Научная статья на тему 'Гигиеническая оценка питания современных школьников, проживающих в сельской местности'

Гигиеническая оценка питания современных школьников, проживающих в сельской местности Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
435
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЦИОНАЛЬНОЕ ПИТАНИЕ / ФАКТИЧЕСКОЕ ПИТАНИЕ / СЕЛЬСКИЕ ШКОЛЬНИКИ / WELL-BALANCED DIET / ACTUAL DIET / RURAL SCHOOL CHILDREN

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Козловский А.А.

Целью данной работы явилась оценка гигиенической характеристики питания школьников, проживающих в сельской местности. Методом анкетирования изучено пищевое поведение 100 учащихся УО «Урицкая средняя школа» Гомельского района (Беларусь). Установлено, что режим питания систематически соблюдают лишь 23% детей. В рационе школьников недостаточно рыбы и фруктов. Более 75% школьников предпочитают снековую группу продуктов (чипсы, сухарики и др.), 89,0% газированные напитки. Для профилактики алиментарно-зависимых заболеваний необходимо использование продуктов, обогащенных дефицитными нутриентами, и активизация гигиенического воспитания школьников и их родителей по вопросам здорового питания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HYGIENIC ASSESSMENT OF NUTRITION OF PRESENT-DAY SCHOOL CHILDREN RESIDING IN RURAL AREAS

The aim of the study was to describe the nutrition of school children living in rural areas. The nutritional habits of 100 school children studying at the educational institution “Uritsk secondary school” of Gomel district (Belarus) were studied using a questionnaire survey. It was found out that only 23% of the children had regular dietary patterns. The diet of the school children did not include enough fish and fruit. More than 75% of school students prefer snack group of products (chips, croutons, etc.), 89,0% carbonated drinks. In order to prevent nutrition-associated diseases, it is necessary to take food products rich in deficient nutrients and to start hygienic education at school for children and their parents.

Текст научной работы на тему «Гигиеническая оценка питания современных школьников, проживающих в сельской местности»

5. Morrow D.A., Rifai N., Antman E.M. et al.CRP is a potent predictor of mortality independently of and in combination with troponin T in acute coronary syndromes: a TIMI 11A substudy // J. Amer. Coll. Cardiology. - 1998. -N 31. - P. 1460-1465.

6. Pasceri V., Willerson J.T., Yeh E.T.H. Direct pro inflammatory effect of C-reactive protein on human endothelial cells // Circulation. - 2000. - N 102. - P. 2165-2168.

7. Spatz E.S., Canavan M.E., Desai M.M. From here to JUPITER: identifying new patients for statin therapy using data from the 1999-2004. National Health and Nutrition Examination Survey// Circ. Cardiovasc. Qual. Outcomes. - 2009. -N 2. - P. 41-48.

УДК 613.2 - 053.4:371.218.13

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ПИТАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ, ПРОЖИВАЮЩИХ В СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ

Козловский А.А.

Научный руководитель — к.м.н., доцент Бортновский В.Н.

УО «Гомельский государственный медицинский университет», Республика Беларусь, 246000, г. Гомель, ул. Ланге, 5

almark@tut.by - Козловский Александр Александрович

Резюме. Целью данной работы явилась оценка гигиенической характеристики питания школьников, проживающих в сельской местности. Методом анкетирования изучено пищевое поведение 100 учащихся УО «Урицкая средняя школа» Гомельского района (Беларусь). Установлено, что режим питания систематически соблюдают лишь 23% детей. В рационе школьников недостаточно рыбы и фруктов. Более 75% школьников предпочитают снековую группу продуктов (чипсы, сухарики и др.), 89,0% - газированные напитки. Для профилактики алиментарно-зависимых заболеваний необходимо использование продуктов, обогащенных дефицитными нутриентами, и активизация гигиенического воспитания школьников и их родителей по вопросам здорового питания. Ключевые слова: рациональное питание, фактическое питание, сельские школьники.

HYGIENIC ASSESSMENT OF NUTRITION OF PRESENT-DAY SCHOOL CHILDREN RESIDING IN RURAL AREAS Kozlousky A.A.

Scientific advisor —Assistant Professor Bortnovsky V.N., Candidate of Medicine

Gomel State Medical University, 5, Lange Street, Gomel 246000, Republic of Belarus Abstract. The aim of the study was to describe the nutrition of school children living in rural areas. The nutritional habits of 100 school children studying at the educational institution "Uritsk secondary school" of Gomel district (Belarus) were studied using a questionnaire survey. It was found out that only 23% of the children had regular dietary patterns. The diet of the school children did not include enough fish and fruit. More than 75% of school students prefer snack group of products (chips, croutons, etc.), 89,0% - carbonated drinks. In order to prevent nutrition-associated diseases, it is necessary to take food products rich in deficient nutrients and to start hygienic education at school for children and their parents. Key words: well-balanced diet, actual diet, rural school children.

Введение. Основу отношении. Питание обеспечивает

жизнедеятельности организма составляет нормальный рост и развитие детей,

питание, которое должно быть способствует профилактике заболеваний,

рациональным, сбалансированным и обеспечивая устойчивость к

соответствовать физиологическим патологическим процессам различного

потребностям организма как в происхождения. Особенно велика

количественном, так и в качественном потребность в полноценном питании в

131

период интенсивного роста и полового созревания [3]. В последнее время произошли существенные изменения в структуре и качестве питания населения: снизилось потребление продуктов животного происхождения (мясо, молоко, рыба), овощей и особенно фруктов при одновременном увеличении потребления хлеба, крупы и макаронных изделий [5]. Это не может не сказаться на качестве жизни и здоровье подростков, так как пищевой фактор в той или иной мере на 70% обусловливает развитие заболеваний, в том числе заболеваний желудочно-кишечного тракта [1, 4]. Рост алиментарно-зависимой патологии требует детального изучения организации детского питания. Однако, как в России, так и в Беларуси исследования в основном проводятся в крупных промышленных центрах [2, 5], что делает ещё более актуальной работу по оценке питания школьников, проживающих в сельской местности.

Целью данной работы явилась оценка гигиенической характеристики питания сельских школьников.

Методика. С помощью специально разработанной анкеты проведено интервьюирование школьников 12-16 лет - учащихся ГУО «Урицкая средняя школа» (Гомельский район). Оценка структуры питания проводилась по основным группам пищевых продуктов: мясо и мясопродукты, рыба и морепродукты, молоко и молочные продукты, фрукты и соки, снековая группа (чипсы, сухарики, семечки), газированные напитки («Фанта», «Кока-кола» и др.). Всего в анкетировании приняли участие 100 детей (50 мальчиков и 50 девочек). Статистическая обработка проводилась с использованием компьютерных программ «Microsoft Excel 2007» и «STATISTICA 7.0».

Результаты работы и их обсуждение. В Урицкой средней школе, расположенной на территории агрогородка Урицкое, Гомельского района, в соответствии с Государственной программой по преодолению последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС на

2011-2015 годы и на период до 2020 года, организовано питание 100% школьников среднего и старшего возраста. Но только половина из них, согласно анкетированию, систематически питается в школьной столовой, 50% делают это нерегулярно. Режим питания систематически соблюдают лишь 23% опрошенных, 67% -не всегда, 10% - не соблюдают вообще. Школьники 7-8 классов достоверно чаще соблюдали режим питания по сравнению со школьниками 10-11 классов (13,0 и 7,0% соответственно; р<0,005). У 86% детей кратность приема пищи составила 35 раз в день, 7% употребляли пищу два раза в день, 7% едят 6 раз и более. Большая часть детей (78%) регулярно завтракают дома перед уходом в школу, 15% -периодически и 7% школьников не завтракают. При этом чувство голода в школе постоянно испытывают 26% учеников, иногда - 44%. Самый обильный прием пищи у 69% учащихся приходится на обед, у 22% - на ужин, у 9% - на завтрак. Большинство детей (70%) считают свое питание хорошим (достаточным и вкусным).

Фрукты и ягоды содержат значительное количество полезных веществ (витамины, легкоусвояемые углеводы, органические кислоты) и имеют большую пищевую ценность, но, по нашим данным, недостаточно часто употребляются учащимися. В рационе 16% опрошенных они есть только 1 -2 раза в неделю. 83% детей съедают фрукты не менее 3-х раз в неделю. Достоверных различий по полу по ежедневному наличию в рационе фруктов и ягод не получено (р>0,05).

Мясо является источником животных белков, макро- и микроэлементов. 76% школьников употребляют его более трех раз в неделю. Более всего лимитированы в рационе сельских детей рыба и морепродукты, богатые полезными для здоровья омега-3 жирными кислотами, йодом и другими минералами: только 17% употребляют больше трех раз в неделю. Совсем не употребляют эти продукты в семьях 14 опрошенных.

Необходимый компонент рациона школьников - молоко и молочные продукты. Ежедневно их употребляют 35% детей, еще 49% - три и более раз в неделю. Связи между возрастом обучающихся и частотой употребления молочных продуктов не выявлено (р>0,05).

Одна из основных проблем, связанных с питанием детей, - частое употребление фаст-фуда, чипсов, сухариков, газированных напитков и т.д. [1]. Снековую группу продуктов, по нашим данным, 61% подростков употребляют 1 -2 раза в неделю, 10% -более 3 раз. Газированные напитки в рационе школьников встречаются еще чаще: 1-2 раза в неделю - у 76%, более 3 раз - у 13%. И то, и другое больше предпочитают мальчики, чем девочки ф<0,05). Возможно, это связано с тем, что девочки уделяют много внимания своему внешнему виду и знают, что избыток

углеводистой пищи приводит к увеличению веса.

Заключение. Питание белорусских школьников, проживающих в сельской местности, носит несбалансированный характер. У значительной части детей в домашнем рационе питания недостаточно биологически полноценных продуктов, богатых белками, витаминами,

минеральными солями и

микроэлементами, что создает

предпосылки для формирования отклонений в росте и развитии подростков, а также служит причиной возникновения различных заболеваний. В связи с этим

совершенствовать питания детей путем продуктов, обогащенных нутриентами, и

активизировать гигиеническое воспитание и обучение школьников и их родителей по вопросам здорового питания.

необходимо организацию использования дефицитными

Литература

1. Гридасова Л.Н., Десятерик О.Н. Актуальные проблемы питания школьников // Научно-медицинский вестник Центрального Черноземья. -2014. -Т. 58. - С. 188-191.

2. Гузик Е.О., Сидукова О.Л., Романюк А.Г.Гигиеническая оценка фактического питания современных школьников крупного промышленного центра. //Актуальные проблемы медицины: материалы республиканской научно-практической конференции с международным участием, посвященные 25-летию ГГМУ. Гомель, 2015. - Гомель, 2015. - С. 242-245.

3. Кадацкая О.В., Георгян А.Р. Рациональное питание младших школьников как фактор их полноценного развития // Вектор науки ТГУ. Серия педагогика, психология. - 2014. -№ 2. -С. 93-95.

4. Петрова Т.Н., Зуйкова А.А., Красноруцкая О.Н. Оценка фактического питания студентов медицинского вуза: проблемы и пути их решения // Вестник новых медицинских технологий. - 2013. -№ 2 (6). - С. 72-77.

5. Поляшова А.С., Кузмичев Ю.Г., Якубова И.Ш. Анализ фактического питания детей 6-9 лет, проживающих в условиях крупного промышленного города. Питание и здоровье: материалы XI Всероссийского конгресса диетологов и нутрициологов. М., 2009. -

М., 2009. - С. 128-129.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.