Научная статья на тему 'Комплексная оценка пищевых приоритетов учащихся младших классов средних общеобразовательных школ'

Комплексная оценка пищевых приоритетов учащихся младших классов средних общеобразовательных школ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
798
136
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПИЩЕВОЕ ПОВЕДЕНИЕ / FOOD BEHAVIOR / ПИЩЕВЫЕ ПРИОРИТЕТЫ / FOOD PRIORITIES / РАЦИОНАЛЬНОЕ ПИТАНИЕ / RATIONAL NUTRITION / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / YOUNGER SCHOOLCHILDREN

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Шакаримов А. К.

Изучены пищевые приоритеты городских школьников, обучающихся в начальных классах средних общеобразовательных школ. На формирование пищевого поведения детей большое влияние оказывают пищевые привычки родителей, первый этап формирования пищевых привычек закладывается в семье. Нарушение в питании детей во многих семьях усугубляется недостатками в организации питания в школах. Несбалансированное питание школьников является в настоящее время актуальной проблемой. Исследование проводилось анкетно-опросным методом, согласно специально разработанным анкетам, содержащих подробные вопросы по оценке пищевого поведения, привычек и характере питания. Установлено, что режим питания школьников г. Караганда во многом не соответствует функциональным особенностям растущего организма и имеет отклонения от рекомендуемых размеров потребления основных пищевых веществ. Полученные данные свидетельствуют, что энергетическая ценность рационов домашнего питания детей по сравнению с рекомендуемыми нормами характеризуется, как дефицитное. Выявлена недостаточная информированность родителей о принципах здорового питания детей, установлено, что саногенная грамотность школьников по проблеме здорового питания не соответствует их реальному пищевому поведению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Шакаримов А. К.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPREHENSIVE ASSESSMENT OF FOOD PRIORITIES OF PRIMARY SCHOOL STUDENTS IN SECONDARY SCHOOLS

The food priorities of urban schoolchildren studying in the primary classes of average public general-education schools were studied. The formation of eating behavior in children is greatly influenced by the eating habits of parents, and the first stage in the formation of food habits is laid in the family. Disturbances in the nutrition of children in many families are exacerbated by deficiencies in the organization of nutrition in schools. The unbalanced nutrition of schoolchildren is currently an urgent problem. The study was conducted using a questionnaire-survey method, according to specially developed questionnaires containing detailed questions on the evaluation of eating behavior, habits, and diet. It has been established that the diet of schoolchildren in Karaganda largely does not correspond to the functional characteristics of developing bodies and has deviations from the recommended intake of basic nutrients. The received data testify that the energy value of the diets of the children's home diet in comparison with the recommended norms is characterized as scarce. The lack of awareness of parents about the principles of healthy eating of children is revealed, and it is established that the sanogenous literacy of schoolchildren on the problem of healthy nutrition does not correspond to their actual eating behavior.

Текст научной работы на тему «Комплексная оценка пищевых приоритетов учащихся младших классов средних общеобразовательных школ»

Специальный выпуск: Материалы XIXмеждународного конгресса "Здоровье и образование в XXI веке"

18-20 декабря 2017, г. Москва —--—

УДК 612.394.2

КОМПЛЕКСНАЯ ОЦЕНКА ПИЩЕВЫХ ПРИОРИТЕТОВ УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ

СРЕДНИХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ

Шакаримов А.К.

Карагандинский государственный медицинский университет МЗ РК, г. Караганда, Казахстан

Аннотация. Изучены пищевые приоритеты городских школьников, обучающихся в начальных классах средних общеобразовательных школ. На формирование пищевого поведения детей большое влияние оказывают пищевые привычки родителей, первый этап формирования пищевых привычек закладывается в семье. Нарушение в питании детей во многих семьях усугубляется недостатками в организации питания в школах. Несбалансированное питание школьников является в настоящее время актуальной проблемой. Исследование проводилось анкетно-опросным методом, согласно специально разработанным анкетам, содержащих подробные вопросы по оценке пищевого поведения, привычек и характере питания. Установлено, что режим питания школьников г. Караганда во многом не соответствует функциональным особенностям растущего организма и имеет отклонения от рекомендуемых размеров потребления основных пищевых веществ. Полученные данные свидетельствуют, что энергетическая ценность рационов домашнего питания детей по сравнению с рекомендуемыми нормами характеризуется, как дефицитное. Выявлена недостаточная информированность родителей о принципах здорового питания детей, установлено, что саногенная грамотность школьников по проблеме здорового питания не соответствует их реальному пищевому поведению.

Ключевые слова: пищевое поведение, пищевые приоритеты, рациональное питание, младшие школьники.

Одна из главных задач Генеральной стратегии ВОЗ по сохранению здоровья населения - мониторинг состояния его питания. Особое внимание в изучении данного вопроса уделяется росту алиментарно-зависимых заболеваний у детей. В литературных данных наиболее остро поднимается проблема питания школьников, связанная с увеличением числа страдающих сахарным диабетом второго типа, избыточной массой тела, ожирением [1,2]. Происходит рост числа заболеваний пищеварительной системы (до 24,5%) в динамике обучения с 1-го по 4-й классы [3]. Имеет место распространённость алиментарных дефицитов [4]. Многочисленные данные показывают взаимосвязь характера и состава питания с распространённостью алиментарно-зависимых заболеваний [5]. Нарушения питания могут встречаться в любом периоде онтогенеза, но наибольшее значение приобретают в критические периоды развития ребенка. [6]. Школьный возраст является тем периодом, когда происходит основное развитие ребенка и формируется образ жизни, поэтому школьную среду можно использовать для формирования у детей правильных навыков и стереотипов питания [7]. Сравнительные исследования рациона питания школьников младшего и старшего возраста в режиме школьного дня, показывают, что учащиеся младших классов еще не осознают значение правильного питания и соблюдения режима питания, более подвержены воздействию рекламы и потреблению новомодных продуктов [8].

Один из путей снижения роста заболеваемости среди учащихся - это формирование основ рационального питания у детей, начиная с младшего школьного возраста, так как сбалансированное питание - одно из основных средств обеспечения нормального физического и умственного развития детей, повышения их устойчивости к заболеваниям [9]. Однако более фундаментальную основу формирования будущей модели пищевого поведения ребенка закладывают родители, ряд исследований по мониторингу саногенной культуры, показывает слабую информированности взрослого населения в отношении принципов здорового питания и необходимость проведения среди родителей просветительской работы, разработке региональных программ по пропаганде здорового образа жизни [10].

Нарушение в питании детей во многих семьях усугубляется недостатками в организации питания в школах. Проведенные исследования показывают, что в большинстве школ для приготовления пищи используется далеко не всегда качественное сырье, что приводит к нарушениям санитарных норм, школьные столовые оснащены устаревшим технологическим и холодильным оборудованием, имеется недостаточное количество квалифицированного персонала [11]. В детском возрасте правильное питание имеет большое значение, поскольку, кроме удовлетворения повседневной потребности в пищевых веществах, необходимо обеспечить процессы роста и развития организма [12]. Таким образом, обеспечение осознанного понимания школьниками и их родителями принципов рационального питания не вызывает сомнения.

Цель исследования. Провести комплексную гигиеническую оценку фактического питания и процесса формирования пищевого поведения среди учащихся младшего школьного возраста на примере г. Караганды.

Специальный выпуск: Материалы XIXмеждународного конгресса "Здоровье и образование в XXI веке"

18-20 декабря 2017, г. Москва —--—

Материалы и методы исследования. В данном исследовании представлены анкетные данные по изучению рационов питания и пищевых привычек детей в возрасте от 7 до 11 лет с опросом их родителей, проживающих в городе Караганде. Анкеты специально разработаны и утверждены на курсе гигиены питания Карагандинского государственного медицинского университета. В опроснике содержатся вопросы по детальной характеристике режима питания детей, в том числе наименование продукта или блюда, их масса, место и время приёма пищи, вопросы для определения информированности родителей о здоровом питании детей. Исследование выполнено по общепринятым методикам на основе анализа меню-раскладок, анкет для регистрации домашнего ужина, также использован метод 24-часового (суточного) воспроизведения питания, рекомендованный НИИ питания РАМН и частотный метод потребления пищи для оценки пищевых привычек и фактического питания в домашних условиях детей [13, 14]. Анализ пищевой ценности и калорийности среднесуточных рационов проводили расчётным методом на основании таблиц химического состава пищевых продуктов, с помощью компьютерной программы [15]. Полученные данные сравнивались с «Нормами физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для различных групп населения Республики Казахстан» (№ 127 от 22.05.2012г.) Статистическая обработка материалов проведена при помощи пакета статистического анализа Microsoft Excel, Statistica for Windows v.7.0. Достоверность различий, полученных данных оценивается методами параметрической и непараметрической статистики с использованием критериев Стьюдента, х2.

Результаты и обсуждение. При анализе данных опросников по изучению питания школьников установлено, что в начальных классах 2 раза в день питаются 7,4% школьников, 3-4 раза питаются 50,5% и 38,3% детей соответственно, и 3,7% принимают пищу 5 раз в день. Средняя кратность приемов пищи у детей составляет 2,8 раз в день. Дети начальных классов завтракают в 92,5% случаев, полдничают, ужинают и принимают пищу перед сном в 41,1%, 67,3% и 37,4% случаев соответственно. При сравнении режима питания школьников по половому признаку существенных различий не обнаружено.

При анализе среднесуточной частоты потребления отдельных продуктов было установлено, что наиболее часто в питании школьников, не зависимо от пола встречаются чай, хлеб, конфеты, шоколад, колбаса, макароны, соки овощные, сахар и фрукты. 1/3 школьников потребляют молоко, кефир, мясо, овощи, при этом, не забывая о чипсах и кириешках. Крайне редко дети потребляют рыбу и различные каши.

Согласно анкетным данным опроса самих школьников 92% учащихся считают, что питаются здоровой пищей и 87% положительно свидетельствуют, что правильное питание сохраняет им здоровье. По данным проведенного опроса было установлено, что режим питания школьников г. Караганды во многом не соответствует функциональным особенностям растущего организма и имеет отклонения по физиологически обоснованным регламентам, а информированность по проблеме здорового питания не соответствует реальному пищевому поведению.

Анализируя данные об информированности родителей о принципах здорового питания было установлено, что 57,3±1,6% имели высшее образование, 32,4±1,5% - среднее специальное, 9,9±1,0% - среднее и 0,2±0,1% - ниже среднего, во всех опрошенных семьях на питание детей от 7 до 11 лет отводится 27,7 % ±0,4% от дохода семьи.

При ответе на следующий вопрос респонденты должны были оценить предложенные продукты по 5-балльной шкале, где 1 - это продукт, который должен быть в рационе ребенка в наибольшем количестве, а 5 - в наименьшем. При анализе ответов было установлено, что немногие родители знакомы с пирамидой здорового питания. Продукты по их значимости согласно ответам родителей распределилясь, таким образом, на первое место основная часть опрошенных определили молоко и молочные продукты, на второе место - мясные и рыбные продукты, овощи и фрукты большая часть родителей поставили на третье место, жиры и сладости на пятое место.

Результаты анализа взрослых респондентов 56,2% показывают, что более половины опрошенных родителей считают наиболее полезным молоко с высокой степенью жирности, 46% - отдают предпочтение отрубного и ржаному хлебу, 43,1% взрослых наиболее полезным считают мясо говядины по сравнению с мясом птицы и рыбы, 48,5% и 46,3% респондентов указывают о необходимости ограниченного потребления макарон и картофеля соответственно, 90% опрошенных употребляют в пищу йодированную соль, только 24,9 % детей постоянно потребляют витаминно-минеральные комплексы.

Данные об источниках, из которых родители получают информацию о правильном питании детей показывают, что 49,8% родителей основную информацию о правильном питании детей черпают из телевизионных программ. 20% родителей обращаются к медицинским работникам, 16,7% используют в качестве источника информации книги и брошюры. Значительно реже доверяют родственникам, знакомым и рекламе 11,2% опрошенных. Необходимо отметить, что 2,1% всех респондентов не получают, либо не желают получать, информацию о правильном питании детей. Анализируя, данные о частоте потребления отдельных продуктов питания детьми в исследуемой возрастной группе в зависимости от пищевых приоритетов родителей установлено, что питание детей младшего школьного возраста мало зависит от предпочтения родителей.

Специальный выпуск: Материалы XIXмеждународного конгресса "Здоровье и образование в XXI веке"

18-20 декабря 2017, г. Москва —--—

Анализ среднесуточных рационов детей г. Караганды показывает, что к наиболее часто употребляемым продуктам питания детьми относятся: 60,9% употребляют цельное молоко, 79,1% детей имеют в рационе кисломолочные продукты (кефир, айран, йогурт), 41,6% ежедневно употребляют сливочное масло, 54,3% потребляют мясо, 90% - хлебобулочные изделия, 89% - чайные напитки, 80,4% - сахара и у 60% детей присутствуют в рационе кондитерские изделия. К продуктам средней частоты потребления относятся: сыр и творог, рыба и морепродукты, крупы, картофель, капуста, свежие фрукты и ягоды, цитрусовые, овощные и фруктовые соки. Намного реже встречаются в рационах питания детей высокоценные в биологическом плане продукты, такие как национальные кисломолочные напитки (кумыс и шубат) и бахчевые и бобовые.

При анализе режима домашнего питания по данным опроса родителей установлено, что больше половины детей принимают пищу более трёх раз в день и завтракают в период с 7 до 9 часов. Второй завтрак дети получают с 10 до 12 часов, из них 23% не получают второго завтрака. Обедают школьники в интервале с 12 до 14 часов и 1/4 школьников не получают полдник, 100% детей ужинают. При анализе питания школьников в учебное время было установлено, что 100% школьников 1-4-х классов организованно получают бесплатные горячие школьные завтраки, 76% детей имеют в рационе первое блюдо.

Выводы. Таким образом, обращает на себя внимание, что не соблюдается режим питания по кратности приема пищи и временному интервалу. При анализе химического состава среднесуточных рационов домашнего питания детей было выявлено, что пищевой рацион большинства обследованных не является оптимальным и сбалансированным. Содержание пищевых волокон в среднесуточных рационах питания детей в возрасте от 3 до 7 лет незначительно превышало рекомендуемые нормы. Выявлен значительный дефицит потребления детьми водорастворимых витаминов С, В1 и В2. Обращает на себя внимание низкий уровень информированности родителей о принципах рационального питания детей, о рациональном применении детьми витаминно-минеральных комплексов.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

[1] Баттакова Ж.Е., Токмурзиева Г.Ж., Слажнева Т.И., Абдрахманова Ш.З., Акимбаева А.А. Изучение низкой физической активности детей младшего школьного возраста, как фактора формирования повышенной массы тела (результаты пилотного исследования) // Электронный журнал «Международный научно-исследовательский журнал» / http://research-joumal.org/ (дата обращения: 20.04.2017)

[2] Распространенность избыточной массы тела и ожирения среди детей в Казахстане выпуск № 2-3 (3), октябрь 2014 г. / Электронный журнал// Бюллетень. Человеческий капитал. Выпуск №2-3 (3), 2014 http://www.nac.gov.kz (дата обращения: 19.09.2017)

[3] Порецкова Г.Ю. Результаты диспансеризации школьников как основа для разработки индивидуальных профилактических программ в рамках медицинского обеспечения образовательного процесса // Электронный журнал «Социальные аспекты здоровья населения» / http://vestnik.mednet.ru/content/view/635/30/lang,ru/ (дата обращения: 19.09.2017)

[4] Басманова Е. Д. Перевощикова Н. К. Распространенность алиментарных дефицитов у детей школьного возраста // Медицина в Кузбассе. 2006.- № 3.- С. 26-28.

[5] Дроздова Т.М. Физиология питания. Учебник / Т.М. Дроздова П.Е. Влощинский, В.М. Позняковский.- Новосибирск.-Сибирское университетское из-во.- 2007. -352 с.

[6] Щеплягина Л.А. Закономерности формирования роста и развития здорового ребенка // Российский педиатрический журнал.- 2003.-№ 6.-С.4-9

[7] Бондаренко Е. А., Белик С. Н., Жукова Т. В., Харагургиева И. М. Правильная организация питания в школе как основа сохранения здоровья молодёжи // Молодой ученый. - 2016. - №18.1. - С. 43-46.

[8] Naderer B. Shaping Children's healthy eating habits with food placements? Healthy and unhealthy food placements in movies, Children's BMI, food-related parental mediation strategies, and food choice./ Naderer B., Matthes J, Binder A, Marquart F, Mayrhofer M, Obereder A, Spielvogel I.// Appetite. 2017 Oct 19. pii: S0195-6663(17)30470-1. doi: 10.1016/j.appet.2017.10.023. [Epub ahead of print] PMID: 29056518

[9] Холина Ю.В. Роль школьного сбалансированного горячего питания в сохранении здоровья подрастающего поколения [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2012/11/17/rol-shkolnogo-sbalansirovannogo-goryachego(дата обращения: 24.10.2017)

[10] Ахметова С.В. Информированность городского населения центрального казахстана о принципах здорового питания // Медицина и Экология.- 2008.- №4 (49).-С. 45-49.

[11] Кучма В.Р., Горелова Ж.Ю., Мосов А.В. Питание и учеба // Отраслевое питание. - 2006.-№ 3. - С. 68-71.

[12] Конь И.Я., Тутельян В.А. Руководство по детскому питанию. // М.: Медицинское информативное агентство, 2004. - 662 с.

[13] Мартинчик A.M., Батурин А.К., Феоктистова А.И. и др. Методические рекомендации по оценке количества потребляемой пищи методом 24-часового (суточного) воспроизведения питания.// М.-1996. - 35 с.

Специальный выпуск: Материалы XIXмеждународного конгресса "Здоровье и образование в XXI веке"

18-20 декабря 2017, г. Москва —--—

[14] Мартинчик А.Н., Батурин А.К., Баева B.C. и др. Разработка метода исследования фактического питания по анализу частоты потребления пищевых продуктов: создание вопросника и общая оценка достоверности метода // Вопросы питания. -1998.- № 3.- С. 8-13.

[15] Химический состав российских пищевых продуктов: Справочник /под ред. И.М. Скурихина, В.А. Тутельяна. - М.- 2002. - 236 с.

COMPREHENSIVE ASSESSMENT OF FOOD PRIORITIES OF PRIMARY SCHOOL STUDENTS IN

SECONDARY SCHOOLS.

Shakarimov A.K.

Karaganda State Medical University, Karaganda, Kazakhstan

Annotation. The food priorities of urban schoolchildren studying in the primary classes of average public general-education schools were studied. The formation of eating behavior in children is greatly influenced by the eating habits of parents, and the first stage in the formation of food habits is laid in the family. Disturbances in the nutrition of children in many families are exacerbated by deficiencies in the organization of nutrition in schools. The unbalanced nutrition of schoolchildren is currently an urgent problem. The study was conducted using a questionnaire-survey method, according to specially developed questionnaires containing detailed questions on the evaluation of eating behavior, habits, and diet. It has been established that the diet of schoolchildren in Karaganda largely does not correspond to the functional characteristics of developing bodies and has deviations from the recommended intake of basic nutrients. The received data testify that the energy value of the diets of the children's home diet in comparison with the recommended norms is characterized as scarce. The lack of awareness of parents about the principles of healthy eating of children is revealed, and it is established that the sanogenous literacy of schoolchildren on the problem of healthy nutrition does not correspond to their actual eating behavior.

Key words: food behavior, food priorities, rational nutrition, younger schoolchildren.

REFERENCES

[1] Battakova Zh.E., Tokmurzieva G.Zh., Slazhneva T.I, Abdrakhmanova Sh.Z., Akimbaeva A.A. A study of the low physical activity of children of primary school age as a factor in the formation of increased body weight (the results of a pilot study) // The Electronic Journal of the International Scientific and Research Journal / http://research-journal.org / (reference date: April 20, 2017)

[2] Prevalence of overweight and obesity among children in Kazakhstan Issue No. 2-3 (3), October 2014 / Electronic Journal // Bulletin. Human capital. Issue No.2-3 (3), 2014 http://www.nac.gov.kz (reference date: September 19, 2017)

[3] Poreckova G. Yu. The results of clinical examination of schoolchildren as the basis for the development of individual prophylactic programs within the framework of medical support of the educational process. // Electronic Journal "Social Aspects of Population Health" / http://vestnik.mednet.ru/content/view/635/30/lang,ru/ (reference date: September 19, 2017)

[4] Basmanova E.D Perevoshchikova N.K Prevalence of alimentary deficiencies in school-age children // Medicine in the Kuzbass. 2006.- No. 3.- P. 26-28.

[5] Drozdova T.M The physiology of nutrition. Textbook / Т.М. Drozdova P.E. Vloshchinsky, V.M. Poznyakovskii .- Novosibirsk .- Siberian University University.-2007. -352 p.

[6] Shcheplyagina L.A. Regularities in the formation of growth and development of a healthy child // Russian Pediatric Journal, 2003.-No. 6.-P.4-9

[7] Bondarenko E...A, Belik SN, Zhukova TV, Kharagurgieva I.M Proper nutrition organization in school as a basis for preserving the health of youth // Young Scientist. - 2016. - No. 18.1. - P. 43-46.

[8] Naderer B. Shaping Children's healthy eating habits with food placements? Healthy and unhealthy food placements in movies, Children's BMI, food-related parental mediation strategies, and food choice./ Naderer B., Matthes J, Binder A, Marquart F, Mayrhofer M, Obereder A, Spielvogel I.// Appetite. 2017 Oct. 19. pii: S0195-6663 (17) 30470-1. doi: 10.1016 / j.appet.2017.10.023. [Epub ahead of print] PMID: 29056518

[9] Kholina Yu.V. The role of school balanced hot meals in preserving the health of the younger generation [Electronic resource] / Access mode: http ://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2012/11/17/rol-shkolnogo-sbalansirovannogo-goryachego ((reference date: October 24, 2017)

[10] Akhmetova S. V. Awareness of the urban population of central Kazakhstan on the principles of healthy nutrition // Medicine and Ecology .- 2008.- No. 4 (49).- P. 45-49.

[11] Kuchma VR, Gorelova Zh.Yu., Mosov A.V. Nutrition and study // Branch food. - 2006. - No.3. - P. 68-71.

[12] Horse I.Ya., Tutelyan V.A. Guidelines for baby food. // М.: Medical informative agency, 2004. - 662 p.

[13] Martinchik A.M., Baturin A.K., Feoktistova A.I. and others. Methodical recommendations for estimating the amount of food consumed by the method of 24-hour (diurnal) reproduction of nutrition. // M.-1996. - 35 p.

[14] Martinchik AN, Baturin AK, Baeva B.C. and others. Development of a method for investigating actual nutrition from the analysis of the frequency of food consumption: the creation of a questionnaire and an overall assessment of the reliability of the method // Nutrition. -1998.- No.3.- P. 8-13.

[15] Chemical composition of Russian food products: Handbook / Ed. I.M. Skurikhina, V.A. Tutelyan. - M.-2002. - 236 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.