рядовых к отечественному, поддержка малого и среднего бизнеса, облегчение доступа покупателя к продукции малого и среднего бизнеса, поддержка отечественного производителя, обеспечение свежими продуктами. На этикетке отсутствует реквизит, однако, потребителю косвенным образом предоставляется информация о месте происхождения продукции, вплоть до района города (молоко, мясо), например, «Фермерская лавка», в которой предлагается на выбор молочная продукция из различных хозяйств Ленобласти

3. Зона свежих продуктов - Основной акцент сделан на свежих продуктах категорий fresh и ultra fresh: зона с такой продукцией, организованная по принципу «открытого рынка», также косвенное указание места происхождения продукта.

4. Сезонные продукты - Молоко сырое - только летом. По сезонности косвенным образом можно узнать о Месте происхождения.

5. Знаки соответствия системы добровольной сертификации - Ростовская область получает исключительное право на сертификат «Сделано на Дону» (знак соответствия системы добровольной сертификации «Сделано на Дону». Знак качества «Сделано на Дону» получают предприятия области после прохождения сертификации и подписавшим декларацию на применение знака системы, что гарантирует поддержание заявленного уровня качества, безопасности и конкурентоспособности продукции, прошедшей сертификацию. Знак используется только на той продукции, которая прошла проверку.

6. Использование административного ресурса (местное законодательство) - Кубанский парламент принял закон «О развитии чаеводства на территории Краснодарского края». Впервые вводится понятие «Краснодарский чай». Наносить это название на упаковку имеют право только производители, которые используют исключительно выращенный в регионе чайный лист. Одним из ключевых пунктов закона является статья восьмая, регулирующая использование бренда. Согласно этой статье, употреблять название «Краснодарский чай» имеют право только предприятия, выращивающие и производящие чай исключительно на сочинских плантациях.

7. Национальная программа «Made in Russia» - Проект направлен на продвижение национальных брендов, бизнеса, экспорта и культуры стран Логотип Национального бренда «Сделано в России» появится на всей продукции предприятия, рекламных материалах и сайте.

8. Туристический продукт «Гастрономическая карта» - Владимирская область стала первым регионом по развитию гастрономического и сельского туризма. Проект «Гастрономическая карта России», приуроченного к 50-летию популярного турмаршрута «Золотое кольцо России» в 2017 году. Это туристический аспект, тоже косвенно связанный с маркером «Местом происхождения продукта».

9. Изображение Географической карты на

этикетке с точным местом расположения предприятия - Визуализация места происхождения пищевой продукции.

10. Указание номеров скважин для газированной воды - Пивобезалкогольный комбинат «Крым» выпустил минеральную лечебно-столовую слабогазированную воду «Крымская». Ее добывают из скважины № 3503 (глубина - 900 м), которая находится в Саки. Информация о номере скважины -это прямой и конкретный путь для реквизита. При этом на этикетке отсутствует собственно надпись «Место происхождения продукции» (есть только номер скважины).

11. Использование потенциала наименований мест происхождения товара (НМПТ).

Об этом - НМПТ - речь шла в начале настоящей статьи.

РЕЗЮМЕ

1. Реквизит «Место происхождения пищевой продукции на этикетке в настоящее время является чрезвычайно актуальным и необходимым.

2. Базовый технический регламент Таможенного союза по маркировке пищевой продукции «Пищевая продукция в части ее маркировки» (ТР ТС 022/2011) не предусматривает обязательный норматив в отношении маркировочной составляющей «Место происхождения пищевой продукции».

3. Необходима разработка проекта «Реестра наименований регионов, районов, пастбищ, склонов гор, предгорий, равнин, сельскохозяйственных угодий, поймы рек, квадратов пахотных земель» (примерная редакция).

4. Имеются альтернативные способы указания места происхождения на потребительской упаковке с пищевой продукцией.

5. В рыбной отрасли имеется Реестр рыбопромысловых квадратов по систематике ФАО.

Литература

1. Технический Регламент Евразийского экономического союза «О безопасности рыбы и рыбной продукции» (ТР ЕАЭС 040/2016), принятый Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 18 октября 2016 г. № 162.

2. Технический Регламент Таможенного союза «Пищевая продукция в части ее маркировки» (ТР ТС 022/2011), утвержденный Комиссией Таможенного союза от 09.12.2011 г. № 881.

3. Технический регламент Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции» (ТР ТС 021/2011), утвержденный Решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 года № 880.

4. Технический Регламент Таможенного союза « О безопасности молока и молочной продукции» (ТР ТС 033/2013), принятый Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 9 октября 2013 года № 67.

5. Технический Регламент Таможенного союза «О безопасности мяса и мясной продукции» (ТР ТС 034/2013), принятый Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 9 октября 2013 г. № 68.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Технический Регламент Таможенного союза «О безопасности зерна» (ТР ТС 015/2011), принятый Решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. № 874.

7. Технический регламент Таможенного союза «Технический регламент на соковую продукцию из фруктов и овощей» (ТР ТС 023/2011), утвержденный Решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 года № 882.

8. Технический регламент Таможенного союза «Технический регламент на масложировую продукцию» (ТР ТС 024/2011), утвержденный Решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 года № 883.

9. Технический регламент Евразийского экономического союза «О безопасности упакованной питьевой воды, включая природную минеральную воду» (ТР ЕАЭС 044/2017), принят Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 23 июня 2017 года № 45ТР ТС 044/2017.

10. Гражданский кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2006 г. № 230-ФЗ (Часть четвертая).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.