Научная статья на тему 'Анализ востребованности соков и сокосодержащих напитков'

Анализ востребованности соков и сокосодержащих напитков Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
567
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Пиво и напитки
ВАК

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Маюрникова Л. А., Гореликова Г. А., Степанова О. А., Попова А. В.

В работе представлены результаты опроса потребителей в отношении соков и сокосодержащих напитков. Сделан анализ данных, полученных в 2005 и 2006 гг. Проанализирована востребованность соков и соковых напитков, а также перспективность создания сокосодержащих напитков, обогащенных витаминами и минеральными веществами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analysis of demand for juices and juice containing beverages

In this work the results of consumers polls concerning to juices and juice's beverages are given. Data of 2005 and 2006 analysis was made. Demand for juices and juice's beverages and creation prospective possibility of juice's beverages enriching with vitamins and minerals was analyzed.

Текст научной работы на тему «Анализ востребованности соков и сокосодержащих напитков»

Анализ

востребованности соков и сокосодержащих напитков

Л. А. Маюрникова, Г. А. Гореликова, О. А. Степанова, А. В. Попова

Кемеровский технологический институт пищевой промышленности

Соки и нектары — одни из популярных видов напитков среди потребителей. В настоящее время в мире потребляется более 55 млрд л соков, нектаров, сокосодержащих напитков в год. На душу населения этот показатель составляет приблизительно 9 л в год [1]. В России в 2005 г. объем рынка соков составил 2,27 млрд л (по данным маркетингового агентства Discovery Research Group) [2].

Мировую соковую индустрию в настоящее время характеризует увеличение объемов производства и вместе с тем объемов потребления всех видов соков, нектаров и сокосодержащих напитков. Аналогичные тенденции прослеживаются и в соковой отрасли России.

В марте-апреле 2006 г. был проведен социологический опрос жителей г. Кемерово с целью выявления предпочтений в отношении соков, нектаров, сокосодержащих и обогащенных напитков. Исследование проводили в форме тестового опроса, используя квотный отбор. Сделан также сравнительный анализ полученных данных с результатами опроса, проведенного в январе 2005 г. Объем выборки составил 200 человек (55 % женщин и 45 % мужчин) в 2006 г. и 174 человека в 2005 г. в соответствии с квотами по полу и возрасту. Причем 75 % участников опроса 2006 г. принимали участие в опросе в 2005 г. Анкеты содержали закрытые и смешанные вопросы.

Ниже приведена характеристика выборки респондентов, участвовавших в опросе 2006 г.

По возрастным группам опрашиваемые распределились следующим образом (%): 18-25 лет — 13; 26-35 лет — 25; 36-45 лет — 21; 46-55 лет — 21; 56 лет и старше — 20. Распределение респондентов в зависимости от рода занятий представлено на рис. 1.

Из данной диаграммы следует, что наибольший процент опрошенных — служащие (34 %), на втором месте находится группа «руководитель» (22,5 %), на третьем месте — пенсионеры (19 %).

По уровню доходов наиболее представительной оказалась группа респондентов, имеющая более 5000руб. в месяц на одного члена семьи (45 %). Опрашиваемые с ежемесячным доходом 4001-5000руб. составили 34 %; 3001-4000 руб. в месяц — 17 %; 3000руб. и менее — 4 %.

Рис. 1. Распределение респондентов по роду занятий: 1 — учащийся; 2 — служащий; 3 — руководитель; 4 — предприниматель; 5 — пенсионер; 6 — безработный; 7 — другие

Хорошую осведомленность продемонстрировали респонденты в отношении современных способов производства напитков. Так, преобладающее большинство опрашиваемых (90,2 %) знают о том, что на рынке реализуются две категории соков: соки, полученные путем прямой переработки плодово-ягодного сырья, и соки, восстановленные из концентрата.

Потребители уделяют внимание маркировке напитка. Этот факт подтвердили следующие данные: большая часть респондентов (89,1 %) обращает внимание на то, что именно они приобретают: сок, нектар или сокосодержащий напиток.

Были проанализированы потребительские предпочтения в отношении соков, нектаров и сокосодержащих напитков. Частота приобретения напитков данной группы приведена на рис. 2.

Доля респондентов, покупающих сок один раз в неделю (47 %), выросла на 5 % по сравнению с 2005 г. Соответственно немного уменьшились доли респондентов, приобретающих соки и напитки несколько раз в неделю (32 %) и один раз в месяц (21,5 %). Это можно объяснить ростом благосостояния населения, так как соки и нектары — группа напитков, имеющих более высокую цену по сравнению с другими безалкогольными напитками.

Известно, что употребление безалкогольных напитков зависит от времени

1 раз Несколько 1 раз Не

в неделю раз в месяц покупаю

в неделю вообще

□ 2005 г. □ 2006 г.

Рис. 2. Частота приобретения соков, нектаров, сокосодержащих напитков

года, так как основное назначение таких продуктов — утоление жажды. Результаты изучения влияния времени года на приобретение соков и соковых напитков приведены на рис. 3.

Как видно из диаграммы, соки чаще всего приобретаются летом (по 13 % приходится на каждый летний месяц) и во время зимних праздников (в среднем 11 %). С февраля по июнь частота приобретения соков возрастает с 8,5 до 13 %. Реже всего респонденты покупают соки в октябре (6,0 %). По сравнению с 2005 г. особых изменений не произошло.

Потребительские предпочтения в отношении вкусов и видов соков, некта-

3 • 2007

%

%

30

1

2

3

4

5

5

ров и соковых напитков представлены на рис. 4 и 5.

Данные диаграммы (рис. 4) свидетельствуют о том, что большинство респондентов предпочитает соки с кисло-сладким (63,0 %) и сладким (45,5 %) вкусом. Реже всего выбирают соки с соленым и сладко-соленым вкусом (6,5 и 6,0 % соответственно). Следовательно, при разработке новых соков, сокосодержащих напитков, обогащенных микронутриен-тами, следует ориентироваться на соки с кисло-сладким вкусом, как наиболее популярные у населения.

Из диаграммы (рис. 5) следует, что больше предпочтений отдается яблочному соку (55,5 %), на втором месте — цитрусовые соки (40,0 %), на третьем месте — виноградный сок (35,0 %), что на 4,6 % больше по сравнению с данными за прошлый год. В целом различия с результатами опроса 2005 г. невелики. Среди других вариантов ответов были следующие: банановый, персиковый, ананасовый, абрикосовый, морковный.

Сейчас на рынке безалкогольных напитков увеличивается доля обогащенных, например витаминизированные сокосодержащие напитки «Да!», соки «Тонус-100 %», обогащенные 10 витаминами, цинком и селеном, выпускающиеся в зависимости от используемого сырья в нескольких наименованиях. В связи

с этим представляло интерес выяснить отношение потребителей к таким напиткам. Большинство респондентов (84 %) положительно отнеслись к обогащенным безалкогольным напиткам, следовательно, большая часть потребителей проявят интерес и, возможно, совершат пробную покупку такого напитка. Только 2 % опрашиваемых отрицательно относятся к обогащенным безалкогольным напиткам, а 14 % — безразлично.

На совершение покупки нового напитка влияет ряд факторов. Респондентам было предложено выбрать для себя из приведенного списка самый важный фактор. Результат выбора потребителей приведен на рис. 6.

Наибольшее значение для покупателей имеют цена и информация о пользе продукта для здоровья (так ответили 34 и 33 % респондентов соответственно). Гораздо меньшее влияние на выбор потребителей имеют дизайн и удобство упаковки (18 %) и реклама (15 %). То есть при разработке нового напитка, обогащенного микронутриентами, следует уделить серьезное внимание информации для потребителей. Анализ цен показал, что цена на соки, обогащенные витаминами и минеральными веществами, выше цен на соки, необогащенные не более чем на 5-10 %, что, на наш взгляд, несущественно.

Значительный интерес представляет распределение ответов респондентов на вопрос о том, для кого приобретается сок или сокосодержащий напиток: 66 % покупают данный продукт для всей семьи. Таким образом, обогащение сока или соко-содержащего напитка микронутриентами позволит охватить все слои населения. Причем 28,2 % опрашиваемых делают покупку сока для себя, а 14,4 % — для своих детей (разрешалось давать несколько вариантов ответа).

Предпочтения респондентов в отношении объема упаковки представлены на рис. 7.

Результаты, приведенные на диаграмме (рис. 7), показывают, что половина респондентов (52,0 %) предпочитает упаковку напитка объемом 1 л; также значительное количество опрашиваемых — упаковки объемом 1,5 и 2 л (26,5 и 25,0 % соответственно). Реже всего приобретается упаковка объемом 3 л (3,5 %). По сравнению с данными опроса 2005 г. незначительно увеличилась доля респондентов, выбирающих объем упаковки 0,5; 1,0 и 1,5 л.

Изучались также потребительские предпочтения относительно материала упаковки напитков (рис. 8).

Из рис. 8 видно, что большинство потребителей отдают свое предпочтение пластиковой таре (45 %), что на 2 % меньше по сравнению с прошлым годом. Незначи-

Сладкий Сладко- Кисло- Соленый соленый сладкий

□ 2005 г. □ 2006 г.

Рис. 4. Потребительские предпочтения в отношении вкусов соков, нектаров и сокосодержащих напитков (разрешалось давать несколько вариантов ответа)

%

0

Другое Томатный Мультифр. Виноградный Цитрусовый Вишневый Яблочный

I

0 10 20 30 40 50 60 □ 2005 г. □ 2006 г.

Рис. 5. Потребительские предпочтения в отношении видов соков

15 %

33 %

34 %

□ Цена

□ Дизайн и удобство упаковкки

□ Реклама

□ Информация о пользе продукта для здоровья

Рис. 6. Влияние различных факторов при выборе нового напитка

60 50 40 30 20 10 0

0,2

_

гтп

0,5 1 1,5

□ 2005 г. □ 2006 г.

Рис. 7. Предпочтения потребителей в отношении объема упаковки сока, нектара, сокосодержащего напитка

л

3

□ 2005 г. □ 2006 г.

Рис. 8. Предпочтения потребителей в отношении материала упаковки соковых напитков

3•2007

6

тельно (на 1-2 %) снизилась доля респондентов, выбирающих стеклянную и пластиковую упаковку (с 32 до 31 %). В связи с этим немного увеличилась доля респондентов, предпочитающих комбинированную упаковку «Тетра-Пак» (24 % в 2006 г.).

Предпочтения респондентов относительно выбора места покупки соков, нектаров и сокосодержащих напитков представлены на рис. 9.

Как показано на рис. 9, потребители в основном приобретают соки в супермаркетах (58 %), минимальное число респондентов покупают соки, нектары и напитки в павильоне (9 %). В целом, доля покупателей, приобретающих напитки в продовольственных магазинах, на рынках и в павильонах, в 2006 г. по сравнению с 2005 г. снизилась на 5, 2 и 3 % соответственно. Причиной этого стало привлечение покупателей в супермаркеты (доля потребителей, приобретающих там напитки, выросла на 10 %). При внедрении нового продукта на продовольственный рынок следует чаще использовать места приобретения покупки, среди которых супермаркеты приобретают все большую популярность. Использование приемов визуального мерчандайзин-га, потребительских дегустаций позволит покупателям ближе познакомиться с новинкой, ее вкусом и другими свойствами.

Изучен ассортимент соков, нектаров и сокосодержащих напитков, обогащенных витаминами и минеральными веществами, представленных в торговой сети г. Кемерово. Ассортимент таких напитков представлен торговыми марками «Чемпион», «Да!» и др. Среди напитков, обогащенных макро- и микроэлементами, встречается нектар из смеси овощей «Тонус актив+» и сок «Тонус — фруктовая смесь» с 10 витаминами, с минеральными веществами (цинком и селеном). Данные напитки предназначены для детского питания. Среди других торговых марок присутствуют соки, обогащенные такими минеральными веществами, как калий, натрий, железо. Реже встречаются соки с добавлением йода.

Таким образом,создание напитков, обогащенных незаменимыми микрону-триентами (витаминами и минеральными веществами), — перспективное направление современных разработок.

Анализ потребительских предпочтений в отношении соков, нектаров и сокосодер-жащих напитков показал следующее.

Соки, нектары и сокосодержащие напитки — стабильно популярные продукты. Большинство потребителей покупают их 1 раз в неделю, причем самые популярные объемы упаковки — 1,0 и 1,5 л.

На приобретение соков, нектаров, напитков влияет время года. Пик покупок приходится на летнее время и период зимних праздников, это время наиболее подходит для выпуска на рынок нового со-косодержащего напитка.

Большинство респондентов совершают покупки соковой продукции в супермаркетах, что объясняется наличием у крупных магазинов различных возможностей

для привлечения покупателей (проведение потребительских дегустаций, получение более подробной информации о продукте у товароведа-консультанта и т.д.).

Для привлечения потребителя необходима не только грамотная реклама, оригинальная и удобная упаковка, но и разумная цена, а также доступная информация на упаковке. Согласно опросу, информация играет важную роль в принятии решения о покупке новинки.

ЛИТЕРАТУРА

1. Денискин В. В., Горелова Т. П. Потребление соковой продукции в странах Европы//Пиво и напитки. 2002. № 5. С. 8-10.

2. Российский рынок соков//Пищевая промышленность. 2006. № 7. С. 4. <£?

Грибкам здесь не место

Присмотритесь к машине Мос1и№11 для объемного розлива напитков в ПЭТ-бутылки. Это не только полностью новая система управления наливными клапанами, но, прежде всего, инновационная схема привода.

Вас удивляет отсутствие переднего стола? Мы его просто убрали, и теперь остатки напитка и моющих средств могут свободно стекать. Абсолютная гигиена! А грибки пусть растут в лесу.

www.krones.com

)( К1?ОМЕБ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.