Научная статья на тему 'Маркетинговые исследования в отношении пищевых продуктов, обогащенных биологически активными веществами'

Маркетинговые исследования в отношении пищевых продуктов, обогащенных биологически активными веществами Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
321
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАРКЕТИНГОВОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ / ПИЩЕВЫЕ ПРОДУКТЫ / БИОЛОГИЧЕСКИ АКТИВНЫЕ ВЕЩЕСТВА / СПОСОБ ПРОФИЛАКТИКИ / MARKETING RESEARCH / FOODSTUFF / BIOLOGICALLY ACTIVE SUBSTANCES / PREVENTIVE MEASURE WAY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Струпан Е. А., Струпан О. А., Типсина Н. Н.

В статье представлены результаты маркетинговых исследований в отношении пищевых продуктов, обогащенных биологически активными веществами. Сделаны выводы о том, что жители г. Красноярска мало информированы о последствиях недостатка данных веществ для организма и эта проблема требует дальнейшей просветительской работы среди населения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MARKETING RESEARCH OF THE FOODSTUFF ENRICHED BY THE BIOLOGICALLY ACTIVE SUBSTANCES

The results of marketing research of foodstuff enriched by the biologically active substances are given in the article. Conclusions that Krasnoyarsk dwellers are not much informed about the effects of the given substance lack for an organism and that this problem needs further educational work realization among the population are drawn

Текст научной работы на тему «Маркетинговые исследования в отношении пищевых продуктов, обогащенных биологически активными веществами»

УДК 614.31 Е.А. Струпан, О.А. Струпан, Н.Н. Типсина

МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ОТНОШЕНИИ ПИЩЕВЫХ ПРОДУКТОВ, ОБОГАЩЕННЫХ БИОЛОГИЧЕСКИ АКТИВНЫМИ ВЕЩЕСТВАМИ

В статье представлены результаты маркетинговых исследований в отношении пищевых продуктов, обогащенных биологически активными веществами. Сделаны выводы о том, что жители г. Красноярска мало информированы о последствиях недостатка данных веществ для организма и эта проблема требует дальнейшей просветительской работы среди населения.

Ключевые слова: маркетинговое исследование, пищевые продукты, биологически активные вещества, способ профилактики.

Ye.A. Strupan, O.A. Strupan, N.N. Tipsina MARKETING RESEARCH OF THE FOODSTUFF ENRICHED BY THE BIOLOGICALLY ACTIVE SUBSTANCES

The results of marketing research of foodstuff enriched by the biologically active substances are given in the article. Conclusions that Krasnoyarsk dwellers are not much informed about the effects of the given substance lack for an organism and that this problem needs further educational work realization among the population are drawn.

Key words: marketing research, foodstuff, biologically active substances, preventive measure way.

Обогащенные пищевые продукты являются товаром, появившимся на продовольственном рынке России относительно недавно (с середины 90-х годов XX века). Для того чтобы определить динамику отношения потребителей к данной группе товаров, нами проводятся социологические опросы потребителей в отношении обогащенных пищевых продуктов.

Каждый раз выборка составляется таким образом, чтобы она соответствовала генеральной совокупности населения нашего города. Вследствие этого полученные результаты можно распространить на все население г. Красноярска с высоким уровнем точности. Последний в серии опросов проведен нами в декабре 2008 года. Исследование проводили в форме анкетирования. Анкета содержала вопросы двух видов: на вопросы первой группы следовало выбрать ответ из имеющихся вариантов, на другие дать ответ самим. Полученные результаты сравнивали с данными опроса 2002 года, содержащего аналогичные вопросы. В 2002 году в анкету также были включены вопросы о биологически активных веществах (БАВ), в 2008 году - о селене. В опросе жителей города Красноярска, проведенном в декабре 2008 года, участвовало 511 человек: 228 мужчин и 283 женщины Половозрастная характеристика выборки приведена на рис. 1

В зависимости от уровня образования респондентов наибольший удельный вес имеют 3 группы: с высшим образованием - 32,1%; со средним профессиональным образованием - 28,6 %; с незаконченным высшим - 17,4%. Среднее начальное образование имеют 8,0 % интервьюируемых; среднее - 6,3; неполное среднее - 3,1; начальное - 2,5 %.

По роду занятий большую часть опрашиваемых составляют специалисты с высшим образованием -20 %; пенсионеры - 18,4; рабочие - 16,4; учащиеся и студенты - 15,3; специалисты без высшего образования - 12,9 %. Также в опросе участвовали домохозяйки и неработающие по различным причинам (4,1 %), руководители госсектора (2,5%), предприниматели (1,6%), военнослужащие и служащие правоохранительных органов (1,2 %), другие варианты ответов дали 5,4% респондентов, отказались отвечать 2,2 %

В зависимости от уровня доходов на одного члена семьи выделены следующие категории: от 1500 до 3000 руб. - 13,3 %; от 3001 до 5000 руб. - 22,9 %; от 5001 до 7500 руб. - 13,9 %; свыше 7501 руб. - 13,9 %; отказались отвечать 20,2 % опрошенных; затруднились ответить 15,8 %. Большая часть семей участников опроса состояла из двух (21,7 %), трех (29,7 %) и четырех человек (22,9 %). Доля семей из пяти человек составила 8,2%, одиноких людей - 6,5 %; другие варианты составили 3,7 %, не смогли ответить 2,3 % респондентов.

На первом этапе в задачу исследований входило изучение степени осведомленности респондентов об обогащенных продуктах. Результаты анализа ответов на вопрос «Что, по вашему мнению, пред-

ставляют собой обогащенные продукты?», полученные при проведении соцопросов в 2002 г. и 2008 г., приведены в таблице.

30

£ 25

о"

ф

И 20 .0

5 15

5

5

0

Рис. 1. Половозрастная характеристика респондентов

Отвечая на вопрос «Что такое обогащенные продукты?», большая часть опрашиваемых (43,1 %) дала верный ответ - «Продукты с добавлением витаминов и/или минеральных вещества». Мы объединили такие ответы, как «продукты с добавлением витаминов», «продукты с витаминами и минеральными веществами», «продукты, обогащенные минеральными веществами». Также правильное мнение высказали 6,1 % респондентов, которые считают что это «продукты с биологически активными добавками». Таким образом, почти половина (49,2 %) респондентов ответили правильно. Значительная часть опрошенных (14,7 %) дает неоднозначный ответ - «продукты, содержащие полезные вещества», к которым можно отнести как обогащенные продукты, так и продукты с высоким природным содержанием витаминов и минеральных веществ, например, многие фрукты и овощи. Среди ответов «другое» (5,6 %) ответы, неверные по сути.

Сравнительный анализ результатов опроса, проведенного нами в 2008 году, с данными опроса 2002 года продемонстрировал повышение уровня знаний в области здорового питания населения нашего города. Так, в 1,5 раза уменьшилось число потребителей, затруднившихся ответить на вопрос об обогащенных продуктах и ответивших неправильно (36,1 % - в 2008 г. и 52,7 % - в 2002 г.).

Определенный интерес представлял характер изменений у респондентов в отношении обогащенных продуктов. Большая часть (71 %) положительно относятся к этой продукции, 17 % - безразлично, 3,5 % - отрицательно, 8,5% - затруднились ответить. Вышеприведенные показатели продемонстрировали положительную динамику в отношении потребителей к обогащенным продуктам. Так, в 2002 году на этот же вопрос только 46,2 % респондентов ответили положительно, 37,1 % - безразлично, 4,5 % -отрицательно, затруднились ответить - 12,3 % (рис. 2).

Мнение респондентов о том, что такое обогащенные продукты

№ п/п Вариант ответа Удельный вес ответивших (2002 г.), % Удельный вес ответивших (2008 г.), %

1 Затрудняюсь ответить 43,6 30,5

2 Продукты с добавками (биологически активными) 22,4 6,1

3 Продукты с добавлением витаминов и/или минералов 17,5 43,1

4 Продукты, содержащие полезные вещества 7,4 14,7

5 Другое 9,1 5,6

Однако при преобладающем положительном отношении к обогащенным продуктам на вопрос: «Покупаете ли вы продукты, обогащенные витаминами и минеральными веществами?» только 20% ответили, что

1 113 7,6 ! А 1 7 02 17,2 У / ) 1А £ 22- 9 6^ 12,5 У У 8* Д да \

и

18-29 30-39 40-49 50-59 60 и старше

□ мужчины □ женщины □ всего

покупают их постоянно, 53,6% - редко, 16,6 % вообще их не покупают, а 9,8 % дали другие варианты ответов. В этой связи представляют интерес ответы респондентов на вопрос «С какими другими полезными добавками вы бы покупали продукты питания?» (рис. 3).

_0

I

Л

ц

ф

ответить

□ 2002 год □ 2008 год

Рис. 2. Отношение потребителей к обогащенным продуктам

о

О)

ш

X

с;

О)

ч

60

50

40

30

20

10

§4,

50РГ

523

27,9

384

22

192

10

,1=6

30

111.

витамины иод кальции железо клетчатка другиезатруднились

ответить

1

7

1

0

□ 2002 год □ 2008 год

Рис. 3. Наиболее предпочтительные добавки для обогащения пищевых продуктов по мнению респондентов (допускалось приводить несколько вариантов ответа)

Среди наиболее предпочтительных добавок доя обогащения в 2008 году опрашиваемые отметили витамины (54,4 %), йод (52,1 %), железо (38,4 %), кальций (37,4 %), клетчатку (19,2 %), другие (8,6 %), затруднились ответить на этот вопрос 7,6%. Если сравнить результаты с данными опроса 2002 года, то большинство населения также называло витамины (50,3 %), кальций (27,9 %), железо (22,7 %), что, видимо, можно объяснить достаточным количеством доступных сведений об этих микронутриентах. Эти данные также коррелируют с результатами социологического опроса, проведенного нами в 2002 году, когда из минеральных веществ, способствующих профилактике распространенных заболеваний, респонденты назвали йод (41 %), железо (37 %) и кальций (29 %). И, если в 2002 году ни один из опрашиваемых не указал селен, то появление данного элемента в перечне предлагаемых добавок для обобщения пищевых продуктов в результатах соцопроса 2002 года (селен назвали 8,2 % респондентов) свидетельствует о повышении уровня информированности жителей нашего города в отношении незаменимых микронутриентов. В целом можно отметить положительную тенденцию - увеличение уровня знаний населения г. Красноярска о наиболее значимых микронутриентах, в результате чего почти в 4 раза снизилась доля респондентов, которые не смогли ответить на этот вопрос (с 30,1 до 7,6 %).

Часть вопросов была посвящена оценке уровня знаний участников опроса и источникам получения информации. Такой же высокой остается доля респондентов (62 %), которым недостаточно имеющейся информа-

ции об обогащенных продуктах (также ответили 64,3 % опрашиваемых в 2002 г ); 23,9 % считают, что имеющейся информации вполне достаточно (20,9 % в 2002 г), 14,1% затруднились ответить (14,8 % в 2002 г.). Эти данные свидетельствуют о необходимости продолжения просветительской работы среди населения в области здорового питания в целом и значения обогащенных продуктов для человека, в частности.

Наиболее популярными источниками информации, по результатам опроса 2008 года (рис. 4), респонденты считают родственников (23,5 %), а также газеты и журналы (23,1 %), друзей и знакомых (22,7 %). По сравнению с опросом 2002 года выросло значение родственников (в 2002 г. их отметили только 13 %), врачей (с 9,7 до 19,2 %), рекламы на радио (с 4,7 до 17,2%), плакатов и брошюр (с 4,7 до 9,8 %). И, наоборот, снизилась роль такого источника информации об обогащенных продуктах, как рекламы на телевидении (с 13,0 до 3,7 %). Установлено, что меньше всего информации об обогащенных продуктах можно получить из телевизионной рекламы (только 11,7% опрашиваемых отметили данный источник информации) (допускалось приводить несколько вариантов ответа).

По-прежнему мало респондентов назвали такой источник информации, как Интернет, - 2 % респондентов (в 2002 году - 0,3 %). Наибольшее доверие опрашиваемые выразили врачам - 40,7 %, родственникам - 29,5, друзьям и знакомым - 27,0, газетам и журналам - 22,1 %. Самую низкую степень доверия имеют реклама на телевидении и радио - по 2,7 %, продавцы - 3,5 %, что можно объяснить заинтересованностью этих каналов информации в продаже своего товара.

Так же как и в 2002 году, отмечается несоответствие между распространенными источниками информации и доверием, которое выражают к ним респонденты. Наибольший разрыв наблюдается у такого источника информации, как «врачи», - их назвали 19,2 % опрошенных, а доверие выразили 40,7%; «рекламу на радио» отметили 17,2 % респондентов, доверяют же этому каналу информации только 2,7 %.

х,

I

I

Ф

3

о

С

О

I—

о

□ источник, из которого я получаю информацию

□ источник, которому я доверяю больше других

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис. 4. Источник получения информации об обогащенных продуктах и степень доверия к ним (допускалось приводить несколько вариантов ответа)

Среди микронутриентов можно выделить такие, которые хорошо известны населению, и такие, о которых население осведомлено гораздо хуже. Так, результаты анкетирования школьников старших классов Красноярска продемонстрировали более высокий уровень знаний в отношении витаминов (в частности, витаминов А, С, группы В), йода, железа, кальция и др. Однако многие не знают о существовании БАВ, не говоря уже о их значении для организма. Анализ литературных данных показал отсутствие результатов оценки уровня знаний населения в отношении БАВ. В связи с этим представленные ниже результаты исследований по данному вопросу, на наш взгляд, имеют несомненный интерес.

На рис. 5 приведено распределение ответов респондентов на вопрос о последствиях дефицита селена.

45]

70

60

50

40

30

20

10

9

гт

9,6 8

п 4,7 0 4,5 0 18

и

£ Е

0

Рис. 5. Результаты распределения ответов респондентов на вопрос о последствиях

недостатка селена в организме

Результаты показали, что большая часть потребителей (64,9 %) не смогла ответить на данный вопрос. Правильные ответы - сердечно-сосудистые заболевания (9,6 %), снижение иммунитета (4,5 %), нарушение обмена веществ (1,8 %). К правильным можно отнести и ответ «старение организма» (4,7 %), так как селен препятствуют процессу свободно-радикального окисления, способствующего в том числе старению организма. Также правильным можно считать ответ, что недостаток селена приводит «к болезням» (8,0 %), поскольку на сегодняшний день говорят о 75 различных заболеваниях и болезненных симптомах, связанных с дефицитом селена. Давая такой ответ, потребители демонстрировали свое отношение к селену, как к важному и незаменимому для организма элементу. Таким образом, всего 28,6 % респондентов ответили правильно. Результаты опроса, проведенного в декабре 2002 г., показали, что потребители гораздо лучше осведомлены о последствиях недостачи йода для организма: лишь 30,3 % опрашиваемых не смогли ответить на вопрос, касающийся недостатка йода в организме, 46,0 % дали правильные ответы. Из-за того, что большая часть опрашиваемых недостаточно информирована о последствиях недостатка селена в организме, весьма значительная часть респондентов (70,5 %) затруднялась ответить на вопрос о способах профилактики дефицита селена. Всего 17,5 % респондентов дали правильный ответ, из них 6,3 % - отметили употребление биодобавок, 6,1 % - продукты с селеном, 5,1 % - употребление «Селен-актива». 12,1 % назвали способом профилактики дефицита селена употребление витаминов, что неверно. Респондентам был задан вопрос: «Какие способы профилактики вы использовали самостоятельно или по чьей-то рекомендации?». Выяснилось, что 67,7 % никогда не использовали профилактические способы, 17,2 - затруднились ответить на вопрос, 5,7 - использовали таблетки с селеном, 5,3 - витамины, 3,1 % - биодобавки. Оказалось, что только 1,0% использовали способы профилактики только после консультации с врачом. Значительная часть (63,6 %) опрашиваемых ответили, что не покупают пищевые продукты, обогащенные БАВ, 22,7 - покупают редко, 2,7 - покупают постоянно, 11% дали другие варианты. Отрицательные ответы можно объяснить недостаточным ассортиментом обогащенных бАв продуктов, а также тем, что население слабо информировано об обогащенных продуктах в целом и о БАВ, в частности. В процессе опроса выяснилось мнение респондентов о частоте включения в рацион продуктов, обогащенных БАВ (рис. 6).

Рис. 6. Необходимая частота употребления продуктов, обогащенных БАВ (по мнению потребителей)

Результаты показали следующее: половина опрошенных (51,9 %) считает, что употреблять обогащенные продукты с БАВ нужно только по рекомендации врача, 18,4 % затруднились ответить на этот вопрос; 29,7 % считают, что такие продукты нужно употреблять ежедневно. То есть большая часть потребителей неверно понимает профилактическую роль обогащенных продуктов и только 18,4 % ответили правильно.

Так как наша работа посвящена исследованию возможности создания обобщенных БАВ продуктов на примере кондитерских изделий, то изучалось и отношение потребителей к этой группе продукции (рис. 7).

8,90%

47,20%

Н безразлично □ положительно □ отрицательно

Рис. 7. Отношение респондентов к кондитерским изделиям, обогащенных БАВ

По данным приведенной диаграммы можно заключить, что 43,9 % респондентов положительно относятся к изделиям, обогащенным БАВ, 8,9 % - отрицательно, 47,2% - безразлично. Высокий процент ответивших «безразлично» либо в целом безразличны к обогащенным продуктам, либо не знают о необходимости БАВ для организма. Эти результаты также подчеркивают необходимость повышения информированности населения о значении БАВ и заболеваниях, связанных с его дефицитом.

При ответе на вопрос о выборе обогащенного БАВ или необогащенного продукта при одинаковой их стоимости 61,3 % респондентов ответили, что предпочли бы обогащенный. Это говорит о том, что потребители готовы к приобретению обогащенных кондитерских изделий, несмотря на недостаток информации о них и небольшой ассортимент такой продукции на продовольственном рынке. Ценовой фактор при покупке изделий, обогащенных БАВ, имеет большое значение (рис. 8). Так, 23,9 % опрашиваемых будут иногда покупать изделия, обогащенные БАВ; 21,7 - отказались; 19,8 - согласились, если он будет немного дороже, 19,4 -затруднились ответить, 15,3% согласились покупать обогащенные БАВ изделия при любой стоимости. В целом более половины опрошенных (59 %) готовы к покупке обогащенных БАВ кондитерских изделий.

21,70%

19,80%

□ иногда

□ да

□ нет

23,90%

40%

15,30%

□ затрудняюсь ответить

□ да, если он будет немного дороже

Рис. 8. Влияние цены на приобретение кондитерских изделий, обогащенных БАВ

Этикетка и другие элементы маркировки являются одним из наиболее распространенных способов доведения информации о продукте до потребителя. В ходе опроса мы выяснили, достаточно ли респондентам, если на упаковке будет указано, что продукт обогащен БАВ, или нужна подробная информация. Большая часть опрашиваемых (74,4 %) нуждаются в более полной информации, 25,6 % - достаточно предлагае-

мых сведений. Таким образом, по нашему мнению, маркировка продукции, обогащенной БАВ, должна содержать сведения о пользе добавки, ее количестве и рекомендациях по применению.

Таким образом, результаты опроса продемонстрировали низкий уровень знаний населения г. Красноярска о последствиях недостатка БАВ для организма, об имеющихся способах профилактики. Существенным моментом можно считать повышение информированности потребителей об обогащенных продуктах в целом, а также положительное отношение респондентов к обогащенным продуктам, в том числе кондитерским изделиям, обобщенных БАВ. Как уже говорилось, необходима дальнейшая просветительская работа среди населения в отношении дефицита микронутриентов, роли обогащенных продуктов в профилактических мероприятиях. Также необходимо повышать уровень знаний населения о БАВ и имеющихся способах профилактики дефицита данных элементов.

Литература

1. Гореликова Г.А., Маюрникова Л.А., Позняковский В.М. Нутрицевтик селен: недостаточность в питании,

меры профилактики // Вопросы питания. - 1997. - № 5. - С. 18-21.

2. Гореликова Г.А., Искандарова Л.Р. Отношение потребителей к продуктам, обогащенным микронутри-

ентами, и традиционного состава // Торгово-экономические проблемы регионального бизнеспростран-ства: мат-лы 5-й междунар. науч.-практ. конф. - Челябинск, 2007. - Т. 2. - С. 110-112.

3. Blick zuruck: Backwaren International bei der ZDS Keine Perspektive fehle // ZSW: Zucker-und Susswaren Wirt. - 1998. - № 4. - Р. 170-171.

4. Braun H. Ztschr. f. Vitamin, Hormon-u. - Fermentorch, 1952. - Bd 4. - Р. 60.

5. Barber A.A., Bernheim F. Advances Gerontol. Res. - 1967. - Vol. 2. - Р. 355.

6. Bunyan J., Murrell E.A., Green J., Diplock A.T. [at el]. - 1967. - Vol. 21. - Р. 475.

7. Ernster L., Nordenbrand K. In "Methods in Enzymology''. - 1967. - Р. 575.

'---------♦------------

УДК 633.8 Е.В. Лис, Л.П. Рубчевская

ХИМИЧЕСКИЙ СОСТАВ СЕМЯН СОСНЫ СИБИРСКОЙ

Исследованиями авторов установлен химический состав семян сосны сибирской в процессе созревания. Изучено накопление основных компонентов ее ядер и скорлупы. Установлено, что в процессе созревания семян наблюдается увеличение содержания липидов в ядре семян, а в скорлупе - веществ лиг-ноподобного характера.

Ключевые слова: химический состав, сосна сибирская, семена, ядра семян.

Ye.V. Lis, L.P. Rubchevskaya SIBERIAN PINE SEED CHEMICAL COMPOSITION

Siberian pine seed chemical composition in the maturing process is determined by the author research. Its core and hull basic components accumulation is studied. It is established that in the seed maturing process the lipids availability increase in a seed core, and lignite like character substance availability in a hull is observed.

Key words: chemical composition, Siberian pine, seeds, seed cores.

Сибирская природа богата уникальными растениями. Особое место среди них занимает сосна сибирская. Кроме древесины, она дает такой ценный продукт, как семена, которые употребляют в пищу. Из семян сосны сибирской с давних времен получают ценное масло.

Химический состав зрелых семян сосны сибирской изучен давно, однако информация об изменениях их химического состава в процессе созревания ограничена [1-3].

Целью данной работы является определение химического состава семян сосны сибирской в процессе созревания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.