Научная статья на тему 'Маркетинговые исследования потребительских предпочтений соусов и мучных блюд на рынке г. Саратова'

Маркетинговые исследования потребительских предпочтений соусов и мучных блюд на рынке г. Саратова Текст научной статьи по специальности «Прочие технологии»

CC BY
93
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
CОУСЫ / SAUCES / БЛИНЧИКИ / ОВОЩНОЙ ПОРОШОК / VEGETABLE POWDER / МАРКЕТИНГОВОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ / MARKETING RESEARCH / FRITTERS

Аннотация научной статьи по прочим технологиям, автор научной работы — Евпатченко Ю.В., Вольф Е.Ю., Птичкина Н.М.

Для обоснования целесообразности разработки обогащенных соусов и блинчиков были проведены маркетинговые исследования потребительских мотиваций соусов и мучных блюд на рынке города Саратова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Marketing studies of the consumer motivations of sauces and pastry market of Saratov

Marketing studies of consumer motivations for justification of practicability of development of enriched sauces and fritters in Saratov were carried out.

Текст научной работы на тему «Маркетинговые исследования потребительских предпочтений соусов и мучных блюд на рынке г. Саратова»

УДК: 664.68

Маркетинговые исследования потребительских предпочтений соусов и мучных блюд

на рынке г. Саратова

Ю.В. Евпатченко, аспирант, Е.Ю. Вольф, аспирант,

Н.М. Птичкина, д-р хим. наук, профессор

Саратовский государственный аграрный университет им. Н.И. Вавилова

Хронический дефицит в питании пектиновых и минеральных веществ, витаминов носит всесезонный характер и является постоянно действующим вредным фактором на здоровье человека: снижается работоспособность, сопротивляемость простудным и инфекционным заболеваниям [1].

Актуальна задача использования сырья растительного происхождения и создание на его основе пищевых продуктов с повышенной биологической ценностью.

Ключевые слова: соусы; блинчики; овощной порошок; маркетинговое исследование.

Key words: Sauces; fritters; vegetable powder; marketing research.

Маркетинговые исследования потребительских мотиваций и предпочтений подтверждают необходимость и актуальность разработки соусов и блинчиков, обогащенных ПТ/ПТб.

Интерес к топинамбуру и тыкве, как к сырью для производства пищевых продуктов, обусловлен их уникальным химическим составом, высокой урожайностью, возможностью переработки в межсезонный период.

Инулин и его производные, содержащиеся в топинамбуре, являются стимуляторами роста бифидо- и лактобактерий - представителей нормальной микрофлоры кишечника [2].

Одним из источников пищевых волокон, в том числе пектиновых веществ, служит тыква, которая богата каротиноидами, токоферолами, изофлавоноидами, фосфолипида-ми, витаминами группы В, С, РР, Р, минеральными веществами [3].

В ходе современных медицинских исследований установлено, что недостаток пищевых волокон приводит к нарушению динамического баланса внутренней среды человека и является фактором риска многих забо-

леваний, в том числе гастроэнтерологических [4-6].

Специалистами нашего университета разработан ряд продуктов с данными добавками, повышающими общий витаминный, минеральный и углеводный состав продуктов (творожные, мясные, рыбные, куриные, крупяные изделия) [7-10].

Разрабатываемые нами соусы и блинчики с полисахаридсодержащи-ми добавками порошка тыквы (ПТ) и порошка топинамбура (ПТб) обладают высокими пищевыми достоинствами, которые позволяют отнести данные изделия к разряду обогащенных натуральных продуктов.

В связи с тем, что товарное предложение должно максимально удовлетворять требованиям покупателей, была поставлена задача проведения маркетинговых исследований по выявлению потребительских предпочтений в отношении новых соусов и блинчиков на региональном рынке г. Саратова. В ходе эксперимента выборочным методом с помощью анкет [11] было опрошено 100 респондентов.

Исследования проводили в три этапа: сбор первичной социологической информации; подготовка ее к обработке; анализ обработанной информации, формирование выводов.

Результаты исследования показали, что большинство респондентов (72%) употребляют блинчики, 68 % из них употребляют данный продукт как в домашних условиях, так и на предприятиях общественного питания. Установлено, что 45 % респондентов употребляют блинчики несколько раз в неделю, 1,2 - несколько раз в месяц, 13 % -несколько раз в год. Количество респондентов, употребляющих соусы не реже одного раза в день, составляет 39 %, два раза в неделю -

Употреблять БАД 9 %

Употреблять

лекарственные препараты 29 % Употреблять продукты с добавлением биокорректоров 62 %

Рис. 2. Предпочтения респондентов в случае профилактики болезней

% 6о

Ао

58

синтетическими веществами

не имеет значения

растительным сырьем

витаминами и минералами

Рис. 3. Отношение респондентов к обогащающим продукт ингредиентам

ECONOMICS AND MANAGEMENT

Нет 21 %

Затруднились ответить 20 %

Да 59 %

Рис. 4. Готовность респондентов к употреблению овощных порошков в составе продуктов питания

о

30, один раз в неделю и реже -23 %. Лишь 8 % респондентов ответили, что употребляют соусы очень редко или только по праздникам. Такие результаты говорят о достаточной степени востребованности данных пищевых продуктов. По результатам исследования были составлены диаграммы, представленные на рис. 1-7.

Большинство опрошенных (46 %) обращают внимание при покупке продуктов на качество изделия, 35 % руководствуются ценой продукта, 11 - обращают внимание на производителя, 8 % оценивают упаковку.

Употреблять продукты с добавлением биокорректоров с целью профилактики заболеваний готовы 62 % респондентов, используют для этой цели лекарственные препараты - 29, биологически активные добавки - 9 %.

Анализ полученных данных показал, что больше половины (58 %) опрошенных потребителей хотели, чтобы продукты были обогащены витаминно-минеральным комплексом, так как считают эту добавку наиболее полезной. Растительное сырье в качестве обогатителя предпочли бы 35 % респондентов. Безразличие к обогатителям выразили 7 % респондентов, однако ни один из опрашиваемых не выразил желания покупать продукты, обогащенные синтетическими добавками для улучшения вкуса и цвета.

По результатам исследований установлено, что 59 % респондентов будут использовать овощные порошки в составе продуктов питания, потому что считают употребление обогащенных продуктов целесообразным и полезным; 20 % респондентов затруднились ответить на данный вопрос, в связи с тем, что

для принятия такого решения им необходима дополнительная информация о потребительских свойствах обогащенных продуктов; 21 % - не готовы к включению овощных порошков в составе питания.

Анализ структуры респондентов по предпочтению блинчиков показал, что 34 % опрошенных предпочитают блинчики со сладкой и мясной начинками, 20 - в сочетании с молочными продуктами, 12 % - без начинки.

%

ез с

в сочетании с молочными продуктами

2о %

без начинки 12 %

со сладкой начинкой ЗА %

Рис. 5. Предпочтение респондентов в употреблении блинчиков

По результатам опроса наиболее важными свойствами соусов стали: вкус (100 %), внешний вид (95 %), безвредность (80 %), отсутствие консервантов (68 %), состав (67 %), срок хранения (65 %), возможность употребления с другими ингредиентами (58 %) и доступность цены (55 %). В меньшей степени потребители отметили такие показатели, как калорийность (45 %), отсутствие ГМО (26 %).

Большая часть опрошенных (36 %) покупала бы соусы и блинчики, обогащенные ПТ/ПТб, периодически приобретали бы продукт 28 % респондентов, 24 % отнеслись к этому безразлично и лишь 12 % не покупали бы обогащенные соусы и блинчики. Следовательно, основная доля покупателей стремится потреблять полезные продукты.

По результатам маркетинговых исследований было установлено, что среди опрошенных преобладают семьи со среднемесячным доходом 510 тыс. руб. на человека (45 %), далее идут семьи с доходом 10-15 тыс. руб. (32 %). Доход семей 15-20 тыс. руб. составил 17 %, семей с доходом

с мясной

Покупал(а) бы Периодически Безразлично Не покупал(а) бы с удовольствием

Рис. 6. Отношение потребителей к появлению на рынке соусов и блинчиков с ПТ/ПТб

свыше 20 тыс. руб. - 13 %. Следовательно, респонденты могут позволить себе приобретать обогащенные продукты.

Таким образом, маркетинговые исследования потребительских мотиваций и предпочтений подтверждают необходимость и актуальность разработки соусов и блинчиков, обогащенных ПТ/ПТб, соответствующих требованиям потребителей.

Также было установлено, что при появлении на рынке г. Саратова данные продукты будут пользоваться спросом.

ЛИТЕРАТУРА

1. Австриевских, А.Н. Продукты здорового питания: новые технологии, обеспечение качества, эффективность применения/А.Н. Австриевских, А.А. Вековцев, В.М. Позняковский. - Новосибирск: Сибирское университетское издательство, 2005. - 413 с.

2. Кожухова, М.А. Разработка технологии продуктов функционального питания на основе топинамбура/М.А. Кожухова, Т.В. Бархатова, М.К. Алту-нян//Известия вузов. Пищевая технология. - 2005. - № 2-3. - С. 21-23.

3. Скурихин, И.М. Химический состав пищевых продуктов: справочные таблицы содержания аминокислот, жирных кислот, витаминов, макро- и микроэлементов, органических кислот и углеводов/И.М. Скурихин, М.Н. Волгарев. - М.: Агро-промиздат, 2002. - 360 с.

4. Вайнштейн, С.Г. Пищевые волокна в профилактической и лечебной медицине/С.Г. Вайнштейн, А.М. Масик. - М.: ВНИМИ, 1985. - 120 с.

5. Дудкин, М.С. Пищевые волок-на/М.С. Дудкин. - Киев: Урожай, 1988. - 204 с.

6. Златкина, А.Р. Клинико-эпиде-миологические варианты воспали-

тельных заболеваний кишечника/ А.Р. Златкина//Российский журнал гастроэнтерологии, гепатологии, ко-лопроктологии. - 2003. - № 1. - С. 24-28.

7. Неповинных, Н.В. Исследование и разработка технологии продуктов на молочной основе с использованием полисахаридных добавок: дис. ... канд. техн. наук/Н.В. Неповинных. - Кемерово: КемТИПП, 2008. -146 с.

8. Ревтова, Ю.А. Исследование и разработка технологии продуктов питания с использованием полиса-харидных добавок: дис. . канд. техн. наук/Ю.А. Ревтова. - Кемерово: КемТИПП, 2009. - 150 с.

9. Птичкина, Н.М. Сырьевой потенциал для производства пектина в Нижнем Поволжье/Н.М. Птичкина// Хранение и переработка сельхозсы-рья. - 2000. - № 11. - С. 42-45.

10. Банникова, А.В. Использование полисахаридных добавок в технологии крахмалосодержащих и сахаро-содержащих продуктов: дис.... канд. техн. наук/А.В. Банникова. - М., 2010. - 194 с.

11. Беляевский, И.К. Маркетинговое исследование/И.К. Беляевский. - М.: МГУСИ, 2004. - 414 с.

Международный Исследовательский Центр «Пиво и напитки ХХ! век»

127287, Москва, ул. Писцовая, д. 16, стр. 5 Тел./факс: 8 (495) 685-13-84 8 (495) 685-22-61 8 (495) 602-53-81

^сслед^

International Research Center «Beer and beverage XXI century»

Pistsovay street Moscow Federation of Russia 127287 Tel./fax: 8 (495) 685-13-84, 685-22-61 8 (495) 602-53-81

e-mail: beercenter21@mtu-net.ru

КАЛЕНДАРЬ СЕМИНАРОВ,

проводимых в Учебном центре ООО «МИЦ «Пиво и напитки XXI век»

2011 г.

(лицензия серия А № 017409 от 15 мая 2008 г., выданная Департаментом образования г. Москвы)

СЕНТЯБРЬ

28-29 сентября Научно-практическая конференция «Основные аспекты качества питьевой и бутилированной воды, требования к качеству воды для производства напитков»

варенных качеств ячменя. Современные технологические режимы производства солода»

26-28 октября «Продвижение продукции на рынке напитков»

НОЯБРЬ

16-18 ноября «Организация микробиологического и технохимического контроля на предприятиях по производству пива и напитков брожения»

23-25 ноября «Современные возможности расширения ассортимента сортов пива для удовлетворения по-

ДЕКАБРЬ

14-16 декабря «Современные виды тары для розлива напитков, их влияние на качество и сроки годности продукции, особенности санитарной обработки»

Занятия проводят ведущие специалисты пивоваренной отрасли: канд. биол. наук В.С. Исаева, канд. техн. наук О.В. Андреева, канд. техн. наук К.Т. Жашко, Т.В. Иванова

Заявки на участие в семинарах принимаются: тел.: 8(495) 685-13-84, 685-22-61, 602-53-81, 518-04-83, e-mail: beercenter21@mtu-net.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.