Научная статья на тему 'Оценка стереотипов питания школьников и студентов города Кемерово'

Оценка стереотипов питания школьников и студентов города Кемерово Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
745
159
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
стереотипы питания / рацион / ПИЩЕВАЯ ЦЕННОСТЬ / дефицит микронутриентов / food stereotypes / dietary intake / nutrition value / Micronutrient shortage

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Щелкановцев В. А., Маюрникова Л. А., Зинчук С. Ф.

В данной работе представлены результаты исследования пищевого поведения школьников и студентов города Кемерово. Целью работы являлось установление наиболее распространенных стереотипов питания среди школьников и студентов, определение полноты удовлетворенности данных групп населения в питательных веществах, выявление основных проблем, связанных с формированием рационов, и предложение мероприятий, направленных на оптимизацию рационов питания. Исследования проводились на основании опроса школьников десятого и одиннадцатого классов и студентов пятого и четвертого курсов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This paper gives the study results of pupils and students nutritional behavior in Kemerovo. The study purpose was definition of the most common stereotypes of pupils and students nutrition, satisfaction fullness in these population groups in nutrients, revealing main problems associated with rations composition and suggestion of measures aimed at optimizing nutrition rations.

Текст научной работы на тему «Оценка стереотипов питания школьников и студентов города Кемерово»

ОРГАНИЗАЦИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И ОБЩЕСТВЕННОЕ ЗДОРОВЬЕ

УДК 613.2 - 057.87 (571.17)

* В.А. Щелкановцев, * Л.А. Маюрникова, ** С.Ф. Зинчук

E-mail: diss@kemsma.ru

ОЦЕНКА СТЕРЕОТИПОВ ПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ И СТУДЕНТОВ ГОРОДА КЕМЕРОВО

*кемеровский технологический институт пищевой промышленности; ** кемеровская государственная медицинская академия

Формирование стереотипов пищевого поведения является продуктом взаимодействия множества факторов, среди них особенно значимые - национальные традиции, социальная среда, возраст, материальноэкономическое положение, объем знаний по вопросам питания и общий уровень образованности, личные вкусовые пристрастия. В связи с этим формирование рациона питания в целом в значительной степени определяется стереотипом пищевого поведения человека.

Несмотря на значительное число работ, посвященных данной проблематике, ряд вопросов, связанных с изучением пищевых стереотипов конкретных социальных групп, освещен слабо. Кроме того, данный предмет изучения подвержен постоянным изменениям за счет влияния ряда изменчивых факторов (в основном социальных, которые могут стремительно меняться, и технологических условий изготовления и хранения пищевых продуктов, которые постоянно эволюционируют).

В связи с вышеперечисленными положениями возникает необходимость в более детальном изучении и мониторинге стереотипов пищевого поведения различных групп населения, в первую очередь социальных групп, имеющих высокий удельный вес в структуре всей популяции. Данные о стереотипах питания могут служить базой для прогнозов в области здоровья популяции, обеспеченности основными нутриентами

58

и служить основой для обоснования мероприятий по оптимизации питания населения.

Кемеровская область является центром угледобывающей, металлургической и химической промышленности, что существенно сказывается на качестве экосистемы [1, 2, 3, 4]. Суровые климатические условия и техногенные процессы, в сочетании с необходимостью ввозить большинство продуктов питания, накладывают значительный отпечаток на требования к рационам основных групп населения [1, 5].

Одной из категорий людей, чей организм наиболее остро нуждается в полноценном восполнении потребностей в энергии и питательных веществах, являются молодые люди в возрасте 15-22 лет, так как организм человека активно формируется, а физические, психоэмоциональные и умственные нагрузки постоянно возрастают[6 ,7]. При этом, как правило, у людей этого возраста не наблюдается серьезного отношения к формированию рациона. В этой связи представляется целесообразным детальное и глубокое изучение стереотипов пищевого поведения школьников старших классов и студентов с целью всестороннего изучения с перспективой возможности дальнейшей разработки конкретных методик оптимизации и коррекции рационов.

В целях изучения стереотипов питания школьников и студентов был проведен опрос старшеклассников общей среднеобразовательной школы № 12 и студентов технологического института пищевой промышленности города Кемерово (КемТИПП).

Объем выборки составил 150 человек (школьники десятых и одиннадцатых классов), 100 человек (студенты четвертого и пятого курсов).

Опрос проводился методом анкетирования гнездовой (серийной) выборки.

Анкета содержала 15 вопросов, формирующих представление о рационах питания респондентов, отношении к функциональным продуктам питания, употреблении витаминно-минеральных комплексов, доле в рационе продуктов со своего приусадебного участка, и другие вопросы, помимо этого опрашиваемым предлагалось указать частоту потребления основных продуктов питания, что позволило сформировать представление непосредственно о стереотипах пищевого поведения респондентов.

Анализируя полученные результаты, на первом этапе оценивалась частота потребления основных продуктов питания школьниками старших классов и студентами старших курсов (табл. 1, 2).

Анализ полученных данных позволил выделить стереотипы пищевого поведения, характерные для большинства респондентов. Превалирующий стереотип питания для подавляющего большинства опрошенных школьников и студентов - это стереотип, «создающий риск йоддефицитных состояний» (около 90% и 95% соответственно).

Данный стереотип питания характеризуется редким употреблением в пищу морепродуктов и низким содержанием в рационе продуктов, богатых йодом.

В.А. Щелкановцев, Л.А. Маюрникова

СТЕРЕОТИПЫ ПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ, СТУДЕНТОВ

Таблица 1

Характеристика частоты потребления основных продуктов в пищу школьниками старших классов

Вид продукта Распределение ответов респондентов при частоте употребления:

3 раза в сут 2 раза в сут 1 раз в сут Через день реже

Мясо и мясопродукты - 5% 25% 40% 27%

Рыба и морепродукты - - 3% 2% 91%

Молоко, мол. продукты - 7% 19% 34% 31%

Масло растительное 5% 13% 38% 26% 15%

Овощи 17% 39% 22% 11% 8%

Фрукты 1% 1% 12% 37% 46%

Соления 1% - 3% 21% 70%

Алкогольные напитки * 3% 4% 3% 11% 47%

Сахар и кондит. изделия 29% 30% 14% 21% 4%

Хлеб и хлебо-бул. изделия 43% 37% 6% 9% 1%

Крупы 2% 11% 30% 34% 21%

Макаронные изделия - 2% 16% 23% 54%

Обогащенные продукты питания 1% - 2% 2% 64%

* - включая пиво, коктейли

Таблица 2

Характеристика частоты потребления основных продуктов в пищу студентами старших курсов

Вид продукта Распределение ответов респондентов при частоте употребления:

3 раза в сут 2 раза в сут 1 раз в сут Через день реже

Мясо и мясопродукты - 11% 23% 30% 36%

Рыба и морепродукты - - - 5% 94%

Молоко, мол. продукты 7% 18% 16% 29% 32%

Масло растительное 15% 28% 32% 16% 11%

Овощи 22% 36% 18% 14% 10%

Фрукты - 2% 6% 42% 50%

Соления - - 7% 44% 48%

Алкогольные напитки - 2% 8% 26% 64%

Сахар и кондит. изделия 24% 32% 12% 8% 14%

Хлеб и хлебо-бул. изделия 62% 26% 8% 5% -

Крупы 4% 18% 36% 24% 18%

Макаронные изделия - 12% 28% 32% 28%

Обогащенные продукты питания - - 4% 8% 46%

Вторым стереотипом питания, характерным для большинства респондентов обеих опрошенных групп, является стереотип, «создающий риск нарушения углеводного обмена» (около 40% и 50% респондентов соответственно). Данный стереотип характеризуется повышенным или преимущественным потреблением высококалорийных продуктов, кондитерских изделий, конфет, сладостей.

Кроме того, сравнительный анализ данных, представленных в табл. 1 и 2, свидетельствует о большой схожести среднесуточных рационов питания обеих исследуемых групп респондентов по их пищевой ценности. Наблюдается ряд недостатков при построении рационов как школьников, так и студентов, ведущих при их сохранении к развитию патологических состояний, несмотря на то, что фор-

ОРГАНИЗАЦИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И ОБЩЕСТВЕННОЕ ЗДОРОВЬЕ

мированием рациона школьников в большей степени занимаются их родители.

Так, недостаточно потребляют как большинство школьников, так и студентов такие продукты, как мясо, молоко, фрукты. При этом обе обследуемые группы содержат высокое число респондентов, потребляющих алкогольные напитки.

В анкету включались другие вопросы, напрямую связанные с проблемами рационального питания. Так, 98% опрошенных студентов и 87% школьников употребляют в пищу продукты со своего приусадебного участка (в основном корнеплоды, овощи). Их доля в рационе составляет менее 1/3 у 12% и 26% опрошенных (студенты, школьники); 1/3 - у 12% и 37% опрошенных соответственно; половину - у 36% и 22% опрошенных соответственно; 2/3 - у 37% и 2% соответственно. Это свидетельствует о том, что более половины студентов основную часть всех пищевых веществ получают с продуктами, выращенными и произведенными на семейном приусадебном участке, в основном это овощи, реже молочные продукты и мясо.

Представляла интерес осведомленность школьников о своем питании и их отношение к здоровью. Так, анкета для школьников содержала вопрос “В каких продуктах питания вы себя ограничиваете в связи с заболеваниями, если таковые имеются?”. Восемьдесят один процент опрошенных ответили отрицательно (т.е. не ограничивают); 5% ограничивают себя в острой пище, а 8% - в жирной и жареной, в связи с заболеваниями желудочно-кишечного тракта; 6% респондентов ограничивают себя в цитрусовых либо в шоколаде, что может свидетельствовать о наличии у них аллергической реакции на данные продукты.

Известно, что более сбалансированными являются рационы в коллективах с организованным питанием. Представляло интерес, как относятся обследуемые группы к питанию в столовых. Шестьдесят шесть процентов опрошенных школьников питаются в школьной столовой, из них 35% питаются в школьной столовой 1 раз в день, 31% - реже. Восемьдесят семь процентов опрошенных студентов питаются в столовой с различной периодичностью.

В настоящее время значительная часть семей тратит на питание 50% и более своего дохода. Оценивался средний доход на одного члена семьи, так как вопрос доходов является одним из важнейших факторов формирования рациона. Анкета для школьников не содержала вопроса о величине среднего дохода на одного члена семьи.

По данным анкеты, доход на одного члена семьи опрошенных студентов составляет менее 2000 руб. у 82% опрошенных, 2000 - 3000 руб. - у 14%, 3000 - 5000 руб.

- у 2% и свыше 5000 руб. - у 2% респондентов. Несомненно, эти данные нельзя считать объективными в силу того, что большинство студентов при ответе на этот вопрос отталкивались от величины своего личного дохода.

На вопрос “Соответствуют ли приобретаемые вами продукты ожидаемому качеству?” положительно отве-

тили 48% опрошенных студентов и 69% опрошенных школьников. Школьники, как правило, оценивают качество продуктов по органолептическим показателям.

При ответе на вопрос “Какие продукты вы бы хотели включить в рацион?” 43% опрошенных студентов упомянули фрукты, а 36% опрошенных - морепродукты. Следует отметить, что названные продукты являются привозными и имеют довольно высокую цену.

На вопрос “Какие продукты вы бы хотели включить в рацион?” 75% опрошенных школьников не указали ничего; 22% указали фрукты и натуральные соки, 2%

- морепродукты и 1% - обогащенные продукты.

В настоящее время в России достаточно интенсивно проводятся кампании по повышению уровня образования в области здорового питания, в том числе по пропаганде продуктов, обогащенных микронут-риентами. Обработка результатов позволила выяснить следующее: 34% опрошенных студентов и 28% школьников не принимают витаминно-минеральные препараты с профилактической целью. Шестьдесят четыре процента и 55% соответственно принимают их сезонно (в основном весной) или эпизодически. И лишь 2% и 17% соответственно принимают постоянно. Интересно, что на просьбу перечислить некоторые из употребляемых витаминно-минеральных препаратов 57% школьников затруднились ответить. Вариантами ответов были: “разные, витамины, дрожжи, мумие, не понимаю.” Этот факт говорит как о недостаточной информированности большего числа респондентов в вопросах рационального питания, так и о малой доступности витаминно-минеральных комплексов.

Семьдесят четыре процента опрошенных студентов утвердительно ответили на вопрос, потребляют ли они в пищу продукты, обогащенные БАДами, однако на просьбу перечислить некоторые из них 52% опрошенных не ответили или указали продукцию, не соответствующую этому виду товаров. Можно сделать вывод, что опрашиваемые плохо информированы в этом вопросе, несмотря на то, что являются студентами КемТИППа старших курсов. Шестьдесят три процента школьников затруднились ответить на этот вопрос, поставив прочерк или оставив графу незаполненной.

Анализ опроса школьников старших классов и студентов старших курсов позволил не только выявить ряд серьезных проблем в процессе формирования рационов данных групп населения и установить стереотипы пищевого поведения большинства опрошенных, но и показал, что подавляющее большинство респондентов не прибегают к оптимизации рационов за счет использования витаминно-минеральных препаратов либо включения в рацион обогащенных функциональных продуктов питания.

Вышеизложенное позволяет сделать вывод о широком распространении в обследуемых группах населения стереотипов питания, направленных на формирование микроэлементозов и гиповитаминозов. Особую тревогу вызывает то, что большинство респондентов не имеют ни мотивации, ни необходимых

знаний для проведения мероприятий по коррекции своего питания, что значительно повышает риск развития различных патологических процессов.

Несомненно, необходима коррекция построения рационов питания, что представляется возможным в первую очередь за счет оптимизации рационов, предлагаемых предприятиями общественного питания, обслуживающими данные группы населения, а также активного введения в рацион функциональных продуктов питания, обогащенных недостающими для данных групп населения компонентами. Другим важным направлением работы является повышение уровня знаний населения о рациональном, здоровом питании за счет введения образовательных программ в области здорового питания в образовательных учреждениях.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ринза О. П. Гигиеническая оценка стереотипов пищевого поведения у лиц молодого возраста, проживающих на территории с экологическим неблагополучием // Автореф. Дисс... к. м. н., Кемерово, 2006. - 23 с.

2. Rynza O. P., Gurjanova Overweight is the issue of day among people, living in the area of ecological trouble // European journal of natural history. - 2006, N 3, P. 120 - 121.

3. Михайлуц А. П., Зайцев В. И., Иванов С. В., Зубиц-кий Б.Д. Эколого-гигиенические проблемы городов с развитою химическою промышленностью. Новосибирск

- Кемерово, “ЦЭРИС”. 1997. - 191 с.

4. Зайцев В. И. Влияние планировки города с развитой химической промышленностью на загрязнение окружающей среды и состояние здоровья населения: Автореф. дисс. к. м. н. - Кемерово. - 1994. - 23 с.

5. Федеральный и региональные аспекты политики здорового питания/ В.М. Позняковский Нов-к: Сиб. унив. Изд-во 2002. -243 с.

6. Влияние режима питания на показатели напряженности умственного труда студентов/ Лившиц О.Д., Меньшикова Л.А. //Гигиена и санитария.- 1992. С. 1-31.

7. Потребности в энергии, пищевых веществах и фактическое питание студентов/ Гаппаров М.М. Бондарев Г.И., Горлова О.Е. //Вопросы питания -М.: 1987. - С. 6 - 36.

THE ASSESSMENT OF NUTRITION STEREOTYPES IN PUPILS AND STUDENTS OF KEMEROVO

V.A. Shchelkanovtsev, L.A. Mayurnikova, S.F. Zinchouk

SUMMARY

This paper gives the study results of pupils’ and students’ nutritional behavior in Kemerovo. The study purpose was definition of the most common stereotypes of pupils’ and students’ nutrition, satisfaction fullness in these population groups in nutrients, revealing main problems associated with rations composition and suggestion of measures aimed at optimizing nutrition rations.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.