Научная статья на тему 'Анализ фактического питания детей младшего школьного возраста города Междуреченска Кемеровской области'

Анализ фактического питания детей младшего школьного возраста города Междуреченска Кемеровской области Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY-ND
180
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ / ПИЩЕВОЙ СТАТУС / ШКОЛА / CHILDREN / THE FOOD STATUS / SCHOOL

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Тапешкина Н. В., Лобыкина Елена Николаевна

Изучено фактическое питание школьников младших классов г. Междуреченска Кемеровской области. Установлен дефицит основных нутрииентов: белков животного происхождения, кальция, фосфора, магния, витаминов. Гигиенический анализ химического состава рационов выявил «углеводно-жировую» модель питания младших школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDYING FACTUAL NUTRITION OF YOUNG SCHOOLCHILDREN IN MEZHDURECHENSK (KEMEROVO REGION, RUSSIA)

An actual food of schoolboys of elementary grades of Mezhdurechensk the Kemerovo region is studied. Deficiency of the cores nutrients is established: fibers of an animal origin, calcium, phosphorus, magnesium, vitamins. The hygienic analysis of a chemical compound of diets has revealed «uglevodno-fatty» model of a food of younger schoolboys.

Текст научной работы на тему «Анализ фактического питания детей младшего школьного возраста города Междуреченска Кемеровской области»

18

ЗНиСО

МАРТ №3 (21С)

АНАЛИЗ ФАКТИЧЕСКОГО ПИТАНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ГОРОДА МЕЖДУРЕЧЕНСКА КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Н.В. Тапешкина, Е.Н. Лобыкина

STUDYING FACTUAL NUTRITION OF YOUNG SCHOOLCHILDREN IN MEZHDURECHENSK (KEMEROVO REGION, RUSSIA)

N.V. Tapeshkina, Е.Н. Lobykina

ГОУ ДПО «Новокузнецкий государственный институт совершенствования врачей Росздрава», г. Новокузнецк

Изучено фактическое питание школьников младших классов г. Междуреченска Кемеровской области. Установлен дефицит основных нутрииентов: белков животного происхождения, кальция, фосфора, магния, витаминов. Гигиенический анализ химического состава рационов выявил «углеводно-жировую» модель питания младших школьников.

Ключевые слова: дети, пищевой статус, школа.

An actual food of schoolboys of elementary grades of Mezhdurechensk the Kemerovo region is studied. Deficiency of the cores nutrients is established: fibers of an animal origin, calcium, phosphorus, magnesium, vitamins. The hygienic analysis of a chemical compound of diets has revealed «uglevodno-fatty» model of a food of younger schoolboys.

Keywords: children, the food status, school.

Профилактика заболеваний в настоящее время является одним из важных направлений национального проекта «Здоровье». Основу профилактических мероприятий составляет пропаганда здорового образа жизни (ЗОЖ)

(рационального питания, регулярной физической активности и др.) среди населения различного возраста. Очевидно, что формирование навыков ЗОЖ важно начинать с детского возраста. Для определения приоритетных направлений в пропаганде рационального питания в каждом конкретном регионе необходимо знать особенности питания детей. Своевременная коррекция выявленных нарушений питания будет способствовать не только формированию у детей правильных стереотипов питания для обеспечения растущего организма в необходимых пищевых веществах, но и способствовать профилактике многих, в том числе алиментарных заболеваний [3, 4, 7, 8].

Целью работы стало изучение особенностей фактического питания детей младшего школьного возраста.

Материалы и методы. В 2008—2009 гг. было изучено фактическое питание 109 школьников младших классов г. Междуреченска Кемеровской области. Работа проводилась в общеобразовательных школах анкетно — опросным методом с помощью специально разработанных анкет. Изучение и анализ питания осуществлялся поэтапно с оценкой показателей фактического питания (суточ-

ный продуктовый набор, структура химического состава рационов [6]. Для получения достоверных результатов в анкетном опросе участвовали родители опрашиваемых школьников. Гигиеническая оценка химического состава рационов питания школьников выполнялась с помощью компьютерной тест-программы анализа частоты потребления пищи «Анализ состояния питания человека». Анализ фактического потребления детьми отдельных видов продуктов проводился в сравнении с рекомендуемым суточным набором продуктов (РНП) по СанПин 2.4.5.2409—08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования».

Результаты и их обсуждение. Одним из принципов рационального питания является разнообразие рациона. Набор продуктов, используемый в питании, определяет обеспеченность организма ребенка основным макро- и микронутриентам. Было установлено, что уровень потребления продуктов животного происхождения, которые являются основным источником полноценного белка, у младших школьников был снижен (рис. 1). Как видно из рис. 1, выявлено недостаточное поступление продуктов животного происхождения: мяса и мясопродуктов, молока и молочных продуктов, рыбы и морепродуктов, яиц. Так,

МАРТ №3 (21Е)

ЗНиСО

19

с к

Рч

н

о

600

500

400

490

300

200

100

0

155

67

33,5

72

80,4

74,5

94 103,7

63,5

1

6

10

Рис. 1. Структура суточного набора продуктов:

1 — мясо и мясные продуктов, 2 — рыба и морепродукты, 3 — молоко и молочные продукты,

4 — яйцо, 5 — крупы, макаронные изделия, 6 — хлеб и х/булочные изделия, 7 — кондитерские изделия, 8 — овощи, зелень, 9 — картофель, 10 — фрукты, соки

потребление мяса и мясных продуктов составляло в среднем 94 г в сутки (67 % от РНП), при этом нужно отметить, что в основном дети употребляли мясо птицы. Уровень потребления молока и молочных продуктов составил 72 % от РНП, дефицит составил 28 % от РНП. В среднем в день дети употребляли молочные продукты 357 г вместо рекомендуемых 500 г. Отмечается очень низкий уровень потребления школьниками рыбы и морепродуктов — не более 33,5 % от РНП. Ежедневно дети получали данный продукт 13,4 г вместо рекомендуемых 40 г. Потребление яиц и блюд из них также было недостаточным: в среднем 37 г в сутки, что соответствовало 80,4 % от РНП.

Установлено, что в рационах школьников преобладали в избытке крупяные, макаронные и кондитерские изделия. Уровень потребления круп и макаронных изделия превышал РНП в среднем на 55 %. В сутки ребенок употреблял 70 г этих продуктов вместо рекомендованных 45 г. Потребление детьми хлеба за день не превышало рекомендуемые нормы (74,5 % от РНП) и составляло 174 г. Необходимо отметить, что дети младшего школьного возраста ржаной хлеб практически не употребляли. Обращает на себя внимание значительное — в 4,9 раза — превышение РНП по потреблению кондитерских изделий (конфет, шоколада, пряников, вафель и т. д.).

Овощи, зелень и фрукты ежедневно присутствовали в рационах питания детей, в среднем их потребление составляло на 94 % от

РНП. При этом среди овощей, выявлен дефицит потребления картофеля (63,5 % от РНП). За день ребенок получал всего 127 г данной группы продуктов, при рекомендуемой норме 200 г. Что касается обеспечения детьми нектарами и соками, то эта потребность удовлетворяется полностью (103,7 % от суточной нормы). Среди фруктов дети отдавали предпочтение яблокам, цитрусовым и бананам.

Питание детей отмечалось однообразием, наиболее часто в пищу, они употребляли такие продукты как макаронные изделия, мясо птицы, колбасные изделия и сладости.

Энергетическая ценность пищевых рационов младших школьников в основном соответствовала нормам физиологической потребности (НФП) и в среднем составляла (2 124 ± 28) ккал/ сутки (при норме 2 100 ккал/сутки) (рис. 2).

При этом в рационах отмечался дисбаланс поступления отдельных пищевых веществ. Так, средняя величина, как общего белка, так и белка животного происхождения, не обеспечивала нормы физиологической потребности и составляла в среднем (57,5 ± 0,6) г/сутки (92 % от НФП) и (33,2 ± 0,7) г/сутки (88 % от НФП) соответственно. Кроме того, выявлено, что суточные рационы избыточны по содержанию общих жиров на 24,3 %, углеводов на 18,5 % от НФП. При этом потребление растительных жиров школьниками было в пределах нормы (101,2 % от НФП).

В связи с тем, что на усвояемость эссен-циальных питательных веществ оказывает

20

ЗНиСО

МАРТ №3 (216)

Рис. 2. Содержание основных пищевых веществ в рационах школьников (% от норм физиологической потребности):

1 — калорийность, 2 — общий белок, 3 — живот. белок, 4 — общие жиры, 5 — раст. жиры, 6 — общие углеводы

влияние их сбалансированность в рационе питания, нами было проанализировано соотношение белков, жиров, углеводов в рационах исследуемых школьников. Как показали результаты исследования, у младших школьников преобладала «углеводно-жировая» модель питания: питание было несбалансированно, соотношение основных нутрентов в суточных рационах составило 1 : 1,5 : 6,2 (при РН соотношения — 1 : 1,1 : 4,8).

В рационах питания детей выявлен недостаток витаминов: потребность в витамине В1 обеспечивалось на (86,3 ± 1,2) %, витамине В2 — на (61,2 ± 0,9) %, витамине С — на (92,7± 2,4) %, витамине РР - на (80,9 ± 1,0) %. Отмечено несколько избыточное поступление с пищей витамина А — (112,7 ± 4,2) % (рис. 3).

Кроме того, суточные рационы младших школьников характеризовались недостаточным поступлением с пищей макро-и микро-

120

100

С © 80 X

° 60

40

20

0

86,3

92,7

61,2

80,9

112,7

80,9

87,6 89,6

93,2

1

8

Рис. 3. Содержание витаминов, макро- и микроэлементов в рационах школьников:

1 — витамин В1; 2 — витамин В2; 3 — витамин С; 4 — витамин РР; 5 — витамин А; 6 — фосфор;

7 — кальций; 8 — железо; 9 — магний

МАРТ №3 (216)

ЗНчСО

21

нутриентов: фосфора, кальция, железа и магния (80,9; 87,6; 89,6; 93,2 % соответственно).

Таким образом, анализ питания младших школьников, проживающих в г. Междуре-ченск Кемеровской области, при сравнении с данными по питанию в других регионах страны не выявил существенных различий [1, 2, 3, 5, 7]. Повсеместно выявляются одни и те же тенденции в питании: несбалансированность питания, недостаток пищевых продуктов, а с ним и основных пищевых ингредиентов.

Гигиенический анализ химического состава рационов выявил «углеводно-жировую» модель питания школьников. Сформированная дома и в школе модель питания школьников привела к дефициту поступления с рационом микронутриентов, особенно витаминов В1, В2, РР, С, а также к снижению потребления фосфора, кальция, магния.

С учетом того, что питание детей, а именно его привычки, напрямую зависят от питания в семье и закладываются в раннем возрасте, необходимо обучение родителей в области питания. Изменить питание в лучшую сторону возможно только при повышении грамотности взрослого населения. Установленные особенности фактического питания младших школьников указывают на необходимость дифференциального подхода в обучении навыкам рационального питания, начиная с начального звена школы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Волкова Л.Ю. Гигиеническое обоснование оптимизации питания школьников г. Москвы: авто-реф. дис. ... канд. мед. наук: 14.00.07 /Л.Ю. Волкова. М., 2005. 23 с.

2. Горелова Ж.Ю. О состоянии фактического питания школьников /Ж.Ю. Горелова //Вопр. детской диетологии. 2003. № 3. С. 60—63.

3. Климацкая Л.Г, Шпаков А.И., Ласкене и др.. Особенности режима питания и пищевых привычек 10-летних школьников (на примере учащихся школ Красноярска, Гродно и Каунаса) // Сибирское медицинское обозрение. 2009. № 4. С. 74—77.

4. Кучма В.Р. Научно-методические основы государственной политики обеспечения здоровым питанием детей и подростков в образовательных учреждениях //Вестн. Санкт-Петербургской гос. медицинской академии им. И. И. Мечникова.

2007. № 2. С. 18—22.

5. Кучма В.Р., Рапопорт И.К., Горелова Ж.Ю. Концепция мониторинга состояния здоровья учащихся в ходе реализации экспериментальных проектов по совершенствованию организации питания в школах //ЗНиСО. 2008. № 7. С. 5—9.

6. Мартинчик А.Н., Маев И.В., Янушевич О.О. Общая нутрициология. М., 2005. 392 с.

7. Сетко Н.П., Сетко И.М. Роль питания в формировании здоровья учащихся общеобразовательных школ г. Оренбурга //Актуальные проблемы питания: материалы науч.-практ. конф. Пермь,

2008. С. 167—170.

8. Тутельян В.А. Гигиена питания: современные проблемы //Материалы X съезда гигиенистов и санитарных врачей. М., 2007. С. 1050—1053.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Концепция медицинской профилактики заболеваний, влияющих на продолжительность и качество жизни населения Кемеровской области на период до 2015 года. Постановление Совета народных депутатов Кемеровской области от 15.12.2006 г. Кемерово, 2006.

10. Руководство по медицинской профилактике /Под ред. Р.Г. Оганова, Р.А. Хальфина. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007. 464 с.

11. Стародубов В.И., Михайлова Ю.В., Иванова А.Е. Здоровье населения России в социальном контексте 90-х годов: проблемы и перспективы. М.: Медицина, 2003. 96 с.

12. Тищук Е.А. Современное состояние и особенности заболеваемости населения Российской Федерации //Профилактика заболеваний и укрепление здоровья. 2009. №1 . С. 3—13.

13. Трубачева И.А., Перминова О.А., Карпов Р.С. Информированность о сердечно-сосудистых заболеваниях и отношение к их профилактике населения и врачей //Здравоохранение РФ. 2009. № 1. С. 28—31.

Контактная информация:

Лобыкина Елена Ииколаевна, тел.: (З84З) 45-1З-44

Contact information:

Lobykina Elena Nikolaevna, tel.: (З84З) 45-1З-44

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.