Научная статья на тему 'Анализ потребительских предпочтений в отношении микроэлемента селена'

Анализ потребительских предпочтений в отношении микроэлемента селена Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
110
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Пиво и напитки
ВАК

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Гореликова Г.А., Маюрникова Л.А., Задвинская О.С.

Приведенные в статье результаты исследований посвящены микроэлементу селену одному из пищевых микронутриентов, необходимость которого для человека не вызывает сомнений. В связи с этим представляет интерес оценка степени информированности потребителей о селене, последствиях его дефицита для организма. При проведении социологического опроса особое внимание уделялось вопросам профилактики селендефицитных состояний, в том числе с помощью продуктов, обогащенных данным компонентом. Результаты продемонстрировали низкий уровень знаний респондентов о селене, что свидетельствует о необходимости продолжения просветительской работы среди населения по данному направлению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ потребительских предпочтений в отношении микроэлемента селена»

Анализ потребительских предпочтений в отношении микроэлемента селена

Г. А. Гореликова, Л. А. Маюрникова, О. С. Задвинская

Кемеровский технологический институт пищевой промышленности

Обогащенные пищевые продукты появились на продовольственном рынке России относительно недавно (с середины 90-х годов ХХ в.). Для того чтобы определить отношение потребителей к данной группе товаров, проводятся социологические опросы [1, 2, 3].

Среди незаменимых микронутриен-тов можно выделить хорошо известные населению и такие, о которых люди осведомлены гораздо хуже. Так, результаты анкетирования школьников старших классов Кемеровского района (2005-2006 гг.) продемонстрировали более высокий уровень знаний в отношении витаминов (в частности, витаминов А, С, группы В), йода, железа, кальция и др. [4]. Однако многие не знают о существовании такого элемента, как селен, не говоря уже о его значении для организма и заболеваниях, связанных с его дефицитом.

Селен — это микроэлемент, необходимый для нормального обмена веществ, входит в антиоксидантную систему организма. Его дефицит может привести к развитию ряда заболеваний. Один из способов восполнения дефицита селена, а также предупреждения его возникновения — употребление продуктов, обогащенных данным элементом [5].

Анализ литературных данных показал отсутствие практических и аналитических исследований уровня знаний населения в отношении селена. В связи с этим приведенные ниже результаты исследования по данному вопросу, на наш взгляд, представляют несомненный интерес.

В опросе жителей г. Кемерово, проведенном в 2007 г., участвовало 511 человек: 228 мужчин и 283 женщины. Исследование проводили в форме анкетирования. Анкета содержала вопросы двух видов: на вопросы первой группы следовало выбрать ответ из имеющихся вариантов, на другие — дать ответ самим.

Выборка соответствует генеральной совокупности населения нашего города, вследствие чего полученные результаты можно распространить на все население г. Кемерово с высоким уровнем точности.

Характеристика выборки приведена на рис. 1.

Распределение опрашиваемых в зависимости от возраста (%): 18-29 лет —

10 5

о

Рис.

18-29 30-39 40-49 50-59 60 и страше

Возраст, лет I I Мужчины П Женщины О Всего

1. Распределение респондентов по полу и возрасту

60

50

40

64,9

Рис. 2. Распределение ответов респондентов на вопрос о последствиях недостатка селена в организме

70

30

25

20

е20

10

15

0

ПИ

НАПИТКИ

5•2008

6

29; 30-39 лет — 17,2; 40-49 лет — 22,3; 50-59 лет — 12,5; 60 лет и более — 19.

В зависимости от уровня образования респондентов наибольший удельный вес имеют три группы: с высшим образованием — 32,1 %; со средним профессиональным образованием — 28,6 %; с незаконченным высшим — 17,4 %. Среднее начальное образование имеют 8,0 % интервьюируемых, среднее — 6,3 %, неполное среднее — 3,1 %, начальное — 2,5 %.

По роду занятий опрашиваемые распределились (%): специалисты с высшим образованием — 20; пенсионеры — 18,4; рабочие — 16,4; учащиеся и студенты — 15,3; специалисты без высшего образования — 12,9. Также в опросе участвовали: домохозяйки и неработающие по различным причинам (4,1 %), руководители госсектора (2,5 %), предприниматели (1,6 %), военнослужащие и служащие правоохранительных органов (1,2 %), другие варианты ответов дали 5,4 % респондентов, отказались отвечать 2,2 %.

В зависимости от уровня доходов на одного члена семьи выделены следующие категории: от 1500 до 3000 руб. — 13,3 %; от 3001 до 5000 руб. — 22,9 %; от 5001 до 7500 руб. — 13,9 %; свыше 7501 руб. — 13,9 %; отказались от ответа 20,2 % опрошенных; затруднились ответить 15,8 %. Большая часть семей участников опроса состояла из двух (21,7 %); трех (29,7 %) и четырех человек (22,9 %). Семьи из пяти человек составили 8,2 %, одинокие — 6,5 % респондентов, другие варианты — 3,7 %, не стали отвечать 2,3 %.

На рис. 2 приведено распределение ответов респондентов на вопрос о последствиях дефицита селена.

Результаты показали, что большая часть потребителей (64,9 %) не смогла ответить на данный вопрос. Правильные ответы: сердечно-сосудистые заболевания (9,6 %), снижение иммунитета (4,5 %), нарушение обмена веществ (1,8 %). К правильным можно отнести и ответ «старение организма» (4,7 %), так как селен препятствует процессу свободно-радикального окисления, способствующего в том числе старению организма [6]. Также правильным можно считать ответ, что недостаток селена приводит «к болезням», поскольку на сегодняшний день с дефицитом селена связано около 75 различных заболеваний и болезненных симптомов [5]. Давая такой ответ, потребители демонстрировали свое отношение к селену, как к важному и незаменимому для организма элементу. Таким образом, всего 28,6 % респондентов ответили правильно. Результаты опроса, проведенного в декабре 2002 г., показали, что потребители

Затрудняюсь Ежедневно,

ответить, 29,7 % 18,4 %

По рекомендации врача, 51,9 %

Рис. 3. Мнение потребителей о необходимой частоте употребления продуктов, обогащенных селеном

Безразлично, 47,2 %

Положительно, 43,9 %

Отрицательно, 8,9 %

Рис. 4. Отношение респондентов

к безалкогольным напиткам, обогащенным селеном

Затрудняюсь ответить, 19,4 %

Да, 15,3 %

Иногда, 23,9 %

Нет, 21,7 %

Да, если он будет немного дороже, 19,8 %

Рис. 5. Влияние цены

на приобретение напитка, обогащенного селеном

гораздо лучше осведомлены о последствиях недостатка йода для организма: лишь 30,3 % опрашиваемых не смогли ответить на вопрос, касающийся недостатка йода в организме, 46,0 % дали правильные ответы.

Из-за того, что большая часть опрашиваемых недостаточно информирована о последствиях недостатка селена в организме, весьма значительная часть респондентов (70,5 %) затруднилась ответить на вопрос о способах профилактики селена. Всего 17,5 % респондентов дали правильный ответ, из них: 6,3 % отметили употребление биодобавок, 6,1 % — продукты, содержащие селен, 5,1 % — употребление биологически активной добавки «Селен-актив» (12,1 % назвали способом профилактики дефицита селена употребление витаминов, что неверно).

Ответы на вопрос о методах профилактики позволили выяснить, что 67,7 % никогда не проводили профилактику дефицита селена, 17,2 % затруднились ответить на вопрос, 5,7 % употребляли таблетки с селеном, 5,3 % — витамины, 3,1 % — биодобавки, 1,0 % консультировались с врачом по этому поводу.

Представляло интерес определить, покупает ли население пищевые продукты, обогащенные селеном: 63,6 % опрашиваемых ответили, что не покупают, 22,7 % — редко, 2,7 % — постоянно, 11 % дали другие варианты ответа. Большую долю респондентов, ответивших отрицательно, можно объяснить тем, что часть населения слабо информирована об обогащенных продуктах в целом и о селене в частности, а также недостаточным ассортиментом продуктов, обогащенных селеном.

В процессе опроса выясняли, как часто респонденты включают в рацион те немногие продукты, обогащенные селеном, которые есть на рынке. Оказалось, что половина опрошенных (51,9 %) считает, что употреблять обогащенные продукты с селеном нужно только по рекомендации врача; 29,7 % затруднились ответить на этот вопрос; 18,4 % считают, что такие продукты нужно употреблять ежедневно (рис. 3). То есть большая часть потребителей неверно

понимает профилактическую роль продуктов, обогащенных селеном, и только 18,4 % ответили правильно.

Так как наша работа посвящена исследованию возможности создания обогащенных селеном продуктов на примере безалкогольных напитков, изучали отношение потребителей к этой группе продукции (рис. 4).

Из приведенной диаграммы можно заключить, что 43,9 % респондентов положительно относятся к напиткам, обогащенным селеном; 8,9 % — отрицательно, 47,2 % — безразлично. Ответившие «безразлично» либо в целом безразличны к обогащенным продуктам, либо не знают о значении селена для организма. Эти данные подчеркивают необходимость повышения информированности населения о значении селена и заболеваниях, связанных с его дефицитом.

При ответе на вопрос о выборе обогащенного селеном или необогащен-ного напитка при одинаковой их стоимости 61,3 % респондентов ответили, что предпочли бы обогащенный. Это говорит о том, что потребители готовы к приобретению обогащенных напитков, несмотря на недостаток информации о них и небольшой ассортимент такой продукции на продовольственном рынке. Ценовой фактор при покупке напитка, обогащенного селеном, имеет большое значение (рис. 5). Так, 23,9 % опрашиваемых будут иногда покупать напитки, обогащенные селеном; 21,7 % отказались; 19,8 % согласились, если он будет немного дороже; 19,4 % затруднились ответить; 15,3 % согласились покупать напитки, обогащенные селеном при любой их стоимости. В целом более половины опрошенных (59 %) готовы к покупке напитка, обогащенного селеном.

Этикетка и другие элементы маркировки — один из наиболее распространенных способов доведения информации о продукте до потребителя. Во время опроса выясняли, достаточно ли респондентам указания на упаковке, что продукт обогащен селеном, или нужна подробная информация. Большая часть опрашиваемых (74,4 %)

нуждается в более полной информации, 25,6 % — достаточно предлагаемых сведений. Таким образом, по нашему мнению, маркировка продукции, обогащенной селеном, должна содержать сведения о пользе добавки, ее количестве и рекомендациях по применению продукта.

Таким образом, результаты опроса продемонстрировали низкий уровень знаний населения г. Кемерово о последствиях недостатка селена для организма, об имеющихся способах профилактики. Существенным моментом можно считать повышение информированности потребителей об обогащенных продуктах в целом, а также положительное отношение респондентов к обогащенным продуктам, в том числе напиткам, обогащенным селеном. Необходима дальнейшая просветительская работа среди населения в отношении дефицита микронутриентов, роли обогащенных продуктов для профилактических мероприятий. Также нужно повышать уровень знаний населения о селене и имеющихся способах профилактики его дефицита.

ЛИТЕРАТУРА

1. Маюрникова Л.А., Гореликова Г. А., Давыденко Н. И. Отношение потребителей к обогащенным продуктам//Пищевая промышленность. 2003. № 12. С. 64-65.

2. Гореликова Г. А., Маюрникова Л. А. Современные подходы к товароведной оценке пищевых продуктов специального назначения. — Кемерово, 2005.

3. ГореликоваГ.А., МаюрниковаЛ.А., ДавыденкоН.И. Изучение отношения потребителей к йодированным пищевым продуктам//Пищевая промышленность. 2003. № 10. С. 92-93.

4. Гореликова Г. А., Куракин М. С., Санжаровский Е. С. Питание подрастающего поколения//Питание и общество. 2006. № 9. С. 8-9.

5. Тутельян В. А., Княжев В. А., Хотимченко С. А. и др. Селен в организме человека. Метаболизм. Антиоксидантные свойства. Роль в канцерогенезе. — М.: Изд-во РАМН, 2002.

6. ВладимировЮ. А. Азизова О. А., Деев А. И. и др. Свободные радикалы в живых системах//Ито-ги науки и техники. Сер. Биофизика. 1991. Т. 29. С. 1-24. &

5 • 2008

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.