Цель: провести маркетинговое исследование и анализ рынка индустрии моды Приморского края за период 2017-2020 гг. Задачи: осуществить обзор характеристики рынка товаров, производимых дизайнерами и представителями легкой промышленности Приморского края; провести прогнозирование основных показателей индустрии моды; определить сегменты рынка операторов моды региона.
Результат: проведенный обзор рынка товаров, производимых дизайнерами и представителями легкой промышленности Приморского края показал сокращение количества модной продукции и снижение спроса на нее в период с 2017 по 2020 г., Прогнозирование показателей производства на будущий пятилетний период методом экстраполяции выявило, что производство модной одежды станет основной перспективой развития рынка моды; сегментирование рынка индустрии моды региона способствовало выделению основных сегментов операторов рынка, определению их характеристик, возможностей и запросов.
Вывод: Современная индустрия моды представляет собой самостоятельный сектор экономики, включающий в себя производство и сбыт модных товаров. Особенностями данного уникального сектора является крайний динамизм, быстрая скорость изменения всех процессов, жесткая конкуренция между модными брендами. С целью развития регионального рынка модной индустрии необходимо регулярно проводить маркетинговые исследования и его анализ, определять сегменты рынка. Проведенное исследование рынка модной индустрии способствует изучению нужд и проблем производителей, потребностей потенциальных потребителей и каналов продвижения современной одежды для принятия целевых управленческих решений. Для успешной оценки потенциала развития модного сектора экономики Приморья необходимо увеличение доли креативных индустрий в ВРП посредством роста производства модной одежды к 2025 году.
Ключевые слова: рынок индустрии моды; производители модной одежды; маркетинговые исследования рынка; маркетинговый анализ рынка; сегментирование рынка; прогнозирование рынка.
DOI: 10.24412/2071-3762-2022-5302-14-20
МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ РЫНКА ИНДУСТРИИ МОДЫ ПРИМОРСКОГО КРАЯ
Жохова Валентина Владимировна,
канд. экон. наук, доцент кафедры маркетинга и торговли, Владивостокский государственный университет экономики и сервиса; 690014, ДФО, Приморский край, г. Владивосток, Россия, ул. Гоголя, 4 [email protected]
Юрченко Наталья Александровна,
и.о. зав.кафедрой маркетинга и торговли, доцент кафедры маркетинга и торговли, Владивостокский государственный университет экономики и сервиса; 690014, ДФО, Приморский край, г. Владивосток, Россия, ул. Гоголя, 4 [email protected]
Модная индустрия, как экономическая отрасль, своеобразна и отличается от традиционных особенностями функционирования и привлечения инвестиций. Современная индустрия моды представляет собой самостоятельный сектор экономики, включающий в себя производство и сбыт модных товаров. Это системообразующие предприятия — производства текстильных изделий и одежды, кожевенного дела и изделий из кожи, а также различные вспомогательные предприятия, способствующие продвижению современной продукции. Особенностями данного уникального
сектора является крайний динамизм, быстрая скорость изменения всех процессов, жесткая конкуренция между модными брендами [1].
Мода представляет собой сложное явление, в связи с чем однозначной трактовки сущности данного понятия не существует. Многие ученые рассматривают моду через различные факторы — социокультурные, искусствоведческие и др. Исследователь А. Фомичева подчеркивает, что большинство трактовок сущности понятия «мода» можно свести к определениям: это «синхронно-замкнутая структура с определенным
свойством: изменяться»; или «не только культурный феномен, но и социокультурный институт современного общества со свойственными ему функциями, структурой и формами»; или «система групповых предпочтений, воплощающих в себе не только вкус, но и определенный, общий для многих способ поведения» [2]. Индустрия моды связана со всеми аспектами дизайна, производства, маркетинга и дистрибуции, начиная с выработки концепции будущего изделия и заканчивая выпуском конечного продукта, разработкой бренда и его продвижением [3, с. 11].
Нормативно-правовой базой для проведенного исследования являлись Законы Российской Федерации, постановления и распоряжения правительства РФ, информационно-аналитические материалы, статистические данные по модной индустрии региона, а также научные работы отечественных авторов в области исследования индустрии моды: Седых И.А., Хворостяновой А.С., Мельниковой А.В., Коготова В.В., Люй Я., Василенко Н.В. и др.
По оценкам Росстата экономика России по итогам пандемийно-го 2020 года упала на 3,1%1*. Аналогию следует наблюдать и в отрасли модной индустрии Приморского края. Примстат2* отмечает, в 2017 году отмечено увеличение объема отгруженных товаров текстильного и швейного, производства кожи, изделий из нее и обуви на 718,3 и 49,6 млн руб. соответственно (рис. 1). В 2020 году, в связи с распространением коро-навирусной инфекции, уже наблюдается резкий спад,
В 2018 году наблюдалось увеличение производства трикотажных изделий на 5,17 тыс. шт., уже в 2020 году, из-за «пандемийной крайности», показатель уменьшился до 79,46 тыс. шт. (рис. 2).
Торможение экономических показателей модной индустрии Приморского края в 2020 году стало максимальным. С 2017 по 2020 год стоимость произведенных и проданных товаров подразделов йБ и йС ОКВЭД уменьшилась на 611,5 и 212,3 млн руб. соответственно. Текстильное и швейное производство малыми предприятиями сократилось с 2017 по 2019 год на 295,2 млн руб., про-
изводство кожи и изделий — на 26,9 млн руб., таблица 1.
Исследование показывает: в Приморском крае малыми предприятиями в 2017 году было отгружено 77% от общего объема отгруженных товаров Подраздела йБ «Текстильное и швейное производство», в 2019 — 74%. Под влиянием карантинных ограничений сократилась стоимость произ-
веденных и проданных товаров подраздела йС «Производство кожи, изделий из кожи и производство обуви» за период 2017— 2019 гг. на 26,9 млн рублей. В анализируемый период, в 2018 году производство трикотажных и вязаных изделий уменьшилось на 8 450 шт., в 2020 году — уже на 55 450 изделий. Отмечен также спад производства обуви:
Рис. 1. Отгрузка товаров собственного производства в период 2016-2020 гг., Приморский край, млн руб.
Рис. 2. Производство продукции в натуральном выражении, Приморский край, тыс.ед.
Таблица 1
Отгружено товаров собственного производства, включая микропредприятия, в период 2017-2019 гг., млн руб., Приморский край
Вид деятельности/года Значение показателя, млн руб.
2017 2018 2019
Подраздел ОБ. Текстильное и швейное производство производство текстильное изделий 1 172,3 1 048,2 906.8
производство одежды 219.1 199.3 189.4
Подраздел ОС. Производство кожи, изделий из кожи и производство обуви 82 74.5 55.1
'* Падение экономики России из-за пандемии стало максимальным за 11 лет. URL: https://www.rbc.ru/economics/01/02/2021/
6017el819а7947cb98f23f95 (дата обращения 1.06.2022). 2* Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Приморскому краю. https://primstat.gks.ru/ (дата обращения 1.06.2022).
в 2018 году - на 580 820 пар, в 2020 году — на 296 520 пар. В целом сокращение производства обуви за анализируемый период составило 1 058 410 пар.
Импортные товары в Приморский край группы «предметы одежды и принадлежности, трикотажные, машинное или ручное вязания» за период 2016—2020 составили 80,8 млн долл., общим весом 12,4 тыс. тонн; из группы «предметы одежды и принадлежности, кроме трикотажных» — 158 млн долл., общим весом 6,08 тыс. тонн; из группы «Текстиль» — 740 млн долл., общим весом 244 тыс. тонн.
В структуре импорта представлены: «прочие готовые текстильные изделия; наборы; одежда б/ у; тряпье» — 39%, «предметы одежды и принадлежности, кроме трикотажных» — 21%. Наибольший процент импорта товаров из группы «Текстиль» представляет Китай (91%) (рис. 3).
В 2017 году объем производства и импорта текстильных и швейных товаров увеличился на 14,7 и 13,7 млн долл. соответственно. В 2019 году объем импорта в Приморский край увеличился на 11,9 млн долл. по сравнению с 2017 годом, но в 2020 году произошло сокращение текстильного и швейного производства в крае на 7,97 млн долл. (рис. 4).
Структура импорта групп: 61 ТН ВЭД включает группы одежды: 6110 — 27%, 6115 — 23,7%, 6104 — 15,8%, 6109 — 10,9%, 6116 — 8,2%; 62 ТН ВЭД включает группы одежды: 6202 — 24,7%, 6204 — 24,3%, 6210 — 14,3%, 6201 — 8,7%, 6203 — 6,2% (рис.5, 6).
Китэй
224,5
Бангладеш | 4,7 Беларусь | 3,1 Вьетнам | 2,45 Южная Корея | 2,3
Рис. 3. ТОП-5 стран-импортеров одежды в Приморский край, млн долл.
70,00 60,00 50,00 40,00 30,00 20,00 10,00 0,00
2016 2017 2018 2019 2020
» Текстильное и швейное производство Приморский край Ф Импорт
Рис. 4. Динамика производства и импорта в Приморском крае в 2016-2020 гг., млн долл.
• 6110: свитеры, пуловеры, кардиганы, жилеты и аналогичные изделий трикотажные
■ 6115: колготы, чулки, гольфы, прочие и )делия, обувь 6« подошв, трикотажные
■ 6104: костюмы, платья, юбки, брюки, комбинезоны, бриджи и шорты трикотажные, же н.
61.09: м з й к и, фуфдй к и с рунэ ва ии и прочие нательные фуфайки трикотажные
* 6116: перчатки, рукааицы и иитенки
трикотажные машинного или ручного вяэанип
Рис. 5. Структура импорта одежды в Приморский край в период 2016-2020 гг. Группа 61 ТН ВЭД
■ 6202: лалыо, накидки, плащи, куртки, ветровки, и др. жен,
■ 6204: костюмы, комплекты, платья, юбки, брюки, комбинезоны, бриджи и шорты, жен.
• 6210: предметы одежды, изготовленные из материалов 5602, 5603,5903,5906,5907
6201: пальто, накидки, плащи, куртки, ветровки, и др. муж.
■ 6203: костюмы, комплекты, пиджаки, брюки, комбинезоны, бриджи и шорты, муж,
Рис. 6. Структура импорта одежды в Приморский край в период 2016-2020 гг. Группа 62 ТН ВЭД
Проведенный анализ показал: 2020 год являлся годом ограничения в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, что существенно повлияло на динамику ВВП страны в анализируемый период. Снижение внутреннего конечного спроса наблюдалось и в отрасли модной индустрии Приморского края. Показатели производства обуви сократились в 62,4 раза по сравнению с 2018 годом; производства трикотажных или вязаных изделий уменьшились до 79,46 тыс.шт.; текстильное и швейное производство малыми предприятиями — снизились до 295,2 млн руб.; производство кожи и изделий из нее — на 26,9 млн руб. Выявлено уменьшение объемов производства и импорта на 6,4 и 19,9 млн долл. соответственно. При этом стоит обратить внимание, что количество импорта одежды по код ТН ВЭД 62 по денежному обороту (млн долл) значительно превышает количество импорта одежды кода ТН ВЭД 61 при поставке меньшего количества единиц продукции за период 2016—2020 гг.
2020 год отмечен кризисом, связанным с СОУЮ-19. Но, несмотря на появление новых штаммов вируса и новых волн заражений, Приморью необходимо адаптироваться к жизни в условиях пандемии и к реагированию на новые возникающие вспышки, на первый план следует поставить вопросы обеспечения ускоренного экономического роста региона, а, соответственно, и рынка модной индустрии.
Для прогнозирования развития рынка моды Приморского края в период 2022—2025 гг. использовался один из видов математических мультифакторных моделей,
способный отразить сложные взаимосвязи элементов исследуемого рынка и влияющих на него факторов. Разработка среднесрочных прогнозов рынка исследуемых товаров осуществлялась по товарному и региональному признакам методом экстраполяции посредством аналитического выравнивания ряда по следующим этапам:
♦ установление объекта прогнозирования;
♦ выбор научного метода прогнозирования;
♦ осуществление разработки прогноза;
♦ проведение оценки точности прогноза.
На этапе установления объекта прогнозирования были использованы базисные данные по отгрузке товаров собственного производства, отмеченные Приморск-стат3*:
♦ производства текстильных изделий за период 2016—2020, млн руб.;
♦ производства одежды за период 2016-2020, млн руб.;
♦ производства кожи за период 2016-2020, млн руб.
Выбор прогнозирования методом экстраполяции посредством
Прогнозные оценки отгрузки товаров
аналитического выравнивания ряда зависел от цели прогнозов и наличия представленной базисной информации. В период с 2016 по 2020 год наблюдалось активное варьирование показателей отгрузки товаров собственного производства на рынке индустрии моды Приморского края. Данные показатели способствовали расчетам прогнозных показателей на период 2021-2025 гг. при формировании прогнозных уравнений: производство текстильной одежды: у(() = 1277,9 - 19,36? при ДИ = ±245,99; производство одежды: у(?) = = 219,9 + 8,82? при ДИ = ±19,21; производство кожи: у(?) = 291,6 -- 48,4? при ДИ = ±41,93. Полученный статистический прогноз носит приближенный характер, поэтому целесообразно было определение доверительных интервалов прогноза (ДИ). Статистическая база прогнозов с учетом прогнозных данных, представлена в таблице 2.
Прогнозные оценки отгрузки производства собственных товаров в период 2021-2025 годов, суче-том доверительного интервала, (ДИ) представлены в таблице 3.
Таблица 2 собственного производства, млн руб.
Период Производство текстильных изделий Производство одежды Производство кожи
Статистическая база прогноза
2016 880,5 200,0 184,7
2017 1 538,1 260,7 234,3
2018 1 511,5 273,0 215,7
2019 1 232,5 247,3 75,7
2020 936,5 250,8 22,0
Прогнозные данные
2021 1 161,74 272,82 1,2
2022 1 142,38 281,64 -47,2
2023 1 123,02 290,46 -95,6
2024 1 103,66 299,28 -144,0
2025 1 084,3 308,1 -192,4
3* Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Приморскому краю. https://primstat.gks.ru/ (дата обращения 1.06.2022).
Исследование отгруженности товаров собственного производства на рынке индустрии моды в Приморском крае в период 2016—2020 гг. показало варьирование показателей производства одежды, текстильной одежды и кожи. Оценка прогнозирования показателей производства на будущий пятилетний период методом экстраполяции выявила только возможность увеличения производства одежды до 22,8% в 2025 году по сравнению с 2020 годом, что является прогнозной перспективой. Анализ прогнозов показателей производства текстильных изделий и производства кожи отмечает их будущее снижение. Прогноз показателей производства текстильных изделий отмечает ежегодное падение на 19,3 млн руб. Прогнозный анализ производства кожи и изделий из кожи выявил их сокращение, обнаружив отрицательный эффект к 2025 году, где затраты на производство могут превысить их результативность. Следовательно, для успешной оценки потенциала развития модного сектора экономики Приморья необходимо увеличение доли креативных индустрий в ВРП посредством роста производства современной одежды к 2025 году.
Под сегментацией понимается разделение рынка на сегменты, различающиеся своими параметрами или реакцией на те или иные виды деятельности на рынке (рекламу, методы сбыта). Сегментация
проводится с целью максимального удовлетворения запросов потребителей в различных товарах, а также рационализации затрат предприятия-изготовителя на разработку программы производства, выпуск и реализацию товара.
Условно к системообразующим предприятиям индустрии моды Приморского края отнесены: Производители товаров легкой промышленности и Дизайнеры моды Приморского края; к вспомогательным — профиль деятельности организаций: Digital — и графический дизайнер, Ретейл, Поставщики материалов, Представители профильного образования, Фотографы, Стилисты, Креативные, рекламные и маркетинговые компании, ЯЯ-агентства.
Расчет выборки для проведения анкетирования операторов рынка индустрии моды составил 396 субъектов (формула 1). Среди них: системообразующих предприятий (СП) - 218 (55%) и вспомогательных предприятий(ВП) — 178 (45%).
_ p * g * t2 _ (0,55 • 0,45 • 4) _
_ А2У ~ (0,05 • 0,05) _ = 396 респондентов (1) n — репрезентативный объем выборки;
р — доля совокупности СП (0,55); g — доля совокупности ВП (0,45); Ay — допустимая ошибка выборки; t — табличный коэффициент = 2.
В ходе исследования в период февраль-май 2022 года прошло анкетирование 404 операторов
рынка моды региона: 222 чел. — СП и 182 чел. — ВП. Анализ опроса помог сформировать основные модели сегментов многопараметрическим методом, где выбранные переменные изучались одновременно. Применялась многоэтапная сегментация, разработанная при помощи модели сегментирования рынков Б. Шапиро — Т. Бонома с процессом построения «дерева», представленная на рисунке 7.
Анализ анкетирования респондентов позволил сформировать четыре системообразующих (СП) и два вспомогательных (ВП) сегмента участников рынка модной индустрии. Системообразующие сегменты: швейные цеха (доля составляет 38,3%), швейные мастерские (доля — 28,1%), швейные производства (доля — 12,2%) и швейные микромастерские (3,9%). Вспомогательные сегменты: креативные и рекламные компании (доля — 6,4%), фото и PR-агент-ства (5,7%). Основные отличительные особенности сегментов СП и ВП:
Швейные цеха: это индивидуальные предприниматели со стажем предпринимательской деятельности до 10 лет; производственные интересы: развитие компании; смежные интересы: Digital и графический дизайнер, поставщики материалов.
Швейные мастерские: это индивидуальные предприниматели
Таблица 3
Прогнозные оценки отгрузки производства собственных товаров, млн руб. (с учетом доверительного интервала)
Вид деятельности/ период Прогнозные данные с доверительным интервалом, млн руб.
2021 2022 2023 2024 2025
Производство текстил. изделий 915,75-1407,73 896,39-1388,37 877,03-1369,01 857,67-1349,65 838,31-1330,29
Производство одежды 253,61-292,03 262,43-300,85 271,25-309,25 280,07-318,49 288,89-327,31
Производство кожи (-40,73)-(-43,13) (-89,13)-(-5,27) (-137,53)-(-53,67) (-185,93)-(-102,07) (-234,33)-(-150,47)
со стажем предпринимательской деятельности 10—15 лет; производственные интересы: взаимовыгодное сотрудничество; смежные интересы: ритейл и поставщики материалов.
Швейное производство: это руководители (менеджеры) ООО со стажем предпринимательской деятельности 10—20 лет; производственные интересы: развитие компании; смежные интересы: Digital и графический дизайнер, поставщики материалов.
Швейные микромастерские: это самозанятые со стажем предпринимательской деятельности до 10 лет; производственные интересы: развитие предпринимательской деятельности; смежные интересы: поставщики материалов.
Креативные и рекламные компании: это креативные, рекламные компании, Digital и графические дизайнеры со стажем предпринимательской деятельности 10—15 лет; смежные интересы: поставщики материалов, Digital и графический дизайнер; интересы во взаимодействии: новые знания.
Фото и PR-агентства: это фотографы и ЯЛ-агенты со стажем предпринимательской деятельности 10—20 лет; смежные интересы: Digital и графический дизайнер, фотографы, стилисты, ЯЛ-агенты; интересы во взаимодействии: сотрудничество и партнерство.
Проведенный сегментный анализ способствовал:
♦ выделению основных сегментов операторов рынка индустрии моды Приморского края;
♦ определению характеристикси-стемообразующих и вспомогательных сегментов;
♦ формулированию интересов участников рынка в разрезе выявленных сегментов, позволяющих формировать кооперационные связи;
Рис. 7. Модели системообразующего и вспомогательного сегментов операторов рынка индустрии моды Приморского края
♦ установлению возможностей их взаимодействия и описанию перспектив кооперации участников рынка;
♦ выявлению запросов участников рынка, относящимся к системообразующим сегментам и необходимых ресурсов для развития.
Проведенное исследование операторов рынка индустрии моды Приморского края подтвердило обозначенные в ходе маркетингового исследования гипотезы:
♦ выявленные сегменты нуждаются в коллаборации бизнеса;
♦ участники рынка испытывают потребность в финансовых ресурсах для обучения и развития бизнеса;
♦ субъекты рынка заинтересованы в сотрудничестве и партнерстве;
♦ участники рынка нуждаются в государственной поддержке для расширения бизнеса. Приходим к выводу: особенность модной индустрии — эта высокая чувствительность к экономическим изменениям.
«ГавЬюп-сегмент всегда «напрягается», когда начинаются финансовые проблемы, но и первым оживает, если появляется свет в конце тоннеля». В 2021 году на российском рынке наблюдался неожиданный рост продаж, потребители тратили на одежду больше своих возможностей, росли локальные бренды и крупные компании. 2022 год планируется быть напряженным вследствие тяжелого ковидного продолжения и изменившихся экономических условий.
Маркетинговое исследование и анализ показали, что на формирование и совершенствование индустрии моды Приморского края в современных условиях решающее влияние оказывает возможность реализации творческой и коммерческой составляющей предпринимательской деятельности. Успешность работы предприятий индустрии моды определяется интеграцией дизайна и маркетинга, позволяющей создавать и продвигать на рынок модные товары с учетом технологических
инноваций и запросов потребителей. Государственная поддержка и проведение единой стратегии в индустрии позволяет достигать концентрации брендов и поддерживать спрос. В завершенной производственной цепочке создания
и продажи модных товаров важнейшее значение имеет производственная составляющая, контроль над которой позволяет получать технологические преимущества. Интеллектоемкость модных товаров обеспечивается наличием си-
стемы профессиональной подготовки высококвалифицированных кадров, а также профессиональных коопераций, создающихся в рамках регионального проекта «Киберателье и креативные индустрии Приморья».
ИСТОЧНИКИ
1. Седых И.А. Индустрия моды. 2019. URL: https://dcenter.hse.ru/data/2019/06/03/1495959454/ %D0%98%D0%BD%D0%B4%D1%83%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B8%D1%8F%20%D0%BC%D0%BE%D0%B4%D1%8B-2019.pdf (дата обращения 01.06.2022).
2. Фомичева А. Маркетинг в индустрии моды: возможности и особенности развития // Практический маркетинг, 2012. № 8. URL: https://www.marketing.spb.ru/lib-special/branch/fashion.htm (дата обращения 01.06.2022).
3. Брюс М, Хайнс Т. Маркетинг в индустрии моды: комплексное исследование специалистов отрасли. Минск: Гревцов Букс, 2011.
DOI: 10.24412/2071-3762-2022-5302-14-20
Marketing Research of the Primorsky Krai Fashion Industry Market Zhokhova Valentina Vladimirovna,
Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Marketing and Trade, Vladivostok State University of Economics and Service; Gogol str., 4, Vladivostok, Russia, Primorsky Krai, Far Eastern Federal District, 690014 ([email protected])
Yurchenko Natalia Aleksandrovna,
Acting Head of the Department of Marketing and Trade, Associate Professor of the Department of Marketing and Trade, Vladivostok State University of Economics and Service; Gogol str., 4, Vladivostok, Russia, Primorsky Krai, Far Eastern Federal District, 690014 ([email protected])
Purpose: to conduct a marketing research and analysis of the Primorsky Krai fashion industry market for the period 2017 -2020.
Tasks: to review the characteristics of the market of goods produced by designers and representatives of the light industry of Primorsky Krai; to forecast the main indicators of the fashion industry; to determine the market segments of fashion operators in the region.
Result: the conducted review of the market of goods produced by designers and representatives of the light industry of Primorsky Krai showed a reduction in the number of fashionable products and a decrease in demand for it in the period from 2017 to 2020, Forecasting production indicators for the next five-year period by extrapolation revealed that the production of fashionable clothing will become the main prospect for the development of the fashion market; segmentation of the market of the fashion industry of the region contributed to the identification of the main segments of market operators, the definition of their characteristics, capabilities and requests.
Conclusion: The modern fashion industry is an independent sector of the economy, including the production and sale of fashion goods. The features of this unique sector are extreme dynamism, the rapid rate of change of all processes, fierce competition between fashion brands. In order to develop the regional fashion industry market, it is necessary to conduct regular marketing research and analysis, to determine market segments. The conducted research of the fashion industry market contributes to the study of the needs and problems of manufacturers, the needs of potential consumers and channels for promoting modern clothing for making targeted management decisions. To successfully assess the development potential of the fashion sector of the Primorye economy, it is necessary to increase the share of creative industries in the GRP by increasing the production of fashion clothing by 2025.
Keywords: fashion industry market; fashion clothing manufacturers; market research; market analysis; market segmentation; market forecasting.
REFERENCES
1. Sedykh, I.A. (2019) Industriya mody. 2019. Fashion industry, 2019. URL: https://dcenter.hse.ru/data/2019/06/03/ 1495959454/%D0%98%D0%BD%D0%B4%D1%83%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B8%D1%8F%20%D0% BC%D0%BE%D0%B4%D1%8B-2019.pdf (accessed 01.06.2022).
2. Fomicheva, A. (2012) Marketing v industrii mody: vozmozhnosti i osobennosti razvitiya. Marketing in the fashion industry: opportunities and features of development. Practical Marketing, 2012, No. 8. URL: https://www.marketing.spb.ru/lib-special/branch/fashion.htm (accessed 01.06.2022).
3. Bruce, M.; Hines, T. Marketing v industrii mody: kompleksnoe issledovanie specialistov otrasli. Marketing in the Fashion Industry: a comprehensive study of industry specialists. Minsk: Grevtsov Books, 2011.