ЗДОРОВЬЕ, ОБРАЗ ЖИЗНИ, ЭКОЛОГИЯ
© КЛИМАЦКАЯ Л.Г. , ШПАКОВ А.И., ЛАСКЕНЕ С., ВАСИЛОВСКИЙ А.М., ШИБАНОВА Н.С., АВЕРИНА С.В., ИВЧЕНКО А.В.
ОСОБЕННОСТИ РЕЖИМА ПИТАНИЯ И ПИЩЕВЫХ ПРИВЫЧЕК
10-ЛЕТНИХ ШКОЛЬНИКОВ (НА ПРИМЕРЕ УЧАЩИХСЯ ШКОЛ КРАСНОЯРСКА, ГРОДНО И КАУНАСА)
Л.Г. Климацкая, А.И. Шпаков, С. Ласкене,
А.М. Василовский, Н.С. Шибанова, С.В. Аверина, А.В. Ивченко
Красноярский государственный медицинский университет им. проф. В.Ф.
Войно-Ясенецкого, ректор - д.м.н., проф. И.П. Артюхов, Россия;
Гродненский государственный университет им. Янки Купалы, ректор -д.м.н., проф. Е.А. Ровба, Беларусь; Литовская академия физической культуры, Каунас, ректор - проф. А. Скурвидас.
Резюме. Проведено сравнительное изучение избранных аспектов фактического питания 10-летних школьников в городах трех стран Красноярск (Россия), Гродно (Беларусь) и Каунас (Литва). Оценены привычки питания и основные режимные моменты. Существенных отличий в режиме питания не установлено. Кратность питания более трех выявлена у 91,8% детей. Прием наиболее калорийной пищи приходится на вторую половину дня и вечера. Выявлено недостаточное разнообразие потребления продуктов питания. Показано, что выявление нарушения питания детей, по большинству изученных показателей, характеризуются общими отклонениями, которые основывают необходимость разработки для школьников специальных общеобразовательных учебнопросветительских программ по формированию у них навыков здорового образа жизни и питания.
Ключевые слова: младшие школьники, фактическое питание, привычки питания, режим питания.
Климацкая Людмила Георгиевна - д.м.н., проф. зав. каф. гигиены КрасГМУ; e-mail: [email protected], тел. 8(391)2280910.
Шпаков Андрей Иванович - к.м.н., доц., зав. каф., ЛФК, Гродненский государственный медицинский университет им. Янки Купалы; тел.8375297831834.
Ласкене Скайсте - доц., зав. каф., ЛФК Литовской академии физической культуры; тел. 8 10 37037302652
Образ жизни детей и подростков формируется под воздействием сочетания благоприятных и неблагоприятных факторов окружающей среды. При этом необходимо учитывать, что организм ребенка находится в стадии продолжающего роста, развития и формирования [4, 10]. В процессе воспитания детей должна быть решена не только задача по тому, чтобы дать учащемуся максимальное количество информации и знаний, но и более важная - сформировать и сохранить здоровье[12, 13].
Проводимые ранее исследования представленных проблем формирования здоровья не учитывали быстро изменяющуюся ситуацию, специфические социально-экономические, климато-географические и другие условия [2, 3, 14]. Имеются отдельные исследования по данной тематике, результаты которых из-за отсутствия унификации, не всегда можно оценить в сравнительном аспекте [5, 7, 8].
Материалы и методы
В рамках проводимого нами комплексного изучения детских коллективов (Беларусь, Россия, Литва) произведено обследование 500 мальчиков и 500
девочек четвертых классов школ г. Гродно (Беларусь) и столько же детей в школах г. Красноярска (Россия) и г.Каунас (Литва).
В качестве основного инструмента применена специально разработанная анкета по здоровому образу жизни детей [16], в которой каждый учащийся отвечал на 109 вопросов, касающихся различных аспектов его образа жизни. Наряду с социологическим исследованием использовались общепринятые методы оценки физического развития детей. Статистическая обработка результатов включала сравнение генеральных дисперсий выборочных данных и проверку их соответствия закону нормального распределения для применения параметрических (1 - критерий Стьюдента). В работе
использовали пакеты программ {^аЙБЙса 6,0».
Результаты и обсуждение
Результаты исследования свидетельствуют, что большинство детей соблюдают режим питания и питаются 4-5 раз в течение дня (91,8%). Завтракают дома большинство учащихся - 82% (обычно в кругу семьи). Школьники принимают второй завтрак в школе или дома в 64% случаев (рис. 1). Неблагоприятным с гигиенических позиций является то, что 18% учащихся не завтракают вообще, максимальный процент - 32 в каунасской группе (р<0,05 относительно гродненской и красноярской групп детей* ). Такой режим питания с детского возраста может стать привычным и во взрослой жизни, что может привести к развитию заболеваний пищеварительной системы.
Рис. 1. Частота приемов пищи в первой половине дня в детских коллективах младших школьников в сравниваемых городах.
Примечание:* р<0,05 в Каунасе относительно Гродно и Красноярска.
Горячую пищу в обед обычно принимают 92% респондентов. В промежутке между обедом и ужином потребляют пирожки, печенье и сладости 44,0% школьников, фрукты - 65,7% (рис.2). Более рациональным и
адекватным является питание детей Каунаса, во время полдника чаще потребляющих фрукты - 97,2%, и реже - кондитерские изделия (36,9%).
Рис. 2. Особенности приемов пищи детьми в середине дня.
Примечание :*р<0,05 в Каунасе относительно Гродно и Красноярска.
Большинство обследованных детей (более 90%) ужинают преимущественно в кругу семьи. В то же время традиция дополнительного приема пищи школьникам поздно вечером наблюдаются среди детей Гродно (42,4%) и Красноярска (48,1%) учащихся. В основном последний прием пищи производится в одиночку и в четверти случаев - вместе с родителями. Среди обследованных детей Каунаса данный показатель значительно меньше (р<0,05) относительно гродненских и красноярских детей (рис.3).
Рис. 3. Особенности приемов пищи вечером.
Примечание:* р<0,05 в Каунасе относительно Гродно и Красноярска.
Организм школьника находится в стадии интенсивного роста и развития, поэтому для формирования органов и тканей необходимы все нутриенты [1,
9, 13]. Несмотря на многообразие пищевых рационов учащихся школ в трех городах и некоторые особенности в питании мальчиков и девочек, выявлены и общие закономерности, частота потребления отдельных продуктов в течение недели. Так, мясо, ветчину и копченую колбасу около 40% детей трех обследованных групп потребляют ежедневно.
Однако существуют особенности потребления отдельных продуктов в трех обследованных популяциях. Указывают на потребление вареной колбасы в ежедневных рационах или несколько раз в день 22-24% детей в Гродно и Красноярске; 16,3% - в Каунасе. Сказывается любовь родителей к этому продукту еще с советских времен и этот пищевой навык формируется и у детей (рис. 4).
Сыр, творог и йогурт едят ежедневно 33,3% гродненцев, 40,4% красноярцев и 28,8% детей Каунаса. Намного реже встречаются в рационе рыба и морепродукты. Несмотря на то, что Литва является морской страной, ежедневное потребление рыбы каунасскими детьми встречается почти в 2 раза реже, чем среди двух оставшихся групп (р<0,05). Так, этот дорогостоящий продукт входит в рацион гродненцев ежедневно или несколько раз в неделю соответственно в 17,8% и 20,1% случаев. Сравнительно новые продукты (пицца, гамбургеры, биг-маки) не нашли широкого распространения среди школьников и потребляются немногими и нечасто. Ежедневное потребление «фаст-фудов» не превышает 10% наблюдений.
Рис. 4. Содержание основных продуктов животного происхождения в ежедневном рационе (%).
Примечание:* р<0,05 в Каунасе относительно Гродно и Красноярска.
Из продуктов растительного происхождения обязательным компонентом меню большинства учащихся является хлеб. Максимальный показатель его ежедневного потребления в гродненской группе детей составляет для ржаного хлеба - 74,2% (р<0,05**), пшеничного - 57,0% (рис. 5). В
ежедневных рационах красноярских и каунаских детей потребление пшеничного хлеба преобладает над потреблением ржаного, что согласуется с рекомендациями российских нутрициологов для детей данного возраста. В целом, каждый шестой школьник потребляет ржаной хлеб только раз в неделю, а каждый девятый - реже или вообще не потребляет. Менее популярны в питании четвероклассников макаронные изделия. Причем в каунасской группе их ежедневное потребление встречается только в 13,2% случаев (р<0,05*). В то время как в Гродно и Красноярске эти продукты включаются в ежедневные рационы около 20% детей.
Рис. 5. Содержание продуктов растительного происхождения в
ежедневном рационе (%).
Примечание:*р<0,05 в Каунасе относительно Гродно и Красноярска;**-р<0,05 в Гродно относительно Каунаса и Красноярска.
Данные показывают, что красноярцы имеют самый высокий процент в отношении потребления фруктов 56,1 % (р<0,05) и много пьют соков. Процент детей потребляющих овощи составил соответственно 37,4, 39,9, 33,3 в Гродно, Красноярске и Каунасе, различия не достоверны (р<0,13).
Основываясь на частоте потребления продуктов питания, был рассчитан индекс разнообразия пищевых продуктов (ИРП), выбранный как средство, чтобы оценить в терминах оптимизированность потребляемой пищи, пищевые привычки. Это - накапливаемый индекс, который позволяет выделить 4 группы: оптимальную, достаточную, промежуточную,
недостаточную и сравнивать индивидуальные привычки потребления пищи с рекомендациями, в данном случае, Немецкого Общества Диетологов и нутрициологов (БОБ) в связи с тем, что исследования включены в международный европейский проект.
Ни одна из участвующих групп не достигла очень высокого индекса. Так, процент красноярских младших школьников по ИРП составил 20,4±4,88, что позволило отнести детей в промежуточную группу, при этом процент девочек 21,05±4,75, питающихся более разнообразно был достоверно выше, чем мальчиков 19,05±4,92 (р<0,001). Это подтверждено эмпирическими
результатами, накопленными ИББС: здоровое питание с большим
потреблением фруктов и овощей более часто используют девочки, фаст-фуд
- мальчики. Разница между мальчиками и девочками относительно ИРП чрезвычайно очевидна в Каунасе.
По индексу разнообразия пищевых продуктов (ИРП) оптимальный уровень характерен для 19,4% и 15,4% школьников из Гродно и Каунаса и 7,7% детей Красноярска
Недостаточное разнообразие потребления продуктов питания встречается у детей в Гродно, Красноярске и Каунасе в 15,7%, 27,6% и 13,3% случаев (рис.6). Рис. 6. Частота проявлений индекса разнообразия потребляемых продуктов.
В сравнении со стандартными величинами для 10-летних детей Германии, оптимальный индекс разнообразия питания выявлен только у 14,2% детей. Это указывает на необходимость разработки критериев разнообразия питания с учетом социально-экономического развития страны, в которой проводятся исследования.
По данному социологическому исследованию в Индекс материальной обеспеченности семьи включены вопросы о наличии у ребенка собственной комнаты, возможности загородного отдыха, наличие в семье машины и компьютера. С учетом этих параметров Индекс материальной обеспеченности семьи подразделен по статусу на высокий средний и низкий. Во всех группах с низким социальным статусом связан недостаточный уровень ИРП. Это видно на примере красноярской группы детей, табл. 1, 2. Но корреляция между Индексом материальной обеспеченности семьи и ИРП не существенна в исследуемых группах.
Таблица 1
Индекс материальной обеспеченности красноярской семьи ( %) с учетом Индекса разнообразия пищевых продуктов
Таблица 2
Индекс разнообразия пищевых продуктов рациона мальчиков и девочек 9-10 лет города Красноярска с учетом Индекса материальной
обеспеченности семьи
Таким образом, существенных отличий в режимных моментах питания трех обследованных групп не установлено. Фактическое потребление продуктов характеризовалось одинаковыми ошибками у детей всех групп.
Положительным моментом является то, что большинство детей питаются чаще 3 раз в день и принимают горячую пищу.
Отрицательное явление: практически каждый пятый четверокласник нередко пропускает завтрак, 7% детей не ужинают, у большинства потребление пищи приходится на вторую половину дня и особенно на вечер, дополнительный прием пищи после ужина поздно вечером осуществляют почти половина учащихся Гродно и Красноярска. Среди обследованных детей Каунаса данное явление встречается в 2 раза реже.
По индексу разнообразия пищевых продуктов оптимальный уровень характерен для 19,4% и 15,4% школьников в Гродно и Каунаса и 7,7% детей Красноярска. Соответственно недостаточное разнообразие потребления продуктов питания встречается в 15,7%, 27,6% и 13,3% обследованных детей в Гродно, Красноярске и Каунасе. В сравнении со стандартными величинами для 10-летних детей Германии, оптимальный индекс разнообразия питания выявлен только в 14,2% случаев, что указывает на необходимость разработки критериев разнообразия питания с учетом социально-экономического развития страны, в которой проводятся исследования.
Работа поддержана международным грантом РГНФ - БРФФИ 08-06-090602а/Б и Г08Р-024.
PECULIARITIES OF FOOD REGIME AND FOOD HABITS IN 10-YEARS OLD SCHOOLCHILDREN (ON EXAMPLE OF
SCHOOLCHILDREN IN KRASNOYARSK, GRODNO AND KAUNAS)
L.G. Klimatskaya, A.I. Shpakov, C. Lacne, A.M. Vasilovsky, N.S. Shibanova,
S.V. Averina, A.V. Ivchenko
Krasnoyarsk State Medical University named after prof. V.F. Voyno-Yasenetsky
Abstract. We studied selected aspects of actual nutrition in 10 years old schoolchildren in three countries Krasnoyarsk (Russia), Grodno (Belarus), and Kaunas (Lithuania). We assessed food habits and main regime moments. We did not revealed significant differences. Among the examined children 91,8% had meals more than three times a day. The biggest meal as for energy content happens in the second part of the day and at night. We revealed lack of diversity in consumed food product. We showed that nutrition deviations are very similar among the children that provokes the necessity to develop a special general education programs for schoolchildren to form the healthy life style and nutrition rationality in them.
Key words: junior schoolchildren, actual nutrition, food habits, food regime
Литература
1. Бузник И.М. Методологические подходы и методические приемы изучения и оценки пищевого статуса и питания здорового и больного человека - Л.: ВМА, 1983. - 109 с.
2. Гигиеническая оценка статуса питания детей школьного возраста / И.И. Кедрова, Х.Х. Лавинский, А.М. Лихошва и др. // Здоровье и окружающая среда: сб. науч. тр./ Под ред. С.М. Соколова, В.Г. Цыганкова. - Минск: VП «Технопринт». СНИИС и Г., 2001. - С. 98-103.
3. Комяк Я.Ф., Малюгин В.Ю., Бовбель И.Э. Питание и здоровье детей // Национальная политика здорового питания в Республики Беларусь: мат. Межд. конф.- Минск, 2001. - С. 39-42.
4. Кучма В.Р. Дети в мегаполисе: некоторые гигиенические проблемы -М., 2002. - 280с.
5. Особенности фактического питания учащихся отдельных регионов России, Беларуси и Польши / А.В. Истомин, Е.Н. Крючкова, А.И. Шпаков и др. // Новосибирск: Наука, 2007. - 164 с.
6. Скугаревский О.А. Нарушения пищевого поведения: клиникобиологический подход // Белорус. мед. журнал. - 2002. - №1. - C. 82-87.
7. Структура фактического питания городских младших школьников / А.И. Шпаков, М.С. Омельянчик, С.Е. Полубинская и др. // Вест. Санкт-Петербургской госуд. мед. академии им. И.И. Мечникова. - 2007. - №2 (2). -С.123-124.
8. Centers for Disease Control Prevention: Guidelines for school health programs to promote healthy eating // J. Sch. Health. - 1997. - Уо1 67. - P. 9-29.
9. Cole, Tim J. et al.: Establishing a standard definition for child overweight and obesity worldwide: international survey // British Medical Journal. - 2000. - Vol №6. - P. 320.
10. Hawley J.A., L.M. Burke Effect of meal frequency and timing on physical performance // British J. Nutr. - 1997. - Vol.77. - P.91-103.
11. Health Behavior in School-Aged Children. A WHO Cross-National Study. Research protocol for 1997-1998 survey. WHO Europe 1998. -56p.
12. Komosinska K., Woynarowska, B., Mazur, J. Zachowania zdrowotne zwi^zane z zywieniem u mlodziezy szkolnej w Polsce w latach 1990-1998 // Zyw. Czl. i Metab. - 2001. - Vol 1. - S. 17-30.
13. Kromeyer-Hauschild Katrin et al.: Perzentile für den Body-mass-Index für das Kindes- und Jugendalter unter Heranziehung verschiedener deutscher Stichproben // Monatsschrift Kinderheilkunde. - 2001. - Vol 149. - Vol 8. - P. 807-818.
14. Szpakow A., Omeljanczyk M., Szpakow N., Adaptacja do nowych warunkow nauczania i zywienia w szkolach jako problem ergonomiczny // Zastosowania Ergonomii - 2006. - Vol 1-3, (61-63). - Poznan - Wroclaw -Zielona Gora. - S. 133-138.
15. Szpakow. A., Lawinski, Ch. Organizacja i doskonalenie metodologii badania zdrowia, choroby i stanow donozologicznych (przedchorobowych) wsrod studentow w chwili rozpocz^cia studiow na uniwersytecie // Biokulturowe uwarunkowania rozwoju, sprawnosci i zdrowia. - red. J. Rodziewicz-Gruhn. -Czestochowa, 2003. - S. 573-579.
16. Todd J., Currie D. et al. Young People's Health in Context. Health Behaviour in School-aged Children (HBSC) study: international report from the 2001/2002 survey // Health Policyfor Children and Adolescents. - 2004. - Vol 4.
- P. 98-109.
Гродно Красноярск Каунас
□ завтрак В второй заквтрак И обычно не завтракают
Рис. 1. Частота приемов пищи в первой половине дня в детских коллективах младших школьников в сравниваемых городах.
*
Гродно Красноярск Каунас
И обед б полдник преимущественно со сладостями И полдник преимущественно с фруктами
Рис. 2. Особенности приемов пищи детьми в середине дня. Примечание :*р<0,05 в Каунасе относительно Гродно и Красноярска.
Рис. 3. Особенности приемов пищи вечером.
Примечание:* р<0,05 в Каунасе относительно Гродно и Красноярска.
Гродно Красноярск Каунас
□ мясо 0 ветчина и копченая колбаса Ш вареная колбаса
И сыр, творог, йогурт □ рыба и морепродукты щ пицща, гамбургер
Рис. 4. Содержание основных продуктов животного происхождения в ежедневном рационе (%).
Примечание:* р<0,05 в Каунасе относительно Гродно и Красноярска.
И черный хлеб Н белый хлеб н картофель ш макаронные изделия
Рис. 5. Содержание продуктов растительного происхождения в
ежедневном рационе (%).
Примечание:*р<0,05 в Каунасе относительно Гродно и Красноярска;**-р<0,05 в Гродно относительно Каунаса и Красноярска.
Рис. 6. Частота проявлений индекса разнообразия потребляемых
продуктов.
Таблица 1
Индекс материальной обеспеченности красноярской семьи ( %) с учетом Индекса разнообразия пищевых продуктов
Индексу разнообразия пищевых продуктов Индекс материальной обеспеченности красноярской семьи, %
Высоки й статус Средний статус Низкий статус
оптимальный 7,1 8,4 6,3
достаточный 26,7 28,1 17,5
промежуточный 39,3 34,6 52,5
недостаточный 26,9 28,9 23,8
Таблица 2
Индекс разнообразия пищевых продуктов рациона мальчиков и девочек 9-10 лет города Красноярска с учетом Индекса материальной
обеспеченности семьи
Индекс материальной обеспеченности красноярской семьи, % Индексу разнообразия пищевых продуктов
Мальчик и Девочк и рпо ИРП Все вместе
Высокий статус 19,9±4,7 7 20,9±4, 68 <0,0 5 20,4±4,75
Средний статус 19,8±5,0 8 21,3±5, 04 <0,0 5 20,5±5,11
Низкий статус 20,0±4,7 8 20,6±2, 92 = 2 20,2±4,09