Научная статья на тему 'Маркетинговый анализ ассортимента рынка лекарственных препаратов, применяемых для лечения псориаза в Украине'

Маркетинговый анализ ассортимента рынка лекарственных препаратов, применяемых для лечения псориаза в Украине Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
1572
178
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЕКАРСТВЕННЫЕ ПРЕПАРАТЫ / ЛЕЧЕНИЕ ПСОРИАЗА / МАРКЕТИНГОВЫЙ АНАЛИЗ / TREATMENT / MARKETING ANALYSIS / PHARMACEUTICALS / PSORIASIS

Аннотация научной статьи по фундаментальной медицине, автор научной работы — Котвицкая Алла Анатольевна, Карло Владимир Всеволодович

Проведен анализ ассортимента лекарственных препаратов для лечения псориаза, которые рекомендованы Приказом Минздрава Украины и присутствуют на украинском фармацевтическом рынке. Установлены особенности распределения отечественных и зарубежных производителей антигистаминных и антипсориати-ческих лекарственных средств, а также наличие конкретных лекарственных форм различных производителей. Проанализированы особенности и тенденции потребления данных групп препаратов в натуральных и денежных единицах и динамика изменений средних оптовых цен в течение анализируемого периода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The marketing analysis of assortment of market of pharmaceuticals applied in treatment of psoriasis in Ukraine

The analysis of assortment ofpharmaceuticals for treatment ofpsoriasis recommended by Minzdrav of Ukraine and present at the national pharmaceutical market is made. The characteristics of distribution of national and foreign producers ofantihistamine and anti-psoriatic pharmaceuticals are established. The availability ofparticular medicinal forms of various producers is analyzed too. The characteristics and tendencies in consumption of these groups of pharmaceuticals in natural and monetary units are analyzed including dynamics of changes of mean wholesale prices during the analyzed period.

Текст научной работы на тему «Маркетинговый анализ ассортимента рынка лекарственных препаратов, применяемых для лечения псориаза в Украине»

© А.А. Котвицкая, В.В. Карло, 2013 УДК 614.2:615.12:615.26.03:615.517

А.А. Котвицкая, В.В. Карло

маркетинговый анализ ассортимента рынка лекарственных препаратов,

применяемых для лечения псориаза в украине

Национальный фармацевтический университет; 61002, Харьков, Украина

Проведен анализ ассортимента лекарственных препаратов для лечения псориаза, которые рекомендованы Приказом Минздрава Украины и присутствуют на украинском фармацевтическом рынке. Установлены особенности распределения отечественных и зарубежных производителей антигистаминных и антипсориати-ческих лекарственных средств, а также наличие конкретных лекарственных форм различных производителей. Проанализированы особенности и тенденции потребления данных групп препаратов в натуральных и денежных единицах и динамика изменений средних оптовых цен в течение анализируемого периода. Ключевые слова: лекарственные препараты, лечение псориаза, маркетинговый анализ

THE MARKETING ANALYSIS OF ASSORTMENT OF MARKET OF PHARMACEUTICALS APPLIED IN

TREATMENT OF PSORIASIS IN UKRAINE

A.A. Kotvitskaya, V.V. Karlo

The National pharmaceutical university, 61002 Kharkov, Ukraine

The analysis of assortment ofpharmaceuticals for treatment ofpsoriasis recommended by Minzdrav of Ukraine and present at the national pharmaceutical market is made. The characteristics of distribution of national and foreign producers of antihistamine andanti-psoriatic pharmaceuticals are established. The availability of particular medicinal forms of various producers is analyzed too. The characteristics and tendencies in consumption of these groups of pharmaceuticals in natural and monetary units are analyzed including dynamics of changes of mean wholesale prices during the analyzed period.

Key words: pharmaceuticals, psoriasis, treatment, marketing analysis

Введение

Одной из насущных медицинских и социальных проблем современного общества является значительная численность больных псориазом, важнейшим социально-экономическим следствием которого является потеря трудоспособности населения . Данные Международной Федерации ассоциаций псориаза свидетельствуют о неодинаковой распространенности этого заболевания в мире, которая зависит от региона и колеблется в пределах 1,2-6,5% [1, 2]. Украина, по официальной статистике, принадлежит к странам с относительно невысоким количеством больных, однако неофициальные данные указывают на то, что этот показатель составляет около 3% [1, 3].

Значительная численность больных псориазом, неопределенная этиология болезни, многообразие лекарственных препаратов (ЛП) для лечения позволяют отнести псориаз к медико-социальной проблеме современного украинского общества [1] Псориаз требует длительного, стабилизированного и стадийно скорректированного лечения, которое должно быть основано на комплексном индивидуальном терапевтическом подходе к каждому клиническому случаю, предусматривающим базисный уход за кожей, симптоматическое лечение и подготовку кожи к следующим методам терапии [1, 2]. Комплексный подход в лечении псориаза предусматривает использование ЛП разных фармакотерапев-тических групп . Следовательно, обеспечение больных достаточным количеством эффективных, безопасных и доступных препаратов для комплексного лечения основного заболевания и сопутствующих осложнений данной нозологии является актуальным вопросом процесса фармакотерапии

Целью нашей работы является маркетинговый анализ ассортимента ЛП, применяемых для лечения псориаза

Котвицкая Алла Анатольевна (Kotvitska Alla Anatolievna); Карло Владимир Всеволодович (Karlo Vladimir Vsevolodovich) .

Методика исследования

Для исследования были использованы материалы компании «Морион», специализирующейся в области систематизации информации о лекарственных средствах, данные производственных предприятий, а также собственные исследования . Основными методами исследования стали мониторинг, системный, сравнительный, маркетинговый и графический анализы .

Результаты исследования

Согласно Протоколу предоставления медицинской помощи больным псориазом [4], лечение проводится 19 фармакотерапевтическими группами ЛП, что составляет более 20% от общего количества на украинском рынке [5-7]. Среди групп второго уровня АТС-классификации препаратов, рекомендованных для лечения, наибольшее количество зарегистрированных средств по состоянию на октябрь 2012 г. составляли следующие: А11 - витаминные препараты, В05 - кровезаменители и перфузи-онные растворы, D08 - антисептические и дезинфицирующие средства для использования в дерматологии, N05 - психолептические средства .

Нами проанализирован ассортимент ЛП, которые предлагается использовать для лечения больных псориазом со средним и легким течением, по количеству лекарственных средств, имеющихся на рынке в каждой из рекомендованных фармакотерапевтических групп . Наибольшей по количеству средств по Международному непатентованному наименованию (МНН) является группа антигистаминных средств, которая представлена 7 подгруппами и 83 ЛП . Широким ассортиментом представлены группы гепатопротектор-ных средств (5 подгрупп и 80 ЛП), а также группы витаминов, представленные разными видами: водорастворимые (витамин С - 52 ЛП), жирорастворимые (витамин А - 8 и витамин Е - 23 ЛП) и комбинированные (витамины группы В - 17 ЛП) Седативные, гипосенсибилизирующие средства неспецифической стимулирующей терапии, иммуномодуляторы пред-

лагается выбирать из трех наименований . Группа ан-типсориатических средств представлена 6 ЛП (4 для наружного и 2 для внутреннего применения) .

Далее был проведен анализ групп антигистаминных и антипсориатических средств в отношении рекомендации их применения в схемах фармакотерапии в соответствии с Протоколом лечения, а также для определения соотношения отечественных и зарубежных препаратов в группах . Нами установлено, что, согласно Протоколу лечения, антигистаминные препараты, которые рекомендуется использовать в схемах фармакотерапии, являются представителями разных поколений: при выраженном зуде предлагается использовать ЛП первого поколения (хлоропирамин, клемастин, мебгидролин), а для системного лечения - третьего (дезлоратадин, фек-софенадин), второго (лоратадин) и первого поколений (фенкарол) .

Препараты для комплексного лечения псориаза в большинстве представлены зарубежными производителями (рис . 1) .

В группе антигистаминных препаратов лоратадин отечественного производства представлен 19 ЛП от 11 производителей, зарубежные производители поставляют 14 ЛП из 8 стран мира, из них наибольшая доля принадлежит «Мерк» (США), «Сандоз» (Швейцария) и «Кадила» (Индия) . Препараты дезлоратадина представлены почти равномерно отечественными и зарубежными производителями (6 и 7 ЛП соответственно) . Хифенадин поставляется на украинский рынок исключительно производства «Олайнфарм» (Латвия) под торговым названием «Фенкарол» в двух дозировках . Фексофенадин представлен 8 зарубежными производителями из 4 стран: Швейцарии, Франции, Великобритании и Индии

Препараты на основе хлоропирамина имеются в наличии в равном количестве отечественного (АО «Лекхим-Харьков» и «03 ГНЦЛС») и зарубежного («Эгис», Венгрия) производства. Клемастин присутствует на украинском фармацевтическом рынке под торговым названием «Тавегил» производства «Новартис» (Швейцария), аналоги украинского производства, к сожалению, на сегодня отсутствуют Антигистаминный препарат под торговым названием «Диазолин» поставляется только украинскими производителями: ЗАО «Дарница», ПАО «Фармак» и ООО ФФ «Здоровье»

Сегмент антипсориатиче-ских средств насчитывает 6 ЛП только от зарубежных производителей:

- «Кусум Хелскеа», Индия (2 препарата кальцитриола под торговым названием «Форкал» в форме мази);

- «Алпен Фарма» Швейцария (1 ЛП «Псориатен» в форме мази);

- «Никомед», Норвегия (1 комбинированный ЛП кальци-потриола с бетаметазоном под названием «Дайвобет» в форме мази);

- «Лома Люкс», США, и «Хель», Германия, поставляют по 1 ЛП в форме растворов для перорального применения

Следующим этапом исследования стал анализ потребления ЛП для лечения псориаза

70000001 6000000-

§ 5000000-

о *

| 4000000-

о т

& 3000000-1 0

2000000-

100-, V/,

90-

80- 14

70-

60- 4к I

50-

40-

30- 19

20-

ю-

0-

^ а*"

¡^Ц ЛП импортного производства ЛП украинского производства

Рис . 1. Соотношение антигистаминных препаратов на рынке Украины.

Цифры в столбиках - число наименований .

за период 2009-2011 гг. В сегменте антигистаминных средств для более новых поколений ЛП наблюдается тенденция к увеличению уровня спроса Так, количество реализованных упаковок препаратов дезлоратадина в 2011 г. по сравнению с 2009 г. возросло почти на 125% . По количеству проданных упаковок ежегодно лидируют препараты мебгидролина и лоратадина, средняя оптовая цена которых составляет 4,2 и 12,8 гривны соответственно (рис . 2) . Однако показатели продаж в денежном выражении значительно больше по сравнению с аналогами лоратадина и дезлоратадина, что объясняется высокой ценой препаратов

Анализ продаж антипсориатических средств показал, что наибольшей популярностью пользуются препараты для наружного применения под торговым названием «Форкал» (Индия) (мазь в упаковке по 30 г) и «Псориатен», Швейцария (мазь по 50 г), что дешевле по сравнению с другими ЛП сегмента: средняя оптовая цена за анализируемый период составляет 30,5 и 50,9 гривны соответственно

1000000-

3 4 5 2011 г.

Рис . 2 . Тенденции потребления и динамика цен на антигистаминные препараты .

1 - R06A Х13 Лоратадин, 2 - R06A Х27 Дезлоратадин, 5 - R06A Х26 Фексофенадин, 4 - R06A Х26 Хифенадин, 5 - R06A С03 Хлоропирамин, 6 - R06AA04 Клемастин, 7 - R06A Х15 Мебгидролин .

Препарат «Дайвобет» - самый дорогой среди аналогов (средняя оптовая цена колеблется от 370 гривен в 2009 г. до 310 гривен в 2011 г. ), был представлен на рынке только в начале 2011 г

Среди средств для перо-рального применения большее предпочтение потребители отдают гомеопатическим каплям «Псоринохель» производства Германии, что объясняется более доступной ценой ЛП (средняя оптовая цена 47 гривен) Существует тенденция к постоянному росту объемов продаж препарата «Лома Люкс Псориаз», что в среднем составляет прирост на 67% ежегодно

Для препаратов «Псориатен» и «Псоринохель» наблюдаются ежегодное незначительное увеличение цены и соответственно рост показателей продаж в денежных единицах (рис 3)

г 400

350

300

250

200

150

аз ZT

100

2 3 4 5 2009 г.

2 3 4 5 6 2010 г.

Рис . 3 . Тенденция потребления и динамика цен для антипсориатических средств . 1 - Форкал® "Kusum Health care" (Индия, мазь 3 мкг/г, туба 100 г), 2 - Форкал® "Kusum Health care" (Индия, мазь 3 мкг/г, туба 30 г), 3 - Псориатен "Alpen Pharma AG" (Швейцария, мазь, туба 57 г, № 1), 4 - Дайвобет® "Nycomed" (Норвегия, мазь, туба 30 г), 5 - Лома люкс псориаз, "Loma Lux Lab" . (США, раствор для перорального применения, флакон 237 мл, норма 1), 6 - Псоринохельн, "Heel" (Германия, капли, флакон 30 мл) .

Заключение

Анализ номенклатуры ЛП, рекомендованных для комплексного лечения больных псориазом средней и легкой формы, показал, что ассортимент групп ЛП достаточно широк. Препараты данных групп представлены различными лекарственными формами разных фирм-производителей

Однако среди препаратов украинского производства преобладают средства предыдущих поколений, которые менее эффективны и дают большее количество побочных эффектов, чем препараты новых поколений .

Некоторые группы ЛП для лечения псориаза в Протоколах лечения отмечены не как группы средств, а в виде конкретных ЛП под торговым названием . Так, среди антистрессорных адаптогенов указан препарат «Глицисед» (МНН - глицин), среди транквилизаторов -«Адаптол» (МНН - мебикар) и среди антигистаминных средств - «Фенкарол» (МНН - хифенадин), что значительно ограничивает возможности врача при назначении схемы лечения

В целом исследованием установлена тенденция постоянного увеличения объемов реализации препаратов антипсориатического и антигистаминного действия, что дает основания говорить об увеличении спроса на средства для лечения псориаза . К тому же наблюдается рост спроса на более дорогие ЛП новых поколений, которые поставляются на рынок Украины в основном зарубежными производителями. Расширение этих сегментов рынка за счет более эффективных и с меньшим количеством побочных эффектов лекарственных средств с учетом потребительских предпочтений является перспективным направлением развития отечественной промышленности

ЛИТЕРАТУРА

1. Андрашко Ю.В., Литвиненко Б.В. Современные подходы к этапной наружной терапии при псориазе . Украшський журнал дерматологи, венерологи та косметологи . 2009; 1: 16-9 .

2 . Сизон О.О., СтепаненкоВ.И. Артропатичний псорiаз: обгрунтуван-

ня рацюнальних метсдав л^вання та профшактики . Украшський журнал дерматологи, венерологи, косметологи . 2011; 1: 2 .

3 . Кочергин Н.Г., Смирнова Л.М. Последние тренды в лечении псо-

риаза . Лечащий врач . 2011; 5: 42-4 .

4 . Наказу МОЗ № 312 вщ 08 .05 .2009 «Про затвердження

клжчних протоков надання медичноi допомоги хворим на дерматовенеролопчш захворювання» . Avaible at: http://moz .gov. ua/ua/portal/dn_20090508_312 .

5 . Мнушко З.Н., Пестун И. В . Теория и практика маркетинговых

исследований в фармации . Харьков: Издательство НФаУ; 2008.

6 . Слободянюк М.М., Самборський О.С. Комплексна оцшка рин-

кового потенщалу антипстамшних лжарських препара^в . Украшський вюник психоневрологи . 2008; 16 [3 (56)]: 84-5 .

7 . Шибаева A . Helicopter view: Аптечный рынок Украины в 2011 г.

Щотижневик аптека. 2012; 824: 34-7.

1

REFERENCES Andrashko Yu.V, Litvinenko B.V. Modern approaches to phasing

topical treatment in psoriasis . Ukrainskiy zhurnal dermatologii, ven-erologii i kosmetologii . 2009; 1: 16-9 (in Russian) .

2 . Syzon O.O., Stepanenko VI. Arthropathic psoriasis: the problem

questios of diagnostics and differentiation . Ukrainskiy zhumal dermatologii, venerologii i kosmetologii . 2011; 1-2 (in Ukrainian) .

3 . KocherginN.G., SmirnovaL.M. Latest trends in the treatment of pso-

riasis . The attending doctor. 2011; 5: 42-4 (in Russian) .

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4 . MOH Order N 312 of 08.05 .2009. Available at: http://www.moz . gov.

ua/ua/portal/dn_20090508_312

5 . Mnushko Z.N., Pestun I.V. The theory and practice of marketing re-

search in pharmacy. Kharkov; 2008 (in Russian) .

6 . SlobodyanyukM.M., Sambors'kiy O.S. Complex estimation the mar-

ket potential of antihistamine drugs . Ukrains'kiy visnik psikhonev-rologii 2008; 16 (3): 84-85 (in Ukrainian)

7 . ShibaevaA. Helicopter View: Pharmacy market of Ukraine in 2011.

Shchotizhnevik Apteka. 2012; 824: 34-7 (in Russian) .

nocTymna 14 . 03 .13

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.