Научная статья на тему 'Маркетинговые аспекты определения стратегической миссии субъектов кинобизнеса'

Маркетинговые аспекты определения стратегической миссии субъектов кинобизнеса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
105
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Микитъянц К. С.

Важнейшим направлением совершенствования маркетинговой деятельности субъектов кинотеатрального бизнеса является экономически обоснованное выделение различных аспектов их стратегической миссии, так как от этого зависит адекватное маркетинговое представление о структуре обслуживаемых этими субъектами целевых рынков. Необходимость улучшения данного направления деятельности объясняется тем, что в последние годы спектр услуг наиболее прогрессивных в маркетинговом плане киноцентров стремительно расширяется, значительно выходя за рамки традиционно считавшихся профильными услуг кинопоказа

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Маркетинговые аспекты определения стратегической миссии субъектов кинобизнеса»

незасеянное поле

"фабрики грез"

маркетинговые аспекты определения

стратегической миссии субъектов кинобизнеса

Микитьянц К.С.

кандэкон.наук,

доцент

Санкт-

Петербургского государственного университета точной механики и оптики

Важнейшим направлением совершенствования маркетинговой деятельности субъектов кинотеатрального бизнеса является экономически обоснованное выделение различных аспектов их стратегической миссии, так как от этого зависит адекватное маркетинговое представление о структуре обслуживаемых этими субъектами целевых рынков. Необходимость улучшения данного направления деятельности объясняется тем, что в последние годы спектр услуг наиболее прогрессивных в маркетинговом плане киноцентров стремительно расширяется, значительно выходя за рамки традиционно считавшихся профильными услуг кинопоказа.

В научных публикациях, посвященных экономике киноотрасли, в большинстве случаев применяется подход, сводящий все факты диверсификации спектра услуг кинотеатров к категориям «непрофильной» или «сопутствующей» деятельности. Такое узкое понимание сущности кинотеатральной деятельности совершенно не учитывает, что многие из подобных услуг в значительной степени соответствуют исходной роли и различным аспектам стратегической миссии кинотеатров. Обычно используется двоякое толкование маркетинговой направленности деятельности кинотеатров: с одной стороны, как «кинодемонстрационных» и «кинозрелищных» услуг, а с другой, расширительно, как «культурно-досуговых». Первый теоретический концепт носит сугубо

отраслевой характер и обычно используется двоякое

упоминается в том слу- _

чае, если речь идёт о не- толкование маркетинговой

посредственно профильной деятельности деятельности кинотеатров...

кинотеатров в классическом её понимании. В зависимости от контекс- _

та он варьируется у различных авторов от услуг _

«кинопоказа», «кинопросмотра» и «кинодемонстрации» до «кинопрокатных» услуг, хотя в по- _

следнем случае достаточно очевидной является

неправомерность применения подобной кате- _

гории к самому акту трансляции фильма в кинозале. В этом варианте трактовки не учитыва- _

ется тот факт, что кинопрокатная деятельность

осуществляется на субъектном уровне между _

кинотеатром и дистрибьюторами кинопродук- _

ции, то есть речь идёт не о целевом, с позиции стратегической миссии, процессе, а о вспомогательном.

Второй из приведённых концептов применя- _

ется различными авторами, когда речь идёт о деятельности киносетей в целом, и акценты

контекстных ассоциативных взаимосвязей от- _

ражают кинотеатральную деятельность во всей полноте диверсификации её направлений, безотносительно отраслевого аспекта специализации и, тем более, без учёта структуры внутриотраслевого разделения труда. В этом аспекте приводимые определения результата хозяйственной деятельности кинотеатра предполагают его отнесение к категориям «киноконцертных», «культурно-информационных», «культур-

но-досуговых» и «досуговых», а также «шоу- _

концертных» и «шоу-зрелищных» услуг.

Отсутствие единого подхода не даёт возможно- _

сти разработки целостной стратегии маркетинга кинотеатров, затрудняя формирование границ между различными обслуживаемыми ими рынками и их сегментами, а также определение состава и структуры типовых и видовых конкурентов.

Основным принципом, позволяющим чётко и _

логичное структурировать маркетинговую систему кинотеатров, может быть соотнесение содержательной стороны различного рода _

эез

I

оказываемых ими услуг с вектором социально-экономической направленности стратегической миссии кинотеатра и её вариаций на различных уровнях экономической системы. В соответствии с этой исходной установкой целесообразно определять стратегическую миссию кинотеатров на этническом уровне как информационное направление культурно-осветительской и воспитательной деятельности, в рамках которой кинотеатр знакомит зрителя с содержанием кинопродукции, произ-димой на иностранных и отечественных ки-остудиях. На этом уровне структура рынка формируется вокруг социального заказа этноса на информационно-просветительскую деятельность на основе целого спектра потребностей в расширении знаний и удовлетворении любознательности. Поскольку данный вид услуг играет ярко выраженную информационную роль, его можно отождествить с понятиями «кинопоказа» и «кинодемонстрации». Другими словами, роль кинотеатра в достаточно высокой степени может быть соотнесена с аналогичной деятельностью различных средств массовой информации.

В соответствии с этим тезисом, профильная стратегическая миссия кинотеатров на этническом уровне определяется адекватностью их репертуарной политики традиционно-воспитательным и культурно-нравственным целям этноса.В то же время, на этническом уровне возникает и другой аспект кинотеатральной деятельности, связанный с потребностью тех же представителей национального этноса в активном культурном отдыхе, когда кинотеатр выполняет роль культурно-досугового центра.

В этом случае представляется обоснованным отнесение профильных услуг по демонстрации кинофильма в качестве контроль над выбором диверсифицированной

разновидности к категории «культурно-досу-говых».

Поскольку содержание

объективно необходимым

становится цензурный

емых киносетью

фильмов

этих услуг должно быть кинолента, выступая связано непосредствен-

но с организацией сво- промежуточным товаром

бодного времяпрепро-

вождения зрителей до с позиции маркетинга, является

начала сеанса, то к ним

можно отнести боль- лишь контейнером, некой

шинство развлекатель-

ных услуг (игровые ав- упаковкой для истинного

томаты, боулинг, биль-

ярд, шахматы, нарды), товара, то есть для самого

организацию различных выставок и экспо- фильма _

зиций в фойе кинотеатра, а также услуги общественного питания, осуществляемые внутренней для кинотеатра сетью кафе, баров и ресторанов.

На уровне государства возникает еще один _

стратегический вектор, связанный с использованием кинотеатров в качестве инструментов пропаганды и формирования идеологических установок и выгодных ему социокультурных

доминант и критериев оценки. С этих позиций _

объективно необходимым становится цензур- _

ный контроль над выбором демонстрируемых киносетью фильмов. Другими словами, профильная стратегическая миссия кинотеатра _

на государственном уровне определяется в ка- _

честве средства массовой информации и опосредуется адекватностью его репертуарной политики идеологическим, пропагандистским целям государства.

В то же время, на отраслевом уровне профиль- _

ное предназначение кинотеатра лишается идеологической и просветительно-пропагандистской доминанты и сводится только к коммуникативно-трансляционному аспекту. На этом _

срезе, в рамках отраслевого разделения труда между всеми субъектами кинобизнеса, идеологическая и воспитательная компоненты стратегической миссии опосредуются не киносетью, а другими субъектами, разрабатывающими культурно-идеологическое и информационное содержание фильмов и оформляющими его в виде образного и сюжетного содержания. В соответствии с этим тезисом стратегичес-

эле

кая миссия кинотеатров на отраслевом уровне может быть осмыслена в качестве специализированного трансляционного канала, связывающего в качестве коммуникативного посредника зрителя с кинопроизводителем. Таким образом, кинолента, выступая промежуточным товаром с позиции маркетинга, является лишь контейнером, своего рода упаковкой для истинного товара, то есть для самого фильма. На ституциональном уровне для фильма, как кре-вного отраслевого продукта, могут использо-и другие альтернативные информацион-ммуникативные каналы, построенные на значительно различающихся по форме механизмах его «контейнерной доставки» до целевой зрительской аудитории. Эти каналы образуют целую сеть смежных рынков услуг такой доставки и дифференцируются в зависимости от технологии и формы коммуникации.

_ К ним относятся эфирное, кабельное и спутни-

_ ковое телевидение, Internet-трансляция, а также рынки независимых фильмоносителей для цифровых и аналоговых систем домашнего ки-

_ нотеатра (на основе лазерных дисков DivX-CD,

Mpeg4-CD, Video-CD, LD и DVD, с одной стороны, и монофонических, стереофонических

_ и DPL-видеокассет, с другой).

_ Таким образом, на институциональном уровне

_ стратегическая миссия кинотеатров может

рассматриваться в качестве одного из самых эффективных средств обеспечения максимально возможного (с технической стороны) качества кинопросмотра, на институциональном уровне при котором содержащаяся в фильме аудио_для фильма, как креативного визуальная информация должна доходить до отраслевого продукта, могут зрителя в наиболее неискажённом виде.

использоваться и другие

альтернативные

информационно-

коммуникативные каналы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.