УДК 615.22:339.13
МАРКЕТИНГОВЫЙ АНАЛИЗ РЫНКА ПРЕПАРАТОВ, КОТОРЫЕ ПРИМЕНЯЮТСЯ ДЛЯ ЛЕЧЕНИЯ ИНФАРКТА МИОКАРДА
Проведен маркетинговый анализ рынка лекарственных препаратов, которые рекомендованы для терапии больных инфарктом миокарда. Установлены основные особенности развития данного сегмента фармацевтического рынка Украины. Проанализировано соотношение стран-производителей, представленных на рынке препаратов, которые влияют на сердечнососудистую систему, их распределение в подгруппах сегментов. Проведен анализ потребления данной группы лекарственных средств в денежном и натуральном показателях и определены основные тенденции динамики развития рынка лекарственных препаратов, рекомендованных для применения больным с инфарктом миокарда.
Ключевые слова: украинский рынок лекарственных препаратов, инфаркт миокарда, маркетинговый анализ.
Современный спектр препаратов как украинского, так и иностранного производства, которые применяются для лечения инфаркта миокарда (ИМ), достаточно широкий. Несмотря на то, что украинский фармацевтический рынок характеризуется ростом объемов продаж препаратов на фоне сохранения высокого уровня смертности от болезней сердечнососудистой системы, и увеличением заболеваемости, структура потребления лекарственных препаратов (ЛП) не соответствует общей структуре смертности и заболеваемости населения, а 70% препаратов, объемы продаж которых являются наибольшими в Украине, не являются жизненно необходимыми [1, 2]. Таким образом, учитывая значительную динамику развития рынка ЛП, применяемых для лечения сердечнососудистой системы, достаточно высокую стоимость этих препаратов, а также недостаточную финансовую поддержку больных со стороны государства, маркетинговые исследования позволяют определить факторы, влияющие на фармацевтическую помощь больным ИМ, и направления улучшения физической и экономической доступности препаратов.
Материалы и методы. Целью нашей работы стало проведение маркетингового анализа рынка ЛП, применяемых для лечения инфаркта миокарда. При исследовании использовались материалы производственных предприятий, исследовательской компании "Морион" и данные собственных исследований. Основные методы исследования - мониторинг, системный, ситуационно-логический, маркетинговый и графический анализ.
Результаты. По результатам анализа Протоколов лечения больных ИМ [4], установлено, что в Украине к числу зарегистрированных ЛП, которые используются при стационарном лечении ИМ, относятся 163 действующие вещества, наибольшую часть среди которых составляют средства группы С (34%), которые влияют на сердечнососудистую систему. Значительная часть принадлежит средствам, влияющим на пищеварительную систему и метаболизм, которые относятся к группе А, и составляют почти 19% и группе N - средства, действующие на нервную систему - 15% общей численности действующих веществ. Количество действующих веществ других фармакотерапевтичних групп составляет до 9%.
Следующий этап нашего исследования предусматривал проведение более детального маркетингового анализа групп ЛП, рекомендуемых для лечения ИМ в соответствии с Протоколом оказания медицинской помощи больным инфарктом миокарду без зубца 0 с нестабильной стенокардией и больным инфарктом миокарда с зубцом который утвержден Приказом Министерства здравоохранения Украины от 03.07.2006 г. № 436. Согласно Протоколу, лечебная программа предусматривает применение 8 разных групп ЛП, среди которых наибольшее количество средств относится к группе С - средства, влияющие на сердечнососудистую систему, которые представлены 5 группами препаратов второго уровня АТС-классификации.
Нами проанализирован рынок данных групп по количеству средств согласно торговым названиям, которые зарегистрированы в Украине и присутствуют на украинском фармацевтическом рынке по состоянию на начало 2012 г. (табл. 1) [2, 3].
Д.Д. КОТВИЦКАЯ О.И. КРАСУЛЯ
Национальный фармацевтический университет Украины, г. Харьков
e-mail: [email protected]
Таблица 1
Ассортимент препаратов, влияющих на сердечнососудистую систему и применяемых для лечения ИМ
№ п/п МНН Группа по АТС-классификации Количество торговых названий без учета форм выпуска
зарегистрированные в наличии на рынке
Органические нитраты
1 Глицерина тринитрат С01Б А02 16 16
2 Изосорбида динитрат С01Б Ао8 18 13
3 Изосорбида мононитрат С01Б А14 14 9
Всего 48 зв
Неселективные блокаторы Р-адренорецепторов
1 Пропранолол С07АА05 1 1
2 Соталол С07АА07 3 3
3 Метопролол С07А В02 13 13
4 Атенолол С07А В03 и 8
5 Бетаксолол С07А В05 3 3
6 Бисопролол С07А В07 26 21
7 Эсмолол С07А В09 1 1
8 Небиволол С07А В09 7 6
Всего 65 56
Блокаторы кальциевых каналов
1 Амлодипин С08СА01 31 31
2 Фелодипин С08СА02 2 2
3 Нифедипин С08СА05 15 13
4 Нимодипин С08СА06 4 4
5 Лацидипин С08СА09 1 1
6 Лерканидипин С08СА13 3 2
Всего 56 53
Ингибиторы АПФ
1 Каптоприл С09АА01 6 6
2 Эналоприл С09АА02 20 18
3 Лизиноприл С09АА03 20 15
4 Периндоприл С09АА04 10 5
5 Рамиприл С09АА05 23 17
6 Хинаприл С09АА06 3 2
7 Фозиноприл С09АА09 3 2
8 Трандолаприл С09АА10 2 2
9 Спираприл С09АА11 1 1
10 Моэксиприл С09АА13 1 1
11 Эналаприлат С09АА17 1 1
Всего до 70
Ги по л и п идем и чес кие средства (статины)
1 Симвастатин С10АА01 19 16
2 Ловастатин С10АА02 4 3
3 Правастатин С10АА03 1 1
4 Флувастатин С10АА04 1 1
5 Аторвастатин С10АА05 32 26
6 Розувастатин С10АА07 10 1
Всего 67 48
Так, общее количество зарегистрированных торговых названий ЛП группы органических нитратов по трем международным непатентованным названиям без учета форм выпуска насчитывает 48 наименований, в то время как на рынке присутствуют 79,2% от зарегистрированных. Группа неселективных блокираторов (3-адренорецепторов, которая состоит из 8 подгрупп, представлена на рынке 56 ЛП по торговым названиям, что составляет почти 87% от зарегистрированного количества. Соотношение числа зарегистрированных и присутствующих на рынке ЛП блокираторов кальциевых каналов составляет 56 к 53 соответственно. Наибольшая по численности ЛП подгруппа - ингибиторы АПФ, включающая 90 зарегистрированных ЛП, 77,8% из каких присутствуют на рынке Украины. Группа препаратов статинов представлена на рынке 48 ЛП, что составляет почти 72% от зарегистрированных.
Анализ ассортимента каждой из указанных выше групп ЛП, влияющих на сердечнососудистую систему и применяемых для лечения ИМ, демонстрирует неравномерное соотноше-
ние количества средств украинского и зарубежного производства, которое в среднем составляет 30% и 70% соответственно, и в целом отображает и общерыночные тенденции развития украинского фармацевтического рынка [з, 4]. Как отмечалось выше, к наиболее численным группам ЛП, которые представлены на украинском фармацевтическом рынке, относятся группы неселективных блокираторов (3-адренорецепторов и ингибиторов АПФ. Далее нами был проведен маркетинговый анализ данных групп препаратов.
Сегмент средств неселективных блокираторов (3-адренорецепторов представлен импортными производителями из 18 стран мира. Общее соотношение импортных и украинских производителей данной подгруппы ЛП отображено на рис. 1.
Рис. 1. Распределение стран-производителей препаратов неселективных блокаторов Р-адренорецепторов
Украинские производители в количестве 13 занимают почти 30% рынка данного сегмента, наибольшее количество ЛП среди которых производится ПАО "Фармак" (7 ЛП) и ООО Фармацевтическая компания "Здоровье" (5 ЛП). Внутри подгрупп данного сегмента распределение препаратов украинского производства неравномерное, в частности, среди 8 подгрупп отечественные компании представлены лишь в 5, из которых 17 ЛП бисопролола, и ЛП мето-пролола, 7 ЛП атенолола, 2 ЛП небиволола и 1 ЛП бетаксолола.
Импортные препараты данного сегмента в наибольшем количестве (14 ЛП) поставляются из Индии от 8 производителей, значительная часть которых относится к подгруппе атенолола. Швейцария представлена 5 препаратами метопролола и 6 препаратами бисопролола от 2 производителей, и составляет 9% рынка лекарственных средств неселективных блокираторов (3-адренорецепторов. Количество препаратов из других стран малочисленно.
Сегмент препаратов ингибиторов АПФ, который является наиболее численным среди сердечнососудистых средств для лечения ИМ, представлен 171 ЛП из и подгрупп. Лидер среди иностранных поставщиков - Индия (15% от общей численности препаратов группы), которая представлена 25 ЛП от 9 производителей. В общем, число импортных препаратов в данном сегменте рынка составляет почти 75% и поставляются они из 17 стран мира (рис. 2).
Индия; 11,8%
Швейцария
Украина;
Финляндия; о,—Россия; о,8%
Рис. 2. Распределение стран-производителей препаратов ингибиторов АПФ
Украинские производители ЛП ингибиторов АПФ представлены на рынке в количестве 15. Наибольшее число препаратов (по 7) производится ООО "Астрафарм" - 1 ЛП каптоприла, 2 ЛП эналаприла и 4 ЛП лизиноприла; и ПАО "Фармак" - 4 ЛП рамиприла и 3 ЛП эналаприла. Также значительное количество, сравнительно с другими украинскими предприятиями-производителями, поставляют такие украинские фармацевтические компании, как ООО "Авант" - 5 препаратов лизиноприла, ОАО "Корпорация "Артериум" - 2 ЛП каптоприла и 2 ЛП эналаприла и ООО "ФФ "Здоровье" - 4 ЛП эналаприла. В целом, украинские предприятия производят для отечественного рынка 42 препарата ингибиторов АПФ, которые представлены в наиболее численных подгруппах и относятся к первым поколениям лекарственных средств данного сегмента.
Следующим этапом нашего исследования было проведение анализа ассортимента сердечнососудистых средств для лечения ИМ по лекарственным формам, представленным на рынке. Установлено, что данная группа достаточно широко представлена разными лекарственными формами, среди которых наибольшую часть в разных формах выпуска занимают ЛП органических нитратов - 7 форм выпуска среди ю, присутствующих на рынке.
Препараты блокираторов (3-адренорецепторов представлены в форме растворов для инъекций, таблеток, покрытых оболочкой и таблеток пролонгированного действия. Препараты блокираторов кальциевых каналов представлены 6 лекарственными формами, наибольшее количество среди которых - таблетки. Группа ингибиторов АПФ и гиполипидемические средства производятся в з лекарственных формах - таблетки, покрытые оболочкой, растворы для инъекций и капсулы.
В целом, наибольшую часть украинского фармацевтического рынка препаратов для лечения ИМ занимают таблетированные лекарственные формы - 86% таблетки, покрытые оболочкой, и 6% таблетки пролонгированного действия. В меньшей степени представленные капсулы - 3% от общего количества ЛП анализируемой группы.
С целью определения особенностей и тенденций потребления населением Украины препаратов, влияющих на сердечнососудистую систему и применяемых для лечения ИМ, нами проведен анализ показателей продаж указанных выше групп ЛП в натуральных и денежных единицах. Так, спрос на препараты блокираторов (3-адренорецепторов в натуральных показателях выше для подгруппы метопролола и бисопролола, что можно объяснить широким ассортиментом ЛП, представленных на рынке, к тому же продажи препаратов бисопролола увеличиваются с каждым годом на 15-17% (рис. 3).
3 500 ооо
3 ООО ООО
5 2500000
2 ООО ООО 1 500 ООО
А*
сР
/О
У
л-г
с°л
л1
л4*
л1
12009
12010 2011
с?
Рис. 3. Динамика продаж ЛП блокаторов Р-адренорецепторов в натуральных показателях
Большие значения по сравнению с препаратами-аналогами и с положительной ежегодной динамикой характерны для показателей продаж ЛП биспоролола в денежных единицах (рис. 4)-
160 ООО
140 ООО
а. — 12О ООО
и ЮО ООО
л 8о ооо
се бо ООО
г 40 ООО
20 ООО
Рис. 4. Динамика продаж ЛП блокаторов Р-адренорецепторов в денежных показателях
Низкие показатели спроса в этом сегменте наблюдаются для препаратов соталола и эс-молола, количество наименований которых также наименьшее - 3 и 1 соответственно. Средние оптовые цены на препараты блокираторов Р-адренорецепторов колеблются от 5,63 грн. за ЛП пропранолола до 723,80 грн. за ЛП эсмолола. В целом, цены на препараты данного сегмента незначительно изменились на протяжении анализируемого периода.
Сегмент препаратов ингибиторов АПФ характеризуется положительной динамикой показателей потребления в натуральных единицах - количество проданных упаковок ежегодно увеличивается в среднем на 11%. По результатам анализа установлено, что по натуральным показателям продаж лидером указанного сегменту являются ЛП эналаприла, средние объемы реализации которого составляют почти ю млн. упаковок ежегодно. Количество проданных упаковок препаратов трандолаприла, которые представлены 2 наименованиями, значительно уменьшились в 2011 г. сравнительно с предыдущими периодами - с 8юо шт. в 2009 г. до 1850 шт. в 2011 г. (рис. 5).
12 ООО ООО Ю ООО ООО
з 8 ооо ооо
- 6 ООО ООО
а 4 ооо ооо ■
а
2 ООО ООО
** ** * ** А* # Л
у у у у у у у / у У / у у у у у у у у у
У У ^ у» / » ^ /
У у у у У ж ¿г «г чъ-У У у у ** & У У о° ^
■ 2009
■ 2010 2011
Рис. 5. Динамика продаж ЛП ингибиторов АПФ в натуральных показателях
Динамика продаж ЛП ингибиторов АПФ в денежных показателях почти для всех подгрупп сегменту положительная. В наибольшем количестве наблюдается потребление препаратов эналаприла и лизиноприла, ассортимент которых больше сравнительно с аналогами, а средняя оптовая цена за упаковку на протяжении анализируемого периода не превышала 20 грн. Показатели продаж ЛП ингибиторов АПФ приведены на рис. 6.
150000
EL
¿ 100 ООО н
s 50 000 s
о
1
A)' 4V л>" л'' л' л>- л'- л1- jÍ1
^ / / / у / У / у /
У
С?
сЯ
2009 010 2011
С
Рис. 6. Динамика продаж ЛП ингибиторов АПФ в денежных показателях
Выводы.
Таким образом, по результатам анализа установлено, что в случае стационарного лечения IM используются лекарственные препараты, которые относятся к и группам согласно АТС-классификации. Определено, что наибольшая по численности на фармацевтическом рынке Украины подгруппа ЛП, которая влияет на сердечнососудистую систему.
По состоянию на начало 2012 г. в Украине зарегистрировано 652 ЛП, влияющих на сердечнососудистую систему и которые используются при лечении ИМ без учета формы выпуска и дозирования, среди них на рынке присутствуют 530 наименований.
Результаты данного этапа нашей работы свидетельствуют о достаточно неравномерном распределении ЛП по производителям, формам выпуска и действующим веществам внутри каждой из подгрупп указанной группы препаратов.
Также установлено, что по лекарственным формам наибольший удельный вес в исследуемых подгруппах составляют твердые лекарственные формы.
Проведенный маркетинговый анализ свидетельствует, что уровень потребления препаратов анализируемых групп характеризуется положительной динамикой как в натуральных, так и в денежных единицах, которая подтверждает рост количества больных с данной нозологией среди населения Украины с каждым годом. Также установлено, что ассортимент украинского фармацевтического рынка, который анализировался, достаточно насыщенный и представлен производителями из разных стран мира в разных ценовых категориях, что делает ЛП достаточно доступным для больных ИМ с разным уровнем дохода.
Литература
1. Рациональная фармакотерапия сердечно-сосудистых заболеваний: Рук. для практикующих врачей [ Чазов Е.И., Беленков Ю.Н., Борисова Е.О., и др.] - М.: Литература, 2005. - С. 972 .
2. Красуля О. I. Маркетинговий а нал i:; асортименту лпсарських засоб1в для лпсування шфаркту мюкарду в Украпп / О. I. Красуля, А. А. Котвщька, 6. С. Коробова // Современные достижения медицинской и фармацевтической науки: материалы 1-й междунар. интернет-конф. молодых уч. и стул.., г. Запорожье, 23-25 октября 2012 г. - С. 108-109.
3. Шибаева A. Helicopter View: Аптечный рынок Украины в 2011 г. / АШибаева // Щотижневик Аптека - 2012. - № 824 (3). - С. 21-23.
4. Наказ МОЗ Украпш № 436 ввд 03.07.2006Р «Про затвердження протокол ¡в надання меднчно! допомоги за спещальшстю «Кардюлопя». - Режим доступу: http://www.moz.gov.ua/ua/main/?docID=640l
MARKETING RESEARCH DRUGS FOR TREATING OF MYOCARDIAL INFARCTION
Market analysis of the market drugs recommended for the treatment patients with myocardial infarction is performed, and the main features of this segment of the pharmaceutical market of Ukraine was determined. The article gives the analysis of the ratio of producer countries in the market drugs that affect the cardiovascular system, the distribution of segments in the subgroups. Analysis consumption of this group drugs in value and volume terms is conducted, and the main trends in the development of the market medicines recommended for use in patients with myocardial infarction are shown.
Keywords: Ukrainian drug market, myocardial infarction, marketing analysis.
АЛ. KOTVITSKAYA 0.1. KRASYLYA
National University of Pharmacy, Kharkov
e-mail: ermolenko_ tamara@mail.