ФЕВРАЛЬ №2 (239) ЗНиСО
39
g
g
ОСОБЕННОСТИ И ВЗАИМОСВЯЗЬ ПИЩЕВОГО СТАТУСА И ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНИКОВ ЮГА КУЗБАССА
Н.В. Тапешкина, Е.Н. Лобыкина
CHARACTERISTICS AND RELATIONSHIP OF DIETARY STATUS AND PHYSICAL DEVELOPMENT OF THE SOUTHERN SCHOOL OF KUZBASS
N.V. Tapeshkina, Е^. Lobykina
ГБОУ ДПО «Новокузнецкий государственный институт совершенствования врачей»
МЗ и СР РФ, г. Новокузнецк
Проводимые исследования среднесуточных рационов питания младших школьников г. Междуре-ченск Кемеровской области показали его разбалансированность. Гигиенический анализ химического состава рационов выявил «углеводно-жировую» модель питания. Анализ показателей физического развития школьников выявил их зависимость от организации и полноценности питания.
Ключевые слова: дети, пищевой статус, физическое развитие, школа.
Research of daily diets of young schoolchildren of Mezhdurechensk, Kemerovo Oblast showed nutritional imbalances. Hygienic chemical analysis revealed the «carbohydrate dietary fat» model. Analysis of physical development of schoolchildren has revealed their dependence on the Organization and usefulness.
Keywords: children, food, physical development, school.
Актуальность исследования. Влияние питания — определяющий фактор в обеспечении оптимального роста и развития человеческого организма, его работоспособности, адаптации к воздействию различных агентов внешней среды. Проводимые исследования среднесуточных рационов питания школьников показали их разбалансированность, что, в свою очередь, неблагоприятно отражается как на показателях физического развития школьников, так и на состоянии их здоровья [1; 2; 4]. По данным Научного центра здоровья детей РАМН, за последнее десятилетие количество школьников с дефицитом массы тела увеличилось в 1,5 раза. При этом частота выявления у школьников функциональных отклонений возросла на 20 % [3].
Цель данного исследования — выявление особенностей и взаимосвязи фактического питания и физического развития младших школьников, проживающих на юге Кузбасса.
Материалы и методы. Оценка уровня физического развития (ФР) школьников проводилась с помощью центильных таблиц, разработанных для юга Кемеровской области. Для оценки адекватности энергетической и пластической сторон питания был использован наиболее распространенный и часто применяемый при оценке пищевого статуса расчет «индекса массы тела» Кетле (ИМТ). Оценка показателя ИМТ у детей проводилась в соответствии с рекомендациями ВОЗ (Expert Committee on Clinical Guidelines for Overweight in Adolescent Preventive Services и European Childhood Obesity Group) по соотношению ИМТ к кривой роста для возраста и пола. Изучение и анализ питания школьников осуществлялся поэтапно с оценкой показателей фактического питания (суточный продуктовый набор, структура химического состава рационов). Исследования проводились анкетно-опросным методом с помощью специально разработанных анкет. Для получения достоверных результатов в анкетном опросе участвовали родители опрашиваемых школьников.
Результаты исследования. Исследование проводилось в общеобразовательных школах с использованием современных гигиенических и
статистических методов. Было обследовано 109 школьников (72 мальчика и 37 девочек) младших классов г. Междуреченск в возрасте от 7 до 10 лет с 1 и 2 группой здоровья. При проведении центиль-ного исследования роста детей значения величин «ниже средних», «средние» и «выше средних», попадающие в 10—90 центили, т. е. 3-й, 4-5-й, 6-й центильные коридоры, выявлены у 95,8 % из числа обследованных мальчиков и у 89,2 % девочек.
Значения величин массы тела «ниже средних», «средние» и «выше средних», попадающие в 10—90 центили, выявлены у 76,4 % мальчиков и 75,8 % девочек. Девочки, у которых значения величины массы тела определены как «высокие» и «очень высокие», относились к 7—8 коридорам центильных таблиц (выше 90 центилей), что составило 10,8 %, у мальчиков- 6,9 %. Средняя масса тела школьников 7—10 лет в среднем составила 26,0 ± 0,8 кг. При этом количество детей с избыточной и низкой массой тела составило 8,2 и 20,2 % соответственно от всего количества осмотренных.
Количество мальчиков с массой тела, попадающей в интервал ниже 10 центилей, в область «низких» и «очень низких» величин, составило 16,7 %, среди девочек данные показатели массы тела были у 5,4 % школьниц.
В целом, количество школьников, показатели роста которых относились к 7—8 коридорам цен-тильных таблиц (выше 90 центилей) со значениями величин роста «высокие» и «очень высокие», составило 4,1 % у мальчиков и 8,8 % — у девочек из числа обследованных по половому признаку.
Количество школьников, величина роста которых попадала в 1-й, 2-й коридоры центиль-ных таблиц и имела значения «очень низких» и «низких» (до 3-го центиля и от 3 до 10 центиля), составило среди девочек 4 %, а среди мальчиков - 3,1 %.
Фактическое питание таких детей не было сбалансированным. В рационе отмечался дефицит поступления таких важных продуктов питания, как мясо и мясопродукты (67 % от рекомендуемых норм потребления (РНП)), молоко
40
ЗНиСО ФЕВРАЛЬ №2 (239)
и молочные продукты (72 % от РНП), рыба и морепродукты (33,5 % от РНП), яйца (80,4 % от РНП). Установлено, что в рационах школьников в избытке преобладали крупяные, макаронные и кондитерские изделия. Уровень потребления круп и макаронных изделий превышал РНП в среднем на 55 %. Потребление детьми такого важного продукта, как хлеб, за день не превышало рекомендуемые нормы (74,5 % от РНП). Дети младшего школьного возраста ржаной хлеб практически не употребляли. Обращает на себя внимание значительное (в 4,9 раза) превышение РНП по потреблению кондитерских изделий (конфет, шоколадных батончиков, пирожных, пряников, вафель и т. д.). При оценке продуктового набора выявлен дефицит потребления картофеля (63,5 % от РНП). Овощи и фрукты ежедневно присутствовали в рационе питания детей (в среднем 94 % от РНП).
Питание младших школьников в семьях характеризовалось частым использованием колбасных изделий, полуфабрикатов, а также продуктов, содержащих большое количество простых углеводов (сдоба, пироги, прочие изделия из белой муки, сладкие газированные напитки), что препятствует формированию навыков здорового питания. Установлена несбалансированность рационов по соотношению основных питательных веществ, а количество потребления жиров и углеводов завышено с преобладанием «углеводно-жировой» модели питания. Соотношение основных пищевых веществ (белков, жиров, углеводов) в суточных рационах составило у младших школьников 1 : 1,5 : 6,2. Среднесуточное потребление витаминов школьниками 7—10 лет можно охарактеризовать как дефицитное и не соответствующее нормам физиологической потребности. Фактическое поступление витаминов со среднесуточным рационом составляло: витамин В1 - 86,3 ± 1,2 %, витамин В2 - 61,2 ± 0,9 %, витамин С - 92,7 ± 2,4 %, витамин РР — 80,9 ± 1,0 %. Макро- и микроэлементный состав суточных рационов характеризовался недостаточным поступлением с пищей кальция (87,6 %), магния (93,3 %), фосфора (80,9 %) и железа (89,6 %). При этом отмечено избыточное поступление с пищей витамина А (112,7 %).
Для оценки адекватности энергетической и пластической сторон питания при изучении пищевого статуса были установлены зависимости и связи между «индексом массы тела» (индексом Кетле) и пищевым рационом школьников. Установлено наличие положительной по направлению прямой и средней по силе связи между содержанием в суточном рационе у школьников белков и величиной индекса Кетле (коэффициент корреляции 0,4, при р < 0,05). Кроме этого выявлено, что у школьников с избыточной массой тела поступление жиров и углеводов с пищей было больше, чем у детей с нормальной и низкой мас-
сой тела. Кроме того, микронутриентный состав рационов детей с нормальной и избыточной массой тела был адекватным по содержанию витаминов С и А, при недостаточной — витаминов В1,, В2 и РР, при этом у детей с низкой массой тела поступление в пределах нормы физиологической потребности было только по витамину А. Рационы школьников с нормальной и низкой массой тела были дефицитны по содержанию в них фосфора, кальция, магния и железа, при этом поступление железа было в норме у школьников с избыточной массой тела. Множественный регрессионный анализ соотношения доли нутриентов и индексом массы тела показал, что у 58 % школьников фактическое потребление нутриентов с пищей оказывало влияние на индекс массы тела (коэффициент детерминации — 0,58).
Выводы. Результаты проведенного исследования фактического питания младших школьников, проживающих на юге Кузбасса, вне зависимости от массо-ростовых показателей и возраста, установили преобладание «углеводно-жировой модели» питания. Нарушение принципов рационального питания в силу сформировавшихся пищевых стереотипов у школьников привело к дефициту поступления микронутриентов с пищей. Разбалансированное питание отрицательно отразилось на показателях их физического развития: у 16,7—20,2 % обследованных детей выявлен дефицит массы, а у 3—4 % школьников — дефицит длины тела относительно возрастных стандартов. Исправление нарушений в организации питания детей младшего школьного возраста требует проведения специальных организационных мероприятий.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Волкова Л.Ю. Гигиеническое обоснование оптимизации питания школьников г. Москвы: Автореф. ... дис. канд. мед. наук: М., 2005. — 23 с.
2. Изаак С.И. Мониторинг физического развития и физической подготовленности: теория и практика. М. — 2005. — 196 с.
3. Кучма В. Р., Сухарева Л.М. Приоритетные критерии оценки состояния здоровья и профилактики заболеваний детей и подростков / В.Р. Кучма, Л.М. Сухарева //Гигиена и санитария. — 2005. — № 6. — С. 42—45.
4. Кучма В.Р., Рапопорт И.К., Горелова Ж.Ю. Концепция мониторинга состояния здоровья учащихся в ходе реализации экспериментальных проектов по совершенствованию организации питания в школах / В.Р. Кучма, И.К. Рапопорт, Ж.Ю. Горелова //ЗНиСО. — 2008. — № 7. — С. 5.
Контактная информация:
Тапешкина Наталья Васильевна, тел.: 8 (38475) 2-45-56, e-mail: [email protected]
Contact information:
Tapeshkina Natalija, phone: 8 (38475) 2-45-56, e-mail: [email protected]
g
S